Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Письмо. Подготовка к письму
Тема. Формирование навыков письма.
Оборудование: цветные полоски (из плотной бумаги, картона); трафареты геометрических фигур; карандаши.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Пальчиковая гимнастика:
Идут четыре брата.
Навстречу им старшой.
— Здорово, Большак!
—Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
и крошка-Тимошка.
На первую строчку — большой палец согнут на ладони, на вторую строчку — большой палец противопоставлен остальным четырем,
на третью и четвертую строчку — кончики большого пальца и остальных четырех пальцев соединяются вместе. На пятую строчку соединяются кончики большого пальца и указательного.
На шестую строчку соединяются кончики большого пальца и среднего.
На седьмую строчку соединяются кончики большого пальца и безымянного.
На восьмую строчку соединяются кончики большого пальца и мизинца.
| — способность действий по подражанию и образцу;
| 2. Работа с цветными полосками.
Учитель располагает в определенной последовательности цветные полоски.
Дети на парте выкладывают полоски в той же последовательности.
При необходимости оказывается помощь.
(все полоски одного цвета)
| —сформированность предметно- манипулятивных действий;
— умение работать по образцу;
— темп и последовательность действий;
— интерес;
— наличие положительной эмоциональной реакции;
— моторные умения;
— пространственное восприятие;
— возможности счета.
| 3. Обводка по трафарету квадрата и прямоугольника.
Штриховка в заданных направлениях
| — графомоторные навыки.
|
Самообслуживание
Тема. Части тела.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Пальчиковая игра.
Кран откройся,
Кран откройся,
Нос умойся, нос умойся,
Щеки, уши, рот, глаза
И конечно голова.
Шея, шея умывайся,
Плечи, грудь, живот, спина,
Руки, ноги.
Вот и я.
На первые 2 строчки имитация пальцами правой руки открывания крана.
При перечислении частей тела слегка обеими руками их поглаживаем.
На последней строчке — руки складываем на груди и говорим «Вот и я».
| — состояние моторики;
—синхронность движений обеих рук;
—координация движений;
—возможности подражания;
—произвольность движений;
| 2. Учитель просит показать и назвать части тела.
| — умение ориентироваться в схеме собственного тела;
— знание и называние частей тела;
— состояние речи;
| 3. Игра «Найди у себя». Учитель показывает на себе, например, ухо. Дети показывают у себя.
| — интерес;
— внимание;
—способность к целенаправленной деятельности.
| 4. Игра «Угадай».
Вариант 1. На столе у педагога находится корзина, покрытая салфеткой. Дети поочередно опускают руку в корзину под салфетку и по заданию педагога достают одну палочку (ракушку, орех и т.п.) или много палочек.
Вариант 2. Поочередно каждому ученику платком завязывают глаза. На одной руке ребенка педагог зажимает своей рукой один палец, на другой 3-4 пальца. Ребенок должен определить на какой руке зажат один палец, а на какой много.
| — интерес;
— понимание задания;
—умение быть последовательным в работе;
— соотношение слова с реальным предметом и количеством;
— особенности тактильного восприятия;
— возможности концентрации внимания.
|
Пятница
Счет
Тема.Один — много.
Оборудование:таблицы с изображением предметов, индивидуальные конверты с набором картинок; корзина, счетный материал
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Учитель вывешивает на доске таблицы с изображением знакомых предметов (шар — шары, пирамидка — пирамидки, матрешка — матрешки и др.) и просит назвать их.
| — знание названий знакомых предметов;
| 2. Дети должны показать, где много, где один. Затем детям предлагается из своих конвертов вынуть картинки и по инструкции показать, где много, где один предмет.
3. После этого дети рассматривают учебные вещи.
Показывают много карандашей — один карандаш; много тетрадей — одна тетрадь и т.д.
| — сформированность понятий много-один;
— зрительное восприятие;
|
Письмо
Тема. Формирование навыков письма.
Оборудование: цветные полоски, карандаши.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Пальчиковая гимнастика.
Вот как пальчики шагают
— И мизинец, и большой,
Указательный и средний,
Безымянный — вот какой!
Вот какие наши ручки,
Лихо пляшут у ребят,
Вот какие наши ручки,
Веселятся и шалят.
Кисти рук лежат на столе.
На первую строчку кисти обеих рук поднимаются и опускаются.
Затем руки сгибаются в кистях и на название каждого пальца производится постукивание по столу.
На 6-7 строчки кисти рук поднимаются и опускаются.
На 8 строчку хлопаем в ладоши.
| — состояние моторики;
—дифференцированность движений кистей обеих рук;
— синхронность движений обеих рук;
| 2. Учитель располагает на доске поочередно по два различных сочетания цветных полосок (количество полосок в каждом сочетании одинаково).
Дети рассматривают, находят сходства, различия.
Затем детям предлагают расположить у себя на парте цветные полоски в таких же сочетаниях (по образцу).
Если дети не выполняют по образцу, то задание выполняется по подражанию.
| — состояние аналитико-синтетической деятельности;
— способность устанавливать тождества;
— характер деятельности (по образцу);
| 3. Письмо по точкам (соединение точек линиями).
| — возможность целенаправленной деятельности;
— навык держания карандаша.
|
Рисование
Тема.Праздник.
Оборудование: бумага, кисточки, краски.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1.На столе стоят предметы для рисования.
Дети называют и показывают их.
По возможности говорят о их предназначении.
На партах у детей лежат листы бумаги.
Дети показывают по инструкции педагога верх, низ, середину листа, правую, левую стороны.
| — интерес;
— словарный запас детей;
— состояние пространственной ориентировки на листе бумаги;
— знание слов, обозначающих пространственные направления;
| 2. Учитель осуществляет с детьми подготовительные упражнения: проведение кисточкой по тыльной стороне руки, ладони; по щеке; отрабатывает снятие воды с кисточки в банку, вытирание кисточки о тряпку и т.д.
3. Комментированное рисование. Затем учитель на листе, закрепленном на доске, краской одного цвета способом примакивания наносит пятна кистью на всю поверхность листа.
Примерная речь учителя: «Начался учебный год.
В школу пришли дети. Это большой праздник».
4. Подготовка рабочего места.
Каждый ребенок выбирает понравившийся ему цвет.
Учитель предлагает нарисовать то же самое на своих листах. Практическая деятельность детей.
Учитель оказывает необходимую помощь.
| — произвольность внимания;
— интерес;
— сформированность предметных действий;
— состояние навыков рисования;
— состояние движений кистей рук;
— умение переключаться с одного действия на другое;
— способность целенаправленной деятельности;
| 5. Рассматривание готовых работ.
Дети называют цвет, которым они рисовали, и цвет, выбранный их товарищами.
| — самоконтроль;
— умение адекватно оценивать собственную работу и работу своих товарищей;
— знание цвета.
|
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
Понедельник
Чтение
Тема.Русская народная сказка «Репка».
Оборудование:фланелеграф, трафареты персонажей сказки, картинки с изображением животных, экран
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1.На доске фланелеграф.
Учитель читает сказку «Репка», сопровождая чтение показом на фланелеграфе трафаретов персонажей.
Учитель задает вопросы по содержанию.
| — интерес;
— умение слушать;
— устойчивость внимания;
— понимание речи взрослого;
— состояние фразовой речи, фразы;
— словарный запас;
| 2. Игра «Чей голос?»
На трафаретах у детей картинки с изображением собаки, кошки, мышки.
За экраном педагог имитирует голос одного животного (например, мышки «пи-пи» и т.д.).
Необходимо показать соответствующую картинку и назвать чей голос.
| — концентрация внимания;
— слуховое восприятие;
— состояние произносительной стороны речи;
— запас сведений об окружающем.
|
Письмо
Тема.Письмо линий различных конфигураций.
Оборудование:Индивидуальные настольные доски, ящик с мокрым песком, губки, карандаши, листы бумаги.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Пальчиковая игра.
Землю мы копаем,
Репу сеем там,
Затем мы поливаем,
И конечно ждем,
| — координация движений обеих рук, моторика, переключаемость движений;
— внимание;
| Репа вырастает,
И мы ее возьмем.
На первую строчку — имитация копания земли.
На вторую — пальцы собраны в щепотку, сеем.
На третью — плавные движения руками слева направо.
На четвертую — руки скрестили на груди.
На пятую — смыкаем руки в большой круг перед грудью.
На шестую — руки опущены вдоль тела.
|
| 2. Игра «Пройди по дорожке».
На полу нарисованы линии:
Дети должны пройти по ним.
| — координация крупных движений;
— сформированность зрительно-моторной координации;
— волевые усилия, произвольность движений;
— пространственное восприятие;
— сформированность моторных умений.
| 3. Учитель предлагает каждому ребенку провести указательным пальцем по мокрому песку в ящике дорожки такой же конфигурации, как и в игре.
4. На парте у каждого ученика настольная доска.
На доске нарисованы мелом две дорожки: прямая и волнистая.
Дети обводят пальцем дорожки.
Затем ведут по ним влажной губкой (стирают).
|
| 5. Усложненный вариант.
Дети обводят дорожки на листе бумаги карандашом, а некоторые пробуют изображать их самостоятельно.
|
|
Ритмическая игра
Оборудование: бубны, погремушка, барабан, колокольчик, деревянные палочки.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Упражнение на развитие координации движений обеих рук, моторики пальцев рук.
Педагог рассказывает детям стихотворение «Овощи» Ю. Тувима, сопровождая его движениями. Дети повторяют.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе
— Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, Капуста, Морковка, Горох,
Петрушка и свекла. Ох!..
На первые две строчки строфы — ритмические хлопки в ладоши.
При произношении слова «картошка» — вытягивают два кулачка перед собой;
«капуста» — смыкают руки в большой круг перед собой; «морковка» — ладони обеих рук плотно прижаты друг к другу;
«горох» — делаем «горошины», поочередно соединяя большой пальцем с остальными (сначала на правой руке, потом на левой);
«петрушка» — вращение перед собой кистями рук;
«свекла» — кулачок правой руки обнимаем левой ладонью.
| — способность выполнять действия по подражанию;
— координация движений обеих рук, моторика, переключаемость движений;
| 2. Игра «Повтори».
Учитель ударяет по бубну рукой. Дети повторяют услышанное. (Один удар; два удара;
короткий-короткий-длинный;
длинный-короткий-короткий и т.п.)
| — слуховое восприятие;
— способность соблюдать ритм;
— сосредоточенность и устойчивость внимания;
| 3. Игра «Отгадай, что звучит». На столе у учителя две пары: колокольчик-погремушка; барабан-деревянные палочки.
4. Учитель спрашивает названия инструментов.
При затруднении называет их сам.
Затем учитель знакомит детей со звучанием каждого инструмента.
На столе остаются два инструмента одной из пар.
Дети закрывают глаза.
Учитель играет на одном из инструментов.
Нужно назвать этот инструмент и по возможности назвать его.
| — знание названий предметов;
— эмоциональная реакция;
— наличие интереса;
— слуховая память.
|
Вторник
Развитие речи
Тема. Русская народная сказка «Репка».
Оборудование: картина; фланелеграф, фигурки персонажей сказки
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики».
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.
На первые две строчки — поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу.
Затем хлопать в ладоши.
Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста.
| — состояние мелкой моторики; — интерес;
— адекватность эмоциональной реакции;
| 2. Учитель вывешивает на доску картину с изображением сказки «Репка». Рассматривание картины. Воссоздание детьми содержания сказки по поставленным педагогом вопросам с опорой на картину.
| —внимание при рассматривании;
— возможности воспроизведения знакомого содержания с опорой на наглядный образец;
| 3. Работа с фигурками персонажей сказки «Репка».
На сюжетной картинке изображены все персонажи сказки, стоящие друг за другом и тянущие репку.
Ребенку нужно выложить на фланелеграфе фигурки персонажей в правильной последовательности (образец-картина перед глазами).
| — сформированность пространственного восприятия, аналитико-синтетической деятельности;
— зрительное восприятие;
— умение пользоваться образцом;
— состояние речи (словарь, фраза, произношение).
|
Счет
Тема. Понятия большой, маленький.
Оборудование: натуральные овощи; коробки с предметами разных размеров, карточки.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1.Учитель демонстрирует две натуральные репки разных размеров. Показать большую репку. «А это какая?»
Затем дети определяют величину остальных овощей — огурцов, помидоров, картошки и т.п. «Что это такое?»
| — зрительное восприятие;
— сформированность понятий большой, маленький;
— способность различать величину;
— знание названий величины;
— знание названий рядовых категорий;
| 2. На партах у детей коробки с предметами (пуговицы, расчески, ложки, матрешки и т.п.). Необходимо разложить их на две группы по величине.
| — различение величины;
— зрительно-моторная координация;
— способность делать обобщение с учетом величины;
| 3. Детям поочередно раздаются карточки. Необходимо закрасить только маленькие, только большие фигуры.
| —аналитико-синтетические способности мышления.
|
Конструирование
Тема. Выкладывание фигур из палочек.
Оборудование: счетные палочки; картинки у педагога, карточки у детей с изображением предметов школьной комнаты.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Учитель вывешивает на доске, а дети у себя на столе находят и называют картинки с изображением стола, стула, окна. Учитель просит показать эти предметы в комнате.
| — Способность воспроизведения усвоенного;
— пространственная ориентировка; — способность соотносить реальный предмет и его изображение;
| 2. Затем учитель под картинкой с изображением стола строит стол из палочек.
Дети должны выложить из палочек стол на парте. Сохраняя последовательность этапов работы, учитель демонстрирует процесс построения стула и окна.
Дети выкладывают на парте из палочек стул и окно.
| — сформированность предметных действий;
— зрительно-моторная координация; — умение действовать по образцу;
—сформированность пространственного восприятия.
— способность целенаправленной деятельности с опорой на образец.
|
Среда
Чтение
Тема.Овощи. (Рассказ по опорным картинкам)
Оборудование:4 сюжетных картины по стихотворению. Ю. Тувима «Овощи»:
«Хозяйка несет овощи в корзине», «Овощи на столе»,
«Хозяйка режет овощи на столе»,
«Горшок стоит на плите»; картинки с изображением овощей
Содержание занятия
| Что выявляется
| . На столах у детей картинки с изображениями овощей (картошка, капуста, морковь, горох, петрушка, свекла).
Учитель рассказывает стихотворение Ю. Тувима «Овощи»:
На строчку «Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла» вывешивает на доску первую сюжетную картинку.
Дети при перечислении овощей должны показать картинки с изображением овощей и назвать их.
На строчку «Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле» вывешивает на доску вторую сюжетную картинку.
Дети при перечислении овощей должны показать картинки с изображением овощей и назвать их.
На строчку «Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала» вывешивает третью сюжетную картинку. Дети при перечислении овощей должны показать картинки с изображением овощей и назвать их.
На строчку «Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели в крутом кипятке» вывешивает четвертую сюжетную картинку. Дети при перечислении овощей должны показать картинки с изображением овощей и назвать их.
2. Учитель задает детям вопросы по сюжетным картинкам: Что принесла хозяйка: Откуда принесла хозяйка овощи? Кто спорил на столе? Что крошила хозяйка? Чем хозяйка крошила овощи? Во что хозяйка положила овощи? Где кипели овощи?
3. Усложненный вариант. Попросить детей пересказать стихотворение.
| — особенности внимания;
— способность запоминания; — способность воспринимать обращенную речь;
— понимание обращенной речи;
— состояние фразовой речи, словаря;
— точность употребления слов, знание обобщающего слова;
— умение составить рассказ по опорным картинкам.
|
Счет
Тема. Понятия большие, маленькие, одинаковые.
Оборудование: таблицы, карточки с изображением фигур разных размеров.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. На доске таблицы, на которых изображены фигуры большие, маленькие, одинаковые.
| — зрительное восприятие;
|
Лепка
Тема. Лепка репки.
Оборудование, картина с изображением сказки «Репка»; натуральная репа для каждого ребенка; материал для лепки; подкладочные доски.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Пальчиковая игра
Землю мы копаем,
Репу сеем там,
Затем мы поливаем,
И конечно ждем,
Репа вырастает,
И мы ее возьмем.
На первую строчку — имитация копания земли.
На вторую — пальцы собраны в щепотку, сеем.
На третью — плавные движения руками слева направо.
На четвертую — руки скрестили на груди.
На пятую — смыкаем руки в большой круг перед грудью.
На шестую — руки опущены вдоль тела.
| — координация движений обеих рук, моторика, переключаемость движений;
— внимание;
— способность воспроизведения действий по памяти (см. урок);
| 2. Учитель вывешивает на доску картину с изображением сказки «Репка», где все персонажи, взявшись друг за друга, вытянули репку. С помощью вопросов, поставленных
Учитель, у детей уточняется знание что посадил и вырастил дед. Затем учитель раздает каждому ученику по натуральной репке. Дети ее рассматривают, ощупывают, называют цвет, форму.
3. Ученикам предлагается выбрать материал для лепки того же цвета.
4. Учитель демонстрирует последовательность действий по лепке репки.
| — интерес при рассматривании;
— уровень речевого развития и запас представлений; — память;
— способность зрительного и мыслительного анализа. — понимание цели задания; — устойчивость и объем внимания;
— знание цвета, формы;
— возможности зрительного восприятия.
| 5. Практическая работа детей.
| — целенаправленность деятельности;
— уровень сформированности деятельности (совместные действия, отбразительные действия, действия с опорой на образец, на речевую инструкцию);
— умение использовать помощь взрослого;
| 6. Оценка результатов работы.
| — умение анализировать выполненную работу, сравнивать свою работу с образцом и с работами других детей.
|
Четверг
Письмо
Тема. Обводка бордюров.
Оборудование: индивидуальные настольные доски, ящик с мокрым песком, влажные губки, листы бумаги, карандаши.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Пальчиковая игра.
Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
На первую строчку ребром одной ладони ударяем о ладонь другой руки.
На вторую строчку кулаком одной руки делаем движение вниз-вверх по ладони другой руки.
На третью строчку обеими руками движение щепотью.
На четвертую строчку сжимание-расжимание пальцев обеих рук.
| — состояние моторики;
—произвольность движений;
| 2. Игра «Пройди по дорожке». На полу нарисованы линии:
Дети должны пройти по ним.
3. Учитель предлагает каждому ребенку провести указательным пальцем по мокрому песку в ящике дорожки такой же конфигурации, как и в игре.
| — координация крупных движений;
— сформированность зрительно-моторной координации;
— волевые усилия, произвольность движений;
— пространственное восприятие;
— сформированность моторных умений.
| 4. На парте у каждого ученика настольная доска. На доске нарисованы мелом две дорожки такой же конфигурации, как и на полу. Дети обводят пальцем дорожки. Затем ведут по ним влажной губкой (стирают).
|
| 5. Усложненный вариант. Дети обводят дорожки на листе бумаги карандашом, а некоторые пробуют изображать их самостоятельно.
|
|
Развитие речи
Тема.Русская народная сказка «Репка».
Оборудование:последовательная серия картинок сказки «Репка»
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Беседа по содержанию сказки. Выкладывание на доске серии последовательных картинок с содержанием сказки «Репка». Пересказ детьми сказки с опорой на серию последовательных картинок.
| — запас имеющихся представлений;
— память;
— способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации;
— умение составлять рассказ по серии последовательных картинок;
— речевые возможности (словарь, фразы и др.);
| 2. Детям раздаются карточки с серией последовательных картинок сказки «Репка». Необходимо самостоятельно выложить последовательность.
| — эмоциональные реакции детей;
| 3. Игра «Кого не стало?» Учитель убирает картинку с одним персонажем. Дети должны назвать кого нет.
| — умение переноса знаний в новую ситуацию.
| 4. Игра «Поставь на место». Отсутствует картинка с одним персонажем. Необходимо найти ей место.
| — интерес;
|
Самообслуживание
Тема. Знание частей тела.
Оборудование: сюжетные картинки, картинки с изображением эмоционального состояния человека
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Дети показывают части тела по названию.
Дети показывают правую руку, ногу, глаз, ухо; левую руку, ногу, глаз, ухо;
| — знание частей собственного тела;
— знание правой-левой стороны;
| 2. Игра «Отгадай». Дети с закрытыми глазами должны отгадать: правую или левую руку взял учитель; до какой ноги дотронулся; какое ухо погладил.
| — тактильные ощущения;
— восприятие собственного тела;
— сформированность пространственного восприятия;
| З. Игра «Кто какой?» На доске вывешены три картинки с изображением эмоционального состояния человека: страх, радость, гнев. Учитель последовательно рассказывает три истории.
История 1. (Вывешивается сюжетная картинка). Ученики дежурили по столовой. У одного ученика упала чашка и разбилась. Он сильно испугался. Дети должны выбрать картинку с соответствующей эмоциональной реакцией.
История 2. (Вывешивается сюжетная картинка). Сегодня у детей на полдник арбуз. Он вкусный, сладкий и сочный.
Дети должны выбрать картинку с соответствующей эмоциональной реакцией.
История 3. (Вывешивается сюжетная картинка). Дети съели арбуз и оставили после себя повсюду корки и косточки. В столовую вошла повар и рассердилась на ребят. Дети должны выбрать картинку с соответствующей эмоциональной реакцией.
| — адекватность эмоциональных реакций;
— понимание ситуаций;
— понимание эмоциональных состояний.
|
Пятница
Счет
Тема. Дифференциация геометрических форм: круг, квадрат, треугольник.
Оборудование: карточки с изображением геометрических форм.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Учитель на доске, а дети на партах раскладывают карточки, на которых изображены геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
| — внимание;
— способность действовать по образцу;
| 2. Затем детям раздаются стопки карточек с геометрическими формами. Нужно самостоятельно их разложить втри столбика.
| — волевые усилия;
— способность удерживать инструкцию;
| 3. Игра «Чего не стало?» Учитель вывешивает на доску карточки с изображением круга, квадрата, треугольника.
Дети закрывают глаза, учитель убирает одну форму.
Дети должны найти среди других фигуру, которую убрали. Назвать ее.
4. Обвести контуры геометрических форм и закрасить.
| — интерес;
— зрительная память;
— знание названий геометрических фигур;
— зрительно-моторная координация.
|
Письмо
Тема. Письмо по пунктиру.
Оборудование: рисунок на доске, листы бумаги с рисунками, карандаши.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Пальчиковая игра.
Мы строим дом,
Вот крыша в нем.
Окно такое круглое.
Стены прямые:
Слева и справа,
Вверху и внизу.
Я в нем живу.
На первые две строчки соединяем пальцы втреугольник: вместе кончики больших пальцев горизонтально, остальные пальцы обеих рук соединяем вместе вверху в вершину треугольника.
На третью строчку соединяем в круг большой и указательный пальцы на одной, потом на другой руке.
На четвертую и пятую строчки прямые ладони обеих рук держим вертикально и параллельно.
На шестую строчку прямые ладони обеих рук держим горизонтально и параллельно.
На седьмую строчку ладони обеих рук на груди.
2. На доске нарисован рисунок.
Учитель показывает как соединяется линия по пунктирам.
3. Детям раздаются листы бумаги с таким же рисунком. Сначала дети обводят пальцем рисунок. Затем соединяют линии по пунктирам карандашом.
| — состояние мелкой моторики и движения кистей рук;
— произвольность движения рук;
— способность произвольного внимания;
— целенаправленность деятельности;
— сформированность моторных умений
|
Рисование
Тема.Рисование вертикальных линий кистью. «Светит солнце».
Оборудование:листы бумаги, кисточки, краски, банки с водой.
Содержание занятия
| Что выявляется
| 1. Учитель просит детей назвать предметы рисования. Показать и назвать стороны листа.
| — знание функционального назначения предметов;
— сформированность пространственного восприятия;
| 2. Учитель осуществляет с детьми подготовительные упражнения: проведение кисточкой по тыльной стороне руки, ладони; по щеке; отрабатывает снятие воды с кисточки в банку, вытирание кисточки о тряпку и т.д.
| — интерес;
— сформированность предметных действий;
— особенности моторики;
| 3. Комментированное рисование. Учитель рисует, сопровождая свои действия речью. «Солнце будит нас каждое утро. Оно посылает нам свои лучи сверху и они доходят до самой земли».
| — интерес;
— произвольность внимания;
— эмоциональные реакции;
| 4. Практическая деятельность детей.Дети, подражая учителю, кистью закрашивают лист бумаги желтой краской. Движение кисти направлено сверху вниз. Детям оказывается необходимая помощь.
| — способность к целенаправленной деятельности;
— сформированность орудийных действий;
— темп деятельности;
— характер оказываемой помощи;
| 5. Рассматривание готовых работ. Называние цвета. Оценка работ.
| — умение быть адекватным в ситуации;
— знание цвета.
|
|