Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИМВОЛЫ НАДЛИЧНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 5 страница




(Перерыв на обед)

Кэрол — Для начала давайте ненадолго вернемся к тому, чем мы занимались перед обедом. Нередко бывает – и сегодня утром мы еще раз могли убедиться в этом, – что человек эмоционально вовлекается в какую-то из своих субличностей до такой степени, что оказывается неспособным растождествиться с нею и взглянуть на нее со стороны. И теперь я хотела бы предложить вам углубиться в рассмотрение своих субличностей.

Для этого нам придется еще раз задать им все те же основные вопросы о желаниях и потребностях. Как вы заметили, во время обсуждения предыдущего упражнения некоторые участники смогли выявить сущностную общность своих конфликтующих субличностей. Мы всегда обнаруживаем общность, когда выходим на более глубокое место. Так что давайте посмотрим, сможем ли мы на этот раз подойти к нему еще ближе.

Итак, возьмите одну из тех двух субличностей, с которыми вы работали утром, и спросите ее: чего она хочет? Возможно, она хочет, чтобы что-то произошло, хочет, чтобы было больше чего-то такого, что ей нравится, хочет что-то сделать, что-то получить и т.д. (30) Ответ запишите. У меня, например, есть субличность, которая хочет, чтобы этот шум прекратился. (За окном третий день бьют молотком по жести.) Я хочу,чтобы это прекратилось. Следующий вопрос таков: что этой субличности нужно? За этим желанием прекратить шум скрывается потребность в покое. Мне нужен мир и покой. Налицо два уровня – уровень желания и уровень потребности. Другой пример. Ребенок плачет: "Мама, я хочу конфету, я хочу конфету." Он трясет ее и говорит: "Я хочу конфету." Что этому ребенку нужно? Возможно, он нуждается во внимании – любви и внимании. Это очень простые примеры, которые позволяют увидать два уровня – уровень желаний и лежащий в его основе уровень потребностей. Итак, что нужно этой вашей субличности? (90) Ответ запишите. (10)

А теперь возьмите вторую субличность, противоположную. И задайте ей тот же вопрос: чего она хочет? (30) Ответ запишите. Вопрос о потребностях желательно задавать неоднократно. Иногда ответ на столь глубокий вопрос – так же, как и на вопрос "кто я?" – не удается получить с первого раза. Задавая этот вопрос, мы с каждым разом проникаем все глубже. Нередко желания наши увидеть гораздо легче, чем потребности. Итак, что нужно этой вашей субличности? В чем она действительно, на самом деле нуждается? (90) Ответ запишите. (10)

Поднимите, пожалуйста, руку, кому удалось в первом и во втором случае получить сходный ответ на вопрос о потребностях. Да, некоторым из вас это удалось. А теперь мы хотели бы, чтобы вы разбились на пары и помогли друг другу выявить эту сущностную потребность, общую для обеих ваших субличностей. Посмотрите, не поможет ли ваше глубокое слушание партнеру глубже проникнуть в существо вопроса. Выявлению сущностной потребности может способствовать и припоминание обстоятельств появления в вашей жизни данной субличности, ибо она появилась именно для того, чтобы удовлетворить соответствующую потребность.

Саша — Можно ли задавать партнеру вопросы?

Кэрол — Да. Вопросы могут ему помочь, тогда как комментарии совершенно бесполезны. Итак, каждому из партнеров дается по пять минут.

(Выполняется упражнение)

Теперь я хотела бы выслушать нескольких участников, которым удалось обнаружить общность потребностей, лежащих в основе обеих субличностей.

Саша — Вы имеете в виду общие потребности, обнаруженные в ходе собеседования или предшествовавшего ему упражнения?

Кэрол — Не имеет значения. Собеседование – это продолжение упражнения, иной способ достижения той же цели. Итак, смогли ли вы выявить более глубокий уровень, общий для обеих субличностей? Не говоря о всех потребностях ваших субличностей, можете ли вы назвать ту одну, которая связывает, объединяет обе субличности?

Оксана — Это потребность полнее раскрыть себя.

Саша — Потребность в полноте, полноте жизни.

Маша — У меня не совсем получилось; удалось выяснить только, что общий корень связан с энергией. Но в одном случае это потребность в расходе энергии, а во втором – в сохранении.

Кэрол — Вам необходимо и то и другое. Необходимо равновесие. Поиск общего в противоположностях – не всегда легкая задача.

Петя — Мои субличности хотят разного, но нужно им одно и то же: им нужно состояние комфорта.

Кэрол — Иными словами, им нужен тот же покой, о котором говорила Люда.

Марина — Так мы можем к этому все свести.

Галя — Наверное, к этому все и сводится?

Коля — Это то пресловутое "удовлетворение".

Оксана — Мы можем назвать это различно – гармония, мир, покой, комфорт, удовлетворение и т.п.

Кэрол — Совершенно верно. В какой-то мере это отвечает на вопрос об энергетических уровнях субличностей. Чем глубже уровень, тем он универсальнее. И в последнем пределе мы находим покой, всеобъемлющий покой. Это единство и целостность Я. И когда мы сознаем это, мы постигаем также, что это единство пронизывает всех нас. Мы уже указывали в самый первый день семинара, что рассматриваем психосинтез как процесс, протекающий не только в индивидах, но и в малых группах, больших группах, нациях, человечестве и, возможно, во вселенной. Это естественный синтетический процесс, и мы с ним сотрудничаем. Собственно психо-синтез представляет србой психологическую форму сотрудничества с этим всеобщим процессом.

Егор — У меня получилось, что обе мои субличности хотят положительных эмоций. Не следует ли из этого такой вывод: безразлично, чем я буду заниматься, лишь бы было побольше положительных эмоций.

Кэрол — Что вы называете положительными эмоциями?

Егор — Я как-то затрудняюсь ответить сразу... Ну, удовольствие, радость...

Кэрол — Существует опасность сублимации неприятных нам движущих сил нашей личности, а это весьма отличается от выявления их здоровой, позитивной сути. Вы видите разницу? Я думаю, что психотерапевтические школы могут быть разделены именно по этому признаку. Нередко ведь поведенческие реакции пытаются лечить путем устранения последних, не пытаясь по-настоящему понять, познать, почувствовать и оценить те наши стороны, которые нас беспокоят, и выявить их центральное ядро, которое является центром нашего существа. Между этими двумя подходами большая дистанция, и чтобы осуществить второй из них, необходимо проделать большую работу.

Клер — Посмотрите, ведь что происходит, когда мы отказываемся иметь дело с тем, что нам не нравится? Вот Соединенные Штаты долгое время не хотели признавать существование красного Китая. Ну и что? Китай от этого не исчез. Просто у нас с Китаем не было никаких отношений: мы отрезали себя от значительной части человечества. Но она от этого не исчезла.

То же самое происходит и во внутреннем мире. Большинству людей нравится хорошо себя чувствовать, им нравится чувство покоя, и поэтому они пытаются оградиться от того в себе, что их беспокоит и, соответственно, не нравится. Поэтому задача состоит прежде всего в том, чтобы найти в себе такое место, где мы могли бы вступать в действительные отношения с любыми своими частями, даже самыми "больными", – нельзя ведь начать лечить болезнь, не признав, не приняв ее. Чтобы иметь дело с пациентами, страдающими от таких зачастую подавленных чувств как страх, боль, обида, – чувств, которые им не нравятся и которые они в себе отрицают, – нам нужно сперва дать им понять, что они хорошие люди, что в испытываемых ими чувствах нет ничего предосудительного, что это нормальные человеческие чувства. Точно так же мы должны поступать и с самими собой. Но с самим собой работать подчас гораздо труднее, чем с пациентом. Мы не можем получить ответы на все свои вопросы сразу. (Пауза)

Кэрол — Чувствую, что с этим более-менее все ясно. Можем ли мы двинуться дальше? Отлично, тогда давайте немного сменим направление.

Клер — В течение этого дня мы работали над тем, чтобы занять по отношению к нашим частям центральное положение. Отношение центра к частям может быть определено как "отношение присутствия": центр присутствует в каждой из частей. Такого рода присутствие предполагает приятие и признание данной части и в то же время обособленность от нее, как бы взгляд со стороны, благодаря чему картина наличного положения вещей в месте присутствия обретает большую резкость и глубину, становится более полной. Итак, в течение дня мы имели возможность работать с этой способностью присутствовать в различных своих субличностях.

А теперь мы хотели бы взглянуть на себя с другой стороны. Если помните, мы уже говорили о наших отношениях с телом, умом и чувствами. Сейчас вам представится возможность немного больше узнать об этих отношениях. Мы предлагаем вам разбиться на подгруппы по четыре человека и выполнить динамическое упражнение, в котором вы будете играть роль скульптур и ваятелей. Каждый из участников по очереди выбирает из троих остальных, кто будет его умом, кто – чувствами, а кто – телом. Затем он придает каждому из них форму, отражающую типичное состояние данной части, а также создает из них скульптурную группу, отражающую типичное состояние этих его частей.

Например, я хочу, чтобы Кэрол отобразила мои чувства. Итак, Кэрол, ты – мои чувства. Ты – очень важная часть моей жизни. Я тебя прекрасно знаю. Стань ближе ко мне. Ты открыта мне, поэтому положи руки на сердце, потому что я знаю, что у тебя в сердце. Ты, наверное, часто на меня смотришь, поэтому смотри на меня.

Вас, Оля, я попрошу быть моим телом. Оно очень близко моим чувствам, но они не всегда хорошо знают друг друга. Поэтому не смотрите друг на друга. Но оно очень активно. Тело активно движется, – двигайтесь вот так.

А вас, Саша, я попрошу быть моим умом. Мой ум все время работает. Вам нравится создавать концепции. Довольно часто вы смотрите на мои чувства. И вам нравятся мои чувства.

После того как я распределила роли между моими партнерами и они стали моими частями, они должны поделиться со мной своими впечатлениями, рассказать мне, каково им быть моими чувствами, телом и умом. Сама я только спрашиваю и слушаю, никак не комментируя услышанное. Я – тот самый центр, о котором мы говорили. Я просто сознаю то, что вижу, и то, что слышу. Оля, как вам нравится быть моим телом?

Оля — Мне нравится.

Клер — Вы чувствуете присутствие остальных частей?

Оля — Нет, мне ничего о них неизвестно.

Клер — А вы, Саша?

Саша — Я тоже их не чувствую, и мне не нравится быть таким активным.

Кэрол — Я чувствую себя слишком скованной. Все время стою так, прижав руки к сердцу, в то время как остальные движутся.

Клер — Может быть, вы еще что-то чувствуете?

Саша — Я чувствую себя в замешательстве.

Оля — А я ощущаю потребность продолжать движение.

Клер — Прекрасно, продолжайте. И все время рассказывайте мне, что вы чувствуете в своем положении. Когда же вы достаточно прочувствуете что к чему, можете прекратить движение. После этого я изменю ваше расположение и характер активности, так как чувствую, что данное соотношение частей достаточно гармонично.

Идея понятна? Я призываю вас выполнить это упражнение, вооружившись чувством любопытства; отнеситесь к нему как к интересной игре. Итак, вы – центр, вы занимаете центральное положение и просто выслушиваете свои части. У кого-нибудь есть вопросы?

Марина — Насколько я понимаю, цель упражнения – разделить эти три части, научить их жить дифференцированно, а затем соединить по-новому.

Клер — Естественно, для начала необходимо научиться различать их, потому что мы зачастую обращаем внимание преимущественно на одну из них, забывая о двух других. Это упражнение позволяет нам увидать огромную разницу в степени сознавания нами различных своих частей. В конце концов это может привести к гармонизации частей, которая придет на смену разобщенности, осознанной в ходе упражнения. Кроме того, оно может оказаться очень полезным при работе с клиентом, не сознающим переживаемых им чувств.

Оксана — Правильно ли я вас поняла, что, осознав дисгармоничность созданной мною скульптуры, я должна попытаться сделать ее более гармоничной?

Клер — Да, конечно. Упражнение позволяет увидеть, в чем заключается дисгармония, и наметить пути гармонизации. Каждая из частей говорит вам, как она чувствует себя в своем положении и в общей композиции. Например, если мне не нравятся мои чувства, я могу заставить их принять такую вот скрюченную позу и спросить: "Ну, как вы там?" А они отвечают: "Ужасно!"

Жора — Зачем это делать? Ведь я и так знаю, каково моим чувствам.

Клер — Сделав так, вы ощутите это более реально. Когда перед глазами у вас будет общая картина соотношения трех частей – тела, чувств и ума – вам легче будет заметить дисгармонию, если таковая имеется, и наметить пути ее устранения.

Жора — За счет чего я получу полезную для себя информацию? Я и так знаю, что, отдавая предпочтение уму, я уделяю недостаточно внимания телу.

Клер — И как вы собираетесь решать эту проблему?

Жора — Приходится чем-то жертвовать... Чтобы поддерживать в форме свой ум, мне приходится запускать свое тело.

Клер — Если вы позволите другим людям стать вашим умом, телом и чувствами, они могут рассказать вам о вас, то есть о вашем теле, уме и чувствах нечто такое, о чем вы не подозреваете. Они могут показать вам, что в каком изменении нуждается.

Жора — Но ведь вы говорили, что в психосинтезе не дают советов, что здесь нет обратной связи и каждый сам себе все переживает.

Клер — Все зависит от конкретного упражнения. Цель настоящего упражнения – помочь этим трем вашим частям прорваться на уровень сознания, стать предметом вашего сознания. Что касается обратной связи, то это – нечто иное, нежели советы, комментарии и оценки. Ваши части сообщают вам, как они себя чувствуют – это и есть обратная связь.

Жора — Возможно ли дополнительное творчество со стороны моих партнеров?

Клер — Да, конечно. Они должны проявлять творчество в рамках заданной вами роли – творчески играть эту роль. Каждый из них должен творчески войти в положение одной из ваших частей, но они не должны входить в ваше положение, то есть давать вам советы и т.д. Например, будучи вашим телом, я кричала бы: "Ой, как мне плохо! Он совсем не обращает на меня внимания!"

Саша — Создавая образ моих мыслей, чувств и тела, должен ли я создавать их обобщенный образ или образ настоящего момента?

Клер — Образ должен быть обобщенным. (Выполняется упражнение. Затем участники делятся впечатлениями в подгруппах.)

Кэрол — Как уже говорилось, выполненное нами упражнение позволяет человеку лучше понять отношения, существующие между его телом, эмоциями и мыслями. Разумеется, вычленение этих частей – такая же условность, такой же эвристический прием, как и вычленение самостоятельных субличностей. И когда мы противопоставляем ум телу, мы упускаем из виду тот очевидный факт, что наш мозг является частью тела. Очевидно, что наши чувства постоянно воздействуют на ход наших мыслей, и что наши чувства, в свою очередь, обусловлены образом наших мыслей. Те, кто отождествляет себя с умом, особенно не любят признавать, что чувства влияют на нас больше, чем мы думаем. И тем, кто гордится своим интеллектом, это упражнение дает хорошую возможность поближе соприкоснуться со своими чувствами. Кроме того, оно может быть использовано в целях диагностики.

Грубо говоря, можно сказать, что в повседневной жизни большинство людей отождествляет себя с какой-то одной из этих трех частей – с той из них, находиться в которой им удобнее. Так, человек может почти не отдавать себе отчета в своих чувствах, будучи отождествлен преимущественно со своим телом; и он может почти не ощущать своего тела, сознавая лишь то, что творится у него в уме. Поэтому очень важно знать, с какой из своих частей отождествляет себя клиент, и в каких отношениях он пребывает с остальными своими частями. Для лиц, отождествленных со своим умом, характерно то, что у них всегда имеется какое-то объяснение проблемной ситуации, но они при этом могут не сознавать своих чувств. Напротив, лица; отождествленные со своими чувствами, всегда очень эмоционально реагируют на ситуацию, но нередко затрудняются дать какое-то объяснение происходящему. Люди, отождествленные со своим телом, встречаются реже. Такая тенденция имеется у спортсменов, артистов балета, гимнастов – людей, профессионально использующих свое тело. Очевидно, к их числу относятся и представительницы древнейшей профессии.

Так что большинство людей, с которыми приходится работать психотерапевтам, отождествлены либо с умом, либо с чувствами. И, в общем говоря, мы способствуем развитию той части, которой данный клиент пренебрегает. Если клиент отождествлен с эмоциями, если он плачет или как-то иначе бурно выражает свои чувства, мы помогаем ему отстраниться от них, взглянуть на ситуацию со стороны и составить определенное представление о том, что происходит в действительности. Напротив, если клиент отождествлен с умом, он и так все знает – он может рассказать, что именно у него не в порядке, точно описать ситуацию. Работая с таким лицом, мы помогаем ему соприкоснуться со своими чувствами, мы спрашиваем его, что он чувствует – до тех пор, пока он не "сойдет с ума". Часто такие клиенты начинают очень сердиться, потому как не любят думать об этих вещах, соприкасаться со своими чувствами.

Одну из серьезных проблем в психотерапии составляет как раз то, что психотерапевты и консультанты склонны отождествляться со своим умом. Но если мы сами не умеем обходиться со своими чувствами, нам сложно будет научить этому своих клиентов. И может случиться, что в креслах друг напротив друга будут сидеть два великих ума, а их тела и чувства останутся дожидаться за дверью. Так что для психотерапевта очень важно сознавать себя в этом отношении. Чтобы быть более полезными для своих клиентов, мы сознательно развиваем те наши части, которые отстают в своем развитии.

Рассказ Кейлана на параллельной группе: В шестидесятые годы проводились исследования с целью выяснить, какой из существующих типов психотерапии более эффективен – психоанализ, трансакционный анализ, гештальттерапия, поведенческая терапия и т.д. Как и следовало ожидать, оказалось, что ни один из них не отличается какими-то особыми преимуществами. Оказалось вместе с тем, что улучшение в состоянии пациента наступало тем быстрее, чем эмпатичнее был психотерапевт. Поэтому синхронизация ума, тела и чувств относится к числу тех вещей, которые нам, как психотерапевтам, действительно необходимы. Наставник, у которого я учился, сказал нам в первый же день тренинга: "Если в кабинет к вам входит сумасшедший и вы при этом не сходите с ума, значит с вами что-то не в порядке". Понятно, что он имел в виду вовсе не то, что мы должны обезуметь – он имел в виду, что мы должны уметь всем своим существом соприкасаться с той реальностью, перед лицом которой находимся. И это требует от нас упражнения в присутствии. Если же наш ум, тело и чувства не синхронизированы, то присутствие, как вы понимаете, невозможно. А если вы не присутствуете в настоящем моменте, вы упускаете то, что есть. Ведь то, что есть, есть только в настоящий момент.

Кэрол — Сегодняшнее наше занятие подходит к концу, но мы успеем выполнить еще одно упражнение. Как обычно, отложите ваши блокноты, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и обратите свое внимание на дыхание. Отстранитесь от того, о чем мы только что говорили. Наблюдайте процесс дыхания. (15) Ощущайте свое дыхание – вдох и выдох. Ощущайте, как расширяются и сокращаются ваши легкие. Ощущайте, как поднимается и опускается грудная клетка. С каждым вдохом грудная клетка поднимается и с каждым выдохом опускается. (15)

Теперь распространите это сознавание на все ваше тело. Почувствуйте одежду, как она касается вашего тела. Возможно, туфли немного жмут. Возможно, пояс слишком затянут. Просто сознавайте, что вы имеете тело. (5) Возможно, вы ощущаете биение своего сердца. (5) Возможно, вы ощущаете свой пульс. (5) Возможно, вы ощущаете, что делается у вас в животе. (5) Возможно, у вас что-то чешется. (5) Полностью сознавайте свое тело на разных уровнях. (15)

Вы обладаете телом. Вы обладаете телом, которое служит вам орудием. Орудием, с помощью которого вы действуете в этом мире. Осознайте, как изменилось ваше тело с момента рождения. Осознайте, что оно изменилось, хотя вы не замечали этого. Осознайте, как изменились различные его части. Осознайте, что каждая клетка вашего тела много раз обновлялась. Осознайте, что ваше тело постоянно изменяется. И тем не менее – это ваше тело. Ваше тело подвержено изменениям, однако в вас есть такая часть, которая не меняется. Поэтому вы можете сказать себе: я обладаю телом, но я не тело. (10)

А теперь обратите внимание на свои чувства и эмоции. Можете ли вы вспомнить, что вы чувствовали сегодня утром после пробуждения? (5) Что вы чувствовали, когда выходили из дому, чтобы идти сюда? (5) Что вы чувствовали, когда увидели кого-то знакомого? (5) Осознайте, что иногда вы чувствуете раздражение, иногда – печаль. А иногда вы чувствуете радость или любовь. Ваши чувства простираются от радости до печали, от любви до ненависти, от гнева до покоя. Как легко изменяются ваши чувства. (5) Ваши чувства изменчивы, однако в вас есть такая часть, которая не подвержена изменениям. Поэтому вы можете сказать себе: я обладаю чувствами, но я не чувства. (10)

А теперь обратите внимание на свои мысли. По опыту медитации вы знаете, как трудно удержать мысль. Мысли меняются каждое мгновение. Мысли все время перескакивают с предмета на предмет. Однако когда я прошу вас наблюдать за своими мыслями, оказывается, что в вас есть такая часть, которая наблюдает мысли. (5) И это осознание – нечто большее, чем мысль, превосходящее мысль. (5) Поэтому вы обладаете мыслями, но вы не мысли. (10)

Итак, вы обладаете телом и можете сказать себе: я обладаю телом, но я не тело. Ибо мое тело меняется, а я не меняюсь. Я обладаю чувствами, но я не чувства. Ибо мои чувства меняются, а я не меняюсь, Я обладаю мыслями, но я не мысли. Ибо мои мысли меняются, а я не меняюсь. Кто же я в таком случае? Кто я? (15)

Я – центр излучения чистого осознания. (3) Я – центр излучения воли. (3) Я – центр излучения любви. (40)

А теперь постепенно возвращайтесь в эту комнату. Медленно открывайте глаза. (15) Возможно, кто-то хотел бы поделиться с нами своим опытом? Не столько мыслями, сколько чувствами. Не надо давать оценку, просто поделитесь с нами тем, что произошло.

Сергей – У меня ослабела концентративная функция внимания и я сошел с дистанции.

Кэрол – Да, это конец рабочего дня.

Саша – Могу сказать только, что я хорошо отдохнул и успокоился. (Пауза)

Кэрол – Сегодня вечером вы могли бы попробовать проделать аналогичное упражнение самостоятельно, воспроизведя в памяти основные его ступени:

Я обладаю телом, но я не тело.

Я обладаю чувствами, но я не чувства.

Я обладаю мыслями, но я не мысли.

Кто я?

 

 

 

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

(Занятие начинается с десятиминутной медитации; один из участников опоздал и дожидался за дверью.)

Кэрол – Это не страшно, если вам приходится входить в комнату, когда остальные уже медитируют. Ведь медитация в том и состоит, чтобы сосредоточиться на своем дыхании, предоставив жизни со всеми ее шумами идти своим чередом. И какой бы шум вокруг не стоял, дыхание продолжается. Но я ценю вашу заботу о нас, которая выразилась в ожидании за дверью.

Возможно, у кого-то возникли вопросы в связи с последним вчерашним упражнением?

Вася – Я так и не понял, кто я. И это мешает мне понять, что такое психосинтез.

Кэрол – Кто вы? Существует такая формула: я – все и я – ничто. Но она не отвечает на ваш вопрос, она лишь указывает направление поисков. Потому что на ваш вопрос не сможет ответить никто, кроме вас.

Сегодня после обеда мы нарисуем диаграмму, которая позволит вам увидать освоенные ранее принципы психосинтеза в их взаимосвязи и получить соответствующий интеллектуальный опыт. Однако предшествующие дни работы были рассчитаны на то, чтобы побудить вас не столько задуматься над определенными вещами, сколько испытать их. Потому что наш ум, подобно телу и чувствам, способен служить лишь проводником, носителем опыта, а не его источником.

Клер – Итак, последние несколько дней мы пытались выяснить, можем ли мы присутствовать в себе. Присутствовать в себе означает занимать центральное положение по отношению к своим частям, принимая их все без осуждения и сознавая, что мы представляем собой целое, – то есть удерживая в поле сознания целостность, а не только какие-то определенные свои части. Сегодня утром мы хотели бы поэкспериментировать с тем, как такое сознание целого отражается на работе с другим лицом, какое воздействие оно оказывает на нашего клиента. Так что мы приглашаем вас принять участие в эксперименте. Для начала мы могли бы изучить эффект, вызываемый активным невербальным восприятием. Нам поможет в этом упражнение, которое выполняется следующим образом.

Вы выбираете себе партнера и становитесь лицом друг к другу, почти соприкасаясь ладонями. Затем вы определяете, кто из вас будет ведущим. Ведущий начинает произвольное движение руками. Второй партнер находится в роли активно воспринимающего: он полностью сосредоточивает внимание на этом непредсказуемом движении и пытается как можно точнее воспроизводить его, не касаясь ладонями ладоней ведущего. Движения выполняются молча, без комментариев. Затем партнеры меняются ролями. Необходимо также обращать внимание на то, что вы переживаете, будучи ведущим, и что – будучи активно воспринимающим. И отметить, совпадают ли в каком-то пункте ваши переживания как ведущего и как воспринимающего.

Хотя я уже говорила об этом, все же попрошу еще раз посмотреть, можете ли вы некритично отнестись к тому, что делается, можете ли вы не судить, не давать оценки, но просто позволить себе делать это, отстранившись от Критика. Ибо пытаясь управлять своим восприятием, вы нарушаете связующее вас силовое поле. В определенном смысле это напоминает практику медитации: когда является мысль, вы возвращаетесь к наблюдению за движением – и мысль уходит. Есть ли у вас вопросы?

Вера — Взаимодействие устанавливается лишь на уровне рук, или можно также смотреть друг другу в глаза?

Клер — Не имеет значения, как именно устанавливается контакт с партнером. Вы сами должны определить, что вам для этого нужно. Каждый из вас может установить контакт по-своему. Посмотрите, как именно вы этого достигаете.

Галя — Движения осуществляются в любой плоскости?

Клер — Будучи ведущим, вы можете делать любые движения.

Вася — Так может быть, пусть одна пара с помощью руководителей проделает все это, а мы посмотрим, как это надо делать правильно.

Клер — Смысл этого эксперимента в его спонтанности. Тут не может быть "правильного" и "неправильного".

(Выполняется упражнение)

А теперь, когда мы закончили, не расходитесь, пожалуйста, а обменяйтесь с партнером своими ощущениями. Поговорите об этом буквально пару минут. Затем запишите самое главное из того, о чем вы говорили. (Пауза)

Возможно, кто-то теперь хотел бы поделиться с нами своими впечатлениями?

Оксана — Мне было приятнее находиться в роли ведущего, нежели пассивного участника событий. Роль ведущего предполагала какой-то поиск, выбор каких-то положений. Роль пассивного партнера была менее приятна, нельзя сказать, чтобы совсем неприятна. Вследствие этого эксперимента я поняла, что приятнее всего для меня некое нейтральное положение.

Клер — В числе прочего этот эксперимент позволяет выяснить, какую из двух ролей мы находим более творческой. И задуматься над тем, какие творческие возможности заключены в другой, противоположной роли. Он позволяет нам также выяснить, в какой роли мы способны к большей концентрации внимания. Иногда пассивное, воспринимающее состояние ассоциируется у нас с отсутствием активного внимания. Между тем подлинно исследовательское состояние – это именно состояние активной восприимчивости.

Люба — Мы работали в паре с Галей, а Наташа – в паре с Женей. Когда я и Наташа играли пассивную роль, мы обе стали себя очень плохо чувствовать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...