Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политологические концепции лоббизма и заинтересованных групп
Впервые механизм политического лоббирования через призму деятельности групп интересов представил в 1908 г. американский социолог А. Бентли. В своем труде «Процесс управления» единственным реальным политическим актором он называет не личность, не народ, а группы. В понимании Бентли группы — это не только группы в обществе, имеющие устоявшиеся общие интересы без их институционального оформления, но также партии и даже государственные институты. По своим целям и функциям группы в принципе не различимы, принципиально не существует верховного авторитета, который должен был бы подчинить себе группы, поэтому их деятельность отличается свободой и равными возможностями, «Все явления государственного управления есть явления групп, давящих друг на друга, образующих друг друга и выделяющих новые группы и групповых представителей (органы или агентства правительства) для посредничества в общественном соглашении», — писал Бентли (Вепйеу, 1967, 269). Таким образом, политика у него представлена как процесс воздействия друг на друга многообразных интересов и групп в обществе, как плюралистический феномен. Чем больше групп интересов представлено в законодательном процессе, тем практичнее и точнее принимаемые решения, так как конкурирующие интересы создают подобие контрбалансира, в условиях которого властным структурам легче принять оптимальное решение. На этой основе можно сделать закономерный вывод, что лоббирование функцио-нально. Тем самым концепция Бентли совершила переворот в восприятии наукой и общественностью лоббизма. Фактически она узаконила процесс лоббирования в США, дав ему прагматическое и моральное обоснование. И уже через полстолетия французский социолог-компаративист Алексис де Токвиль, осуществляя поездку по Североамериканским Штатам, отметил чрезвычайное разнообразие групп и ассоциаций. По его мнению, демократическое правление возможно лишь при условии свободы ассоциаций, что является необходимой гарантией против тирании большинства. Однако большинство европейских мыслителей с осторожностью подходили к свободе деятельности групп. Так, Ж, Ж. Руссо признавая неизбежность ассоциаций, в то же время следуя давней традиции, считает их угрожающими и даже опасными. В частности, он пишет: «Все политические сообщества состоят из меньших сообществ различных типов, каждое из которых обладает своими интересами и максимами. Но эти сообщества, будучи реально осязаемы, так как выступают для индивидов в качестве внешних, авторизованных, не являются единст- венными реально существующими в государстве... Воля этих особых сообществ всегда двоякая: для членов ассоциации— это общая воля; для большего сообщества — это частная воля, которая очень часто рассматривается как правильная в первом случае и ошибочная в последнем». В Англии понятие плюрализма ввел Гарольд Дж. Ласки, выступив против всесилия государства, подчиняющего индивида своей воле. Государство должно постоянно оправдываться в своей деятельности перед группами. Однако в целом плюралистическая теория групп Бентли не получила в первое время широкого распространения. Необходимы были крупные потрясения, чтобы активизировать политическую мысль. Таким потрясением стал «Великий кризис» 30-х годов XX в., поставивший под сомнение традиционное понимание политического развития. «В результате кризиса на смену принципу laissez faire в общественном сознании пришел принцип плюрализма (предложенный Бентли за 20 лет до этого кризиса). Ортодоксальное положение о социальном контроле через рыночную конкуренцию было заменено положением о контроле через конкуренцию групп, а саморегулирование с помощью экономики — саморегулированием с помощью политики. Концепция «сдержек и противовесов» как механизма и одновременно гаранта демократии была фактически заменена идеей баланса и равновесия групп и иных социальных образований. Была выдвинута формула представительства интересов народа и каждого индивида заинтересованными группами, которые оттеснили индивида, являющегося центральным элементом теории классического либерализма, на второй план» (Смирнов, 1986, 141}, Наиболее последовательно исповедовал идеи Бентли и устранял присущие им противоречия политолог Дэвид Трумэн, ставший классиком современной теории групп. В своем главном произведении «Управленческий процесс» Трумэн выдвинул ряд идей, обогативших плюралистическую теорию групп, которые остаются актуальными до сегодняшних дней (Truman, 1951). В отличие от Бентли, слишком широко трактующего понятие трупп, Трумэн уточняет главный субъект лоббирования, выделяя категориальные группы социальные и группы интересов (возможный перевод— заинтересованные группы). Категориальные группы не имеют политического значения. Трумэн относит к ним случайные группы, например левши, блондины, дети, мужчины или женщины. Социальные группы охватывают объединения личностей, которые выполняют сходную экономическую деятельность или имеют сход- ные убеждения по ряду вопросов (например, члены одного конфессионального объединения). Группы интересов Трумэн дополнительно подразделяет на простые и политические. Простые группы интересов — это вариант социальных групп, которые не только осуществляют совместную деятельность или имеют общие установки, но и выдвигают определенные, специфические требования к другим социальным группам (рабочие работодателям, пациенты врачам, родители учителям). И только когда простые группы интересов воплощают свои требования к другим группам в форме обращений к правительству, они становятся политическими группами интересов. Именно политические группы интересов являются лоббирующими структурами и играют роль в политическом процессе. При всей разработанности теории Трумэна в ней упрощенно механистически объясняется перенос групповой активности в политическую сферу. Когда группа наталкивается на сопротивление, которое не может быть преодолено силой ее экономической мощи или договоренностями с другими группами, и убеждается, что без помощи государства ее неполитические цели не могут быть достигнуты, она обращается к политическому лоббированию. Политолог полагает, что социальная действительность не знает глобального состояния баланса, когда все социальные группы находятся в политическом и экономическом равновесии. Возможно наступление баланса на определенное время между некоторыми группами в одном секторе общества, в то время как в других векторах равновесие между группами распадается, нарастает напряженность, которая часто требует политического разрешения конфликтов. В длительной перспективе ни в одном секторе общества невозможно избежать нарушения равновесия, так как экономика и техника не стоят на месте. Как только возникают экономические или технологические изменения, они становятся помехой групповой сплоченности. По этой причине возникают новые группы интересов, а старые группы интересов распадаются. Ни одна группа не может надеяться на окончательную победу своих интересов, как невозможно существование неизменно успешного лоббирования органов власти. Трумэн идет дальше Бентли в структурной характеристике групп: хотя он признает, что группой интересов могут выступать различные структуры и, в том числе, фирмы, все же наибольшее значение для политического процесса представляют образования, которые обладают определенной степенью организации. С тех пор интерес западных политологов, вслед за Трумэном, концентрируется в основном вокруг ассоциаций, что имело и свои недостатки. Все же Трумэн делает большой шаг в понимании групп интересов, применяя к ним организационный анализ. Он считает, что группы интересов управляются небольшими командами, в то время как основная масса членов остается пассивной. Выводы Трумэна близки в этом отношении тезису Михельса о неизбежной олигархизации массовых организаций и ставят под сомнение объективность при принятии решений в группе, при агрегации актуальных интересов. Наконец, Трумэн корректирует позицию Бентли в следующем пункте: он рассматривает Щ государственные институты не как одну из частных групп интересов, а щ как политические структуры с присущими им специфическими качест-§ вами, адресатов политической активности групп. Государство не может определять содержание групповых требований. Однако, являясь своего рода бутылочным горлом, через которое должны пройти все требования, государственные институты навязывают им типы поведения. Поэтому, если группы интересов хотят эффективно лоббировать, они должны действовать в соответствии с правилами, ожиданиями и практикой государственного аппарата. Трумэн называет объекты лоббизма точками доступа («points of access»). Применительно к лоббизму современные политологи считают точками доступа любой элемент политической системы (государственный орган или его подразделение, фракция в парламенте, партийный механизм, выборы, депутат или другое должностное лицо, процедура, юрисдикция, полномочие и т.д.), который обладает качествами, делающими его способным в совокупности с несколькими другими элементами или даже самостоятельно сыграть существенную или определяющую, а то и решающую роль в судьбе рассматриваемого законопроекта или административного акта. Условие для лоббистской деятельности тем благоприятнее, чем больше таких точек доступа в политической системе, а их число прямо зависит от анатомии этой системы. Чем количественно богаче и качественно сложнее структурирована она, тем больше в ней не только постоянно существующих, но и потенциально возможных точек доступа, поскольку сложно структурированная система предполагает большое разнообразие вариантов взаимодействия составляющих ее элементов, и при стечении обстоятельств тот или иной вариант может дать либо новую постоянную, либо «единоразовую» точку доступа. Объединяя высказывания ученых, можно прийти к следующему пониманию плюрализма. Плюрализм— это система представительства интересов, когда группы давления организуются спонтанно, они многочисленны, конкурируют между собой, не организованы в некую иерархическую систему и независимо от государства определяют своей интерес и то, насколько далеко они могут идти в преследовании этого интереса. Несколько иные условия лоббирования складываются в обществе, основанном на принципах корпоративизма. Теоретики корпоративизма основными действующими лицами на политической арене считают «корпорации, образованные в соответствии с той функцией, которую каждая из них выполняет в условиях общественного разделения труда» (Cawson, 1987, 104-106). В корпоративистской системе существует ограниченное число не соперничающих друг с другом организаций с обязательным или полуобязательным членством. Эти организации обладают привилегированным статусом в отношениях с правительством, соучаствуют в определении государственной политики и ответственны за ее реализацию, поскольку их члены обязаны дисциплинированно следовать согласованным договоренностям. Государству выгодно взаимодействовать лишь с одним, ясно выраженным и, что самое главное, согласованным групповым интересом, чем со множеством мелких, поэтому органы государственной власти заключают с какой-либо группой интересов (корпорацией) неофициальное соглашение, в силу которого эта группа (корпорация) приобретает монополию на представительство интересов отдельных слоев общества, право нормативного регулирования соответствующей сферы деятельности. Государство, как бы делегируя группе часть прерогатив центральной власти, взамен получает гарантию содействия государственной политике, более эффективное осуществление общенациональных интересов и лояльность целой группы населения (Российский союз промышленников и предпринимателей, 1995, 9). Поэтому лоббирование в корпоративном обществе перерастает в формализованное (институционализированное) взаимодействие. Итак, следующие ключевые черты отличают корпоративизм от плюралистического процесса :
Отношения между государством и организациями развиваются таким образом, что последние могут мобилизовать своих членов на поддержку государства в обмен на благоприятные политические решения. Если в теории плюрализма интересы рассматриваются как существующие «до» организации и политической мобилизации, то в теории корпоративизма государство рассматривается как главный инструмент выявления интересов и сплочения вокруг них тех или иных групп. Положения теории корпоративизма полемизируют с либерализмом в его классическом понимании. В отличие от либерализма, в котором проводится резкое различие между государственной и частной сферами и который изучает общество как совокупность индивидуумов, корпора-тивистская теория фокусирует свое внимание на организациях и социальных группах, на том, в какой степени негосударственные группы (акторы) способны выполнить государственные задачи. Эмпирические исследования показывают, что общества, чья реальность близка либеральному устройству, часто проигрывают в политическом и экономическом плане другим системам, например таким, которые на основе «демократии групп» (associative democracies) или «экономики торга» (bargaining economies) предоставляют - группам интересов легитимные возможности для участия в управлении обществом. Теория корпоративного развития общества, как собственно и его практика не является, разумеется, приобретением нашего времени. Корпорация как сравнительно самостоятельная и независимая группа в рамках государства, образованная по семейным, профессиональным, религиозным или иным признакам, существует с незапамятных времен и имеет столь же древнее происхождение, что и государство. Длительную историю имеет и теория корпоративного устройства государства. Свое развитие оно получило уже у Бодена. Впервые параллели между современными европейскими политическими системами и корпоративной моделью проведены в очерке американского политолога С. Роккана о «Норвежском корпоративном плюрализме». По его наблюдению, норвежский кабинет министров находится на вершине электоральной иерархии, но он лишь один из четырех корпоративных союзов, наряду с профсоюзами, предпринимателями и фермерами, заключающих между собой соглашение. Оставаясь приверженцем плюралистической демократии, С. Роккан рассматривал такую ситуацию как аномальную, приводящую к попранию принципов демократии. Избиратели выражают свое мнение, но принятие реальных политических решений зависит от ресурсов организаций (Rokkan, 1966). И лишь позднее Р. Даль выразил мнение, что «наше понимание демократии должно быть как-то адаптировано к существующей практике» (Даль, 1994, 37^8). Наибольшее распространение идеи корпоративизма получили в 70-е годы. Чтобы не путать с корпоративизмом в Германии и Италии 30-40-х годов, современную теорию корпоративизма называют также неокорпоративной. Наиболее развернутую трактовку корпоративизма можно встретить в работах американского политолога Ф. Шмиттера и немецкого Г. Лембруха (Schmitter, Lehmbruch, 1974; 1979; 1982). Теоретики отмечают взаимозависимость групп интересов и правительства. На основе теоретико-эмпирических исследований они доказывают, что группы интересов не ограничиваются воздействием на государственные решения, а соучаствуют в их принятии и исполнении. Во многих сферах политики складывается узкая кооперация между политико-государственными институтами и соответствующими организациями интересов. В процессе взаимодействия обе стороны получают преимущества: государство— снятие ряда частных проблем, достижение консенсуса в обществе, группы интересов — организационную стабильность и гарантированный политический статус. Перспективной представляется корпо-ративистская попытка выяснить внутренние законы деятельности организаций интересов. Шмиттер и Штрек в совместной работе "The Organization of Business Interests'* (Schmitter, Streeck, 1981) рассматривают «промежуточные организации» как социальные образования, взаимодействующие как минимум с двумя окружающими средами: жизненным пространством их членов и институциональными условиями, в которых организации интересов осуществляют свои цели. Авторы предполагают, что эти связи подчиняются собственной логике: отношения организации интересов с их социальной базой определяются логикой членства, а с системой политических институтов — логикой влияния. Таким образом, логика членства включает в себя микросоциологические вопросы социальной интеграции, а логика влияния, на основании которой строится лоббизм, — макросоциологическую интеграцию в политическую систему. Организации интересов, не способные интегрировать свою социальную базу, не реализуют свои цели, а организации интересов, которые не достигают своих целей, как правило, не могут сплотить членов. Поэтому все организации интересов должны балансировать между логикой членства и логикой влияния, что накладывает отпечаток на их лоббистскую деятельность. В плюралистских союзах, членство в которых гомогенно, превалирует логика членства. Корпоративные союзы в своей деятельности, напротив, ориентируются на логику влияния. Наиболее характерный элемент корпоративизма, который получил широкую известность в РФ, — трехсторонние соглашения между правительством, профсоюзами и предпринимателями. Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что условия лоббистской деятельности групп существенно зависят от того, какой тип представительства интересов, плюрализм или корпоративизм, превалирует в обществе. В плюрализме группы, не получившие представительства в парламенте или иных органах принятия решений, в основном осуществляют свою политическую деятельность через лоббгом. В корпоративизме лоббирование отходит на второй план, так как почти каждая сфера общественной жизни имеет своего легитимного монопольного представителя, который взаимодействует с государством через официальные каналы, в институционализированных формах. Лоббирование в условиях корпоративизма преобразуется в формализиро-ванное взаимодействие, когда представители правительства, профсоюзов, предпринимателей согласовывают свои интересы в политические решения, предназначенные для обязательного исполнения. Политологи показали, что, с точки зрения государственных чиновников, вовлечение корпоративных организаций в различные сферы политики помогает как можно раньше использовать компетенцию и учесть возражения в политическом и административном процессе принятия решений, чтобы принимаемые решения обладали высшим уровнем компетентности и были бы политически приемлемы всеми. Поэтому плюралистической организации общественной жизни более свойствен лоббизм, а в корпо-ративистской преимущество получают институционализированные формы взаимодействия. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |