Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обучение письму и чтению детей с ЗПР
Низкий уровень анализа звукового состава слова, с которым дети с ЗПР приходят в школу, сказывается на со- 141 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... стоянии их письма и чтения. Первоклассники с ЗПР, обучавшиеся год в общеобразовательной школе, на письме допускают ошибки, которые условно можно распределить по 5 группам: 1) ошибки, связанные с недостаточным фонети-ко-фонематическим анализом слов (пропуск букв, слогов, замены по акустическому и артикуляционному сходству, добавление и перестановки букв); 2) ошибки, связанные с недостаточным анализом графического изображения букв (замены по графическому сходству); 3) грамматические ошибки; 4) синтаксические ошибки, связанные с неумением выделить слово из предложения и предложение из текста; 5) неверные написания, связанные с правилами, которые не изучаются в 1 классе. Нарушены у детей с ЗПР и графические навыки письма. Отмечаются частые отклонения от линии письма, ошибки и неточности в написании букв, их размера, плохой почерк, что связано с недостаточным развитием моторики кистей и пальцев рук. Коррекция выявленных нарушений процесса письма проводится по используемым в логопедии методикам с учетом характера и степени выраженности нарушений письма и особенностей психофизического развития детей с ЗПР. Трудности овладения навыком чтения детьми с ЗПР связаны с особенностями их познавательной деятельности и являются следствием недостаточной готовности к усвоению учебных знаний в школе. Темп чтения младших школьников с ЗПР медленный, оно монотонное, невыразительное, с множеством ошибок (замены и перестановки букв, пропуск букв и слогов, неправильные ударения и др.). Для формирования навыка чтения дети с ЗПР нуждаются в специальных условиях обучения, которые включают: особый подготовительный период, предусматривающий организацию направленности внимания детей на звуковую сторону речи; длительную и систематическую работу по формированию фонематического слуха и фонематических представлений; развитие навыков звукового анализа и синтеза. Плохая техника чтения, сочетающаяся со сниженным запасом представлений об окружающем мире, бедностью Особенности речевого развития и ... логопедической коррекции ... словаря, ограниченностью общего речевого развития, приводят к недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текстов в целом. В начале обучения дети с трудом понимают смысл простых образных выражений, не могут использовать контекст, не могут составить собственные предложения с трудными словами и словосочетаниями даже с предварительным их разбором и объяснением. Детям трудно передать главную мысль, содержащуюся в прочитанном тексте, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Для формирования навыка чтения большое значение имеет длительная работа по развитию фонематического восприятия и фонематических представлений,совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза. Практикуются упражнения в чтении столбиков слогов, на дифференциацию букв, используется усиленная работа с разрезной азбукой, упражнения в слогоизменении и словоизменении способом подстановки или замены букв, способом наращивания букв, слогов. Распространенным видом помощи является анализ текста по вопросам, придумывание окончания к прочитанному рассказу, ситуации, не описанной, в рассказе и т. д. (72). Таким образом, работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные детям психологические особенности. Она должна быть связана с развитием их познавательных процессов, коррекцией недостатков психофизического развития. Организация логопедической работы с детьми, у которых задержка психического развития осложнена речевыми нарушениями, осуществляется с учетом следующих факторов. 1. Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). 2. Взаимосвязь логопедической работы с программой по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ритмике, музыке. Работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР должна проводиться
142 143 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... в тесной взаимосвязи логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя. 3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической). 4. Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям. 5. Включение в каждое занятие игровых упражнений (с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей). 6. Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с задержкой психического развития различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического); учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям; учет особенностей психомоторики детей с ЗПР. Логопедическая коррекция ... детей с церебральным параличом_____ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ В КОМПЛЕКСЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений могут быть разные: инфекционные заболевания, особенно вирусной этиологии, различные интоксикации и травмы во время беременности; хронические заболевания; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группе принадлежности и др.; в более редких случаях — акушерский травматизм в результате нарушений родовой деятельности у матери; затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к кислородному голоданию и повреждению в связи с этим нервных клеток мозга. ДЦП может возникнуть и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций, тяжелых ушибов головы. Отклонения в психофизическом развитии детей с церебральным параличом связаны в первую очередь с двигательными, сенсорными и речевыми нарушениями. У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, развиваются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения при ДЦП отмечаются с рождения, тесно связаны с перцептивными расстройствами, являются ведущим дефектом, оказывающим неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения, они с трудом осваивают навыки самообслуживания. 145 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость ощущений собственных движений. У детей с трудом развивается пространственно-временная организация, отмечается асте-реогноз (трудности узнавания предметов на ощупь), что затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. Двигательные нарушения ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружающих его взрослых, что способствует формированию пассивности, нарушает развитие мотивационной и волевой сферы. Независимо от степени двигательных расстройств у детей могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, снижение интеллекта, судорожный синдром и нарушения зрения, слуха. Для большинства детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, в результате утомления часто возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, гримасничать, появляются насильственные движения, слюнотечение. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания, изменения в настроении окружающих; у них возникают страхи, недержание мочи, рвота и другие нарушения. Ощущение собственной неполноценности из-за многогранных поражений, в частности нарушений движений и речи, обусловливающих изолированность ребенка с ДЦП, оказывает психотравмирующее воздействие на становление и формирование его личности. Важную роль играет предельно раннее распознавание двигательных нарушений и раннее начало лечебно-педагогической работы с использованием приемов кондук-тивной педагогики. С помощью кондуктивной педагогики, где главная роль отводится взаимодействию матери и ребенка, осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения (2). Логопедическая коррекция ... детей с церебральным параличом_____ Анализ нарушений ребенка, страдающего данным заболеванием, показывает, что одно лечение без систематического коррекционного психолого-педагогического и социального воздействия недостаточно эффективно. Нарушение или задержка формирования двигательных функций требуют соответствующей коррекции, необходимо формирование правильных представлений о движении, пространственно-временной организации, воздействие на процесс формирования и развития речи, психических и познавательных процессов. Это возможно лишь при сочетании педагогического и медицинского воздействия. Выделяются следующие периоды восстановительного лечения, на протяжении которых должно продолжаться раннее комплексное воздействие с целью нормализации в дальнейшем двигательной сферы, психического развития и социальной адаптации ребенка с церебральным параличом: острый — до 14 дней; ранний восстановительный — до 2 месяцев; поздний восстановительный — до 2 лет; остаточных явлений (резидуальный) — после 2 лет. В остром периоде преобладает медикаментозное лечение, в случае необходимости применяют специальные укладки. В раннем восстановительном периоде добавляются другие средства лечения: массаж с пассивными движениями по суставам, фиксация стоп и кистей туторами и шинками в среднем положении. В позднем восстановительном и резидуальном периодах комплексная реабилитация включает медикаментозные средства, лечебную физкультуру, рефлексотерапию, ортопедическую помощь, физио- и психотерапию, логопедическую коррекцию (9). К основным методам психологической реабилитации детей и подростков с церебральным параличом относятся психологическая консультация, психологический тренинг, психокоррекция и психотерапия. Учитывая в структуре личности большинства больных с ДЦП наличие стойких нарушений эмоционально-волевой сферы: высокую степень невротизма, повышенную тревожность, фрустрированность, целесообразным оказывается использование индивидуальных методов психокоррекции (психорасслабляющая гимнастика, музыкотерапия, аутогенная тренировка). Для детей,
146 147 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Логопедическая коррекция ... детей с церебральным параличом
в структуре личности которых наблюдаются повышенная зависимость, инактивность, неадекватность самооценки, замкнутость, используются групповые методы психокоррекции, направленные на устранение неадекватных поведенческих реакций, повышение социальной активности. Актуальны вопросы социальной адаптации детей с церебральным параличом, предупреждения патологического формирования их личности, которые связаны с переживаниями детьми своей физической неполноценности, неправильными воспитательными подходами, частым пребыванием детей в больнице и другими факторами. Физические недостатки, глубина осознания и переживания своего недуга, отношения с окружающими, семейный статус обычно вызывают нарушения всей системы социальных отношений. Необходимо относиться к ребенку с церебральным параличом не как к пассивному пациенту-инвалиду, а как к человеку со всеми потенциальными способностями, которые могут быть реализованы при предоставлении ему равных возможностей. Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи , их частота составляет, по данным различных авторов, от 70 до 85%. У детей с церебральным параличом оральный праксис формируется искаженно, его развитие осложняется из-за наличия парезов и параличей мышц ар-тикуляторного аппарата, слабости кинестетических ощущений, напряжения мышц языка и губ. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга, от вторичного недоразвития или более позднего формирования отделов коры мозга, наиболее интенсивно развивающихся уже после рождения, от вида церебрального паралича. Отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью и ограниченными социальными контактами. Ошибки воспитания могут еще более утяжелять отставание в развитии речи. Ребенок с ДЦП в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и, если педагогической работе не уделяется доста- точного внимания, он может отставать в развитии речи. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация на новую обстановку создают неблагоприятные предпосылки для развития речи. При воспитании такого ребенка дома взрослые обычно чрезмерно опекают его, стремятся все сделать за него. Это не формирует у ребенка потребности в деятельности и в речевом общении. Особенностью дизартрии при ДЦПявляется общность нарушений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определенными видами ДЦП. Так, дети с дипле-гией и гемипарезом могут обладать нормальными речевыми способностями. Самой тяжелой и распространенной формой ДЦП является спастическая двойная гемиплегия с поражением конечностей — рук и ног. Речевые нарушения проявляются в виде тяжелой спастической дизартрии, когда речь ребенка прерывается длительными паузами вследствие чрезмерного напряжения мышц и внезапных спазмов. В тяжелых случаях отмечается невозможность речи — анартрия. Важной задачей на подготовительном этапе работы является общее мышечное расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре. Сходные, но часто менее выраженные речевые расстройства наблюдаются при гемипаретических формах ДЦП,когда у ребенка отмечаются односторонние двигательные расстройства, особенно в кисти руки. Псевдобульбарная дизартрия при гемипаретической форме ДЦП отмечается у 30-35% детей. При гиперкинетической форме ДЦПотмечаются нарушения общей и артикуляционной моторики: меняющийся характер мышечного тонуса (дистония), непроизвольные насильственные движения; отсутствие эмоциональной выразительности двигательного и речевого акта, недостаточность удержания статических поз и положений. Тонические спазмы могут распространяться на артикуляционную, дыхательную мускулатуру, мышцы гортани, вызывая своеобразные расстройства голосообразования и дыхания. Эти явления характерны для гиперкинетической (подкорковой) дизартрии, наблюдающейся более чем в 90% случаев.
148 149 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... При атоническо-атактической форме ДЦП наблюдается мозжечковая дизартрия (частота — 70-75%). Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и ритма. В процессе логопедической работы важно развивать у таких детей точность артикуляционных движений и их ощущений, интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования. В некоторых случаях встречаются сочетания различных форм ДЦП у одного и того же ребенка, при этом отмечаются смешанные формы дизартрии. Речевую симптоматику необходимо рассматривать в связи с моторной патологией и с общим состоянием ребенка (42). Особенностью дизартрии при детском церебральном параличе являются проявления артикуляционной (оральной) диспраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения. Задачей логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами. Нарушения артикуляционной моторики обычно сочетаются с нарушениями функции рук, поэтому необходимо совмещать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка. Органическое поражение речедвигательного анализатора при ДЦП приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности. Ведущими являются фонетико-фонематические нарушения. Характерные особенности дизартрии при ДЦП проявляются прежде всего во влиянии тонических рефлексов на речевую мускулатуру. Логопедические занятия проводятся в таком положении ребенка, при котором влияние тонических рефлексов на речевую мо- Логопедическая коррекция ... детей с церебральным параличом_____ торику было бы минимальным. Такие позы и положения ребенка носят название «рефлекс запрещающих позиций», подбираются логопедом совместно с невропатологом. Если ребенок сидит, надо обратить внимание на положение его головы: она должна находиться по средней линии, не опускаться на грудь, не поворачиваться в сторону и не откидываться назад. При необходимости правильное положение головы фиксируется головодержателем. Надо избегать наклона туловища вперед, перекреста ног, приведения бедер, свисания стоп. Выбрав положение ребенка, после общего расслабления приступают к массажу и гимнастике артикуляционной мускулатуры. При проведении логопедической работы необходимо подавлять сосательные и другие рефлекторные движения ребенка, обособлять артикуляционные, дыхательные движения и голосовые реакции от общих движений. Чрезвычайно важным является раннее выявление речевых нарушений при ДЦП для своевременного начала коррекционно-логопедической работы. При логопедическом обследовании необходимо выявить состояние и синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов ребенка. Для этого следует обращать внимание на: тонус лицевых мышц; наличие насильственных движений, резких движений или изменения тонуса; объем движений; наличие или отсутствие рефлексов орального автоматизма; ответную реакцию при стимуляции области рта и вокруг него при помощи пальца логопеда. Важно проверить состояние орального мышечного тонуса: челюстей во время движений и без движений; подвижности, тонуса и симметрии губ; тонуса мышц языка, возможность изолированных движений, их переключаемость; мышц мягкого и твердого неба; ритма, объема дыхания, координацию между дыханием и речью (голосовыми реакциями), вдохом-выдохом, сопровождается ли дыхание ребенка движениями тела и головы. Необходимо выявить состояние импрессивной и экспрессивной речи, просодической стороны речи, звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-граммати-ческой стороны речи.
150 151 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Ранняя логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Первый этап — подготовительный. Основная его цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекции дыхания и голоса. Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, массажа и лечебной физкультуры. Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений; развитию артикуляционных движений; развитию голоса; коррекции речевого дыхания; развитию ощущений артикуляционных движений; развитию тонкой моторики кисти и пальцев рук. Используется расслабляющий массаж мышц лица, губ, языка с повышенным тонусом и тонизирующий, укрепляющий массаж вялых, ослабленных мышц. При проведении артикуляционной гимнастики большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и артикуляцоин-ных кинестезии (50). Особенностью нарушений звукопроизношения при дизартрии у детей с ДЦП является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус и в артикуляционной мускулатуре усиливаются ди-зартрические расстройства; выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре, поэтому во время занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий. Нарушения артикуляционной моторики затрудняют формирование про- Логопедическая коррекция ... детей с церебральным параличом_____ износительной речи ребенка, его фонематического восприятия, что может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры. Эффективность работы по коррекции звукопроизношения у детей с церебральным параличом зависит от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста ребенка, состояния его интеллекта и индивидуальных компенсаторных возможностей. При каждой форме дизартрии можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Основные направления системы логопедической работы при спастической дизартрии заключаются в следующем: 1) нормализация тонуса в артикуляционном аппарате, мимической мускулатуре и конечностях; 2) развитие и формирование кинестетического контроля: установление с помощью логопеда определенного положения языка и губ ребенка в зависимости от артикуляции звука; массаж артикуляционной мускулатуры; 3) формирование слухового контроля за произношением и развитие фонематического анализа; 4) нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры; 5) формирование речевого дыхания вне фонации; 6) формирование синхронности речевого дыхания и голо-соподачи; 7) коррекция нарушений звукопроизношения. гиперкинетической дизартрии отводится подавлению насильственных движений, в процессе работы выделяются такие основные этапы, как: 1) подбор позы ребенка, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений были бы минимальными; 2) обучение ребенка удерживать мышцы лица в состоянии покоя на основе обучения расслаблению мышц с помощью психотерапевтического разъясняющего воздействия, различных способов массажа, статических и динамических пассивных движений; 3) обучение правильному речевому дыханию при беззвучной артикуляции;
152 153 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... 4) выработка правильного речевого дыхания при фонации гласных; 5) постановка звуков; 6) выработка плавного произношения и правильной интонации. Основными направлениями системы логопедической работы при мозжечковой дизартрии являются: 1) формирование правильного дыхания; 2) работа над голосом: развитие и изменение силы и высоты голоса; 3) развитие тембра голоса; 4) работа по развитию интонации (22). Большое внимание уделяется развитию дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа, работе по усилению восприятия артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений. Формирование правильного звукопроизношения должно сочетаться с развитием речевой коммуникации, стремления к преодолению имеющихся нарушений речи, со школьной и социальной адаптацией ребенка. Для детей с ДЦП характерны трудности в усвоении лексической системы языка: в активном словарном запасе младших школьников преобладают имена существительные, глаголы и предлоги (более 90% всего лексического запаса), другие части речи представлены в словаре крайне недостаточно; дети не знают значения многих слов, заменяют слова, сходные по звучанию, у них крайне ограничены семантические представления, недостаточно развиты языковые абстракции и обобщения (Л.Б. Халилова, 1984, Н.Н. Малофеев, 1985). Важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях путем специальной организации разных видов деятельности, в процессе которых ребенка учат осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Спецификой работы по развитию лексики является сочетание коррекционных мероприятий по совершенствованию восприятия и представлений со словесным обозначением предметов и явлений окружающей действительности. Логопедическая коррекция ... детей с церебральным параличом_____ Закрепление и активизация словаря проводится при ознакомлении детей с предметами, их изображениями и действиями с ними в процессе повседневного общения, участие в дидактических играх и упражнениях в комплексе с коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности. Задачами развития качественной стороны лексики являются: обучение ребенка пониманию многозначности слова, овладение синонимами и антонимами, овладение умением правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных контекстах. У детей с ДЦП крайне слабо происходит усвоение грамматических форм и категорий из-за ограниченности их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности. Своеобразие их познавательной деятельности определяет характерные затруднения в анализе структуры языковых единиц, овладении грамматическим строем речи. Учащиеся с церебральным параличом нередко испытывают трудности в правильном употреблении отдельных грамматических форм и категорий, нарушают структуру предложений (пропускают предлоги, второстепенные члены, не соблюдают порядок слов в предложении и др.). Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс при комплексном подходе к умственному и речевому развитию детей с церебральным параличом. Методы работы дифференцируются в зависимости от структуры речевого нарушения. В зависимости от локализации поражения мозга, а также от характера нарушений его созревания и недостаточности развития интегративной деятельности у учащихся с ДЦП наблюдаются различные формы дисграфии и дислексии. Нарушения письма и чтения у детей с церебральным параличом могут быть связаны и с недостаточностью их зрительных впечатлений и представлений, несформированностью оптико-пространственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются, с трудом формируется звуко-буквенный анализ, смешиваются на письме буквы, особенно сходные по начертанию).
154 155 Гл а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Особенностью нарушений письма у детей с церебральным параличом является его зеркальность, которая проявляется по преимуществу на начальных этапах обучения и наиболее часто — у детей с правосторонним гемипарезом при письме левой рукой. В ряде случаев нарушения при письме имеют место в виде пропусков слогов и букв, в смешениях и заменах близких по месту и способу артикуляции согласных звуков. Таким образом, у детей с ДЦП часто выявляются различные нарушения речи (в среднем их частота составляет 70-80%). Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят от локализации и тяжести поражения мозга. При детском церебральном параличе отмечается взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Речевые нарушения у детей с церебральным параличом включают: — фонетико-фонематические, проявляющиеся в рамках различных форм дизартрии; — особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; — нарушения грамматического строя речи, неразрывно связанные с лексическими и фонетико-фонематически-ми расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; — нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют особую специфику при разных формах церебрального паралича; — все формы дисграфии и дислексии. Система логопедического воздействия при всех формах дизартрии у детей с церебральным параличом имеет комплексный характер. Основными направлениями логопедической работы при ДЦП являются: коррекция звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания. Специфика этой работы заключается в ее сочетании с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом Логопедическая коррекция ... детей с церебральным параличом_____ зависит от их раннего начала и систематического квалифицированного проведения (42). Высокий уровень реабилитации детей с церебральным параличом возможен только лишь при организации комплексной медико-психолого-педагогической системы реабилитации, внедрении новейших достижений научно-практической работы с этими детьми. Взаимодействие специалистов разных профилей — врачей, психологов, педагогов, логопедов — должно сохранять в поле зрения каждого из них «целостного ребенка», а не парциальное нарушение клинического, социально-психологического или педагогического уровня. При этом усилия всех специалистов необходимо сконцентрировать на социальной адаптации ребенка с церебральным параличом, а частные задачи лечения, обучения, коррекции должны служить средствами достижения этой цели. 156 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Категория детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) достаточно разнообразна, это дети с алалией, дизартрией, ринолалией, афазией, выраженным заиканием. Общей их особенностью является стойкое системное нарушение речи, обычно сочетающееся с неврологической и психопатологической симптоматикой, с различными отклонениями психической деятельности. Лечебно-педагогическая работа и логопедическая коррекция проводятся дифференцированно, в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности, от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Коммуникативное поведение как интегративный процесс может нарушаться у детей с различными отклонениями в развитии. Ребенок с отклонениями в развитии, в том числе и с речевыми расстройствами, с первых лет жизни нуждается в специальной коррекционной работе по стимуляции развития коммуникативного поведения. Развитие речи — это, по существу, овладение разными способами общения на основе усвоения грамматических закономерностей родного языка. Взаимосвязь развития речи и формирования коммуникативного поведения сложна и непредсказуема. Ребенок с ТНР может иметь достаточно сохранный уровень коммуникативного поведения и, наоборот, ребенок с заиканием, с нарушениями звукопроизношения может практически не общаться с окружающими. Необходимо учитывать ряд характерных особенностей речевого недоразвития при диагностике моторной алалии. Прежде всего имеют место выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: даже имея определенный пассивный словарь, ребенок испытывает стойкие затруднения в назывании слов, у него с трудом формируется Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи речевой праксис при отсутствии выраженных нарушений артикуляционной моторики. У моторных алаликов отмечаются трудности формирования слоговой структуры слов, актуализации даже хорошо знакомых и простых по артикуляции слов, повторения за взрослым слов. Характерны искажения слоговой структуры слов за счет ее упрощения — опускание звуков и слогов, разнообразные и нестойкие их перестановки и замены. Речевое общение характеризуется частыми паузами и остановками в речи из-за трудности актуализации слов. Ребенок с моторной алалией отличается крайне низкой речевой активностью. Часты проявления негативизма при попытках речевого контакта взрослых с ребенком. Коммуникативные трудности при алалии с возрастом возрастают по мере того, как речевая деятельность требует все большей автоматизации речевого процесса. Моторную алалию у детей в младшем дошкольном возрасте следует отличать от временных обратимых состояний, трактуемых как задержки речевого развития, причем важным диагностическим критерием служит возможность усвоения ребенком грамматических норм родного языка, которая стойко нарушена при моторной алалии. Ребенок испытывает выраженные затруднения в построении грамматически оформленных предложений и их фрагментов. При задержке темпа речевого развития у детей отсутствуют нарушения структуры слов и аграмматизмы, столь характерные и стойкие при моторной алалии. При обследовании степени сформированности речи используются специальные методики, направленные на обследование импрессивной и экспрессивной речи. При исследовании импрессивной речи у моторных алаликов обращается внимание на понимание ребенком конкретных инструкций, значений слов, обозначающих предметы и действия; понимание предложений различной степени сложности с опорой на картинку и без нее. При оценке сформированности экспрессивной речи ребенка просят отвечать на простые вопросы, называть предметы и действия, составлять предложения различной сложности с учетом уровня речевого развития ребенка.
158 159 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... При обследованиидетей с ОНР выявляется объем речевых навыков, который сопоставляется с возрастными нормативами, с уровнем психического развития; определяется соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности. Выделяются три этапа обследования. Первый этап — ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком. На втором этапе проводится обследование компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение. На третьем этапе проводится динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняются проявления дефекта. При обследовании на 1-м уровне речевого развития выявляется понимание речи, активный словарь ребенка, возможность речевого подражания, особенности звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата. Оценивается «зона ближайшего развития» — возможность объединения двух слов в простое предложение. На 2-м уровне речевого развития также обследуется понимание речи, грамматическая структура и объем предложения, слоговая структура слов. На 3-м уровне развития речи оценивается объем и структура предложений, возможность составления рассказа по серии сюжетных картинок, использование предлогов, возможность словообразования, звукопроизношение и фонематическое восприятие. У детей с нарушениями звукопроизношения в процессе обследования дифференцируются функциональная и механическая дислалия, дизартрия. При механической дислалии нарушения звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции. При дизартрии двигательный механизм речи страдает за счет органического поражения центральной нервной системы, а нарушения звукопроизношения связаны с недостаточностью развития артикуляционной моторики (изменения тонуса мышц, ограничения объема произвольных движений, синкинезии, тремор), голосообразования и речевого дыхания. 160 Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи При заикании нарушается ритм, темп и плавность речи, что приводит к нарушениям коммуникативного поведения. В процессе диагностики дифференцируются невротическое и неврозоподобное заикание, эволютивное заикание и пол-терн (спотыкание). Невротическое заикание возникает в результате острых и подострых психических травм на фоне предрасполагающих факторов: особая невропатическая структура организма ребенка, соматическая ослабленность, неблагоприятный речевой климат в семье, перегрузка ребенка информацией. Заикание обычно возникает остро в возрасте 2-6 лет у детей с ранним и быстрым развитием речи. Отмечается большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося в условиях речевого общения. Неврозоподобное заикание возникает на фоне нарушений деятельности центральной нервной системы (в анамнезе отмечаются тяжелые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия, травмы в родах и пр.). Заикание начинается у детей в возрасте 3-4 года постепенно, без видимых внешних причин. Речь у таких детей формируется с задержкой (первые слова — к 1,5 годам, фразы — к 3-3,5 годам). Отмечается отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи От речевой ситуации; ухудшение качества речи при физическом или психическом утомлении. Среди условий возникновения заикания большое значение имеет неравномерность развития речевых и моторных функций в сочетании с конституционально-генетическими особенностями сомато-вегетативной и эмоциональной сферы. Среди внешних условий ведущую роль играет эмоциональная и речевая перегрузка ребенка под влиянием неблагоприятного окружения.
Важными признаками заикания являются: вариабельность его проявлений в зависимости от условий общения с постепенным формированием особого типа речевого поведения, структура которого определяется не только самим заиканием, но и эмоционально-личностными и сомато-ве-гетативными нарушениями; специфика течения (волнооб-разность со склонностью к рецидивам); логофобия (страх 6—1329 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... речи) с общей невротизацией личности; яркий внешний сим-птомокомплекс заикания — судорожные движения мышц, участвующих в речевом акте, с сопутствующими движениями и «уловками». Заикание необходимо отграничивать от особой формы речевой патологии — клаттеринг-синдрома, который связан с органическим поражением головного мозга, характеризуется неразборчивой, прерывистой, поспешной речью с повторами и непреднамеренными паузами, непостоянными и вариабельными нарушениями артикуляции, некритичным отношением к своему дефекту. В отличие от заикания указанные признаки проявляются нестабильно; не связаны с усложнением ситуации речевого общения; прерывистость речи обнаруживается не в начале высказывания, как при заикании, а на всем его протяжении и часто сочетается с нарушениями артикуляции (50). Необходимо принимать во внимание сочетаемость речевых расстройств. Так, дизартрии часто наблюдаются у детей с задержкой речевого развития, с общим недоразвитием речи, с моторной алалией. Основными симптомами дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, в сочетании с нарушениями артикуляционной моторики, речевого дыхания. При нарушениях артикуляционной моторики наблюдаются: спастичность мышц языка, губ, лицевой и шейной мускулатуры; гипотония. Ринолалия отличается нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологичес-кими дефектами речевого аппарата. Чаще всего открытая органическая ринолалия является следствием врожденного расщепления твердого или мягкого неба, укорочения мягкого неба. Ринолалия при расщелинах неба характеризуется следующими проявлениями. 1. Изменение положения и активности языка. Его тело оттянуто кзади к глотке, а корень и спинка с силой приподняты кверху. Кончик языка обычно плохо развит, часто па-ретичен. 2. Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движения мягкого неба, которое пассивно или малоподвижно, не разделяет ротовую и носовую полости. Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи 3. Нарушение взаимодействия мышц периферического отдела речедвигательного анализатора, отчего появляются синкинезии, тики, нарушения речевого дыхания. 4. Тотальное нарушение звукопроизношения. Все звуки произносятся с носовым оттенком. Механизм нарушений при открытой ринолалии определяется отсутствием небно-глоточного затвора, изменением места и способа артикуляции большинства звуков. Стойкое системное нарушение речи у детей с ТНР определяет часто неготовность этих детей к обучению в массовой школе. Формирование готовности к школьному обучению в значительной степени связано с развитием нервно-психических функций ребенка, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и прежде всего центральной нервной системы. Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не овладели анализом и синтезом языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), необходимого для усвоения грамоты, неизбежно оказываются в числе стойко неуспевающих в школе. При оценке готовности к обучению детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо учитывать комплекс показателей, включающих клиническое и электроэнцефалографическое обследование, особенности когнитивной деятельности. Е.М. Мастюкова (1997) отмечает, что недоразвитие речи обычно сочетается у детей с тяжелыми нарушениями речи с неврологической и психопатологической симптоматикой: гипертензионно-гидроцефальным синдромом, который проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей, в их повышенной возбудимости, двигательной расторможенности, быстрой ис-тощаемости. Эти дети плохо переносят жару, духоту, езду на транспорте, иногда жалуются на головные боли и головокружения. У них может отмечаться и церебрастенический синдром, который в одних случаях сочетается с признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства, в других — с проявлениями заторможенности, вялости, пассивности.
162 163 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... У многих детей с ТНР при неврологическом обследовании выявляются нерезко выраженные двигательные нарушения: изменения мышечного тонуса, легкие геми- и монопарезы, нарушения равновесия и координации движений, недостаточность дифференцированной моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса. У некоторых детей с ТНР выявляются характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Многие дети с тяжелым недоразвитием речи отличаются незрелостью эмоционально-волевой сферы, эмоциональной лабильностью, повышенной аффективной возбудимостью (50). При обследовании дошкольников с нарушениями речи важно выделить тех, у которых речевые расстройства сочетаются с выраженными нарушениями внимания и гиперактивным поведением, так как они составляют группу риска по возникновению дислексии и дисграфии. По определению Американской психиатрической ассоциации (1987) критериями ранней диагностики служат: излишняя двигательная активность ребенка; он не может сидеть спокойно; легко выводится из равновесия внешними стимулами; нетерпелив и легко возбудим в играх со сверстниками, испытывает трудности ожидания своей очереди в игре; часто начинает отвечать на вопросы, не дослушав их до конца; с трудом подчиняется инструкциям, но без негативизма; с трудом сохраняет внимание при выполнении игровых заданий; «не умеет» играть и говорить тихо; часто прерывает других или вторгается в игры других детей. Отклонения от нормальной латерализации наиболее часто наблюдаются у детей с трудностями обучения и нарушениями речевого развития. При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявлен значительно больший процент неправоруких по сравнению со здоровыми сверстниками. Данные электроэнцефалографического обследования (ЭЭГ) этих детей существенно отличались от ЭЭГ здоровых сверстников. У детей с ТНР может выявляться задержка развития ассоциативных и речевых зон коры головного мозга, которая Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи сочетается с неполной латерализацией функций. Особое внимание следует обратить на наличие эпилептиформной, па-роксизмальной активности на ЭЭГ в корковых речевых зонах левого полушария при стойком общем недоразвитии речи или сенсомоторной алалии. Электроэнцефалографическое обследование позволяет также диагностировать особую форму интеллектуальной недостаточности, сочетающейся с дефектами речи и аутистическим поведением — синдром ломки Х-хромосомы (50). Нейропсихологическое обследование дошкольника с ТНР определяет его потенциальные возможности с помощью диагностико-обучающего подхода. Оно включает следующие разделы: 1) определение индивидуального профиля асимметрии: а) определение ведущей руки; б) ведущей ноги; в) ведущего глаза; г) ведущего уха; 2) исследование зрительного гнозиса, анализа и синтеза, а) предметный гнозис; б) буквенный гнозис; в) симультанный гнозис; г) сукцессивный гнозис; д) оптико-пространственный гнозис; 3) исследование мнестической деятельности: а) зрительная память; б) слухоречевая память; 4) исследование внимания; 5) исследование мышления: а) классификация предметов по группам; б) понимание нелепых ситуаций; в) понимание смысла сюжета последовательных картин; г) пересказ текста; 6) исследование состояния моторной функции (19). 1) исследование состояния звукопроизношения общепринятыми в логопедической практике методами;
164 165 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... 2) выявление состояния звукослоговой структуры слов; 3) исследование фонематического восприятия и фонематических представлений; 4) исследование языкового анализа и синтеза; 5) исследование лексико-грамматического строя речи; 6) исследование монологической связной речи. Таким образом, клинические данные, электроэнцефалографические показатели в сочетании с результатами нейро-психологического и логопедического обследования детей с ТНР имеют большое значение для постановки клинического диагноза, логопедического заключения, при определении готовности к школьному обучению, для школьного и социального прогноза. Лечебно-педагогическая работа с детьми с ТНР проводится дифференцированно, поэтапно, в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности. Наибольшую группу детей с ТНР составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Под общим недоразвитием речи понимаются сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя речи и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Для детей с ОНР характерны: позднее начало речи; низкая речевая активность, отставание экспрессивной речи при относительно сохранном понимании обиходно-разговорной речи; недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти, отставание в развитии словесно-логического мышления; отставание в развитии двигательной сферы; особенности аффективно-волевой сферы. Р.Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории (1969) разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи. Первый уровень речевого развития. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. У детей отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: дети не знают названия цвета предмета, его формы, размера, названий частей тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры, недостаточность фонематического восприятия. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, отличается такими особенностями, как: недифференцированное произнесение звуков, нестойкие замены звуков, перестановки звуков, сокращения при стечении согласных. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В речи используются в основном простые распространенные предложения с ошибками в согласовании числительных и прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Понимание обращенной речи приближается к норме. Основы коррекционного обучения детей с ОНР разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авто-
166 167 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... ров (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.). Формирование речи детей основывается на следующих положениях: — распознавание ранних признаков ОНР и его влияние на общее психическое развитие ребенка; — своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе соотношения дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности; — учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения; — учет закономерностей развития детской речи в норме; — взаимосвязанное формирование фонетико-фонематичес-ких и лексико-грамматических компонентов языка; — дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР различного происхождения; — единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности; — одновременное коррекционно-воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферу ребенка (42). В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании, вследствие чего у ребенка возникают дополнительные проблемы, связанные с общением. Изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т.п.) рассматривается как депривационная ситуация, замедляющая психическое развитие ребенка. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, когда ребенок с самого рождения ощущает дефицит теплоты, ласки, любви. При общем недоразвитии речи задачей логопедической работы является поэтапное формирование средств речевого общения ребенка с учетом уровня развития у него речи. На первом этапе обучения, когда ребенок является практически неговорящим, логопедическая работа начинается с расширения понимания речи. Занятия проводятся в игровой форме с обязательным многократным повторением матери- Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи ала, с побуждением к речевому общению. Одновременно у ребенка стимулируют звукоподражание и общение с помощью аморфных слов-корней (машина —би-би и т.п.). Работа над пониманием речи проводится с использованием игровых методов и приемов при стимулировании речевого подражания звукам, голосам животных. Ребенка учат соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями, обогащают его пассивный словарный запас при использовании предметных ситуаций, музыкальных занятий, изобразительной деятельности, экскурсий, прогулок и т.д. На следующем этапе обучения происходит развитие самостоятельной речи детей. Детей учат называть близких людей, простые имена, выражать просьбы в сопровождении жеста. Сначала добиваются воспроизведения ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка одно-, двух-, трехсложных слов. Лепетные слова используются в простых предложениях. Логопед вовлекает детей в речевое общение и приучает пользоваться кратким ответом на вопрос, развивает восприятие речи ребенком. Постепенно ребенка учат объединять усвоенные слова в двухсловные предложения. На следующем этапе работы расширяется объем заданий по формированию двусловных предложений и пониманию речи. Ребенка обучают установлению грамматической связи между предметом и его действием, составлению простого предложения, развивают слоговую структуру слов: учат делить слова на слоги, сочетать число слогов с хлопками рук. На дальнейших этапах работы расширяют объем предложений, обращая особое внимание на развитие понимания грамматических форм числа существительного и глагола, падежных окончаний существительных. Ребенка учат строить предложения из нескольких слов, отвечать на вопросы, сопоставлять грамматические формы слов; проводят работу DO коррекции звукопроизношения, а также начинают разучивать простые стихи. Затем продолжают работу над распространением предложений и развитием связной речи (27). Логопедическая работа при дизартрии проводится также поэтапно, сочетается с артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Логопедическое воздействие
168 169 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого и психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка (4; 51). Коррекционное логопедическое воздействие в случаях открытой ринолалии начинается еще до операции — уранопластики. Логопедическая работа делится обычно на четыре этапа. 1. Подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к изготовлению глоточного обтуратора или к уранопластике. 2. Активизация небно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции. 3. Устранение носового оттенка голоса, коррекция звукопроизношения . 4. Полная автоматизация новых навыков (25). Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания как в теоретическом, так и в практическом аспектах свидетельствует об актуальности этой проблемы. Неоднозначно рассматриваются проблемы коррекции заикания у детей отечественными авторами. Современный комплексный подход к преодолению заиканиявключает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий и последовательную систему логопедической работы. Целью комплекса лечебно-педагогических мероприятий является: устранение или ослабление заикания и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и организма заикающегося; устранение психологических наслоений, перевоспитание личности и поведения; социальная адаптация заикающегося (В.А. Гиляровский, Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, Н.А. Власова, С.С. Ляпидевский, В.И. Селиверстов и др.). Особое значение в процессе логопедической коррекции заикания придается специальным речевым упражнениям, отрабатываемым на этапах сопряженно-отраженной, вопросно-ответной, самостоятельной речи (69). Последовательная система комплексной работы с заикающимися дошкольниками с использованием различных видов игровой деятельности на всех этапах коррекции речи, Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи от сопряженной до самостоятельной, разработана Г. А. Волковой (16). Игры и игровые упражнения с целью обучения заикающихся детей релаксации используются в методике И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской в соответствии с этапами логопедического воздействия: режима относительного молчания, воспитания правильного речевого дыхания, общения короткими фразами, активизации развернутой фразы, инсценировок, свободного речевого общения (20). Рассматривая проблему заикания у детей с психолого-педагогических позиций, а заикание — как «расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции», Р.Е. Левина выдвинула идею развития коммуникативной функции речи у заикающихся детей (от ситуативной речи к контекстной) и обосновала непродуктивность использования несамостоятельных, «механических» форм речи, заученной речи (62). Согласно этой концепции, Н.А.Чевелева разработала систему коррекционной работы с заикающимися дошкольниками при использовании ручной (изобразительной) деятельности, в процессе которой у детей на протяжении 8-9 месяцев обучения формируется самостоятельная речь без заикания, начиная с самой легкой и доступной для детей ситуативной речи, заканчивая овладением контекстной речью (87). Специальные программы «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников» (56) и методика устранения заикания у учащихся общеобразовательной школы, разработанная А.В. Ястребовой (91), также строятся на постепенном овладении заикающимися детьми навыками свободной самостоятельной речи — от простейшей ситуативной ее формы до контекстной — при использовании материалов основных разделов программы детского сада и общеобразовательной школы. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий:соблюдении режима дня, закаливании, массаже, физиотерапии, развитии двигательных функций и коррекции двигательных нарушений.
170 171 Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 320. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |