Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нарушения лексического и грамматического строя речи
При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словарного запаса настолько отстает от нормы, что многие из них приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами. Однако и при менее тяжелом снижении слуха лексическая сторона речи у слабослышащих обычно оказывается нарушенной. В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов и нечеткость или невозможность восприятия на слух безударных частей слова (окончаний, суффиксов, приставок). В результате слабослышащий ребенок нередко способен более или менее отчетливо воспринять на слух лишь ударную (чаще корневую) часть слова, что приводит к «усе-ченности» и недостаточной устойчивости слуховых образов и препятствует формированию лексической стороны речи. По данным P.M. Боскис, лишь 27,7% слабослышащих школьников дают свыше 80% правильных ответов при назывании обиходных предметов и действий. Дети с трудом усваивают названия признаков предметов из-за безударности окончаний прилагательных в русском языке. Особую
108 109 Гл а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... сложность для слабослышащих детей представляет усвоение слов с отвлеченным значением и служебных слов, особенно состоящих из одного согласного звука. Ограниченность словарного запаса приводит к неточности употребления слов, к расширению их значений. Неточность употребления слов чаще всего выражается в замене одних слов другими, основанной на их семантической общности: при употреблении в речи названия характерного признака предмета, явления вместо всего предмета, явления («борода» вместо дедушка); при назывании другого предмета, ситуационно связанного с данным («клей» вместо кисточка); при назывании общей ситуации вместо предмета; при назывании предмета, сходного по назначению или внешне сходного с данным; при назывании действия, которое может быть связано с данным предметом и др. (10). Для слабослышащих детей характерны грубые искажения звуко-слогового состава слов, что объясняется недиф-ференцированностью их восприятия на слух («табира» вместо собирает и др.). Особенно часто опускаются окончания слов или сохраняется лишь ударная часть слова («ко» вместо молоко). Отмечается у слабослышащих детей и несформированность грамматического строя речи (аграмматизм). Многие слабослышащие дети долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов. Они неправильно согласовывают слова, употребляют падежные окончания, добавляют лишние предлоги. Структура сложных предложений с трудом усваивается даже учащимися старших классов. Письменная речь слабослышащих во многом отражает недостатки устной речи. В письменной речи отмечаются: 1) грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, в пропусках членов предложения и т.п.; 2) наличие дисграфий, связанных с грубым фонетико-фо-нематическим недоразвитием. Логопедическая работа в комплексе ... реабилитации детей..._______ Логопедическое обследование слабослышащих детей должно быть направлено на возможно более полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений и их патогенеза в целях постановки точного, дифференцированного диагноза, позволяющего применить дифференцированные и этиопатогенетически обоснованные методы коррекции. При обследовании слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии. При наличии у слабослышащих недоразвития речи нужно исследовать как импрессивную, так и экспрессивную речь. Основная специфика обследования заключается в самом характере его проведения с необходимостью учета неполноценности слуховой функции ребенка. В ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятыми, что приведет к ошибочной диагностике. Для обеспечения лучшей слышимости используются: усиление громкости голоса, сокращение расстояния до уха ребенка, звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования). При сильном снижении слуха средства комбинируются. При различении ребенком звуков на слух логопеду следует закрыть лицо экраном, чтобы исключить возможность зрительного восприятия. Исключение зрительного восприятия необходимо и при проведении слуховых диктантов. В слуховые диктанты обязательно должны включаться незнакомые детям слова, содержащие звуки, не различаемые слабослышащими. Устранение у слабослышащих нарушений речи, не связанных с состоянием слуха, ведется обычными, принятыми в логопедии методами. Специфика сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода. При ознакомлении слабослышащего ребенка с новым словом важно обеспечить возможность его полноценного восприятия. Это достигается за счет достаточно громкого про-
110 111 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Основы ... работы с детьми, имеющими нарушения
изнесения слова, особенно безударной его части, за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего. Различение звуков речи на слух дается детям с большим трудом, поэтому особенно тщательно проводится заключительный этап работы по коррекции дефектов звукопроизношения — дифференциация смешиваемых звуков. Устранение звуковых замен в устной речи и буквенных замен на письме может быть достигнуто иногда лишь за счет использования компенсаторных приемов: опору на зрительное представление артикуляции звука и на ощущение положения артикуляторных органов, т.е. на кинестетическое чувство. Для исправления ошибок на письме применяют обходные методы, заключающиеся в запоминании детьми основных корневых слов и в овладении правилами словоизменения и словообразования (58).
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его функции вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает пространственную ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности. В проблеме социальной реабилитации детей с нарушением зрения важную роль играет психолого-педагогическая компенсация отклонений в развитии. Для полноценного психического развития ребенка с дефектами зрения решающее значение имеет организация его активной, самостоятельной деятельности, способствующей познанию окружающего мира. Для этого необходимо развитие процессов предметного восприятия на основе двигательно-ки-нестетических ощущений, речи, памяти, то есть в основе развития на первом этапе работы лежит комплексный характер восприятия окружающего детьми. Потеря зрения оказывает влияние на формирование эмоционально-волевой сферы и поведение детей. Трудности в учении, игре, общении со сверстниками, бытовые проблемы вызывают у детей сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера проявляется в неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции, негативизме, в других — в раздражении, возбудимости, иногда агрессивности, что соответствующим образом сказывается на поведении детей с нарушениями зрения. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у незрячих и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладываетсяв обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи (нарушении словарно-семантическои стороны, «формализме», эхолалиях и т. д.). 113 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Имеющиеся в логопедии исследования в основном посвящались нарушениям звукопроизношения у детей с глубокими дефектами зрения (М.Е. Хватцев, С.Л. Шапиро, СВ. Яхонтова и др.). Лишь в 60-70-х годах в связи с развитием в логопедии системного направления по изучению речевых расстройств (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская) появляются исследования по выявлению у невидящих и слабовидящих детей не только нарушений звукопроизношения, но и недоразвития речи (О.Л. Жильцова, С.Л. Коробко, Н.А. Крылова и др.). В настоящее время теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи невидящих и слабовидящих детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой изрительной недостаточности (17). Речевые нарушения у детей с дефектом зрения многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему, где собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Среди них чаще встречаются дети с врожденными формами зрительной аномалии, что нарушает и формирование других функций, имеющих отношение к образованию речи. Статистический материал показывает, что речевые нарушения у детей с глубокими нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих. Л.С. Волкова (1982) выделяет четыре уровня сформированности речиу этой категории детей. Первый уровень.Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень рассматривать в качестве речевой нормы. Второй уровень.Активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. В произношении — различные виды сигматизма, ротацизма, ламбдацизма. Недостаточно сформирована Основы ... работы с детьми, имеющими нарушения слуха_________ слуховая и произносительная дифференциация звуков и фонематических представлений. Не сформирован фонематический анализ. Третий уровень.Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двусловных предложений. Нет развернутых рассказов. Отмечаются множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформировано слуховое и произносительное различение звуков. На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза. Четвертый уровень.Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесенности слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Встречаются эхолалии. Страдает качественная сторона грамматического строя речи, слуховая дифференциация звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза. У большей части детей с нарушениями зрения обширно представлены системные нарушения речи, при которых имеется расстройство речи как целостной функциональной системы при совместном нарушении ее ведущих компонентов. У детей с глубокими дефектами зрения расстройства речи обусловлены ее ранним недоразвитием: отсутствием необходимого запаса слов, нарушением понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, «вербализмом», эхолалией. Отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложений (17,18). В ранний постнатальный период развития функций врожденный или рано приобретенный зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование неречевых функций. У детей со зрительным дефектом широко представлены нарушения, которые становятся причиной снижения двигательной активности и раннего расстройства информативных связей с окружающим миром.
114 115 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... На развитие психических процессов, в том числе и речи, огромное влияние оказывает качество речевого общения, микросоциальная среда. Положительное влияние на развитие речи доказано на группе детей с первым уровнем сформированности речи, на последующих уровнях прослеживается ослабление положительного влияния. Наличие врожденного или рано приобретенного зрительного дефекта выделяется в качестве усугубляющего, влияние которого может усиливаться или ослабевать в зависимости от наличия других патологических факторов, условий речевого общения и индивидуальных особенностей детей. Таким образом, наличие обширно представленных системных нарушений речи обусловлено влиянием полиморф-ности факторов, по-разному взаимодействующих между собой и создающих значительно более сложный дефект, чем у видящих детей. Изучение нарушений речи у невидящих и слабовидящих детей как сложного дефекта требует учета и анализа состояния не только всех компонентов речи, но и множества неречевых функций, что составляет методику комплексного логопедического обследования. Своеобразие комплексной и многофакторной методики заключается в том, что изучение нарушений речи этих детей и факторов, их обусловливающих, осуществляется с учетом состояния зрения, особенностей способов восприятия, а следовательно, и специфических приемов подачи одного и того же материала в процессе обследования. При этом учитывается ограниченность знаний о предметном мире, отсутствие опыта совместной игровой деятельности у многих детей с глубокими дефектами зрения. По этой причине на протяжении всего обследования выполнению заданий ребенком часто должны предшествовать своеобразные инструкции, показ, совместное выполнение. При всем многообразии исследуемых неречевых и речевых данных основное внимание должно обращаться на состояние экспрессивной речи. Коррекционная работа с невидящими и слабовидящими дошкольниками и учащимися начальных классов осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом дидактических и специфических Основы ... работы с детьми, имеющими нарушения слуха_________ для данной группы детей принципов. К специфическим принципам относятся следующие: принцип корригирующего обучения; учет первичных и вторичных дефектов; опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы; формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности; учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения; опора на сохранные компоненты речи; учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала. В процессе коррекционной работы осуществляется комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, учителя (в школе), тифлопедагога (в детском саду) и воспитателя в системе разнообразных занятий с детьми. Огромное значение придается логопедическому воздействию на специально организованных занятиях, которые проводятся с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. Учитывая специфику и сложность работы с невидящими детьми, занятия с ними значительное время проводятся индивидуально, как и занятия с детьми, находящимися на четвертом речевом уровне. Коррекционно-логопедические задачи по развитию речевойкультуры решаются в игровой, учебной и трудовой деятельности, а также в предметно-практической деятельности и на музыкальных ритмических занятиях. При организации логопедических занятий со слабовидящими детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности), используются рельефные картинки, «волшебные мешочки» с набором игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов и предложений. Огромное значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира придается природной наглядности. Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения наблюдается значительное отставание в формировании игровой деятельности.
116 117 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, являются следующие. 1. Формирование общих речевых навыков: развитие 2. Развитие фонетической стороны речи: подготовка ар-тикуляторного аппарата к постановке звуков; постановка звуков; дифференциация звуков; развитие фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. 3. Совершенствование импрессивной речи: развитие внимания к речи окружающих, совершенствование навыков понимания речи. 4. Развитие лексической стороны речи: обучение называнию фамилии и имени; формирование знаний о временах года, их названиях, характерных признаках; ознакомление с домашними животными; формирование представлений об овощах, фруктах, ягодах, грибах, цветах, деревьях; закрепление знаний о предметах групповой комнаты и логопедического кабинета; формирование знаний об игрушках и играх; формирование обобщающей функции слова; знакомство детей с общественной жизнью страны. 5. Обучение связной речи: совершенствование разговорной речи; овладение элементарными формами описательной речи, умение объединять отдельные высказывания в связные сообщения — рассказ по картинке, по серии картинок; составление рассказа по описанию предметов, игрушек и действий с ними; обучение пересказу прочитанного текста. 6. Формирование грамматической стороны речи: воспитание направленного внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа; практическое усвоение некоторых форм словообразования и словоизменения. На подгрупповых и индивидуальных занятиях проводится работа по развитию слуховой памяти, постановке и зак- Основы ... работы с детьми, имеющими нарушения слуха_________ реплению звуков, их различению на слух, подготовке к анализу звукового состава слова. С детьми, имеющими первый уровень сформированности речи, основное внимание обращается на работу по совершенствованию фонетической стороны речи. Проводятся упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания, используются приемы постановки звуков с механической помощью, метод доступного сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения и т.д. В работе с детьми, имеющими второй уровень сформированности речи, наряду с развитием фонетической стороны речи особое внимание обращается на словарную работу, развитие фонематического анализа и синтеза. В работу с детьми третьего и четвертого уровнейсформированности речи вводятся элементы, направленные на коррекцию предметно-практической, игровой и познавательной деятельности. Неотъемлемой частью этого процесса является совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса, увязанные с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. Основа логопедической работы — формирование углубленных представлений и реальных знаний детей об окружающем мире, причем основное внимание обращают на расширение словарного запаса, правильность соотнесенности слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, лексико-грамма-тического строя речи и связной речи детей. Накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическим строем обеспечивают переход к составлению детьми предложений по картинкам (для невидящих — по рельефным картинкам), по опорным словам, по представлениям, по описанию детьми своего опыта. В системе логопедических занятий отрабатываются наиболее слабые звенья речевой деятельности детей. Совместная работа логопеда, воспитателя и тифлопедагога создает целостную систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения. Предметная и речевая база, создаваемая воспитателем и тифлопедагогом, исполь-
118 119 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Нарушения речи и особенности их коррекции у детей...
зуется и совершенствуется на занятиях логопеда. Работа строится на основе совместного планирования с использованием дублирования игровой и речевой картотеки (игры и речевой материал для закрепления навыков правильного звукопроизношения, развития словаря и связной речи). Логопедизация педагогического процесса осуществляетсяв совместной работе учителя, воспитателя на всех этапах обучения грамоте и развития речи. Выделяются программные разделы работы, в процессе реализации которых учитель дифференцированно закрепляет речевые навыки, усвоенные детьми на логопедических занятиях. На логопедических занятиях также проводится работа по устранению нарушений речи типа ринолалии, заикания, нарушений голоса, которые встречаются среди незрячих и слабовидящих детей. Работа ведется с учетом общепринятых методик, но с опорой на остаточное зрение или специфические способы восприятия. Раннее выявление нарушений речи и своевременная организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи). Совершенствование речи стимулирует высокое личностное развитие невидящего и слабовидящего ребенка на самых ранних этапах его воспитания. Речь становится мощным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие ребенка с нарушением зрения, облегчающим полноценную подготовку ребенка к включению в процесс обучения и общественно полезную деятельность (42).
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |