![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социологическое изучение государственной службы: цели и задачи
Методологические и методические основы изучения государственной службы как социального явления разрабатываются одной из отраслевых социологических теорий— социологией государственной и муниципальной службы. Ее предметом являются публично правовые отношения по поводу производства управленческих решений (т.е. перевода социальной информации на язык нормативных актов), их реализации (т.е. трансформации юридических норм в социальное поведение людей) и последствий, связанных с изменением общественной жизни (Зинченко,1996, 103). Прикладное значение такого рода исследований ярче всего будет проявляться при разработке социальных технологий и реализации социоинженерного подхода. Государственная служба выступает неотъемлемым институтом государственно организованного общества и поэтому испытывает на себе воздействие тех же факторов, что и другие его социальные институты. В литературе отмечается, что переходность состояния современного российского общества проявляется в разрушении этатистской модели общества, для которой характерно доминирование государства во всех сферах общественной жизни к гражданской модели, в которой государство и его институты уравновешиваются системой самодеятельных и независимых организаций. Происходит аномийный процесс распада политарных структур и образования современных общественных структур (Резник, 1994, 22). Государственная служба в полной мере ощущает это на себе. Меняется характер взаимоотношений между органами власти (региональными и федеральными), между ними и хозяйствующими субъектами, меняется само содержание этого взаимодействия в сторону усиления равноправия, все большей самостоятельности и независимости организаций, находящихся на территории, подведомственной органу власти, все громче заявляет о своих правах система местного самоуправления. Здесь можно выделить два аспекта: собственно научный и практически внедренческий. Мало создать хорошую социальную технологию, нужно, чтобы она была востребована и использована. Если речь идет о социальном институте государственной службы, нужно обязательно иметь в виду, что она не является абсолютно новым институтом в России. Ее базисная функция в основном сохранилась, меняются лишь частные функции и механизм ее взаимосвязи и взаимодействия с гражданским обществом, населением. Система институциональных ролей тоже принципиально не меняется, но трансформируется их оценка в общественном сознании и самими чиновниками. Исходя из этого, можно сформулировать следующие направления социологических исследований государственной службы, которые стали бы источником необходимой информации для осуществления социоин-женерной деятельности:
Все эти исследования должны вестись на федеральном и на региональном уровнях власти. Компаративные исследования как внутри страны, так и межстрановые дадут богатый эмпирический материал, позволяющий отследить общее и особенное в тенденциях трансформации государственной службы. И в заключение — о практическо-внедренческом аспекте. С одной стороны, государственная служба в своей основе — правовой институт, его регулирование осуществляется прежде всего нормативно, с другой стороны, ее сущностной чертой выступает бюрократическая организация, которая, как известно, предполагает иерархию, жесткое рациональное разделение труда и узкую специализацию. Поэтому, разрабатывая социальные технологии для государственной службы и желая обеспечить их полномасштабное реальное внедрение, а не очередную чиновничью отписку, следует добиваться соблюдения следующего ряда условий со стороны «заказчика»: • наличия политической воли, сознательного и мотивированного решения руководителя органа власти об использовании новой технологи; * кадрового обеспечения (включая переподготовку работников) . процесса внедрения и использования технологии; • поддержки процесса внедрения со стороны не только вышестоящего руководства, но и коллектива работников самого органа власти. Немаловажным обстоятельством является то, что предлагаемая социальная технология и ее использование должны укладываться в рамки существующего правового поля (оно могло быть при необходимости расширено, а иногда и сужено). Только при соблюдении вышеназванных условий мы сможем создать действительно научное сопровождение процесса трансформации и дальнейшей институционализации государственной службы как социального института современного российского общества, обеспечить реализацию ее базовой социальной функции — моста между государством и гражданским обществом, населением. ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |