Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИМВОЛЫ НАДЛИЧНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 2 страница




Молли — Если я правильно вас поняла, у вас наконец-то появилась возможность взглянуть на себя самого, а не думать все время о чем-то другом.

Максим — Да, это так.

Молли — Значит, вы попали как раз туда, куда нужно.

Кэрол — Кроме того, ваш случай может служить примером тех трудностей, с которыми все мы нередко сталкиваемся, пытаясь что-то делать: мы обнаруживаем, что несмотря на то, что мы хотим делать это, какая-то наша часть не хочет этого.

(Беспорядочная дискуссия участников, желающих дать выступавшему "обратную связь" и не желающих слушать друг друга; затем между участниками семинара разгорается культурологическая дискуссия о "нашем" и американском подходе к психотерапии; о присутствующих американцах забыли.)

Кэрол — Все это очень интересно; но я еще раз призываю вас наблюдать за стилем того, что здесь происходит.

Мы собираемся не просто рассказать вам о психосинтезе, но показать психосинтез в действии, – показать, как работает этот метод, основанный на развитии способности сознавать себя и других людей совершенно непредубежденно, вне каких-либо априорных заключений и предварительных выводов. Мы попытаемся дать вам опыт такого сознавания и показать, как вы сможете дать такой опыт другим людям. Поэтому это будет не только путешествием вглубь себя: вы обретете не только личный, но и профессиональный опыт. Как вы могли заметить, выполненное вами упражнение тоже основано на представленной мною модели и направлено на развитие восприимчивости к себе и к другим людям. Ничего нового в этом нет, – это то, что все мы используем в своей каждодневной работе. Но мы полагаем, что указанная способность, – способность к сознаванию того, что есть, – должна совершенствоваться постоянно. На это, в сущности, и нацелен психосинтез.

Клер — Я бы хотела кое-что добавить. Я и мои коллеги очень ценим ясность ваших высказываний о том, какие между нами существуют различия. И я полагаю, что мы приехали не для того только, чтобы учить, но и для того, чтобы учиться, – чем лучше мы поймем, что для вас важно и ценно, тем лучше, возможно, мы сможем объяснить вам, что важно и ценно для нас.

И еще. Одна из причин, по которой в основу приобретения профессионального опыта работы с людьми мы кладем личный опыт работы с собой, состоит в следующем: приглашая людей выполнить какое-либо упражнение, мы должны знать, что они испытывают, выполняя это упражнение. Поэтому я считаю, – и, надеюсь, мои коллеги разделяют мою точку зрения, – что наилучшая лаборатория для освоения новых методик – это мы сами.

Вася — Я хотел только уточнить, что указывая на то, что вы движетесь "от себя к другим", а мы – "от других к себе", я не абсолютизирую нашего различия, а просто констатирую наличную ситуацию.

Федя — Здесь есть разные люди. И когда кто-то из присутствующих говорит о "нас", он высказывает свою личную точку зрения. Тут все "я". Хотя некоторые считают, что здесь "мы".

Марина — Известно, что Роджерс, который долго не хотел ехать в Союз, через 40 минут после начала тренинга в Москве сказал, что "вы такие же, как и мы". (Смех, аплодисменты)

Кэрол — Важность поднимаемых здесь проблем несомненна, но теперь нам нужно перейти к следующему вопросу.

Кейлан — Я бы хотел попросить у вас несколько минут, чтобы дать небольшой обзор эволюции психотерапии. Это очень важно для того, чтобы видеть картину в целом и то место, которое занимает в ней психосинтез.

В сущности, как вы понимаете, ядром большинства теоретических моделей психотерапии – психоаналитических, бихевиористских, гуманистических и трансперсональных – является проблема страдания. Я не буду углубляться в этот вопрос, а просто дам короткую историю развития теоретических подходов к страданию.

Как известно, Фрейд усматривал причину страдания в подавлении подсознательных импульсов человеческого естества; он заложил фундамент психотерапии, который сохраняет свою значимость и поныне. Напротив, бихевиористы считали, что причина страдания коренится прежде всего в результатах неправильного поведения человека. Но затем в теоретических Представлениях произошла смена парадигмы, и психологи гуманистической ориентации приступили к изучению того, что значит быть здоровым; при этом мост между "здоровым" психотерапевтом и "больным" пациентом стал исчезать, поскольку гуманистическая психотерапия была рассчитана уже не на приведение к норме, а на расширение возможностей, и видела в пациенте не больного, ущербного человека, а человека, который нуждается в раскрытии своего внутреннего потенциала. И тут начинается психосинтез.

Родоначальник психосинтеза, итальянский психиатр Роберто Ассаджоли, был одним из первых учеников Фрейда. Какое-то время Фрейд даже видел в Ассаджоли одного из основных своих преемников. Но, как и у Юнга, у Ассаджоли возникли разногласия с Фрейдом. Как и Юнг, Ассаджоли полагал, что человек представляет собой нечто большее, нежели арену деятельности подсознательных сил, и что назначение психотерапии не исчерпывается избавлением человека от страданий, порождаемых неврозами. Так, по мнению Фрейда, излечение наступает тогда, когда человек вырабатывает крепкое эго, способное обходиться без невротического подавления. Но психотерапевты трансперсональной ориентации полагают, что крепкое эго в свою очередь является источником страдания; путь к избавлению от страданий они усматривают в преодолении личной обособленности человека. Можно сказать, что Фрейд дал начало исследованиям предличного бессознательного, Перлз, Роджерс, Мид и другие представители гуманистического направления – исследованиям личного бессознательного, а Ассаджоли – надличного бессознательного. Собственно говоря, психосинтез работает как с предличным, так и с личным измерением человека, но не ограничивается ими, полагая преодоление личной обособленности действенным средством избавления от страданий и иллюзий, омрачающих наши отношения с самими собой, с нашей семьей, организацией, страной, планетой и миром в целом. У меня все; надеюсь, я не очень вас утомил.

Молли — Похоже, что народ созрел для небольшого перерыва. Но я попросила бы вас потерпеть еще несколько минут. Нам осталось сделать две вещи. Сперва я изложу вам вкратце то, что мы называем "основными правилами". Потом Кейлан проведет короткое заключительное упражнение, а после перерыва мы продолжим работу в двух раздельных группах.

Итак, существует два общих принципа, на которых основана наша работа, и мы надеемся, что вы их примете. Во-первых, это создание безопасной среды, – мы говорим даже о создании своего рода "священного пространства", в котором каждый из участников мог бы спокойно говорить о любых своих чувствах и переживаниях, не опасаясь отрицательной обратной связи. Для достижения этой цели мы придерживаемся нескольких основных правил.

Первое правило – конфиденциальность. Когда человек делится с нами своим личным, он должен быть уверен, что это не выйдет за пределы группы. Разумеется, за пределами группы мы можем говорить и об упражнениях в целом, и о своем личном опыте. Но мы не должны говорить: "Послушайте, какую интересную вещь рассказал нам Володя об отношениях со своей женой".

Второе правило заключается в том, что в группе не должно быть посторонних лиц. Каждый участник должен быть уверен, что никто не войдет и не присядет немножко понаблюдать за тем, что тут происходит. В группе не должно быть сторонних наблюдателей. Разумеется, здесь могут присутствовать технические работники, ведущие видео- и магнитозапись. Но каждый из членов группы имеет право в любой момент попросить их приостановить запись

Третье правило заключается в утверждении уважительного отношения к переживаниям других людей. Когда один человек говорит о своих чувствах, другой не должен вмешиваться и говорить: "О, это болезненный симптом" или "Ты не должен этого чувствовать". Запрещается также давать советы. Мы будем бороться за утверждение этого правила, потому что большинство людей, к числу которых отношусь и я, имеют плохую привычку давать советы другим лицам, когда те об этом не просят, и толковать их переживания. Если это происходит слишком часто, то блокирует обмен опытом.

Следующие два правила относятся преимущественно к физическим параметрам нашей работы. Я думаю, все согласятся с тем, что во время занятий нельзя курить. Но я хотела бы попросить вас также не курить в помещении и во время перерыва. Если вам захочется перекурить – сделайте это в другом месте. И наконец последнее правило заключается в требовании пунктуального соблюдения начала и конца занятий. Мы понимаем, что это не всегда возможно, но мы непременно должны стремиться к этому.

Таковы основные правила, призванные обеспечить принцип безопасной среды.

Второй общий принцип нашей работы состоит в следующем: мы изучаем теорию и практику психосинтеза прежде всего с целью саморазвития. И, таким образом, мы предполагаем действительную и активную вовлеченность в учебный процесс всех участников семинара. Принимаете ли вы эти принципы и согласны ли выполнять основные правила? Хорошо, тогда слово Кейлану.

Кейлан — А теперь мы выполним одно небольшое упражнение, называемое "упражнением в присутствии". Это упражнение играет весьма существенную роль в практике психосинтеза, представляя собой непосредственную тренировку ума, – ума в широком смысле, а не интеллектуальных способностей человека как таковых.

Итак, настройтесь, пожалуйста, на серьезную работу. В этом упражнении задействованы три элемента: тело, мысли и дыхание. Что касается тела, то здесь главное – не сутулиться. Вместе с тем, поза не должна быть напряженной. Положение рук значения не имеет. Глаза можно опустить, не фокусируя взгляд на каком-то определенном предмете. Попрошу вас сделать это. (15) Итак, ваше тело неподвижно и расслаблено. (5) А внимание ваше обращено к выдоху. С выдохом дыхание спокойно исходит из вас, и вы мягко присоединяетесь к его движению. Не беспокойтесь о вдохе, он побеспокоится о себе сам. Дыхание выходит... и растворяется. Просто присутствуйте при этом. (10)

Различные мысли входят в ваше сознание. В данном упражнении не имеет значения, какие это мысли. Приятные мысли, неприятные мысли, – все это не более чем мысли. Заметив мысль, не судите ее, но мягко возвратите внимание к выдоху. В этом и состоит упражнение. (20) Дыхание выходит, растворяется. Просто присутствуйте при этом. (30)

Если вы осознали звуки, которые доносятся из соседней комнаты, оставьте их доноситься. Дыхание выходит, растворяется. Просто присутствуйте при этом. (60)

Если у вас возникли критические мысли об этом упражнении или мысли о том, правильно ли вы его выполняете, осознайте, что это мысли, и возвратите внимание к выдоху. (90)

Вместо того, чтобы бороться с мыслями или судить себя за то, что вы думаете, просто осознайте эти мысли... и возвратите внимание к выдоху. (90)

А теперь медленно и не спеша возвратитесь в эту комнату. (20) Я рекомендовал бы вам выполнять это упражнение каждый день по 20 минут. Думаю, в течение дня вы могли бы найти такое место, где бы вам 20 минут никто не мешал, – ни дети, ни телевизор. Хочу особо подчеркнуть, что это очень полезное упражнение.

(Происходит разделение на 2 группы по 26 человек)

 

 

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Ведущие: Клер Боскин (Миннесота) и Кэрол Хвощински (Калифорния).

Кэрол — Итак, мы выяснили, что у нас много общего, но есть некоторые различия. Я не думаю, что эти различия носят культурный характер, так как подобные различия существуют и в нашей стране. У нас есть разные группы психологов, разные психологические школы. Ориентация на содействие развитию клиента (мы предпочитаем этот термин термину "пациент"), а не на борьбу с его расстройством, характерна лишь для гуманистической и трансперсональной психологии. Для многих американских психологов трудно осознать профессиональное значение своего личного роста, равно как и терапевтическое значение личного роста пациента. Суть же состоит в том, что человек, ориентированный на развитие, все время продолжает становиться тем, кем он может стать. Он осваивает все новые уровни приспособления к окружающей среде. Точно так же и мы, будучи психотерапевтами, все время продолжаем становиться психотерапевтами.

Таким образом, терапевт-психосинтетик ориентирован на саморазвитие и содействие развитию других людей; патопсихологическая проблематика при этом оказывается лишь частью некоего континуума. Психическая патология есть сужение спектра возможных реакций на среду. В работах некоторых британских психиатров, например, шизофрения рассматривается как вполне нормальная реакция на безумный мир: проблема состоит не в том, что человек реагирует так, а в том, что он не может иначе. Мы, как психотерапевты, продолжаем освоение континуума человеческих возможностей, продолжаем внутреннюю работу над собой с тем, чтобы быть в состоянии поделиться опытом такой работы с другими людьми.

Клер — Я хотела бы сказать еще об одном. Как отметил Кейлан, фрейдисты и бихевиористы сосредоточиваются на устранении отрицательных переживаний, на выявлении источника страданий человека. Психологи гуманистической и трансперсональной ориентации, к числу которых относим себя и мы, также неравнодушны к этим проблемам. В последние годы мы придерживаемся той точки зрения, что всякого рода психологические расстройства обусловлены разобщенностью человека с положительными сторонами своего существа, а также его недостаточной способностью к самопознанию и самолечению, – то есть лечению, в котором нас лечит не врач или психотерапевт, но сам опыт выявления нашего собственного внутреннего источника благополучия, а также нашего собственного источника желаний и потребностей. В отличие от предшествующих психологических школ, мы сосредоточиваемся прежде всего на таких положительных сторонах человека, как способность испытывать радость, любопытство, любовь и т.п., – мы стремимся получить доступ к этим качествам, совершенно необходимым для того, чтобы иметь дело с нашим личным страданием, страданием нашего общества, нашей планеты, нашего мира.

Ладно, а теперь давайте перейдем от этих широких заявлений к тем конкретным делам, которыми нам предстоит заняться в этой комнате.

Кэрол — Для начала хорошо было бы познакомиться. Нередко люди забывают, что они прежде всего люди, и уже затем профессионалы: в ответ на вопрос "кто вы?", они указывают место работы, должность, звание. Я хотела бы, чтобы мы отложили свои профессиональные маски психотерапевтов и представились в более личном плане. Для упрощения этой задачи я предлагаю выполнить одно очень короткое упражнение. Оно займет буквально одну минуту.

Это упражнение отчасти будет напоминать наблюдение мыслей в упражнении, которое проводил Кейлан. Я задам вам вопрос, а вы наблюдайте за мыслями, которые явятся вам в ответ. Посмотрите, сможете ли вы уловить самые первые мысли, – даже если мысли эти покажутся вам глупыми и ребяческими. Итак, сядьте прямо, расслабьтесь. (10)

Что заставляет ваше сердце петь? Что служит для вас неизменным источником радости? Что позволяет вам ощутить себя по-настоящему счастливым? (15) Теперь можете записать в своих блокнотах то первое, что вам пришло в голову. (10)

А теперь мы хотели бы, чтобы вы по кругу назвали свое имя (фамилию называть не обязательно) и рассказали в одном – двух предложениях о том, что заставляет ваше сердце петь. Это очень важно – узнать человека с разных сторон, узнать не только о его страдании, но и о его радости. Я начну с себя. Меня зовут Кэрол. Что заставляет мое сердце петь? В настоящий момент – то, что я нахожусь здесь, рядом с вами, сознавая, что все мы, как люди, одинаковы. Я ощущаю наше единство на очень глубоком уровне. Я ощущаю также и различия. И я рада этим различиям, так как они очень интересны. Мне также радостно от того, что я ощущаю происходящий здесь учебный процесс. В личном плане я испытываю радость от того, что у меня есть внучка. Ей 8 месяцев, ее зовут Наташа.

Клер — Меня зовут Клер. Что мне приносит радость? Мне радостно быть рядом с людьми, которые мне дороги. Мне нравится, что, соприкасаясь со мной, они ощущают себя полнее, жизнерадостнее. Еще мне нравится быть рядом с моей дочерью, любить ее. И еще я очень люблю петь и танцевать.

(Затем все представляются)

Кэрол — Теперь я попросила бы вас осознать, что вы испытывали во время этой круговой процедуры знакомства. Как функционировал ваш ум? Ему было задано направление: что заставляет ваше сердце петь? Попытайтесь теперь вспомнить, была ли какая-то разница между тем, когда ум ваш был занят слушанием других людей, и теми моментами, когда ваше сердце, возможно, раскрывалось услышанному. Скажите просто, как все это переживалось вами.

(Поднимается шум)

Вася — Наверное, многие со мной согласятся, что нас интересует здесь не только процесс вчувствования в другого человека, – нас интересует прежде всего технологическая схема процесса психосинтеза как такового... (и т.д.)

Кэрол — Если я правильно вас поняла, вы возмущены тем, что мы учим вас хорошо известным вещам, выдавая их за нечто новое?

Голоса — Да, все это нам знакомо.

Клер — Я ценю ваше профессиональное нетерпение, ваше желание научиться чему-то новому, ваше стремление получить такую информацию, которую можно было бы использовать в практической работе, – я действительно ценю все это. Но я вместе с тем призываю вас не спешить, двигаться медленнее, шаг за шагом, – так, чтобы на личном опыте прочувствовать развертывание процесса психосинтеза, начиная с самых первых, начальных его этапов. И кто знает, может быть благодаря этому вы почувствуете себя в конечном итоге настоящими психосинтетиками. Я не думаю, что мы сильно отличаемся друг от друга методами своей работы. Поэтому я и призываю вас сознавать даже те мысли и чувства, которые возникают у вас, когда вы делаете вещи, хорошо вам знакомые. Я постоянно напоминаю себе об этом, чтобы глубже понять позитивное зерно крайностей, демонстрируемых моими клиентами. Ведь именно благодаря этим азам психотерапии между нами возникает точка соприкосновения и становится возможным общение. Поэтому продолжайте наблюдать, просто отмечая для себя те представления, которыми обусловлена ваша работа и ваши желания.

Коля — Может, имеет смысл дать сперва общую структуру вашего курса? А то создается впечатление, что нам преподают обычную групповую психотерапию, называя ее психосинтезом.

Вася — Вы знакомы с Ленинградской школой психотерапии? Не знакомы? Так давайте определимся в понятиях.

(Объявляется перерыв на обед)

Клер — Сперва я хотела бы вкратце сказать о смысле предыдущего упражнения. В психосинтезе мы сосредотачиваемся не на той проблеме клиента, с которой он к нам обратился, – хотя, разумеется, не оставляем ее без внимания, – а на его цели. Мы пытаемся вывести его за рамки наличной проблемы и помочь ему определить свою цель: определить, что ему, собственно говоря, нужно, к чему он действительно хотел бы придти. Иными словами, мы пытаемся помочь ему вывести на поверхность сознания более глубокую проблему, в контексте которой исходная проблема находит свое естественное разрешение, "растворяется". Задавая клиенту этот вопрос – что заставляет ваше сердце петь? – мы открываем ему путь к его собственной позитивной мотивации. И лишь после этого мы переходим к сути дела. Разумеется, это только схема. Потому что когда человек приходит к нам, он начинает говорить о том, что его волнует, о больном; но как только появляется возможность задать этот вопрос, выявляющий его здоровую часть, мы задаем его.

А теперь двинемся дальше. Мы переходим к рассмотрению основополагающего, фундаментального принципа, на котором строится все здание психосинтеза. Этот принцип заключается в следующем: человек может сознавать различные свои стороны как отличные от себя. Мы остаемся верны нашему методу обучения и будем излагать вам материал в форме материала ваших собственных переживаний. Иными словами, вы будете учиться на своем личном опыте. Так что давайте приступим к выполнению упражнения. Для этого нам потребуются Кэрол и бумага.

Кэрол — Я хотела бы, чтобы вы взяли четыре листа бумаги произвольного размера, можно из блокнота, и ручку.

Теперь я попрошу вас сесть в удобную позу, расслабиться, успокоиться. (5) Это упражнение будет напоминать предыдущее. Я дам вам вопрос, который вы будете затем мысленно задавать себе. Получив ответ, запишите его. Потом опять задайте себе тот же вопрос и опять запишите ответ. И так несколько раз; чем больше, тем лучше. Каждый ответ должен состоять из одного слова. Не надо ничего выдумывать. Просто записывайте ответы, которые приходят вам в голову. Подписывать листок не надо, – своими ответами вы будете пользоваться сами. Итак, спросите себя... – кто я? (60) Если вы достигли в своем самопогружении точки, когда все остальные стимулы отошли на задний план, еще раз спросите себя: кто я?

(Выполняется упражнение)

Кэрол — Мне кажется, что этот процесс несколько затянулся. И тем из вас, кто хотел бы его продолжить, я хочу сказать, что мы еще будем задавать себе этот вопрос. Вы, возможно, заметили, что некоторые ответы содержат информацию, которую вы хотели бы сообщить о себе другим людям, – это ответы, которые раскрывают вас с положительной, "удобной" стороны. И вы могли обнаружить также такие глубоко личные области, которые вам не хотелось бы открывать никому. А теперь мы разобьемся на пары и поговорим о том, что сочтем уместным раскрыть партнеру; о том же, о чем вам не хочется, говорить не надо.

Клер — И еще одно. Если вы обнаружили в себе какую-то часть, о которой решили не писать, я советую вам про себя отметить сам факт ее существования. Нередко мы отрицаем существование в себе этой части, опасаясь какого-то разоблачения. Я настоятельно призываю вас внутренне признать эту часть.

Кэрол — А теперь, пожалуйста, просто повернитесь лицом к тому, кто сидит рядом с вами, и расскажите ему о тех своих частях, которые, как вы чувствуете, могут быть показаны другим людям. В этом вам поможет список ваших ответов. Если вам хочется поделиться с каким-то конкретным членом группы, подойдите к нему. Пусть каждый рассказывает о себе в течение пяти минут; второй партнер при этом должен внимательно слушать, наблюдая за своей реакцией на рассказ. Напоминаю, что партнеру следует показывать только то, что вы хотите ему показать.

Саша — А что делать, если я не знаю, кто я?

Кэрол — Возможно, вы человек, который не знает, кто он? Можете поговорить об этом со своим партнером. Цель настоящего упражнения в том и состоит, чтобы выяснить это, постоянно вопрошая: "Кто я? – кто я? – кто я?"

(Участники рассказывают друг другу, кто есть кто)

Клер — А теперь давайте продолжим упражнение. (5) Если вы чувствуете, что готовы к этому, сядьте поудобнее; но спина при этом должна быть прямая.

Ноги поставьте так, чтобы ступни были параллельны друг другу. Глаза закрывать не обязательно, можно просто опустить их, – как вам угодно. И обратите свое внимание на дыхание. Соприкоснитесь с ритмом своего дыхания, вдохом и выдохом. (5) Обратите внимание на те физические ощущения, которые вы испытываете при вдохе... и выдохе. (15) И, если можете, обратите внимание на то, что дыхание ваше углубляется. (15) Вы зададите себе вопрос, и в ответ на него всплывет какой-то образ или символ. Спросите себя: кто я в настоящий момент? (5) Кто я в настоящий момент? (15)

Если вы чувствуете, что готовы, выходите наружу. Откройте глаза и зарисуйте этот образ, каким бы он ни был, на отдельном листе бумаги. Художественное совершенство наброска в данном случае значения не имеет. Запишите также какие-то ключевые слова, которые, возможно, возникли у вас в связи с этим образом. (60)

А теперь давайте погрузимся вовнутрь еще раз. Я опять попрошу вас закрыть глаза... (Процедура повторяется, вопрос тот же: кто я в настоящий момент?) Если возникает неприятный вам образ, не отвергайте его. Посмотрите, готовы ли вы прислушаться к каждому образу, любому появлению чего-либо. (25) А теперь, если вы готовы, откройте глаза и зарисуйте этот образ на новом листе. (60)

И, наконец, еще раз закройте глаза. (10) Сосредоточьте внимание на ритме своего дыхания. (20) И на этот раз посмотрите, можете ли вы представить, что вверяете себя ритму своего дыхания, – так, как если бы самое ваше дыхание могло перенести вас в какое-то более спокойное место. (15) И спросите себя еще раз: кто я? (15) Не отвергайте и принимайте любой образ, который вам является. (30) И если вы чувствуете, что готовы, откройте глаза и зарисуйте этот образ на новом листе. (60)

А теперь мы хотели бы, чтобы вы еще раз поработали со своими партнерами, сосредоточившись на двух вопросах. Во-первых, расскажите партнеру о тех образах себя, о которых вы хотели бы рассказать. И расскажите также, если можете, о тех мыслях и сомнениях, которые возникали у вас во время упражнения, – о том, что вы испытывали, выполняя это упражнение. Нам хотелось бы, чтобы вы на практике применили свои знания о внимательном слушании, позволив партнеру все время говорить о своих переживаниях. Никаких комментариев, суждений, оценок – просто предоставьте партнеру все время говорить о своих переживаниях. Ладно? Тогда начинайте работу.

(Выполняется упражнение)

Кэрол — От нескольких участников к нам поступили сходные вопросы, затрагивающие один очень важный момент. Поэтому мы хотели бы ответить всей группе, а не каждому в отдельности. Вопрос звучит примерно так: "Как это следует делать? Как это делать правильно, надлежащим образом?" Это может относиться к выполнению упражнения в целом или выполнению рисунка – воспроизводить ли спонтанно возникающий образ или моделировать его, – это может относиться к чему угодно. Замечено, что когда людям предстоит нечто испытать, у них нередко возникает внутренний вопрос: как это следует делать, что от меня требуется? И куда бы мы ни пошли, в том числе и внутрь себя, мы обнаруживаем, что какая-то наша часть озабочена проблемой удовлетворения ожиданий нашего окружения. И часто это достигается ценою отказа от себя, от своих действительных мыслей и чувств.

В упражнении "кто я" вы столкнулись с отрицанием внутреннего опыта во имя внешних требований: в то время как одна ваша часть желала действовать спонтанно, другая часть хотела следовать указаниям и выполнять их как положено. Так и в жизни: в какие-то моменты я – одна из этих частей, в другие – другая. И многие-многие другие. В данном случае мы просим просто осознать факт существования в вас различных, зачастую противоборствующих частей.

 

 

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

Кэрол – Мы начнем занятие с уже известного вам упражнения. Оно займет у нас 10 минут.

Отложите ваши записные книжки и сядьте поудобнее – так, чтобы можно было расслабиться с прямой спиной. Сделайте несколько глубоких дыханий и завершите их полным выдохом, после чего начинайте дышать в обычном для вас ритме, полностью сосредоточившись на дыхании. Наблюдайте процесс дыхания. (20) Наблюдайте, как дыхание ваше постепенно замедляется. Сосредоточивайтесь на движении грудной клетки во время выдоха. (20) Когда появляются отвлекающие вас мысли, просто возвращайтесь к наблюдению за выдохом, наблюдению за тем, как выдох растворяется в тишине и безмолвии.

(Долгая пауза)

Постепенно возвращайте свое внимание в эту комнату, почувствуйте положение своего тела, почувствуйте, что ноги ваши стоят на полу. С глубоким вдохом откройте глаза. (20)

У нас вчера было небольшое совещание с вашими руководителями программы. Обсудив с ними ситуацию, мы пришли к выводу, что советский и американский подходы к обучению, по-видимому, действительно различаются. Наш подход состоит в том, чтобы предоставить обучающемуся возможность испытать все, как говорится, на собственной шкуре, а затем помочь ему теоретически структурировать приобретенный опыт и перенести освоенную методику на пациента. Из обсуждения нам стало ясно, что у вас доминирует иной подход: сперва ознакомиться с концепцией, а потом попробовать- перенести ее на пациента. Теперь мы понимаем, что наш подход не соответствует вашим ожиданиям, следствием чего могут быть недоуменные вопросы и чувство дискомфорта.

(Далее Кэрол предлагает ряд организационных мер, которые позволили бы сократить непроизводительную трату времени: ведущие продолжают обучение по своей программе, а из обучаемых выделяются два представителя, через которых обеспечивается обратная связь, позволяющая ведущим корректировать ход учебного процесса.)

А теперь еще раз проведем короткую медитацию. Сядьте прямо, расслабьтесь. Отпустите все то, о чем мы говорили сейчас, пусть оно уйдет. Сосредоточьте свое внимание на выдохе, и с каждым выдохом выдыхайте из себя все эти разговоры, договоры, организационные вопросы. Наблюдайте за растворением выдоха. (30) Постепенно выходите наружу... Переходим к занятию. (5)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...