Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функционирование государственной службы в современном российском обществе: институциональный анализ
Главным нормативным документом, регулирующим деятельность государственной службы в России, является Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятый в 1995 г. Государственная служба определяется в нем как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст.2 ФЗ). Государственная служба осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном и имеет в своем составе три категории государственных должностей — «А», «Б» и «В», которые делятся на главные, высшие, ведущие, старшие и младшие группы. При этом государственные должности категории «А» не входят в состав государственной службы и по ним группы не выделяются. Всего имеется 271 государственная должность категории «А» (без учета государственных должностей в аппарате Администрации Президента РФ, Правительства, Федерального Собрания, МИДа и силовых структур). На начало 1999 г. на должностях категории «А» федерального уровня насчитывалось 13 760 человек, а на должностях категории «А» регионального уровня — 2 062 человека (Труд и занятость, 1999, 104). На федеральном уровне, согласно Реестру государственных должностей федеральных государственных служащих (1995), имеются, например, следующие должности категории «Б». Для непосредственного исполнения полномочий членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ — высшие должности категории «Б»: Руководитель Аппарата Совета Федерации, Руководитель Секретариата Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, помощник Председателя Совета Федерации. Для непосредственного обеспечения исполнения полномочий федерального министра вводятся ведущие должности категории «Б»; советник федерального министра, помощник федерального министра и др. Всего в федеральных государственных органах количество государственных должностей категории «Б» составляет 90 единиц. На них занято 1 255 работников. На региональном уровне на должностях категории «Б» трудится 4 180 человек (там же). Другими словами, категория «А» — должности политические, выборные (именно поэтому они выведены из состава государственной службы), категория «Б» — должности патерналистские, категория «В»— должности административные. Политик не может работать в «чужих» интересах. Он сам формулирует эти интересы, поэтому не может быть служащим государства. Категория «В» выступает самой многочисленной и наиболее стабильной частью государственной службы, именно в ней сосредоточены основные карьерные должности. Ее представители выступают типичными чиновниками, поэтому наше дальнейшее изложение будет сориентировано в основном на нее. В должностях категории «Б» соотношение политического и профессионального паритетно, а иногда политические соображения могут даже преобладать. Ряд авторов считает, что категория «Б» настолько тесно связана с категорией «А», что уход людей, занимающих политические должности, почти неминуемо влечет уход советников, помощников и референтов, тем самым нарушая преемственность в аппарате. Даже сама служба на этих должностях ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А» (ст.2, п. 2 ФЗ). В качестве особенностей социально-профессиональной деятельности государственных служащих в отечественной литературе (Масленникова, 1998, 9) называют:
Вообще критерий оценки результатов часто становится для государственной службы камнем преткновения, затрудняя перенос в ее практику прозрачных и понятных методик оценки эффективности, принятых в менеджменте. Для анализа содержания деятельности в системе государственной службы необходимо остановиться на ее структурно-видовых особенностях. В литературе в основу классификации кладутся обычно сразу несколько признаков:
Функции исполнительной власти в юридическом аспекте делятся на основные (охрана общественного порядка, регулятивно-управленческая, защита прав и свобод граждан) и инструментальные (нормотворческая, юрисдикционная, оперативно-исполнительская). Сами органы государственной службы делятся на гражданские и военные, общеадминистративные, специализированные и правоохранительные. На уровне госу- дарства три основных функции (законодательство, управление и правосудие) воплощаются в трех обособленных ветвях власти, а при переносе в структуры исполнительной власти эти функции становятся вспомогательными (инструментальными) и реализуют соображения технической (а не политической) целесообразности (Белъский, 1997, 21) Даже беглый обзор основных направлений деятельности в государственной службе показывает невозможность формирования единого набора профессиональных качеств. Тем не менее профессионализация охватывает все звенья государственного аппарата и является сегодня объективной тенденцией. Другими словами, речь должна идти не о наборе профессиональных качеств, присущих всем государственным служащим без исключения, а о профессиональном подходе к самой деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Профессиональная деятельность отражает не статусный характер труда в сфере государственного управления (ее нельзя подменять понятиями «работа на профессиональной основе», «работа на постоянной основе»), она отражает требуемое качество, сложность содержания труда по обеспечению полномочий государственных органов. Профессионализация — признание того, что для занятия этой деятельностью нужны специальные знания, умения, навыки, т.е. профессиональное образование (это, кстати, констатируется в ст.6 п.4 Закона «Об основах государственной службы РФ»).- Таким образом, профессионализация — это нарастание профессионального (в отличие от стихийного, обыденного, эмпирического) элемента в государственной службе. И мы не можем больше действовать по принципу «молодые люди, принятые на государственную службу, будут обучаться на рабочем месте», как это было в XIX в. Американские специалисты отмечают (Эффективность... 1998, 435), что понятие «специалисты», или «профессионалы», относится к людям, которым для работы требуется специальное обучение или опыт. Широкий термин «образование», необходимое для статуса профессионала, подразумевает определенное сочетание общего высшего образования в колледже и специальной профессиональной подготовки, полученной в ходе общего образования или помимо него, но не за неделю и не за месяц, а за годы. Под профессиональной организацией государственной службы кроме наличия специальных знаний, умений, навыков, т.е. компетенции у ее работников, понимается также:
Анализ практики современной государственной службы России показывает, что большинство вышеназванных принципов остаются пока в большей степени желаемым, чем действительным. Причин этого множество. Если попробовать выделить те из них, которые связаны с внутренней средой организации, т.е. органа государственного управления, то на первое место выйдет «нестабильность организационных и должностных структур», подрывающая практически все указанные принципы. Выборы губернаторов и глав администрации значительно активизируют всякого рода реорганизации, и карьерные по содержанию должности превращаются в политические, «карьерная» система заменяется системой «места службы». Появляются «карьерные» свалки и десантные карьеры (Матирко, 7996). Профессиональные критерии оценки качества и количества труда заменяются политическими. В такой ситуации трудно говорить о политической нейтральности государственных служащих, их лояльности и компетентности. Специалист работает в рамках определенной технологии деятельности и по известным критериям. Руководитель действует в нестандартных ситуациях, и в качестве основного средства деятельности выступает его собственная личность. При этом фактор квалификации в ней практически не представлен. Предшествующая должность выступает «плацдармом» освоения каждой последующей, поскольку наличие квалификации для осуществления одного типа руководящей деятельности никак не связано с возникновением квалификации, необходимой для любого другого типа (Гурьева и др., 1989). Другими словами, наличие профессиональных знаний не гарантирует успешности деятельности индивида как руководителя. На практике чаще встречается обратная ситуация: успешный руководитель — лидер, имеющий сильные организаторские способности и волевые качества, но не всегда досконально разбирающийся в профессиональных тонкостях. Как уже отмечалось, в качестве социального института государственная служба выступает мостом между государством и обществом. Она несет в своем образе характеристику, оценку гражданского общества, и в то же время на нее проецируется отношение, оценка гражданским обществом государства. Государственный служащий— одновременно и тот, кто управляет, и тот, кем управляют, тот, кто оказывает государственные услуги, и тот, кому их оказывают. Это вызывает не только двойственность его социального статуса, но и двойственность восприятия им самой ситуации в стране.- Исследователи (Масленникова, 1998, 15) отмечают, что мнение чиновников часто значительно расходится с мнением населения при оценке деятельности и эффективности управления потому, что:
Имеется конфликт в восприятии и принятии системы ценностей: власть как отрицательная ценность в общественном сознании сочетается с личным отношением к власти как к положительно значимой ценности. Проблема заключается в том, что становление государственной службы как самостоятельного социального института в России далеко не завершено. Ряд авторов считает, что даже предпосылки этого процесса еще не созрели. В частности, отсутствуют потребности в новых типах деятельности государственной службы и соответствующие им социально-экономические и политические условия. Необходимые оргструктуры и связанные с ними социальные нормы и регуляторы поведения находятся в стадии становления. Не произошло интеграции государственной службы в качестве нового вида деятельности в созданную структуру политических и производственно-экономических отношений. Не сформирован определенный набор формальных и неформальных критериев, с помощью которых должна объективно оцениваться деятельность государственных служащих различного уровня и осуществляться контроль общества за соответствующими нормами поведения (Киселев, Теддэ, 1999). Представляется, что это слишком радикальная позиция. Во-первых, почему государственная служба рассматривается как новый вид деятельности? Если при советской власти не было людей, которых называли государственными служащими, то это не означает, что не было механизма проведения политических решений в повседневную управленческую практику и соответствующей деятельности. Во-вторых, почему не сформирован набор критериев? Формальные критерии оценки деятель- ности государственных служащих содержатся в уже достаточно большом наборе нормативных актов, а неформальные критерии оценки деятельности государственных служащих — в субкультуре чиновничества, которая частично заимствована им от старого партхозаппарата, частично продуцируется самой бюрократией как типом организации деятельности, частично уже сформирована новыми экономическими отношениями. Другой вопрос, насколько эти формальные и неформальные критерии оценки отвечают стратегическим целям развития общества. Проследить особенности этого процесса на практике позволяют данные социологических исследований. Надо отметить, что в целом эмпирических социологических исследований проблем государственной службы и органов власти сравнительно немного. Причин этого несколько. В частности, незавершенность процесса формирования государственной системы страны, закрытость самих органов и большей части информации о них, неразработанность теоретического и концептуально-понятийного аппарата, слабость отечественной традиции эмпирического социального анализа административного управления. Тем не менее информационно-аналитический центр РАГС периодически проводит общероссийские исследования государственных служащих. Определенные работы ведутся на уровне субъектов Федерации, прежде всего региональными академиями государственной службы. Приведем некоторые из полученных данных. Начнем с образовательного потенциала государственных служащих. По данным на 1 июля 1996 г. значительная доля работников государственных органов, окончивших вузы (на федеральном уровне — 82%) по базовому образованию являются специалистами естественно-технического профиля. В центральном аппарате всего 7,1% юристов, 1% специалистов по государственному и муниципальному управлению, 6,2% имеют послевузовское профессиональное образование (Матирко, 1996, 129). Хотя некоторая положительная динамика все же заметна. На 1 июля 1995 г. в центральном аппарате федеральных органов исполнительной власти юристов было еще меньше — 3,7%, а специалистов по государственному и муниципальному управлению— только 0,6% (Служебная карьера, 1998, 126}. Число государственных служащих, имеющих специальное профессиональное образование, продолжает расти, но в любом случае — это переподготовка, а не базовое образование. На региональном уровне ситуация сходная. Это находит свое отражение в оценках государственными служащими своих потребностей в переподготовке и повышении квалификации. Так, согласно данным социологических исследований, проведенных коллективом ученых СЗАГС с участием автора в аппарате правительства Ленинградской области в ноябре 1999 г. (первая колонка) и в одном из территориальных органов государственной власти в феврале 1999 г. (вторая колонка), приоритетными направлениями переподготовки госслужащих являются следующие (в % от числа ответивших): Юриспруденция 79 68 Управление персоналом 41 44 Информационные процессы (технологии) управления 7 41 Государственное и муниципальное управление 48 32 Экономика (финансы и кредит, гос. управление экономикой) 65 29 Менеджмент 14 26 Психология, педагогика - 23 Делопроизводство 10 18 Социальная работа - 12 Социология - 12 Сумма ответов превышает 100%, поскольку респонденты могли назвать несколько направлений переподготовки. В опросе государственных служащих правительства Ленинградской области гуманитарные дисциплины были объединены в один блок, но даже в укрупненном варианте эти направления переподготовки не были востребованы. Видимо, респонденты считают, что потребности в гуманитарном образовании могут быть удовлетворены при изучении такой дисциплины, как «управление персоналом», которая представляется им более конкретной и приближенной к практике, чем общегуманитарные дисциплины. Вместе с тем это может быть отражением более прагматичного подхода к задачам самой переподготовки. Первую позицию в обоих случаях занимает «юриспруденция», что свидетельствует о позитивных процессах в государственной службе — осознании работниками необходимости освоения той правовой среды, в которой они работают. Расхождение в оценке важности экономической переподготовки, скорее всего, связано со спецификой предметов ведения и профиля деятельности двух обследованных органов власти. Сви- детельством смены парадигмы управления в государственной службе служит интерес респондентов к такой дисциплине, как «управление персоналом». Сегодня уже трудно ограничиться директивно-распорядительным стилем управления, необходимо шире использовать потенциал работников, развивать процессы самооорганизации и делегирования ответственности и полномочий. Умение общаться с населением, посетителями 55 56 Сумма ответов превышает 100%, поскольку респонденты могли назвать несколько профессиональных характеристик. Интересно, что в оценках респондентами двух разных органов власти необходимых умений и навыков расхождения меньше, чем при оценке ими приоритетных направлений переподготовки, что говорит о возможности создания определенного типового набора необходимых государственному служащему умений и навыков. Практически полностью совпадает оценка важности умения «общаться с населением», что свидетельствует о схожести целевых функций обследованных организаций, каждая из которых является органом государственной власти и должна защищать интересы населения, оказывать ему необходимые услуги. лярность оплаты труда, политическая нейтральность в рамках существующего режима, лояльность и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Но при этом само понятие профессионального исполнения государственной службы пока не имеет конкретного наполнения в сознании респондентов. Достаточно легко формулируются профессиональные требования в областях предметов ведения органа власти, но переход к критериям, общим для всех работников аппарата, сводится либо к исполнительской дисциплине, либо к осознанию «миссии» государственной службы, ее необходимости и обязанностям перед населением. Все это порождает многочисленные дисфункции и сбои в работе, но совершенно не означает, что дело совсем уж безнадежно. Наоборот, общение с работниками органов власти, особенно на местах, оставляет ощущение их искренного желания работать лучше и больше сделать для населения. Государственные служащие — те же жители и точно так же страдают от несовершенства государственной машины. Есть даже определение государственной службы, которое акцентирует эту взаимосвязь: «государственная служба — практическое участие граждан в осуществлении целей и функций государства с помощью исполнения государственной должности» (Комаровский, Тимофеева, 1997, 6). По данным опроса экспертов, из числа государственных служащих, болевые точки в деятельности государственного служащего распределились так:
Подчеркнем, что это точка зрения самих чиновников, и во многом она отражает их профессиональные интересы. С точки зрения науки и общества список, видимо, стоит перевернуть, начав с общественного контроля и гласности. Хотя признание недостаточной компетентности делает честь сословию служивых людей, дает возможность и основу дальнейшей профессионализации этого типа деятельности. Итак, основными проблемами социального института государственной службы в России, которые затрудняют ее полноценную институ-ционализацию, являются:
Как проблему можно рассматривать и рост численности работников органов власти, не всегда оправданный, В Российской Империи до 1917 г, при населении в 140 млн человек было 600 000 чиновников (Ко-маровский, Тимофеева, 13). В 1996 г. в органах государственной власти и местного самоуправления, по данным Госкомстата, работало 1 млн 93 тыс. человек, в 1998 г. уже 1 млн 102,8 тыс. Правда, не все на государственных должностях. Население РФ на начало 1998 г. составляло 147 млн 105 тыс, человек (Российский стат.ежегодник, 25-27), Поскольку государственная служба выступает не только публично-правовым, но и социальным институтом, необходимо обсудить, какие неправовые (т.е. не связанные с законодательной базой) средства могут быть использованы для ее совершенствования, что может дать социальная наука государственной службе. Это мы и обсудим в заключение. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |