Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование специальных заданий диагностического характера




 

Для получения сведений о ребенке и затем на основе их со­ставления индивидуальной программы обучения и развития пред­лагаем использовать следующие примерные задания, которые же­лательно проводить в игровой занимательной форме, включая их в групповые и индивидуальные занятия с детьми. Наша главная за­дача показать, что может быть выявлено у ребенка с помощью данного задания.

                                 Пирамида из шести колец

Оборудование: две пирамиды с кольцами разной величины, разного цвета и конфигурации (в одной кольца круглые, в дру­гой — квадратной формы).

 

Процедура проведения: Что выявляется:
 Перед ребенком ставится пи­рамида. — эмоциональная реакция (про­являет интерес, выраженное удо­вольствие, безразличие);
 Кольца снимаются на глазах ребенка, после чего дается устная инструкция («Надеть колечки») или с показом. — понимание инструкции (начи­нает надевать кольца на стержень или бессмысленно перекладыва­ет их, бросает, сначала надевает колпачок и т.п.); — нет ли отказа от работы; — ручная умелость (как берет кольца, может ли надеть кольцо на стержень пирамиды, ловкость движений, нет ли тремора и т.д.); — способ собирания пирамиды (зрительное соотнесение, путем проб, наугад); — учитывает величину колец (понимание признака величины);
 Если ребенок не учитывает признак величины при собира­нии пирамиды, ему оказывает­ся помощь: предлагают разло­жить на столе кольца от боль­шого к маленькому. Показать самое большое, самое малень­кое. Сделать выбор из двух близких по величине колец. — сравнение и дифференциация по одному признаку;
 Ребенка просят показать крас­ное, синее, зеленое, желтое, белое кольцо. — различение цветов;
 Затем просят сказать, какого цвета это кольцо (показывают­ся все кольца поочередно). — знание названий основных цветов;
 Для того чтобы уточнить спо­собен ли ребенок осуществить перенос показанного способа действий на аналогичное зада­ние, ему предлагается другая пирамида. — влияние помощи, обучаемость; — способность найти и испра­вить ошибочные действия.

                 Предметные и геометрические вкладки

 

Оборудование: две доски-вкладки с изображением на одной знакомых предметов, на другой — геометрических фигур.

 

Процедура проведения: Что выявляется:
 Перед ребенком кладут доску с изображением предметов — проявление интереса, эмоцио­нальная реакция;
 Вкладки вынимаются и ре­бенку предлагают положить их на свое место. — понимание инструкции; — нет ли отказа от работы; — какой инструкции достаточно для понимания задания (устной, с показом образца начала действий); — какая помощь требуется (орга­низующая, направляющая, совме­стное выполнение); — способ деятельности (зрительное соотнесение, путем проб, неадек­ватное заталкивание в прорези); — состояние моторики: ловкость захвата выкладок; — сосредоточенность в процессе работы; — способность находить сходство выкладки-изображения предмета с его контурными прорезями на доске;
Ребенка просят показать изо­бражение каждого предмета на вкладке. — запас сведений об окружающем;
Ребенка просят назвать предъявляемый ему предмет. — словарный запас;
Аналогичная работа прово­дится с доской, имеющей геометрические вкладки (на­зывать фигуры не требуется, только найти похожую фигу­ру и положить ее в соответст­вующую прорезь). — способность   устанавливать сходства фигур с разрезами на доске и осуществлять выбор гео­метрических фигур.

                             Найти такую же картинку

 

Оборудование: набор парных картинок с изображением знакомых детям предметов (из лото)

 

Процедура проведения: Что выявляется:
 Перед ребенком раскладывают 4 знакомых изображения (мяч, собака, шапка, кружка). — проявление интереса, эмо­циональная реакция;
 Ребенка просят показать по названию предмета его изо­бражение. Затем спрашивают: «Что это?» — понимание инструкции; — привлекается ли внимание и насколько оно стойко; — соотносит ли слово с изо­бражением и может ли диффе­ренцировать изображения;
 Затем показывают парную кар­тинку (например, мяч) и про­сят дать такую же. — сформированность понятия тождества; — находит ли общее в одина­ковых изображениях на основе зрительного анализа; — процессы сравнения; — целенаправленность в работе;
 Эту работу можно проводить на реальных предметах (иг­рушках). — понимание названия ис­пользуемых предметов (игру­шек) и словесного обозначения действий с ними.

                              Разрезные картинки

 

Оборудование: 4 картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на две, три и четыре части.

 

Процедура проведения: Что выявляется:
 Перед ребенком кладут картин­ку, разрезанную на две части и спрашивают, что изображено. — проявление интереса, эмоцио­нальная реакция на сам факт об­следования;
  — узнавание предметов, которые ребенок уже видел раньше;
 Затем картинку «ломают» и кладут части отдельно в раз­ном положении на плоскости.  Инструкция: «Сложи картин­ку», «Что должно получить­ся?» (это уже первая доза по­мощи, если ребенок не начи­нает работу). — понимание инструкции и цели задания; — умение оперировать образами, видеть целое на основе состав­ляющих частей; — сформированность наглядно-действенного  и  наглядно-образного мышления, комбина­торных способностей; — использование помощи (дос­таточно организующей или ну­жен показ, разъяснение, совмест­ное выполнение, постоянная стимуляция). — способ деятельности (нет ли нелепых попыток); — наличие и стойкость интереса; — волевые усилия (доводит ли до конца начатую работу); — эмоциональная реакция на результат (радуется, огорчается, злится и т.д.); — состояние мелкой моторики (захват картинки всеми пальца­ми, сменная или ловко тремя пальцами);
 После этой картинки предла­гаются другие, разрезанные на три и четыре части по верти­кали и горизонтали, с которы­ми строится аналогичная ра­бота. — нет ли тех же ошибок, что и в работе с предыдущей картинкой.

                                

                      Расположение объектов на листе

(на столе, на парте и т.п.)

Оборудование: счетные палочки (6 штук: 2 синих, 2 зеленых, 2 красных) и объемные предметы (ластик, ручка, книга, круглая пуговица).

 

Процедура проведения: Что выявляется:
Перед ребенком кладут 6 пало­чек и просят взять себе одну из них.   Вопросы: «Какую палочку ты взял(а)?» «Сколько у тебя палочек?» «Дай мне такую же палочку». Затем такие же вопросы и за­дания даются при выборе ос­тальных двух палочек. После этого предлагается вы­полнить следующие задания: 1) Инструкция: Будем раскла­дывать палочки вместе. Делай как я. Берем красную палочку и кла­дем ее. Берем зеленую палочку и кладем сверху. Синюю па­лочку кладем вниз. «Смотри, у нас одинаково». — проявление интереса; — нет ли неадекватного «хвата­ния», разбрасывания палочек; — понимание инструкции; — различение цветов, знание названий цвета; — выделение одного предмета из множества; — сформированность понятия количества; — понимание тождества (уста­новление сходства по цвету); — способность осуществлять перенос на аналогичные зада­ния; — способность к совместной работе по подражанию; — эмоциональная реакция; — состояние мелкой моторики;
2) После этого постройка ре­бенка разрушается. Инструкция: Сделай как у меня. — способность выполнять дей­ствия по образцу; — характер анализа, синтеза, сравнения;
3) Обе постройки разрушаются. Инструкция: Вспомни, как у нас было и построй так же. — зрительная память;  — способность выполнять дей­ствия самостоятельно;
Пересчитай свои палочки (три палочки). — способность к осознанному пересчету (соотнесение назы­ваемого числа с палочкой); — как пересчитывает: зрительно или пальчиками дотрагивается до палочки;
Скажи (покажи), какая палочка вверху, какая внизу. После работы с палочками вы­полняется задание с предмета­ми.   На столе раскладывают знако­мые предметы и проверяют знание их («Покажи книгу, пу­говицу, ластик, ручку»). Затем берут книгу и кладут ее перед ребенком. Инструкция: «Возьми пуговицу и положи ее накнигу или сверхукниги» «Положи ручку слеваот кни­ги» и т.д. Дополнительные вопросы; «Где лежит пуговица?»; «Где лежит ручка?»; «Что лежит справа от книги?» В тех случаях, когда предла­гаемое задание явно сложно для ребенка, выявить его пред­ставления о пространстве можно на более простых игро­вых заданиях типа: Покажи где у тебя глаза, уши, рот, нос, ноги, руки. А где у куклы глаза, уши, нос и т.д. Затем дают мишку, зайчика и, показывая части тела, спраши­вают, что это (нога, глаза и т.д.). — сформированность понятий вверху, внизу; — дифференциация слов, обо­значающих направления; — наличие интереса и желание заниматься; — понимание инструкций; — сформированность понятий, обозначающих направления в пространстве; — использует ли эти понятия в деятельности; — понимание предлогов, обо­значающих пространственные отношения; — может ли ребенок сам обо­значить местоположение пред­мета; — знание частей тела и название их;

                                  Нелепицы(«Что не так?»)

 

Оборудование: картинка с ошибочным изображением знако­мых предметов и ситуаций (На кровати вытянулась собака, а мальчик спит под кроватью. Кошка с крыльями летает. Две девоч­ки играют, но вместо мяча ловят чайник.).

 

Процедура проведения: Что выявляется:
 Перед ребенком кладут кар­тинку, на которой изображено — способность ребенка к само­стоятельному рассматриванию;
несколько нелепых ситуаций (можно предлагать эти ситуа­ции поочередно на отдельных табличках). Если ребенок не понимает задания, оказывается помощь. Помощь: «Посмотри, что не так»; «Кто должен спать на кровати: мальчик или собака?» Эмоционально: «Бедный маль­чик, ему плохо под кроватью. Где он должен спать?» — понимание нелепости изо­браженного и адекватность эмо­циональной реакции; — запас сведений об окружаю­щем; — влияние и мера помощи (на­водящий вопрос, уточнение, ин­тонационная подсказка верного решения и т.д.).

 

1 Лазурский А Ф Естественный эксперимент и его школьное примене­ние. — Пг., 1918.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...