Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами
Пресс-службы являются самостоятельными подразделениями различных органов власти. Они действуют при Президенте, правительстве, парламенте и в регионах. Пресс-служба Президента является самостоятельным подразделением Администрации Президента. Руководитель Пресс-службы приравнивается по должности к начальнику управления Президента Российской Федерации. В его структуре работают следующие подкомитеты:
Пресс-служба— структурное подразделение аппарата Государственной Думы на правах управления. Председателем Совета Федерации. Руководитель пресс-центра является также пресс-секретарем Председателя Совета Федерации. Пресс-служба Государственной Думы состоит из следующих подразделений:
Телерадиослужба (на правах отдела) в составе 4 секторов и одной группы. В задачи пресс-службы входит:
В практическую деятельность пресс-службы входит организация пресс-конференций, брифингов, информационных встреч фракций, комитетов, депутатских групп, осуществление оперативного сбора и экспресс-анализ материалов центральной и региональной печати, российских и зарубежных информационных агентств, а также сообщений с мест, участие в организации информационного освещения проводимых Думой международных мероприятий. Основные задачи Управления правительственной информации фактически идентичны тем, которые выполняют пресс-службы парламента. В целом для большинства развитых пресс-служб законодательной, представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровней характерны следующие функции и задачи:
Кроме всего вышеперечисленного, работникам пресс-служб необходимо быть психологически готовыми к восприятию отрицательных событий, просчетов в действиях администрации, собственных ошибок, а также к несправедливым обвинениям со стороны общественности и средств массовой информации. Специфика работы пресс-служб в системе государственного управления связана с высокой и ответственностью и «цейтнотностью», по- вышенной требовательностью и оперативностью при обработке и предоставлении информации лицам принимающим решения (ЛПР). Работа пресс-служб, равно как и эффективная деятельность информационно-аналитических центров, во многом зависит от возможностей пользования информационно-поисковыми системами. Создание и совершенствование работы информационно-поисковых систем (ИПС) является одним из важнейших направлений в информационном обеспечении органов государственной власти ц управления. Они обеспечивают управленческий процесс, отвечают реальным потребностям госаппарата, повышают качество и удобство работы, уменьшают ворох ненужных бумаг, повышают аналитические и управленческие возможности его работников. Сегодня в органах государственной власти и управления Российской Федерации действуют крупномасштабные информационно-поисковые системы, которые дают возможность рассылать информацию по электронной почте, осуществлять информационный обмен с регионами, подключаться к информационным фондам других ведомств, осуществлять обмен информацией с зарубежными сетями. Администрация Президента, палаты Федерального Собрания, Аппарат правительства и органы высшей судебной власти страны имеют устойчивый обмен данными с внешними источниками информации. Их компьютерные проекты — одни из самых сложных в российской Федерации. Информационно-справочное обеспечение высших органов власти осуществляется двумя основными поисковыми системами --_ «Почта» и «Контур», различающимися базами данных, источниками информации, методами доступа к информации. Система «Почта» имеет теледоступ к источникам информации и включает в себя такие информационно-поисковые системы, как «Право», «Директивные документы», «Гарант». Базы данных этих подсистем содержат нормативно-правовую информацию (более 1 200 документов). С экономической информацией работают «Экостат», ^Социально-экономическая статистика», «Регистр промышленных предприятий». Базы данных указанных подсистем включают в себя справочно-статистическую, социально-экономическую информацию гго регионам страны, экспресс-информацию Госкомстата России, экономическую информацию по СНГ, данные о 24 тысячах промышленных предприятий России и выпускаемой ими продукции. Общественно-политическая информация представлена в «Аналитических обзорах», «Оперативной информации». База данных этих под- систем содержит аналитические обзоры информационного управления и пресс-службы Администрации Президента РФ, Аналитического центра при Президенте РФ, библиотеки Администрации Президента, Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан, Центра экономических реформ при правительстве РФ. Сюда же входит научно-техническая информация Росинформресурса, текущие сводки Госкомстата, информация МВД РФ (оперативные сводки, борьба с преступностью, криминальное состояние в России), общие сводки ИТАР-ТАСС, оперативная информация МЧС, отклики региональной прессы на действия правительства по вопросам экономики. Телекоммуникационный обмен информацией системы «Почта» с внешними абонентами происходит путем приема и оперативной передачи сообщений. Система «Контур» имеет локальный оптоволоконный доступ к информации и устанавливается в соответствии с функциональными обязанностями работников аппарата высших органов власти и управления. Содержит такие информационно-поисковые подсистемы, как «Документы СНГ», «Социально-экономический мониторинг», «Чрезвычайные ситуации», «Регион», «Социальная сфера» и др. Базы данных указанных подсистем содержат тематический набор слайдов о социально-экономическом положении страны, ее развитии в региональном разрезе, о приватизации, валютном и денежном рынках, митингах, забастовках, беженцах, безработице. К базам данных систем «Почта» и «Контур» подключены все высшие органы власти и управления субъектов РФ, представители Президента на местах. В свою очередь, из субъектов Федерации через информационно-поисковые системы налажено поступление региональной нормативно-правовой информации, аналитической информации о развитии регионов, оценке и анализе общественно-политической ситуации, о социально-экономическом мониторинге, а также обзоров региональных СМИ, оперативной и другой информации. При этом обеспечивается невмешательство в объемы, характер и структуру информации, поступающей из субъектов Федерации. Необходимость применения информационно-поисковых систем в госаппарате была вызвана следующим рядом причин:
Таким образом, актуальным стал фактор улучшения доступа всех работников госаппарата к информации, что возможно только при условии развития информационных технологий и средств телекоммуникаций. Разработка информационных систем, внедрение информационных технологий и обеспечение их деятельности в госаппарате были возложены на ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации) в соответствии с Указом Президента РФ от 21 февраля 1994 г. «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации». Если в начале 90-х годов главным направлением было обеспечение государственных органов оперативной связью, информатизация и компьютеризация системы власти и гражданского общества, то с переходом к новому столетию упор был сделан на формирование национальной информационной структуры, сохранение и развитие информационных ресурсов, а также выход в мировую информационную систему Интернет, участие в "международном информационном обмене и деятельности Европейской Комиссии, направленной на формирование информационного общества в Европе. Дальнейшая глобализация и технологизация политического процесса еще более остро обозначила проблему информационных технологий и их использование в государственном управлении. Информационные технологии Термин «информационные технологии» — один из новейших в политологической науке. Он включает в себя понятия «технология» и «информация», В отечественной политологии разработка проблем информационных технологий связана с такими именами, как А.И. Пригожий, В.В.Щербина, А.Н. Мелюхин, Ж.Тощенко, Т.В.Закупень и др. Государственное управление — это управление в масштабах общества, призванное создавать и закреплять законодательно, обеспечивать и гарантировать реализацию условий для любых видов человеческой деятельности. Оно предполагает использование некоторых информационно-технологических приемов и методов. Другими словами, речь идет о создании механизмов рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением в условиях демократии. Информационные технологии позволяют обеспечить информационные потребности государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях. Это механизм регулирования информационных потоков внутри органов государственной власти, между органами управления и объектами управления и внешней информационной средой. Информационные технологии способствуют качеству управленческих решений и связаны с качественной стороной использования информационных ресурсов. Информационный поток— это совокупность сообщений с одинаковыми или близкими свойствами. Для органов государственной власти поток управленческой информации— это законы, указы, постановления, распоряжения, сводки и другие документы. Проблема упорядочивания и совершенствования информационных потоков решается в соответствии с целями, задачами, функциями государственных структур и требованиями внешней среды. Управленческие связи могут быть реализованы по каналам прямой и обратной связи. Одним из инструментов создания обратной связи являются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение общественности в процесс принятия решений. Наибольшую значимость информационные технологии имеют при принятии решений. Решение— это проект изменения общественных отношений и их упорядочение в конкретных политических ситуациях, который оформляет и согласовывает интересы участников управленческого процесса. В зависимости от субъекта, принимающего управленче- ское решение, а также от уровня отражения в нем общественных интересов различают:
Принятие управленческого решения— основная характеристика динамики управленческого процесса. Оно включает в себя технологические преобразования актов государственной власти и конкретные механизмы управления социальными процессами. Процесс принятия управленческого решения складывается из следующего ряда управленческих циклов:
Технология процесса формирования решений предусматривает следующие этапы:
Инструментом принятия решений может быть информационно-аналитическая система. В данном случае она выполняет информационную, трансформационную и управляющую функции. Понятие «информационные технологии» применимо к процессу управления и исследованию информационных процессов в обществе в целом. Что касается общества, то анализ этого феномена связан с поиском наиболее эффективных форм использования всех видов информации и реализацией различных видов коммуникативных политик в орга-низации диалога власти с общественностью. Следует заметить, что сложившаяся в предшествующую эпоху организационно-технологическая система управления очень скоро перестала удовлетворять вызовам времени и соответствовать новой политической и экономической ситуации в стране. По мере усложнения социальных связей возникли новые требования по совершенствованию процесса управления, связанные с регулированием, сохранением, поддержанием и эффективностью системы управления. Использование информационных технологий на уровне федерации и других ступеней организации управленческого процесса (в республиках, краях (областях), городах, районах) связано с решением проблем информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государственной информации. Развитие информационных технологий создает уникальные возможности для активизации и эффективного развития демократии, экономики, политики, государства и гражданского общества. В частности, реальностью становится виртуальная жизнь в сети (коммерческие сделки, реклама, развлечение и отдых, поиск и получение оперативной информации из информационных источников различных стран мира). Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире — без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магистраль» Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Если в начале XX в. господствовал принцип «Винтовка рождает власть», то сегодня можно говорить о том, что «информация рождает власть и правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами. Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации. Информация характеризуется также тем, на что направлено ее использование. Здесь проявляется связь информации с другими функциями управления. Она может носить прогностический характер, быть связана с составлением разного рода программ, влиять на оперативно управленческие решения, выступать составной частью организационной, инструктивной и методической работы органа управления. Информацию можно классифицировать в зависимости от особенностей управления и решения конкретных задач:
Политический аспект использования информации связан с тем, что любое государство стремится использовать информацию так, чтобы гарантировать его безопасность и обеспечить национально-государственные интересы. С начала XX в. конфигурация мировой и российской информационных систем претерпела радикальную трансформацию. В единую технологическую цепь сложились такие элементы, как компьютер, телефон, радио, телевидение, космическая связь. Распространение локальных и глобальных информационных сетей создают принципиально новое качество трансграничного информационного обмена. Все это влияет непосредственным образом на политику, международные отношения, национальную и международную безопасность. Сегодня 120 стран мира ведут работы или завершают отдельные разработки по развитию возможного информационно-компьютерного воздействия на информационный ресурс потенциального противника. По инициативе И. Иванова (МИД РФ) на ГА ООН 4 декабря 1998 г. был вынесен документ «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» (Клепацкий). В условиях перехода социально-политической системы к новому состоянию встает проблема обеспечения информационной безопасности общества, государства, личности в условиях становления российской государственности на принципах демократии, законности, открытости информации. В настоящее время при решении проблем национальной безопасности— политической, экономической, военной, экологической и др. — вес информационных факторов непрерывно растет. Значение информации и обеспечение оперативного доступа к ней в политической борьбе всегда было бесценным и решающим на любых уровнях как внутри государства, так и на международной арене. Во-первых, это касается системы принятия политических решений, стратегических и тактических задач управления. Здесь важны качество информации (ее достоверность, своевременность и полнота), используемой для принятия решений органами власти и управления, обеспеченность прав политических партий, общественных движений на свободное выражение своих программ, избирательных платформ через пресс-центры и средства массовой информации, а также регулярное информирование населения о политической и социально-экономической жизни страны. Во-вторых, незаконное использование, хищение или искажение государственной тайны, деловой (банковской, коммерческой, статистической) информации, персональных данных ведут к тяжелым экономическим потерям и политическим ошибкам. Противозаконный сбор и использование информации, манипулирование ею (дезинформация, клевета, шантаж, безальтернативность), хищение из архивов, библиотек, использование вопреки интересам общества и граждан. С помощью электронных средств разоряются банки, дестабилизируется работа промышленности и транспорта, уничтожаются жизненно важные базы данных, выводится из строя система государственного управления. Довольно широкое распространение получили такие виды информационного оружия, как компьютерные вирусы, логические бомбы (программные закладные устройства), заранее внедряемые в информационно-управляемые центры военной и гражданской инфраструктуры и позволяющие осуществлять скрытый несанкционированный доступ к информационным ресурсам противника, средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, передача по каналам СМИ направленной информации, способы и средства, позволяющие внедрять компьютерные вирусы и логические бомбы в государственную информационную сети и системы и управлять ими на расстоянии. Применение информационного оружия носит обезличенный характер, легко маскируется под обычную деятельность. Наконец, уровень развития информационных технологий, на которых основываются современные системы разведки, управления войсками и высокоточным оружием, существенно предопределяет исход межгосударственных конфликтов. Информационная защита необходима как для безопасности общества, государства, личности, так и для сохранности системы связей, компьютерных систем. В связи с этим значение имеет развитие информационных основ управленческой деятельности, типов информационных технологий. Если формы информационных технологий как структурные элементы любой управленческой системы и представляют собой технологическое оформление программного продукта, а также вид деятельности, связанный с реализацией намеченной цели, то, что касается типов информационных технологий, они различаются между собой тем, в каких сферах общественной жизни они реализуются— экономической, социальной, политической или духовной. В реальной практике сложился и местами сохраняется традиционный тип информационных технологий, который демонстрирует простое накопление информации, без рационализации информационных потоков и эффективного, своевременного, оперативного транслирования информации в процессе управления. Увеличение потока бумаг перекрывает несовершенство управления с такими его пороками, как отсутствие профессионализма, дилетантизм и верхоглядство, поспешность в принятии решений, элементарное незнание алгоритма управленческих процедур. Инновационный тип информационных технологий связан с научно обоснованными подходами к управленческому процессу, включающему в себя такие задачи, как системное информирование руководства о положении страны в целом и политической ситуации в регионах, тщательной проработке предлагаемых управленческих решений, выдаче прогнозов и практических рекомендаций. При использовании информационных технологий органам государственной власти и управления следует учитывать факторы, влияющие на управление социально-политическими объектами (политическими партиями, общественно-политическими движениями, регионами), а именно: сложность вербализации целей управления такими объектами, отрывочный характер описания их состояния, непредсказуемость поведения отдельных компонентов самого процесса управления. В органах государственной власти и управления происходят существенные изменения обработки управленческой информации. Внедряются автоматизированные технологии по экспертизе и аналитическим процедурам. Идет поиск нужной информации в системе Интернет. Используются классические библнеметрические технологии, частотный анализ. Создаются новые системы связи на национальном уровне. Разрабатываются корпоративные информационные системы, ведомственные системы закрытого типа и ограниченного доступа. Наиболее эффективно развиваются информационно-аналитические системы в администрациях субъектов Российской Федерации, инициированные Аналитическим управлением Администрации Президента, а также аналитическими службами Государственной думы и Совета Федерации России. Информационные технологии стали важнейшим фактором повышения эффективности управления практически во всех сферах общественной деятельности. Они перестали выполнять просто вспомогательные функции в деятельности государственных учреждений, а стали их необходимым и важнейшим элементом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 328. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |