Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Новая институциональная теория
Одним из наиболее перспективных теоретических направлений в исследовании современного государственного управления наряду с мгнеджериальной, синергетической и сетевой концепциями является новая институциональная теория. Основные причины широкого исследовательского интереса к мето-нп логическим предпосылкам новой институциональной теории заключаются в признании возможности существования множества точек рав-пппссия, продуцировании в рамках этой теории новой концепции ра-импмальности— интерпретативной, учете нестабильности и разнообра-шч предпочтений при принятии решений, а также актуализации про-пирмы трансакционных издержек. Рассмотрим подробнее эти предпосылки.
Среди различных направлений новой институциональной -экономики (теория конвергенции, теория постэкономического общества, экономика глобальных перемен и др.) следует обратить особое внимание на школу современного французского институционализма (теория согласований, или экономика соглашений). Это направление достаточно молодо. Как самостоятельное оно сформировалось лишь во второй половине 80-х годов XX в., после опубликования работы Л. Тевено и Л. Болтянски «Экономика значимого» (Boltanski, Thevenot, 1987). В целом теоретическая концепция экономики соглашений представлена в работах французских социологов и экономистов Л. Тевено, Ф. Эмар-Дюверне, Л. Болтянски, а также в работах представителей постмарксисткой «теории регуляций» М. Аглиетта, Р. Буайе (Олейник, 1997). В отличие от неоклассической модели, которая постулировала два основных методологических принципа: рациональную мотивацию индивидуального поведения и координацию индивидуальных рациональностей посредством рынка (при этом максимизация субъективного ожидания полезности не подвергается сомнению, а трансакционкые издержки считаются равными нулю) (Эрроу, 1993), теория согласований сосредоточивает свое внимание на механизмах согласований и способах координации индивидуальных действий. Рыночная рациональность выступает в качестве лишь одной из множества возможных интерпретаций мотивов поведения индивидов. Формальные и неформальные правила, контрактные соглашения, традиции, которые невозможно свести к индивидуальной рациональности и стратегиям оптимизации, стали основными объектами, исследуемыми этой теорией, пытающейся кроме всего прочего определить роль институтов государства в условиях рыночной экономики, избежав при этом крайних позиций преуменьшения или преувеличения роли государства как экономического и политического агента. Индивидуальная рациональность, реализующаяся в модели поведения «экономического человека», т.е. человека «способного расположить свои предпочтения в порядке, который был бы рефлексивным, законченным, преемственным и непрерывным, а затем выбирающего то из них, которое максимизирует его выгоду...» (Фармер, 1994, 50), меняет у французских новых институционалистов свой «неоклассический» смысл. Они предлагают вместо термина «рациональное действие» использовать термин «обоснованное действие» (Тевено, 1997), включающий в себя специфику социального контекста, в котором реализует свою ефатегию действующий индивид и происходит интерпретация действий индивида, т.е. они приобретают значение и смысл (становятся социальными в веберовском смысле). Здесь следует отметить два существенных момента. Первый — это не просто обращение к правилам и нормам, а стремление выявить интерпретации этих правил и попытаться определить некоторые общие основания этих интерпретаций, позволяющие избежать атомизации, радикальной обособленности субъектов социального действия. Второй момент заключается в применении термина «стратегии поведения», что позволяет исследователю избежать детерминистской позиции, заключающейся в предопределении поведения индивида социальной структурой, в которую он вписан. Решение проблемы трансляции интерпретаций рациональности одного типа в другой (например, можно рассмотреть случай столкновения рациональности «организационного» и «экономического» человека) связано в теории согласований с рассмотрением взаимоотношений между институциональными подсистемами, или «мирами». Эти «миры» представляют собой совокупности формальных и неформальных норм (последним уделяется преимущественное внимание), составляющие «правила игры», по которым осуществляется взаимодействие между людьми в той или иной сфере их деятельности» (Олейник, 1999, 141). Всего выделяется семь таких «миров»:2 рыночный мир, индустриальный мир, традиционный мир, гражданский мир, мир общественного мнения, экологический мир и, наконец, мир N вдохновения и творческой деятельности. Основной задачей исследователя становится, таким образом, поиск общего основания, общего принципа, исходя из которого можно интерпретировать действие (в нашем случае принятие управленческого реше^ ния), сделать его понятным в контексте различных институциональных подсистем, признавая при этом, что каждая из них обладает собственным специфическим набором таких принципов. более распространенной моделью отношений такого рода является знаменитая «дилемма узника»). В отличие от теории общественного выбора, представляющей нормы (институты) как результат рационального самостоятельного выбора индивидов и актуализирующей рациональность и свободу выбора той или иной нормы как залог ее легитимности и эффективности,3 новая институциональная школа (а точнее, теория согласований) акцентирует внимание не на рациональном происхождении норм, а на следовании нормам как результате рационального выбора. Нормы становятся, таким образом, не жесткой детерминантой поведения, а ключевой предпосылкой взаимной интерпретации интересов и намерений индивидов, а значит, и предпосылкой эффективной координации социальных взаимодействий. Другой важнейшей категорией новой институциональной теории является категория трансакционных издержек. Эта категория представляет собой «ключевой пункт (focal point) новой институциональной теорию). Она ведет свое происхождение от работ Р.Коуза «Природа фирмы» (1937) и «Проблема социальных издержек» (1960). Коуз определял их как издержки, возникающие при использовании ценового рыночного механизма. форм координации взаимодействий. Согласно новой институциональной теории каждой такой форме, как, впрочем, и уровню координации, соответствует своя, особая конфигурация трансакционных издержек. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |