Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Негативные и позитивные утверждения Джима





Негативные мысли


Позитивные самоутверждения


 


1. Что, если ему не нравится
моя работа?

2. Что, если он меня вышвыр­
нет?

3. Если я потеряю работу,
то сделаюсь полным
неудачником


1. Она всегда ему нравилась прежде,

и у меня нет никаких оснований думать, что она не понравится сейчас

2. Ничто не указывает на то, что меня
вышвырнут, и раньше мне всегда удавалось
найти другую работу

3. Даже если я не справлюсь с этой работой,
это еще не значит, что я не справлюсь

с чем-то другим


Затем гипнотерапевт, пока Джим находился в трансе, попросил его сначала обдумать негативную мысль, а потом — позитивное утвержде­ние. Аналогично воображаемому преодолению, по Дж. С. Беку (J. S. Beck, 1995), ему было предложено также представить при этом, что его на­чальник стоит перед ним.


72  Часть П. Лечение психологических расстройств

Теперь, Джим, ты чувствуешь себя достаточно расслабленным, чтобы ощу­щать комфорт, и я хочу, чтобы ты вслух произнес одну из тех негативных вещей, которые ты говоришь себе. Прекрасно! Теперь расслабь свое тело, как мы учились! Замечательно! Теперь выскажи вслух позитивное утверж­дение, которое ты выучил. Теперь потренируйся, высказывая сначала не­гативное, а потом позитивное утверждение, продолжая расслабляться. Те­перь позволь этим мыслям улетучиться из твоего сознания; считай от пяти до одного и постепенно выходи из транса.

Замещение негативных утверждений позитивными должно повто­ряться как по ходу единичной гипнотической сессии, так и на протя­жении ряда сессий. Прочно укоренившиеся когниции любой разновид­ности с трудом уступают место альтернативным. Вот почему так важно их повторение. Вопреки анекдотическим литературным казусам, описы­вающим исцеление за одну-другую гипнотическую сессию, для того что­бы состоялось новое научение, гипнотические повторы обязательны почти во всех случаях. Полезным является и повторение процесса ре­лаксации. Многие гипнотерапевты записывают эту технику на магни­тофон, чтобы клиенты имели возможность слушать пленку в проме­жутках между сессиями. Благодаря этому клиенты могут научиться расслабляться быстрее и легче, так что это действие становится автома­тическим. В конце концов, они могут начинать расслабляться уже на по­роге психотерапевтического кабинета.

Когнитивные процессы

Бек и Эмери (Beck and Emery, 1985) описали некоторые общие мыслен­ные искажения, характерные для человека, испытывающего чувство тревоги. Например: сверхбдительность (всегда начеку), драматизация (ожидание худшего), селективное абстрагирование (выделение только плохих аспектов ситуации), потеря перспективы (непонимание стати­стической вероятности события) и дихотомическое мышление (если вещи не совершенны, то они ужасны). Для ознакомления с примером модификации когнитивных процессов рассмотрим случай Джейн. Она обратилась за помощью из-за сильного страха выступать перед публи­кой. К несчастью, ее новая работа требовала от нее периодических вы­ступлений перед аудиторией, и эта перспектива ее ужасала. Ей представ­лялось, что она говорит писклявым, дрожащим голосом, ее руки трясут­ся, она оказывается объектом насмешек со стороны слушателей. Как часто бывает при таких расстройствах, Джейн, поскольку выступала редко, не могла привыкнуть к подобному переживанию; скорее, оно по­просту подтверждало ее наихудшие опасения. Чего она боялась, то и


Глава 6. Тревога и фобии  73

произошло: ее голос был писклявым, она говорила быстро, у нее тряс­лись руки.

Джейн выказывала многие искажения когнитивной обработки, свой­ственные тревоге. Она драматизировала ситуацию и ожидала худшего. Она требовала от себя совершенных ораторских качеств при полном исключении переживаний и идеальной дикции, тем самым демонстри­руя дихотомическое мышление («Если я несовершенна, то я плохая!»). Выступая с речью даже в маленьких группах, она постоянно сверлила взглядом свое окружение, ища в слушателях признаки недовольства ею, тем самым демонстрируя сверхбдительность. Из-за этого ее внимание дополнительно отвлекалось от речи, приводя к заиканию и нечленораз­дельному произношению. Разумеется, это было все, что ей помнилось после (селективное абстрагирование). Она не могла вспомнить приме­ры сравнительно успешной устной презентации. В ее мышлении о себе как о публичном ораторе преобладали мотивы фиаско, демонстрирую­щие утрату перспективы.

После первичного обучения Джейн вышеописанным техникам ре­лаксации, гипнотерапевт решил прибегнуть к возрастной прогрессии или, согласно определению, предложенному Дж. С. Беком (Beck, 1995), прыжку в будущее. При возрастной прогрессии, которая ориентирует клиента на будущее, его просят представить себя в будущей проблем­ной ситуации со всеми страхами, связанными с ней, и после вообразить, как он справляется с тревогой, используя новые методы. В процессе подготовки к гипнотической сессии гипнотерапевт попросил Джейн описать, как бы та повела себя в случае публичного выступления, если бы не испытывала тревогу. Она дала следующее описание.

Я стала бы говорить серьезно, четко и медлено. Я была бы уверена в своих словах. У меня не дрожали бы руки, не сосало под ложечкой. Я не стала бы все время смотреть на аудиторию, пытаясь вычислить мысли слушателей о моей презентации. Я бы чувствовала, что у меня есть что-то действительно стоящее, чтобы сказать им, и я не трачу их время впустую.

Гипнотерапевт также обсудил с клиенткой возможный характер ее будущего выступления, характер аудитории, ее численность и прочие релевантные данные.

После того как Джейн была загипнотизирована посредством метода релаксации и углубляющей лестничной техники, находясь в кресле с откидной спинкой, терапевт применил следующую гипнотическую про­цедуру.

Ты говорила мне, что будешь выступать с речью через неделю, в среду. Ког­да я начну отсчитывать дни, мы отправимся вперед ко дню выступления.


74  Часть II. Лечение психологических расстройств

Сегодня среда (пауза) — четверг (пауза) - пятница (пауза) - суббота (пау­за) — воскресенье (пауза) — понедельник (пауза) — вторник (пауза) — сре­да. Сегодня следующая среда, два часа дня, и тебе пора выступать. Теперь я хочу, чтобы ты представила [или увидела] себя, занятой подготовкой к выступлению. Когда ты выходишь на сцену, ты видишь в аудитории людей, которые выжидающе на тебя смотрят. Ты ощущаешь приступ тревоги, но расслабляешься, как мы учились (пауза), хорошо. Ты медленно выходишь на сцену, чувствуя себя более расслабленной и в состоянии большего ком­форта. Ты осматриваешь аудиторию и говоришь себе: «Разве не здорово, что все они пришли послушать меня!» Ты напоминаешь себе, что знаешь мате­риал и ощущаешь волнение в связи с шансом им поделиться. Просто про­должай расслабляться и радоваться возможности поделиться своим знани­ем. Хорошо (пауза). Теперь представь [или увидь] себя начинающей речь. Ты умышленно замедляешь и понижаешь свой голос, зная, что им он пока­жется гораздо ниже и медленнее, чем он есть... ниже и медленнее, ниже и медленнее — чувствуя, что ты выступаешь все лучше и лучше, когда гово­ришь ниже и медленнее, ниже и медленнее. Хорошо! И вместе с тем ты мо­жешь ощутить себя еще расслабленнее и увереннее, когда ты чувствуешь, как говоришь ниже и медленнее, ниже и медленнее. Ты замечаешь, что ауди­тория сосредоточенно смотрит на тебя, и говоришь себе: «Им по-настояще­му интересно то, что я говорю, и я говорю об этом хорошо! Я могу почув­ствовать себя говорящей, говорящей хорошо. Я испытываю энтузиазм от этой речи». Теперь продолжай представлять [или видеть] себя произнося­щей речь, расслабляясь по ходу дела, чувствуя себя все увереннее и уверен­нее, говоря ниже и медленнее, ниже и медленнее... и, чем увереннее и энер­гичнее ты себя чувствуешь, тем ниже и медленнее ты говоришь.

Эта процедура с различными вариациями продолжалась еще несколь­ко минут при периодических паузах, позволявших Джейн абсорбировать материал и не только представить (увидеть), но и почувствовать себя в ситуации. Слово видеть может обладать более непосредственным оттен­ком, чем слово представить; гипнотерапевты могут выбрать последнее в случае, когда клиент не кажется погруженным в глубокий транс или при возникновении сильной тревоги; а первый термин — когда клиент легче входит в транс или испытывает меньшую тревогу. При желании терапевт может постепенно заменить «представить» на «видеть».

Когнитивные структуры

Как обсуждалось ранее, существует устойчивая скрытая предраспо­ложенность к определенному образу мышления и реагирования. Бек и Эмери (Beck and Emery, 1985) описывали (скрытые) когнитивные пра­вила, которые бывают частью тревожных когнитивных структур. На-


Глава 6 Тревога и фобии  75

пример: «Любая незнакомая ситуация должна рассматриваться как опасная», «Во всех случаях лучше предполагать самое плохое», «В не­знакомой ситуации я должен быть начеку и держать рот на замке». За всеми этими допущениями лежит ведущее предположение о личной опасности, которая, по утверждению Бека и Эмери, является главным когнитивным конструктом в тревоге. Лии (Leahy, 1996) полагает, что к когнитивным темам тревоги относятся угроза, неотвратимый ущерб и потеря контроля. Поэтому тревога обладает предвосхищающей, ориен­тированной на будущее направленностью.

Несколько из ранних неадекватных схем Янга (Young, 1994), описан­ных в предыдущей главе, содержат в своей структуре выраженный тре­вожный когнитивный компонент. К ним относятся: зависимость/не­компетентность, уязвимость перед лицом опасности, поиск одобрения, уязвимость/негативная настроенность, дефектность/стыд, недоверие/ ущерб и жесткие стандарты. В самом деле: в большинстве РНС Янга об­наруживается тревожная составляющая, по меньшей мере отчасти. По­истине, тревога является бичом столетия!

Поскольку когнитивные структурные схемы переживаются людьми как «установленный порядок вещей», постольку трудно их непосред­ственное рассмотрение. Попытки терапевтов открыто оспорить эти скры­тые схемы часто встречают ожесточенное сопротивление, так как клиен­там может казаться, будто их побуждают отказаться от главного аспекта своей идентичности. Как замечал Мэхони (Mahoney, 1991), оспарива­ние в людях чувства личностной идентичности порождает глубокую тре­вогу и вполне оправданно встречает серьезное сопротивление. Успеш­нее зачастую оказываются методы непрямого рассмотрения основных когнитивных структур. Однако искушенный терапевт нередко пользу­ется методами более непосредственного обращения к скрытым ядерным убеждениям. Таким образом, будут рассмотрены оба случая.

















Прямые методы

Главной проблемой Джея была тревога, связанная с возможной неуда­чей как на работе, так и в отношениях с женщинами. На работе его пре­следовала боязнь не оправдать ожиданий своего начальника. Наряду с тем, что ему казалось, будто он ловко одурачил своего босса, заставив считать себя компетентным работником, он постоянно боялся, что его разоблачат, назовут мошенником. Он описывал себя как человека, ко­торый постоянно выискивает признаки, свидетельствующие о недо­вольстве начальника его работой, и проверяет ее на предмет мелких ошибок.


76   Часть II. Лечение психологических расстройств

В обществе женщин он обнаруживал, что постоянно ищет (вербаль-но и невербально) знаков симпатии в свой адрес и одобрения своего по­ведения. Поэтому он держался подобострастно, и не приходится гово­рить, что большинство женщин его поведение раздражало и отвращало. Это только закрепляло его чувство межличностной тревоги, приводя к тому, что заискивания и перепроверки удваивались, что, в свою очередь, вело к большему фиаско и большей тревоге. Джей угодил в порочный круг.

В ходе начальных сессий терапевт идентифицировал два главных скрытых (ядерных) убеждения, скрывавшихся за бедственным положе­нием клиента. Анализ поведения Джея показал, что на работе он при­держивался жестких стандартов, которые, по Янгу (Yong, 1994), явля­ются частью ранней неадекватной схемы, подразумевающей сверхбди­тельность и сдержанность. Такое поведение описывается Эллисом (Ellis and Dryden, 1997) посредством понятий иррациональной убежденно­сти в мимикрии и перфекционизма, а также соответствует одной из тех основных установок на беспомощность («Я некомпетентен»), что были описаны Дж. С. Беком (J. S. Beck, 1995). Проблемы, которые возникали у Джея с женщинами, проистекали из ранней неадекватной схемы де­фектности/стыда и в некоторой степени, наверное, из эмоциональной депривации (отсутствия заботы). Все эти описания похожи на ряд нега­тивных ядерных убеждений, описанных Дж. С. Беком, например: «Меня не любят», «Я обречен быть отверженным» и «Я никчемен».

Дауд (Dowd, 1997b) описал несколько методов модификации ядер­ных когнитивных схем. Для модификации тех РНС Джея, которые ка­сались его трудовой деятельности, гипнотерапевт выбрал замещение и превозмогающее воображение. Это аналогично прослеживанию образов вплоть до их завершения и воображаемому преодолению, предложен­ным Дж. С. Беком (J. S. Beck, 1995). Когда Джей вошел в гипнотиче­ский транс, его попросили представить, как босс распекает его за пло­хую работу, а сам он пытается справиться с этой ситуацией. Процедура гипноза протекала следующим образом (выделены слова, которые под­черкивались голосом).

Я хочу, чтобы ты увидел себя стоящим перед твоим начальником. Он обна­ружил изъян в одном из твоих недавних заданий и спрашивает тебя об этом. Слушая его, ты можешь почувствовать, как в тебе поднимается тревога. Но ты также видишь, как выпрямляешься и смотришь прямо на него [в мину­ты тревоги Джей обычно глядел в пол]. По мере того как ты продолжаешь на него смотреть и стоять во весь рост, ты сможешь почувствовать, что твоя


Глава 6. Тревога и фобии  77

тревога ослабевает. Как только твоя тревога начинает уменьшаться, ты на­чинаешь чувствовать себя более компетентным,меньшим притворщиком,более ответственным.Ты даже чувствуешь себя менее совершенным,но ты знаешь, что в этом нет ничего страшного, ибо никто не совершенен, и это тоже в порядке вещей. В то же время ты можешь увидеть себя компетент­ным, компетентным и ответственным... когда ты стоишь во весь рост и смот­ришь в лицо начальнику. Теперь увидь себя отвечающим ему четко, спокой­нои без страха.Хорошо! И чем больше ты видишь себя отвечающим ему четко, спокойно, без страха,тем меньшую ты испытываешь тревогу, а чем меньшую тревогу ты испытываешь, тем больше ты видишь себя отвечающим ему четко, спокойно, без страха.Ведь это по-настоящему интересно — раз­ве нет? — ощущать себя более расслабленнымпотому, что ты чувствуешь себя менее совершенным...почти как облегчение, разве не так? И ты мо­жешь испытать это чувство облегчения в любой момент, когда захочешь, расслабляясь от своего совершенства, и прибегая к этому чувству облегче­ния, чтобы расслабиться еще больше. Теперь я хочу, чтобы эта сцена улету­чилась из твоего сознания, но при этом ты будешь продолжать чувствовать себя все более и более комфортно, все более и более расслабленным.

Когда Джей вышел из транса, гипнотерапевт обсудил с ним его реак­ции на воображаемое преодоление и вынесенные уроки.

Что касается проблемы, которая была у Джея с женщинами, то здесь терапевт избрал гипнотическую когнитивную репетицию (Dowd, 1997b) в сочетании с гипнотической релаксацией. Процедура гипноза протека­ла так.

Увидь себя, подходящим к_____ , держащимся прямо и смотрящим

ей в глаза. Тебе интересно, нравишься ли ты ей (любит ли она тебя), но ты
решаешь не спрашивать ее об этом. На самом деле это и не нужно, верно?
Прямо сейчас она находится с тобой, и это все, что тебе надо знать, правда?
Если бы ты ей не нравился (если бы она тебя не любила), то ее бы с тобой
не было, не так ли? Разве не расслабляет знание, что ты действительно при­
ятный (любимый) парень?
Разве не расслабляет знание, что ты по-насто­
ящему желанный человек?
Увидь себя просто разговаривающим с ней, не
проверяющим ее поступков, чувствующим себя комфортно и расслаблен­
но
от одной только близости к ней, знающим, что она с тобой потому, что
она хочет быть с тобой, чувствующим себя комфортно с этим знанием, не
нуждающимся ни в каких других действиях. Еще раз ощути колоссальную
власть ничегонеделанья и деланья меньшего. [Эта техника обсуждалась с
Джеем раньше.] Теперь несколько секунд смотри на себя, общающегося
с________ в такой манере, и после дай этой сцене медленно улетучить­
ся из твоего сознания.

Когда Джей вышел из транса, гипнотерапевт обсудил с ним эту сце­ну — насколько реалистичной она показалась, как он себя чувствовал,


78  Часть II, Лечение психологических расстройств

чему он научился. При проведении гипнотической когнитивной репе­тиции важно убедиться в наличии у клиента реакции на когнитивную фантазию и связанного с ней чувства комфорта, чтобы модифицировать ее на будущих сессиях.


















Непрямые методы

Поскольку Джей был необычно открытым и не склонным к защите, гип-нотерапевт избрал прямые методы работы над его проблемами. Однако если бы клиент проявил большее сопротивление, он воспользовался бы непрямыми методами. Ниже приводится пример использования непря­мой гипнотерапии применительно к гипотетическим ядерным когни­тивным схемам Джея.

Гипнотерапевты, работающие в рамках терапии Эриксона, как пра­вило (хотя не всегда), опираются на непрямые индукции и процедуры (например, Erickson and Rossi, 1979). Поскольку эти техники могут быть сложными и замысловатыми, читателю рекомендуется пройти дополни­тельный тренинг прежде, чем пытаться ими воспользоваться. Они не так просты и легки в применении, какими часто кажутся. В целом они опи­раются на введение суггестии не напрямик, а через метафоры и аллю­зии. Эти суггестии часто бывают встроены в естественный поток разго­ворной коммуникации так, что не существует четкой границы между индукцией и гипнотической процедурой. Кроме того, в них может быть использовано разделенное сознание, когда внимание клиента отвлекает­ся от важных аспектов коммуникации посредством способа постепенно­го формирования воспоминания (Fleming et al., 1992). Иногда создается впечатление, что гипнотерапевты здесь даже не касаются проблемного поведения или ситуации. Ниже приводится возможный сокращенный вариант гипнотической процедуры непрямого характера для проблемы Джея, связанной с его работой. (Выделены слова, на которые ставится ударение.)

Джей, хочу, чтобы ты слушал, пока я буду говорить, обращал внимание на мои слова, но постепенно позволял своему сознанию переключиться на дру­гие вещи. На самом деле тебе не нужно обращать пристальное, осознанное внимание на то, что я говорю... твой бессознательный разумуслышит то, что ему нужно услышать — что он хочет услышать. Ты можешь войти втранс любым способом, который выберешь, либо закрыв глаза, либо держа их открытыми. Пока я продолжаю говорить, ты можешь позволить себе вой­ти в транс настолько глубоко, насколько ты пожелаешь — хорошо — чув­ствуя себя хорошо, что бы ты ни делал {пауза). Когда ты был очень юн, Джей, ты, вероятно, задумывался, достаточно ли ты хорош... достаточно ли


Глава 6. Тревога и фобии  79

хорош, чтобы делать все те вещи, которые ты хотел делать... все вещи, ко­торых хотели от тебя другие. Когда ты стал старше, ты обнаружил, что тыможешь прекрасно делать многие вещи... прекрасно делать все больше и больше вещей. Тебе стало нравиться твое умение. И все-таки, наверное, еще оставался тот голос из детства — любопытствующий, достаточно ли хорошты — интересующийся, собираешься ли ты сделать это.Годы прошли, и ты сделал это,но голос детства по-прежнему остался, удивляясь и спрашивая, достаточно ли ты хорош, сделаешь ли ты это. Возможно, голос детства все еще там, все еще спрашивает, достаточно ли ты хорош, сделаешь ли ты это. Но тот детский голос теперь можно заменить взрослым голосом, говоря­щим: «Я сделал это; я достаточно хорош!»И пока я продолжаю с тобой говорить, ты можешь слышать два этих голоса и постепенно позволить взрослому голосу возобладать. Итак, чем больше ты думаешь «Я сделал это!»,тем быстрее ты сможешь начать чувствовать себя уверенно и комфор­тно, уверенно и комфортно— знающим, что ты можешь и впредь извлекать удовольствие из своего умения, — знающим, что ты, Джей, не должен быть совершенным,просто достаточно хорошим. И ты можешь обрести комфорт и расслабленность в том, чтобы не быть совершенным, в том, чтобы быть достаточно хорошим, — знающим, что чем больший комфорт ты обретаешь, тем лучше ты будешь ощущать свое умение, а чем лучше ты будешь ощу­щать свое умение, тем больший комфорт ты обретешь. Не правда ли, ком­фортно ощущать себя не совершенным, а достаточно хорошим.

Непрямая гипнотическая процедура для решения проблемы Джея сженщинами могла бы быть следующей.

По мере того как ты будешь чувствовать себя все более комфортно, ты смо­жешь, если пожелаешь, начать переживать транс любым способом, каким захочешь, зная, что твой бессознательный разум сможет начать анализ тво­его беспокойства, фокусируясь на всех способах, какими оно влияет на твои отношения с женщинами. И твой бессознательный разум сможет присту­пить к рассмотрению новых путей мышления — новых путей действия.Твой бессознательный разум сможет начать видеть новые и желанныевоз­можности, не только те, что желаешь ты, но также и те, что другие желают видеть в тебе, как другие желают видеть тебя.И ты сможешь начать ду­мать обо всех желанных частях себя — всех, которые другие желают ви­деть в тебе.И чем больше ты об этом думаешь, тем больший комфорт ты можешь ощутить, желая еще даже большего комфортаи считая себя же­ланным.Разве все эти новые способы взглянуть на себя не захватывают... открывая для тебя новые и желанныевозможности?..

В этих примерах адресатами являются ранние неадекватные схемы, хотя к ним обращаются по-разному. В гипнотерапии Эриксона чрезвы­чайно важна креативность, и каждый гипнотерапевт учится приспосаб­ливать общие указания к своему личному стилю.


80  Часть П. Лечение психологических расстройств

Фобии

Фобии можно считать особенно сильными нереалистичными страхами, которые также отличаются избеганием одного или нескольких пред­метов или ситуаций (Golden et al., 1987). Они обычно устойчивы дли­тельное время и могут усугубляться или распространяться на другие си­туации. Кроуфорд и Барабаш (Crawford and Barabasz, 1993) обсуждают данные, указывающие на то, что эффективность гипноза при лечении пациентов, страдающих фобией, может быть связана с их высокой гип-набельностью и умением как визуализировать и конструировать живые образы, так и концентрировать свое внимание. Фактически традици­онная систематическая десенсибилизация может быть эффективна при использовании ее в гипнотическом контексте при работе с высоко вну­шаемыми индивидами. Несмотря на то что в ряде работ (Crawford and Barabasz, 1993) была показана связь между более высокими уровнями гипнабельности и терапевтическими результатами, необходимость в вы­явлении индивидуальной способности к гипнозу сохраняется, так как высокая гипнабельность была обнаружена не у всех индивидов, страда­ющих фобиями.

По причине, что фобии возникают вокруг одного или нескольких специфических объектов или ситуаций, я буду иллюстрировать когни­тивную гипнотерапию фобий, обращаясь только к когнитивному содер­жанию. При работе над когнитивными процессами и когнитивными структурами, участвующими в фобиях, можно пользоваться теми же ме­тодами, что и при лечении расстройств, сопровождающихся высоким уровнем тревожности.

В качестве примера гипнотерапевтического лечения когнитивного содержания рассмотрим случай Мэри. Ее направил на лечение муж из-за того, что она все больше и больше боялась путешествий. Дело дошло до того, что она могла выходить из дома только в сопровождении мужа, и то ненадолго. Клиентка страдала расстройством, обычно известным как агорафобия, или прогрессирующее ограничение перемещений из-за страха открытого пространства.

Когнитивная оценка показала, что Мэри панически боялась обмо­рока или сердечного приступа в общественном месте. Она боялась, что никто не сможет или не захочет ей помочь. Находясь вне дома, она пе­реживала множество соматических симптомов, таких как сердцебиение, мышечная слабость и потоотделение, которые она расценивала как до­казательства того, что с ней вот-вот приключится обморок или сердеч­ный приступ. Эти симптомы возникли несколькими годами раньше,


после того как она споткнулась и упала в торговом пассаже. Хотя она не
ушиблась, ее неприятно поразило внимание, проявленное к ней окружа-
ющими, и с тех пор она избегала этого пассажа. Постепенно она стала
испытывать тревогу при посещении любого пассажа, а позже - любого
общественного места, где могла опозориться.В конце концов она стала
чувствовать себя комфортно только дома.   

Первичная оценка ее способности к трансу показала, что Мэри об­ладала достаточно высоким уровнем гипнабельности. В соответствии с этим гипнотерапевт, посовещавшись с ней, выбрал гипнотическую про­цедуру для лечения фобии. Следуя когнитивной модели, он произвел когнитивное переструктурирование (Beck and Emery, 1985), пытаясь изменить убежденность Мэри в том, что ее симптомы указывали на при­ближение обморока или сердечного приступа.

Первой задачей гипнотерапевта было сделать так, чтобы Мэри по-но­вому смотрела на значение своих симптомов, для чего потребовалось снабдить ее основными сведениями о симптомах тревоги и паники, рав­но как и о том, как легко ошибиться, приняв их за сердечное заболева­ние. На самом деле Мэри никогда не падала в обморок, и терапевт сумел показать ей весьма малую вероятность такого события. Второй задачей было научить ее основным техникам мышечной релаксации, которые она могла бы потом использовать в состоянии транса. После трех сес­сий, ушедших на анализ источников и динамики протекания симпто­мов и ознакомление с возможностью иной их интерпретации, а также на упражнение в релаксации, Мэри почувствовала в себе готовность перей­ти к гипнотерапевтическому этапу.

Поскольку Мэри обладала очень хорошей способностью к визуали­зации (фактически она визуализировала свои сердечные приступы и об­мороки), гипнотерапевт избрал метод модификации образов (Beck and Emery, 1985), используя гипноз для вызова образа и его видоизменения. Многие техники Бека и Эмери, связанные с модификацией образов, от­личаются выраженными гипнотическими свойствами. После стандарт­ной индукции гипнотерапевт применил следующую процедуру образной модификации путем повторной подстановки преодолевающего образа:

Сейчас, Мэри, я хотел бы, чтобы ты представила [увидела] себя в торговом пассаже. Ты прохаживаешься, рассматривая товары, и параллельно отме­чаешь слабую тревогу; твое сердце начинает биться чаще, а ладони стано­вятся влажными. Но теперь ты сознаешь, что все это признаки тревоги, а не сердечной болезни, и позволяешь себе расслабиться, давая своим мышцам расслабиться и своему сознанию расслабиться. Хорошо. Делая так, ты смо­жешь почувствовать, как биение твоего сердца чуть-чуть замедляется, ты


82  Часть II. Лечение психологических расстройств

чувствуешь себя все более и более комфортно. Ты видишь вокруг себя лю­дей, но ты понимаешь, что они вовсе не смотрят на тебя, и ты их даже не интересуешь. Они слишком заняты своей собственной жизнью, как и ты. И ты можешь обрести комфорт и расслабление от знания того, что они и вправду обращают на тебя не слишком много внимания, и даже если кто-то обратит, то что тебе до того? Ведь это совершенно не важно — и ты, когда сознаешь это, ощущаешь еще большую расслабленность. И когда ты обво­дишь магазин взором, ты можешь ощутить еще больший комфорт, расслаб­ляясь и расслабляясь. Теперь ты начинаешь обходить прилавки, рассматри­вая разные товары... и если ты начинаешь испытывать тревогу или слабость, ты можешь расслабить свои мышцы и свое сознание, чувствуя, как ты из­бавляешься от тревог, напряжения, избавьсяот своих страхов... зная, что то, чего ты боялась, на самом деле не произойдет.

С соответствующими вариациями эта процедура неоднократно по­вторялась на протяжении курса из нескольких сессий — до тех пор пока Мэри не научилась с легкостью расслабляться, отгоняя тревогу (повто­рение образа) (J. S. Beck, 1995). Вначале, когда она, пребывая в трансе, не могла достаточно расслабиться, гипнотерапевт давал ей инструкцию: «Дай этой сцене улетучиться из твоего сознания, и пусть твои мысли очистятся». Далее, после упорной тренировки, Мэри приобрела способ­ность покидать свой дом (хотя и не сразу пошла в пассаж), прибегая к релаксации и стратегиям воображаемого преодоления, которым ее обу­чили.

Резюме

Тревога является чрезвычайно распространенным психологическим расстройством, наверное, поистине тем, что «отличает» XX столетие. Иногда она может принимать крайние формы и быть достаточно выра­женной, чтобы классифицироваться как фобия. К счастью, это состоя­ние очень хорошо поддается лечению. Гипноз в сочетании с релаксаци­ей и образными техниками хорошо подходит для лечения когнитивных проявлений тревоги на всех ее уровнях. Как правило, клиенты осваива­ют множество стратегий преодоления, которыми могут воспользовать­ся в других возбуждающих тревогу ситуациях.


Глава 7____________ ^^










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 143.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...