![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Негативное и позитивное когнитивное содержание для Стива ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
После сессионных и домашних упражнений в позитивных самоутверждениях Стив доложил, что количество сигарет, выкуриваемых за день, уменьшилось и он начал испытывать большую уверенность насчет возможности полного отказа от курения. Он также начал формировать новый круг общения, в который вошли некурящие люди. В основном это были те, кто ходил в церковь, которую посещал и Стив с женой. Когнитивные процессы Анализ когнитивных искажений Стива наводил на мысль, что они в первую очередь касались рецидивов. Как многие курильщики, он, исходя из прошлого опыта и испытывая физическую тягу к курению, не верил, что сможет избавиться от вредной привычки. Более того, он втайне определял себя как курильщика (мы подробнее рассмотрим этот вопрос ниже). Терапевт обсудил со Стивом искаженный характер его когнитивных процессов. В итоге Стив согласился с тем, что предавался драматизации и мышлению в понятиях безнадежности (считая, что никогда не сможет остановиться), дихотомическому мышлению (усматривая фиаско в неумении полностью отказаться от привычки) и утверждениям в 112 Часть II Лечение психологических расстройств
После первоначальной индукции гипнотерапевт выстроил следующую процедуру гипноза (темы медленного и устойчивого прогресса, движения по восходящей и возрастающего самоуважения). Оглянувшись назад и посмотрев на свою жизнь, ты видишь, что сделал много хорошего, не правда ли, Стив? Много хороших вещей, какие-то были крупными, какие-то мельче... но все это свершения, которыми можно гордиться. Ты можешь вспомнить, например, как впервые научился кататься на велосипеде [опыт, почти универсальный для всех детей]. Ты мог бы припомнить, как тебе казалось, что никогда не научишься направлять эти два колеса в одном направлении... и делать так, чтобы машина держалась прямо. Наверное, ты думал, что никогда не сможешь этому научиться. Но теперь тебе известно, что ты все-таки научился, не так ли? И, по мере того как ты постепенно обучалсяезде, ты воспринимал себя все лучше и лучше,разве не так? Сам акт постепенного наученияприводил к лучшим и лучшим ощущениям,не так ли? Наверное, ты можешь сфокусироваться на этой картине прямо сейчас, видя себя едущим и падающим... едущим и падающим... но неизменно становящимся лучше и лучше... видишь себя не только терпящим неудачи, но становящимся лучше и лучше, учащимся на своих ошибках [доведение образа до завершения]. Видишь, как ты учишься ездить... по ходу дела у тебя получается лучше и лучше, и ты чувствуешь себя лучше и лучше.Одно идет бок о бок с другим, не правда ли? ...делать лучше и чувствовать себя лучше; чувствовать себя лучше и делать лучше... [суггестия адаптивной спирали]. И чем лучше ты делаешь, тем лучше ты себя чувствуешь... чем лучше ты себя чувствуешь, тем лучше ты делаешь. Но все это требует времени, не так ли? И для хорошего самочувствия тебе, наверное, даже не нужно делать это в совершенстве — достаточно сделать лучше сегодня, чем делал вчера... зная, что завтра ты сделаешь еще лучше, хотя, возможно, еще и не идеально, но так и должно быть, не правда ли? (Пауза.) Теперь я хочу, чтобы ты сфокусировал свое сознание на твоей первой рабочей задаче [предшествующее обсуждение показало, что Стиву было особенно трудно научиться вещам, которых требовала эта работа]. Увидь себя приступающим к этой работе. Когда эта картина прочно утвердится в Глава 9. Вредные привычки 113
Обратите внимание на заключительную часть этого примера, где содержатся встроенные суггестии «постепенной учебы», а также те, что подчеркивают связь между «хорошей работой и хорошим самочувствием». Эти повторы и встроенные суггестии важны для модификации когнитивных процессов. Кроме того, в качестве сценических образов для будущей работы полезно использовать распространенные занятия, предаваться которым было некогда свойственно почти всем людям, вроде обучению езде на велосипеде. Когнитивные структуры Когнитивные структуры, которые непосредственно связаны с вредными привычками, обнаружить труднее, чем те, что присущи депрессии, тревоге или другим психологическим расстройствам внутреннего характера. Отчасти это связано с тем, что вредные привычки имеют тенденцию поддерживаться внешними подкрепляющими факторами либо веществами типа никотина, которые вызывают физическую зависимость, либо приятным действием: например, приемом пищи. Имеются и некоторые данные, свидетельствующие о том, что определенные пристрастия, такие как злоупотребление токсическими веществами, частично имеют генетическую природу. Результаты ряда исследований показали, что генетические структуры могут быть связаны с индивидуальными различиями в переработке алкоголя, и то же относится к строению тела. Кроме того, вредные привычки можно не считать составной частью «я» так, как считают другие психологические проблемы. Их можно рассмат- 114 Часть II. Лечение психологических расстройств
Однако бывает и так, что некоторые привычки воспринимаются как личностные характеристики и идентифицируются с ней. Люди, которые много лет курили или употребляли вещества, вызывающие зависимость, для себя и других могут определяться как «курильщик», «пьяница», «наркоман» или даже «неудачник». Определение себя в таком ключе может породить ощущение безнадежности в связи с возможностью когда-либо по-настоящему измениться; на самом деле так можно даже отбить всякое желание к этому. Человек может просто подумать: «Таким уж я родился» и не будет даже думать о том, чтобы изменить что-нибудь. Кроме того, определенные ядерные когнитивные структуры могут способствовать сохранению вредных привычек и противодействовать усилиям, направленным на изменения (см. главу 5). Например, репрессивность (Young, 1994) — тенденция быть остро критичным и нетерпимым к тем, кто не удовлетворяет твоих ожиданий, способна препятствовать изменению, которое часто осуществляется постепенно и является типичным для модификации застарелых привычек. Клиенты, обладающие ранней неадекватной схемой репрессивности, нередко относятся строже к себе, нежели к другим, и, ожидая быстрых перемен, крайне критичны к своему «медленному» прогрессу. Аналогичным образом, клиенты с РНС жестких стандартов часто рассчитывают добиться выполнения недостижимых целей. Другие могут прибегать к наркотическим веществам в поисках удовольствия и успокоения в случаях, когда те или иные события запускают РНС предательства/непостоянства или эмоциональной депривации. И, разумеется, РНС недостаточного самоконтроля/самодисциплины напрямую участвует в провале попыток модифицировать привычки, поскольку последние могут рассматриваться как результат отсутствия воли. Терапевту стало ясно, что Стив втайне определял себя как курильщика, а в результате не верил искренне в возможность что-то изменить. Мотивация к изменению приобрела хоть сколько-то внутренний характер только недавно, с рождением дочери. До того курение было просто неким делом, которое он видел выражением своей сущности. Если это не нравилось окружающим, то это было их проблемой. Злостные токсикоманы нередко думают так же. Поэтому проблемное поведение является эгосинтоническим (то есть совпадающим с образом «я» у клиента). Глава 9. Вредные привычки
Для обращения к этим РНС гипнотерапевт разработал процедуру, которая представлена ниже. После стандартной индукции она проводилась следующим образом. И сейчас, когда ты находишься в уютном состоянии транса, я хочу поговорить с тобой, Стив. Ты можешь слушать меня, как тебе угодно: вполне осознанно или лишь частью сознания; на самом деле это не имеет значения [закладывается важная суггестия изменения], ибо твой бессознательный разум услышит то, что хочет услышать, и воспользуется этим... Итак, твой сознательный разум, которым ты пользуешься, чтобы чему-то внимать, может взять отпуск, может отступить в сторону и передать бразды правления бессознательному разуму. И ты можешь сделать это спокойно, зная, что твой сознательный разум может вернуться из отпуска в любой момент, когда пожелает... но он не желает этого прямо сейчас, ему это не нужно... это действительно не имеет значения (долгая пауза). Все мы, пока живем, учимся многим вещам [нормализация последующего процесса]. Иногда мы учимся достигать, иногда мы учимся расслабляться... иногда мы учимся выполнять наши обязанности, иногда мы учимся лучше относиться к другим... Иногда мы знакомимся с правилами, иногда мы знакомимся с ситуациями, когда эти правила можно или должно нарушить [размещение тем РНС рядом с более адаптивными темами]. Так и в твоей жизни, Стив, ты научился многим вещам. Наверное, ты научился следовать правилам, напряженно работать, всегда стараться сделать как лучше, сохранять контроль, выполнять свой долг. Возможно, ты научился судить себя... возможно, судили тебя и другие, и ты научился судить себя прежде, чем тебя осудят другие. Когда /16 Часть II Лечение психологических расстройств
Обратите внимание на то, что в конце процедуры гипнотерапевт строил фразы в позитивном ключе (например, «свободнее...»), не прибегая к негативным (например, «ослабь репрессивные чувства к себе»). Такие позитивные фразы ориентируют клиента в направлении будущей цели, а не прошлых чувств. Кроме того, позитивные фразы функционируют как побуждающие, а не как тормозящие факторы. Они вдохновляют клиента продолжить свои усилия измениться и закладывают основы настоящих и будущих оптимистических установок взамен пессимистических. Глава 9 Вредные привычки 117 Лечение токсикомании С самого начала необходимо подчеркнуть, что лечение токсикомании не может и не должно исчерпываться одним гипнозом. В пристрастии к токсическим веществам участвуют могущественные физические и психологические поддерживающие факторы, которые с трудом поддаются лечению любыми средствами. Конечно, физиологические аспекты наркотической зависимости необходимо лечить соответствующими физиологическими методами. Многостороннему лечению могут подвергаться даже психологические аспекты токсикомании (Dowd and Rugle, 1999), а вещества разного типа могут требовать различных методов лечения. Тем не менее гипноз может быть ценной дополнительной интервенцией в составе комплексной лечебной программы, направленной на некоторые общие элементы, присущие злоупотреблениям токсическими веществами. О практике гипнотического лечения токсикомании написано очень мало — и большая часть написанного содержит эпизодические случаи, самые общие данные или расплывчатые, неподкрепленные мнения. Изредка встречаются подробные описания специальных гипнотических интервенций. Имеется сходство между курением и злоупотреблением химическими веществами. Следовательно, к токсикоманам можно применять многие концепции и гипнотические процедуры из тех, что рассматривались при отказе от курения. Действительно, в литературе описан случай (Page and Handley, 1993), когда кокаиновая наркоманка сумела отказаться сначала от сигарет, а после — от кокаина, прослушивая три раза в день коммерческую аудиокассету с рекомендациями по снижению веса и мысленно подставляя слово «курение» или «кокаин». Никакая очная терапия не проводилась. Хотя истории о таких достижениях любопытны, они весьма нетипичны, и вероятно, что гипноз выступал здесь в роли плацебо, приводившего к повышенным ожиданиям. Однако между курением и токсикоманиями существуют важные различия, так как для взрослых курение узаконено, а большинство наркотиков находится под запретом. Кроме того, здесь действуют свои психологические и физиологические поддерживающие факторы, в силу чего показано отдельное лечение. Тем не менее концепции и техники, описанные для гипнотического лечения курения, можно использовать и при лечении токсикомании. Есть данные, свидетельствующие о том, что индивиды с химической зависимостью прибегают к токсическим веществам с целью снять напряжение, расслабиться и улучшить свое настроение. Это нехарактер- 118 Часть II Лечение психологических расстройств
Применение гипноза с целью способствовать релаксации Вандамм (Vandamme, 1986) приводит пример использования медитации и релаксации при лечении героиновой зависимости, описывая 20-летнюю женщину, которая пристрастилась к героину в последний год обучения в средней школе. На момент начала лечения она ежедневно прибегала к инъекциям, и ее дальнейшая карьера виделась все более проблематичной. Ей было трудно отделиться от матери, и она идентифицировала себя со своим неприспособленным отцом. Терапевт начал лечение, исходя из предположения, что опиумная зависимость являлась попыткой справиться с хроническим стрессом. После первоначального налаживания контакта и заключения контракта, по условиям которого она должна была воздерживаться от наркотиков хотя бы две недели, гипнотерапевт воспользовался следующей медитацией. Откинься поудобнее, но оставайся в вертикальном положении так, чтобы твоя голова прочно опиралась, а руки покоились на коленях или на бедрах. Держи ноги в расслабленном положении и закрой глаза. Плавно вдыхай, медленно выдыхай и спокойно произноси: альфа, альфа, альфа [после проверки ритма]. Теперь продолжай произносить «альфа», но не вслух, а мысленно. Если увидишь какие-нибудь образы, не увлекайся ими; просто наблюдай за ними и продолжай повторять в уме: альфа, альфа. Я оставлю тебя одну на 20 минут. Когда я вернусь, то постучу в дверь, но войду не сразу. Когда ты услышишь стук, медленно открой глаза и тихо посиди несколько секунд (Vandamme, 1986, р. 44). Релаксирующий компонент этой мантры очевиден. Менее очевидным может быть аспект, касающийся опустошения сознания. Когда Глава 9 Вредные привычки 119
Затем гипнотерапевт применил упражнение на гипнотическую релаксацию, избегая употребления слова «гипноз», с целью ослабить тревогу клиентки. Вслед за суггестией фиксации глаз (например: «сосредоточь внимание на пятне, находящемся на стене...») гипнотерапевт применил следующую процедуру: Подумай о своих ногах, своих ногах, ты можешь почувствовать, как мышцы твоих ног расслабляются; раскрепостись! Мышцы твоих ног раскрепощаются. Когда они раскрепощаются, ты ощущаешь лишь вес твоих ног, вес твоих ног, давящих на кресло. Тяжелое, тяжелое расслабление, твои ноги тяжелеют от него. Ты вся наполняешься тяжелой расслабленностью. Веки тяжелеют от нее. Тяжелое, вялое расслабление... Заметь, каким легким и непринужденным стало твое дыхание; всякий раз, когда ты выдыхаешь, ты расслабляешься еще больше. Расслабь свои руки, почувствуй, какими они стали расслабленными. Расслабь свои шейные мышцы, дай своей голове запрокинуться. Сделай глубокий вдох, выдыхай, ощути, насколько ты расслаблена... Теперь ты расслабилась настолько, настолько расслабилась, что по ходу этого глубокого расслабления будешь чувствовать себя во всех отношениях сильнее и крепче физически. Каждый день твои нервы будут делаться прочнее и выносливее, твое сознание спокойнее и яснее, более невозмутимым, безмятежным, уравновешенным. Тебя будет уже не так просто обеспокоить, не так легко разволновать, в тебе будет меньше страхов и дурных предчувствий, ты будешь гораздо меньше расстраиваться. Ты сумеешь мыслить яснее, ты сможешь с нераздельным вниманием отдаваться любому занятию... Ты расслабилась так глубоко, так глубоко расслабилась, что все, что случилось с тобой, продолжит воздействовать и дома на твои мысли, твои чувства и твои действия так же бесповоротно, так же сильно, как это было здесь, когда ты была со мною... (Vandamme, 1986, р. 44-45). 120 Часть U. Лечение психологических расстройств
Применение гипноза для улучшения настроения и повышения самоуважения Лица, злоупотребляющие токсическими веществами, часто отличаются плохим настроением и слабым самоуважением. Здесь трудно установить, что является причиной, а что следствием — иными словами: потому ли у них плохое настроение и слабое самоуважение, что они употребляют наркотики, или они прибегают к наркотикам потому, что Глава 9. Вредные привычки 121
Ченнон-Литтл (Channon-Little, 1994) описала версию подхода к гипнотическому лечению курения, разработанного Шпигелем и Шпигель (Spiegel and Spiegel, 1978). Она акцентирует позитивный подход, направленный на уважение к телу и содержащий следующее основное послание: «Мое тело доставляет мне удовольствие. Я не только уважаю его, но и радуюсь ему. Я собираюсь его отблагодарить» (р. 161). Ченнон-Литтл предлагает выстраивать эту процедуру вокруг того, что доставляет клиенту радость, с привлечением внимания к разнообразным приятным физическим ощущениям. В качестве примера использования этой техники давайте рассмотрим следующий случай. Джек пристрастился к марихуане. С годами он курил ее все больше и больше, пока дело не дошло до того, что это пристрастие наложило отпечаток на всю его жизнь, и он мало чем интересовался. Его учеба, которая до того была приличной, стала хромать, и он получил несколько низших баллов, поскольку не выполнял заданий. Из-за этого он испытывал дисфорию, а его самоуважение было слабым. Гипнотерапевт построил процедуру гипноза, затрагивающую уважение к его телу и суггестирующую лучшее настроение. Поскольку Джек был тяжелоатлетом, для повышения настроения был задействован образ, связанный с этим занятием. Джек, я хочу, чтобы ты подумал о своем теле как о машине наслаждения. Она готова дарить тебе наслаждение, если ты правильно с ней обращаешься. Тело есть агрегат, наделенный сознанием, — если тело чувствует себя хорошо, то и сознание чувствует себя хорошо; если хорошо себя чувствует сознание, то хорошо себя чувствует и тело. Поэтому ты можешь воздействовать одним на другое. Я хочу продолжить простым упражнением... Я хочу, чтобы ты представил себя готовящимся к соревнованиям по тяжелой атлетике, тщательно напрягающим каждую группу мышц поочередно по мере того, как готовишься к соревнованиям. Хорошо, позанимайся этим какое-то время и отметь, насколько это здорово, какой приток энергии испытывает твое тело, как играют твои мускулы. Отметь, как ты начинаешь ощущать себя сильнее, когда напрягаешься и расслабляешься, напрягаешься и расслабляешься. Ты совершенно не нуждаешься и не хочешь, чтобы нечто встало между тобой и этими приятными ощущениями, разве не так? Теперь увидь себя приближающимся к первому тренажеру, садящимся на стул и 122 Часть П. Лечение психологических расстройств
Эту процедуру можно повторять сколько будет необходимо, а также записать на пленку, чтобы клиент прослушивал ее между сессиями. Тип процедуры будет зависеть от характера деятельности, которую клиент находит приятной. Например, клиента, который любит музыку, можно провести сквозь любимую композицию, отмечая все приятные созвучия и связанные с ними телесные ощущения. Если бы Джек был поклонником Бетховена, то процедура могла бы быть такой: Пусть в твоем сознании прозвучит начало Седьмой симфонии Бетховена. Пока продолжается музыка, ты можешь почувствовать, как она будоражит твое сознание и твое тело. Ощути в сознании совершенное богатство оркестровки, пляску струн (Седьмая симфония Бетховена неформально извес-' тна как Танцующая симфония), трубы — и почувствуй, испытывая трепет чистой радости, как звуки пронизывают твое тело. Ты можешь ощутить музыку в твоем теле так же, как слышишь ее в сознании. И ты знаешь, что это наслаждение не нужно умножать чем-то извне, посторонним, вообще ничем! Все наслаждение, в котором нуждаются твое тело и сознание, находится прямо здесь, прямо сейчас! Глава 9. Вредные привычки 123
Применение гипноза для достижения измененного состояния сознания Появляется все больше фактов в пользу того, что наркоманы употребляют наркотики для достижения измененного состояния сознания и что их «высокие» переживания в момент употребления наркотиков сходны с теми, что они испытывают под действием гипноза (Krupnick-McClure, 1994). Согласно теории «состояния», рассмотренной в главе 3, сам по себе гипноз определяется как измененное состояние сознания. С этой точки зрения гипнотическое состояние является качественно отличным от обычных форм сознания и основывается на радикально иных феноменах, которые демонстрируют люди, находящиеся в трансе. Конечно, в нормальном состоянии люди не воздевают рук (левитация руки), не испытывают онемения в теле (перчаточная анестезия) и не видят на деле отсутствующих вещей (позитивные галлюцинации). Однако попытки дифференцировать гипнотическое состояние от не гипнотического, исходя из уровня химических и электрических составляющих в организме человека, оказались безуспешными (Yapko, 1995). Не было найдено и других отличительных маркеров. С позиции когнитивно-поведенческого объяснения поведения в трансе эти события должны рассматриваться как результат ситуационных ожиданий изменения, происходящего в условиях, где такие явления допускаются и стимулируются. На самом деле похоже, что Мэттьюз с коллегами (Matthews et al., 1998) ратуют за когнитивно-поведенческое понимание гипноза Эриксо-на, когда заявляют, что он сам создавал атмосферу серьезного ожидания изменений в гипнотическом контексте. Поэтому вопрос стоит так: возможно ли вызвать измененное состояние сознания, оперируя в рамках позиции когнитивной гипнотерапии? Я думаю, что да, и я буду пытаться это делать. Тем не менее должен отметить, что Крупник-Мак-Клур (Krupnick-McClure, 1994) было обнаружено, что гипноз был эффективнее релаксации в случаях, когда учитывалась восприимчивость к гипнозу. Следовательно, могут существовать индивидуальные различия в степени использования клиентами этих техник. 124 Часть II Лечение психологических расстройств
Существующие схемы пересекаются с нашим умением входить в необычные или измененные состояния сознания (Walters and Havens, 1993). Поскольку здесь организуются новые переживания на основе прошлых конструктов, постольку они глубоко консервативны и мешают нам видеть вещи в новом свете, выходить за рамки наших пристрастий или переживать новые явления. Они ограничивают будущее прошлым. Традиционная когнитивная психотерапия даже более позднего периода, сфокусированная на схемах и развитии, помогает клиентам идентифицировать и оспорить ядерные когнитивные схемы. Во многих случаях считается также, что устранение негативных схем автоматически повлечет за собой возникновение позитивных (Peterson and Bassio, 1991). Однако достижение измененного состояния сознания может потребовать чего-то иного. Оно может потребовать хотя бы временного отказа от схем или изменения их в более позитивном направлении. Гипноте-рапевты, работающие в рамках психотерапии Эриксона, считают необходимой утилизацию «бессознательных» ментальных ресурсов путем устранения блоков, препятствующих доступу к ним. Они утверждают, что задачей гипнотерапевта является дать этим естественным процессам осуществиться, разрешая клиентам переживать то, что захочет переживать их «бессознательный» разум. Вместо слова бессознательный, который отягощен иррелевантным и архаическим концептуальным багажом, я предлагаю использовать слово скрытый. И то и другое обозначает когнитивный материал, находящийся вне непосредственного осознания, хотя доступность этого материала может варьировать. Первая задача клиента, желающего пережить измененное состояние сознания, — научиться вызывать в себе устойчивое и сфокусированное внимание. Уолтере и Хэвенс (Walters and Havens, 1993) описали пре- Глава 9. Вредные привычки 125
Герберт Бенсон (Benson, 1975) применял простую технику, помогавшую людям сфокусировать и стабилизировать внимание. Он велел им дважды в день по двадцать минут сосредоточиваться на слове «один» и молча его повторять. Всякий раз, когда их внимание рассеивалось, они должны были перенаправить его обратно на это одно слово (намеренный каламбур). Он назвал это сфокусированное расслабленное состояние реакцией релаксациии заявил, что по окончании выполнения этого упражнения его участники чувствовали себя более счастливыми, более расслабленными и более компетентными. Те же эффекты веками были характерны для религиозной медитации и йоги. Напротив, те люди, которые страдают дефицитарным расстройством внимания, заключающимся в неспособности фокусироваться и сосредоточиваться, часто описывают себя (и описываются другими) несчастными и неудовлетворенными собой и жизнью. В качестве примера применения гипноза для достижения измененного состояния сознания при лечении наркомании рассмотрим случай Бев, замужней женщины из среднего класса. Она на протяжении некоторого времени употребляла кокаин, прибегая к нему, чтобы достичь вершины переживаний, или кайфа. Привычка стала серьезно осложнять ее семейную жизнь. Муж велел ей покончить с кокаином, он пригрозил подать на развод и забрать двух малолетних детей. Бев пришла в панику и обратилась за помощью. Психотерапевт, посовещавшись с Бев, решил прибегнуть к гипнозу как части комплексной лечебной программы, чтобы помочь ей достичь желанной вершины переживаний. В самом начале он прибегнул к технике релаксации по Бенсону (Benson, 1975), чтобы дать Бев сконцентрировать и сфокусировать внимание, — задача, которая оказалась гораздо труднее, чем это представлялось сначала. Сперва терапевт наблюдал за тем, как Бев применяет эту технику во время сессии, по необходимости перенаправляя ее к медитации. Когда Бев немного научилась этому, ей было сказано поупражняться дома два раза в день и сообщить терапевту о результатах. 126 Часть II. Лечение психологических расстройств
1. Недостаточный самоконтроль/самодисциплина. Это связано с за 2. Право/доминирование. Это связано с устойчивым убеждением в 3. Дефектность/стыд. Это связано с ощущением себя порочным, Чтобы повысить вероятность переживания Бев во время транса измененного состояния сознания (или вершины переживания), а также для обращения к этим фундаментальным РНС, гипнотерапевт применил следующую гипнотическую процедуру. Бев, ты уже смогла испытать восхитительное чувство, которое происходит от простой медитации. И ты узнала, что хорошо с этим справляешься, не так ли? По-настоящему хорошо, во многих отношениях, глубоко погружаясь внутрь [обращается к схеме дефектности]. Ты узнала и то — разве нет? — что ты умеешь глубоко погружаться во всех отношениях, чтобы поработать над чем-либо и преуспеть, даже когда ты этого не хочешь [обращается к схеме недостаточного самоконтроля]. Тебе нравится твое умение делать все это, не правда ли [обращается к обеим схемам]? Теперь ты можешь начать узнавать еще больше о своей способности использовать собственный потен- Глава 9. Вредные привычки 127
По ходу терапевтических сессий это упражнение несколько раз повторялось с вариациями, повторами и в расширенных версиях. Впоследствии гипнотерапевт сделал запись, которую Бев могла проигрывать дома во время своих согласованных «периодов медитации». Обратите внимание на непосредственное соседство суггестии, приводящих к измененному, интенсивному состоянию сознания, с суггестиями изменений в ранних неадекватных схемах. Однако я хочу еще раз подчеркнуть, что для изменения этих глубоко укоренившихся схем очень важны повторы, и любая гипнотическая процедура, проведенная единожды или 128 Часть II. Лечение психологических расстройств
Резюме Вредные привычки особенно трудно поддаются любому лечению, как из-за тех их аспектов, что связаны с физической зависимостью, так и из-за тех, что касаются кратковременного психологического подкрепления. Кроме того, вредные привычки во многом отличаются друг от друга так, что одинаковые лечебные стратегии могут не всегда оказываться уместными. Во многих вредных привычках могут быть задействованы ядерные когнитивные схемы. В этой главе было описано применение гипноза как вспомогательной стратегии в лечении курения и злоупотребления токсическими веществами. Другие вредные привычки можно лечить при помощи модификаций этих техник. Глава 10
Память — обманчивое явление. Хотя мы думаем, будто знаем, что это такое, последние исследования показали, что воспоминания являются, по меньшей мере, настолько же сконструированными, насколько припоминаемыми. В этой главе описывается и иллюстрируется применение гипноза при модификации дисфункциональных воспоминаний. Наряду с тем, что это мероприятие может показаться невозможным или, по крайней мере, нежелательным, есть данные, говорящие о его полезности в определенных обстоятельствах. Природа памяти Большинство из нас, если бы нас спросили, что такое память, могли бы ответить, что это припоминание или вспоминание прошлых событий. В этом определении заложено скрытое допущение неизменной достоверности памяти. Мы знаем, конечно, что не всегда можем вспомнить все, что произошло, или то, что хотим вспомнить; но если можем, то исходим из того, что эти воспоминания точны. Единственная задача — научиться помнить больше. Аналогом сознания, к которому часто прибегаем, оказывается магнитофон или, с недавних пор, компьютер. Вся информация кодируется и сохраняется в нашей памяти; единственной проблемой является доступ к ней. Мы знаем, что люди могут умышленно лгать или искажать истину, но думаем, будто нам известно, какова эта истина на самом деле. Поэтому мы недолюбливаем или плохо понимаем индивидов, которые, как выясняется, исказили истину или неправильно припомнили то, что нам «известно» под видом истины. Это положение является неотъемлемой частью понятия Фрейда о вытеснении, согласно которому болезненные события вытесняются из сферы сознательного мышления. В этой системе психотерапии задача психоаналитика состоит в том, чтобы приподнять вуаль вытеснения так, чтобы 5 Зак 106 130 Часть II Лечение психологическихра<стройств
Но как быть в случае, если не считать память достоверной? Что, если она подвержена постоянным изменениям по ходу лет в ответ на поступательное приобретение людьми нового опыта и изменение жизненных обстоятельств? Что, если память отчасти или, быть может, преимущественно сконструирована в ответ на людские страхи, желания или надежды? В этом случае мы не можем и не должны считать непременными лжецами тех, кто помнит события иначе, чем другие люди, особенно мы сами. Возможно, они лгут, но может быть и нет, по крайней мере, не во всем. Или может оказаться, что либо они, либо мы прибегли к услугам реконструктивной памяти. Исследования показали, что именно так, похоже, обстоит дело в действительности. Оценка памяти Традиционно существовали три процедуры для оценки памяти: припоминание, узнавание и повторное усвоение (Bugelski, 1984). Узнавание демонстрирует наиболее высокий уровень памяти. В ходе этой процедуры индивиду предлагают материал, часть которого была первоначально усвоена, и просят идентифицировать ранее усвоенный материал. В зависимости от природы неусвоенного материала (дистракторов) люди обычно могут опознать различное количество ранее усвоенного материала. Например, если дистракторы совершенно аналогичны ранее усвоенному материалу, то люди могут вспомнить меньшую его часть, чем в случае, если бы дистракторы были менее похожими. Таким образом, можно намеренно манипулировать узнаванием путем включения в разной степени сходных дистракторов. В случае припоминания индивидов просят без подсказок вспомнить ранее усвоенный материал. Как правило, с помощью этого метода припоминается меньше, чем при узнавании, и объем зависит от частоты соприкосновения с материалом, его пространности и мотивации. Иногда последующие воспоминания оказываются полнее первого в том, что называется реминисценцией.Часто удается направить или «натолкнуть» индивидов на припоминание большей информации путем презентации связанного материала. Например, если слово «собака» входило в перечень ранее усвоенного материала, то экспериментатор мог бы спросить, были ли в перечне какие-нибудь животные. Поэтому память, связанная с припоминанием, также поддается манипулированию при помощи намеков. Глава 10 Когнитивная гипнотерапия и реконструкция памяти 131
Из сказанного ясно, что в процессе оценки памяти мы рискуем ее модифицировать. Такое пересечение оценки и изменения ранее отмечалось для психологических феноменов. Например, первые психотерапевты, работавшие с обусловливанием, открыли, что наблюдение за интеракциями детей в классе изменяло характер этих интеракций. Это известно как эффект Гейзенберга,названный в честь немецкого физика Вернера Гейзенберга, который открыл, что наблюдение за движением субатомных частиц само по себе изменяло это движение. Таким образом, при оценке памяти мы никогда не можем быть вполне уверены в том, что именно мы оцениваем. Типы памяти Существуют также различные разновидности и системы памяти. На заре изучения памяти ученые провели разграничение между кратковременной и долговременной памятью. Первая длится всего несколько секунд; вторая может сохраняться годами. Для перевода воспоминаний из кратковременных в долговременные применяется процесс, известный как кодирование(Schacter, 1996). При кодировании люди связывают новое научение с другими значимыми данными. Например, при заучивании последовательности цифр, индивиды могут разбивать их на группы, имеющие более осмысленный вид; таким образом, 3306727664 можно разбить на 330 672 7664. Это номер телефона моего офиса, и мне известно (из первичного научения), что 330 — это территориальный код северо-восточной части штата Огайо, а 672 — общая «приставка» для Кентского университета. Зарубежные телефонные номера нередко разбиваются иначе, чем американские, из-за чего американцам бывает трудно их воспроизвести. Однако по той причине, что в кодировании задействовано первичное знание, оно может исказить память на новую информацию (Schacter, 1996). Недокодирование может привести к тому, что индивид вспомнит двух коротышек с большими усами как одного и того же человека, впадая, таким образом, в заблуждение. Кодирование может также добав- 132 Часть II Лечение психологических расстройств
Крупным шагом вперед в изучении памяти было открытие множественных памятных систем, конкретно — эксплицитной и имплицитной памяти (Schacter, 1996). Вышеупомянутое умение узнавать, припоминать или повторно усваивать (перезаучивать) информацию известно как эксплицитная память.Такая память может быть кратковременной или долговременной, глубоко или поверхностно закодированной, однако она является намеренно усвоенной и, хотя бы частично, вспоминается как приобретенная. С другой стороны, имплицитная памятьвозникает, когда люди претерпевают влияние со стороны прошлого переживания без сознательно- Глава 10 Когнитивная гипнотерапия и реконструкция памяти 133 го припоминания (Schacter, 1996). Она аналогична тому, что было названо бессознательными процессами, однако последнее настолько перегружено избыточным концептуальным багажом, что лучше, пожалуй, пользоваться первым термином. Поскольку она предполагает обработку, управляемую данными и связанную с восприятием вне контекста, мы не можем припомнить источника информации. Мы можем припомнить информацию, но не можем соотнести ее с другой информацией. Неспособность имплицитной памяти быть прослеженной до специфического источника является важным моментом, который будет рассмотрен позднее. Установлено, что эксплицитная и имплицитная память происходят от двух вышеупомянутых типов кодирующих систем (Dowd and Courchaine, 1996; Fleming et al, 1992). В целом, хотя здесь имеется взаимоналожение, эксплицитное научение происходит из концептуально управляемой обработки (память как объект), тогда как имплицитное научение происходит из обработки, управляемой данными (память как инструмецт). Следовательно, имплицитная память проистекает из акта восприятия определенных явлений и приводит к идентификации вне обстановки или контекста. Она аналогична семантической памяти и предполагает скрытую связь понятий и правил, которая формирует наше знание мира. Имплицитная память может приводить к таким переживаниям, как ощущение, будто две какие-то вещи похожи друг на друга, когда мы не можем точно установить почему, и неуверенность, было ли переживание наяву или его только вообразили (Schacter, 1996). Мой сын, к примеру, не был уверен, действительно ли он помнит часто упоминавшееся событие детства. Он сказал, что не уверен, действительно ли помнит его или просто помнит наши рассказы об этом событии. Однако неоднократные разговоры о нем с моей женой и мной, равно как и с другими, должны были отпечатать событие в его сознании как «воспоминание» (Fleming et al., 1992). Дауд и Куршен (Dowd and Courchaine, 1996) суммировали главные особенности имплицитного научения. Ниже приведены те, которые имеют особое отношение к этой дискуссии. 1. Было показано, что имплицитное знание приобретается быстрее 2. Имплицитное научение может быть эффективнее эксплицитно 134 Часть II. Лечение психологических расстройств
3. Имплицитное научение происходит посредством скрытого об 4. Правила и ассоциации, развитые имплицитным научением, явля Существуют иные пути осмысления различных памятных систем. Уильяме (Williams, 1996), например, видит различия между типами памяти. Фактическая памятьсвязана с фактами нашего общего знания и является тем, что большинство людей считают памятью. Дисфункциональные установки и автоматические допущения являются нашими воспоминаниями. Бихевиоральная память(или процедурная память) есть знание о том, как сделать нечто, и часто сохраняется интактной у больных, страдающих амнезией. Эмоциональные воспоминания частично кодируются этой системой, и изменение можно вызвать путем намеренного фокусирования на травматическом переживании и другим толко- ______________ Глава 10. Когнитивная гипнотерапия и реконструкция памяти 135 ванием этих событий. Эпизодической памятью является умение воспроизводить или восстанавливать, например, воспоминания о травматических событиях. Было обнаружено, что депрессивные индивиды, хотя они и знают, что было время, когда они не испытывали депрессии, часто не могут припомнить никаких конкретных примеров из того периода жизни. Перспективная памятьтребует помнить о необходимости сделать то или иное дело в будущем, например прийти на встречу. Она может оставлять у людей неприятное (хотя зачастую неопределенное) чувство, будто их что-то беспокоит, и это может привести к постановке недостижимых целей, например добиться всеобщей любви. Эти цели остаются в системе памяти индивида, мешая и тормозя выполнение других задач. Роль запуска Обдумайте метод запуска как форму намека, способствующего запоминанию. Допустим, например, что я предлагаю вам список, состоящий из слов женщина, конкретный, доработка, работник и тюрьма. Потом я прошу вас заполнить пустоты в следующих словах: женщ..., кл раб...ик, вне. й и ув ость. Не приходится сомневаться, что вы легко |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |