Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первые шаги по визуализации средневекового прошлого. ---Сиренов – от Лицевого свода до художников 18 в.---




 Образы средневековья в культуре раннего нового времени.

 

 


[1] Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. С. 33-67.

[2][2] Мыльников А. С. Картина славянского мира: Взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезыXVI – начала XVIII века. СПб., 1996. С. 45-94.

[3] Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 86.

[4]Леваньский Ю. Старое и новое в польской литературе XVI в. // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1976. С. 27.

[5] Цит. по: Флоря Б.Н. Русско-польские отношения и политическое развитие Восточной Европы во второй половине XVI - начале XVII в. М., 1978. С.13; Базелев Л. Россия в польско-литовской политической литературе XVI в. // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1976. С. 145; Гейштор А. Указ. соч. С. 40-41.

[6]Длугош Я. Грюнвальдская битва. М.; Л., 1962. С. 11-15; см. также: Юргинис Ю.М. Литовские книги XVI в. и проявление в них идей гуманизма // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1976. С. 61.

[7]Меховский М. Трактат о двухСарматиях. М.; Л., 1936. С.98-99.

[8] Литвин М. О нравах татар, литовцев и москвитян. М., 1994. С.86.

[9]Юргинис Ю.М. Указ. соч. С.62.

[10] По классификации, принятой Я.С.Лурье, белорусско-литовские летописи представлены тремя основными сводами общегосударственного характера: свод 1446 г. (по определению В.А.Чемерицкого, “Белорусская первая летопись”, представлен Никифоровской, Академической, Супрасльской и Слуцкой летописями), “Хроника Великого княжества Литовского и Жемайтского” и “Хроника Быховца”. Важнейшие работы о них см.: Данилова И. О литовских летописях //Журнал Министерства народного просвещения. 1840. № 11. С.70-114; SzaraniewiczJ. OlatopisachikronikachruskichXViXVIwiekuazwlaszczao “LatopisieWielikohoKniaztwaLitowskehoiZomojtskeho // RosprawyisprawozdaniazpoziedzenWydzialuhistoryczno-filozoficznegoakademiiUmietnosci..” Krakow., 1882. T. 15. S. 351-423; SmolkaS. Najdawniejszepomnikidziejopisarstwarusko-litewkiego. // PamietnihAkademjiUnaiejetnosciwKrakowie. Wydzialyfilologicznyihistoryczno-filozoficzny. Krakow, 1890. T. 8. S.1-55; Prochaska A. Latopislitewski. Lwow, 1890; Тихомиров И.А. О составе западно-русских, так называемых литовских летописей // Журнал Министерства народного просвещения. 1901. № 3. С. 1-36; № 5. С.7-119; Шахматов А.А. О Супрасльском списке западнорусской летописи // Летопись занятий Археографической комиссии. Вып.13. СПб, 1901. С. 1-16; он же. Записка о западно-русских летописях // Летопись занятий Археографической комиссии. .Вып.13. СПб, 1901. С. 33-49; Багалiй Д. Нарисукраинськоiiсториографii. Т.1. Лiтописи. Вып. 2. Киiв, 1923; Сущицький Т. Захiдньо-руськi-литописиякпам’яткилiтератури.// Збiрнiкiст.-фiлол.вiддiлуУкр.Ак.Наук. Ч.2. Киiв, 1929. С.167-223; Приселков М.Д. Летописание Западной украины и Белоруссии // Ученые записки Ленинградского университета. 1970. № 67. Серия ист.наук. Вып.7. С. 17-21; Чамярыцкi В.А. Белорускiя летапiсы як помнiкi лiтаратуры. Мiнск,1969; Улащик Н.Н. Введение в изучение белорусско-литовского летописания. М., 1985 (здесь помещен подробный обзор историографии вопроса); Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С.38-42, 115-116; он же. Летописи белорусско-литовские (западнорусские) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л.,1989. С. 26-27.

[11] Черты из истории и жизни литовского народа. С.86.

[12]Пащуто В.Т. Образование Литовского государства. М., 1959. С.70; Чемерицкий В.А. История белорусской дооктябрьской литературы. Минск, 1977. С.64.

[13]Улащик Н.Н. Указ. соч. С.172.

[14]Zachara-WawzynczykM. GenezaLegendyorzymskimpochadzeniulitwinow // ZeszytyHistoryczne. UniwersytetWarszawski. T.III. Warszawa, 1963. S.33.

