Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перевод такой срьзу же отметает всякую двусмысленность и устраняет кажущуюся замысловатость заглавия.




В самой Германии заглавие книги воспринималось как неоправданно сложное; его упрощения укрепились не только в жизни, но и в изданиях Котты, начиная с Собрания сочинений 1805—1620 гг., где книга названа «Идеи к истории человечества» («Ideen zur Gesehichte der Menschheit). Такое упрощение неправомерно, но симптоматично для восприятия книги в ту эпоху.

II. ИЗДАНИЯ КНИГИ ГЕРДЕРА

А. Первоначальные издания

Первое издание «Идей к философии истории человечества» вышло в свет у рижского издателя Гердера—И. Ф. Харткноха — в четырех томах формата малой кварты: Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit von Iohann Gottfried Herder. Riga und Leipzig, bei Iohann Friedrich Hartknoch, 1784—1791.

Тома вышли из печати соответственно в 1784, 1785, 1787, 1791 гг. и печатались в различных типографиях (в Эрфурте у И. Э. Шлегеля, в Рудольштадте у Шираха). В 1789 г. три первых тома вышли новым тиражом. Существуют сведения о том, что вто издание,— вероятно, несколько позднее,— было повторено с сохранением по возможности всех особенностей первого издания и с указанием прежних дат выпуска; так, имеется I том, отпечатанный «Бегманновской типографией в Рудольфштадте»; насколько известно, сопоставление разных экземпляров до сих пор систематически не проведено.

Вслед за изданием «нн-кварто» Харткнох предпринял издание форматом в восьмую долю листа, тома которого вышли соответственно в 1785, 1786, 1790, 1792 гг.

Первоначальное издание «Идей» было повторено еще дважды в 1621 г- (2-ое изд., Лейпциг) и в 1в28 г. (3-е изд. Лейпциг), в двух томах, с предисловием историка Генриха Лудена (1780—1847).

Б. Научные издания книги Гердера

В рамках историко-критического издания сочинений Гердера, выходившего под редакцией Бернхарда Зупхана (1845—1911) в 1877—1913 гг., «Идеи» составили тома. ХIII и XIV: Herders Sammtliche Werke. Hrsg. von Bernhard Suphan. Berlin. Band XIII, 1887; Band XIV, 1909.

651

В этом издании были опубликованы первоначальные редакции глав, не вошедшие, по весьма существенным причинам идейного порядка, в окончательный текст «Идей», равно как некоторые наброски текста.

2. Вполне сохраняет свое значение комментированное издание «Идей» Эрнста Нау-манна, составляющее части 5—8 15-томного Собрания сочинений Гердера н части 3—6 8-томного: Herders Werke. Auswahl in 15 Teilen. Hrsg. von Ernst Naumann. Berlin, Wien, Leipzig, Stuttgart, o. J. [1912] (Goldene Klassiker-Bibliothek); Herders Werke. Auswahl in 8 Teilen... Berlin..., o. J. [1908] (...).

Издание, тоже комментированное, под редакцией Хеннца Штольпе: Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit, Hrsg. von Heinz Stolpe, Bd. I—II. Berlin und Weimar, 1965 (Ausgewahlte Werke in Einzelausgaben).

В. Русские переводы

Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера. СПб., 1829.

В это издание вошла только первая часть «Идей».

Ср. рецензию в журн. «Московский телеграф», 1829, ч. 29, № 7, с. 89—91, а также: Разбор рецензии на книгу под заглавием: Мысли [...]. СПб., 1830.

2. Отрывки из «Идей» напечатаны в переводе Л. Ю- Виндт в подготовленном В. М- Жирмунским издании Гердер И. Г. Избранные сочинения. Л-, 1959, с. 227—274.

Г. Из других изданий следует отметить

Подготовленное после смерти Гердера Полное собрание его сочинений, выходившее под редакцией известного историка Иоганнеса фон Мюллера (1752—1809), его брата Иоганна Георга Мюллера (1759—1819) и гё'ттингенского филолога-классика Кристиана Готлоба Гейне (1729—1812): Sammtliche Werke. Stuttgart und Tubingen. Cotta, 1805—1820.

В атом 45-томном издании «нн-октаво» сочинения Гердера образовали три тематических отдела: «Идеи» составили тт. 3—6 отдела «К философии и истории» и были подготовлены И. фон Мюллером. Впервые здесь был напечатан план книг 21—25 «Идей».

Это же издание было повторено в 1827—1830 гг. в шестнадцатую долю листа, в 60 томах («Идеи» составляют тт. 4—7 названного отдела).

Все в целом это издание никак нельзя считать удовлетворительным; начатое вскоре после смерти автора, довольно поспешно, оно не ставило своей задачей подготовку точного текста, а нередко допускало самые произвольные, вполне сознательные его изменения. Положительной сторвной этого издания следует признать композицию исторических сочинений Гердера в нем, где «Идеи» заняли логически определенное место:

а) «Идеям» предшествовали тома, озаглавленные «Первобытный мир» («Die Vor-welt») и «Прелюдии философии истории человечества»; в первый раздел вошли, в частности, незаконченные и при жизни автора не опубликованные, посвященные археологии «Персеполнтаиские письма», во второй — сочинения Гердера о происхождении языка и важнейшая, содержащая в зародыше весь замысел «Идей», работа 1773 г. (опубл. в 1774) — «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества»;

За «Идеями» следовали «Постсцении истории человечества», включавшие ряд статен Гердера по общим вопросам истории, в той числе (в 45-томном издании) его

652

Премированный Берлинской академией наук трактат «О влиянии способа правления на науки и наук на способ правления» (1780).

Томное издание того же Коттьг: Sammtliche Werke in 40 Banden. Taschen-Ausgabe. Stuttgart und Tubingen. Cotta, 1852—1854.

3) Два сокращенных издания «Идей...», появившиеся в ГДР: J. С. Herder. Zur Philosophie der Geschichte, Bd. 2. Berlin, 1952; Herders Werke in fiinf Banden. Bd. 4. Weimar, 1957.

IV. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ И ХАРАКТЕР ПРИМЕЧАНИЙ

Для публикуемого в настоящем издании перевода книги использованы первое издание книги Гердера (см. выше, II А 1), а также указанные в разделе II Б издания Б. Зупхана, 3. Науманна и Г. Штольпе.

Задача примечаний. Разница в уровне развития наук между эпохой Гердера и современностью столь велика, что комментирование всех отдельных мест книги, требующих поправок или разъяснений,— задача неисполнимая по своей обширности и разнообразию материала. Поэтому примечания ограничены комментированием 1) лишь некоторых реалий, 2) лишь некоторых терминов, а кроме этого, 3) указывают источники текстов и 4) содержат перевод иностранных (у Гердера крайне редких) текстов. В отдельных случаях примечания специально оговорены. Примечания дополняются указателем. В нем по возможности приводятся сведения о менее известных деятелях науки и истории.

Подстрочные примечания Гердера а нашем издании оставлены без всякого изменения, библиографические ссылки в ряде случаев уточнены.

В примечаниях много раз цитируется один из распространенных справочников, выходивший в свет на протяжении всего XVIII в., в различных вариантах, с исправлениями и подновлениями — это словарь Иоганна Хюбнера (1668—1731); Johann Hiibners reales Staats-Zeitimgs — und Conversations-Lexicon [...]Leipzig, in Gleditschens Buchhandlung, 1782. Цит.: Хюбнер, с указанием столбца.

Встречающиеся в примечаниях цитаты без указания переводчика принадлежат составителю комментариев.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 Персии III, 71—73. Пер. Ф. Петровского. Следует принять во внимание, что Гердер (в целом совершенно не склонный к цитированию античных текстов) в этом случае берет строки сатиры Персия в отрыве от контекста и вкладывает в них иной смысл: речь для него идет о «человеческом месте» в мире.

2 Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit. Beytrag zu vielen Beitra'gen des Jahrhunderts. о. О., 1774.

3 «Я тоже художник» (итал.). Возглас Корреджо перед картиной Рафаэля.

4 Приведенные по-гречески слова Эпиктета: «Не вещи волнуют людей, а мнения о вещах».

5 Одной из таких работ могла быть, по предположению Э. Шаумкелля (Schaam-kell E. Geschichte der deutschen Kulturgeschichtsschreibung. Leipzig, 1905. Nachdruck, 1970,, S. 140—111), книга Иоганна Кристофа Аделунга (1732—1806) «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782).

6 Кн. пророка Аввакума, 1, 14.

7 Аналогия. Следует иметь в виду ясную для Гердера этимологию одного из центральных у него понятий. Греч, analogos — соответствующий смыслу, разуму, или, по

Гердеру — «Замыслу». Явления аналогичные заключают в себе один и тот же смысл, т. е. logos или ratio. Разные явления, будучи аналогичны, одинаково соотносятся с «Замыслом». Ниже — «великая Аналогия» есть соответствие всего сотворенного мира замыслу творца.

8 Описательное выражение философской формулы пантеизма «hen kai pan» («Одно, и Все»).

9 Плиний. Ест. ист. VIII, I, 6—7.

КНИГА ПЕРВАЯ

1 И. Г. Ламберт, выдающийся немецкий ученый (физик, философ, математик, логик, астроном). «Kosmologische Briefe iiber die Einrichtung des Weltbaues», Augsburg. 1761.

2 И. Э. Боде, известный астроном, автор многих популярных, широко читавшихся работ. Гердер ссылается на его «Введение к познанию звездного неба» («Anleitung zur tCenntniss des gestirnten Himmels». Hamburg, 1768; многочисленные переиздания).

3 Гемстергейс — выдающийся голландский философ, оказавший огромное влияние на немецкую философию в эпоху позднего Просвещения и романтизма. Жан-Поль (И. П. Рихтер) ставит Гемстергейса рядом с Платоном. Гердер переводил его «Письма о желаниях» («Lettre sur les desirs», перевод издан в 1781 г.) и трактат «О человеке и «го отношениях» («Sur I'homme et ses rapports»; перевод частично опубликован в 1781 г.).

4 Гердеровское понятие «die bildende Natuv», т. е. созидательная, творческая, ваяющая природа, исторически восходит к тому представлению о природе («a Plastick Nature»), какое сформировалось в XVII в. в кругу английских неоплатоников, учение которых пришло в Германию в середине XVIII в. вместе с сочинениями Шефтсбери, оплодотворившими немецкую культуру (Гаманн, Гердер, Гёте, Виланд и мн. др.) и способствовавшими складыванию характерного эстетического образа мира. Представление о самодеятельно-творящей природе постоянно сталкивается у Гердера с богословскими идеями и вызывает у него потребность в оправдании или оговорках.

5 А. Кирхер утверждал в книге «Экстатическое путешествие по небу» (1656), что планеты не населены, но оказывают свое влияние на земные дела. Шведский теософ Сведенборг, французский писатель Фонтенель, физики Гюйгенс и Ламберт считали, что планеты обитаемы. Этого взгляда придерживался и Кант.

в Великий французский естествоиспытатель излагал свою гипотезу происхождения Земли и ее постепенного развития в книгах «Теория Земли» (1749) и «Эпохи природы» (1778).

7 В 1775 г. в Лиссабоне произошло катастрофическое землетрясение, разрушившее город; вся Европа была потрясена этим событием, Вольтер написал «Поэму о разрушении Лиссабона», в которой обрушился на оптимизм Лейбница, на его утверждение о том, что наш мир—лучший из возможных, где все предназначено для определенной цели.

8 Т. е. учение об атмосфере.

9 В этом месте Гердер понимает астрологию как такую науку, которая специально изучает зависимость Земли от небесных тел и место Земли во Вселенной. Т. е. астрология здесь для Гердера — часть астрономии.

10 Гёттингенский проф. Гаттерер — составитель компендиума всеобщей истории; «второй» Гаттерер был бы, следовательно, уже составителем компендиума космической истории, истории всей Вселенной.

11 Новая Мексика, на западе граничившая с Калифорнийским заливом, простиралась к северу, не имела определенной северной границы и занимала большую часть плохо изученной территории современных США. Хюбнер, 1562.

12 Т. е. к Балтийскому морю.

13 Гаги — видимо, жители Гаго, страны, расположенной между р. Нигер и Гвинеей. Хюбнер, 958.

14 Мономотапа —государство на юге Африки, ок. 30° южной параллели. Кафры занимали самую южную часть Африки.

15 Большое преувеличение для конца XVIII в.: не были изучены, например, огромные территории Северной Америки и Австралии.

16 Австралия была недостаточно известна в конце XVIII в., ее западное побережье было описано в XVII в-, восточное было открыто Куком в 1770 г. На картах того времени Австралия значится как Новая Голландия.

17 Terra Australia incognita, которая предполагалась в районе Антарктиды.

18 Выдающийся немецкий естествоиспытатель Р. Форстер — участник экспедиции Кука (1772—1775). Сын Р- Форстера, впоследствии знаменитый публицист Георг Фор-стер) сопровождавший отца в путешествии, написал на основании его дневников «Заметки о предметах физического землеописания, естественной истории и нравственной философии...» («Johann Reinhold Forster's Bemerkungen iiber Gegenstande der physischen Erdbeschreibungi, Naturgeschichte und sittlichen Philosophic a-uf seiner Reise um die Welt gesammelt»... Berlin, 1783, англ. изд.— London, 1778).

19 Ulloa Antonio de. Physikalische und historische Nachrichten vom sucHichen und nord-lichen Amerika. Leipzig, 1781.

20 Leiste Chr. Beschreibung des portugiesischen Amerika... Braunschweig, 1780.

21 Огромная территория Северной Америки, расположенная между Флоридой, Мексиканским заливом, Новой Мексикой, Канадой.

КНИГА ВТОРАЯ

I Выдающийся шведский естествоиспытатель («Philosophia botanica», 1751; «Sys~ tema naturae», 1735).

г Во втором томе «Естественной истории Южной Франции» (Париж, 1780) аббата Сулави содержится «Физическая история растений по климатам—».

3 Т. е. Линней.

4 Немецкое издание книги голландского врача и естествоиспытателя: «Versuche mit-den Pflanzen». Leipzig, 1780.

5 Ср. Кн. Бытия. 1, 28.6 Кн. Бытия. 1, 24.

7 Естествоиспытатель, географ в Брауншвейге, «Geograpbische Geschichte der Men-schen und der allgemein verbreiteten vierfiissigen Thiere».8 Т. е. Индийского океана.

9 Унау — бесхвостый ленивец, живет в северной части Южной Африки.

10 Протоплазма (от греч. protoplasis, protoplastos, у Гердера Hauptplasma)—собств. «первостроение», т. е. материя, заключающая в себе изначальную силу творческого

(пластического, от глагола plasso) акта и получившая или пластический (объемный, изваянный, скульптурный) вид или рельефный вид (как пишет выше Гердер) прототипа, модели-первообраза, формы всего будущего творения.

II Гораций. Сатиры, I 4, 62.

12 Идея французского материалиста Ж. Б. Р. Робинэ (1735—1820).

13 Разработанная греческим скульптором Поликлетом (V в. до н. э.) система идеальных пропорций человеческого тела.14 Кн. Бытия, 2, 19.

КНИГА ТРЕТЬЯ

1 А. фон Галлер — швейцарский врач и естествоиспытатель, поэт и романист; знаменитый ученый, многогранное влияние которого ощутимо в разных частях книги Гердера. «Elementa physiologiae corporis humani», t. VI, 1758.

3 Martinet J.-F. Katechismus der Natur. Leipzig, 1779 (пер. с голл.).

3 Манати — то же, что ламантин (из отряда китовых).

4 Пипа — разновидность лягушки.

5 Теория зародышей, или преформации, утверждала изначальное существование готовых форм организмов в зачатках живых существ. Ее сторонники — Галлер, Беннс Спаланцани. Идея «предустановленной гармонии» Лейбница благоприятствует этой теории.

6 «Опыт сравнительной анатомии» (англ.),

7 Zimmermann Е. А. IV. Beschreibung und Abbildung eines ungebornen Elefanten. Erlangen, 1783.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...