Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Использование специальных заданий диагностического характера
Для получения сведений о ребенке и затем на основе их составления индивидуальной программы обучения и развития предлагаем использовать следующие примерные задания, которые желательно проводить в игровой занимательной форме, включая их в групповые и индивидуальные занятия с детьми. Наша главная задача показать, что может быть выявлено у ребенка с помощью данного задания.
Пирамида из шести колец
Оборудование: две пирамиды с кольцами разной величины, разного цвета и конфигурации (в одной кольца круглые, в другой — квадратной формы).
Процедура проведения:
| Что выявляется:
| Перед ребенком ставится пирамида.
| — эмоциональная реакция (проявляет интерес, выраженное удовольствие, безразличие);
| Кольца снимаются на глазах ребенка, после чего дается устная инструкция («Надеть колечки») или с показом.
| — понимание инструкции (начинает надевать кольца на стержень или бессмысленно перекладывает их, бросает, сначала надевает колпачок и т.п.);
— нет ли отказа от работы;
— ручная умелость (как берет кольца, может ли надеть кольцо на стержень пирамиды, ловкость движений, нет ли тремора и т.д.);
— способ собирания пирамиды (зрительное соотнесение, путем проб, наугад);
— учитывает величину колец (понимание признака величины);
| Если ребенок не учитывает признак величины при собирании пирамиды, ему оказывается помощь: предлагают разложить на столе кольца от большого к маленькому. Показать самое большое, самое маленькое. Сделать выбор из двух близких по величине колец.
| — сравнение и дифференциация по одному признаку;
| Ребенка просят показать красное, синее, зеленое, желтое, белое кольцо.
| — различение цветов;
| Затем просят сказать, какого цвета это кольцо (показываются все кольца поочередно).
| — знание названий основных цветов;
| Для того чтобы уточнить способен ли ребенок осуществить перенос показанного способа действий на аналогичное задание, ему предлагается другая пирамида.
| — влияние помощи, обучаемость;
— способность найти и исправить ошибочные действия.
| Предметные и геометрические вкладки
Оборудование: две доски-вкладки с изображением на одной знакомых предметов, на другой — геометрических фигур.
Процедура проведения:
| Что выявляется:
| Перед ребенком кладут доску с изображением предметов
| — проявление интереса, эмоциональная реакция;
| Вкладки вынимаются и ребенку предлагают положить их на свое место.
| — понимание инструкции;
— нет ли отказа от работы;
— какой инструкции достаточно для понимания задания (устной, с показом образца начала действий);
— какая помощь требуется (организующая, направляющая, совместное выполнение);
— способ деятельности (зрительное соотнесение, путем проб, неадекватное заталкивание в прорези);
— состояние моторики: ловкость захвата выкладок;
— сосредоточенность в процессе работы;
— способность находить сходство выкладки-изображения предмета с его контурными прорезями на доске;
| Ребенка просят показать изображение каждого предмета на вкладке.
| — запас сведений об окружающем;
| Ребенка просят назвать
предъявляемый ему предмет.
| — словарный запас;
| Аналогичная работа проводится с доской, имеющей геометрические вкладки (называть фигуры не требуется, только найти похожую фигуру и положить ее в соответствующую прорезь).
| — способность устанавливать сходства фигур с разрезами на доске и осуществлять выбор геометрических фигур.
| Найти такую же картинку
Оборудование: набор парных картинок с изображением знакомых детям предметов (из лото)
Процедура проведения:
| Что выявляется:
| Перед ребенком раскладывают 4 знакомых изображения (мяч, собака, шапка, кружка).
| — проявление интереса, эмоциональная реакция;
| Ребенка просят показать по названию предмета его изображение. Затем спрашивают: «Что это?»
| — понимание инструкции;
— привлекается ли внимание и насколько оно стойко;
— соотносит ли слово с изображением и может ли дифференцировать изображения;
| Затем показывают парную картинку (например, мяч) и просят дать такую же.
| — сформированность понятия тождества;
— находит ли общее в одинаковых изображениях на основе зрительного анализа;
— процессы сравнения;
— целенаправленность в работе;
| Эту работу можно проводить на реальных предметах (игрушках).
| — понимание названия используемых предметов (игрушек) и словесного обозначения действий с ними.
| Разрезные картинки
Оборудование: 4 картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на две, три и четыре части.
Процедура проведения:
| Что выявляется:
| Перед ребенком кладут картинку, разрезанную на две части и спрашивают, что изображено.
| — проявление интереса, эмоциональная реакция на сам факт обследования;
|
| — узнавание предметов, которые ребенок уже видел раньше;
| Затем картинку «ломают» и кладут части отдельно в разном положении на плоскости.
Инструкция: «Сложи картинку», «Что должно получиться?» (это уже первая доза помощи, если ребенок не начинает работу).
| — понимание инструкции и цели задания;
— умение оперировать образами, видеть целое на основе составляющих частей;
— сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей;
— использование помощи (достаточно организующей или нужен показ, разъяснение, совместное выполнение, постоянная стимуляция).
— способ деятельности (нет ли нелепых попыток);
— наличие и стойкость интереса;
— волевые усилия (доводит ли до конца начатую работу);
— эмоциональная реакция на результат (радуется, огорчается, злится и т.д.);
— состояние мелкой моторики (захват картинки всеми пальцами, сменная или ловко тремя пальцами);
| После этой картинки предлагаются другие, разрезанные на три и четыре части по вертикали и горизонтали, с которыми строится аналогичная работа.
| — нет ли тех же ошибок, что и в работе с предыдущей картинкой.
|
Расположение объектов на листе
(на столе, на парте и т.п.)
Оборудование: счетные палочки (6 штук: 2 синих, 2 зеленых, 2 красных) и объемные предметы (ластик, ручка, книга, круглая пуговица).
Процедура проведения:
| Что выявляется:
| Перед ребенком кладут 6 палочек и просят взять себе одну из них.
Вопросы: «Какую палочку ты взял(а)?» «Сколько у тебя палочек?» «Дай мне такую же палочку».
Затем такие же вопросы и задания даются при выборе остальных двух палочек.
После этого предлагается выполнить следующие задания: 1) Инструкция: Будем раскладывать палочки вместе. Делай как я. Берем красную палочку и кладем ее. Берем зеленую палочку
и кладем сверху. Синюю палочку кладем вниз. «Смотри, у нас одинаково».
| — проявление интереса;
— нет ли неадекватного «хватания», разбрасывания палочек; — понимание инструкции;
— различение цветов, знание названий цвета; — выделение одного предмета из множества;
— сформированность понятия количества;
— понимание тождества (установление сходства по цвету);
— способность осуществлять перенос на аналогичные задания;
— способность к совместной работе по подражанию; — эмоциональная реакция;
— состояние мелкой моторики;
| 2) После этого постройка ребенка разрушается. Инструкция: Сделай как у меня.
| — способность выполнять действия по образцу; — характер анализа, синтеза, сравнения;
| 3) Обе постройки разрушаются. Инструкция: Вспомни, как у нас было и построй так же.
| — зрительная память;
— способность выполнять действия самостоятельно;
| Пересчитай свои палочки (три палочки).
| — способность к осознанному пересчету (соотнесение называемого числа с палочкой);
— как пересчитывает: зрительно или пальчиками дотрагивается до палочки;
| Скажи (покажи), какая палочка вверху, какая внизу.
После работы с палочками выполняется задание с предметами.
На столе раскладывают знакомые предметы и проверяют
знание их («Покажи книгу, пуговицу, ластик, ручку»). Затем берут книгу и кладут ее перед ребенком. Инструкция: «Возьми пуговицу и положи ее накнигу или сверхукниги» «Положи ручку слеваот книги» и т.д.
Дополнительные вопросы; «Где лежит пуговица?»; «Где лежит ручка?»; «Что лежит справа от книги?»
В тех случаях, когда предлагаемое задание явно сложно для ребенка, выявить его представления о пространстве можно на более простых игровых заданиях типа: Покажи где у тебя глаза, уши, рот, нос, ноги, руки. А где у куклы глаза, уши, нос и т.д. Затем дают мишку, зайчика и, показывая части тела, спрашивают, что это (нога, глаза и т.д.).
| — сформированность понятий вверху, внизу; — дифференциация слов, обозначающих направления;
— наличие интереса и желание заниматься;
— понимание инструкций;
— сформированность понятий, обозначающих направления в пространстве;
— использует ли эти понятия в деятельности;
— понимание предлогов, обозначающих пространственные отношения;
— может ли ребенок сам обозначить местоположение предмета;
— знание частей тела и название их;
| Нелепицы(«Что не так?»)
Оборудование: картинка с ошибочным изображением знакомых предметов и ситуаций (На кровати вытянулась собака, а мальчик спит под кроватью. Кошка с крыльями летает. Две девочки играют, но вместо мяча ловят чайник.).
Процедура проведения:
| Что выявляется:
| Перед ребенком кладут картинку, на которой изображено
| — способность ребенка к самостоятельному рассматриванию;
| несколько нелепых ситуаций (можно предлагать эти ситуации поочередно на отдельных табличках). Если ребенок не понимает задания, оказывается помощь. Помощь: «Посмотри, что не так»; «Кто должен спать на кровати: мальчик или собака?» Эмоционально: «Бедный мальчик, ему плохо под кроватью. Где он должен спать?»
| — понимание нелепости изображенного и адекватность эмоциональной реакции;
— запас сведений об окружающем;
— влияние и мера помощи (наводящий вопрос, уточнение, интонационная подсказка верного решения и т.д.).
|
1 Лазурский А Ф Естественный эксперимент и его школьное применение. — Пг., 1918.
|