Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рефлексотерапия в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи




У детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи от­мечается, как правило, одновременное и взаимосвязанное ограничение функций ряда систем организма. Повышению эффективности коррекционного воздействия, оптимизации сроков реабилитации способствует интеграция медицинс­ких и педагогических методик в комплексной системе реа­билитации лиц с выраженной речевой патологией.

В последние годы в комплексе лечебно-профилактичес­кого воздействия на организм человека широко исполь­зуются многие виды рефлексотерапии: иглоукалывание, массаж, аурикулотерапия, лазеро- и электропунктура, микроволновая резонансная терапия и др. Проведенные ис­следования показали, что достаточно эффективным оказа­лось использование некоторых видов рефлексотерапии в комплексной системе реабилитации лиц с тяжелыми нару­шениями речи (заиканием, дизартрией, ринолалией, афа­зией, нарушениями голоса). В частности, доказано, что це­ленаправленное дозированное воздействие методами точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры (аппа­ратноевоздействие микротоком на акупунктурные точки ушных раковин) на весь организм человека, на органы и системы, связанные с речевой функцией, способствует пре­одолению артикуляторных, дыхательных и голосовых рас­стройств; восстановлению нарушенной нервной регуляции речи; позволяет в 2-3 раза сократить сроки коррекции тя­желых нарушений речи у детей и подростков (31).

Примером эффективного использования указанных ме­тодов рефлексотерапии в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи может служить способ коррекции заика­ния у детей и подростков, разработанный и апробирован­ный С.А. Игнатьевой, Ю.А. Блинковым (32). Суть его зак­лючается в следующем: с каждым заикающимся ребенком или подростком после тщательного медико-психолого-лого­педического обследования проводится три курса рефлексо­терапии (точечный массаж и аурикулоэлектропунктура), разработанных индивидуально для каждого с учетом резуль­татов обследования. Каждый курс состоит из 10 ежеднев-


Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи

ных сеансов с интервалом в 10 дней между I и II курсом; 3-6 месяцев между II и III курсом — во избежание рецидивов заикания и в целях закрепления эффекта рефлексотерапии.

Во время сеансов успокаивающим (тормозным) спосо­бом проводится пальцевой точечный массаж 3-4 биоло­гически активных точек (БАТ) на голове и теле пациен­та, после чего осуществляется безболезненное воздействие микротоком в течение 1-3 минут на каждую из 4 акупун-ктурных точек ушных раковин при помощи прибора для электрорефлексодиагностики и терапии. Каждый сеанс совместного воздействия точечным массажем и аурику-лоэлектропунктурой длится 50-60 минут. При разработ­ке курсов лечения, принципов подбора точек воздействия, их сочетаний на каждый сеанс курса учитываются дан­ные обследования заикающихся, их речевая и неречевая симптоматика, а также показания и рекомендации для используемых методов рефлексотерапии.

В процессе точечного массажа используются различные сочетания биологически активных точек (обозначения БАТ по Г. Лувсан, 1990):

БАТ: GI4, Е36, RP6, МС7, VG20, VG14 — точки широко­го спектра действия, оказывающие при воздействии на них методом точечного массажа общеукрепляющее, противовос­палительное, нормализующее действие на весь организм, положительный эффект на функциональное состояние не­рвной системы;

БАТ: Р7, VC23, VC24, РСЗ, TR17, VG26, GI19, Е4, Е5, Е6, Е9, IG18, IG19 — точки, снимающие или облегчающие спаз­мы, тики, контрактуру мышц лица, рта, языка, повышен­ную возбудимость речевых центров;

БАТ: RP6, С4, С9, IG7, V10, МСб, МС7, TRIO, VB20, VB21, VG15, VG20, VG27, F3 — точки, регулирующие со­стояние центральной и вегетативной нервной системы, ус­траняющие фобии, неврогенные расстройства, нарушения сна, восстанавливающие нарушенную при заикании не­рвную регуляцию речи;

БАТ: Р5, V15, TR18, VG27, VC15, VC17, VG22, VC22, МС5, R1 — точки, регулирующие речевое дыхание, устра­няющие спазмы, судороги гортани, голосовых складок.


 


172


173


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

В процессе аурикулоэлектропунктуры проводится воз­действие на AT ушных раковин:

— 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 55, 84 — AT, связанные с органами периферического речевого аппарата, где обычно лока­лизуются речевые судороги (язык, челюсти, скулы, гор­ло, гортань и др.);

— 22а, 25, 28, 29, 33, 55, 87, 95 — AT, оказывающие успо­каивающее действие на центральную нервную систему, устраняющие нервное напряжение, фобии;

— 29, 34, 51, 55, 78, 97, 98, 100, 121 — AT, оказывающие противосудорожное действие;

— 13, 31, 82, 101,104 — AT, регулирующие речевое дыха­ние;

— 51, 55, 82 — AT, регулирующие деятельность вегета­тивной нервной системы.

Использовать рефлексотерапевтическое воздействие ме­тодами точечного массажа, артикуляционного массажа и аурикулоэлектропунктуры в случаях сложной речевой па­тологии могут как медицинские работники, так и логопе­ды-практики после прохождения соответствующих курсов обучения. Следует учитывать, что методы рефлексотерапии целесообразно применять как один из компонентов комп­лексной медико-педагогической программы реабилитации лиц с тяжелыми нарушениями речи.

Дети школьного возраста в зависимости от тяжести ре­чевого нарушения получают логопедическую помощь на ло­гопедических пунктах при общеобразовательных школах или в специальных школах для детей с тяжелыми наруше­ниями речи. В задачи логопеда школьного логопункта вхо­дит коррекция недостатков устной и письменной речи уча­щихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление на­рушений и предупреждение возможных вторичных откло­нений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющим­ся нарушением речи. Чрезвычайно важным является развитие речевой активности школьников с нарушениями речи, которые в большинстве своем отличаются понижен­ной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедичес­ких занятиях создаются разные ситуации общения, акти-


Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи

визирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звень­ями процесса возникновения речевого высказывания: у уча­щихся развивается мотивированность речевого действия, формируется способность к прогнозированию его конечно­го результата. Коррекционная работа на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях проводится в те­чение всего учебного года. На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематичес­кое восприятие, ведется работа над словарем и граммати­ческим строем, над связной речью, чтением, письмом.

В случаях, когда нарушение речи носит более выражен­ный характер и не может быть преодолено в условиях школь­ного логопункта, а ребенок в силу имеющихся речевых на­рушений не может учиться в общеобразовательной школе, обучение продолжается в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В таких школах функциони­руют два отделения: для детей с выраженными нарушения­ми речи (общее недоразвитие речи различного характера: ала­лия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания. В этих школах обучение ведется в более продолжительные сроки, по специальным программам с вы­раженной коррекционной направленностью, с использова­нием специфических методов и приемов коррекционно-вос­питательного воздействия, направленного одновременно на нормализацию речевых и неречевых процессов.


174


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

I

ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Психотерапия и психокоррекция — это две взаимосвя­занные формы психологического воздействия в целях со­хранения здоровья людей.

Психотерапия — это комплексное лечебно-психолого-педагогическое воздействие на психику с целью устранения или предупреждения болезненных проявлений, развития адекватного отношения к себе, своему дефекту и окружаю­щей среде. Психотерапия у детей с отклонениями в разви­тии тесно связана с лечебно-педагогическими коррекцион­ными мероприятиями, со всем процессом лечения, обучения и воспитания. Для проведения психотерапии специалист должен быть хорошо ориентирован в специфике заболева­ния ребенка.

Психические особенности детей дошкольного возраста (повышенная внушаемость, эмоциональная чувствитель­ность, привязанность к врачу, воспитателю, педагогу) рас­крывают широкие возможности для эффективного исполь­зования психотерапии. У многих детей с отклонениями в развитии рано возникают вторичные эмоциональные расстрой­ства реактивного характера в виде чувства неуверенности, страха речевого общения, пониженного фона настроения, про­явления чрезмерной обидчивости, состояния тревоги, напря­женности. Эти эмоциональные расстройства еще более ос­лабляют нервную систему ребенка и создают благоприятные условия для развития различных невротических реакций (заикания, энуреза, страхов, тиков и т.п.).

В работе с дошкольниками широко используется игро­вая психотерапия. Впроцессе игры ребенок обучается адек­ватному взаимоотношению с окружающими. Игротерапия включает специальные игры с музыкальным сопровожде­нием, игры с перевоплощением, особые приемы психотера-


Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...___________

певтической работы при прослушивании сказок, рисовании и т.п. (50).

Цель коррекционной педагогики — не воспитание и обу­чение здоровых детей, а перевоспитание и переобучение аномального ребенка с учетом особенностей его развития. Основное средство коммуникативности — слово. Оно же является основным средством психотерапии. В работе сдетьми и подростками с различными отклонениями в раз­витии используется широкий спектр психотерапевтичес­ких методов: групповых, индивидуальных, семейных, ра­циональных и суггестивных.

Методы и приемы психокоррекции выступают на пер­вый план, когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптированного пове­дения. Таким образом, психотерапию можно рассматри­вать как метод лечения, а психологическую коррекцию — как метод профилактики, перестройки психологических факторов риска у детей, воссоздание гармоничных отно­шений в семье. Начальным этапом психокоррекции явля­ется комплексная диагностика различных сторон психи­ческих процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности с использованием специально подобранных психологических методик.

Психокоррекционный комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует раз­личные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов.










Блок 1 — диагностический.

Цели:

— диагностика психологических факторов риска;

— формулирование психологических факторов риска для каждой семьи;

— формулирование общей программы психологической коррекции.

Блок 2 — установочный.Цели:

— снятие напряженности в связи с переживанием острого
внутрисемейного кризиса;


 


176


177


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

— достижение облегчающего и расслабляющего эффекта;

— повышение уверенности родителей в возможности дос­тижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье;

— переформулировка запроса, целей психологической кор­рекции;

— создание активной установки на психокоррекционную работу.

Блок 3 — коррекционный.Цели:

— гармонизация процесса развития ребенка;

— достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода;

— гармонизация игровой деятельности;

— достижение «открытия "Я"»;

— преодоление внутрисемейного кризиса;

— расширение сферы осознанности мотивов воспитания;

— снятие противоречий между конфронтирующими моти-вационными тенденциями;

— изменение родительских установок и позиций, обуче­ние родителей новым формам общения с ребенком, рас­ширение знаний о психологии семейного воспитания.

Блок 4 — оценка эффективности.Цели:

— оценка изменений в психологических факторах риска в
процессе коррекции;

— оценка эффекта коррекции (64 , с. 49-63).
Психотерапия в дефектологии развивалась преимуще­
ственно в логопедии, при лечении и коррекции заикания.
Только в последние годы появились исследования по психо­
терапевтической коррекции в сурдопедагогике, олигофрено­
педагогике.

Применение методов психотерапии в логопедииКлиническое изучение больных, страдающих заиканием, и психотерапевтическое воздействие на них уходит своими корнями во вторую половину XIX и начало XX в. Психотера­пия в качестве одного из средств лечебно-оздоровительного воздействия входит в комплексный метод устранения заика­ния и подростков и взрослых. При этом Б.З. Драпкин пред-


Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...

лагает использовать при коррекции заикания такие методы психотерапии, как: аутотренинг, рациональная или разъяс­нительная психотерапия, суггестивная психотерапия.

Например, в процессе группового внушения в состоянии психофизического покоя больным внушается хорошее само­чувствие, настроение, нервное спокойствие, улучшение сна, памяти, а также — надежда на выздоровление, упорство в достижении поставленной цели, уверенность, активность, желание вступать в речевое общение, быстрейшее овладение новыми речевыми навыками и т.д. Длительность лечения — примерно 1 час, за это время можно провести три-четыре вну­шения. Курс лечения включает 10-15 сеансов.

Гипносуггестия, осуществляемая врачами со специаль­ной подготовкой, и продолжительный отдых в состоянии гипнотического сна эффективны при лечении общеневро­тических и фобических нарушений. Мощным психотерапев­тическим методом при лечении заикания является эмоцио­нально-стрессовое внушение в бодрствующем состоянии, разработанное К.М. Дубровским. Этот метод внушения опи­рается на возможность образования в ситуации эмоциональ­ного напряжения в сознании больного мощного доминант­ного очага: «Я освободился от заикания, я здоров, я все могу!» Доминантная уверенность в выздоровлении во мно­гих случаях приводит к полному исчезновению или значи­тельному уменьшению заикания на тот или иной период времени.

Работа над дыханием занимает значительное место в большинстве психотерапевтических систем. В основном используется «парадоксальная» дыхательная гимнасти­ка А.Н. Стрельниковой, в процессе которой автоматизи­руется нижнедиафрагмальное дыхание, разрушаются стой­кие патологические дыхательные стереотипы, оказывается мощное эмоционально-положительное влияние на больных, автоматизируется речь на задержанном дыхании.

Е.Ю. Pay в модифицированном варианте эмоционально-стрессовой терапии к заикающимся детям дошкольного воз­раста предлагает осуществлять реконструкцию личности посредством применения игровой психотерапии, в частно­сти, ролевой игры. Правильный подбор ролей обеспечива-


 


178


179


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

ется предварительной психолого-педагогической диагности­кой. Ролевые характеры были взяты из известных произведе­ний: царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пуш­кина, Фея из «Золушки» Е.Л. Шварца, Буратино и др. Дети знакомятся с художественными образами, привыкают к сво­ей роли, окончательное введение в роль происходит на сеансе эмоционально-стрессовой терапии.

Ю.Б. Некрасова в качестве одной из психотерапевтичес­ких методик для купирования заикания предлагает библио­терапию как терапию словом, заключенным в художествен­ную форму в сочетании с книговедением, психологией и психотерапией. Библиотерапия в основном используется на подготовительном этапе социальной реабилитации за­икающихся в виде чтения и анализа произведений худо­жественной литературы, специально подобранных для каждого больного. Методика библиотерапии имеет диаг­ностическую, психотерапевтическую, моделирующую и коммуникативную функцию.

Л.З. Андронова-Арутюнян рассматривает заикание как устойчивое патологическое состояние и строит лечение как его дестабилизацию, используя средства эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе лечения сознательно участвуют сами заикающиеся. Между заикающимся и ло­гопедом устанавливаются отношения равноправия и взаим­ной ответственности. При этом задача логопеда — указать пациентам путь к излечению, а задача заикающихся — са­мостоятельно пройти этот путь.

Возможности использования психотерапии в коррекци­онной педагогике

Впоследние годы в связи с интенсивным развитием психо­логических методов коррекции, основанных на использова­нии социально-психологических закономерностей межлич­ностного взаимодействия, право на существование получили и немедицинские модели психотерапии, в частности, психо­логическая модель.

Говоря о роли психотерапии в практике специальной (коррекционной) школы, необходимо отметить, что психо­терапия в широком смысле слова всегда присутствовала в деятельности педагогов-дефектологов. В любом типе специ-

180


Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...__________

ального учебного заведения находятся дети, имеющие по­мимо основного дефекта вторичные личностные и поведен­ческие отклонения, нарушения интеллектуального, эмо­ционального и психосексуального развития. В этой связи учителя и воспитатели зачастую интуитивно обращаются к психотерапевтическим методикам. Сходство между пси­хотерапией и коррекционной педагогикой заключается в управлении взрослым психическим развитием ребенка с от­клонениями в развитии, для чего организуются специаль­ные условия, используются преимущественно словесные методы воздействия. В то же время психотерапевтическое воздействие во многих случаях опирается как раз на нео­сознаваемые субъектом стороны психики с помощью дирек­тивного или косвенного внушения.

Проведенные в последние годы исследования подтверж­дают необходимость создания психотерапевтической служ­бы в специальных (коррекционных) образовательных уч­реждениях 8-го вида (вспомогательных школах). Выбор конкретных психотерапевтических приемов должен нахо­диться в строгой зависимости от интеллектуальных и лич­ностных особенностей детей, специфики их микросоциаль­ных условий развития.

При исследовании степени выраженности внушаемости школьников с интеллектуальным недоразвитием наряду с детьми, отнесенными к группе сильновнушаемых испыту­емых (24%), довольно большую группу составили испы­туемые, вовсе не отреагировавшие на словесные внушения (22%), что может являться одной из причин основных труд­ностей при обучении, воспитании и социальной адаптации детей-олигофренов.

Внушение необходимо применять по отношению к де­тям с пониженной способностью к восприятию логичес­ких построений, с выраженными дефектами аффектив­но-личностной сферы. С помощью психотерапии можно поставить перед ребенком цели, которые он сам не в со­стоянии наметить; перестроить и наладить взаимоотно­шения с окружающими; пробудить имеющиеся скрытые резервы; обучить саморегуляции в реальной жизни ив стрессовых ситуациях и др.

181


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

Психокоррекционная работа с детьми, имеющими задер­жку психического развития (ЗПР), должна начинаться с момента их поступления в специальную школу и иметь две основные задачи — оказывать помощь в преодолении их спе­цифической незрелости и содействовать в разрешении ин­дивидуальных и межличностных проблем. Так, целенаправ­ленное использование игровой деятельности с младшими школьниками с ЗПР способствует формированию у них по­зитивного отношения к учению, успешному овладению на­выками общения с одноклассниками и учителем, содей­ствует росту творческих и интеллектуальных способностей детей. В психокоррекционной работе с учениками среднего звена специальной школы-интерната для детей с ЗПР пси­холог использует индивидуальные и групповые методы кор­рекции по типу социально-психологического тренинга, ко­торые направлены на формирование у школьников чувства собственной ценности, уважения к личности другого, на выработку навыков адекватного самовыражения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...