Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Необходимость вмешательства государства в функционирование рынка. Экономические функции государства.




 

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

4. Предоставление общественных товаров и услуг

5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

6. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

7. Участие в хозяйственной деятельности.

Рынок по своей природе несовершенен и не призван решать социальные задачи, что в свою очередь вызывает необходимость вмешательства государства.

Несовершенство рынка проявляется в том, что:

1) рынок не способен противостоять монополизации экономики, ограничивающей свободу рыночной конкуренции. Монополисты для извлечения монопольных сверхприбылей диктуют цены, что вызывает необходимость регулирования государством цен на транспорт, услуги связи, электроэнергию, сырье;

2) рынок не заинтересован в производстве общественных благ, особенность которых состоит в том, что ими должны пользоваться все, но не обязаны за них платить. Общественные блага — это не конкурентные товары и услуги, доступные каждому. Например, регулирование дорожного движения с помощью знаков, услуги в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и многие другие. Несмотря на то что они бесплатны для потребителя, они не бесплатны для общества и связаны с издержками, которые не способен нести рынок;

3) рынок не обеспечивает социальные гарантии, не может нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов, не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Все это ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность;

4) рынок не устраняет побочных эффектов, возникающих при росте производства и увеличении общественного богатства. Чаще всего это связано с загрязнением окружающей среды, нарушением экологии;

5) имеют место неполные рынки, например, рынок пенсионного или медицинского страхования. Для их нормального функционирования требуются государственное регулирование и поддержка;

6) несовершенство информации, представляющей собой общественное благо. Без    вмешательства государства информация не может быть полноценной и достоверной.

 

Таким образом, как показывает анализ, вмешательство государства в свободное функционирование рыночного механизма уменьшает эффективность рыночной экономики. Однако такое вмешательство может быть оправдано необходимостью преодоления так называемых «провалов» («фиаско») рынка, к которым относят:

1) низкий уровень жизни малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, детей, студентов, безработных), не владеющих какими-либо факторами производства, доступными для реализации на рынке;

2) возникновение (отрицательных и положительных) внешних эффектов, не учитываемых в равновесной рыночной цене;

3) монополизация рынка в результате конкурентной борьбы.

 

 

Методы государственного регулирования экономики. Границы и последствия государственного вмешательства в экономику. Обеспечение правовой базы, способствующей более эффективному и социально ориентированному функционированию рыночной системы. Антимонопольное законодательство.

 

 

 

Противники активного государственного вмешательства в экономику указывают на его возможные негативные черты:

¦ дороговизну (необходимы значительные ресурсы для содержания бюрократического аппарата);

¦ возможность принятия ошибочных решений вследствие либо недостаточной информации, либо лоббирования;

¦ снижение стимулов к экономической деятельности у предпринимателей в результате повышения налогов и административных барьеров, у социально слабых слоев населения — вследствие возможности существования за счет государственных пособий;

¦ распространение таких негативных явлений, как коррупция и лоббирование.

 

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной само регуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

 

 

Обеспечение правовой базы функционирования рыночной экономики.

Воздействуя на различные сферы общественной жизни, государство выполняет важные функции в жизни любого общества. По отношению к экономике оно уже давно не является «ночным сторожем». На ранней стадии развития капитализма экономическая роль государства заключалась в создании общих условий для функционирования частной собственности и рыночного механизма. В современном обществе эта роль существенно расширилась, что привело модификации механизма воспроизводства, переплетению действия стихийного рыночного механизма с государственным регулированием экономики.
Одной из главных экономических функций государства в современной смешанной экономике является создание и обеспечение правовой основы функционирования рыночной экономики.
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство.

 

конкурентное право (антимонопольное право) — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом. Современная юридическая доктрина выделяет понятие «Конкурентное право», изучающееся в курсе предпринимательского права.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О защите конкуренции" (26 июля 2006 г.).

Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объёма продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

 

24.Сущность и функции предпринимательства.

Предпринимательство, как особый род занятий человека известно, с давних времен. Только в 18 векеР.Кантильон дал ему первое теоретическое объяснение. Важным этапом осмысления сути предпринимательства стали работы Ж. Б.Сэя, в которых предприниматель определялся как человек, организующий других людей в рамках производственной единицы. Основы современной теории предпринимательства были заложены Й.Шумпетером в первой половине XX века. В частности, его идея «созидательного разрушения» развивала представления о сути и характере предпринимательской деятельности. В отличие от простого администратора, который управляет имеющимися в распоряжении ресурсами, для предпринимателя характерно творческое поведение в тех или иных условиях. Если предприниматель приходит к выводу, что сложившейся ситуации должна соответствовать иная структура производства или его организация, он разрушает старую и создает новую, адекватную этим условиям. В этом проявляется «созидательное разрушение».Предприниматель, по Шумпетеру, ориентирован не на статическую эффективность, связанную с поддержанием работоспособности существующей системы, а на динамическую, предполагающую своевременное изменение, развитие управляемой системы. Современная экономическая теория определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей, направленную на получение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целях производства и реализации товара. Если предположить, что организация какого-то дела потребовала от предпринимателя затрат М, то эта деятельность имеет смысл тогда, когда полученный результат М1 будет больше М. Превышение полученного дохода над затратами и составляет прибыль предпринимателя:

М1 - М=∆ М=Р, где M, Р — прибыль.

Предпринимательские решения исходят, прежде всего, от собственников предприятий. Однако по мере развития отношений собственности, расширения ее корпоративных форм предпринимательские решения стали все больше приниматься и наемными менеджерами. Ведь нельзя же по каждому вопросу, скажем, собирать общее собрание акционеров. Ситуация нередко требует немедленного принятия решения. Поэтому собственники и делегируют часть предпринимательских функций наемным управленцам, сохраняя за собой решение стратегических вопросов. Сегодня можно говорить о предпринимательском менеджменте как особой форме предпринимательства. Meнеджер, реализующий предпринимательские полномочия, изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на своем предприятии. Риск — это неотъемлемая черта предпринимательства. Конечно, постоянно рискуют все люди. Выходя из дома в гололед, мы рискуем получить травму от падения, существует угроза, что сорвет водопроводный кран у соседа сверху и затопит вашу квартиру; фермер рискует понести убытки от вымерзания озимых и т. п. Однако избежать потерь в перечисленных случаях — в принципе возможно. Для этого можно обратиться к услугам страховых компаний. Последние определят вероятность наступления страхового случая, возможный ущерб от него и за определенную плату согласятся взять на себя риск. Предпринимательство же связано с нестрахуемым риском. Предприниматель сознательно идет на риск. Он не имеет никаких гарантий в том, что его товар будет куплен, что полученная выручка покроет издержки и принесет ему прибыль. Конечно, умение делать точные расчеты и предвидеть рыночную конъюнктуру снижает вероятность неудачи, но устранить полностью риск невозможно.

Предпринимательство всегда развивается в рамках конкретной экономической системы, базирующейся на той или иной совокупности ценностей и приоритетов. В странах с рыночной ориентированной экономикой для развития предпринимательства создаются наиболее благоприятные условия, закрепляемые законодательством и гарантируемые государством.

Государство сохраняет за собой ряд экономических функций, направленных на поддерживание и координацию функционированиярыночной системы: обеспечение правовой базы и защиту конкуренции; перераспределениедоходов иподдержание оптимальной структуры национального продукта; контроль за уровнем занятости и инфляции; стимулирование экономического роста. Свобода предпринимательства и выбор понимается как принятие субъектами хозяйствования на себя всей полноты ответственности за выбор определённых решений, право приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства и реализации, вступать в ту или иную отрасль или выйти из неё.

Свобода предпринимательства направлена на всемирную активизацию важнейшего экономического ресурса - предпринимательской способности, в лице её конкретных носителей - предпринимателей.

Роль предпринимательства может быть раскрыта через систему взаимосвязанных функций, проявляющихся как на уровне конкретного предприятия, так и на уровне национальной экономики в целом. Как правило, эти функции не осознаются действующими в реальной жизни предпринимателями, однако в целях исследования роли значения предпринимательства как экономического и социально- психологического явления целесообразно произвести анализ его основных функций, к числу которых относятся следующие:

1.Функция принятия основных решений в процессе ведения бизнеса. Экономическая власть рассредоточена внутри составляющих экономику большого числа участников рыночных сделок - субъектов хозяйствования, что составляет основу конкуренции. Механизм конкуренции регулирует пределы для реализации покупателями и продавцами их личных интересов. Успех или неуспех в конкурентной борьбе определяется обоснованностью решений, принимаемых конкретными предпринимателями на всех этапах деятельности; от поиска и фиксации рыночных потребностей до производства и реализации готового продукта.

2. Ресурсная функция. Предприниматель берет на себя инициативу соединения основных факторов производства (земли, капитала и труда) в единый производственный процесс. Поскольку используемые ресурсы являются ограниченными и приобретаются за определенную плату, они

рассматриваются как затраты. Это побуждает предпринимателя бережливо к ним относиться, искать различные способы снижения потребности в них.

3.Инновационная (творческая новаторская) функция.Современный предприниматель, действующий в условиях конкурентно- рыночной среды, сознательно использует инновацию в качество составной части своей деловой стратегии. Под инновацией понимается не само по себе научное открытие или приобретение, а сложный процесс взаимодействия науки, технологии и

рынка, в результате которого научное открытие или приобретение доводится до коммерческого успеха, реализуется в виде нового продукта, производственной технологии, формы организации бизнеса.

Инновационная стратегия предпринимательстваиспользуется как средствопротивостояния тенденции снижения нормы прибыли. Это вынуждает предпринимателя расширять объём продаж и прибыли, увеличивать производительность труда, ускоряя оборачиваемость капитала.

 

 

Независимо от степени новизны продукта или уровня технологии, инновация может быть доведена до стадии коммерческого успеха по каналам государственного сектора, внутреннего предпринимательства и собственно предпринимательства, когда под реализацию новой идеи создается новое предприятие.

Для сохранения предпринимательского духа и инновационного характера деятельности крупные фирмы культивируют внутрифирменное предпринимательство, суть которого заключается в освобождении творческой предпринимательской активности на внутрифирменном уровне.[3]

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом он вынужден взаимодействовать с потребителем как с основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской деятельности, как и наёмный работник, и партнеры по бизнесу.[7]

При изучении теории и практики предпринимательства важное значение имеет категория «объект предпринимательской деятельности», ибо именно с объектом чаще всего связана предпринимательская идея. Объект предпринимательской деятельности - товар, продукт, услуга, т.е. то, что, может удовлетворить чью - либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.[11]

Целью предпринимательской деятельности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль- это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.[6]

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 754.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...