[15] Там же С. 144.

[16]Пашуто В.Т. Образование литовского государства. М., 1959. С. 68-70; Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982. С. 131; Батура Р.К., Пащуто В.Т. Культура Великого княжества Литовского // Вопросы истории. 1977. ; 4. С. 113; Улащик Н.Н. Указ. соч. С. 136.

[17] Антонович В.Б. Указ. соч. С.15.

[18]Сущицький Т. Захiдньо-руськiлитописиякпам’яткилiтератури // Збiрнiкiст.-фiлол. вiддiлуУкр. АН. Ч.2. С.167-223; Багалiй Д. Нарисукраїньскоiiсторiографii. Київ, 1923. Т.1. Лiтописи. Вып.2. С. 126-127; Пашуто В.Т. Образование Литовского государства. С. 70.

[19]Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства.. С.156-157.

[20] Рогов А.И. Русско-польские культурные связи в эпоху Возрождения (Стрыйковский и его “Хроника”) . М., 1966. С. 126-127; Улащик Н.Н. Указ. соч. С.130, 138.

[21] См. об этом: Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М., 1998. С. 193–210.

[22] Алексеев А.И. «Спиридон рекомый, Савва глаголемый» (заметки о сочинениях киевского митрополита Спиридона) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. №3(41). С. 6.

[23] Павлов С.Н. Иван Иванович Бриллиантов – историк Ферапонтова // Ферапонтовский сборник. М., 1985. Вып. 1. С. 30–31.

[24] Гольдберг А.Л. К истории рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 30. С. 208.

[25] К концу XV в. Послание о Мономаховом венце вперые отнес А.А. Зимин (Зимин А.А. Античные мотивы в русской публицистике конца XV в. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 129–133). В.И. Ульяновский предлагает иной взгляд на биографию Спиридона-Саввы и не признает его авторство относительно Послания о Мономаховом венце (Ульяновський В.I. Митрополит Киiвський Спиридон. Киiв, 2004. С. 30–35).

[26]Сиренов А. В. Сердоликовая крабица московских князей XIV–XVI вв. как царская инсигния // StudiaSlavicaetBalcanicaPetropolitana. 2014. №2. С. 57–66.

[27] Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. С. 84.

[28] Синицына Н. В. Третий Рим… С. 200–210.

[29]Щавелева Н. И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша. (Кн. I–VI). М., 2004. С. 214-215.

[30] Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 25-26.

[31] Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 26-27.

[32] Казакова Н.А. Полные списки русского перевода «Хроники всего света» Марцина Бельского // Археографический ежегодник за 1980 год. М., 1981. С. 93; Творогов О.В. Хроника Мартина Бельского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. С. 497; Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII веков: Библиографические материалы. СПб., 1908. С. 103.

[33] Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 31-34.

[34] Наиболее подробное в историографии исследование традиции о Чехе, Лехе и Русе принадлежит российскому слависту А. С. Мыльникову: Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезыXVI – начала XVIII века. СПб., 1996. С. 139–203. См. также: KlaićV. PričaoČehu, LehuiMehu // Vienac. 1889. Br. 21. S. 91–92; Idem. Slikeizslavenskepovjesti. Zagreb, 1903. S. 5–17;Шишић Ф. ИмеХрват и Србин и теориjе о досељењуХрвата и Срба. Додатак: Идеjа словенскепрадомовине у Подунављу. Биологиjа приче о Чеху, Леху и Меху // Годишњица Николе Чупића. 1922. Књ. 35. C. 33–49; Флоровский А. В. Легенда о Чехе, Лехе и Русе в истории славянских изучений // Sborníkprací I. sjezduslovanskýchfilologů vPraze 1929. SvazekII. Přednášky / UspořádaliJ. Horák, M. Murko, M. WeingartaS. Petíra. Praha, 1932; AntonínR. ČechaLech. Polácivesvĕtĕ českýchkronik13. a 14. století // Advitamethonorem : profesoruJaroslavuMezníkovipřátelé ažácikpětasedmdesátýmnarozeninám / Red. T. Borovský, L. Jan, M. Wihoda. Brno, 2003. S. 291–304; Tenšek M. Krapinaipriče o Čehu, LehuiMehu. Krapina, 2005; Bláhová M. Tercius Lech... plantavittotamSilesiam: die Wiederspielung des Wissens um die Zusammengehörigkeit der SchlesierzurBöhmischen Krone in der Historiographie des Spätmittelalters // Die Kronländer in der Geschichte des böhmischenStaates. V, Geschichte - Erinnerung - Selbstidentifikation. Die schriftlicheKultur in den Ländern der Böhmischen Krone im 14.-18. Jahrhundert. Praha, 2011. S. 14–26;Bláhová M. Představy o společném původu Čechů a Poláků ve středověké historiografii // Historia Slavorum Occidentis (Toruń). 2012. Rocz. 2. Cz. 2 (3). S. 236–256; Leśniwska D. Kým byli Slované pro naše předky? Kořeny „slovanskémyšlenky“ v české a polskéhistoriografiipředpolovinou 18. století // StudiaMediaevaliaPragensia. 2012. Vol. XI. S. 227–263.

 

[35]Козьма Пражский. Чешская хроника / Пер. Г. Э. Санчука. М.,1962. C. 30.

[36]KronikatakřečenéhoDalimila / Ed. M. Bláhová, překl. M. Krčmová, přebás. H. Vrbová. Praha; Litomyšl, 2005. S. 25.

[37] Хотя, стремясь выявить в рассказе хроники пресловутое историческое зерно, исследователи обращали внимние на присутствие имени Лех в ранней чешской антропонимии (чешский князь Лех упоминается во франкских источниках под 805 г.), едва ли факт наличия такого имени у западных славян является релевантным при интерпретации фразы: характер оборота «лех по имени Чех» не дает оснований считать определение «лех» личным именем.

[38]PulkavovaKronikačeská / Ed. J. Emler, J. Gebauer. Praha, 1893. P. 50.

[39] Как отмечает М. Благова, до появления Хроники ПржибикаПулкавы чешская историография долгое время ограничивалась воспроизведением этногенетического мифа о Чехе: ни Моравия, ни Силезия чешскую историческую мысль не занимали. Впервые об общем происхождении чехов и поляков было заявлено (в самой общей форме) в послании чешского короля ПржемыслаОттокараII, составленном Индржихом из Изернии (Bláhová M. Představy o společném původu Čechů a Poláků… S. 245).

[40] В современной историографии такую возможность допускает чешский исследователь Р. Антонин (AntonínR. ČechaLech… S. 295), однако М. Благова справедливо считает это маловероятным (Bláhová M. Představy o společném původu Čechů a Poláků… S. 250).

[41] См. подробно: KürbisB. DziejopisarstwowielkopolskieXIIIiXIVw. Warszawa 1959. S. 100–225;Derwich M. Janko z Czarnkowa a KronikaWielkopolska // ActaUniversitatisWratislaviensis. Historia. 1985. Vol. I, 1985. S. 127–162.

[42]Bláhová M. Představy o společném původu Čechů a Poláků… S. 252.

[43]Długosz J. Roczniki, czylikronikisławnegoKrólestwaPolskiego. T. I. Warszawa, 1961.

[44] Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 150.

[45] См. об этом: Кибинь А. С. Ян Длугош, Русь как продолжение Польши и Дулеб, прародитель дулебов // Исторический формат. 2015. № 4. С. 297–311.

[46]Wolfram H. Einleitung oder Überlegungen zur Origo Gentis // Typen der Ethnogenese unter besonderer Berücksichtigung der Bayern. Teil 1 / Hrsg. von H. Wolfram und W. Pohl. Wien, 1990. S. 19–34. Idem. Origo et religio. Ethnic traditions and literature in early medieval texts // From Roman Provinces to Medieval Kingdoms / Ed. by Thomas F. X. Noble. London; New York, 2006. P. 57–74.

[47] Начиная по крайней мере с XIX в. в чешской историографии не прекращались попытки научной рационализации легенды о Чехе, а именно интерпретации ее как отражения исторических процессов эпохи ранних славянских миграций и формирования Чешского княжества (историческая школа) и/или архаических славянских космогонических представлений (мифологическая школа). Последняя и, пожалуй, наиболее фундированная попытка такого рода принадлежит чешскому медиевисту Д. Тржештику: TřeštíkD. Mýtykmene Čechů (7.-10. století). Třistudieke «starýmpověstem českým». Praha, 2003. В духе мифологической школы исследователь трактует легенду о Чехе как проявление славянских космогонических представлений языческой эпохи, большое внимание уделяя известию о пенатах и горе Ржип, интерпретируемой как сакральный центр гентильной общности. Как и все предшествующие попытки выявления в легенде следов архаического мировоззрения племенной эпохи, данное толкование основывается, главным образом, на привлечении сравнительно-исторического материала и структуралистской интерпретации обнаруживаемых в нем параллелей, а потому остается весьма умозрительным.

[48] О функциях этногенетических легенд эпохи классического Средневековья см.: ReynoldsS. Medieval «originesgentium» andthecommunityoftherealm // History. 1983. Vol. 68. No. 224. P. 375–390.

[49]BanaszkiewiczJ. KronikaDzierzwy — problemwykładudziejówojczystychwXIVwieku // Studia Źródłoznawcze. 1979. T. XXII. S. 89–95.

[50]PřibíkPulkavazRadenína. Kronika česká // KronikydobyKarlaIV / Ed. M. Bláhová, J. Zachová. Praha, 1987. S. 250.

[51] «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI–XIII вв. / Пер. Л. М. Поповой; вступ. статья и комментарии Н. И. Щавелевой. М., 1987. С. 52.

[52]DługoszJ. Roczniki, czylikronikisławnegoKrólestwaPolskiego. T. I. Warszawa, 1961.

[53]Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. Сокровенное сказание монголов. Рязань, 2009.

[54]StryjkowskiM. Kronikapolska, litewska, żmudzkaiwszystkiéjRusi. Warszawa, 1846.

[55] См. подробный обзор вариантов библейской генеалогии: Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 21–31.

[56] См. о них: Blažević Z. Ilirizamprijeilirizma. Zagreb, 2008.

[57] Цитируем перевод А. С. Мыльникова: Мыльников А. С. Картина славянского мира…С. 167.

[58]Pribojević V. O podrijetluislaviSlavena / Preveli V. Gortan, P. Knezović. Zagreb, 1997. S. 102.

[59]Madunić D. Strategies of distinction in the work of VinkoPribojević // Whose love of which country? Composite states, national histories and patriotic discourses in Early Modern East Central Europe / Ed. by B. Trencsényi and M. Zászkaliczky. Leiden; Boston, 2010. P. 180–185.

[60]Орбини М. Славянское царство. Происхождение славян и распространение их господства / Пер. Ю. Куприкова. М., 2010. С. 64.

[61] См. анализ аргументации Пикколомини: Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 147–149.

[62]Hájek z Libočan V. Kronikačeská / Ed. J. Linka. Praha, 2013. S. 50–70.

[63] Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 158.

[64] Обзор датировок миграции см.: Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 161–162, 174–177.

[65] См. особенно: BrtáňR. Barokový slavismus. Praha, 1939.

[66] Алимов Д. Е. «Готско-славянское» королевство: раннесредневековый Иллирик в дискурсивном пространстве этнопоэзиса // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и фиология». Т. 27. Вып. 4. С. 516–525.

[67]Бранковић Ђ. Хронике славеносрпске / Приредила А. Кречмер; уредник Н. Стипчевић. Београд, 2008. Књ. 1.

 

[68]Pavlović C. Publikairepertoarhrvatskihkazališta 1701–1800 // DaniHvarskogakazališta: Građairaspraveohrvatskojknjiževnostiikazalištu. 2016. Vol. 42 No.1. S. 11; S. 11; Angyal E. Die slavischeBarockwelt. Leipzig, 1961. S. 96.

[69] Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 197–199.

[70] Мыльников А. С. Картина славянского мира… С. 225–232.

[71]Dobner G. (ed.) WenceslaiHagek a Liboczan, AnnalesBohemorum e bohemicaeditionelatineredditi, et quibusdamnotisillustrati a P. Victorino a S. Cruce e scholispiis. Nunc plurimisanimadversionibushistorico-chronologico-criticis, nec non diplomatibus, literispublicis, re genealogica, numaria, variique generis antiquisaeriincisismonumentisaucti a P. Gelasio a S. Catharina ejusdeminstitutisacerdote. ParsI. Praha, 1761.

[72] См. обзор: Ягич И. В. История славянской филологии. М., 2003. С. 76–78.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...