Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Негативное и позитивное когнитивное содержание для Джен
Когда Джен находилась в трансе, гипнотерапевт просил ее произносить негативное утверждение, а затем — позитивное. Для каждого негативного утверждения это неоднократно повторялось. Джен начинала с того, что твердо высказывала негативное утверждение и неуверенно — позитивное. Однако после упражнений, занимавших несколько минут, она с большей решительностью высказывала позитивные утверждения. Гипнотерапевт еще раз подчеркнул, что у нее была богатая скрытая практика по части негативных утверждений и она не должна рассчитывать на скорое и охотное высказывание позитивных. Нелишним будет еще раз повторить, что в этих гипнотических интервенциях нет никаких 100 Часть II. Лечение психологических расстройств магических действий и они должны повторяться, пока клиент не добьется прогресса. Тогда их можно будет свернуть. Когнитивные процессы Бек и коллеги (Beck et al., 1979) идентифицировали главные когнитивные ошибки, связанные с депрессией: сверхобобщение (нечто, верное в одном случае, оказывается верным во всех случаях), селективное абстрагирование (замечаются только неудачи), возложение на себя излишней ответственности за результаты (я отвечаю за все), прогнозирование без достаточных на то оснований (если нечто было истинным в прошлом, то оно будет истинным в будущем), драматизация (постоянное ожидание худшего) и дихотомическое мышление (все на свете делится на плохое и хорошее; если нечто несовершенно, то оно ужасно). Они аналогичны некоторым когнитивным искажениям Эллиса (Ellis and Dryden, 1997), например мышлению по типу «все или ничего», фокусированию на негативном, дискредитации позитивного, категоричности типа «всегда и никогда» и преуменьшению. Обратите внимание на сходство этих когнитивных ошибок с теми, что встречаются при других расстройствах. Эллис (Ellis and Dryden, 1997) также особо подчеркивает необходимость в помощи клиентам при отделении их внутренних ценностей от поведения. Если они однажды или дважды поступают плохо, то это еще не превращает их в плохих людей. И наоборот, от совершения одного или двух добрых поступков они еще не становятся хорошими людьми. Вторая задача психотерапевта (установление отношений сотрудничества) состоит в том, чтобы помочь клиенту идентифицировать когнитивные ошибки, которые он или она допускает. Это может оказаться непростым делом, так как индивидам в состоянии депрессии трудно исследовать альтернативные способы восприятия реальности. Первичная поведенческая активация, осуществляющаяся при помощи бихевиори-стических методов или медикаментозно, зачастую оказывается первым обязательным шагом к началу анализа когнитивных ошибок. Возможно, что только после этого клиенты захотят или смогут разбираться с психотерапевтом в когнитивных ошибках, которые они могут совершать, не отдавая себе в этом отчета. Чтобы рассмотреть применение гипноза в модификации когнитивных процессов на примере, давайте вернемся к случаю Джен. Когда она стала более деятельной и почувствовала себя бодрее, гипнотерапевт начал помогать ей разбираться в когнитивных ошибках, которые она обычно допускала. Сначала клиентка довольно активно сопротивлялась этой процедуре, потому что считала, что вполне правильно оценивает Глава 8. Депрессия 101 ситуацию. Психотерапевт помог ей нормализовать паттерны мышления тем, что указал на всеобщую склонность людей интерпретировать ситуации преимущественно или единственно с какой-то одной точки зрения — вопрос лишь в том, в какой степени. К тому времени психотерапевт подозревал, что у Джен была ранняя неадекватная схема дефектности/стыда (Young, 1994). Он предполагал, что нормализующий процесс раскрепостит ее, спровоцирует к изучению других путей видения вещей без скрытой уверенности в собственной дефектности, мешающей этому процессу. В итоге, после совместного изучения фактов, они пришли к выводу, что Джен прибегала к сверхобобщению и селективному абстрагированию (ментальному фильтру) (Beck J. S., 1995). Кроме того, терапевт подозревал, что Джен брала на себя излишнюю ответственность за события, находившиеся вне сферы ее контроля, но это предположение Джен встретила с большим сопротивлением. Заметьте, что последняя когнитивная ошибка в чем-то похожа на РНС самопожертвования. Чтобы помочь Джен преодолеть когнитивные ошибки сверхобобщения и селективного абстрагирования, гипнотерапевт применил гипнотическую процедуру, которая представлена ниже. Эти ошибки можно рассматривать как зеркальные отражения друг друга в том смысле, что сверхобобщение расширяет перцептивную сферу, а селективное абстрагирование ее сужает. После индукции была проведена следующая гипнотическая процедура: А теперь, когда ты комфортно расслабилась, я хочу, чтобы ты подумала о том, как люди интерпретируют разные вещи. Мы все интерпретируем события — мы должны это делать, чтобы мыслить [нормализация процесса]. Различие лишь в следующем: похожи ли наши интерпретации на чужие и замечаем ли мы все вокруг так, что можем дать наилучшую интерпретацию? Никто из нас не в силах обращать внимание на все, разве не так? [нормализация]. Но разве не важно обращать внимание на важные вещи, и даже больше, — на многообразие способов интерпретировать события? Все мы, если не проявим осмотрительности, склонны рассматривать только одну сторону проблемы, не так ли? Но разве не важно, чтобы мы рассматривали несколько сторон? В этом случае мы можем дать лучшие интерпретации... (пауза). Многие из нас делают две родственные ошибки. Мы либо видим все одинаковым, либо взираем лишь на одну сторону проблемы. Например, мы можем считать, что если делаем ошибку, то сделаем и другую. Но почему обязательно так? Все мы иногда ошибаемся, а в следующий раз поступаем правильно. Согласись, что в том, чтобы считать, будто мы постоянно ошибаемся, не больше смысла, чем в мысли, будто мы не ошибаемся никогда? И ты, конечно, уже знаешь, не правда ли, что тебе не удастся полностью избежать ошибок? Если задуматься, то не больше логики и в том, чтобы счи- 102 Часть II. Лечение психологических расстройств тать, будто ты постоянно будешь ошибаться! Когда над этим подумаешь, ты сможешь начать понимать смысл сказанного более глубоко. Точно так же ты сможешь понять, что тебе никогда не удастся полностью избежать ошибок, ты можешь их избегать иногда... это как часть одного явления; иногда мы совершаем ошибки, иногда — нет. Но одно не означает другого, не правда ли? Теперь я хочу, чтобы ты несколько минут поразмыслила над этой идеей, позволяя ей прокрутиться в твоем сознании... (пауза). Теперь я хочу, чтобы ты подумала о другом: на что тебе следует обращать внимание? Все мы можем одновременно обращать внимание лишь на немногие вещи. Поэтому мы склонны замечать вещи, которые подтверждают то, в чем мы уже уверены. Так поступают большинство людей; наверное, ты тоже. Но важно, не правда ли, целенаправленно рассматривать идеи, отличные от того, в чем мы уже убеждены, целенаправленно искать опровержения? Например, ты можешь замечать, когда ты от случая к случаю поступаешь неправильно, но не видеть, когда ты действуешь верно. Это просто свойственно человеку, не так ли? Но я хочу тебе предложить прямо сейчас подумать о каком-нибудь недавнем деле, которое ты сделала правильно. Подумай какое-то время. Когда это событие четко обозначится в твоем сознании, подними указательный палец правой руки [идеомоторная сигнализация]. Хорошо! Теперь обдумай этот образ, дай ему прокрутиться в твоем сознании и обрати внимание, как хорошо ты себя чувствуешь после этого. И ты сможешь вызвать в себе это приятное чувство всегда, когда пожелаешь, если расслабишься и подумаешь о времени и случае, когда ты хорошо справлялась с каким-нибудь делом. В приведенном примере обратите внимание на то, как гипнотерапевт воспользовался «серией — "да"» (Erickson and Rossi, 1976), когда повторятся вопросы, которые заранее предполагают утвердительный ответ. Это отличный способ помочь клиенту преодолеть негативные сознательные установки и приобрести более позитивную установку на изменение. Кроме того, гипнотерапевт прибегал к «трюизмам» (Erickson and Rossi, 1976), которые являются утверждениями настолько правильными (например, «Никто из нас не может обращать внимание на все»), что у клиента не остается другого выбора, кроме как согласиться с ними. Нормализующие утверждения были использованы с целью разубеждения Джен в ее непохожести, странности или ненормальности. Все эти техники были предназначены для помощи в создании у клиентки позитивных, приводящих к изменению установок, и открытости к новым переживаниям. Когнитивные структуры Когнитивные темы, лежащие в основе депрессии, вращаются вокруг утраты, фиаско и опустошенности (Leahy, 1996), которые обычно закладываются в относительно раннем периоде жизни. В силу этих ран- Глава 8. Депрессия 103 них переживаний индивиды отличаются своей когнитивной подверженностью депрессии. Несмотря на то что люди, обладающие этими основополагающими депрессивными схемами, могут вполне неплохо функционировать большую часть времени, во время стресса эти схемы могут активизироваться — феномен, известный как когнитивная диатезно-стрессовая модель. Кроме того, депрессия может застигать людей в различных сферах их жизни. Бек (Beck, 1987) рассмотрел две особо уязвимые области. Лица, отличающиеся социотропнойуязвимостью, склонны впадать в депрессию при утрате или угрозе утраты их потребностей и желаний межличностного принятия и близости. Их депрессия вызвана отвержением. Лица, отличающиеся уязвимостью автономности,склонны впадать в депрессию при утрате или угрозе утраты их желания и потребности в независимом функционировании и свершениях. Их депрессия вызвана неудачей. Указанные области, впрочем, не исключают друг друга; можно быть уязвимым в обеих. Исторически женщины склонялись к большей уязвимости в социотропной области, тогда как мужчины — в области автономности. Однако с постепенным угасанием гендерно-специфич-ных и семейных ролей мужчины и женщины будут все больше и больше делить между собой уязвимость в указанных областях. К депрессивным последствиям ведут несколько ранних неадекватных схем Янга (Young, 1994): эмоциональная депривация, брошенность/ непостоянство, социальная изоляция/отчуждение, дефектность/стыд, зависимость/некомпетентность, фиаско и жертвенность. Большинство из них касается разрыва связей и отвержения. Обратите внимание, что некоторые из них существуют и в тревожных расстройствах, что указывает на взаимное наложение депрессии и тревоги. Для модификации когнитивных структур здесь, как и при работе над тревогой, можно прибегнуть либо к прямым, либо к непрямым гип-нотерапевтическим методам. За примером мы вернемся к случаю Джен. В силу того, что она проявила особое сопротивление при попытке разобраться в ее ядерных когнитивных структурах, гипнотерапевт выбрал непрямой метод. Здесь нужно вспомнить, что Джен обладала РНС дефектности/стыда. Помимо этого были также представлены фиаско и жертвенность. Множественные РНС не редкость, и Янг (Young, 1994) констатирует, что клиенты обычно располагают двумя, тремя или даже большим количеством. РНС Джен аналогичны некоторым беспомощным ядерным убеждениям по Дж. С. Беку Q. S. Beck, 1995) («Я неадекватна/неэффективна, я некомпетентна, я неудачница, я недостаточно хороша [с точки зрения 104 Часть II. Лечение психологических расстройств достижений]»), а также отдельным ядерным убеждениям в своей нелю-бимости («Я недостаточно хороша [чтобы меня любили окружающие], я ущербна, меня не любят»). Можно предположить, что ее мнимое несоответствие стало распространяться с профессиональных успехов на быт посредством ядерных убеждений, которые являются общими для этих областей. Процедура непрямого гипноза Благодаря прежнему позитивному опыту гипноза и в надежде на его помощь Джен согласилась участвовать в непрямом гипнотическом методе. Гипнотерапевт не представил его как интервенцию, призванную модифицировать ее ядерные когнитивные структуры, а просто спросил, хотела бы она принять участие в упражнении, которое могло бы ей помочь. Надежду внушали как первоначальный, позитивный опыт и выбранная терапевтом структура, так и ожидание пользы от продолжения гипноза. Помните, что с когнитивной точки зрения главным залогом успешности гипноза являются позитивные ожидания. Именно поэтому так важно, чтобы гипнотерапевты структурировали первоначальные гипнотические переживания так, чтобы клиент видел их успешными. После начальной индукции и углубляющих техник для Джен применили следующую процедуру. Ты уже многое пережила в трансе, не правда ли? И все пережитое было ценным и интересным, не так ли? [Установление позитивной и обнадеживающей тональности.] Теперь у тебя есть шанс узнать о себе больше — вещи, которые могут не быть очевидными прямо сейчас... но ты можешь усвоить и обдумать их на досуге. Не обязательно даже слушать меня на сознательном уровне — твой бессознательный разум услышит то, что он хочет услышать, то, что ему нужно услышать. Поэтому ты можешь оставить свой разум в покое, дай ему расслабиться, думай обо всем, о чем ему захочется, или даже ни о чем [последнее логически невозможно, но под гипнозом критические функции человека зачастую приостанавливаются, и эта приостановка склонна стимулировать транс]. Но когда ты будешь меня слушать, ты сумеешь узнать о себе многие вещи, а также что ты думаешь о себе и как относишься к другим. Теперь просто позволь своему разуму успокоиться (долгая пауза)... Я хочу поговорить с тобой об учебе... учебе и росте. Когда мы растем, мы узнаем много нового, правда? Мы научаемся новым вещам, научаемся действовать по-новому. Это порой волнует, порой пугает. Научимся ли мы когда-нибудь поступать правильно? Откуда нам вообще знать, что означает это «правильно»? Но в итоге мы научаемся, разве не так? Мы научаемся, как делать нечто новое... иногда быстро, иногда медленно; преуспевая иногда быстро, иногда — не сразу, но потом... иногда — не преуспе- Глава 8 Депрессия 105 вая вообще. Но разве мы не можем воспользоваться этим неуспехом, чтобы лучше узнать, как преуспеть в дальнейшем? Когда мы учимся, мы испытываем разные чувства, не так ли? Иногда мы ощущаем волнение, иногда — стыдимся, иногда мы счастливы, иногда — печальны. Точно так же мы порой преуспеваем сразу... иногда — спустя какое-то время... иногда — не преуспеваем вообще. Но в конце мы узнаем, что мы узнаем то, что нам нужно узнать... и что жизнь не течет по прямой... ее линия очень извилиста, со многими окольными путями и отступлениями [научение из метафоры]. Но окольные пути и отступления важны, ибо они помогают нам учиться и расти дальше... без них мы не узнали бы так много о том, что нам действительно нужно узнать. На самом деле нам нужно знать, как учиться учебе... а окольные пути и отступления помогают нам научиться учиться. Ибо в конечном счете научение учебе поистине важнее, чем учеба — поэтому вместо того чтобы стыдиться наших окольных путей и отступлений, мы должны ими гордиться [перестраивание]. Они помогают нам лучше научиться учебе — и даже помогают нам научиться лучше учиться тому, как... но ты уловила мысль? ... в твоем бессознательном разуме, там, где действительно можно выявить различие, где на самом деле происходит большая часть любого научения [отсылка к имплицитному научению]. Поэтому подумай над окольными путями и отступлениями в твоей жизни, Джен... и пойми их как научение учебе, росту и продолжению роста... научение тому, как... Джен быть самой собой[встроенная суггестия]. И, пока ты продолжаешь думать об этом, ты можешь начать ощущать себя все более и более сильной и независимой личностью, существующей вместе с другимилюдьми, но не ради других людей.Становясь бодрее и увереннее в себе, более связанной сдругими, но не радидругих, видя в жизненных окольных путях и отступлениях возможности научиться учебе и возможности к еще большему росту... Теперь, когда ты позволяешь этим идеям проникнуть глубоко в твое сознание, я буду считать от десяти до одного; пока я считаю, мне хотелось бы, чтобы ты все больше осознавала окружающую обстановку так, что когда я досчитаю до одного, ты выйдешь из транса, чувствуя себя освеженной и бодрой, понимая, что ты узнала нечто важное даже в случае, если прямо сейчас не знаешь точно, что именно ты узнала... Обратите внимание, что вэтом примере ни разу не употреблялось слово «неудача», которое заменялось на «преуспевание не сразу или, возможно, никогда». Кроме того, неудача была перестроена как метафорические окольные пути или отступления, которые помогают дальнейшему научению. Мы нередко лучше прислушиваемся к метафорам, так как сопротивление при этом может не возбуждаться. Процесс метана-учения (научение учебе) был увязан с неудачей через метафоры окольных путей и отступлений. На самом деле, эта процедура была отчасти прямой, поскольку затрагивались ядерные когнитивные темы жизни 106 Часть II. Лечение психологических расстройств Джен, пусть даже метафорически. Как показали Милтон Эриксон и его последователи, возможно построение такой непрямой процедуры, в которой непосредственно темы вообще не будут упоминаться. Эта процедура помогла Джен начать процесс изучения ядерных когнитивных схем, присутствовавших в ее жизни, чтобы увидеть себя человеком, в чьем прошлом встречались и промахи, и достижения и который научился на своих неудачах. Конечно, подобная процедура, проведенная всего один раз, не приведет к мгновенному успеху. Она несколько раз повторялась с разными вариациями и перемежалась негипнотическими сессиями, в ходе которых ядерные схемы подвергались совместному анализу. Резюме Депрессия — многостороннее расстройство, содержащее в себе биохимические, психологические и поведенческие компоненты. По той причине, что индивиды, страдающие депрессией, часто бывают мотиваци-онно и поведенчески инертны, важно активизировать их прежде, чем перейти к другой работе. Этого часто удается добиться сочетанием соответствующего медикаментозного лечения и активного гипноза. Когда клиент становится энергичнее, в рассмотрении депрессогенных допущений и ядерных когнитивных тем утраты и печали может помочь когнитивная гипнотерапия. Глава 9 Вредные привычки Расстройства, инициирует которые сам клиент, поддаются лечению с особым трудом. В отличие от других расстройств, клиенту здесь точно известно, что нужно сделать, чтобы преодолеть проблему; например, не брать в рот сигареты или избыток пищи. Важным аспектом лечения является сравнительная ценность кратковременных и долговременных приобретений и потерь, а следовательно, и мотивация к изменению. Любой, кто знаком с основами оперантного обусловливания, знает, что кратковременное подкрепление сильнее долговременного. Отчасти в силу слабой мотивации, люди нередко обращаются к гипнозу как мнимому магическому средству, которое устранит в них тягу к вредным привычкам без всякого усилия с их стороны. Вредные привычки чреваты получением кратковременного удовольствия и долговременными потерями. Курильщикам, например, сейчас хорошо известно, что сигареты вредят их здоровью (даже если они и табачные компании официально отрицают это), но сила кратковременного подкрепления никотином перевешивает осведомленность в долговременных потерях. Ситуация еще больше осложняется тем, что все предметы, к которым вырабатываются вредные привычки, имеют как физическую, так и социальную природу. Никотин является веществом, создающим выраженную химическую зависимость, а сигареты, как и пища, сильно подкрепляются социально, поскольку ассоциируются с приятной социальной деятельностью. Дело не только в силе факторов, подкрепляющих текущее поведение, но и в том, что мотивация к изменению часто бывает противоречивой, а в лучшем случае — неоднозначной. Случается, что люди сильно мотивированы к изменению застарелых привычек, однако их желание диктуется, как правило, какой-то сиюминутной проблемой, связанной с их поведением. Например, они могли перенести какую-то болезнь, спровоцированную курением, или супруги приказали им снизить вес или бро- 108 Часть II. Лечение психологических расстройств сить пить, чтобы спасти брак. Когда непосредственная проблема исчезает, с ней часто исчезает и мотивация к изменению. Лечения гипнозом порой добиваются исключительно из-за его образа как волшебной техники, не требующей усилий. Людям свойственно искать «чудодейственное средство», которое устранит их проблемы и чувство общей разочарованности жизнью, желательно без какого-либо усилия с их стороны. Чтобы разобраться с этим вопросом, я, когда беседую с потенциальными клиентами, особенно с теми, кто откровенно требует гипноза, спрашиваю у них, «хотят ли они измениться или хотят хотеть измениться». Если верно последнее, возможно, что в первую очередь следует обратиться к мотивации. Из-за этих проблем модификация укоренившихся вредных привычек оказывается в лучшем случае проблематичной независимо от метода, будь то гипноз или другие лечебные стратегии. Поэтому гипнотерапев-ты должны быть внимательны к мотивации клиентов, побуждающей их стремиться к гипнотерапии для решения этих проблем, и быстро рассеивать любые иллюзии, которые могут питаться насчет ее эффективности. Тем не менее гипноз показал свою эффективность в лечении ожирения (Bolocofsky et al., 1985; Levitt, 1993) и при отказе от курения (Golden and Friedberg, 1986; Lynn et al., 1993b), хотя число клиентов, которые действительно умерили свои проблемные привычки или отказались от них, широко варьирует. Если первые сообщения (например, Wadden and Anderton, 1982) указывали на отсутствие связи между восприимчивостью к гипнозу и лечебными результатами, то в более поздних работах было высказано предположение, что высокогипнабельным клиентам скорее удается и снизить вес (Levitt, 1993), и бросить курить (Lynn et al., 1993b). Линн с коллегами разработали программу отказа от курения, протекающую в две сессии, которая показала хорошие результаты. Однако Спанос (Spanos et al., 1995) обнаружили большую эффективность гипнотических лечебных методов для отказа от курения по сравнению с негипнотическим лечением. Таким образом, можно заключить, что в изменении вредных привычек гипноз может быть полезным, по меньшей мере в той же степени, что и другие лечебные стратегии, хотя результаты могут претерпевать значительные колебания. Клиентам следует говорить, что, при всей возможной ценности гипноза, его нельзя применять в качестве единственного лечебного средства. Гипнотические интервенции обычно дополняются просвещением в плане последствий разрушительного поведения и поведенческими стратегиями саморегуляции в преодолении проблем (Levitt, 1993; Lynn et al., 1993b). Кроме того, очевидно, что как минимум Глава 9. Вредные привычки 109 некоторые колебания результатов лечения могут быть связаны с индивидуальными различиями в восприимчивости к гипнозу. Перед началом лечения следует также обратиться к вопросу о мотивации клиента. В оставшейся части этой главы описано и проиллюстрировано применение гипноза при лечении курения и злоупотребления токсическими веществами. Хотя существуют и другие вредные привычки, эти две широко признаются распространенными и серьезными недугами. Отказ от курения Курение является привычкой, отказ от которой особенно труден, поскольку никотин приводит как к физической, так и к психологической зависимости. Сиюминутный эффект курения (физическая зависимость) переживается как «прилив» и оказывает мощное подкрепляющее воздействие. Поэтому курение является подлинной кратковременной стимуляцией. На этот аспект курения можно повлиять при помощи таких техник, как никотиновый пластырь. На психологическую зависимость можно воздействовать сочетанием поведенческих и когнитивных гип-нотерапевтических стратегий. Поскольку курение обычно ассоциируется с широким кругом приятных социальных занятий, постольку важно, чтобы клиент на протяжении нескольких дней вел журнал, фиксируя в нем время, место, занятие и мысли, связанные с курением. Клиенты могут иметь лишь смутное представление о деталях своего пристрастия — таких как количество выкуренных за день сигарет или ситуациях, в которых они курят чаще. Когда они начинают больше фокусироваться на деталях своего поведения как курильщика, всплывает важная информация, которой может воспользоваться терапевт. Таким образом, терапевт приближается к пониманию подкрепляющих факторов окружающей среды, которые поддерживают курение, и составить индивидуальную программу гипнотической интервенции. Поскольку курильщики склонны обзаводиться курящими друзьями, для клиентов может быть оптимальным на первых порах избегать ситуаций, в которых обычно выкуриваются и доступны сигареты; например, употребления алкогольных напитков. К несчастью, это означает, что клиентам лучше будет завязать новые отношения — ситуация, перед которой оказываются и лица, злоупотребляющие токсическими веществами, находящиеся на этапе выздоровления. Трудно удержаться от курения, когда все твои друзья курят, особенно поначалу. Когда будет покончено с окружающими триггерами, которые провоцируют курение, тогда можно приступать к гипнотической интервенции. 110 Часть П. Лечение психологических расстром те Когнитивное содержание Стив обратился за помощью, потому что хотел бросить курить. Ему было 32 года, и он курил с 16 лет. Хотя за прошедшие годы он несколько раз пробовал сам справиться с проблемой, его мотивация к этому была невысока, и периоды воздержания обычно длились от двух до, самое большее, трех недель. Позднее, однако, его жена (некурящая) пожаловалась на отвратительный запах в доме (и от него). Кроме того, у Стива с женой недавно родился первый ребенок, и он беспокоился, что пассивное курение повредит его новорожденной дочке. Психотерапевт установил, что у Стива была как внутренняя, так и внешняя мотивация к изменению. В самом начале клиент и терапевт работали вместе, выявляя ситуации, которые выступали в качестве триггеров курения, и негативные мысли или самосуггестии, приводившие к этому. Хотя физическая зависимость привела к выкуриванию около полутора пачек сигарет в день, Стив обнаружил, что потребность в курении особенно усиливалась, когда он выпивал с друзьями и сразу после еды. Дальнейшая оценка показала, что он не был пьяницей. Когда тяга к курению становилась особенно сильной, Стива обуревали негативные и безнадежные когниции, касавшиеся курения. Стив интересовался гипнозом — отчасти (так представлялось) из-за его эффекта новизны. Но после того как ему объяснили природу гипноза, Стив охотно согласился работать над ним упорно и систематически вместо того, чтобы видеть в гипнозе магическую интервенцию, которая устранит надобность в его личных усилиях. Стив был деятельным бизнесменом, который усердно трудился надо всем, за что брался, и гипно-терапевт полагал, что он постарается и здесь. Стив, хотя и несколько неохотно, согласился сократить социальные контакты с друзьями (которые все курили) до одного или двух в неделю. Кроме того, он согласился не курить дома. В его беседах с терапевтом вскрылось несколько негативных самоутверждений, и они вместе выработали альтернативные самоутверждения. Стив был достаточно гипнабельным субъектом и мог достигать состояния легкого и среднего транса. После первичной индукции гипнотерапевт применил технику двух колонок, проиллюстрированную в табл. 9.1. Находясь в трансе, Стив сумел высказывать сначала негативные самоутверждения, а затем — альтернативные позитивные, в чем неоднократно упражнялся на протяжении нескольких сессий. Кроме этого, терапевт прибегнул к моделированию, побуждая его высказывать пози- Глава 9. Вредные привычки Таблица 9.1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |