Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Олигополия: характерные черты. Олигополистические рынки и их основные признаки. Ценовые войны. Картели.




Олигополия – это тип рыночной структуры, при которой на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна своими действиями оказывать влияние на рыночную цену. К олигополистическому рынку относится множество реально существующих рынков. Назовем характерные черты олигополистического рынка:

· Небольшое количество фирм в отрасли. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь, сталь), так и дифференцированные (самолеты, автомобили, стиральные порошки, электробытовые приборы, компьютеры, телефонные аппараты и др.).

· Высокие барьеры для вступления в отрасль. Высокие барьеры связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба) - важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.
Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией (в наукоемких отраслях), монополией контроля над редкими источниками сырья (нефтяной картель ОПЕК), запредельно высокими расходами на рекламу.

· Взаимозависимость всех фирм на рынке при установлении цен. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Это проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

· Цены на олигопольном рынке в течение определенного промежутка времени нечувствительны к изменениям рыночной конъюнктуры. Фирмы стараются удержать цену в «жестких» рамках, предпочитая манипулировать объемами производства.

· Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия "олигополия" (греч. "oligos" – несколько, "poleo" – продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании ("Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер") приходилось в 80-е годы свыше 95% национального производства автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей промышленности США (производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах.

· Следует лишь отметить, что эти данные, как и все статистические показатели, обладают очевидными недостатками. Они либо преувеличивают, либо преуменьшают степень концентрации. Преувеличивают, так как не учитывают иностранной и межотраслевой конкуренции (на американском рынке, например, каждый четвертый автомобиль – иностранного производства), а также конкуренции со стороны поставщиков. Преуменьшают, так как оценивается степень концентрации на общенациональном уровне. На уровне регионов или отдельных городов на рынках некоторых товаров и услуг часто господствуют две-три местные компании (производство кирпича, бетона, скоропортящихся пищевых продуктов и т.д.), а то и одна – в России это бывает довольно часто в малых городах, в отдаленных местностях. К тому же, наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.

· Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

 

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма-лидер понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Ценовая война - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. Ценовые войны губительны для тех компаний, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

Признаки рынка олигополии:

1.На рынке от 2-х до 10 производителей, частный случай – дуополия (2 производителя)

2.На рынке производителя как однородный так и дифференцированный товар.

Примерами рынка является машиностроение, химическая, нефтепереработка, черная металлургия, сталелитейное производство. В машиностроении производятся авто как конвейерной установки, так и по способу ручной сборки.

3.Рынок олигополии представлен различным количеством производителей (2-10). Поэтому, чем меньше производителей, тем доля ими занимаемая будет больше.

Рыночная власть рассчитывает через индекс Герфиндаля - Хиршмана,т.е. он характеризует монополистическое поведение рынка.

Н=S12+S22+S32+…+Sn2

S – доли фирм на рынке в процентах, которые суммируются в порядке убывания. (S1-самая высокая доля) и определяется как отношение объемов поставок фирмы к общему составу на рынке. Чем меньше количество участников, тем выше степень монополии.

4. Степень влияния на установление цены на рынке зависит от количества участников, чем их меньше, тем степень влияния выше.

На рынке олигополии ценовое поведение участников взаимообусловлено. Т.е. при изменении цены производитель все время ориентируется на других участников. Т к. в производство вложен значительный стартовый капитал и риски высоки.

Рассмотрим ценовое поведение олигополии:

4.1. Следование за лидером: если крупная фирма повысит цены, конкурирующее окружение следует за ней. В условиях расплывчатой олигополии ( 1 крупная фирма + 6-7 средних и малых)

4.2. Фирмы на реагирование на изменение цен конкурентов (жесткая олигополия: 3-5 равных по объему продаж фирм)

4.3. Ценовая война возникает в случае, когда существующие участники на рынке стараются вытеснить новичка, т.е. начинают сбрасывать цены, а если в случае уменьшения цен самим новичком, как ответным действием фирм на рынке продолжается демпинг, фирмы еще раз попытаются снизить цены, обладая более высоким запасом финансовой устойчивости ( в следствии эффекта масштаба). Как правило после 2-го демпинга новичок ликвидируется с рынка.

5. Чем меньше участников на рынке на олигополии ,тем выше степени возможно использования барьеров для входа на рынок, как и на рынке монополии.

6. Олигополисты в большей степени используют не ценовую конкуренцию – различные способы продвижения продукции: реклама, пропаганда, торговая марка, патенты, авторские права. Ценовая конкуренция (редко используют и приводит к ценовой войне)

Олигополисты, повышая цены, делают это редко и на значительную величину.

Характерной чертой рынка олигополии является стремление его к слиянию фирм, чтобы иметь следующие преимущества на рынке:

· Крупного показателя на рынке, который вынуждает продавца соглашаться на более никие цены за единицу товара;

· Возможность влиять на состав участников на рынке (вновь пришедший выталкивать через ценовую войну)

· Стабильность на определенном сегменте. Условием для эффективного слияния фирм является равенство издержек на единицу продукции.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...