Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 10. ЛОББИЗМ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Истоки и генезис лоббизма Трансформация российского общества привела к ряду новых явлений в общественно-политической жизни страны, одно из которых — лоббизм. Впрочем, многие исследователи считают, что лоббизм существовал еще в Советском Союзе. Основанием для подобных заключений явился революционный труд Г. Скиллинга и Ф. Гриффитса «Группы интересов в советской политике», в котором авторы доказывают существование групп интересов и практики лоббирования в советском обществе (Gordon and Griffiths, 1971). Поэтому сегодня точнее будет говорить уже о видоизменении и активизации российского лоббизма по сравнению с лоббизмом советского периода. До сих пор слово лоббизм ассоциируется в массовом сознании с негативными проявлениями политики. Даже среди специалистов, занимающихся проблемами лоббизма, отношение к нему неоднозначное. Причины негативного восприятия скрываются в неоднозначной природе лоббизма как политического явления и в особенностях российского лоббизма. Теоретическое осмысление темы лоббирования затруднено по причине слабой разработанности категориального аппарата. В Советском Союзе по официальной идеологии возможность подобного явления исключалась, так как прокламировалось единство интересов и утверждалось, что прямая демократия советского типа эффективно выражает интересы всего народа. Поэтому существование дополнительных механизмов представительства интересов, как и их исследование было невозможно. В результате, до сих пор среди политологов отсутствует единое понимание термина «лоббизм», что препятствует системному анализу проблемы на основе общей исходной базы. Отчасти расхождение в трактовках лоббизма объясняется тем, что научный процесс не стоит на месте и часто происходит изменение содержания научных категорий, а иногда и отмирание термина, замена его более подходящим. Категория «лоббизм» претерпела эволюционные изменения и в итоге оказалась скорее публицистическим понятием, чем научным. Эволюция термина происходила как в зарубежной, так и в отечественной политологии, но в совершенно различных направлениях. Пик популярности термина «лобби» в англоязычной литературе приходится на 50-60-е годы XX в. Однако он имел уже несколько иное значение, чем столетие назад, когда лоббизм впервые приобрел политическое звучание и обозначал покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. В середине XX в. лоббизм в понимании западных ученых охватывал намного большее пространство, чем только давление на парламент. Под лоббизмом часто понимался весь процесс взаимодействия государства и гражданского общества. Одно из наиболее удачных определений в те годы сумел дать английский политолог С. Файнер, который обозначил лоббизм как «любую деятельность организаций, влияющую на органы государственной власти в целях содействия собственным интересам, причем эти организации, в противоположность партиям, не готовы сами принять непосредственную власть в стране» (Finer, 1958, 12). Можно спорить о точности данного определения, так как, действительно, навряд ли лоббизмом является «любая» деятельность. Как в таком случае относиться к деятельности, не направленной на получение политического эффекта, но тем не менее вызывающей его? Например, мы не рассматриваем манипуляцию на финансовой бирже как лоббист-скую деятельность, хотя она может существенно повлиять на политическую ситуацию. Однако в целом подход Файнера задал верное направление в понимании лоббизма. В этом русле складывались и более поздние определения, с тем лишь уточнением, что организации, влияющие на органы власти, также получили свое обозначение. Согласно немецкому словарю «Дуден» они называются лобби (lobby— англ.}, а соответственно процесс влияния был назван лоббизмом (lobbying — англ). Последующее распространение в западной политической науке теорий плюрализма, а затем и неокорпоративизма исключило неоправданно частое использование термина «лоббизм» политологами. К сегодняшнему дню лоббизм уже не так часто выступает в зарубежной политологии как специальная тема исследования, а является частью более широкого научного интереса, посвященного группам интересов и проблемам представительства интересов. Российская политология первоначально восприняла лоббизм преимущественно как идеологическое понятие, когда он характеризовался как система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в интересах этих компаний. И лишь в начале 90-х годов, когда это явление начало активно проявляться в РФ и данной теме стало уделяться достойное внимание, появились первые, более точные, определения лоббизма. Хотя в законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти» лоббизмом считается «деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации», все же политологи предпочитают использовать более широкий подход. Большое значение для них имеет не только факт деятельности, отраженный в этом скорее юридическом, чем политологическом определении, но и ее специфика, взаимосвязь с политическими институтами. Различные авторы так характеризуют лоббизм:
Мы все же считаем, что исследовать лоббизм необходимо во взаимосвязи с существующими системами представительства интересов: партийно-парламентской (электоральной) и функциональной. Что включает в себя понятие «политическое представительство»? Понятие «представлять» в самом общем смысле означает выражать и отстаивать интересы определенного лица или группы. Это возможно при делегировании полномочий, которое, по мнению юристов, предполагает связь между доверителем и представителем, зависимость представителя от своего доверителя и осуществление контроля за исполнением полномочий. Но в политике так происходит не всегда. Известный французский социолог Пьер Бурдье обращает внимание на интересный феномен: при политическом представительстве получа- ется, что доверенное лицо обретает власть над передавшим ему полномочия, и полномочия гораздо большие, чем те, которые имеет и может делегировать рядовой избиратель своему представителю — парламентарию, депутату, президенту и т.д. Кроме того, представитель независим от своего доверителя, который предоставляет ему свободу действий в плане принятия политических решений, так как не может заранее знать, какие решения ему придется принимать и какие вопросы решать. Когда акт делегирования осуществляется одним лицом в пользу другого, то все очевидно. Но когда одно лицо получает полномочия от множества лиц, оно оказывается, как отмечает Пьер Бурдье, «облеченным полномочиями, трансцендентными по отношению к каждому из своих доверителей» (Бурдье, 1993, 233). Группы в обществе не могут существовать иначе, как делегируя свои полномочия какому-либо одному лицу, способному действовать как политическое лицо, как представитель группы. Индивиды могут конституироваться в группу, т. е. в силу, способную заявить о себе, высказаться и быть услышанными, только отказавшись от своих прав в пользу того или иного представителя. Представитель группы, получая возможность действовать от ее имени, становится как бы воплощением этой группы, олицетворяя ее собой (Бурдье, 1993, 233-242). В демократических государствах сосуществуют два основных типа представительства интересов в политике: 1) система электорального представительства, когда каждый гражданин представляет свои интересы в индивидуальном порядке через участие в выборах и 2) система функционального представительства, не опосредованного выборами, когда частные интересы агрегируются в групповые и используют прямые связи с органами власти. Принципиальное отличие системы функционального представительства от системы электорального заключается также в опоре на различные типы интересов. В ходе выборов политические партии и кандидаты в депутаты апеллируют к общим интересам населения, пытаясь заручиться поддержкой как можно большего количества избирателей, поэтому партийно-парламентское (электоральное) представительство призвано отражать общественные, национальные интересы, интересы социальных групп, в то время как система функционального представительства ориентируется на представительство прежде всего корпоративных, партикулярных интересов. Сходство этих систем представительства интересов в том, что они выполняют в целом единую функцию, и, если не учитывать разницу представляемых ими интересов, их можно считать частями одного целого (широко понимаемого представительства интересов). Однако электоральное представительство осуществляется только через официальные институционализированные каналы (парламент), а функциональное представительство - это сочетание институционализи-рованных форм, таких как трехсторонние комиссии, консультативные органы, и неинституционализированных, осуществляемых вне официальных структур, в том числе лоббизм. Лоббизм является одним из институтов политического представительства интересов. В то же время методы лоббизма используются не только в системе представительства функциональных интересов, но и во многих других сферах политико-общественной жизни. Существует еще ряд особенностей, которые не позволяют говорить о лоббизме и системе функционального представительства как тождественных понятиях.
-----250----- Таким образом, лоббизм — это система неформализованного представительства интересов в политических решениях. Подобное субстанционально-функциональное понимание позволяет концентрироваться не только на процессе воздействия, его формах и методах, но и на элементах системы, ее функциях, субъектно-объектных отношениях. В технологически узком понимании лоббизм трактуется обычно как воздействие групп и представляющих их организаций на органы государственной власти с целью принятия или отклонения решений, затрагивающих интересы этих групп. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |