Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внеинституциональное государственное управление конфликтами




Проблема регулирования государством внеинституциональных конфликтов возникает в силу того, что «противоречия, лежащие в их основе, не описываются существующими нормами, либо в ходе самого конфликта стороны или одна из них стремятся изменить нормы, обяза­тельства, имеющееся положение дел и т.п. Иными словами, конфликт возникает относительно правил и норм...» (Лебедева, 37). Характерным примером внеинституциональных форм разрешения и предупреждения конфликтов в рамках государственного управления является введение некоторых норм социального обеспечения Ф. Рузвельтом в результате негативного взаимодействия наемных работников и капиталистов в США и Блюмом во Франции в середине 30-х годов. Ф. Рузвельт так описывает данную ситуацию: «Вообразите на мгновение, что братец Гувер остался бы президентом до апреля 1936 года, продолжая свою политику четырех предшествующих лет, не сделал бы никаких шагов в направлении социального обеспечения или помощи фермерам, или лик­видации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсий по старости. Если бы это случилось, в апреле нынешнего года положение в нашей стране весьма напоминало бы обстановку, которую нашел Блюм, придя к власти. Французы двадцать пять или тридцать лет ничего не делали в области социального законодательства. Блюм взялся за него, ибо получил всеобщую забастовку уже в первую неделю пребывания у власти. Забастовщики потребовали 48-часовой рабочей недели... Блюм провел закон, сокращавший рабочий день. Они потребовали оплачивае­мого выходного дня в неделю, затем они потребовали немедленно соз­дать комиссию для подготовки плана обеспечения пенсиями престаре­лых. Блюм сделал все это, но разве это не было слишком поздно» (Яков­лев, 157-158). Подобный пример показывает, что государство должно обладать некоторой степенью готовности управлять конфликтом внеин-ституционально, изменением существующих норм, а тем самым созда­нием необходимой совокупности институтов, обеспечивающих функ­ционирование данной нормы. Внеинституциональные конфликты — продукт негативного взаимодействия в обществе, на которое государст­во не готово оказывать эффективное воздействие. В подобных конфлик­тах оно может выступить в роли посредника или в роли источника раз­решения конфликта. Какую позицию в той или иной конфликтной си­туации займет государство, зависит как от самого государства, так и от тех социальных сил, которые определяют существо негативного взаимо­действия.

В современном обществе базовым противоречием является проти­воречие между трудом и капиталом. Это противоречие порождает нега­тивное взаимодействие индивидов и требует от государства постоянного вмешательства в его разрешение. Основной конфликт, разворачиваю­щийся в отношениях между наемным трудом и капиталом, между наем­ным трудом и государством, в меньшей степени, чем прежде, но сохра­няет свои внеинституциональные формы. Подобные конфликты, как и все внеинституциональные конфликты, разрешаются посредством пере­говоров. Негативное взаимодействие, в котором принимают участие не две, а три силы, одной из которых является государство, носят тройст­венный характер и получили название трипартизма. Объектом перего­воров, как показывает практика негативного взаимодействия, является в основном положение представителей наемного труда, их условия жизни и потребности. Представители наемного труда выступают социальным источником негативного взаимодействия, ибо их собственный интерес с течением времени предполагает изменение норм взаимодействия. В ос­нове этого процесса лежат потребности представителей наемного труда, которые сами являются отражением измененных условий жизни и сте­пени их эксплуатации. В субъективном плане степень эксплуатации вы­ражается степенью неудовлетворенности представителей наемного тру­да. Неудовлетворенных условиями жизни в развитых европейских стра­нах насчитывается сегодня от 15 до 40 и более процентов опрашивае­мых в ходе социологических исследований. А негативизм взаимодейст­вия индивидов преуспевающих в экономическом и социальном плане стран базируется на субъективном состоянии, на внутреннем противоре­чии, которое возникает из неудовлетворенной потребности. Гегель пи­сал: «Удовлетворение восстанавливает мир между субъектом и объек­том, так как объективное, стоящее по ту сторону, пока продолжает су­ществовать противоречие (т.е. пока чувствуется потребность), снимает­ся в этой его однородности благодаря его соединению с субъектом» (Ге­гель, 314-315). Поэтому чем в большей степени представлено удовле­творение потребностей, тем в большей степени ощущается полнота жизни, тем в меньшей степени вероятность негативного взаимодействия в обществе, тем в большей степени общество выражает существо инди­видуальной жизни.

Внеинституциональные конфликты есть порождение самого государства как основного института, разрешающего конфликты. Современное государство, как это не странно звучит, порождает конфликт, осу­ществляя универсальное воздействие в процессе управления конфлик­том. А порожденный новый конфликт требует от государства же созда­ния таких норм, которые позволили бы направить его в институцио­нальные формы разрешения.

И. Шмидт (Smidt, 101) показал, как разрешение конфликта через его институализацию соответственно в политической, социальной и эконо­мической сферах влечет за собой порождение как институциональных, так и внеинституциональных конфликтов.

Разрешение конфликта Производство конфликта


1. Политическое измерение

  • создается новый частичный конфликт (новый социальный вопрос, новый забастовочный протест)
  • повышение безответственности в конку­рентной борьбе (брать важнее, чем давать)
  • подрыв стабильности традиционных гражданских добродетелей
  • застывшая политика, неуправляемость
  • обеспечение лояльности граждан
  • организация (достижение) классового компромисса
  • сглаживание конфликта интересов
  • уменьшение потерь частного хозяйства (экономики) от конфликтов (маленькие забастовочные волны)
  • снижение потерь от экономических кризисов

2. Социальное измерение

  • •продолжающаяся власть старого и нового неравенства
  • •подрыв собственной инициативы и инди­видуальной свободы и ответственности
  • •дестабилизация классовой структуры (расшатывание традиционных связей)
  • •колонизация жизненного мира
  • •улучшенная защита против рисков бедно­сти
  • •всеохватывающая государственная забота об условиях существования людей
  • •поддержка угасающих тенденций
  • •упреждение депривации и оппозиции
  • •снижение специфических последствий неравенства

3. Экономическое измерение

  • •недейственность открытой социальной политики
  • •увеличение расходов предпринимателей по поддержанию рабочих мест
  • •переход в теневую экономику
  • •перегрузка государственного бюджета
  • •поддержание антициклических усилителей спроса
  • •социальный мир производительных сил
  • •обеспечение воспроизводства и восстанов­ления рабочей силы
  • •стимулирование технологической модер­низации (обеспечение способности приспо­собляемости экономики)
  • •страны с сильным социальным государством с минимумом кризисов лучше, чем искажение или замораживание (блокирование) приспособляемости экономики страны со слабым социальным государством
  • •угроза перегрузки производительной силы и рабочей морали представителей наемного труда

Внеинституциональные формы разрешения конфликта, мы уже го­ворили, зависят от способности и готовности государства разрешать их. Однако необходимо говорить и о готовности субъектов отношений, по­мимо государства, для достижения своих целей осуществлять негатив­ное взаимодействие. Так, согласно социологическим исследованиям, проведенным ИСПИ совместно с социологами г. Уфы в апреле 1997 г. по теме «Социальное и национальное самочувствие населения Уфы», готовы идти на баррикады в прямом смысле этого слова 7,8% опрошен­ных, принимали участие в митингах 4,6% (а могли бы принять участие 32,8%), участвовали в забастовках 2,6% (а могли бы принять участие 29,9% опрошенных), принимали участие в насильственных действиях по отношению к представителям других политических сил, властей 0,2% (а могли бы это сделать 8,2%) (Иванов, 287-293). Абстрактный характер политических норм позволяет государству доводить разрешение конфликта до пределов тех задач, которые вытекают из текущего характера негативного взаимодействия. Это возможно при условии наличия у государства такой социальной идеи, которая позволяет ему убедить индивидов в том, что полное и окончательное решение конф­ликта будет иметь место в «светлом будущем». Поэтому государство, для того чтобы конфликтогенный характер взаимодействия не проявлял себя в крупных масштабах, обеспокоено также нормами идеологического характера. Они выражены в некоторых приоритетах политики государства, в его идеологии. Данные нормы, как никакие другие, оказывают влияние на способность государства институциализи-ровать конфликт.

-----199-----

ЛИТЕРАТУРА

  • Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  • Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. М., 1999.
  • Вилкас Э.Й., Майминас Е.З. Решения: теория, информация, моделирование. М., 1981.
  • Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство.
  • Маркс К,, Энгельс Ф, Избранные произведения. Т.2
  • Иноземцев В.Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла / Даниел Б. Грядущее по­стиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М, 1999.
  • Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, тех­нологии.
  • Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт: человек и политик. Новое прочтение. М., 1981.
  • Гегель. Наука логики // Гегель. Соч. Т. 1. М., 1929.
  • Иванов Q.H. Россия: обретение будущего (размышления социолога). Изд 3-е доп М., 1998.
  • SmidtJ. Wohlahrtsstaath im Vergleich. Opladen, 1996.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Конфликт, социальный конфликт, экономический конфликт, институциональная форма регулирования конфликта, внеинституциональная форма регулирования конфлик­та, разрешение конфликта, государственное управление конфликтом, институциализация конфликта, производство конфликта.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Что такое «конфликт»?
  • 2. Какие виды конфликтов вы знаете?
  • 3. Назовите способы производства конфликта?
  • 4. Какие существуют способы разрешения конфликта?
  • 5. Что такое государственное управление конфликтом?
    -----200-----


Глава 8. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ

Понятие планирования

Планирование— прежде всего мыслительный процесс. Планиро­вать значит предполагать, рассчитывать (С. И. Ожегов). Каждый чело­век решает, планировать ему свои действия, свою жизнь или нет. Равно и общество вправе решать этот вопрос. Цивилизованные страны решают его в пользу планирования.

Как мыслительный процесс планирование есть свойство жизнедея­тельности человека, социума. Ф. Энгельс писал; «Чем более люди отда­ляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных заранее известных целей». И далее: «Плани­рующая работу голова уже на очень ранней стадии развития общества (например, уже в простой семье) имела возможность заставить не свои, а чужие руки выполнять намеченную работу» (Маркс, Энгельс, 494, 493).

Планирование не только мыслительный, но и социальный процесс. Оно организовывается в контексте человеческих взаимодействий, свя­зей, взаимоотношений в социополитической среде (Саати, Керне). Пла­нирование как социальный процесс есть нечто большее, чем составле­ние плана. В нем задействованы общественные силы, которые опирают­ся на политический процесс: на достижение соглашений, консенсуса и на иные формы разрешения конфликта (Бенвенисте). Планирование без­условно связано с экономическими отношениями, поскольку в него включены субъекты хозяйственной и общественной жизни, различаю­щиеся своими экономическими интересами. Таким образом, планирова­ние— сложный социально-экономический и организационно-полити­ческий процесс. Поэтому его нельзя определить одной дефиницией, В отечественной литературе советского периода планирование рассматри­валось как форма реализации планомерности, как совокупность процес­сов, осуществляющих организационно-экономическую функцию социа-
-----201-----

лиетического государства. Известный советский экономист И.М. Сы-роежин определял планирование как процесс принятия решений, охва­тывающий все общественное хозяйство. Для реализации этого процесса необходима система органов планомерного руководства хозяйством, мис­сия которых состоит в предоставлении плановых заданий, которые интер­претируются в юридическом смысле как закон, ограничивающий свободу выбора всех элементов структуры. Ограничения накладываются на все взаимодействия и тем самым удовлетворяют общественную потребность в выборе согласованной траектории движения общественного хозяйства. Планирование представляет собой систему связей всех звеньев, опреде­ленный комплекс отношений, который в процессе ведения общественного хозяйства разрешает противоречие между единством потребностей и ра­зобщенностью средств их удовлетворения путем создания и эксплуатации обособленной информационной структуры и специфических сообщений в ней (Сыроежин, 89).

Такая трактовка планирования характеризует его как вид управлен­ческой деятельности директивного типа. Она созвучна определению директивного планирования, которое было дано Х.Д. Дикинсоном в 1938 г. Согласно Дикинсону, планирование состоит в «принятии основ­ных экономических решений относительно того, что и в каком количе­стве следует произвести и как распределить произведенное; причем эти решения принимаются органами власти на основе всестороннего анали­за экономической системы как единого целого» (цит. по: Йохансен, 55).

По мысли К. Ландауэра, теоретика индикативного планирования, планирование — это сознательная координирующая деятельность по регулированию обществом процессов функционирования индивидуаль­ных агентов для принятия решений в общих интересах. Определение К. Ландауэра позволяет сделать вывод, что планирование связано с по­становкой и обоснованием целей, оно представляет собой координи­рующую деятельность по определению направлений для достижения целей, выбору оптимального направления с точки зрения принятых кри­териев и возможностей разрешения возникающих противоречий.

Венгерский экономист Я. Корнай определяет планирование как процесс познания и компромисса. Планирование — инструмент позна­ния. Основные его задачи связаны со сбором и анализом информации для последующего предвидения будущего. Поскольку в социально-экономической системе различные виды деятельности взаимосвязаны, постольку планирование представляет собой путь к пониманию этих взаимосвязей и к согласованию конфликтных интересов. Ввиду этого
-----202-----

планирование — сложная социальная деятельность, сочетающая в себе научные основы и искусство, искусство согласования желаемого и воз­можного. В плановой деятельности важны не только ум, знания, но и интуиция, смекалка, быстрая реакция на изменяющиеся условия.

В соответствии с определением Л. Йохансена, планирование есть организованная деятельность для подготовки и согласования решений и мероприятий, которые будут реализовываться центром, для взаимодей­ствия низших звеньев системы управления между собой и с центром в интересах развития самой экономической системы, а также для дости­жения более широких внеэкономических целей (Йохансен, 63).

По мнению Б. Даллаго, «макроэкономическое планирование можно определить как сознательную деятельность государственного управле­ния, цель которой — привести по истечении определенного времени к желаемому состоянию национальную экономику в целом... К планиро­ванию относятся общественно-политический надзор над экономикой и контроль посредством различных политических учреждений (прави­тельство, парламент, политические партии); оценка состояния экономи­ки на конкретный момент времени и оценка "спонтанных" тенденций развития; проецирование на будущее желаемого экономического поло­жения, а также использование всех необходимых средств (инструкций, ресурсов, профессионального потенциала и др.), служащих осуществле­нию намеченных целей» (Даллаго, 106).

Р. Акофф, Т. Саати, К. Керне считают, что планирование связано с достижением желаемых результатов в будущем, которые маловероятны без вмешательства человека. Эта мысль подводит нас к пониманию гра­ниц планирования: ожидаемое будущее — желаемое будущее — необхо­димые действия.

Планирование является прагматической деятельностью, оно не толь­ко инструмент познания, но и средство, метод преобразования окружаю­щего нас мира. Оно заставляет помнить предостережение Конфуция: че­ловек может многое, пока не пожелает невозможного.

Планирование есть механизм увязки потребностей и возможностей. Макропланирование — механизм увязки общественных потребностей и ресурсов общества с учетом ограничений, накладываемых платежеспо­собным спросом и предложением. Макропланирование — такой меха­низм, который позволяет согласовывать интересы и цели различных субъектов хозяйствования и общественной жизни на основе рациональ­ного использования всех видов ресурсов. Таким образом, главными дос­тоинствами макропланирования являются: научное обоснование нацио-
-----203-----

нальных целей, направлений и механизмов их достижения, согласование действий субъектов хозяйствования и общественной жизни посредством разрешения противоречий в интересах и снятия, преодоления конфлик­тов, оптимальное использование общественных ресурсов (природных богатств, научно-технических возможностей, социального потенциала и финансов).'

Макропланирование содержит в себе не только достоинства, но и недостатки. Планирование как предвидение, моделирование будущего на основе нашего знания относительно. Оно по всем параметрам нико­гда не может совпасть с реальностью. Оно может лишь приближать нас к реальному будущему. Планирование не дискретный процесс; это по­стоянный процесс разработки плана, контроль за его выполнением, его корректировка в соответствии с новыми знаниями о будущем.

Конечным результатом планирования на определенный момент времени является план. По форме план — документ, который содержит текстовую часть и плановые таблицы, включающие в себя показатели на базовый период и плановые показатели с определенной разбивкой в за­висимости от срока разработки плана, а также мероприятия, обеспечи­вающие выполнение показателей плана. План по содержанию есть раз­вернутое выражение потребностей, интересов и целей и возможностей по их достижению.




Субъекты и объекты макропланирования

Субъекты макропланирования характеризуются основными дейст­вующими лицами и непосредственными участниками планового процес­са. Это прежде всего центральные и региональные органы власти и управления, органы планирования или социально-экономического раз­вития: центральные, отраслевые, территориальные, функциональные. Важными субъектами макропланирования выступают представители крупного бизнеса, ассоциации предпринимателей, ассоциации среднего и малого бизнеса, профсоюзы, руководители крупных государственных предприятий, финансисты, представители финансово-промышленных групп, ассоциации аграриев, крупные ученые, представители академии наук, научно-исследовательских институтов. В плановом процессе могут принимать активное участие представители влиятельных партий, обще­ственных движений, региональных групп взаимодействия и т.п.

Объектом макропланирования является народное хозяйство страны. Народное хозяйство— это система расширенного воспроизводства в
-----204-----

исторически определенных территориальных границах. Расширенное воспроизводство включает в себя воспроизводство производительных сил, поэтому объектом макропланирования выступают производитель­ные силы в их движении, т.е. размещение и развитие производительных сил. Расширенное воспроизводство включает в себя воспроизводство производственных отношений, поэтому объектом макро планирования являются производственные отношения.

Народное хозяйство имеет определённую организационную струк­туру, в которой можно выделить три аспекта: отраслевой, территори­альный и социальный. Имея в виду отраслевую структуру народного хозяйства, следует подчеркнуть, что объектом макропланирования вы­ступает не та или иная отрасль, а входные и выходные связи между от­раслями, планирование и регулирование потоков продукции в натураль­но-вещественной и стоимостной форме от одной отрасли к другой. Ис­ходя из территориальной структуры, следует отметить, что объектом макролланирования являются межрегиональные связи, определяющие направленность и динамику развития народного хозяйства в целом. В качестве объекта макропланирования социальная структура народного хозяйства представлена социальной структурой производства и соци­альной структурой общества. Социальная структура производства ха­рактеризуется соотношением социальных секторов: государственным, частным, общественным и смешанным. Непосредственным объектом макропланирования выступает государственный сектор, другие же сек­тора лишь в той или иной мере включаются в процесс государственного планирования. В современных условиях рождения так называемого вос­точноевропейского капитализма все четче проявляется тенденция к раз­мыванию границ частной и общественной собственности и появлению рекомбинированной собственности. Речь идет, по мнению Д. Старка, профессора Центра бихевиористских исследований (Стэнфорд, США) об организационных нововведениях, в процессе которых осуществляет­ся не замена существующих структур, а их рекомбинация, что позволяет эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям хозяйствования. Рекомбинированная собственность также может быть объектом макро­планирования. Социальная структура общества представлена следую­щими элементами: социально-демографической структурой, профессио­нально-квалификационной, национально-этнической, социально-клас­совой, поселенческой и др. Выступая объектами макропланирования, они накладывают определенные ограничения на процесс планирования. Макропланирование в этих областях не может быть жестко директив-ным. Оно может быть проблемно ориентированным и в определенной степени регулятивным.
-----205-----



Предмет планирования

Предметом макропланирования выступает совокупность социаль­ных и экономических процессов в их наиболее значимых свойствах. Речь идет о планировании пропорций и темпов социально-экономи­ческого развития.
Социальные процессы представляют собой процессы производства и воспроизводства человека и общества во взаимосвязи с условиями их существования. Экономические процессы характеризуются процессами производства и движения продуктов в их натурально-вещественной и стоимостной форме. Экономическое развитие означает упрочение, ус­ложнение, развертывание, переход в новое качественное состояние эко­номических связей, отношений, которые возникают и воспроизводятся в процессе производства и движения продуктов. Социальное развитие — это упрочение, усложнение, развертывание социальных связей и отно­шений, возникающих в процессе воспроизводства человека и общества.

Пропорции — соотношение экономических и социальных процес­сов, соотношение элементов экономических процессов, соотношение элементов социальных процессов, обеспечивающее качественную опре­деленность, целостность и жизнеспособность социальной системы, об­щества в целом.

Темпы— изменение экономических и социальных процессов во времени, скорость протекания социально-экономических процессов. Для того чтобы планирование пропорций и темпов социально-экономи­ческого развития было научно обоснованным, нужна теория, поскольку «нет ничего практичнее хорошей теории».

Предметом теории макропланирования являются закономерности формирования пропорций и темпов, масштабов и источников эффектив­ного социально-экономического развития страны.


Необходимость и возможность макропланирования

Планирование является научным достижением и социальным за­воеванием XX в. Впервые появившись в практике государственного управления в СССР, оно стало мировым достоянием и используется во всех цивилизованных странах. Существуют объективные факторы, обусловливающие необходимость планирования социально-экономического развития.-
-----206-----

Прежде всего следует указать, что человек — существо сознатель­ное. Поэтому его действия предопределены целеполаганием. Цель — это идеальное представление желаемого состояния. Целеполагание как мыслительный процесс выступает элементом планирования, характери­зующего будущее состояние объекта или процесса. Планирование, та­ким образом, выполняет аналитико-прогностическую функцию, обеспе­чивая обоснование цели.

Целеполагание включает в себя не только постановку цели, но и обоснование путей и средств ее достижения. Поскольку объективно су­ществует множество способов достижения той или иной цели и среди этого множества есть наилучший, оптимальный, постольку объективно необходимо планирование как инструмент, обеспечивающий обоснова­ние, оценку и выбор оптимального, т.е. наиболее рационального с точки зрения обозначенных критериев пути достижения цели. При этом пла­нирование обеспечивает согласование, координацию действий для дос­тижения результатов на основе рационального использования средств. Поэтому планирование используется как инструмент повышения эффек­тивности.
Человек— существо не только сознательное, но и общественное. Поэтому Целеполагание — неотъемлемый атрибут функционирования и развития общества. Одной из важнейших закономерностей функциони­рования и развития общества является воспроизводство и упрочение социальных связей, обеспечивающие устойчивость и жизнеспособность социального организма. Поэтому Целеполагание общественного разви­тия опирается на общее в потребностях и интересах субъектов общест­венной жизни. Но поскольку жизнь людей многогранна и противоречи­ва, планирование, принимая форму социально организованного процес­са, выполняет функцию согласования интересов и целей людей, соци­альных групп, классов.

Человек не только сознательное, общественное, но и деятельное существо. Преобразуя окружающий его мир, он изменяет, развивает себя и общество сообразно своим потребностям, интересам и целям. Планирование при этом выступает инструментом, обеспечивающим со­гласование, увязку потребностей, интересов, целей с возможностями, стимулируя, заинтересовывая участников общественного процесса в достижении поставленных целей.
-----207-----

Указанные объективные факторы, обусловливающие необходи­мость планирования социально-экономического развития, мы называем основополагающими, или первичными. Вместе с тем существуют фак­торы, которые мы называем вторичными. Социально-экономические процессы протекают согласно объективным закономерностям, форми­рующим определенные пропорции, которые характеризуют цикличность и динамику этих процессов. Человек, преобразуя окружающую действи­тельность, «вмешивается» в процессы ее развития и тем самым наруша­ет предопределенные природой пропорции и темпы. А изменив одни, он обязан предусмотреть изменения других. Средством обеспечения созна­тельного формирования пропорций и динамики общественных процес­сов является планирование. Однако поскольку планирование имеет не только достоинства, но и недостатки и возможны серьезные ошибки в целенаправленном воздействии на ход общественного развития, не луч­ше ли обойтись без планирования и уповать на объективные законы, которые управляют социально-экономическими процессами? Ведь в конечном счете закономерности развития природы и общества имеют следствием сбалансированность и пропорциональность, определяющие, в свою очередь, динамику. Дело в том, что эта пропорциональность дос­тигается порой очень медленно, через цикличность и диспропорции. Человек как сознательный и деятельный субъект не хочет, а порой и не может ждать. Поэтому он вмешивается в ход общественного развития, используя такой инструмент, как планирование.

Планирование социально-экономических процессов по мере своего становления и развития приобретает характер закономерной социальной деятельности человека и общества. Первоначально в своих простейших формах как единичное явление оно появилось в обществе по мере ус­ложнения его как социального организма в условиях становления и раз­вития общественного разделения труда. Сферами его проявления были градостроительство, военное дело, общественное реформаторство.
Что же касается общественного производства, то до определенного времени оно регулировалось законами функционирования и развития рынка. Однако вследствие разделения труда в общественном производ­стве на основе усиления процессов его дифференциации и интеграции появилась объективная необходимость согласования действий его уча­стников. Усложнение хозяйственных связей, развитие производитель­ных сил требовало планомерного согласования действий субъектов хо­зяйственной и общественной жизни, поскольку рынок как стихийный регулятор социально-экономических связей уже не справлялся с данной
-----208-----

функцией, что приводило к кризисам перепроизводства, острым социальным проблемам, политическим конфликтам. При этом качественные изменения происходили в производственных отношениях, прежде всего в отношениях собственности. Эти изменения есть не что иное, как процесе обобществления отношений частной собственности. Можно выделить по крайней мере два направления обобществления отношений частной собственной: генетическое и телеологическое.
Генетическое направление связано с постепенной трансформацией отношений частной собственности в силу технико-технологических и организационно-экономических изменений в общественном производстве. Вместе с концентрацией и централизацией капитала и формированием мощных финансово-промышленных групп сохранялась мелкая и средняя частная собственность посредством организации малого и сред­него бизнеса, происходила диффузия крупной частной собственности
вследствие акционирования. Количество собственников возрастало, усиливалась их консолидация, формировались союзы, ассоциации, ус­ложнялись связи между ними. В этих условиях важнейшей задачей кор­пораций было сохранение, поддержание стабильности в ее взаимоотно­шениях с социально-экономической средой.

Основным инструментом решения этой задачи становится долго­срочный контракт. Формируется гигантская сеть контрактов, обслужи­вающая функционирование системы корпораций с их техноструктурами. Систему корпораций с их техноструктурами, охваченную контрактной сетью, Дж.Гэлбрейт назвал «планирующей системой» в отличие от «ры­ночной системы» мелких и средних предприятий, функционирующих по неоклассическим законам (Волконский, Пирогов, 121). Регулирование этих связей, согласование интересов было невозможно посредством ры­ночных механизмов. Нужны были сознательные действия, политическая воля, заинтересованность в достижении консенсуса.

Капитализм индустриально развитых стран существенно изменился вследствие усиления роли государства как гаранта социальных прав и свобод граждан. Однако главный фактор повышения экономической эффективности общественного производства, преодоления его непред­сказуемости — «это все-таки не роль государства, а именно многообра­зие устойчивых структурных преобразований. Благодаря им удалось в значительной степени ввести в безопасные рамки циклические кризи­сы... прямое следствие неуправляемости и несогласованности действий независимых фирм. Основные способы упорядочения экономической ситуации — договоры о ценах и квотах на производство между реаль-
-----209-----

ными конкурентами и объединение компаний единой иерархией адми­нистративного управления» (там же, 122), Администрация является тем социальным аппаратом решения общественных проблем, которому все члены общества по тем или иным причинам подчиняются (там же, 118).
Японский экономист К. Иман констатирует, что традиционная ие­рархическая структура финансово-промышленных групп ныне все чаще заменяется многополюсной сетевой структурой. Общую дисциплину и эффективность производства поддерживает не жесткий единый центр управления, а коллективный координирующий орган крупнейших уча­стников.

Рыночный процесс из «броуновского» движения, характерного для частиц газа, превращается в подобие колебания частиц в кристалличе­ских структурах. Образуется многоярусная, многоэтажная система, кар­кас которой— транснациональные корпорации и финансово-промыш­ленные группы отечественного капитала, как правило, успешно сотруд­ничающие с государственным аппаратом.

Телеологическое направление связано с целенаправленным форми­рованием государственного и общественного секторов для удовлетворе­ния возрастающих общественных потребностей. Формирование госсек­тора осуществлялось посредством национализации или выкупа частных компаний, деятельность которых была направлена на производство об­щественных благ для совместного их использования (почта, телеграф, железные дороги и т.п. и т.д.). Таким образом осуществлялся процесс обобществления частной собственной и формирование отношений об­щественной (в форме государственной) собственности на средства про­изводства. Однако этим не исчерпывается процесс становления отноше­ний общественной собственности. Диалектическое отрицание отноше­ний частной собственности происходит в процессе обобществления от­ношений распределения и потребления. Эти процессы осуществляются посредством активизации функций государства, перераспределяющего общественный продукт, национальный доход, формирующего общест­венные фонды потребления, осуществляющего выплаты трансфертов для помощи нуждающимся слоям населения. Эти процессы не могут регулироваться рынком.
Таким образом, можно предположить, что рынок как основной ре­гулятор хозяйственных, социально-экономических связей начинает до­полняться, а впоследствии в некоторых сферах общественной жизни и заменяться другим регулятором— макропланированием социально-
-----210-----

экономических процессов. При этом в условиях смешанной экономики рыночный механизм регулирования сосуществует с плановым, т.е. с планированием как социальным процессом, обеспечивающим увязку общественных потребностей и возможностей с учетом различий в инте­ресах субъектов хозяйственной и общественной жизни. Анализу объек­тивных причин, обусловливающих превращение планирования в инст­румент экономической политики в странах с частной собственностью, особое внимание уделяет Л. Йохансен. Необходимость макропланиро­вания выводится им прежде всего из того, что механизм свободного рынка оказывается уже неудовлетворительным с точки зрения обеспе­чения макроустойчивости, поскольку он не только приводит к цикличе­ским колебаниям, вследствие чего обостряется проблема безработицы, но и способен ввести экономику в состояние равновесия на более низ­ком уровне производства и занятости при отсутствии внутренних тен­денций для восстановления положения. Это позволяет полагать, что свободный рынок исчерпал свои позитивные возможности и становится тормозом развития экономики и общества в целом, усиливая экономи­ческие и социальные диспропорции. Необходимость макропланирова­ния вызвана также тем, что пр мере роста уровня доходов увеличивается доля коллективного, или общественного, потребления в совокупном потреблении. В связи с этим Л. Йохансен пишет: «Поскольку коллек­тивное потребление товаров и услуг регулируется не обычным рыноч­ным механизмом, а правительственными организациями, постольку воз­растает совокупная доля ресурсов страны, распределяемых правительст­вом с помощью внерыночных механизмов» (Йохансен, 35).

Необходимость макропланирования усиливается ввиду возрастания масштабов косвенных последствий производства и потребления. Наибо­лее очевидный пример тому — загрязнение окружающей среды. Необ­ходимо плановое государственное регулирование, чтобы ограничить нежелательные воздействия общественного производства на природу.
Усиливается степень интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, появляются более сложные формы их взаимоза­висимости. В условиях удлиняющейся цепочки взаимосвязей и жесткой технологической зависимости друг от друга рыночным силам требуется слишком много времени для того, чтобы обеспечить необходимую пере­стройку. Кроме того, действия рыночных механизмов в такой ситуации могут привести к большим потерям. Поэтому возникает необходимость сознательного планирования.
-----211-----

Усилению необходимости планирования способствует возрастание масштабов инвестиций, что требует проведения исследований оценок последствий их осуществления для функционирования предприятий, охраны природы, рынка труда, жилищного строительства, сферы услуг, здравоохранения.
Все более актуальной становится проблема долгосрочного разви­тия. Этому способствуют такие факторы, как соревнование между стра­нами, проблемы развивающихся стран, возможности истощения невос­производимых природных ресурсов, постепенное разрушение окру­жающей среды. Опыт свидетельствует о том, что «удовлетворительное решение перечисленных проблем с помощью нерегулируемого рыноч­ного механизма невозможно» (там же, 36-37).

Возрастает консолидация групп людей и классов, а также частных компаний в соответствии с социальными и экономическими интересами. Они выдвигают требования, автономное выполнение которых механизм свободного рынка не обеспечивает. Поэтому усиливается давление в пользу государственного вмешательства. Тенденция к объединению имеет такие последствия, как нарушение сложившегося равновесия. По­этому появление одного объединения неминуемо ведет за собой появле­ние последующих объединений, что усиливает тенденцию к планиро­ванию.
Кроме вышеназванного, возникают особые ситуации, например нефтяной кризис 1973-1974 гг. Однако, по утверждению Г. Мюрдаля, подобные причины могут главным образом ускорить процесс планиро­вания, который так или иначе уже начался (цит. по: Йохансен, 37).

Заключая рассмотрение вопроса об объективных причинах, обу­словливающих необходимость макропланирования, Л. Йохансен сам приходит к выводу, что анализируемые факторы могут быть подведены под общее положение марксистской теории развития общественного производства (там же, 38). Усиление процессов его обобществления на основе дифференциации и интеграции в соответствии с закономерно­стью социального прогресса означает диалектическое отрицание его как товарного не только по форме, но и по сути. Именно поэтому рынок как основной регулятор общественного производства постепенно уступает место макропланированию социально-экономических процессов.
Особенно необходимо макропланирование социально-экономи­ческого развития в условиях модернизации хозяйственной и обществен­ной жизни. Обратимся к аргументам Б.Даллаго, профессора кафедры экономики Трентонского университета (Италия), который провел специ-
-----212-----

альное исследование на тему: «Есть ли будущее у макропланирования в Восточной Европе?» Тем более что его аргументы совпадают с нашими представлениями о необходимости и возможности макропланирования в условиях модернизации. Так, Даллаго считает, что «в экономических системах бывших стран советской модели, где предстоит развернуть полноценный рынок, сохраняется тем не менее необходимость в макро-планировании: только оно в состоянии определить направления и мас­штабы преобразования экономической системы» (Даллаго, 105}.

Однако используя планирование как инструмент реформирования восточной экономики, необходимо, по мнению автора, четко представ­лять себе как его плюсы, так и минусы. К достоинствам макроэкономи­ческого планирования Даллаго относит то, что его можно принять в ка­честве «общественного механизма калькуляции», не требующего (по идее) поправок типа ex pos, рынок же как механизм реализации принци­пов хозяйственного расчета с этой точки зрения уязвим: он способен решить проблему хозрасчета лишь в рамках частного предприниматель­ства. Поэтому возникает необходимость корректировать деятельность рынка посредством налогов, субсидий.

Преимуществом планирования Даллаго считает способность к сбо­ру, обработке, сопоставлению и распространению информации, к выяв­лению картины на макроуровне исследуемой экономики. Достоинством планирования можно считать также и то, что оно способствует коорди­нации работы хозяйствующих субъектов и кооперации их деятельности с органами государственного управления, создает условия для рацио­нального и эффективного использования государственных ресурсов, а также для согласования различных государственных воздействий на экономику, формирует предпосылки долгосрочного предвидения и ре­гулирования хозяйственных процессов, что способно дать дополнитель­ную мотивацию и стимулы для хозяйственных единиц, представляющих различные формы собственности.
Противники макропланирования, подвергая его критике, указыва­ют, что самое вредное его следствие — подавление конкуренции между участниками хозяйствования, и эта черта отрицательно влияет на поток информации и эффективность производства. Однако они, по мнению Даллаго, упускают из виду то, что конкуренция при определенных усло­виях приносит и вред, особенно в условиях олигопольной структуры рынка, когда, например, отдельные формы конкуренции направлены на осуществление контроля над рынком. Конкуренция может препятство­вать более полному использованию экономического потенциала хозяй-
-----213-----

ственных субъектов. Даллаго отмечает, что «конкуренция во многих случаях менее эффективна, чем сотрудничество, и тогда весьма резуль­тативным может оказаться регулирование рынка, в том числе посредст­вом планирования» (там же, 110).

Другой аргумент, выдвигаемый против макропланирования, заклю­чается в следующем: оно не способно управлять процессами инновации и эффективно заменять предпринимателя. Признавая, что инновации действительно не поддаются планированию и что предприниматель в этом отношении незаменим, Даллаго указывает на полезность планиро­вания при формировании благоприятной экономической среды. И в ближайшем будущем в регионах Восточной Европы именно планирова­ние сможет сослужить наилучшую службу тем, что создаст общие усло­вия для всех субъектов экономической деятельности. «Это особенно важно с точки зрения долгосрочных капиталовложений, хотя может дать положительный результат и для краткосрочных инновационных процес­сов» (там же, 110).

Достоинством макропланирования является также то, что оно в со­стоянии противодействовать неизбежному процессу ущемления прав собственности, но только в том случае, если правительство не проявляет никакого произвола тем, что создает для участников хозяйственного процесса гармоничную и предсказуемую среду. Планирование способно также стать эффективным средством ужесточения бюджетных ограни­чений для хозяйствующих субъектов; публичное объявление о твердой государственной политике (например, кредитной) должно сориентиро­вать ожидания участников хозяйствования.

Макропланирование в состоянии проявить свои позитивные воз­действия посредством реализации социальных предпочтений, тем са­мым оно может, считает Даллаго, обеспечить более сбалансированную перспективу для участников хозяйственного процесса и членов общест­ва. «Для этого нужно, чтобы больший акцент был сделан на интересы тех слоев общества, которые в экономическом смысле попали в менее выгодные условия и чтобы планирование ограничивало экономическую и политическую силу монополий и олигополии» (там же, 111). Плани­рование позволяет укрепить положение этих слоев посредством сниже­ния безработицы, ослабления экономического и социального неравенст­ва, а тем самым обеспечивает стабилизацию положения в обществе. Стабильная же политическая ситуация создает условия для реализации принципов свободы и демократии.

Между тем именно в макропланировании в наиболее острой форме проявляется проблема столкновения интересов (как между различными центральными органами, так и между центром и хозяйствующими еди­ницами). Отсюда и такие негативные следствия, как искажение инфор­мации, бюрократизация самого процесса планирования, замедление процесса информирования. Данная проблема проявляется также в сле­дующем: план, как правило, дает приоритет какому-нибудь сектору эко­номики или виду деятельности, вследствие чего занятые там сразу чув­ствуют, что их работа важна для государства. Поскольку же участники общественного производства стараются избежать риска, они используют свое привилегированное положение для получения и таких преиму­ществ, которые планом не предусмотрены (там же, 109).

На наш взгляд, в целом достоинства и недостатки планирования можно представить как социальные антиномии. При определенных усло­виях достоинства могут превращаться в недостатки, и наоборот. Ведь пла­нирование — это инструмент управления, созданный разумом человека, и от того, в чьих руках этот инструмент находится, с какой целью и в чьих интересах используется, зависят социально-экономические результаты. Мы согласны с тезисом о том, что планирование, как и управление, явля­ется не только наукой, но и искусством. Именно от искусства плановиков, от их интуиции, от умения предвидеть противоречия в интересах зависит, будут доминировать достоинства макропланирования или недостатки. Определяющим фактором, однако, при этом является характер планиро­вания: на какую научную базу последовательно опирается, в каких инсти­туциональных формах осуществляется, в какой мере удается координиро­вать деятельность участников планирования, адекватны ли целям плани­рования регуляторы и стимуляторы.

Реализации достоинств и нейтрализации недостатков способствует взвешенный анализ комбинации плановых и рыночных инструментов управления и обеспечение соответствия между плановыми и рыночными механизмами. Поскольку для эффективного функционирования экономи­ки необходимо сосуществование плана и рынка (это исходит из теорети­ческих обоснований и подтверждается практикой хозяйствования различ­ных систем), постольку необходимо решать вопрос критерия, определяю­щего «долю» каждого из них. И решение этого вопроса возможно на ос­нове оценки соответствия между типом планирования и рыночными инст­рументами. Особенно важно решение этого вопроса при реформировании экономики. Как отмечает Даллаго, единственным вариантом эффективно­го решения крупных проблем является «плановое комбинирование раз-
-----215-----

личных форм общественного воздействия и государственного вмешатель­ства, применение различных координационных механизмов. Это требует не только широкого использования рыночных начал, но и одновремен­но — различных типов планирования» (там же, 88).

Использование различных типов планирования в сочетании с ры­ночными регуляторами еще более необходимо в период быстрых изме­нений с точки зрения вхождения национальной экономики в мировой рынок. По мнению Даллаго, планирование можно было бы наиболее эффективно использовать для утверждения новой политики и формиро­вания соответствующей среды. При этом нужно было четко разделить сферы влияния (компетенции) рынка и плана: планирование не должно заглушать и деформировать сигналы и воздействия мировой экономики на национальные хозяйства. Планирование в этом аспекте целесообраз­но задействовать на обоснование долгосрочной стратегии. В частности, оно призвано решать следующие вопросы: какую роль и какое специфи­ческое содержание следует придать политике экономического роста, сориентированной на экспорт, есть ли необходимость реализовывать политику импортозамещения, возникает ли потребность в защите новых развивающихся отраслей промышленности, каким образом поддержи­вать норму накопления, поддерживать техническое развитие. Планиро­вание могло бы выполнять функцию адаптации отечественных предпри­ятий к мировой экономике. Следовало бы также планировать темпы ин­теграции национального хозяйства в мировое, реализовывать государст­венные приоритеты.

Даллаго считает, что «выбор между планом и рынком в нынешних странах Восточной Европы являет собой ошибочную дилемму. Коль скоро задача состоит в развитии этих стран без опасных шоков и других крайне негативных явлений, необходимо создать условия для "сотруд­ничества" плана и рынка» (там же, 91). План призван вырабатывать и формулировать долгосрочные «правила игры», обеспечивающие функ­ционирование свободного рынка, а также основные условия функцио­нирования экономики в целом. Для выполнения этой роли наиболее подходит, по мнению Даллаго, регулятивное планирование.

Следует отметить, что регулятивное планирование еще более под­ходит для управления социальными процессами. О необходимости их планирования в условиях модернизации свидетельствуют те глубокие социальные диспропорции, с которыми столкнулось российское обще­ство, острые социальные проблемы, эффективное решение которых без социального планирования невозможно. Более того, необходимость со-
-----216-----

циального планирования подтверждается необходимостью планирова­ния экономического развития в силу единства экономических и соци­альных процессов общественного производства. Заметим, кстати, что экономическое планирование в то же время было и социальным как по форме (планирование — социальный процесс в виде раундов перегово­ров в развитых капиталистических странах, в виде обоснования и приня­тия плановых решений Коммунистической партией и Советского прави­тельства в Советском Союзе), так и по содержанию — достижение со­гласования или обеспечение приоритета интересов определенных клас­сов, социальных групп.

Усложнение самого общественного производства, его социально-экономической структуры, усиление его взаимосвязей с другими сфера­ми общественной жизни — все это также обусловливает необходимость планирования социальных процессов. При этом планирование социаль­ного развития вступает в качественно новый этап. Речь идет уже не только об усилении внимания в макропланировании к социальным ас­пектам экономических процессов, о согласовании экономических и со­циальных целей, об оценке социальных последствий экономического роста, но и об обогащении социального содержания народнохозяйствен­ного планирования. Об этом свидетельствует опыт национального пла­нирования за рубежом (в частности, во Франции и Японии), а также опыт социального программирования в США, используемого как метод планового регулирования социальных процессов в обществе.

Степень «социальности» плана характеризуется тем, насколько обоснованы его цели и задачи с точки зрения закономерностей пропор­ционального, и стабильного развития общества, каковы способы и меха­низмы достижения поставленных целей, в какой мере реализуется и по мере реализации развивается социальный потенциал общества, какое место отводится в плане социальным проблемам и возможностям их решения. Чем полнее учтено в плане общее и особенное в интересах трудящихся, социальных групп, классов, тем богаче социальное содер­жание народнохозяйственного плана.

Необходимость планирования социально-экономического развития проявляется как общественная закономерность. И эта закономерность реализуется при создании условий для обеспечения ее возможности. Возможность планирования как сложившейся системы государственно­го обеспечения планового функционирования и развития общества дос­тигается при высоком уровне обобществления производства, распреде­ления и потребления общественного продукта, а следовательно, при
-----217-----

увеличении той его доли, которой располагает правительство для дос­тижения общих целей и согласования интересов классов, социальных групп. Возможность планирования социального развития достигается при высоком уровне организации людей как производителей и потреби­телей. В силу этого создаются объективные основы для согласования интересов, и единства целей, что является предпосылкой для единства действий. Возможность планирования обеспечивается неуклонным рос­том профессионального и культурного уровня людей, воспринимающих планирование как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности, как форму эффективной связи с социумом.























Место планирования в системе государственного управления

Управление— подчинение объекта целям и задачам субъекта. Управление подразделяется на управление неживыми, техническими, и живыми, органическими, системами.

В управлении неживыми системами доминирует планирование как мыслительный процесс, основанный на аналитических исследованиях, экономико-математических расчетах. Такое планирование называется технико-экономическим. Например, планирование совершенствования технологического процесса, планирование грузопотоков, планирование объемов выпуска определенного вида продукции и др. В управлении живыми социальными системами доминирует планирование как соци­альный процесс. Это планирование социально-экономическое, социаль­но-политическое. На макроуровне планирование социально-экономи­ческих процессов, развития общественного производства принимает государственную форму.

В качестве цели государственного управления на макроуровне вы­двигается социальное развитие общества. Социальное развитие общест­ва представляет собой противоречивое движение, направленное измене­ние, управляемое, т.е. целе- и ценностноориентированное преобразова­ние социума, причем управляемость определяется как детерминирован­ное свойство развития. Оно есть единство и борьба противоречивых социальных практик, процесс, осуществляемый в результате качествен­ных изменений, преобразований. Это — отрицание отрицания, что, по Гегелю, означает: начало есть неразвитый результат, а результат есть развитое начало. Социальное развитие есть развертывание внутренних свойств и отношений общественного производства, упрочение социаль­ных связей, преодоление отчуждения человека и общества от природы,от предметного мира, человека от человека, человека от общества, раз­витие подлинной свободы, признание «Я» в Другом.
-----218-----

Социальное развитие осуществляется в процессе прогрессивных изменений, преобразований отношений собственности, управления и власти. Как социально-экономическая категория, собственность есть отношение субъекта к объективным условиям производства как своим. Это отношение есть не только и не столько мысленное, сколько реаль­ное, т.е. оно реализуется в реальном процессе производства посредством использования средств производства для изготовления продукта в инте­ресах собственника. Для того чтобы производство функционировало в интересах собственника, нужно управление как деятельность по подчи­нению объекта целям и задачам субъекта управления. Оно обеспечивает согласование действий участников производственного процесса и на­правляет их для достижения поставленных целей в соответствии с опре­деленными интересами. Интересы собственника диктуют управленцам цели и задачи производства и управления им. Поскольку управленцы имеют свои собственные интересы и происходит отделение собственно­сти от управления, нужны политическая воля и власть, подчиняющая управленцев действовать в интересах собственников.

Управление является социальным отношением, которое изменяет, преобразовывает отношения собственности и власти. Социальные от­ношения управления характеризует особый срез общественной жизни, особую комбинацию социально-экономических отношений собственно­сти и социально-политических отношений власти. Таким образом мы выходим на постановку вопроса о том, что управление есть фактор и свойство социального развития.

Подлинное развитие, понимаемое нами как прогрессивное поступа­тельное изменение социума, включающее в себя регресс как момент отрицания, невозможно без эффективного управления. Поскольку осно­ву социального развития общества составляет общественное производ­ство, постольку государственное управление общественным производ­ством как целерациональный процесс согласования противоречивых интересов социальных субъектов, обеспечивающий реализацию общест­венных потребностей и интересов, является фактором социального раз­вития общества. Однако государственное управление должно быть эф­фективным. Возникает вопрос: как обеспечить эффективное управле­ние? Поскольку объектом нашего анализа является общество, постольку мы связываем эффективное государственное управление социальным развитием с плановым управлением общественным производством, т.е.
-----219-----

с макропланированием. Конечно, при этом тоже нужно иметь в виду эффективное планирование, т.е. такое, которое, по мысли Г. Бенвенисте, ведет к прогрессивным изменениям, имеющим ценностный характер.
Управление может быть оперативным и стратегическим. Опера­тивное управление осуществляется посредством выдачи команд, распо­ряжений, приказов. Оно может осуществляться на интуитивном уровне. Оно может опираться на планирование, но, скорее, это будет планиро­вание как мыслительный процесс. И, наконец, оперативное управление может осуществляться, базируясь на оперативное планирование, ис­пользуя оперативный план как инструмент реализации стратегии. Стратегическое управление связано с преобразованиями в перспективе, Оно включает в себя комплекс таких действий, как:

  1. 1) познание возможных вариантов развития;
  2. 2) моделирование будущего: формирование системы показателей и мероприятий, определяющих будущее развитие социально-экономи­ческих процессов;
  3. 3) доведение показателей и мероприятий до непосредственных уча­стников хозяйственной и общественной жизни;
  4. 4) подкрепление этой системы соответствующими стимулами для того, чтобы доведенные показатели и мероприятия идентифицировались субъектами хозяйственной и общественной жизни, т.е. воспринимались ими как свои и вызывали желание действовать в соответствии с ними, в нужном для общества направлении;
  5. 5) контроль за ходом достижения показателей и мероприятий;
  6. 6) корректировка системы показателей и мероприятий в связи и ввиду изменившихся условий.

Таким образом, стратегическое управление включает в себя плани­рование. Планирование выступает его содержательной частью.

В системе управления, т.е. в совокупности форм и методов его осуществления, планирование используется как метод. Планирование как метод — это форма государственного руководства в соответствии с требованиями законов развития природы и общества. Различают прямые и косвенные методы управления. Планирование как прямой метод управления используется в государствах с авторитарной системой. При этом план играет основную роль в управлении. Такое планирование на­зывается директивным.

Директивный тип планирования осуществляется на базе государст­венной собственности на средства производства. Плановые показатели, главным образом в форме директивных заданий формируются в центре,
-----220-----

а государственный план строится по принципу разукрупнения (развер­стки) и доведения заданий вышестоящего органа управления и планиро­вания нижестоящему. В плане жестко фиксируются объемы производст­ва по номенклатуре и в стоимостной оценке, поставщики и потребители производимой редукции, а также цены, по которым поставляется про­дукция.

К директивному типу планирования тяготеет индирективный тип планирования. Он осуществляется также на базе государственной собст­венности. Органы государственной власти и управления конкретизиру­ют в плане свою стратегию и приоритеты. План используется так же как основной инструмент управления. Однако меняется набор средств реа­лизации планов. Используются экономические регуляторы для распре­деления ресурсов (цены, ставки %, кредиты и т.п.). При этом план опре­деляет экономические параметры таким образом, что имитирует конку­ренцию и деятельность рынка (Даллаго).

Регулятивный тип планирования соответствует смешанной эконо­мике. К конкретным целям планирования относится не только распреде­ление государственных ресурсов, не только управление и согласование деятельности предприятий в рамках госсектора, но и активное воздейст­вие на функционирование частного сектора, на его поведение. Субъект государственного управления выполняет функцию главного координа­тора национальной экономики. План и рынок имеют одинаковую значи­мость, но решают разные задачи. «При регулятивном планировании, — пишет Даллаго, — между планом и рынком формируется действитель­ное "разделение труда", в рамках которого и рынок и план способны (до определенной меры) компенсировать ошибки друг друга» {там же, 85).

Индикативный тип планирования характерен также для смешанной экономики. Однако цели планирования меняются. Составленные плано­вые документы содержат лишь общие контуры государственного про­гноза о желаемом развитии экономики, а также решения о государст­венных расходах и капитальных вложениях, о текущих расходах госу­дарственных предприятий. Основная задача такого планирования — координация в использовании государственных ресурсов. При этом план используется как вспомогательный инструмент управления, выполняя прогнозно-аналитическую, информационную и координационную функцию.
Планирование является не только методом, но и функцией управле­ния. Как функция планирования — это обособившийся вид управленче­ской деятельности. Плановики-специалисты подготавливают, формулируют и обосновывают управленческие решения. Плановики-управленцы принимают наряду с другими управленческие решения.-
-----221-----

ЛИТЕРАТУРА

  • Волконский В., Пирогов Г. Российская экономика на распутье // Новый мир. 1996. № 1.
  • Даллаго Б. Есть ли будущее у макроэкономического планирования в Восточной Ев­ропе// Российский экономический журнал. 1992, № 3.
  • ЙохансенЛ. Очерки макроэкономический) планирования. М., 1982.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20,
  • Сыроежин ИМ. Планомерность, планирование, план. М, 3986.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Макропланирование, план по форме, объект макропланирования, предмет теории макропланирования, прямые и косвенные методы управления, директивное планирова­ние, централизованное планирование, индирективный тип планирования, регулятивный тип планирования, индикативный тип планирования,

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...