Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государство — поставщик общественных благ




Государство производит товары самостоятельно и влияет на приня­тие производственных решений частными фирмами через налоги, нало­говые льготы, субсидии и другие формы регулирования. Имеются объ­ективные причины такой деятельности, обусловленные недостатками в процессе принятия решений фирмами. Возникает ряд вопросов: как го­сударство выбирает форму вмешательства в производство обществен­ных благ? должно оно национализировать какую-то отрасль или регу­лировать ее? должно государство поощрять адекватное поведение через субсидии или наказывать штрафами?
Государство берет на себя ответственность за обеспечение такой важной категорией товаров, как общественные товары и общественно произведенный частный товар. Но тот факт, что государство платит за товар, совсем не означает, что оно производит этот товар — оно может покупать товар или услугу у частных фирм. Какие факторы влияют на принятие такого решения?
Последнее десятилетие свидетельствует о значительной тенденции к снижению роли государства в производстве во всем мире. Отчасти это объясняется все более распространенным осознанием того, что государство не является эффективным производителем (Стиглиц, 1997, 173). Между тем систематических исследований по относительной произво­дительности государственного и частного секторов мало, и оценивать их следует с некоторой осторожностью. На самом деле между ними су-
-----74-----

ществует немало как общего (по крайней мере, между большими корпо­рациями и государственными предприятиями), так и различного. Разли­чия лежат в сфере организационной (банкротство, конкуренция) и лич­ной (ограничения системы заработной платы, пребывание в должности) мотивации (Стиглиц, 1997, 193).

Узнай стоимость написания работы

Тема твоей работы

Твой Email

by Edugram and Автор24

Хотя существуют лишь разрозненные данные относительно того, что государственная бюрократия менее эффективна, чем частные фир­мы, вера в то, что так и есть на самом деле, широко распространена. Частные страховые фирмы обеспечивают полицейскую защиту многих крупных жилищных проектов, американские города разрывают кон­тракты со своими полицейскими управлениями, пожарной охраной, му­ниципальными и коммунальными органами, многие общины заключили контракты об управлении их тюрьмами частными фирмами. Так, техни­ческий прогресс последних лет делает возможной конкуренцию даже в традиционных отраслях «естественной монополии» и снижает объек­тивную потребность в государственном вмешательстве. В некоторых из них в составе всего комплекса можно вычленить часть, действительно составляющую естественную монополию. Например, в энергетике — отделить распределительные сети от выработки и сбыта электричества. Точные границы рыночного сектора являются предметом современной полемики. Ведутся яростные споры и на тему, должны ли входить в ры­ночный сектор, например, здравоохранение, образование, страхование и пособия.

Представлена параллельная линия рассуждений о государстве, ко­торая включает в себя веер вариантов участия бизнеса, его социальной ответственности. Но не дело корпораций — брать на себя псевдоправи­тельственную роль (Бриттан, 1998, 68). Движению корпоративной от­ветственности не хватает легитимности рыночного и политического процесса. Социально ответственный бизнес не может нести груз госу­дарственной политики, поскольку даже само государство не может дей­ствовать ответственно и независимо.

Формально определены три функции государства по отношению к бизнесу: 1) друг, партнер и заказчик; 2) «сторожевой пес» и «регули­ровщик»; 3) сборщик налогов (Речмен и др., 1995, 351). Государствен­ное регулирование осуществляется в тех областях, где может произойти ограничение конкуренции или нанесение вреда обществу. Соответст-ненно, компании объединяют свои усилия, создавая лобби— группи­ровки, которые ищут подходы к политическим деятелям, пытаясь по-нлиять на законодательство.
-----75-----

Для ответа на вопрос о справедливом распределении дохода и ди­лемме «справедливость— эффективность» предлагается концепция «государства благосостояния», представляющего собой посредниче­скую арбитражную модель государства, включающую в себя регуляцию различных интересов с целью обеспечения общественного равновесия той или иной степени участия (равноудаленности) по отношению к ним. Принимается, что нормативная роль государства— общественный до­говор— имеет в своей основе политический процесс, в котором нет иных целей (или потребностей) кроме целей индивидуальных граждан, или избирателей. В идеале предполагаемая и фактическая роли государ­ства должны совпадать: когда государство будет делать то, что от него в таком- случае ожидают, общественное благосостояние отдельных граж­дан, или избирателей, максимизируется. Однако заметим, что общест­венный интерес тем самым оказывается лишь суммой интересов.

В политической и правовой мысли, как известно, долгое время го­сударство рассматривалось как политическое средство секуляризации и суверенитета, что определяло автономию политики и экономики, госу­дарства и гражданского общества. Затем государство, понимаемое как территория свободы и автономия, превратилось в государство, основан­ное на нужде, по ,словам Гегеля, государство, основанное на рассудке, стоящее лицом к лицу с нуждой. Практикой стала для США Великая депрессия, показавшая, что государство должно отвечать за благополу­чие граждан, ибо депрессия — это угроза для всех, и вместо индивидуа­лизма необходима коллективная защита. В Европе выделяется 1891 г,, когда протестантская церковь и, в особенности, католическая в энцик­лике папы Льва XIII «Rerum novarum» — «О новых вещах» — призвали государственную власть к справедливости по отношению к рабочим. Сфера компетенции правительства расширилась во многих странах, оно распространяло свое влияние на индивидов, начиная с их рождения и заканчивая смертью (по вопросам обложения налогом на наследство). Вообще говоря, в результате определились две модели взаимодействия государства и рынка в условиях рыночной экономики — трансатланти­ческая и рейнская.
-----76-----

Для периода расцвета госвмешательства в экономику характерен ряд политических идей относительно роли правительства, предполагающих, что:

  1. 1) деятельность государства нацелена лишь на общественное благо, и своекорыстное поведение чиновников является отклонением;
  2. 2) государство является целостным организмом, в котором все решения принимаются на основе рациональности и прозрачности;
  3. 3) эко­номические решения поддаются пересмотру и не имеют инерции;
  4. 4) инструменты экономической политики находятся под полным контролем государственного руководства, которое может полагаться на честную и эффективную работу аппарата.

В развивающихся странах на экономической роли государства ска-илось колониальное прошлое, когда национализация промышленности была вызвана тем, что на момент получения независимости многие крупные предприятия принадлежали иностранцам.

Важную роль могут играть такие факторы, как:

  1. 1) менталитет насе­ления (он определяется традицией или религией);
  2. 2) уровень экономи­ческого развития страны (в зависимости от степени развития рыночных отношений и частного сектора он определяет потребность в большем или меньшем государственном вмешательстве);
  3. 3) степень открытости экономики (парадокс состоит в том, что более открытая экономика ну­ждается в большем госсекторе, поскольку по определению она более нестабильна);
  4. 4) уровень технологического развития (он определяет Наличие или отсутствие естественных монополий, а также необходи­мость в регулировании некоторых новых видов деятельности — финан-вовых рынков, транспорта, связи);
  5. 5) качество аппарата госуправления (оно определяет пределы эффективного вмешательства правительств в экономику);
  6. 6) появление новых рынков, нуждающихся в госрегулиро-|1нии;
  7. 7) возможность мобилизации масштабных ресурсов;
  8. 8) преодо­ление «рациональности незнания», когда издержки по приобретению индивидами информации превышают потенциальную пользу от нее (Танци, 1998, 58).





Проблемы государства

Правительства выполняют множество политических, социальных и илономических функций, однако особая потребность в широком уча­стии государства в социально-экономическом процессе обычно упира-Iгея в неподготовленность государственного сектора к выполнению fcinwx задач. Вместе с тем обо всем этом профессиональные наблюдате­ли хорошо знают, и излишне останавливаться на констатации известных фиктов.

Следует учесть полемику вокруг неадекватности государственно-щжтристской модели как таковой. «Помимо традиционной функции ведения войны современные государства добавили к своим функциям в нюху меркантилизма, перед Французской революцией, экономическую политику. В послевоенный период государства начали ассоциироваться i культурными общностями, названными нациями, и по мере укрепле-
-----77-----

ния суверенитета, признающими законным понятие «народ как нация». Государства постепенно брали на себя все более широкие социальные обязанности в заботе о благосостоянии своих народов. В результате об­разовалось средоточие власти: государство получило высший приоритет не только в политике, но также и в экономической, культурной и соци­альной стратегии» (Taylor, 1996, 1919}. Критика государственно-цент­ристской ориентации теории отмечает, что она: 1) абсолютизирует юри­дический аспект принципа суверенитета; 2) расширяет содержание су­веренного статуса; 3) признает, что государство олицетворяет собой наивысшую степень гражданской идентичности и лояльности; 4) рас­сматривает государства как единообразную и единственную форму по­литической организации; 5) разделяет государственный и частный сек­тора в абстракции; 6) рассматривает и аналитически трактует государ­ства антропоморфно как унифицированные субъекты (Фергюсон, 1998, 202),

Таким образом, фактом оказалось, что идеализация государства да­лека от реалий жизни, хотя и не всякая практика является критерием эффективности. Скептическая позиция сводится к тому, что: 1) государ­ство не монолитно, а характеризуется множественностью центров вы­работки политики, каждый из которых руководствуется своими пред­ставлениями об общественных интересах; 2) государственная политика не всегда может быть последовательной в пространственном (центр-местные власти; центр-подразделения) и временном аспектах; 3) поли­тика может определяться корыстью госчиновников и групп давления; 4) те, кто принимает решения, не всегда представляют себе, как работа­ет экономика; 5) существуют проблемы исполнения решений; 6) приня­тые решения необратимы (Тащи, 1998, 57); 7) подвергается сомнению тезис господствующей теории, объясняющей возрастание, формирова­ние и распространение официальных бюрократических организаций с помощью функциональных терминов, когда целесообразные бюрокра­тические структуры наиболее продуктивны, а эффективность координа­ции отношений, усложняющихся под воздействием расширения рынков и технологических изменений, определяется разделением труда и ответ­ственности на пути бюрократической институционализации.

Все аргументы против госинтервенционизма можно свести к сле­дующему тезису: дело не в том, что работникам и администрации не достает побудительных мотивов для производства нужных продуктов правильными способами, — даже если бы они были святыми, они не смогли бы сделать этого из-за недостатка соответствующей информа­ции (Бриттан, 1998, 59). В целом обсуждение подобных проблем требует места, поэтому можно предложить лексикографическое решение: государство стало не столько поддерживать и дополнять рынок, сколько конкурировать с ним и подменять его.
-----78-----










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...