Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и структура государственного маркетинга
Под маркетингом в общем смысле понимают предпринимательскую деятельность с целью продвижения товаров и услуг от производителя к покупателю или потребителю. Что же может предложить государство своим гражданам в виде подобных «товаров и услуг»? Основная особенность маркетинга в государственном секторе — убеждение граждан в том, что государственные проекты (например, социальная и ценовая политика, выпуск ГКО или военные операции) соответствуют коренным потребностям населения, поддержка «реноме» государственных структур, обеспечение «надлежащего» общественного мнения. Специфика государственного маркетинга наиболее четко просматривается при сравнении его с политическим и экономическим маркетингом. В условиях рыночных конкурентных отношений основные характеристики (субъект, объект, цель, товар/услуги, особенности реали-1вции) государственного, экономического и политического маркетинга существенно различаются, В экономическом маркетинге субъектами выступают фирмы, предприятия, промышленные и финансовые группы, объектами являются попадающее покупательной способностью население, смежные в произ-шшственной цепочке предприятия, конкуренты, выпускающие продук- цию с аналогичными потребительскими характеристиками. Целью экономического маркетинга является получение максимальной прибыли, получение рынка дешевой и квалифицированной рабочей силы, а также завоевание новых рынков сбыта товаров и услуг. Особенности рынка совпадают с особенностями политического рынка. Деятельность государства «перекрывает» почти все известные виды маркетинга:
Сфера государственного обслуживания даже в условиях развития частной собственности очень широка. К государственному сектору в любом случае будут относиться судебная система и армия, силовые министерства, система образования, институты социального обеспечения, биржи занятости, пожарная охрана и т.д. и т.п. Государство обширно представлено в сферах производства (например, оборонного) и социальных услуг. Государственные услуги можно классифицировать в зависимости от следующих критериев: сфера услуг (социальные, экономические, финансовые, политические и т.д.), источник услуги (отдельный человек, организация, структура и т.д.), присутствие гражданина в момент оказания ему услуги, мотивы приобретения клиентом услуг (личные, деловые и т.д.), форма услуги (инвестиции, концепции развития региона, поддержка политических партий и т.д.). Предлагаемые государством услуги (например, обязательные отчисления в пенсионный фонд, создание системы пенсионных свидетельств или система регистрации по месту жительства, в том числе и оплата штрафа за отсутствие временной регистрации для пополнения местного бюджета) могут быть охарактеризованы с помощью следующих пяти признаков:
Традиционно выделяют пять моделей маркетинга (Ф. Котлер): сбытовую; производственную; товарную; традиционную; социально-л-ическую. В литературе встречается и другая классификация концепций маркетинга. Под сбытовой концепцией маркетинга понимают навязывание гражданам безальтернативных услуг без учета их качества, например услу-t и Аэрофлота и Сбербанка в 1970-е годы. Распределительная концепция маркетинга предполагает повышение эффективности механизма товародвижения. Институциональная концепция маркетинга предполагает анализ жшедения различных социальных групп, организаций, государства. В рамках функциональной модели маркетинг понимается как функции организации (института, предприятия) по реализации товаров (услуг, социальных программ) и предполагает изучение рынка, социальную рекламу, стимулирование сбыта, создание благоприятного общественного мнения по отношению к государственным программам, планирование мероприятий и т.д. В рамках управленческой концепции маркетинг рассматривается как элемент общекорпоративной системы управления, обеспечивающий взаимосвязь институтов государственной власти с социальной средой. В конце 80-х годов в связи с процессом становления конкурентных рыночных отношений в российской экономике возникла иллюзия «избыточного предложения» не только типов товаров, но и их качества. На область государственного маркетинга этот процесс распространился лишь в одном отношении: принятие государственных решений более не освящалось лозунгом «чистоты идеологии». Но при этом во многом не были реализованы принципы целесообразности и эффективности. Эффективность маркетинговой деятельности государства определяется степенью включенности в социальные программы или государственные проекты самих объектов маркетингового воздействия. Индикаторами служат также приток финансовых поступлений в государст- венную казну и готовность участвовать в экономических проектах иностранных инвесторов, репутация государства на международной арене, уровень социальной напряженности в обществе. Выделяют два типа маркетинговых стратегий: маркетинг сделок и маркетинг взаимоотношений. В первом случае программы или услуги со стороны государства носят краткосрочный характер, каждая программа рассматривается изолированно от других (например, программа государственного кредитования при приобретении жилья военнослужащим). Во втором случае акцент делается на продолжительных проектах. Предполагается, что государственный маркетинг опирается на принципы рационального выбора с учетом максимально возможного извлечения выгоды как для управленческих структур, так и для рядовых граждан общества. При этом специалисты особо оговаривают необходимость целенаправленной деятельности со стороны государства по совершенствованию (трансформации) структуры потребностей населения для совпадения «фактического и рационального вектора». Анализ реальных политических и экономических процессов в нашей стране не позволяет подтвердить это положение. В современной России можно видеть при принятии государственных решений целый спектр плохо согласованных групповых стратегий, ориентированных на извлечение личной и сиюминутной политической выгоды для «государственных людей». Четко прослеживается несоответствие стратегических и тактических решений. Но при этом технологии «продвижения товара» основываются на знании нужд, желаний, психологии граждан, используются знание принципов коммуникации и манипулирование общественным сознанием с помощью как «высоких идеалов», так и прагматических интересов людей. ных проблем. Государственные структуры занимаются маркетингом мест (регионов, городских зон, зон отдыха, зон хозяйственной застройки, жилья и т.д.)- Деятельность с целью создания, поддержания или изменения отношения к определенным территориям (например, поддержание представления о Новосибирске как городе фундаментальной науки, о Сочи как наилучшем месте отдыха, о Санкт-Петербурге как культурной столице России, о Москве как о «третьем Риме») напрямую связана с программами развития регионов. Маркетинг жилья предполагает политику застройки городской территории в соответствии с ориентацией на определенный тип жильцов (создание микрорайонов с элитной точечной застройкой, малогабаритных квартир для малосемейных и т.д.). Маркетинг зон хозяйственной застройки предполагает учет экономической целесообразности строительства тех или иных предприятий, складов и т.д. на определенных территориях в зависимости от источников сырья, инфраструктуры и квалификации рабочей силы. Поскольку государство остается монополистом в распоряжении природными ресурсами, прерогатива в маркетинге зон хозяйственной застройки также остается за ним. Особым направлением в деятельности государства выступает маркетинг идей (общественный или социальный маркетинг), который наиболее явно проявляется в создании социальной рекламы. Этот вид маркетинга может преследовать самые различные цели: достижение понимания (необходимость для большинства населения в очередной раз «затянуть пояса» в связи с невозможностью повысить пенсии или заработную плату «госбюджетникам»), побуждение к единовременному действию (например, участие в митингах поддержки государственной внешней политики), изменение стандартов поведения (снижение опасности на дорогах как следствие выполнения правил дорожного движения), изменение основополагающих представлений (убеждение общества в праве и способности женщин руководить не только образовательными организациями, но и крупными предприятиями и фирмами). Защита окружающей среды, планирование семьи, рациональное использование энергоресурсов и эффективная работа общественного транспорта и т.д. как виды общественного маркетинга остаются по преимуществу в ведении государства. рование демпинговых цен на товары, установление дотаций производителям социально значимых товаров; в) маркировка и упаковка продукции с точки зрения сохранения потребительских свойств товара, использование для упаковки дефицитных природных ресурсов и т.д.; г) решения в области конкурентных отношений, возможности создания новых фирм, выпуска новых видов товаров; д) информирование потребителей об их правах, поддержка обществ потребителей через судебную систему; е) запреты на лживую, вводящую в заблуждение недобросовестную рекламу; ж) соглашения о принудительном ассортименте товаров на определенной территории, права дилеров на каналы распределения товаров по регионам. К латентным функциям государственного маркетинга можно отнести маркетинг организаций (деятельность по созданию, поддержанию и изменению отношения к конкретным структурам или организациям целевых аудиторий; например, формирование позитивного отношения к институту частных приставов или налоговой полиции), организацию общественного мнения (соотнесение принципов и приемов деятельности официального лица или управленческой структуры с интересами общества, планирование и реализация программ, рассчитанных на позитивное восприятие граждан), маркетинг отдельных лиц (деятельность, направленная на создание или поддержание определенной позиции или поведения к представителям государства; например, отношение к президенту, руководителям фракций в парламенте или отдельных персон в большой политике). В условиях, когда государство все более настойчиво стремится получить контроль не только над процедурой выборов, но и над всем избирательным процессом, последнее направление становится все более актуальным. Комплекс маркетинга включает в себя следующие элементы:
Выделяют пять элементов (блоков исследования) для обеспечения эффективного маркетинга (при этом маркетинг понимается как непрекращающийся циклический процесс):
Для осуществления маркетингового анализа привлекают компетентных исследователей, с которыми чаще всего работают методом Дельфи. Эта методика заочного анализа включает в себя подбор экспертов из числа опытных управленцев, постановку перед ними задачи, выявление мнений каждого эксперта, определение преобладающей позиции, обозначение крайних позиций, формулировку принципиальных расхождений в позициях экспертов и определение причин этих расхождений, согласование позиций по наиболее важным аспектам. Для изучения отношения граждан к введению предполагаемых государственных услуг или товаров используют фокус-группы. Для проведения групповой дискуссии (обычно необходимы так называемые «сессии» для различных социальных слоев, Фокус-группы проводятся специально подготовленными модераторами, которые в ходе 1,5-2-часовой беседы получают «качественную» информацию (отвечают на вопросы «как» и «почему»). Группы (в каждую включают по 7-10 человек) формируются по принципу совпадения пола, сходства возраста, образования, доходов и социального статуса. Выделяют следующие виды маркетинга в зависимости от интереса к предлагаемым программам, услугам или товарам:
Процесс управления маркетингом включает в себя следующие элементы:
Необходимость развития общества в рамках любой системы предполагает согласование государственной политики с принципом экономической эффективности. Весьма высокопарно звучащий лозунг «необходимости подъема всеобщего благосостояния» в действительности не связан с типом политических отношений в обществе или принципов управления, а выступает лишь инвариантом основной цели экономического развития общества. Вполне естественно, что государство должно взять на себя ответственность за его реализацию. На практике в России в последнее десятилетие наблюдалось явное снижение роли государства в условиях рыночной экономики. На фоне падения объемов внутреннего национального продукта на 50%, снижения уровня жизни большинства граждан страны и инфляции этот процесс выглядит весьма тревожно. Но государство остается наиболее реальным инициатором экономического возрождения страны, ориентированным на решение проблем производственного сектора вместо ставших традиционными финансовых спекуляций. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |