Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рефлексотерапия в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи
У детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи отмечается, как правило, одновременное и взаимосвязанное ограничение функций ряда систем организма. Повышению эффективности коррекционного воздействия, оптимизации сроков реабилитации способствует интеграция медицинских и педагогических методик в комплексной системе реабилитации лиц с выраженной речевой патологией. В последние годы в комплексе лечебно-профилактического воздействия на организм человека широко используются многие виды рефлексотерапии: иглоукалывание, массаж, аурикулотерапия, лазеро- и электропунктура, микроволновая резонансная терапия и др. Проведенные исследования показали, что достаточно эффективным оказалось использование некоторых видов рефлексотерапии в комплексной системе реабилитации лиц с тяжелыми нарушениями речи (заиканием, дизартрией, ринолалией, афазией, нарушениями голоса). В частности, доказано, что целенаправленное дозированное воздействие методами точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры (аппаратноевоздействие микротоком на акупунктурные точки ушных раковин) на весь организм человека, на органы и системы, связанные с речевой функцией, способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; восстановлению нарушенной нервной регуляции речи; позволяет в 2-3 раза сократить сроки коррекции тяжелых нарушений речи у детей и подростков (31). Примером эффективного использования указанных методов рефлексотерапии в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи может служить способ коррекции заикания у детей и подростков, разработанный и апробированный С.А. Игнатьевой, Ю.А. Блинковым (32). Суть его заключается в следующем: с каждым заикающимся ребенком или подростком после тщательного медико-психолого-логопедического обследования проводится три курса рефлексотерапии (точечный массаж и аурикулоэлектропунктура), разработанных индивидуально для каждого с учетом результатов обследования. Каждый курс состоит из 10 ежеднев- Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи ных сеансов с интервалом в 10 дней между I и II курсом; 3-6 месяцев между II и III курсом — во избежание рецидивов заикания и в целях закрепления эффекта рефлексотерапии. Во время сеансов успокаивающим (тормозным) способом проводится пальцевой точечный массаж 3-4 биологически активных точек (БАТ) на голове и теле пациента, после чего осуществляется безболезненное воздействие микротоком в течение 1-3 минут на каждую из 4 акупун-ктурных точек ушных раковин при помощи прибора для электрорефлексодиагностики и терапии. Каждый сеанс совместного воздействия точечным массажем и аурику-лоэлектропунктурой длится 50-60 минут. При разработке курсов лечения, принципов подбора точек воздействия, их сочетаний на каждый сеанс курса учитываются данные обследования заикающихся, их речевая и неречевая симптоматика, а также показания и рекомендации для используемых методов рефлексотерапии. В процессе точечного массажа используются различные сочетания биологически активных точек (обозначения БАТ по Г. Лувсан, 1990): БАТ: GI4, Е36, RP6, МС7, VG20, VG14 — точки широкого спектра действия, оказывающие при воздействии на них методом точечного массажа общеукрепляющее, противовоспалительное, нормализующее действие на весь организм, положительный эффект на функциональное состояние нервной системы; БАТ: Р7, VC23, VC24, РСЗ, TR17, VG26, GI19, Е4, Е5, Е6, Е9, IG18, IG19 — точки, снимающие или облегчающие спазмы, тики, контрактуру мышц лица, рта, языка, повышенную возбудимость речевых центров; БАТ: RP6, С4, С9, IG7, V10, МСб, МС7, TRIO, VB20, VB21, VG15, VG20, VG27, F3 — точки, регулирующие состояние центральной и вегетативной нервной системы, устраняющие фобии, неврогенные расстройства, нарушения сна, восстанавливающие нарушенную при заикании нервную регуляцию речи; БАТ: Р5, V15, TR18, VG27, VC15, VC17, VG22, VC22, МС5, R1 — точки, регулирующие речевое дыхание, устраняющие спазмы, судороги гортани, голосовых складок.
172 173 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... В процессе аурикулоэлектропунктуры проводится воздействие на AT ушных раковин: — 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 55, 84 — AT, связанные с органами периферического речевого аппарата, где обычно локализуются речевые судороги (язык, челюсти, скулы, горло, гортань и др.); — 22а, 25, 28, 29, 33, 55, 87, 95 — AT, оказывающие успокаивающее действие на центральную нервную систему, устраняющие нервное напряжение, фобии; — 29, 34, 51, 55, 78, 97, 98, 100, 121 — AT, оказывающие противосудорожное действие; — 13, 31, 82, 101,104 — AT, регулирующие речевое дыхание; — 51, 55, 82 — AT, регулирующие деятельность вегетативной нервной системы. Использовать рефлексотерапевтическое воздействие методами точечного массажа, артикуляционного массажа и аурикулоэлектропунктуры в случаях сложной речевой патологии могут как медицинские работники, так и логопеды-практики после прохождения соответствующих курсов обучения. Следует учитывать, что методы рефлексотерапии целесообразно применять как один из компонентов комплексной медико-педагогической программы реабилитации лиц с тяжелыми нарушениями речи. Дети школьного возраста в зависимости от тяжести речевого нарушения получают логопедическую помощь на логопедических пунктах при общеобразовательных школах или в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В задачи логопеда школьного логопункта входит коррекция недостатков устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных отклонений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи. Чрезвычайно важным является развитие речевой активности школьников с нарушениями речи, которые в большинстве своем отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, акти- Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи визирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса возникновения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется способность к прогнозированию его конечного результата. Коррекционная работа на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях проводится в течение всего учебного года. На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. В случаях, когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющихся речевых нарушений не может учиться в общеобразовательной школе, обучение продолжается в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В таких школах функционируют два отделения: для детей с выраженными нарушениями речи (общее недоразвитие речи различного характера: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания. В этих школах обучение ведется в более продолжительные сроки, по специальным программам с выраженной коррекционной направленностью, с использованием специфических методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия, направленного одновременно на нормализацию речевых и неречевых процессов. 174 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Психотерапия и психокоррекция — это две взаимосвязанные формы психологического воздействия в целях сохранения здоровья людей. Психотерапия — это комплексное лечебно-психолого-педагогическое воздействие на психику с целью устранения или предупреждения болезненных проявлений, развития адекватного отношения к себе, своему дефекту и окружающей среде. Психотерапия у детей с отклонениями в развитии тесно связана с лечебно-педагогическими коррекционными мероприятиями, со всем процессом лечения, обучения и воспитания. Для проведения психотерапии специалист должен быть хорошо ориентирован в специфике заболевания ребенка. Психические особенности детей дошкольного возраста (повышенная внушаемость, эмоциональная чувствительность, привязанность к врачу, воспитателю, педагогу) раскрывают широкие возможности для эффективного использования психотерапии. У многих детей с отклонениями в развитии рано возникают вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера в виде чувства неуверенности, страха речевого общения, пониженного фона настроения, проявления чрезмерной обидчивости, состояния тревоги, напряженности. Эти эмоциональные расстройства еще более ослабляют нервную систему ребенка и создают благоприятные условия для развития различных невротических реакций (заикания, энуреза, страхов, тиков и т.п.). В работе с дошкольниками широко используется игровая психотерапия. Впроцессе игры ребенок обучается адекватному взаимоотношению с окружающими. Игротерапия включает специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотера- Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...___________ певтической работы при прослушивании сказок, рисовании и т.п. (50). Цель коррекционной педагогики — не воспитание и обучение здоровых детей, а перевоспитание и переобучение аномального ребенка с учетом особенностей его развития. Основное средство коммуникативности — слово. Оно же является основным средством психотерапии. В работе сдетьми и подростками с различными отклонениями в развитии используется широкий спектр психотерапевтических методов: групповых, индивидуальных, семейных, рациональных и суггестивных. Методы и приемы психокоррекции выступают на первый план, когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптированного поведения. Таким образом, психотерапию можно рассматривать как метод лечения, а психологическую коррекцию — как метод профилактики, перестройки психологических факторов риска у детей, воссоздание гармоничных отношений в семье. Начальным этапом психокоррекции является комплексная диагностика различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности с использованием специально подобранных психологических методик. Психокоррекционный комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов. Блок 1 — диагностический. Цели: — диагностика психологических факторов риска; — формулирование психологических факторов риска для каждой семьи; — формулирование общей программы психологической коррекции. Блок 2 — установочный.Цели: — снятие напряженности в связи с переживанием острого
176 177 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... — достижение облегчающего и расслабляющего эффекта; — повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье; — переформулировка запроса, целей психологической коррекции; — создание активной установки на психокоррекционную работу. Блок 3 — коррекционный.Цели: — гармонизация процесса развития ребенка; — достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода; — гармонизация игровой деятельности; — достижение «открытия "Я"»; — преодоление внутрисемейного кризиса; — расширение сферы осознанности мотивов воспитания; — снятие противоречий между конфронтирующими моти-вационными тенденциями; — изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания. Блок 4 — оценка эффективности.Цели: — оценка изменений в психологических факторах риска в — оценка эффекта коррекции (64 , с. 49-63). Применение методов психотерапии в логопедииКлиническое изучение больных, страдающих заиканием, и психотерапевтическое воздействие на них уходит своими корнями во вторую половину XIX и начало XX в. Психотерапия в качестве одного из средств лечебно-оздоровительного воздействия входит в комплексный метод устранения заикания и подростков и взрослых. При этом Б.З. Драпкин пред- Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков... лагает использовать при коррекции заикания такие методы психотерапии, как: аутотренинг, рациональная или разъяснительная психотерапия, суггестивная психотерапия. Например, в процессе группового внушения в состоянии психофизического покоя больным внушается хорошее самочувствие, настроение, нервное спокойствие, улучшение сна, памяти, а также — надежда на выздоровление, упорство в достижении поставленной цели, уверенность, активность, желание вступать в речевое общение, быстрейшее овладение новыми речевыми навыками и т.д. Длительность лечения — примерно 1 час, за это время можно провести три-четыре внушения. Курс лечения включает 10-15 сеансов. Гипносуггестия, осуществляемая врачами со специальной подготовкой, и продолжительный отдых в состоянии гипнотического сна эффективны при лечении общеневротических и фобических нарушений. Мощным психотерапевтическим методом при лечении заикания является эмоционально-стрессовое внушение в бодрствующем состоянии, разработанное К.М. Дубровским. Этот метод внушения опирается на возможность образования в ситуации эмоционального напряжения в сознании больного мощного доминантного очага: «Я освободился от заикания, я здоров, я все могу!» Доминантная уверенность в выздоровлении во многих случаях приводит к полному исчезновению или значительному уменьшению заикания на тот или иной период времени. Работа над дыханием занимает значительное место в большинстве психотерапевтических систем. В основном используется «парадоксальная» дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, в процессе которой автоматизируется нижнедиафрагмальное дыхание, разрушаются стойкие патологические дыхательные стереотипы, оказывается мощное эмоционально-положительное влияние на больных, автоматизируется речь на задержанном дыхании. Е.Ю. Pay в модифицированном варианте эмоционально-стрессовой терапии к заикающимся детям дошкольного возраста предлагает осуществлять реконструкцию личности посредством применения игровой психотерапии, в частности, ролевой игры. Правильный подбор ролей обеспечива-
178 179 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... ется предварительной психолого-педагогической диагностикой. Ролевые характеры были взяты из известных произведений: царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Фея из «Золушки» Е.Л. Шварца, Буратино и др. Дети знакомятся с художественными образами, привыкают к своей роли, окончательное введение в роль происходит на сеансе эмоционально-стрессовой терапии. Ю.Б. Некрасова в качестве одной из психотерапевтических методик для купирования заикания предлагает библиотерапию как терапию словом, заключенным в художественную форму в сочетании с книговедением, психологией и психотерапией. Библиотерапия в основном используется на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся в виде чтения и анализа произведений художественной литературы, специально подобранных для каждого больного. Методика библиотерапии имеет диагностическую, психотерапевтическую, моделирующую и коммуникативную функцию. Л.З. Андронова-Арутюнян рассматривает заикание как устойчивое патологическое состояние и строит лечение как его дестабилизацию, используя средства эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе лечения сознательно участвуют сами заикающиеся. Между заикающимся и логопедом устанавливаются отношения равноправия и взаимной ответственности. При этом задача логопеда — указать пациентам путь к излечению, а задача заикающихся — самостоятельно пройти этот путь. Возможности использования психотерапии в коррекционной педагогике Впоследние годы в связи с интенсивным развитием психологических методов коррекции, основанных на использовании социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, право на существование получили и немедицинские модели психотерапии, в частности, психологическая модель. Говоря о роли психотерапии в практике специальной (коррекционной) школы, необходимо отметить, что психотерапия в широком смысле слова всегда присутствовала в деятельности педагогов-дефектологов. В любом типе специ- 180 Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...__________ ального учебного заведения находятся дети, имеющие помимо основного дефекта вторичные личностные и поведенческие отклонения, нарушения интеллектуального, эмоционального и психосексуального развития. В этой связи учителя и воспитатели зачастую интуитивно обращаются к психотерапевтическим методикам. Сходство между психотерапией и коррекционной педагогикой заключается в управлении взрослым психическим развитием ребенка с отклонениями в развитии, для чего организуются специальные условия, используются преимущественно словесные методы воздействия. В то же время психотерапевтическое воздействие во многих случаях опирается как раз на неосознаваемые субъектом стороны психики с помощью директивного или косвенного внушения. Проведенные в последние годы исследования подтверждают необходимость создания психотерапевтической службы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8-го вида (вспомогательных школах). Выбор конкретных психотерапевтических приемов должен находиться в строгой зависимости от интеллектуальных и личностных особенностей детей, специфики их микросоциальных условий развития. При исследовании степени выраженности внушаемости школьников с интеллектуальным недоразвитием наряду с детьми, отнесенными к группе сильновнушаемых испытуемых (24%), довольно большую группу составили испытуемые, вовсе не отреагировавшие на словесные внушения (22%), что может являться одной из причин основных трудностей при обучении, воспитании и социальной адаптации детей-олигофренов. Внушение необходимо применять по отношению к детям с пониженной способностью к восприятию логических построений, с выраженными дефектами аффективно-личностной сферы. С помощью психотерапии можно поставить перед ребенком цели, которые он сам не в состоянии наметить; перестроить и наладить взаимоотношения с окружающими; пробудить имеющиеся скрытые резервы; обучить саморегуляции в реальной жизни ив стрессовых ситуациях и др. 181 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Психокоррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), должна начинаться с момента их поступления в специальную школу и иметь две основные задачи — оказывать помощь в преодолении их специфической незрелости и содействовать в разрешении индивидуальных и межличностных проблем. Так, целенаправленное использование игровой деятельности с младшими школьниками с ЗПР способствует формированию у них позитивного отношения к учению, успешному овладению навыками общения с одноклассниками и учителем, содействует росту творческих и интеллектуальных способностей детей. В психокоррекционной работе с учениками среднего звена специальной школы-интерната для детей с ЗПР психолог использует индивидуальные и групповые методы коррекции по типу социально-психологического тренинга, которые направлены на формирование у школьников чувства собственной ценности, уважения к личности другого, на выработку навыков адекватного самовыражения. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 285. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |