Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение учащихся на уроках в первые две недели




 

В тех случаях, когда учитель принимает новый класс учащих­ся, первые две недели должны носить диагностический характер. В этот период основная цель — изучение состава детей в классе. Необходимо получить максимальные сведения о сформированности базовых психических функций, эмоциональной сферы, спо­собности к произвольности поведения. Изучение детей проходит в естественных условиях. Занятия строятся по принципу «выявляю­щих уроков»1 с включением в них специальных диагностических заданий. Не нарушая хода урока, учитель имеет возможность с помощью этих заданий получить необходимые ему сведения. От учителя не требуется особого времени, так как изучение проходит в ходе учебного процесса в соответствии с принятым учебным планом для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью первого года обучения. Важно только четко представлять, что мы хотим узнать о ребенке, и предлагать ему соответствующие зада­ния. В помощь учителю приводим образцы уроков на первые две диагностические недели. Все уроки носят комбинированный ха­рактер. В них выявляются сведения из смежных областей знаний (например, на уроке письма можно держать ориентировку на листе бумаги, различение цвета, действия по образцу и т.д.). В уроках

лишь названы отдельные темы, позволяющие выявить у ребенка необходимые на первых этапах обучения сведения. В дальнейшем при систематическом обучении в соответствии с учебной про­граммой эти темы получат свое развитие.

При построении выявляющих уроков мы учитывали одну из очень важных особенностей детей с тяжелой умственной отстало­стью — несформированность потребности и умения вступать в эмоциональный контакт и сотрудничество со взрослым. Учитывая эту особенность, считаем целесообразным начинать знакомство с детьми с занятий, включающих в себя игровые ситуации, которые пробуждают у них интерес к различным видам деятельности и взаимному общению. В связи с тем, что задачей первых двух не­дель было выявление у детей того, что сформировано, получение максимального представления об актуальном уровне развития ка­ждого ребенка, мы включали в уроки задания диагностического характера разной направленности и сложности.

При этом мы предполагаем, что эти задания не для всех уча­щихся окажутся посильными, так как психофизические возможно­сти детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью крайне разнородны. Так, для одних детей достаточно помощи в виде по­каза и направляющих действий, для других даже совместное вы­полнение со взрослым непосильно, кто-то может пользоваться ки­стью и красками, а кто-то не умеет еще держать карандаш и т.д. Но именно это должен как можно раньше выявить учитель, чтобы в последующей работе предусмотреть трудности у детей и сделать более целенаправленной помощь каждому ребенку.

Следует подчеркнуть, что предложенные нами уроки являются лишь примерным образцом, которым может воспользоваться учи­тель. Безусловно, учитель в зависимости от состава учащихся в классе подбирает те или иные задания. В ряде случаев учитель ис­пользует свои аналогичные или другие задания.

Приводим примерные образцы конспектов уроков на первые две недели учебного года.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

Понедельник

                                                                      Развитие речи

Тема.Знакомство детей с педагогом, друг с другом, классом.

Оборудование:картина «Классная комната», фотографии детей.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель сообщает детям свое имя, отчество, фамилию. Затем просит каждого ребенка назвать свое имя, фамилию, возраст (по возможности). — понимание обращенной ре­чи; — сведения ребенка о себе;
2. Рассматривание классной ком­наты (стен, потолка, окон, дверей, классной доски, парт, стульев). 3. Беседа педагога с детьми о на­значении классной комнаты, ее частей и находящихся в ней предметов. — умение распределять и удерживать внимание; — представления об окру­жающих вещах;
4. Учитель вывешивает на доску картину «Классная комната». Рассматривание картины. Узна­вание и называние некоторых предметов, нарисованных на кар­тине. — объем внимания; — словарный запас; — умение соотносить слова-названия с изображением предметов.

Письмо

Тема. Формирование графо-моторных навыков.

Оборудование:плакаты с рисунками; листы бумаги с рисун­ками для каждого ученика, карандаши.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель сообщает детям, что на уро­ке они будут учиться проводить каран­дашом линии в разных направлениях. Сначала дается задание поставить лок­ти рук на парту и сжимать кулачки и разжимать пальчики. Учитель просит показать правую-левую руку. Затем предлагается пальчиковая игра, (учитель читает стихотворение и одно­временно производит действия с паль­цами). Ход игры: В орехе одном, В орехе лесном Вчера поселился Ореховый гном.  В ореховый домик Он скрылся от всех, Но ветку пригнули, Сорвали орех. И вот он плывет  В лукошке своем. Качается дом, Кувыркается гном. Гадает, куда принесут,  Съедят или впрок запасут. — понимание смысла задания;   — различение правой-левой стороны;     — мелкая моторика;
На первые 2 строчки кончики пальцев правой руки поочередно соединяются с большим пальцем. На вторые 2 строчки — тоже самое с пальцами левой руки. На пятую, шестую строчки — сжимаем кулачок на одной руке, ладонью второй руки обнимаем. На седьмую, восьмую — кулаки раз­жимаем, руки опускаем. На девятую, десятую — плавные дви­жения кистями рук перед собой. На одиннадцатую, двенадцатую — то же, что и на 1-4 строчки. — мелкая моторика;   — переключаемость движения;   — возможность подра­жания;     — волевые усилия;
2. Следующий этап игры. На доске и на парте, у каждого ребенка круг. Учитель проговаривает первые 4 строчки и одновременно ставит точки карандашом в круге. Дети повторяют действия учителя. Учитель проговаривает пятую, шестую строчки, закрашивая на доске круг. Вслед за учителем тоже самое выпол­няют дети. На седьмую, восьмую строчку учитель, а затем дети проводят вертикальные линии сверху вниз. На девятую строчку нужно провести посередине дорожки линию слева напра­во, не отрывая карандаш. На десятую нужно провести посереди­не дорожки линию слева направо, не отрывая карандаш.   — понимание  смысла задания; — способность действо­вать по образцу; — зрительно-моторная координация; — навык держания ка­рандаша; — волевые усилия;

Подвижная игра

Тема. Развитие движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование: деревянные палочки.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Ритмическая игра в кругу. Дети, взявшись за руки, делают круг. Учитель произносит стихотворение, сопровождает его движениями. Дети подражают учителю. Наши, наши ножки Шагали по дорожке. Наши, наши ножки Бежали по дорожке. Скакали через кочки,  Скакали через кочки. Прибежали на лужок, Потеряли сапожок.  Потеряли, потеряли, Потеряли сапожок. — понимание   стихотворной речи и смысла задания;   — желание играть вместе;   — способность подражать;   — волевые усилия;   — интерес,  эмоциональные реакции;
На первые 2 строчки — делают четкие шаги по кругу на каждое слово. — сформированность основных движений; — переключаемость движений;
На вторые 2 строчки — бег на мысочках, но не быстро. На третьи 2 строчки — прыжки на месте. На последние 3 строчки — стоя на месте, повернувшись в круг, поочередно ставят на пятку пра­вую и левую ноги. На последнюю строчку — руки на пояс, топают на месте. Повторить все движения еще раз в другую сторону. — координация движений;   — устойчивость внимания;
2. Ритмические упражнения с де­ревянными палочками (выполня­ется сидя на стульчиках в кругу). У учителя и детей в каждой руке по деревянной палочке. Дети по­вторяют за учителем ритмы: один удар (короткий); два удара (короткий — длинный); три удара (длинный, короткий, короткий); три равномерных удара и т.д. — понимание задания; — умение распределять мы­шечную силу; — произвольность движений; — слуховое восприятие; — особенности   аналитико-синтетической деятельности; — слуховая память;
3. Игра «Угадай». Учитель просит детей поднять руки вверх, опустить вниз, впе­ред, назад, направо, налево. Затем учитель объясняет игру. — знание названий простран­ственных направлений;
Вариант 1. В середине комнаты стоит уче­ник с закрытыми глазами. Учи­тель называет его имя. Необхо­димо показать направление, отку­да доносился голос. Назвать его. Вариант 2. В середине комнаты стоят не­сколько детей с закрытыми гла­зами. Учитель звенит колоколь­чиком. Дети должны показать и назвать по очереди, откуда доно­сился звук.   4. Практическая работа. На доске вывешиваются две кар­тины: на одной игровая комната, дети играют с игрушками; на дру­гой детей нет, только игрушки. Инструкция: Посмотрите на кар­тинку. Где ты хочешь играть? — понимание смысла задания; — умение ориентироваться в пространстве; — слуховое восприятие; — желание и готовность детей к совместным действиям.

Вторник

                                                                            Счет

Тема.Геометрические фигуры.

Оборудование: коробки, карточки с изображением геометри­ческих фигур соответствующей формы различных предметов, полоски бумаги с изображенными контурами фигур, шаблоны-формы, «чудесный мешочек» с набором предметов.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Пальчиковая игра. Раз, два, три, четыре, пять,  Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные.  На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень... чистые. На первую строчку — по очереди загибаем пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки — ритмично сжимать и разжимать ку­лачки. На шестую строчку — загибать по­очередно пальцы на левой руке. На последние строчки — помахать пальчиками обеих рук. — понимание задания и способность выполнить действия по подражанию;
2. Учитель предлагает детям разло­жить карточки в соответствующие три коробки. Затем детей просят показать круг, квадрат, треугольник. — способность зрительно воспринять и соотнести форму; — знание формы; — умение выделить форму по названию;
3. После этого необходимо разло­жить карточки с изображением предметов (шарик, пирамида, виш­ня, книга, пуговицы круглая и квад­ратная, коробка, башня и др.) в ко­робки, где лежат фигуры соответст­вующей формы. — умение найти изображе­ния, сходные по форме с образцом;
4. Игра «Отгадай». Учитель на спине детей (поочеред­но) обводит одну из фигур. Следует соотнести воспринятое с лежащими на парте изображениями формы, по возможности назвать форму. — тактильные ощущения; — возможности наглядно-образного мышления;
5. Игра «Чудесный мешочек». Дети должны на ощупь соотнести предмет (в мешочке находятся пи­рамидка, конус, кубик, шарик, коле­со и др.) с изображением соответст­вующих фигур — тактильные ощущения; — умение соотнести объ­емную форму с плоскост­ной;
6. Обведение шаблонов форм паль­цем, карандашом на бумаге. —зрительно-моторная ко­ординация;
7. Раскрашивание. — навык держания каран­даша.

                                                                          Конструирование

Тема. Конструирование из геометрических форм.

Оборудование: геометрические формы: круг, квадрат, тре­угольник, разрезанные на две части; шаблоны форм; полоски бу­маги с нарисованными узорами.

Экскурсия по школе Тема.Знакомство детей со школой.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Экскурсия по зданию школы. Учитель знакомит детей с помещениями: классными комнатами, столо­вой, туалетными комнатами, спор­тивным залом, мастерскими. 2. Дети изучают путь от их класса в гардероб, столовую, туалетные ком­наты и т.п.- — наблюдательность; — ориентировка   в про­странстве; — способность к запоми­нанию, организованность
Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель вывешивает на доску квадрат. 2. Дети находят у себя на парте квад­рат, называют его. То же самое с кру­гом и треугольником. — знание названия гео­метрических фигур; — установление тождест­ва;
3. Детям раздаются полоски, на кото­рых изображен узор из контуров фи­гур. Необходимо наложить фигуры на контур.   — понимание инструкции; — умение сличать контур и плоскостную фигуру; — возможность целена­правленной деятельности;
4. Затем необходимо поочередно сложить разрезанные на две части фигуры — комбинаторные  спо­собности мышления; — состояние мелкой мо­торики; — волевые усилия.

Среда

                                                                              Чтение

Тема. Школьные помещения.

Оборудование: картинки с изображением помещений школы.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель вывешивает на доску по­очередно картинки, на которых изо­бражены помещения школы: столо­вая, туалетная комната, класс, гарде­роб, и спрашивает об их назначении. — способность воспроиз­ведения усвоенного;
2. Учитель предъявляет детям два ти­па заданий: Отобрать картинки по их назначению: «Где едят?», «Где одеваются — раз­деваются?» и т.д. Обозначить картинки: «Гардероб», «Класс», «Столовая» и т.д. —особенности протекания аналитико-синтетической деятельности; — способность   делать простейшие обобщения; — речевые возможности (понимание речи, наличие фразы, словарь);
3. Игра: «Подбери, что подходит?» Учитель вывешивает на доску карти­ну, где изображено то или иное по­мещение школы. На партах у детей карточки. Необхо­димо подобрать соответствующие картинки (к классу — парты, класс­ную доску, счеты; к туалету — уни­таз, раковину и т.д.). — способность устанавли­вать смысловые связи в за­висимости в наглядной си­туации, делать обобщения;
4. Практическая работа 1. Дети пробуют самостоятельно пройти от класса в различные помещения школы.  2. Детям предлагается выбрать из числа детей, с кем они хотели вместе пройти по школе. — умение быть адекват­ным ситуации; — умение переносить и использовать знания в знакомой ситуации; — симпатии детей и желание общаться.

                                                                    

Счет

Тема. Цвет.

Оборудование: демонстрационный материал педагога (квадра­ты, треугольники красного, желтого, синего цвета), индивидуаль­ные конверты с набором квадратов и треугольников такого же цвета.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель вывешивает на доску квадрат красного цвета и просит де­тей показать такой же. — понимание инструкции;
Затем вывешивается квадрат желтого цвета. Дети находят такой же. То же самое повторяется с квадратом синего цвета. Квадраты выкладываются в ряд. По­сле этого дети сами называют цвета квадратов. Учитель называет цвет, дети должны показать соответствующий цвет. — способность зрительно воспринимать и соотно­сить цвета; — состояние моторики; — умение различать цве­та; — умение выделять цвет по названию; — знание цвета;
2. Игра «Строим дом». Дети достают из конвертов треуголь­ники трех цветов.  Необходимо по­добрать к домику такого же цвета крышу и приставить ее, следуя дейст­виям педагога. Сосчитать дома. — интерес; — умение действовать по инструкции, выделяя за­данный цвет;  
3. Игра «Сильный ветер». Подул сильный ветер и перепутал крыши домов. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами крыши-треугольники.    От­крыв глаза, учащиеся должны найти ошибку и устранить ее (при необхо­димости оказывается помощь.) — способность простран­ственного восприятия; — возможности счета;

Аппликация

Тема. «Собирание бус».

Оборудование: коробки с кругами-шаблонами трех цветов (крас­ного, желтого, синего) для каждого ребенка; карточки с изображе­нием контуров бус и три коробки красного, желтого и синего цвета.

 

Содержание занятия Что выявляется
1.На столах у детей три цветных кру­га-шаблона (красный, желтый, синий). Учитель вывешивает на доску пооче­редно красный, желтый, синий круги. Дети должны показать такой же и на­звать цвет. Каждому ребенку предлагается ко­робка, в которой смешаны круги-шаб­лоны трех цветов и три коробки ана­логичных цветов. — способности зрительно воспринимать цвета; — знание названий цветов; — понимание задания; — возможность целена­правленной деятельности; — волевые усилия; — умение принять по­мощь взрослого
2. Каждому ребенку предлагаются три карточки с готовыми рисунками бус-контуров.   Необходимо выбрать цвет и выложить круги-шаблоны в заданном направлении. Сосчитать бусины — наблюдательность; — способность распреде­лять внимание;  — знание цвета и умение назвать его.

Четверг

Развитие речи

Тема.Учебные вещи, назначение и обращение с ними.

Оборудование: картинки с изображением учебных вещей

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...