Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ




Аннотация: Данная статья посвящена оценке физической доступности на рынке мясной продукции РФ. В результате исследования рынка мясной продукции мы пришли к выводу, что основной проблемой является мясо говядины. В заключении данного анализа были даны соответствующие рекомендации, позволяющее повысить производство говядины в стране.

Ключевые слова: Продовольственная безопасность, физическая доступность, потребление, самообеспеченность, мясная продукция, говядина.

 

Решение вопросов, связанных с продовольственной безопасностью, является актуальным как на глобальном, так и национальном уровне, т.к. производство продуктов питания является главным и абсолютно неустранимым условием жизни каждого человека.

В 1996г. участниками Всемирного продовольственного саммита было определено, что: "Продовольственная безопасность существует тогда, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни" [1].

Важным фактором, влияющим на продовольственную безопасность, является ее физическая доступность. Под физической доступностью продовольствия понимается бесперебойное поступление продуктов питания от места их производства к конечным потребителям [5].

Целью данной статьи является разработка рекомендаций по повышению уровня продовольственной безопасности такого вида мясной продукции, как говядина, так как ее производство значительно отстает от производства мяса птицы и свинины. Данные рекомендации позволят повысить уровень физической доступности продовольственной безопасности мясной продукции.

Мясопродуктовыйподкомплекс занимает ведущее место в обеспечении продовольственной безопасности страны. Актуальность рассмотрения данного вида продукции обуславливается большим социальным значением, которое имеет его конечная продукция в удовлетворении потребности людей в животном белке [1].

Рассмотрим производство мясо по видам в динамике за 2001-2016 гг. (рисунок 1).

Примечание: составлено АБ – центр по данным Росстат

 

Рисунок 1 – Динамика производства мяса по видам в убойном весе в России в хозяйствах всех категорий, 2001-2016 гг.


     Из рисунка видно, что в целом с каждым годом происходит увеличение производство мяса и мясопродуктов.

Производство мяса птицы возрастало очень быстрыми темпами. В период с 2001 г. по 2016 г. прирост составил 521,6% (3735 тыс.тонн).

Объем свинины за весь период 2001-2016 гг. увеличился на 213,7%. Рост объема производства этого мяса за последние года объясняется девальвационными процессами нашей национальной валюты, которые вызвали существенное снижение количества импортной продукции, а также рад ограничений, введенных нашим правительством в августе 2014-го года на поставку свинины из некоторых стран.

Что касается говядины, то здесь отмечается сокращение объемов производства. В 2016 году объемы составили 1 619,0 тыс. тонн. За год сокращение составило 1,8% (30,4 тыс. тонн), за 15 лет – 13,8% (260 тыс. тонн).

Таким образом, несмотря на то, что в целом по стране объем производства мяса с каждым годом увеличивается, производство говядины с каждым годом снижается.

Снижение производства говядины в течение последних лет в первую очередь объясняется оптимизацией поголовья молочного стада – показатели удоев на одну корову растут, однако при этом содержание низкопродуктивного скота становится нецелесообразным. Как показывает анализ структуры производства мяса в России, производство говядины снижаетсякак минимум на протяжении 15 последних лет. Это снижение может объясняться рядом факторов: акцентом на молочные направления КРС, низкой заинтересованностью инвесторов в проектах по производству говядины, активным импортом [1].

Если рассматривать производство говядины по округам РФ, то наибольший объём говядины произведён Приволжским федеральным округом — 29% или 466 тыс. тонн. Далее следуют Сибирский и Центральный федеральные округа с объёмом производства 311 тыс. тонн и 286 тыс. тонн, соответственно (рисунок 2).

 

Примечание: составлено автором на основе статистической обработки данных из [5]

Рисунок – 2 Производство говядины по федеральным округам, 2016г. %

       Дефицит говядины особенно остро испытывает Дальневосточный федеральный округ (объём производства 30 тыс. тонн), куда мясо в основном поставляется из других регионов [3].

В соответствии с рекомендациями по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, уровень потребления мяса и мясопродуктов на душу населения в год должен составлять 73 кг, в том числе 18 кг свинины, 31 кг птицы и 20 кг говядины [5]. Однако фактическое потребление мяса на 2016г. представлено на рисунке 3.

 

Примечание: составлено автором на основе статистической обработки данных из [4]

Рисунок 3 – Структура потребления мяса, кг/чел в год

 

Как видно из рисунка, потребление мяса птицы и свинины соответствует нормам потребления пищевых продуктов.

В отличие от других видов мяса, потребление говядины сократилось до 13,7 кг/чел в год в 2016 году. Доля говядины в общем потреблении мяса в 2016 году составила лишь 13,7 кг, что значительно ниже нормы, рекомендованной Министерством Здравоохранения.

Что касается цен на говядину, то потребительские цены на говядину (рисунок 4) резко выросли в 2015 году в связи с последовавшим за сокращением импорта дефицитом продукции. В 2016 году цены оставались относительно стабильными — рост относительно 2015 года составил лишь1,3%. Средний рост цен по итогам 9 месяцев 2017 года составил 1,7% относительно соответствующего периода 2016 года [4].

Рисунок 4 – Средние цены на говядину 2013-2017гг., руб.

В соответствии с доктриной в России уровень продовольственной независимости страны по мясу был установлен не менее 85 %. Этот пороговый показатель был достигнут в последние годы. За 2016г. уровень самообеспеченности по мясу составляет 90,7%. При этом по говядине пороговое значение установлено на уровне 80 процентов [5].

Для того, чтобы определить фактический уровень самообеспеченности по говядине в стране, рассмотрим баланс производства и потребления говядины наглядно. Сравним докризисный период 2013г. (период до подорожания говядины, до санкций) и 2016г. (таблица 1).

 

Таблица 1 ­– Баланс по производству и потреблению говядины (тыс.тонн)

  2013г. 2016г.
Внутреннее производство (тыс.тонн) 1633 1619
Импорт (тыс.тонн) 761 505
Потребление (тыс. тонн) 2401 2047

Примечание: таблица составлена автором на основе данных из [4].

 

Введение санкций на говядину, ослабление рубля, реализация пра­вительством РФ политики импортозамещения в рамках антикризисных мер, которая ориентирована на стимулирование внутреннего произ­водства продукции повлияли на сокращение импорта в структуре потребле­ния мяса.

Как видно из таблицы, в 2016г. импорт снизился на 33,6%, что связано со снижением покупательской способности рубля и введения эмбарго на поставку говядины. Потребление говядины снизилось на 14,7%, что может быть частично обусловлено увеличением цен (рис. 4), так и падением уровня жизни населения, т.к. говядина является одним из самых дорогих видов мяса и в целях экономии, население переориентируется на более бюджетные виды мяса, такие как мясо птицы и свинина. 

Однако при всем этом, уровень самообеспеченности по говядине в стране увеличился за данный период с 68% до 79%. Это связано с тем, что уровень потребления уменьшается более быстрыми темпами, чем объем внутреннего производства говядины.

В настоящее время российский рынок говядины до сих пор находится на стадии формирования. Связано это с тем, что говядина длительное время рассматривалась преимущественно как побочный продукт производства молока: на российский рынок она поступает по мере убоя молочных пород.

    Производителей говядины можно разделить на две группы. К первой относятся производители говядины мясных сортов, а ко второй—производители говядины молочных пород. По оценкам специалистов IndexBox, мясо молочных пород составляет около 97% от производства говядины в России в целом [1].

    В первую очередь, производство говядины снижается в связи с длительными сроками окупаемости проектов по выращиванию мясных пород крупного рогатого скота. Окупаемость производства говядины составляет не менее 10–12 лет даже при эффективном управлении. Положительный поток денег появляется только через семь-девять лет.

В целом основными причинами снижения производства мяса крупного рогатого скота является, во-первых, отсутствие в стране племенной базы по выращиванию мясных пород скота и специализированного производства мяса крупного рогатого скота; во-вторых, сложность технологического процесса производства говядины; в-третьих, слабое развитие рыночной инфраструктуры и технологическое отставание, что является особенно актуальным для регионов России; в-четвёртых, дефицит мощностей по убою и переработке мяса; высокая стоимость инвестиционных проектов по производству говядины.

Что касается государственно регулирования [8], то Правительством РФ была утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Установленные этой программой приоритеты и цели развития сельского хозяйства направлены на преодоление зависимости от импорта и увеличение производства отечественной сельскохозяйственной продукции. В рамках государственной программы развития сельского хозяйства на период 2013-2020 гг. отдельным пунктом предусмотрено развитие мясного скотоводства с увеличением поголовья специализированных мясных пород и помесного скота до 3,6 млн. голов. При этом доля высококачественной говядины от мясного скота в общем объеме производства крупного рогатого скота должна вырасти до 24%. На поддержку этого направления запланировано выделить 65,4 млрд. рублей [6].

Рассмотрим такое мероприятие, как развитие племенной базы мясного скотоводства в России в 2015 году. Реализация данного мероприятия направлено на развитие селекционно-генетических центров, увеличение производства высококачественной племенной продукции (материала) и ее реализация на внутреннем рынке, стимулирование селекционной работы, стимулирование приобретения высококачественной продукции. В 2015 г. объем субсидий, выделенных на реализацию задач данного мероприятия из федерального бюджета, составил 376,7 млн руб.

По словам генерального директора Национального союза производителей говядины Дениса Черкесова относительно изменений в отрасли в ближайшем будущем: «Дальнейшее развитие мясного скотоводства зависит от многих факторов, но я бы выделил три основных взаимосвязанных фактора: уровень государственной поддержки, доступность кредитных ресурсов и уровень рентабельности в отрасли. В новой Государственной программе развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы выделено на развитие мясного скотоводства из федерального бюджета средств в объеме 65,4 млрд. рублей. Новым порядком субсидирования инвестиционных кредитов предусмотрена возможность получения субсидируемых кредитов на мясное скотоводство до 15 лет» [1].

Однако ожидаемые результаты вызывают неопределенность в успешной реализации Государственной программы в целом. Так, например, установленные этой программой приоритеты развития сельского хозяйства направлены на увеличение производства отечественной сельскохозяйственной продукции, однако, как мы выявили ранее (рисунок 1), с каждым годом производство говядины снижается, хотя программа реализуется уже 5 лет. Еще одним примером служит то, что в данной Госпрограмме в пункте по увеличению численности специализированных мясных пород и помесного скота в 2016 г. было запланировано 2720 тыс. голов, однако по факту составило 2613,7 тыс. голов (-106,3).

В рамках реализации Государственной программы в мясном скотоводстве осуществлялись процессы модернизации. Всего за 2009-2016 гг. введено 429 новых и модернизировано 196 объектов мясного скотоводства [4].

Также стоит принять во внимание то, что на данный момент крупных инвестиционных проектов по производству говядины в России нет. Поэтому, изучив ситуацию на рынке мясной продукции России, мы разработали практические мероприятия по повышению уровня продовольственной безопасности на рынке говядины, такие как:

1) Разделение специализации скотоводства на мясное и молочное (вследствие большой разницы в технологии откорма и содержания стада) и создание племенных баз по выращиванию мясных пород.

По состоянию на 1 января 2014 года, согласно данным Государственного племенного регистра, в России насчитывалось 278 племенных хозяйств в области мясного скотоводства. В том числе – 53 племенных завода и 225 племенных репродукторов. Для сравнения в начале 2009 года – 223 племенных хозяйств (45 племенных завода и 178 племенных репродукторов) [4]. "Эффективность работы племенных хозяйств напрямую зависит от качества генетического материала животных. Поэтому, совершенно естественно, что успешность племенных хозяйств напрямую зависит от степени внедрения современных методов генетики животных в повседневную рутинную работу", - отметил Александр Плугов, руководитель отдела научно-методической поддержки клиентов компании ООО "Агентство Химэксперт" [1]. Таким образом, внедрение современных технологий позволят использовать передовые методы исследований на уровне ДНК для анализа происхождения, чистопородности, диагностики наследственных заболеваний, анализа генетически детерминированных хозяйственно полезных признаков (качество мяса, молока) КРС.

2) Необходимо развитие мощностей по переработке и убою, которое является необходимым условием сохранения темпов роста мясной отрасли и повышения ее эффективности. По оценке Минсельхоза, общероссийские мощности по убою скота и его первичной переработке на 2016г. составили 549 тыс. т. При этом более трети этих мощностей от всего объема сосредоточены в Белгородской области (174 тыс.т) [4]. Однако современных мощностей по убою и переработке по-прежнему не хватает, т.к., например, в 2016г. было произведено 1619 тыс. тонн говядины, что говорит о явном преувеличении объемов производства над мощностями по переработке и убою. Поэтому необходимо развивать данные мощности в других регионах страны.

3) Активная государственная поддержка в виде финансовых и других субсидий. Мы предлагаем ввести меры материального поощрения и дотации за мясной скот. Таким образом государство должно выплатить фиксированные дотации фермерам, которые занимаются разведением и выращиванием бычков. Также выделить дотации за каждый килограмм мяса от мясных животных. Материальное стимулирование приведет к тому, что фермеры будут заинтересованы в разведении бычков, несмотря на то, что в первое время — это не будет приносить им доход.

Необходимы и другие меры, направленные на повышение стимулов сельхозпроизводителей для развития этого направления животноводства, снижающие их личные издержки [7].

Количество коров мясных пород в общей структуре стада на 2014 год составляло всего 5,3%, а в 2016 году постепенно доросло только до 6% [1]. Такой малый процент связан с нерентабельностью разведения коров мясных пород, т.к. цикл производства мяса говядины – 1,5 года для быков и от двух до трех лет для коров.

4) Специализированным хозяйствам по производству говядины нужно обеспечить рост объемов кормопроизводства таким образом, чтобы темп данного роста опережал темпы роста численности скота, что решительно улучшит уровень кормления животных и повысит их продуктивность;

5) Улучшение селекционно-племенной работы с учетом эволюции методов селекции и разведения скота и достижение геномной селекции, а также воссоздание племпредприятия по искусственному осеменению скота.

 

Список литературы:

1. Гумеров Р.Р. Продовольственная безопасность России: проблемы и угрозы // ЭКО. – 2016. – № 5.– С. 71-88.

2. Официальный сайт государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf

3. Федеральная служба государственной статистики РФ, (2016). Регионы России. Социально-экономические показатели, 2016. М.: Стат.сб. / Росстат

4. Российский статистический ежегодник. 2016. Стат. сб. М.: Росстат, 2016.

5. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/12172719/

6. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [Электронный ресурс] // URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/

7. Чекмарев О.П. Методология формирования региональных отраслевых программ в отрасли сельского хозяйства. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 3. С. 28-39.

8. Лукичев П.М. Государственное регулирования и его эффективность. // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 38. С. 139-144.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...