Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение уровня практического осознания элементов речи




Задания

1. Скажи одно слово.

2. а) Произнеси один звук; б) Сколько звуков в слове «дом»? в) Назови звуки в этом слове.

3. а) Скажи одно предложение; б) Сколько слов в предло­жении «Дети любят играть»? в) Назови первое слово, второе, третье.


Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии_____

Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Отве­ты оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3-4 балла — сред­нему и меньше 3 — низкому уровню осознания языковых эле­ментов.


Обработка и интерпретация результатов

Вывод об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению делается на основе суммарной оцен­ки развития всех обследованных сторон речи.

Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпа­дают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой бу­дет — уровень выше среднего.

Таким образом, по результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевого раз­вития, речевой готовности к школе: высокому, выше средне­го, среднему, ниже среднего, низкому.

Комплексный метод речевой диагностики

1-й тест. Словесные ассоциации к определенному слову.

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я произнесу одно слово, а ты скажешь другое — какое захочешь».

1. Стул — ... 2. Мяч — ... 3. Иван — ... 4. Зайчик — ... 5. Пою — ... 6. Красный — ...

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекват­ные слову-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложе­нии — подбор и активное употребление имен существитель­ных.

1. Ребенок толкает... 2. Девочка качает...

3. Зайчик хрупает... 4. Мама стирает... 5. Девочка поли­вает...

Оценка: 5 верных ответов.

3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов.


 


100





101


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

1. Что делает зайчик? 2. Что делает ребенок? 3. Что дела­ет петух? 4. Что делает мама? 5. Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилага­тельных.

1. Какое яблоко? 2. Какая собака? 3. Какой слон? 4. Ка­кая зима? 5. Какие цветы?

Оценка: 5 верных ответов.

5-й тест. Практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слов.

1. Как называют маленький стул? А если их много?

2. Как называют маленькую собаку? А если их много?

3. Как говорят о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа.

6-й тест. Составление предложения по одному данному слову.

1. Мальчик. 2. Кукла. 3. Мишка.

Оценка: 2 верных ответа.

7-й тест. Составление предложения по 3 заданным сло­вам.

1. Кукла, девочка, платье. 2. Тетя, плита, пища.

3. Дядя, грузовик, дрова.

Оценка: 2 верных ответа.

8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении.

1. Он вышел, когда...

2. Он не пошел на прогулку, потому что...

3. Он не вышел во двор, куда...

4. Он не взял игрушку, которая... Оценка: 3 верных ответа.

9-й тест. Выявление и исправление грамматических оши­бок посредством переконструирования предложения.

Задача: «Я произнесу несколько предложений, а ты будь внимательным, так как в них есть ошибки. Можешь их ис­править? »

1. Он ушла на реку.

2. Там увидел маленький рыбку.

3. Потом бросил один камни.

4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.


Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

10-й тест. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.

Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сде­лать домик». 2. «Объясни, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь».

Оценка: полное и аргументированное объяснение одной из задач.

11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов.

1. Назови одно слово. 2. Произнеси один звук.

3. Скажи одно предложение.

Оценка: 3 верных ответа.

12-й тест. Произвольное и сознательное построение уст­ного высказывания.

Задача: «Давай поиграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отве­чать, не употребляя при составлении предложения запре­щенные слова».

1. Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, мор­ковь).

2. Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает).

3.Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая). Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть составлен в виде предложения).



Обработка и интерпретация полученных результатов

Количественная и качественная оценка речевого разви­тия определяется по формуле: КоРР = ВРР х 100/КВ,

где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — воз­раст речевого развития, KB — календарный (хронологичес­кий) возраст ребенка.

Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умножен­ным на 6, так как условно считается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

Календарный возраст (KB) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в меся-


 


102





103


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...


Логопедическая работа в комплексе ... реабилитации детей...


 


цах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 меся­ца. Например, если ребенку в момент исследования испол­нилось 5 лет 3 месяца, 17 дней — его календарный возраст равен 64месяцам.

Если ребенок, к примеру, правильно выполняет 10 вер­бальных задач, возраст его речевого развития (ВРР) равен 66месяцам. Тогда:

КоРР = 66x100/64 = 103,125 = 103.

КоРР показывает степень общего речевого развития ре­бенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41— низкое речевое развитие;

КоРР от 42до 108— нормальное речевое развитие;

КоРР от 109до 141— высокое речевое развитие;

КоРР от 142— значительно высокое речевое развитие.

Таким образом, сопоставив количественную оценку вы­полнения заданий обследуемыми детьми с границами рас­пределения КоРР, можно сделать вывод об уровне общего речевого развития детей (61; с. 81-92).


 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОМПЛЕКСЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Особенности психического развития ребенка с наруше­нием слуха проявляются при формировании как отдельных психических процессов, так и личности в целом. Детская тугоухость, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражается на психосоматическом развитии ребенка. У большинства детей нарушение слуха наступает на первом-втором году жизни, т.е. до развития или в период формирования звуковой речи, являющейся одним из главных интеллектообразующих факторов. Поэто­му нарушение слуха не только ограничивает возможности общения ребенка с окружающими и обедняет диапазон его чувственных восприятий, но и может обусловить недораз­витие интеллекта и социальную недостаточность (35).

У детей с нарушением слуховой функции развиваются и обостряются зрительные и двигательные, тактильно-вибра­ционные ощущения. Проявляются специфические особен­ности и в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь.

Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтан­но, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно. В связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются такие свое­образные формы общения, как мимика, чтение с губ, дакти­лология. Отмечается следующая зависимость нарушений речи от времени возникновения снижения слуха у детей (30) (табл. 4).

Таким образом, в сложной структуре развития ребен­ка с нарушенным слухом основным вторичным отклоне­нием является неспособность самостоятельного обретения языкового опыта и овладения речью, что препятствует нор­мальному общению ребенка с окружающими, тормозит развитие понятийного опыта.


105


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...


Таблица 4

 

Возраст, в котором возникло снижение слуха Нарушения речи
1,5-2 года Дети теряют зачатки речи за 2-3 месяца и становятся безречевыми
2-4-5 лет Речь сохраняется в течение 1 года, но затем распадается
5-6 лет 7-9 лет Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушаются интонация, ударение. Ограничивается пассивный запас слов, «не хватает» слов активного словаря. Оглушаются все согласные звуки (д = т, з = с и др.)
10-15 лет Речь сохраняется, но теряет звонкость, интонацию и внятность. Встречаются нарушения письма и чтения

Логопедическая абилитация и реабилитациязанима­ет особое по значимости место в системе комплексной ре­абилитации детей и подростков с нарушением слуха. Для нормального развития неслышащего и слабослышащего ребенка важное значение имеет раннее начало коррек­ционной работы, направленной на стимуляцию и разви­тие слухового восприятия, с использованием сурдологи-ческой техники в сочетании с развитием речи. В процессе обучения используются как стимуляция дефектного слу­хового анализатора, так и максимальное использование сохранных анализаторов: зрительного, тактильного, дви­гательного. Особое значение придается раннему включе­нию речи в общение с окружающими, что открывает пе­ред ребенком возможности участия в различных видах коллективной деятельности, положительные перспекти­вы его социализации.

В начальном периоде обучения с ребенком, имеющим на­рушение слуха, важно непродолжительно, но часто разгова-

106


ривать, оречевлять свои действия и действия ребенка, при этом желательно использовать небольшой лексический за­пас с однозначными словами. Процессы слышания и слуша­ния стимулируют упражнения по развитию слухового вос­приятия.

В условиях целенаправленной и систематической работы слуховое восприятие детей проходит через несколько стадий, начиная с ощущения речевых звучаний, слухового различе­ния речевых и неречевых звучаний и заканчивая восприя­тием на слух незнакомого речевого материала.

Логопедическое воздействие может эффективно исполь­зоваться в работе со слабослышащими (тугоухими) деть­ми, имеющими частичное снижение слуха.

При тугоухости у детей отмечается понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но ре­чевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение го­ворящего непосредственно к уху, использование звукоуси­ливающих приборов и т. д.), все же возможно. Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприя­тие речи, но и неизбежно приводит к расстройству экспрес­сивной речи, которое зависит от степени снижения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступле­ния снижения слуха, условий развития ребенка (принятие специальных мер по сохранению и развитию речи обеспе­чивает сравнительно лучшее ее состояние).

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее сторо­ны. Однако у слабослышащих детей могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые не связаны не­посредственно с состоянием слуха: заикание, нарушения темпа речи, ринолалия, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, алалия и др.

Нормальное функционирование фонематической систе­мы предполагает возможность безошибочной слуховой диф­ференциации всех звуков речи и правильность их произно­шения. Обе эти стороны в случаях рано приобретенного снижения слуха не могут формироваться нормально.

107


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

Слуховая дифференциация звуков речи у слабослыша­щих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона вос­принимаемых ими звуковых частот. Помимо этого у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтети­ческой деятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений.

Дети с / степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной громкости около самого уха. На расстоянии 0,5 м от уха возможность различения согласных звуков снижается до 60%, а на расстоянии 2 м — до 40%. Дети с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого разви­тия распознают звуки речи по-разному. Даже в1-м отделе­нии школы слабослышащих свыше 78% учащихся старших классов не различают на слух пары согласных звуков, осо­бые затруднения вызывает дифференциация свистящих зву­ков. Для слабослышащих учащихся 2-го отделения наиболь­шую трудность представляют восприятие и различение свистящих и шипящих звуков, что значительно затрудня­ет усвоение детьми полноценного звукопроизношения, а вдальнейшем — и письма.

Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен осуществлять «ведущую» роль в отношении ре­чедвигательного анализатора. Ребенок не может самосто­ятельно овладеть правильной артикуляцией звука, так как затруднено восприятие звука на слух. Помимо того у сла­бослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловить дефектное звукопроизношение. У слабослышащих детей можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения:

1) при неполноценной деятельности слухового анализато­ра характерны замены одних звуков речи другими. Реже наблюдается искаженное произношение звуков, связан­ное с нечеткой звуковой дифференциацией или с пол-


Логопедическая работа в комплексе ... реабилитации детей...

ной невозможностью восприятия звуков на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Звуковые замены устной речи обычно перено­сятся и на письмо в виде соответствующих буквенных замен;

2) искаженное звучание звуков вследствие недостаточнос­
ти моторного отдела речевого аппарата, т.е. отклонений
от нормы в строении или функционировании артикуля-
торных органов (картавое р, межзубное или боковое с и

др-);

3) смешанные формы нарушения звукопроизношения,
обусловленные одновременно и сенсорной и моторной
недостаточностью, являющиеся самыми распростра­
ненными у слабослышащих детей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...