Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИМВОЛЫ НАДЛИЧНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 7 страница




Кроме того, мы считаем, что каждая субличность, в свою очередь, состоит из известных трех уровней – подсознания, сознания и сверхсознания, – хотя слова эти не вполне отражают сущность обозначаемых ими явлений. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную, если верить карте (см. рис. 1), в нижней ее части.

Клер — Я хотела бы добавить. По мере того, как мы учимся сознавать свое центральное положение (2.5) и удерживаться в нем, для нас становится все более очевидным, что из этого места мы можем прилагать волю к изменению того, что его окружает. Лишь заняв центральное положение, мы можем преобразовывать энергии бессознательного в приемлемую для нас форму и тем самым осуществлять в своей жизни возможности, заключенные в подсознании и сверхсознании каждой субличности, актуализировать их энергетический потенциал. Поэтому битва за центр, за выход в центральную позицию по отношению ко всем своим частям становится центральной точкой всей психосинтетической работы.

Кэрол — Признаться, я чувствую себя довольно неловко в рамках излагаемых мною концепций, поскольку они не позволяют описывать некоторые формы доступного нам опыта. Недавно, например, я ясно осознала наличие в себе некоторых примитивных субличностей, которые обладают огромной жизнеутверждающей силой. Сегодня во всем мире растет понимание того, что народы, не затронутые цивилизацией, так живо воспринимают жизнь и живут так жизнерадостно потому, что под- и сверхсознание у них не разделены; сегодня многие исследователи начинают признавать тот факт, что многие первобытные люди – не все, но многие, в частности, шаманы, – способны были синтезировать в своем сознании высшее и низшее бессознательное.

Напомню, что все области этой карты (рис. 1) относятся к сфере бессознательного. И если мы будем продолжать работу, которую здесь проводили – работу по вхождению в круг сознавания и утверждению себя в его центре – то сможем, подобно шаманам, втянуть в конце концов в этот круг всю карту, сознавать целое, сознавать то, что вверху, и то, что внизу, – и пользоваться им.

Клер — Глядя на эту плоскую схему, может возникнуть впечатление, будто что-то здесь "выше", а что-то "ниже", что-то "лучше", а что-то "хуже". Но мы ни в коем случае не хотели бы, чтобы вы так подумали. Существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые содержания; просто мы пытаемся обозначить различные группы извлекаемых качеств; но это вовсе не значит, что какие-то из них лучше.

Кэрол — Мы в Соединенных Штатах долгие годы пытались преодолеть пуританскую этику. Пуритане отсекли от себя целую часть – тело; они не хотели иметь ничего общего с телесными удовольствиями, полагая их плохими, неправедными. И потребовалось не одно столетие, чтобы понять, что жизненность – это такая же часть нас самих, как и все остальные. В связи с этим можно указать на один очень важный принцип, выявленный Ассаджоли, а именно, что отождествление с какой-то своей пребывающей в сверхсознательных эмпиреях субличностью делает человека столь же дезадаптивным, неприспособленным к реальной жизни, как и отождествление со своим инстинктивным началом. Поэтому действительная и единственная надежда для человека на данном этапе его эволюции состоит в том, чтобы "втащить" себя в поле сознавания; ибо это единственное место, где у нас появляется возможность выбора. Именно в этой центральной точке, в которой мы задаемся вопросами "кто я" и "зачем я живу", – именно в этой центральной точке выбираем действительно мы, и каждый наш выбор обусловлен исключительно целью нашей жизни. Из этой точки мы привлекаем в поле сознавания энергии из всех окружающих областей для того, чтобы с их помощью выражать свою волю.

Ассаджоли, создавший эту диаграмму (см. рис. 1), назвал ее "яйцом". Она служит картой индивидуальной психики, индивидуального бессознательного. А за пределами "скорлупы", обозначенной пунктирной линией, лежит коллективное бессознательное (1.8), в котором также имеются три уровня – высший, средний и низший – общие для всех людей. Не случайно эта линия пунктирна – мы постоянно черпаем отсюда архетипические содержания, как называл их Юнг. И одно влияет на другое: то, что происходит в коллективном бессознательном, влияет на индивидуальное, и наоборот.

Клер — Следует заметить, что у психосинтетического сообщества нет единой точки зрения на то, как именно следует "картировать" психику – споры по этому вопросу не стихают. Вот и сегодня, во время обеда у нас возникла горячая дискуссия; в конце концов мы решили подать эту схему в ее первоначальной форме, предложенной Ассаджоли, но с одним примечанием, а именно – не удивляйтесь, если в следующий раз она будет выглядеть иначе.

Кэрол — Вот почему мы не хотели показывать ее вам с самого начала. Неизвестно ведь, каким будет ваш собственный опыт. Если же опыту будет предшествовать схема, то впоследствии может возникнуть иллюзия, будто схема эта безусловно верна, будто это и есть ваш собственный опыт. Признаться, я лично не пользуюсь этой диаграммой уже лет пять. Но сегодня мы на общем совете решили воспользоваться именно ею, и я согласилась – ладно, пусть будет эта. Однако сейчас, когда дело сделано, я нахожу, что она не выражает моего личного опыта.

Клер — Сегодня утром мы говорили с вами фактически о том же: если вы слишком жестко отождествляетесь с какой-то конкретной мыслеформой, вы отсекаете себя от дополнительных – внешних и внутренних – источников полноценной информации. Будучи человеческими существами, мы нуждаемся в оформлении целого, придании ему формы. Но держаться за эту форму следует не очень сильно – так, чтобы иметь возможность отпустить ее для получения более глубокого опыта.

Кэрол — Есть хорошее выражение: "Карта – это не местность". По-моему, оно все ставит на свои места. Но у меня лично имеются сомнения по поводу самой карты. Они связаны, прежде всего, с разграничительными линиями между низшим, средним и высшим бессознательным: создается впечатление, будто низшее и высшее никак между собой не связаны, а это весьма сомнительно. И конечно же, не совсем верно располагать высшее Я таким образом. Потому что мой личный опыт говорит мне, что оно – везде. И этот опыт тесно связан с моими представлениями о смысле моей жизни. Я иду по жизни для того, чтобы находить свое Я в каждом своем переживании – в своих трагедиях, успехах и неудачах; я учусь на этом, и в этом смысл моей жизни. Высшее Я для меня – это не какое-то занебесное благо, это благо присутствует в жизни повсюду.

Максим — Существует ли какая-то связь между психосинтезом и тибетской мудростью?

Кэрол — Да, и не только тибетской. Наряду с психоанализом, Ассаджоли изучал также восточную философию. В своем психосинтезе он сплавил дух этой психологии и этой философии так, чтобы люди могли привнести их в свою повседневную жизнь. В психосинтезе эта философия и эта психология становятся очень практичными.

Клер — Итак, приняв к сведению то, что мы говорили о карте психики (рис. 1) с ее "верхом" и "низом", мы можем схематически обозначить путь психотерапевтического процесса:


Рис. 3

Этот путь может быть пройдет как в ходе одноразового приема, так и в ходе ряда сеансов. Встречаясь с клиентом, мы выясняем прежде всего, как он сознает переживаемую им проблему, о какого рода проблеме идет речь (3.1). Вовлекая его в работу с субличностями, мы постепенно углубляемся в осознание проблемы и соприкасаемся с подсознательным материалом (3.2) – подавленным гневом, влечением, неприемлемыми мыслями или чувствами и т.д. Привнеся их в поле сознания, мы идем дальше и привносим сюда те высшие – не люблю я слова "высшие", – те глубинные надличные качества, которые за ними скрываются (3.3). И, наконец, последний и особо важный этап работы состоит в "заземлении" полученного опыта (3.4): после того, как клиент осознал оба ранее не сознаваемых измерения своего существа, мы переходим к поиску путей выражения этого нового уровня само-сознавания клиента в его повседневной жизни. Мы пытаемся увидеть, какой теперь будет эта жизнь, смоделировать ее. И в конце приема или ряда приемов клиент может уйти с чувством, что отныне он даже посуду может мыть с новым уровнем сознания. Но чтобы быть в состоянии помочь моему клиенту закрепиться на новом уровне сознавания, я во время работы с ним сама должна находиться на этом уровне.

Кэрол — Существует еще один класс психотерапевтических ситуаций. Некоторые люди по тем или иным причинам непроизвольно попадают на уровень сверхсознания (3.3) и приходят к нам совершенно сбитые с толку. Дело в том, что сверхсознание – это уровень высоких энергий, сталкиваясь с которыми неподготовленный человек либо безусловно отождествляется с ними и тем самым деперсонализируется, теряет себя, либо в ужасе пытается спастись бегством от этой могущественной части своего существа. Если мы взглянем на диаграмму (рис. 3), нам станет ясно, что задача тут сводится к "заземлению", интеграции надличного опыта данного лица в его повседневную жизнь.

Иногда причиной такого спонтанного выхода на уровень сверхсознания может служить какое-то резкое жизненное потрясение или опыт предсмертных переживаний. Как известно, во время клинической смерти многие люди покидают тело и испытывают другие необычные переживания; возвращаясь к жизни, они нередко утрачивают смысложизненные ориентиры, так как видят жизнь уже совсем не такой, как прежде. Совсем недавно, например, у меня был случай с пожилой женщиной, которая во время клинической смерти покинула тело и испытала удивительное переживание жизни как света. Когда она вернулась в тело и обнаружила, что находится в реанимационном отделении, то впала в глубокую депрессию: она не хотела жить в теле – она хотела жить в свете. Поэтому моя задача состояла в том, чтобы помочь ей привнести свет, с которым она соприкоснулась, в ее повседневную жизнь. Таким образом, мы можем подниматься лишь до тех высот, которые можем заземлить, интегрировать с нашим повседневным уровнем бытия.

Галя — Можно ли рассматривать галлюцинации как соприкосновение со сверхсознанием?

Клер — Да, можно. В свое время у нас в стране было выдвинуто предположение, что многие из тех, кого диагностировали как шизофреников, в действительности соприкоснулись в себе с какими-то испугавшими их необычными способностями, с которыми они не смогли совладать. И то, что не удалось обычным врачам, удалось некоторым представителям преобразовательного направления психотерапии. Эти психотерапевты помогли пациентам заземлить их опыт, перевести его в формы, приемлемые для интеграции и выражения на уровне повседневного сознания; и оказалось, что никакие они не шизофреники, хотя симптомы практически ничем не отличались от шизофрении. Причина расстройства состояла в том, что сознание человека неожиданно расширялось до такой степени, что он терял себя в нем, думал, что сошел с ума, пугался и вверял свою судьбу в руки врачей-психиатров, отказываясь от контроля над ситуацией. Мы помогаем людям осознать, что такого рода расширенные переживания – это вполне нормальное явление. В Соединенных Штатах очень популярны различные опросы, охватывающие многие тысячи людей. Так вот, более половины опрошенных сообщили, что испытывали те или иные переживания надличной природы, о которых боялись говорить окружающим, полагая, что те сочтут их ненормальными.

(Заходит разговор о музыке как средстве вхождения в измененные состояния сознания и о музыкотерапии вообще.)

Кэрол — Кстати, этот разговор навел меня на еще одну важную мысль. Мы говорим здесь о различных методиках, способных вызывать в человеке какую-то ответную реакцию. Но психосинтез – это не методика. Психосинтез – это ценностная ориентация, это определенная точка зрения на естественный ход вещей. А для самого психосинтетика психосинтез – это образ жизни.

Мы используем в психосинтезе множество методик, разработанных самыми различными школами психотерапии. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы интуитивно почувствовать, что нужно данному клиенту, и выбрать из арсенала психотерапии ту методику, которая поможет ему соприкоснуться с самим собой, со своим "я". Для этого можно применять музыку или направляемое воображение, двигательные упражнения или гештальт-терапию, – что угодно. Для этой цели подходит все, что угодно. Таким образом, психосинтез не может быть сведен к какой-то конкретной методике. Я знаю людей, которые говорят: "О да, я применяю психосинтез – практикую со своими клиентами направляемое воображение". Но психосинтез – это не направляемое воображение. Я вижу, что вы понимаете это. И это важно.

Клер — А теперь мы приступим к заземлению опыта, полученного вами на этом семинаре. Мы хотели бы, чтобы вы в течение трех-пяти минут обдумали и записали ответ на следующий вопрос: что из того, чему вы научились на этом семинаре, оказалось для вас наиболее существенным, самым важным? (Выполняется задание)

Егор — Да что они так долго пишут, дайте я просто скажу!

Клер — Нет-нет, это не самоцель. Это необходимо для последующего упражнения. Но мне нравится ваш подход. (Пауза)

Итак в последний раз мы просим вас закрыть глаза... И сосредоточить внимание на ритме своего дыхания. (5) Просто сознавайте ритм своих вдохов и выдохов. (25) А теперь попробуйте растождествиться с тем, чему вы здесь научились, взглянуть на это со стороны. И выделите в нем какой-то один аспект, который представляется вам наиболее интересным. (20) И спросите себя, как вы привнесете в свою повседневную жизнь то, чему научились. Как вы примените это в своей повседневной жизни? (20)

А теперь, по возможности, визуализируйте себя, применяющим это. Визуализируйте обстановку, в которой вы это делаете. Где это происходит? Кто еще помимо вас задействован в ситуации? Какие тому сопутствуют обстоятельства? (20)

И размышляя над возможностью применения в своей повседневной жизни того главного, чему вы научились, подумайте о первом шаге на пути осуществления этой возможности. В чем будет состоять тот самый первый шаг, который вам нужно предпринять? (5) И как вы сделаете этот самый первый шаг? (5) С каким действием он будет связан? (15) Визуализируйте себя предпринимающими это действие. (20)

Попробуйте услыхать фразу, формулирующую ваше намерение применять в своей жизни то, чему вы научились. Фразу, которая, возможно, будет начинаться словами "я решил" или "я хочу". (25) И если вы чувствуете, что готовы сделать это, возвращайтесь сюда и медленно открывайте глаза. (10) И, как это уже у нас повелось, сделайте несколько заметок.

(Пауза)

А теперь мы проделаем так называемую "круговую работу". Пусть каждый из вас в двух словах скажет, что он решил или хотел бы сделать. Что из полученного вами на этом семинаре оказалось для вас, как вы чувствуете, наиболее существенным?

(В синхронном переводе, определившем характер ответов, последний абзац звучал так: "В чем вы усматриваете ценность семинара для себя лично?")

· Возможно, это слишком сильно сказано, но для меня семинар был важен тем, что открыл мне новый уровень мышления и понимания психологии.

· Узнала новое о себе и обрела метод получения этого нового в будущем. Собираюсь применять его и в работе с пациентами.

· Усматриваю для себя ценность семинара также в двух планах: самопознания и профессионального применения полученного знания.

· В какой-то степени задумался над собой и решил поинтересоваться литературой.

· В личном плане удалось кое-что узнать о себе, а также обогатить методический арсенал. Осознание культурных различий с американскими коллегами обогатило мое понимание психосинтеза.

· Самым ценным было общение с американскими коллегами, которые для меня как существа с другой планеты. Поражен свободой, спокойствием и легкостью в поведении и изложении материала. Общение с такими умными людьми побудило меня больше заниматься наукой. Ну, и конечно, знакомство с новым методом и самим собой.

· Новый профессиональный подход к пониманию собственного поведения и поведения моих клиентов.

· Ряд приемов понравился, но концептуальной целостности нет. Не вижу технологической цепочки. Осознал, конечно, что это полезно, но не вижу, чем это лучше того, что применяется у нас.

· Самым ценным было общение с американскими коллегами. Новые мысли, идеи – это прекрасно.

· Не могу пользоваться в своей работе чужими знаниями. Полученный опыт – залог того, что обретенные знания будут применены.

· Вы сказали, что психосинтез – это образ жизни, и я вижу, что это в самом деле так. Пример заражает. Я теперь даже сидеть стала так, как Клер. (Клер имеет обыкновение сидеть, поджав под себя одну ногу.) Фрагментарность полученного знания дала импульс собрать всю возможную информацию о психосинтезе и поделиться ею с коллегами. Это – новый подход к проблемам, моим и моих клиентов. Возникло ощущение их разрешимости.

· Большое спасибо за то, что научили по-новому думать о себе и о человеке вообще как части целого.

· Осознал, что нужно быть крайне бережным к человеку. Испытал глубокую радость встречи с практикующими терапевтами, которые воссоединяют нас со вселенной. К сожалению, в нашей психологии верхняя часть психики обрублена.

· Обнаружил того, кто мешает мне больше всего – внутреннего критика. Спасибо также за работающие методики.

· Получила теоретическое обоснование собственных открытий, а также инструмент передачи этого знания.

· Получил больше, чем ожидал. Новые методики, высокопрофессиональная работа, новые подходы – да. Но что произвело наибольшее впечатление – это новое отношение к человеку, вера в его силы. И я попытаюсь осуществить это отношение в своей практике.

· Ощутил на себе воздействие психосинтеза как эффективной силы. Поразило то, что эффект возникает не отсрочено, а сразу. Осознал, что психосинтез – это не догматическая система, он подобен танцу.

· Ощутил запах прекрасного блюда, но не успел его распробовать.

· Вы подарили нам радость расширенного сознания, и мы понесем ее дальше.

· Наконец-то убедился в правильности интуитивно используемых методов.

· Осознал, что до сих пор работал с клиентами при помощи маленького и хорошо отточенного, но топора.

· Психотерапия, несущая добро. Спасибо. Я понесу ее своим студентам.

· Дома я всегда сижу так, как сидит Клер. И тем не менее, основным открытием для меня стало то, что у меня есть проблемы, и что с этими проблемами можно работать. Однако второе открытие меня несколько озадачило: я обнаружил, что психосинтез невозможно осваивать путем знакомства с литературой, чтения упражнений. У меня кончились кассеты, так что текст последнего упражнения пришлось записывать от руки, и я не смог погрузиться в то легкое трансовое состояние, достижение которого предшествует всем упражнениям такого рода. В результате у меня ничего не вышло, я не получил никаких спонтанных ответов, никаких образов. Возможна ли самостоятельная практика без помощи ведущего, который бы начитывал текст упражнения?

Кэрол — Это не проблема. Любое упражнение вы можете предварительно начитать на магнитофон.

Что ж, я счастлива, что мы, уезжая, не забираем с собой психосинтез.

Клер — Большое спасибо, что вы взяли нас с собой.

 

 

 

Марта Крэмптон

ОРГАНИЗМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

 

Человечество стоит на распутье. По-видимому, мы достигли в своем развитии той точки, где принимаемые нами решения о дальнейшем пути могут вызвать "квантовый скачок", привести к резкому изменению состояния эволюционирующей системы. Наш выбор может явить новые уровни созидательного порядка и целостности. Существует и другая возможность – возможность распада и хаоса, тоталитарного "порядка" в духе Оруэлла. Наши решения будут обусловлены нашим видением мира.

Настоящий период отмечен беспрецедентным ускорением темпа изменений. Специалисты самого разного профиля откровенно признаются в неспособности предсказать будущее. Похоже, что ни одна из теорий, ни один из методов, на которые мы полагались в прошлом, не способны дать адекватной картины современного мира, – будет ли это мир экономики или политики, физики или психологии. Всеми ощущается потребность в новой мировоззренческой парадигме.

Я полагаю, что сущность искомой смены парадигм состоит в переходе от механистического к организмическому видению мира. Мы должны учиться воспринимать себя и вселенную не как два "механизма", не как две вещи, а как две живые, интенциональные (т.е. целеустремленные) организмические целостности, пребывающие в процессе самосозидания.

Метафизическая основа новой парадигмы, а именно метафизика организмического процесса, в западной философии со времен Аристотеля разрабатывалась очень слабо. В последние же десятилетия метафизика процесса достигла высокого уровня развития, в особенности в работах таких философов, как Уайтхед и Хартшорн.

Разрабатывается и логическая основа новой парадигмы. Наш век стал свидетелем кризиса основ математики, подхлестнувшего изучение основ логики. Выяснилось, что известная нам общепринятая биполярная логика представляет собой лишь малый и примитивный фрагмент бесконечного множества логик. Нам нужно разработать новые логические основания организмической парадигмы, которые бы позволили нам понять те "измерения" жизни, где обычная логика не срабатывает, – сферу ценностей, целеполагания (интенциональности) и парадокса.

Опираясь на эти основания и свой практический опыт в области психосинтеза, я сформулировала несколько гипотез о принципах организации живой вселенной. В настоящее время я занимаюсь разработкой науки о живых процессах или организмических целостностях, которую решила назвать "холодинамикой", указывая тем самым на ее холистические и процессуально-динамические основания. В следующем разделе я изложу ряд основных постулатов холодинамики. Затем я затрону вопрос о потребности в организмическом мировоззрении. Основное содержание статьи будет посвящено принципам и методам развития человека, разработанным мною в ходе практики психосинтеза и соотнесенным с постулатами холодинамики.

ПОСТУЛАТЫ

1. Вселенная является процессом эволюции или организмической целостностью, целеустремленной к высшим порядкам созидательного синтеза. По своим свойствам вселенная ближе живому существу, нежели неодушевленному механизму.

2. Созидательный синтез является процессом гармонизации и интеграции противоположных элементов, в котором образуются более сложные организмические целостности. Целью и результатом этого процесса является повышение его ценности (в том числе пользы, порядка, синтропии).

3. Этот процесс предполагает иерархию порядка, где формообразующие, структурные принципы "более высокого" порядка или уровня организации играют роль "направляющих" внутренней интеграции существ более низкого порядка. Иными словами, более высокий уровень организации выступает бессодержательной "формой", которая задает границы сырому материалу ("материи") более низкого уровня организации (оставляя при этом существам более низкого порядка свободу выбора).

4. Существо, система или процесс могут быть организмическими или не организмическими.

5. Отличительным признаком организмического существа служит самоорганизация.

6. Самоорганизацию организмического существа обеспечивает центр сознания и воли, который мы будем называть "Созидающим Центром" данного существа. Примечание: сознание и воля существ разных уровней иерархии отражают ступень их эволюционного развития.

7. Концепция самоорганизации предполагает, что

a. процессом самоорганизации руководит центр сознания и воли;

b. организующий центр обладает свободой воли и отвечает за свои действия;

c. интеграция составных частей организма повышается согласно принципам созидательного синтеза;

d. границы организма неприкосновенны;

e. Созидающий Центр регулируется сигналами, привходящими по каналам обратной связи от составных частей организма и Созидающего Центра более высокого порядка.

8. В ходе эволюционного процесса созидательного синтеза происходит своего рода "научение" вселенной. Данный вид научения можно назвать организмическим или холистическим, поскольку он охватывает все существо – не только его ум, но также волю и сердце.

9. Такое организмическое научение представляет собой "самую соль", назначение эволюционного процесса на всех уровнях иерархии. В результате его повышается уровень организации организма и обретается не просто знание, а мудрость.

10. Содержанием организмического научения выступают, по-видимому, принципы и методы созидательного эволюционного процесса как такового, – то есть речь идет о научении выражать свободу воли в самосозидании со все возрастающей любовью и разумностью.

Примечание: "Любовь" в данном контексте есть принцип соединения (агрегации), что предполагает сущностную оценку. "Разумность" рассматривается как принцип эффективности в достижении цели. Это предполагает понимание организующих принципов, необходимое для выбора оптимального пути. Примером разумного действия может служить закон экономии или "достижения большего меньшими средствами".

11. Созидательный синтез осуществляется путем двух взаимодополняющих процессов: дифференциации (разделения – обособления) и интеграции (объединения – включения). Обособление порождает множественность. Включение объединяет обособленные существа в более сложную целостность.

12. В организмических существах взаимодополняющие процессы дифференциации и интеграции должны находиться в динамическом равновесии.

13. Каждое живое существо представляет собой одновременно "целое" в своих собственных пределах и "часть" в пределах более крупного образования.

14. Организмическое существо (например, человек) не может быть включено в более сложное организмическое существо (например, планету или какую-то социальную структуру) до тех пор, пока не достигнет определенной стадии в процессе своего обособления или индивидуализации. Принцип состоит в том, что, интегрируясь в существо более высокого порядка, существо более низкого порядка должно сохранять свою индивидуальную самоопределенность, самотождественность.

15. Попытка преждевременной интеграции такого рода приводит к понижению жизнеспособности и созидательности обоих существ – как более низкого, так и более высокого порядка.

16. Если существо не достигло еще необходимого уровня индивидуализации, то на попытку интегрировать, включить его в существо более высокого порядка оно реагирует одним из двух возможных способов: примитивным слиянием или инкапсуляцией (нередко переходя от одного к другому). В случае примитивного слияния существо более низкого порядка теряет свои границы и возлагает свою самоорганизацию на существо более высокого порядка. В случае инкапсуляции существо более низкого порядка замыкается в своих границах, чтобы сохранить свою самотождественность.

В обоих случаях процесс индивидуализации существа искажается и замедляется.

17. Будучи людьми, мы можем открыть принципы и методы эволюционного процесса – процесса самосозидания, – а также применить их в своей жизни. По мере развития нашей способности к сознательному сотрудничеству с эволюционным процессом углубляется и наше понимание цели, смысла и ценности жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...