Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Критические периоды развития речиСтр 1 из 19Следующая ⇒
С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков Логопедическая реабилитация ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа» Москва ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС 2004 УДК .476.36(075.8) ББК 74.3я73 1126 ОГЛАВЛЕНИЕ
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А. Д. Гонеев; доктор медицинских наук, профессор Н. К. Горшунова; доктор медицинских наук, профессор В. А. Иванов Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. цетр ВЛАДОС, 2004. — 304 с. — (Коррекционная педагогика). I8BN 5-691-01242-8. АгентствоСЛРРГБ. И учебном пособии освещаются теоретические и практические ос- новы логопедии; определяются основные направления и технологии логопедической реабилитации детей и подростков с различными от- клонениями в развитии; в социально-логопедическом аспекте рассматтриваются проблемы семейного воспитания и обучения детей с различными видами отклонений в развитии. Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отде-лений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, студентов дефектологических факультетов, практических ра- ботников специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с различными отклонениями и развитии. Будет полезно специалистам по социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии, логопедам-практикам, а так-а так же родителям детей и подростков с отклонениями в психофизичес- ком развитии. УДК 376.36(075.8) ББК 74.3я73 © Игнатьева С.А., Блинков Ю.А., 2004 © ООО«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 © Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС », 2004 © Макет. ООО«Гуманитарный издатель- Введение ............................................................................. 5 Глава 1 Теоретические и практические основы логопедии ... 9 Предмет, задачи, методы логопедии ........................ 10 Развитие речи в онтогенезе ........................................ 16 Анатомо-физиологические механизмы речи........... 26 Этиология нарушений речи ............................................... 37 Классификация нарушений речи ............................. 43 Принципы и методы логопедического воздействия...................................... 50 Глава 2 Логопедическая реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии ................................................. 61 Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России .......... 62 Логопедическая реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии ................ 71 Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии ......................................... 88 Логопедическая работа в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушением слуха............... 105 Основы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения......................................................... 113 Нарушения речи и особенности их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью .... 121 Особенности речевого развития и основные направления логопедической коррекции детей с задержкой психического развития..................................................... 133 3 Логопедическая коррекция в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей с церебральным параличом .................................... 145 Основные направления комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи....................................... 158 Психотерапия и психокоррекция в системе комплексной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии ............. 176 Глава 3 Особенности коррекции речи детей с отклонениями в развитии в условиях семейного воспитания....... 195 Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с отклонениями в развитии .... 196 Логопедический аспект семейного воспитания ребенка с интеллектуальным недоразвитием........ 213 Особенности развития и коррекции речи у детей с церебральным параличом......................... 219 Коррекционная направленность семейного воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи ................... 226 Особенности формирования и развития речи у детей с нарушением слуха............................ 236 Особенности развития речи детей с нарушениями зрения................................................ 247 Особенности развития речи детей, страдающих
Словарь логопедических терминов Введение В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской Федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Министерства здравоохранения РФ, на 1 января 2001 года зарегистрировано 552 122 детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно. Инвалидность у детей определяется как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребенка, его способностей к самообслуживанию, способностей к передвижению, ориентации, обучению, общению, контролю за своим поведением, трудовой деятельности в будущем. В настоящее время вместо термина «дети-инвалиды» используются более корректные определения — «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности» и др. В последние годы как положительное явление можно отметить смещение акцента с преимущественно медико-этиологических аспектов при оценке состояния детей и подростков с различными отклонениями в развитии на всестороннюю функциональную оценку, учитывающую социально-психологическое воздействие структуры нарушения на жизнь индивида как личности, выдвигающую на первый план проблемы социального статуса личности. Функциональная оценка предполагает всестороннюю характеристику личности и уровней ее деятельности. Такая оценка позволяет специалистам определить конкретные направления и особенности реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. Компонентами функциональной оценки являются: состояние соматического здоровья (с учетом поставленного диагноза, проведенного лечения); влияние соматического состояния на моторику, сенсорные и коммуникативные способности (слух, зрение, речь); состояние познавательной деятельности, психического статуса; особенности аффективной сферы, в том числе уровень подвижности нервной системы и степень удов- 5 Введение Введение
летворенности жизнью; особенности повседневной жизненной активности, включая возможности самообслуживания и социальной активности; наличие непреодолимых препятствий, барьеров (физических и социальных) в окружающей среде — в школе, дома, в сообществе, мешающих достижению личных целей и желаемого образа жизни; оценка экономического положения и возможностей финансовой поддержки; наличие системы социальной поддержки, обеспечивающей как эмоциональную, так и физическую помощь по поддержанию повседневной жизнедеятельности и достижению личностных целей и предпочтительного образа жизни. В психолого-педагогической и специальной литературе реабилитация рассматривается как система медико-педагогических и социальных мер, направленных на включение детей с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне их психофизических возможностей. Если адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, то реабилитация — как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторные механизмы используются для преодоления дефекта, а в процессе адаптации — для приспособления к нему. Важным моментом реабилитации является определение реабилитационного потенциала как совокупности резервных возможностей организма ребенка с проблемами в развитии, позволяющих ему в максимально полном объеме преодолеть отклонения в развитии. Реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии должна осуществляться комплексно. Различают медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную реабилитацию. Важной составной частью комплексной реабилитации детей и подростков с различными видами отклонений в развитии является логопедическая реабилитация, которая рассматривается нами в контексте нормализации коммуникативной деятельности, наращивания социального потенциала, т. е. повышения возможностей личности реализоваться в данном сообществе. Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный процесс, направленный прежде все- го на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно артикуляционной моторики; развитие познавательной деятельности, в особенности мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. В первые годы жизни любое отклонение в развитии ребенка сопровождается недоразвитием речи. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, поэтому при отставании в развитии речи или других нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальной коммуникацией, оказываются расстроенными объективно существующие взаимоотношения между индивидом и обществом, проявляющиеся в речевом общении. Своеобразие и трудности в овладении родной речью, речевые нарушения, особенности коммуникативной деятельности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, эмоциональных расстройствах, и требуют особой системы коррекционного воздействия (Л.С. Волкова, А.Г. Зикеев, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, В.Г. Петрова, Е.С. Сле-пович, С.Г. Шевченко и др.). У детей с отклонениями в развитии часто нарушается формирование коммуникативного поведения, тесно связанного с развитием речи. Анализ коммуникативного поведения, оценка характера зависимости между уровнем сформированности коммуникативных способностей и состоянием речемыслительной деятельности способствуют определению конкретных коррекционно-педагогических рекомендаций, обеспечивающих полноценное формирование всех звеньев речевого общения детей и подростков с различными отклонениями в развитии. Возможности социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости
6 7 Введение
от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздействия ближайшего социального окружения. Логопедическая реабилитация играет немаловажную роль в процессе активного приспособления к условиям социальной среды, интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии. В учебном пособии рассматриваются возможности и основные направления логопедической абилитации и коррекции как одного из факторов комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии: с нарушениями интеллектуального развития, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями эмоциональной сферы и общения. Эта доминантная линия пронизывает блоки тем, которые связаны с проблемами организации и содержанием логопедического воздействия в системе комплексной реабилитации детей и подростков с различными отклонениями в развитии; с проблемами профилактики, выявления и преодоления у них задержки, искажения и патологии речевого развития, нарушений коммуникативного поведения в условиях специального обучения и семейного воспитания. В 1-й главе учебного пособия освещаются теоретические и практические основы логопедии; рассматриваются проблемы речевого онтогенеза, этиологии и классификации речевых расстройств; анатомо-физиологические механизмы речи; принципы и методы логопедического воздействия. Во 2-й главе определяются основные направления и технологии логопедической абилитации и коррекции в системе комплексной реабилитации и социализации детей и подростков с различными категориями отклонений в развитии. 3-я глава посвящена коррекционно-логопедической направленности семейного воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, от успешной реализации которой в большой степени зависят процессы социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с проблемами в развитии. 8 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Предмет, задачи, методы логопедии
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ Логопедия — это наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и преодоления средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности. Логопедия является одним из разделов коррекционной педагогики (дефектологии). Предметом логопедии как научной дисциплины являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи. Структуру современной логопедии составляют дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. Основной целью логопедии является разработка и реализация научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств. Основные задачи логопедии заключаются в следующем: — определение распространенности и симптоматики нарушений речи; — исследование структуры речевых нарушений и влияния речевых расстройств на психическое развитие ребенка; — разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии нарушений речи; — разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности; — изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития; — изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата); — организация логопедической помощи. Теоретическим аспектом логопедии является изучение речевых нарушений и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении нарушений речи (11). Логопедическое воздействиепредставляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, а также на развитие сенсорных функций, моторики, познавательной деятельности, формирование личности ребенка, воздействие на его социальное окружение. Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка. В психическом развитии ребенка речь имеет особое значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую. Термин «речь»используется в двух значениях: 1) речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека — использование речи (языка) для общения с другими людьми; 2) результат деятельности — текст (сообщение, статья и т. д.). Речь как результат речевой деятельности, как форма отражаемого содержания представляет собой способ формирования и формулирования мыслей и чувств посредством языка в процессе речевой деятельности человека. Отклонения в развитииречи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу, поведение детей. Под воздействием речевого дефекта часто возникают вторичные отклонения, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом (психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, характерологические изменения, такие как застенчивость, замкнутость, негативизм, комплекс неполноценности и др.). Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются пси-
10 11 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Предмет, задачи, методы логопедии
холого-педагогическими средствами, и эффективность их устранения непосредственно связана с ранним выявлением структуры дефекта. Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории, под недостатками развития речи понимают отклонения от нормального форми-рования языковых средств общения. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: не соответствуют возрасту говорящего; не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; они связаны с отклонениями в психофизиологических механизмах речи; самостоятельно не исчезают, а, напротив, закрепляются; требуют дифференцированного логопедического воздействия в зависимости от их характера; часто отрицательно влияют на дальнейшее психическое развитие ребенка. Естественно-научными основами логопедии являются учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, учение П.К. Анохина о функциональ-ных системах, современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности. Основы логопедии как педагогической науки базируются на учении Л.СВыготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной иерархической структуре речевой деятельности, о соотношении общих ■ специфических закономерностей в развитии аномального ребенка, о связи речи с деятельностью, о взаимодействии внешних и внутренних факторов в процессе психического и речевого развития и др. В основе методов логопедической науки лежат следующие принципы анализа речевых нарушений, разработанные профессором Р.Е. Левиной: принципы развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта, т.е. помимо фиксации и описания речевых нарушений, имеющихся у ребенка в данный момент, необходимо установить, в результате каких патологических факторов эти изменения возникли, и проследить динамику их развития. Для осуществления генетического причинно-следственного анализа важно представлять все многообразие условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее развития. Принцип системного подхода отражает сложную структуру речевой функции, включающую звуковую, т.е. произносительную сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Наиболее сложные речевые нарушения приводят к общему недоразвитию речи — от полного ее отсутствия или лепетного состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамма-тического недоразвития. Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи, предупреждать их с помощью педагогических приемов. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфере. Раскрытие индивидуального своеобразия в протекании тех или иных психических процессов у ребенка позволяет понять аномальное протекание того или иного речевого нарушения. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности. Специальное обучение в логопедии тесно связано с коррекционно-воспитательным воздействием, направление и содержание которого определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка. При анализе речевых нарушений важно учитывать возраст ребенка, его социаль-
12 13 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Предмет, задачи, методы логопедии
ное и семейное окружение, возможные этиопатогенети-ческие факторы возникновения речевых расстройств. Логопедия опирается также на принципы: комплексности (медико-психолого-педагогический подход при изучении и устранении тяжелых речевых расстройств); деятельностно-го подхода; онтогенетический (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности в онтогенезе); этиопатогенетический; учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта; обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена); общедидактические и другие. Методы логопедии как науки можно условно разделить: 1) на организационные (сравнительный, лонгитюдинальный — изучение в динамике, комплексный); 2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, тесты, анкеты, беседы, анализ результатов деятельности, сбор и анализ анамнестических данных и др.); 3) количественный и качественный анализ полученных данных; 4) интерпретационные. Логопедия имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным связям относятся связи с педагогикой; с различными отраслями коррекционной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; с методиками обучения родному языку, математике; с общей и специальной психологией; с логопедической ритмикой. К межсистемным связямотносятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое значение имеет умелое использование общедидактических принципов, разработанных в общей и дошкольной педагогике. Знание закономерностей психического развития ребенка, владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста способствуют дифференци- ации различных форм речевых нарушений, отграничению их от нарушений речи, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает специалисту видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, уяснить взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом, установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Необходимостью как можно более точно определять причины, механизмы и симптоматику нарушений речи, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. продиктована связь логопедии с медицинскими науками. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. Связь с невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, патологией органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциальной диагностики нарушений речи. Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика и коррекция возможны только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. Данные медицинских наук используются в комплексном изучении этиологии, механизмов речевых нарушений, при решении вопросов диагностики и дифференцированного логопедического воздействия при устранении различных форм речевых нарушений. Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия. Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений (11).
14 15 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Развитие речи в онтогенезе
■ РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза(индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы выявить патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения, правильно диагностировать нарушения речи и строить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко и др.). А.Н. Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей: 1-й — подготовительный — до 1 года; 3-й — преддошкольный — до 3 лет; 3-й — дошкольный — до 7 лет; 4-й — школьный — от 7 до 17 лет. Первый этап — подготовительный(с момента рождения ребенка до 1 года). В это время происходит подготовка к овладению речью, развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тон- ких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства. Ко 2-3 месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно, что свидетельствует о начале формирования функции общения. Ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, поворачивать голову к говорящему, реагировать на интонацию. К 2-3 месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения; неопределенно артикулируемые звуки, напоминающие гласные, губные и заднеязычные согласные. Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения со взрослыми. Между 4-м и 5-м месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет, который совпадает с формированием у ребенка функции сидения. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования. Гуление и первый этап лепета не зависят от состояния физического слуха детей и не отражают фонетический строй родного языка, т.е. они являются филогенетической речевой памятью вфункциональной системе речи. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка, поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторики, но и на формирование речевых артикуляций. Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом с взрослым человеком. На этом этапе онтогенеза лепетного языка у ребенка с сохранным слухом прослеживаются явления аутоэхолалии. Ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог (ва-ва-ва, га-га-га), при этом сосредоточенно слушая себя (второй этап в развитии лепета).
16 17 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Развитие речи в онтогенезе
К 8-му месяцу часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения. У ребенка начинает формироваться собственно речевая онтогенетическая память, фонетическая система родного языка. Выделяют и третий этап в развитии лепета, во время которого ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного и того же слога (ба-ба, ма-ма), которые не соотносятся с реальным предметом. Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре начинает говорить первые слова. Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со сроками и темпом формирования устной речи. Уже в7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. В это время начинает развиваться умение соотносить звуковой образ слова с предметом вконкретной ситуации. Таким образом, понимание слышимого слова устанавливается задолго до того, как ребенок может его произнести. Первые слова появляются к концу первого года жизни, когда ребенок начинает делать первые шаги, активно манипулировать руками. У девочек первые слова появляются обычно на 9-10-м месяце жизни, у мальчиков — в 11-12 месяцев. Второй этап — преддошкольный(от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он много и охотно повторяет за говорящим; сам произносит слова, при этом путает, переставляет, искажает звуки. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства (Мама — обращение, указание, просьба, жалоба). Понять малыша можно только вситуации, вкоторой или по поводу которой происходит его общение с взрослым, поэтому такая речь называется ситуационной; она сопровождается жестами, мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики. Исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей, что указывает на большую индивидуальность в темпе развития речи, например, приводятся следующие данные: к 1 году 6 месяцам — 10-15 слов; к концу 2-го года — 300слов; к 3 годам — около 1000 слов. К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Сроки ее появления зависят от генетической программы развития интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т. д. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, потом примитивными фразами без согласования, затем постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Если у ребенка к 2,5 годам не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается не только на его речевом развитии, но и на общем психическом развитии. На третьем году жизни возникает способность к словотворчеству, вначале как рифмование, затем как изобретение новых слов (копатка вместо лопатка, мазелин вместо вазелин и др.). Третий этап — дошкольный(от 3 до 7 лет). После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к 4-5 годам жизни. Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. По-
18 19 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Развитие речи в онтогенезе
зднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий р. На дошкольном этапе у многих детей еще отмечается неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка 5-6 лет достигает 3000-4000 слов. Значения слов уточняются и во многом обогащаются, формируется чувство языка, словотворчество. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, овладение связной речью. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями, в среднем предложение состоит из 5-6 слов. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи. К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. речью отвлеченной, обобщенной, лишенной наглядной опоры. Высказывания ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ, без дополнительных вопросов он может пересказать сказку, рассказ. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается формирование правильного звукопроизношения . К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи (3). Четвертый этап — школьный(от 7 до 17лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Вчастности, ребенок должен: — быть психически и соматически здоровым; — иметь нормальные умственные способности; — иметь полноценные слух и зрение; — обладать достаточной психической активностью; — обладать потребностью в речевом общении; — иметь полноценное речевое окружение. Общение является важнейшим фактором психического развития детей, так как в процессе общения с окружающими маленький ребенок постигает и «присваивает» добытое людьми ранее, усваивает речь. Потребность ребенка в общениис взрослыми возникает уже в первые месяцы его жизни на основе первичных органических нужд ребенка и стремления к новым впечатлениям. Потребность ребенка в общении с другими детьми отчетливо выявляется на 3-м году жизни. Она строится на основе потребности детей в новых впечатлениях, в активном функционировании и в общении с взрослым. М.И. Лисина (1980; 1986) выделяет критерии, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении: 1) внимание и интерес ребенка к взрослому; 2) эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; 3) инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь внимание взрослого; 4) чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки. Развитие общения — смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения. Каждая форма общения характеризуется рядом параметров, из которых главными являются дата возникновения, содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы, основные операции и место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка.
20 21 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Развитие речи в онтогенезе
В первые семь лет жизни ребенка выделяют 4 формы его общения с взрослым: ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную. 1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общенияпоявляется в возрасте 2-6 месяцев жизни ребенка. В системе общей жизнедеятельности ребенка его общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание и удовлетворение всех его первичных потребностей. Ведущим видом потребности в общении является потребность в доброжелательном внимании взрослого. Ведущий мотив общения — личностный (взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности). Основными средствами общения в этом периоде развития ребенка являются экспрессивно-мимические операции. 2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная) форма общенияпоявляется у ребенка к 6 месяцам. Общение развертывается в ходе совместной с взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает. Содержанием потребности в общении является потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Ведущий мотив общения - деловой (взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний; помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности). Основные средства общения - предметно-действенные операции. 3. Внеситуативно-познавательная форма общенияпоявляется у детей в возрасте 3-4 лет. Общение развертывается на фоне совместной с взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает. Ребенок ощущает потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении. Ведущим мотивом общения является познавательный (взрослый как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире). Основными средствами общения являются речевые операции. 4. Внеситуативно-личностная форма общенияпоявляется у детей в 5—6 лет. Общение развертывается на фоне те- оретического и практического познания ребенком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов. Содержанием потребности в общении является потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Ведущий мотив общения - личностный (взрослый как целостная личность, строгий и добрый старший друг). Основными средствами общения являются речевые операции (10). Развитие общения детей с взрослыми осуществляется как частный случай взаимодействия формы и содержания: обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка. Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги вобщении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности. Критические периоды развития речи Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий, то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения с взрослыми, потеря слуха и т. п.), либо вследствие появления новых «вредоносных» факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и др.).
22 23 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Развитие речи в онтогенезе
Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут привести к задержке, искажению и патологии речевого развития. В этом сензитивном периоде речевого развития отмечаются и гиперсензитивные фазы (критические периоды речевого развития). Первая гиперсензитивная фазаотносится к периоду накопления первых слов (от 1 года до 1,5—2 лет). В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга, в частности, зоны П. Брока (14-18 мес). Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение с взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это проявляется в задержке появления первых слов, в «забывании» слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития. Вторая гиперсензитивная фазав развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью, когда происходит переход от ситуативной к контекстной речи, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательных механизмов, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, может наблюдаться упрямство, негативизм и т.д. Реализация речевого замысла в этом возрасте обычно сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением, что отражается на характере устной речи. В речи ребенка могут появиться паузы, возникающие не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов. Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов характерны для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования. Помимо пауз появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации.Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания и выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается со взрослыми. Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только задержать темп речевого развития, но и привести к патологии речи (заикание). Третий гиперсензитивный периоднаблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период, когда у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю, могут наблюдаться «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматическо-го оформления высказывания. Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов речи взрослых, с другой стороны, предъявление повышенных требований и, как следствие, психические стрессы могут привести к возникновению заикания, а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи (3). Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др.
24 25 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Анатомо-физиологические механизмы речи
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ Речь — одна из сложных высших психических функций человека, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык — это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Структурные элементы языка — фонетика, лексика, грамматика. По степени использования языковых средств выделяются 4 вида речи: 1)аффективная — выражение отношения к ситуации; 2) диалогическая — ситуативная речь; 3) устная монологическая — контекстная речь; 4) письменная монологическая. Импрессивная речь — понимание чужой речи, экспрессивная речь — говорение. В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Отличительными чертами диалога являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются. Монологическая речь — последовательное, связное изложение одним лицом системы знаний, это речь, обращенная к самому себе или другим, не рассчитанная на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц). Для монологической речи характерны: последовательность, до- казательность и развернутость, которые обеспечивают связность мысли; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической и по содержанию, и по языковому оформлению, она предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она наиболее развернута, обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное развитие письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходит неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые предопределяют готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письменной речи различной тяжести. Внутренняя форма речи — это беззвучная речь, скрытое мышление в словесной форме, мышление «про себя» и «для себя». Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений,
26 27 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Анатомо-физиологические механизмы речи
отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее выделяются необходимые смысловые связи, и происходит выбор соответствующих синтаксических структур. На этой основе строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т.е. оформляется звучащая речь. Реализация устной речи происходит благодаря координированной работе периферического речевого аппарата, которая обеспечивается центральной нервной системой. Возможность правильно ответить на вопросы о механизмах речи, их природе дает нам учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и о взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Ощущения и восприятия, сигналы первого порядка возникают благодаря органам чувств, анализаторам, ведущими среди которых являются зрительный, слуховой и двигательный. Человек может познавать и отражать, окружающий мир не только через первую сигнальную систему, но и через сигналы второго высшего порядка — слово, речь. Таким образом, слова, речь, а также те анатомо-физиологические механизмы, благодаря которым человек овладевает речью, И.П. Павлов называл второй сигнальной системой, которая развивается на базе первой. В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, A.P. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия. Знание строения и функциональной организации речевой деятельности позволяет представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии, правильно определять пути коррекционного воздействия. Строение речевого аппарата Речевой аппарат человека состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регули- рующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария у правшей), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и ар-тикуляторным мышцам. Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Лобные нижние извилины являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. В самой нижней части премоторной извилины левого полушария мозга (главным образом правшей) расположена область, в центре которой находится зона Брока, функцией которой является реализация двигательной стороны речи. Верхние височные извилины являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. На заднем участке височной извилины находится зона Вернике, с функцией которой связывают восприятие речи. Для понимания речи определенное значение имеет теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью, обеспечивает восприятие буквенных изображений при чтении и письме, а также зрительное восприятие ребенком артикуляции взрослых в процессе формирования речи. С деятельностью правого полушария связывают регулирование активности речевых центров левого полушария, обеспечение помехоустойчивости речевого слуха, интонационные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний. С деятельностью левого полушария связаны, главным образом, языковые уровни: фонологическая система, морфологический механизм словообразования, синтаксическое структурирование высказывания, кратковременная и долговременная память.
28 29 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Анатомо-физиологические механизмы речи
В настоящее время выяснено, что только 15% левору-ких имеют центры речи в правом полушарии. У 70% лево-руких эти центры представлены в левом полушарии, у 15% центры речи представлены билатерально. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. Часть ядер подкорковой области входит в стрио-паллидарную систему, которая обеспечивает ритм движений, в том числе и речевых, а также принимает непосредственное участие в автоматизации двигательного акта (3). Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. Различают центробежные (эфферентные) нервные пути — от коры мозга к периферическому речевому аппарату и центростремительные (афферентные) пути — от области речевых органов к коре головного мозга. К речи имеют отношение 6пар черепно-мозговых нервов, берущих начало в ядрах ствола мозга и иннервирую-щих все органы периферического речевого аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть (жевание, открывание рта); лицевой нерв — мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы — мышцы гортани и голосовых складок, глотки, мягкого неба, задней трети языка. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий снабжает мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв сообщает языку возможность разнообразных движений. Через эту систему черепно-мозговых нервов нервные импульсы передаются от центрального речевого аппарата к периферическому и приводят в движение речевые органы. Таким образом, реализация устной речи происходит благодаря координированной работе периферического речевого аппарата, которая обеспечивается центральной нервной системой. В речепроизводстве участвуют дыхательный, фонатор-ный (голосовой) и артикуляционный отделы периферического речевого аппарата. Дыхательный отдел составляет энергетическую основу речи, обеспечивая речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, бронхами, трахеей, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразую-щую и артикуляционную функции (помимо своей основной функции — газообмена). При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: 1)реберное (грудное); 2) брюшное; 3) смешанное. В свою очередь реберное дыхание бывает ключичным, верхнереберным и нижнереберным. Наиболее рациональным является грудобрюшное дыхание (диафрагмальное), при котором обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений. В процессе речи существенно увеличивается продолжительность выдоха, увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Вдох при речи становится более коротким и глубоким. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Фонаторный (голосовой) отдел периферического речевого аппарата анатомически представлен гортанью и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, снизу — в трахею. У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у мужчин колеблется от 20 до 24 мм, у женщин — 18-20 мм. У детей гортань растет в разные периоды неравномерно. Заметный ее рост происходит в возрасте 5-7 лет, а затем — в пубертатный период: у девочек в 12-13лет, у мальчиков в 13-15лет.
30 31 Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Анатомо-физиологические механизмы речи
Голосовые складки своей массой почти совсем закрывают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, голосовые складки раздвинуты. При фонации (голосообразовании) голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения, порождающие звуковые волны. Колебания голосовых складок совершаются в поперечном направлении, превращая струю выдыхаемого воздуха в колебания частиц воздуха, воспринимаемые нами как звуки голоса. Частотная и силовая характеристики человеческого голоса являются отражением амплитуды и частоты колебания голосовых складок. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 479. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |