Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изучение уровня практического осознания элементов речи
Задания 1. Скажи одно слово. 2. а) Произнеси один звук; б) Сколько звуков в слове «дом»? в) Назови звуки в этом слове. 3. а) Скажи одно предложение; б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? в) Назови первое слово, второе, третье. Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии_____ Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3-4 балла — среднему и меньше 3 — низкому уровню осознания языковых элементов. Обработка и интерпретация результатов Вывод об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет — уровень выше среднего. Таким образом, по результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевого развития, речевой готовности к школе: высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего, низкому. Комплексный метод речевой диагностики 1-й тест. Словесные ассоциации к определенному слову. Задача: «Будем играть в игру со словами. Я произнесу одно слово, а ты скажешь другое — какое захочешь». 1. Стул — ... 2. Мяч — ... 3. Иван — ... 4. Зайчик — ... 5. Пою — ... 6. Красный — ... Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации). 2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных. 1. Ребенок толкает... 2. Девочка качает... 3. Зайчик хрупает... 4. Мама стирает... 5. Девочка поливает... Оценка: 5 верных ответов. 3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов.
100 101 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... 1. Что делает зайчик? 2. Что делает ребенок? 3. Что делает петух? 4. Что делает мама? 5. Что делает папа? Оценка: 5 верных ответов. 4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных. 1. Какое яблоко? 2. Какая собака? 3. Какой слон? 4. Какая зима? 5. Какие цветы? Оценка: 5 верных ответов. 5-й тест. Практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слов. 1. Как называют маленький стул? А если их много? 2. Как называют маленькую собаку? А если их много? 3. Как говорят о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа. 6-й тест. Составление предложения по одному данному слову. 1. Мальчик. 2. Кукла. 3. Мишка. Оценка: 2 верных ответа. 7-й тест. Составление предложения по 3 заданным словам. 1. Кукла, девочка, платье. 2. Тетя, плита, пища. 3. Дядя, грузовик, дрова. Оценка: 2 верных ответа. 8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении. 1. Он вышел, когда... 2. Он не пошел на прогулку, потому что... 3. Он не вышел во двор, куда... 4. Он не взял игрушку, которая... Оценка: 3 верных ответа. 9-й тест. Выявление и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения. Задача: «Я произнесу несколько предложений, а ты будь внимательным, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить? » 1. Он ушла на реку. 2. Там увидел маленький рыбку. 3. Потом бросил один камни. 4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка. Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования). 10-й тест. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности. Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик». 2. «Объясни, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь». Оценка: полное и аргументированное объяснение одной из задач. 11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов. 1. Назови одно слово. 2. Произнеси один звук. 3. Скажи одно предложение. Оценка: 3 верных ответа. 12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания. Задача: «Давай поиграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова». 1. Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь). 2. Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает). 3.Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая). Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть составлен в виде предложения). Обработка и интерпретация полученных результатов Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле: КоРР = ВРР х 100/КВ, где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, KB — календарный (хронологический) возраст ребенка. Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно считается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам. Календарный возраст (KB) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в меся-
102 103 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Логопедическая работа в комплексе ... реабилитации детей...
цах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца, 17 дней — его календарный возраст равен 64месяцам. Если ребенок, к примеру, правильно выполняет 10 вербальных задач, возраст его речевого развития (ВРР) равен 66месяцам. Тогда: КоРР = 66x100/64 = 103,125 = 103. КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР: КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие; КоРР от 10 до 41— низкое речевое развитие; КоРР от 42до 108— нормальное речевое развитие; КоРР от 109до 141— высокое речевое развитие; КоРР от 142— значительно высокое речевое развитие. Таким образом, сопоставив количественную оценку выполнения заданий обследуемыми детьми с границами распределения КоРР, можно сделать вывод об уровне общего речевого развития детей (61; с. 81-92).
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОМПЛЕКСЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Особенности психического развития ребенка с нарушением слуха проявляются при формировании как отдельных психических процессов, так и личности в целом. Детская тугоухость, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражается на психосоматическом развитии ребенка. У большинства детей нарушение слуха наступает на первом-втором году жизни, т.е. до развития или в период формирования звуковой речи, являющейся одним из главных интеллектообразующих факторов. Поэтому нарушение слуха не только ограничивает возможности общения ребенка с окружающими и обедняет диапазон его чувственных восприятий, но и может обусловить недоразвитие интеллекта и социальную недостаточность (35). У детей с нарушением слуховой функции развиваются и обостряются зрительные и двигательные, тактильно-вибрационные ощущения. Проявляются специфические особенности и в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь. Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно. В связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются такие своеобразные формы общения, как мимика, чтение с губ, дактилология. Отмечается следующая зависимость нарушений речи от времени возникновения снижения слуха у детей (30) (табл. 4). Таким образом, в сложной структуре развития ребенка с нарушенным слухом основным вторичным отклонением является неспособность самостоятельного обретения языкового опыта и овладения речью, что препятствует нормальному общению ребенка с окружающими, тормозит развитие понятийного опыта. 105 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Таблица 4
Логопедическая абилитация и реабилитациязанимает особое по значимости место в системе комплексной реабилитации детей и подростков с нарушением слуха. Для нормального развития неслышащего и слабослышащего ребенка важное значение имеет раннее начало коррекционной работы, направленной на стимуляцию и развитие слухового восприятия, с использованием сурдологи-ческой техники в сочетании с развитием речи. В процессе обучения используются как стимуляция дефектного слухового анализатора, так и максимальное использование сохранных анализаторов: зрительного, тактильного, двигательного. Особое значение придается раннему включению речи в общение с окружающими, что открывает перед ребенком возможности участия в различных видах коллективной деятельности, положительные перспективы его социализации. В начальном периоде обучения с ребенком, имеющим нарушение слуха, важно непродолжительно, но часто разгова- 106 ривать, оречевлять свои действия и действия ребенка, при этом желательно использовать небольшой лексический запас с однозначными словами. Процессы слышания и слушания стимулируют упражнения по развитию слухового восприятия. В условиях целенаправленной и систематической работы слуховое восприятие детей проходит через несколько стадий, начиная с ощущения речевых звучаний, слухового различения речевых и неречевых звучаний и заканчивая восприятием на слух незнакомого речевого материала. Логопедическое воздействие может эффективно использоваться в работе со слабослышащими (тугоухими) детьми, имеющими частичное снижение слуха. При тугоухости у детей отмечается понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т. д.), все же возможно. Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к расстройству экспрессивной речи, которое зависит от степени снижения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступления снижения слуха, условий развития ребенка (принятие специальных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние). Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны. Однако у слабослышащих детей могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые не связаны непосредственно с состоянием слуха: заикание, нарушения темпа речи, ринолалия, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, алалия и др. Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи и правильность их произношения. Обе эти стороны в случаях рано приобретенного снижения слуха не могут формироваться нормально. 107 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот. Помимо этого у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений. Дети с / степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной громкости около самого уха. На расстоянии 0,5 м от уха возможность различения согласных звуков снижается до 60%, а на расстоянии 2 м — до 40%. Дети с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития распознают звуки речи по-разному. Даже в1-м отделении школы слабослышащих свыше 78% учащихся старших классов не различают на слух пары согласных звуков, особые затруднения вызывает дифференциация свистящих звуков. Для слабослышащих учащихся 2-го отделения наибольшую трудность представляют восприятие и различение свистящих и шипящих звуков, что значительно затрудняет усвоение детьми полноценного звукопроизношения, а вдальнейшем — и письма. Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен осуществлять «ведущую» роль в отношении речедвигательного анализатора. Ребенок не может самостоятельно овладеть правильной артикуляцией звука, так как затруднено восприятие звука на слух. Помимо того у слабослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловить дефектное звукопроизношение. У слабослышащих детей можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения: 1) при неполноценной деятельности слухового анализатора характерны замены одних звуков речи другими. Реже наблюдается искаженное произношение звуков, связанное с нечеткой звуковой дифференциацией или с пол- Логопедическая работа в комплексе ... реабилитации детей... ной невозможностью восприятия звуков на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Звуковые замены устной речи обычно переносятся и на письмо в виде соответствующих буквенных замен; 2) искаженное звучание звуков вследствие недостаточнос др-); 3) смешанные формы нарушения звукопроизношения, |
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |