Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Происхождение языков: генеалогическое дерево языков




Функции, ЕД и уровни ЯЗ

Язык-объект изучения языкознания. Явл семиотич./знаковой системой; конкретн. этноса.

функции яз: базовые:коммуникативная, информационная, познавательная

дополнительные: управляющая, эмоциональная, поэтическая, называющая, метаязыковая

Единицы ЯЗ- элементы сист языка, кот образуют уровни языка. Выделяют материальные, имеющ. пост, звуковую оболочку единицы (звук, морфема (часть слова), слова (лексема), предложение, и др). относительно-материальные единицы- с переменной звуковую оболочкой, (модели строения слов, словосочетаний, предложений, и единицы значения (напр. семы)), составляющие смысловую (идеальную) сторону материальных/ относительно-материальных ед и вне этих единиц не существующие.

Материальныеед делятся на односторонние, не имеющие собственного значения (фонемы, слоги), и двусторонние, имеющие и звучание и значение.

Относительно-мат. ед. существуют в виде образцов, моделей/ схем построения слов, словосочетаний и предложений, обладают обобщенным конструктивным значением, воспроизводящимся во всех ед яз, образованных по данной модели. Ед яз мб простыми и сложными. Простые неделимы (фонема, морфема), сложные неделимы в пределах тех уровней языка, в кот они входят (напр, сложные и производные слова, предложения и т. д.).

Уровни языка -это подсистемы общей языковой системы, каждая из кот характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы.

Единицы Раздел Что изучает
звук фонетика акустико-физиологические свойства
фонема фонология фунциональные свойства звука
морфема морфемика изучает строение слова (из чего сост слово)
слово лексикология слово как часть словаря, его образование, форма
ФЕ /фразеологизм фразеология связанное сочетание
свободное сочетание синтаксис строение, граматические св-ва
простое предл синтаксис строение и граматич св-ва
сложное предл синтаксис изуч синтаксис сложного предложения

 

Уровень Единицы Примеры Раздел
Синтаксический Предложение Без воды нет жизни Синтаксис
Морфологический Формы и классы слов Воды, жизни Морфология
Лексический Лексемы Вода, жизнь Лексикология
Морфемный Морфема Вод -, жи-, знь. Морфемика
Фонетический Звуки и фонемы В[٨]ды Фонетика и фонология

 

Язык и речь

язык - объект изучения языкознания;

- знаковая система опред народа (сущ в словарях и справочниках) речь - воплощение языка; - говорение, протекающее во времени, конкр месте, в звуковой/ письменной форме.

в письменную форму облечён только ЛИТ ЯЗ.

язык = словарь + грамматикаРечь-воплощение, реализация языка

различия языка и речи:

-Я орудие общения, Р вид общения производимый этим орудием

-Р вводит Я в контекст употребления (это отличает живой от мёртвого языка (лат))

-Р конкретна и неповторима, Я абстрактен

-Р актуальна (исп по конкретному поводу), Я потенциален (его всегда можно исполз)

-Р развёрнута во времени и реализуется в пространстве

-Я отвлечёт от понятия времени и пространства

-Р бесконечна (без конца можем продуцировать), Я конечен

-Р активна и динамична, а система пассивна и статична

-Р стремится к объединению слов в речевом потоке, а задача Я сохр их раздельность

-Р есть последовательность слов, а Я организует слова в иерархические отношения

-Р отражает опыт индивидуума, а Я фиксирует опыт коллектива

-Р обращена к определённой цели в отличии от языка

Ельмслев различает 4 аспекта: узус, акт речи, норму и схему.

Узус (обычай)-это принятое в данном коллективе употребление языковых средств. Узус осуществляется в акте речи, и акт речи совершается в соответствии с узусом. Акт речи и узус предполагают друг друга и не существуют раздельно. Из акта речи и узуса вырисовывается норма, она представляет собой некоторую абстракцию, обобщение правил, на основе которых совершается узус. Наконец, схема — это чистая структура отношений, аналогичная правилам игры, например, правилам движения шахматных фигур

Язык и мышление. нейролингвистические механизмы мышления

нейрофизиология -наука об устройстве и деятельности мозга человека

Важнейшие открытия сделаны в 19-м в. фр. хирург Поль Брока открыл зону мозга, отвечающую, за производство речи => ученые показали, что этот центр отвечает за письмо и устный счет. Этот центр, нах в левой височной доле мозга, назвали «центр Брока».

Нем. врач Карл Вернике опубликовал монографию, в кот описал открытый им центр понимания речи-височно-теменную зону левого полушария, кот стала наз «зона Вернике». Таким образом, было установлено, что за порождение речи и ее восприятие отвечают разные мозговые механизмы.

Амер. ученые Пенфилд и Роберте нашли еще одну речевую зону мозга в теменной части и управляющую речевыми органами чел (языком, губами, движением челюстей, глоткой), и движениями конечностей чел-руками, ногами, пальцами, мимикой + регулирует голос.

Инструментальное воздействие в условиях эксперимента на любую из этих 3 зон показывает, что они имеют равное значение для функционирования речи: при «вмешательстве» в любую из них возникают одинаковые искажения речи.

В норме речевые функции локализованы в левом полушарии головного мозга.

Передние лобные отделы -построение фраз и текста, связывание звуков в слоги, морфем в слова, слов в предложения, предложений в текст; В задних отд происх приём, переработка, хранение инф. Височные отд. левого полушария обеспеч. восприятие речи; задние лобные отд левого пол. за построение речи.

значим исследуемый феномен функциональной асимметрии полушарий.

!Левое полушарие организует аналитическое абстрактное мышление, управляет логикой и речью.Правое осуществляетнаглядное, образное, конкретно-чувственное отражение действ-ти, ориентацию в пространстве, проявление интуиции

!Информация- и предметная и языковая-поступает сначала в правое полушарие, кот явл более помехоустойчивым. В сознании возникает некая целостная картина. Если этого мало, инф перебрасывается в левое полушарие, где она аналитически расчленяется и дифференцируется; затем инф снова возвращается в правое полушарие и сопоставляется с правополушарным образом;если надо, она вновь будет отправлена на доработку. Так осущ понимание и осмысление инф

Одновременно воспринимать инф на слух и зрительную вполне возможно. Но воспринимать 2 потока словесной информации не удается. (эксп с наушн+визуалн инф)

 

происхождение языков: генеалогическое дерево языков

Историческое языкознание возникло под влиянием географических открытий, знакомства с новыми этносами. Все языковые данные стекались в Европейские столицы. В 18 нач 19 в произошло знакомство европейских учёных с древнеиндийским лит яз- Санскритом. Этот яз для Европы оказался очень близким.

В 18в. обнаружили совпадений слов и форм в языках носителей кот долго не контактировали, это привело к выводу о том, что языки имели один праязык.

Койне́-тип языка, исп в качестве основного ср-ва повседневного общения в разл сферах и соц группах; яз в устной форме (разг. ф (просторечия)),на кот общаются все жители России.

высшая форма языка - лит яз. нагрузка на лит яз была разной в разное время.

Есть неск. теорий происх лит-го языка:

1.академик Шахматов: в основе лит. яз. лежал Болгарский лит яз (Старославянский язык). Представленный на Руси как церковный язык. появился на Руси после крещения Руси. Старославянский яз. кот существовал под влиянием диалектных форм

2.обнорский и Якуборский: в основе Древнерусский язык, кот возник независимо от старослав. языка, на основе говоров. Он сущ. параллельно с церковным.

3.академик Виноградов: на Руси 12-13 вв существовало три типа письменного языка:

- церковно-славянский язык (кот появ с крещением руси)

- средний, светско-литературный (древнерусский язык; вся древняя лит-ра)

- письменный, деловой яз (письм. речь нах под влиянием фольклора, диалектной речи)

с 17 в великорусская народность преобразуется в письменную нацию; до 17 века на Руси сущ. двуязычие, те древнерусский яз cуществовал параллельно старо-славянскому языку. с 17 в появл единая лит форма, на базе культивированной народной речи.

Учение о трёх сти́лях — классификация стилей в риторике и поэтике, различающая три стиля: высокий, средний и низкий (простой). Ломоносов исп учение о 3 ст для построения стилистической системы рус яз и рус лит. Три «стиля» по Ломоносову:

Высокий - высокий, торжественный. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии.

Средний - элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.

Низкий - комедии, письма, песни, басни.

18 борьба за единые нормы лит-го языка. Этот процесс завершает Пушкин.

 С Пушкина начинается современный лит язык.

две хронологические классификации совр яз:

1. со времён Пушкина (демократизировал язык; написал произведения народным языком)

2. нач с 20 века 30х гг

В основе совр лит РЯ лежит московский говор, говор изолированного типа, кот не поддерживался ближайшими территориями (предел садового кольца);

в России произошло территориальное формирование языка(в Лондоне статусное)

диалекты: северный, южный, средне-великорусские










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...