Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИМВОЛЫ НАДЛИЧНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 3 страница




Я всегда начинаю работу с клиентами с такой медитации. Это помогает им отвлечься от дум и забот, которые одолевают их за пределами моего кабинета, и сосредоточиться на том, что будет происходить здесь. Медитация не только облегчает последующую работу, но и помогает установить контакт с клиентом.

Клер — Несколько слов о том, чем мы занимались вчера, поскольку это было связано с тем, чем мы будем заниматься сегодня. Вчера мы обратились к рассмотрению вещей, по-видимому, хорошо знакомых каждому из вас; но это было совершенно необходимо для нашей дальнейшей работы. (Встает, выходит в центр круга.) Мы сейчас учимся. И если мы согласимся уделить время тому, чтобы задаться вопросом "кто я?" (топает ногой), – мы можем сказать, например, – "я мать" (делает шаг в сторону). И как мать я имею определенные обязательства, определенный образ жизни, определенное отношение к моим детям и мужу. Но я могу опять стать на прежнее место (делает шаг назад) и снова спросить: "Кто я?" И теперь я могу сказать: "Я – психотерапевт" (делает шаг в другую сторону). И как психотерапевт я имею определенную избирательность внимания, определенный ход мысли, определенную манеру преподносить себя, которой у меня может и не быть, когда я – мать. Но если я вернусь сюда (делает шаг назад), то могу сделать еще один шаг (делает шаг в третьем направлении) и стать танцовщицей. Теперь я просто танцую – я не психотерапевт и я не мать. Но я могу опять вернуться сюда (делает шаг назад) и спросить: "А кто я здесь?" (топает ногой)

Теперь мы хотели бы продолжить работу в данном направлении и посмотреть, в какой мере каждое из этих мест ловит нас, какое мы им уделяем внимание и насколько важно знать, что значит находиться здесь, в центре. Мы предлагаем начать эту работу с упражнения, которое расширит наш арсенал методов самопознания.

Мы попробуем испытать некоторые эмоции и показать друг другу, как мы их переживаем. Сперва я с помощью Кэрол покажу вам, как это делается. Я попрошу Кэрол сделать шаг вперед и испытать определенное чувство, а также принять такое положение тела, выражение лица и, по возможности, издать такой звук, которые бы отражали это чувство, – а затем вернуться на то место, где она этой эмоции не испытывала.

Итак, Кэрол, я прошу тебя испытать и изобразить счастье. (5) Теперь усиль это чувство, доведи его до предела. (5) А теперь выйди из этого состояния, вернись назад и почувствуй то место, где ты не испытываешь счастья. (Затем Кэрол демонстрирует печаль.) Обратите внимание, что вызывая в человеке какое-либо чувство, я каждый раз прошу его затем отступить назад, выйти из этого чувства.

А теперь я попрошу вас разделиться на подгруппы по четыре человека. Каждая подгруппа образует круг, чтобы участники видели друг друга. С глубоким вдохом попытайтесь почувствовать себя свободными от какого-либо чувства.

Теперь почувствуйте, что вы счастливы. Пусть ваше тело и лицо выражают счастье. Если можете, выразите свое счастье звуком, голосом. Теперь усильте, экзальтируйте эту эмоцию. Теперь сделайте глубокий вдох и отпустите счастье, дайте ему уйти вместе с выдохом. Одновременно сделайте шаг в сторону.

А теперь позвольте себе испытать страх. Все вы знаете, что такое страх. Усильте свой страх, вспомните, когда вы испытывали настоящий страх, ужас. Никаких разговоров, – только лицо, тело и голос. Теперь расслабьтесь и отпустите страх, выдохните его, сделав шаг в сторону.

Испытайте чувство любопытства. Станьте как дети, которым очень интересно все происходящее. Вспомните, как это было. Усильте любопытство. Невозможно любопытно. Теперь отпустите, выдохните, отступите от него.

Теперь испытайте гордость. Даже надменность. Ваши тело, лицо, и глаза выражают гордость. Попробуйте вспомнить, когда вы испытывали гордость. Теперь усильте это. Непомерная гордость. Расслабьтесь, отпустите гордость.

Теперь испытайте стыд. Вспомните, как вам было стыдно. Теперь доведите стыд до предела. Вам ужасно стыдно. Расслабьтесь, выдохните, – вам уже не стыдно.

Теперь испытайте гнев. Вы в гневе. Ваши лицо и глаза выражают гнев, голос издает гневный крик. Вы ужасно гневаетесь. Теперь отпустите свой гнев, выдохните, выйдите из гнева.

Испытайте чувство сострадания. Ваши тело, лицо и глаза выражают сострадание. Вы – само сострадание. Хорошо. Можете избавиться от сострадания. (Смех)

Обсудите в подгруппах свои ощущения. Какую эмоцию было легче пережить, какую – труднее; какую было легче выразить, какую – труднее. Чем, по вашему мнению, это объясняется? Затем запишите свои наблюдения. (Участники делятся впечатлениями.)

Кэрол — Психосоматика – это область знаний, которая занимается взаимодействием тела и психики. Тело выражает наши чувства все время, но мы, как правило, не сознаем этого. Поэтому рассматривая человека даже в качестве физического объекта, как физическое тело, мы можем извлечь огромное количество психологической информации. И хотя мы иногда говорим о своих чувствах как о чем-то глубоко личном, частном, в действительности они публичны, они у всех на виду. Но тело не просто выражает чувства; психосоматические исследования свидетельствуют, что болезни тела являются продолжением нашего образа мыслей и чувств. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы помочь человеку осознать свои отношения с телом: осознать, что он позволяет ему выражать, а что нет.

Клер — Как известно, нередко человек не сознает своих чувств, равно как и очевидного их телесного выражения. Например, клиент у меня на приеме стучит ногой. Я его спрашиваю: "Что вы испытываете – гнев или напряжение?" А он отвечает: "Я совершенно спокоен!" – и продолжает стучать ногой. Его тело говорит о несознаваемых им чувствах; очевидно, что несознаваемые чувства и проявляются непроизвольно, разряжаясь в каких-то отношениях с другими людьми – в семье, на работе. Поэтому мы стремимся создать условия, в которых человек мог бы свободнее выражать свои чувства. Это помогает ему осознать наличие в себе тех или иных чувств и принять на себя ответственность за их выражение; тем самым его отношения с другими людьми обретают большую ясность, определенность.

И еще одно. Некоторые люди, став жертвой физического насилия, или по причине неблагоприятного окружения (например, дети алкоголиков), как мы говорим, отождествляются с каким-либо отрицательным чувством. Лейтмотивом их жизни становится "я боюсь", или "я не верю в человеческие отношения", или "я не хочу, чтобы ко мне прикасались", или что-нибудь в том же духе. Предлагая такому человеку вспомнить, например, любопытство, я помогаю ему вспомнить тем самым, что он представляет собой нечто большее, чем страх, нечто большее, чем недоверие, нечто большее, чем стыд, что он способен испытывать не только эти чувства, но и многие другие – сострадание, счастье, любовь. Пробуждение в клиенте каких-то здоровых частей наделяет его способностью к самолечению, основанному на его собственных внутренних ресурсах.

Интересно ли вам то, о чем мы сейчас говорим, связано ли это как-то с вашей практикой?

Голоса — Да... (Без особого энтузиазма).

Кэрол — Я в своей практике, например, применяю много упражнений, в которых задействовано тело, потому как на личном опыте убедилась, что раскованность физического тела передается эмоциональному. Мое детство было связано со множеством травмирующих переживаний, так что я выросла эмоционально очень скованной. Осознав, что эта скованность мне мешает, я попыталась от нее избавиться – занялась медитацией, йогой, и в конце концов стала посещать класс пантомимы. И последнее оказалось для меня наиболее благотворным: обретение способности двигаться и выражать себя в движении.

Клер — Сейчас у нас будет пятнадцатиминутный перерыв, но прежде я хотела бы предложить вам следующее. Вспомните, как вы выполняли упражнение, переходя от одного чувства к другому. И посмотрите, можете ли вы вспомнить, что вы чувствовали в месте перехода от одного чувства к другому – в месте, где вы не испытывали ни первого, ни второго. Это место, в котором вы можете сознавать, что способны испытать и выразить то или иное чувство, но в котором вы не это чувство. Просто попытайтесь на мгновение вспомнить, что вы испытывали в месте, где вы можете сознавать, что вы обладаете различными чувствами, но что вы ни одно из них.

(Перерыв)

Кэрол — На перерыве мы поговорили с вашими представителями и обещаем, что в последний день семинара у нас будет теоретическое занятие, на котором мы дадим вам общую картину этой работы. Мы строим здание психосинтеза постепенно и искренне желаем достичь того момента, когда у нас появится возможность объединить построенное и объяснить, что такое психосинтез. То, как мы ведем работу, – это и есть психосинтез. И с каждым упражнением вы обретаете в нем все больший опыт.

Следующее упражнение, которое я хотела бы вам предложить, представляет собой работу с воображением. Данный класс упражнений мы называем "направляемым воображением". В этом упражнении я буду направлять ваше воображение, чтобы помочь вам обнаружить и пережить некоторые свои части. В психосинтезе эти части называются "субличностями". Субличности – это различные стороны или части нашей личности. Собственно говоря, настоящее упражнение представляет собой продолжение и развитие того, что мы делали вчера и сегодня. Так или иначе, мы уже имели дело со своими субличностями; в сегодняшнем упражнении, например, мы говорили о грустной части, счастливой части, надменной части, – ведь все мы иногда бываем надменны. Отвечая вчера на вопрос "кто я", мы открывали все новые и новые части, обнаружив, что обладаем множеством частей. Предлагаемое упражнение позволит нам узнать их поглубже.

Итак, отложите то, что вы держите в руках, чтобы принять спокойную медитативную позу. Когда методика направляемого воображения применяется в большой группе, не всегда возможно выдерживать временные промежутки, подходящие каждому участнику. Одни движутся быстрее, другие – медленнее. Так что если вы относитесь к первым, идите вперед, не дожидаясь меня. Когда мы работаем с отдельными клиентами, они могут давать нам знак – двигаться ли нам быстрее или медленнее; они могут даже постоянно сообщать нам, что они видят. Разумеется, в группе это невозможно.

Закройте глаза и сядьте поудобнее. Расслабьтесь, сосредоточив внимание на дыхании. (10) И когда я начну вести ваше воображение, то если воображаемые вами вещи будут отличаться от того, что я вам говорю, если вы чего-то не будете видеть или будете видеть нечто иное, пусть это вас не волнует. У каждого из вас свой собственный опыт. И нет опыта "правильного" или "неправильного". (Далее паузы между фразами по две секунды.)

А теперь представьте, что вы находитесь... в лесу. Почувствуйте, что под ногами у вас земля. Посмотрите на деревья. Пройдитесь немного по лесу, осматриваясь вокруг. Вы видите много деревьев и какие-то цветы. Обратите внимание на детали, – вы испытываете любопытство, вам очень интересно все окружающее.

Оглянувшись, вы замечаете вдалеке маленькую избушку и идете к ней. И слышите, что из нее доносится какой-то шум. И вам становится интересно, что там происходит. И вы подходите ближе и замечаете, что у избушки есть окошко. И вы подходите к окошку и заглядываете внутрь. И там внутри, откуда доносится весь этот шум, вы видите множество своих субличностей. И все они очень активны. Внезапно дверь избушки растворяется, и все они высыпают наружу, оставаясь такими же активными. И вы наблюдаете их с большим интересом. Вскоре вы замечаете, что одна из субличностей очень заинтересовалась вами и подходит к вам. И вы внимательно смотрите, на что она похожа. Вы ее очень интересуете, она очень тянется к вам. Когда вы сознаете, что это какая-то ваша часть, она тоже становится вам очень интересной. И тогда вы приглашаете ее прогуляться. И вы идете с ней на опушку леса, где начинается красивый зеленый луг. И вы выходите с ней на луг. И вы отмечаете, как она движется, о чем говорит, о чем спрашивает. И вы начинаете с ней беседу. И в этой беседе вы можете задавать ей любые вопросы, а она может спрашивать вас. Это просто возможность узнать друг друга. И поэтому вы спрашиваете свою субличность: кто ты? Какова твоя роль в моей жизни? Чего ты хочешь? Чего ты от меня ждешь? Чем я могу тебе помочь? Что ты для меня делаешь? Зачем ты это делаешь? И когда ты вошла в мою жизнь? Какие события, какие обстоятельства моей жизни вызвали твое появление? Возможно, ты явилась, чтобы помочь мне? Для чего ты помогаешь мне? И как ты мне помогаешь? И привнесла ли ты что-то в мою жизнь? И какие ты создаешь для меня проблемы? (10)

Итак, чего ты хочешь? (5) И в чем состоит твоя основная потребность, что тебе действительно нужно? (5) Каково твое сущностное качество? (15)

Сознаете ли вы, как вы относитесь к этой части? Сердитесь ли вы на нее, потому что она вам мешает? Или это очень важная часть, которая помогает вам, делает вас сильнее? Поговорите с ней, расскажите ей о ваших трудностях, с нею связанных, расскажите, как вы к ней относитесь. (15) Спросите ее, не хочет ли она воспользоваться возможностью что-то сказать вам или о чем-то спросить? (15) А теперь пригласите эту субличность пойти с вами через луг прогуляться. Смотрите, как она на это отреагирует: может быть, она не хочет идти с вами? Или наоборот, очень хочет?

Вы идете по лугу. Вы ощущаете ветерок, мягко обвевающий ваше лицо. И слышите звуки, которыми наполнен луг, – жужжание насекомых, пение птиц. И замечаете, что вы идете со своим спутником по тропинке. И по мере того, как вы идете все дальше, вы начинаете замечать, что тропа начинает подниматься на холм. И восходя на него, вы замечаете, что холм переходит в высокую гору. И вы ведете свою субличность на очень высокую гору. Гора высока, но идти легко. Обратите внимание, что вам открывается с этой горы. И вот вы достигаете вершины горы. Задержитесь немного и посмотрите с высоты на раскрывающиеся перед вами дали. И когда вы смотрите вниз, вы видите, какими крохотными кажутся люди, дома, улицы, машины. И вы со своим спутником стоите на вершине этой горы и просто смотрите на все остальное. Много ли вы можете увидать с этого места?

И стоя там, на вершине горы, вы начинаете сознавать, что рядом с вами находится какое-то другое существо, – другое очень мудрое существо. И вы сознаете, что это существо обладает огромным состраданием. И вы можете почувствовать, как любит вас это существо. И это существо преисполнено света. И вы можете чувствовать это. И это существо способно говорить с вами. И вам представляется возможность задать ему любой интересующий вас вопрос о субличности, которая пришла с вами. И о том, каково ее назначение в вашей жизни. И как развивать ваши с ней отношения. Ибо вы знаете, что это очень мудрое и сострадающее вам существо. (10) И возможно, у этого мудрого существа есть для вас подарок. Подарок, которым вы сможете воспользоваться в своей жизни. Который поможет вам. (10) Задержитесь немного, чтобы почувствовать присутствие этого мудрого существа. И указать на него сопровождающей вас субличности.

А теперь пришло время попрощаться с этим мудрым существом и поблагодарить его за то, что оно вам так сострадает. И мудрое существо говорит вам, что оно всегда в вашем распоряжении, когда бы вы сюда ни пришли. Итак, берите своего спутника и идите вниз. И осознайте, как чувствует себя теперь ваша субличность. И что вы по отношению к ней испытываете. И возвращайтесь на луг. И затем отведите свою субличность назад в лес. И поговорите с ней, если хотите, или, возможно, если захочет она, о том, что произошло на горе. (10) И скажите ей, что вы будете с ней разговаривать еще много раз, и что вы ее не забудете. А затем приведите ее к лесной избушке и попрощайтесь с ней. И возвращайтесь на луг. (10)

Теперь медленно обратите внимание на свое тело, сидящее на стуле в этой комнате. Почувствуйте, что ваши ноги стоят на полу, что вы можете пошевелить пальцами ног; очень медленно откройте глаза и полностью возвратитесь назад в эту комнату.

Прежде чем вы начнете говорить о том, что произошло, я хотела бы, чтобы вы сделали краткие заметки о своих переживаниях во время упражнения. Если вам не удалось выполнить его полностью, напишите об этом и попробуйте проанализировать, что помешало вам пройти по предложенному пути. Если вы затрудняетесь это сделать, напишите, почему вам это трудно. Первоочередное внимание следует обратить на следующие три вопроса:

1. Чего хочет ваша субличность?

2. Что ей нужно?

3. Каково ее сущностное качество? (Пауза)

Если вы уже закончили эту работу, разбейтесь на подгруппы по три человека, и пусть каждый участник в течение трех минут расскажет о том, что с ним произошло, опишет свою субличность, ее желания, потребности и ее сущностное качество. Если же ничего этого с вами не произошло, опишите те переживания, которые у вас были. Потому что каждый что-то испытывал. И когда ваши партнеры будут делиться с вами своим опытом, поупражняйтесь, пожалуйста, в восприимчивом слушании, слушании без комментариев. Итак, по три минуты на каждого. (Участники делятся впечатлениями.)

(Перерыв на обед)

Кэрол — Нам хотелось бы сейчас отвести полчаса на то, чтобы желающие могли поделиться с нами и группой опытом, обретенным в последнем упражнении. Следующие полчаса мы посвятим обсуждению некоторых принципов психосинтеза, которые будут применяться в нашей дальнейшей работе. Потом мы выполним еще одно упражнение с субличностями и закончим работу в 18.30.

(Света рассказывает, что на горе она получила ответ на долго мучивший ее вопрос, и благодарит Кэрол.)

Кэрол — Вам следует благодарить себя, а не меня.

Клер — Психосинтез основан на той фундаментальной предпосылке, что мы являемся целым, а не частью; тем самым мы являемся учителями и психотерапевтами своих частей, так что задача профессионала – учителя, психотерапевта и вообще ведущего – заключается в том, чтобы пробудить этот совершенно естественный учебно-психотерапевтический процесс в самом человеке. Наша задача состоит вовсе не в том, чтобы знать ответ на ваш вопрос; наша задача в том, чтобы "вызвать" этот правильный ответ из глубин ваших собственных ценностей, ваших собственных целей и ваших собственных средств.

Кэрол — Разумеется, задача психотерапевта состоит в том, чтобы знать, как сделать это. Возможно, кто-то еще хочет поделиться с нами своим опытом?

(Коля рассказывает, что субличность явилась ему в форме животного, напоминающего оленя или лань.)

Клер — Каким было основное качество этой субличности?

Коля — Мне представляется, что она была воплощением добродетели.

Клер — Какое чувство вы испытывали в присутствии этой добродетели?

Коля — Доброта, спокойствие.

Клер — Это ваше обычное состояние, то есть часто ли вы испытываете чувство доброты, спокойствия? Считаете ли вы себя вообще добрым человеком?

Коля — Не знаю.

Клер — Я почему спрашиваю, – когда я применяю в своей практике методику направляемого воображения, клиенты нередко открывают в себе такие части, о существовании которых они даже не подозревали. Воображение как бы пробуждает в них эту часть или качество. Человеку гораздо легче ощутить это свое качество благодаря воображению, нежели благодаря заверениям терапевта о том, что у него есть данное качество. Опыт, полученный в воображении, вселяет в человека уверенность и позволяет ему осознать, проявить и утвердить в себе это качество.

(Слава рассказывает об "энергии", полученной им на горе.)

Слава — Я так и остался там на горе, потому что моя страдающая субличность еще до начала восхождения убежала в лес.

Кэрол — Ваш опыт иллюстрирует тот факт, что в действительности каждый человек во время этого упражнения идет своим путем и слова ведущего не в состоянии отклонить его в сторону.

Клер — И вам не удалось больше встретиться со своей субличностью?

Слава – У нее не было желания со мной встречаться.

Клер — Как вы думаете, что произошло бы, если бы вы эту энергию, полученную на горе, передали при встрече своей субличности?

Слава — Дело в том, что она исчезла потому, что я изжил ее, я больше не был ей нужен.

Клер — Один из важнейших моментов при работе с субличностями состоит в признании того факта, что любая из наших субличностей, – в том числе, страдающих, испытывающих боль, – это наша часть и, как таковая, по-настоящему в нас нуждается. В психосинтезе мы пытаемся применять такого рода горнюю энергию, как вы получили, для преобразования наших страждущих, жаждущих, гневных и т.п. частей. То есть в психосинтезе мы не подавляем никаких наших переживаний, напротив, мы пытаемся дать им выход, "вызвать" их из глубин психики, а затем направить энергию, о которой вы говорили, на наше самопреобразование и самоисцеление.

Слава — Если мы преуспеваем в работе со страдающей субличностью, то она исчезает или просто перестает страдать?

Кэрол — Исчезает боль. Сознавали ли вы присутствие в себе этой больной, страдающей субличности?

Слава — Да.

Кэрол — Очень важно выяснить, чего хочет эта часть. Она не имеет того, чего хочет, – это и служит причиной страдания.

Слава — Получилось как раз наоборот – я хотел помочь этой части.

Кэрол — Разумеется, но это невозможно до тех пор, пока неизвестна причина страдания.

Слава — Причина-то мне известна.

Кэрол — Прекрасно; когда вы работаете с ней самостоятельно, важно выяснить основное ценное качество этой субличности, необходимое вам в вашей жизни. Это один из основных постулатов психосинтеза: у каждой, даже самой трудной субличности имеется здоровое ядро – ее сущностное качество. Наличием данного качества и объясняется существование субличности. Выявив сущностное качество, сущностную энергию субличности, мы можем начать интегрировать ее в свою жизнь, то есть воссоединять, объединять ее с другими нашими частями; в этом, собственно говоря, и состоит синтез. Так что ваша задача – продолжать диалог со своей субличностью, не давая ей удирать в лес.

Слава — Возможно, на мой опыт повлияла следующая присутствовавшая во мне логическая конструкция: если субличность уже не страдает, то она автоматически сливается с доминирующей в данный момент личностью, перестает быть отдельной от целого и просто перестает его тревожить.

Кэрол — Если произошла интеграция части с целым, это замечательно. Но я удивляюсь, почему тогда эта часть удрала от вас в лес и вы ее потеряли.

Егор — Хорошо, а вот можно я скажу? Мы все время говорим о помощи какой-то страдающей субличности. А моя субличность не страдала, наоборот; и в помощи моей она не нуждалась, более того, она увела меня в сторону, так что я даже не добрался до вершины. И в жизни она мне тоже не дает достичь того, чего бы я мог достичь, – я всегда знал о ее существовании, хотя и не называл субличностью. Она все время мне мешает. Страдаю я, а не она.

Кэрол — В каждом из нас имеется подобная саботирующая часть, которая противится нашим начинаниям. Для работы со столь ненавистной нам частью мы обращаемся к нашему детскому любопытству, и оно дает нам возможность спросить ее: "Почему ты тут? Каково твое назначение? Чего ты хочешь и что тебе нужно?"

Егор — Да с ней все ясно – биологическая она, гормонально обусловленная. Цель ее – продление рода человеческого.

Кэрол — Можете ли вы воссоздать мысленный образ этого саботажника?

Егор — Это образ мужчины в состоянии полового возбуждения,

Кэрол — Половая энергия – это большая сила, и не следует от нее отказываться. Ее можно трансформировать для использования в других областях вашей жизни.

Егор — Это я как раз и хотел бы выяснить – как она может помочь мне в моей жизни.

Кэрол — Давайте рассмотрим половую энергию просто как энергию, как чистую энергию. Никто лучше вас не знает, как лучше использовать в вашей жизни энергию. Основная проблема состоит в определении вашей жизненной цели. Какова ваша цель? В чем состоит тот другой путь, на котором может быть использована эта анергия? Возможно, в трансформации половой энергии нет никакой необходимости? Это ведь очень личное решение: никаких общих правил использования половой энергии нет. Пути использования ее ("как") производны от тех целей ("зачем"), которые мы перед собой ставим.

Клер — Существует по меньшей мере два подхода к нашим жизненным силам, чувствам и т.д. Иногда проблема сводится к выяснению приемлемости-неприемлемости. В Соединенных Штатах, например, некоторые люди полагают, что любое сексуальное чувство или чувство злости неприемлемо – и подавляют его. Для других, однако, проблему составляет не неприемлемость тех или иных чувств – злости, сексуальности, гордости и т.п. – проблемой для них становится выбор места и времени их выражения. Если я замужем, могу ли я вступать в связь с кем-то еще? Если я испытываю злость, могу ли я давать ей выход в моих отношениях с мужем или, скажем, начальником? Это становится проблемой личного выбора.

Если же выражение сексуальности как таковое не составляет для вас проблемы, вам следует задать себе такой вопрос: Что именно не устраивает меня в моей сексуальности? Чем именно она мне мешает?

Егор — Проблема состоит в том, что эта сторона моей жизни мешает другой стороне моей жизни. Поскольку я научный работник, мне нужно давать какие-то научные результаты. Для этого нужно днем и ночью работать. А я вместо этого... иду на поводу у своей субличности. Ничего поделать с ней я не могу. Ситуация представляется мне тупиковой.

Клер — Одна ваша субличность хочет выражать свою сексуальность, а другая ваша субличность хочет заниматься наукой, не так ли? (Встает, топает ногой по полу.) Вы спрашиваете: кто я? (Делает шаг в сторону.) Я – сексуальность. (Делает шаг назад.) И вы опять спрашиваете: кто я? (Делает шаг в другую сторону.) Я – ученый. (Делает шаг назад.) Таким образом, необходимо найти какое-то разрешение конфликта между этими двумя противостоящими частями.

Егор — Теоретически мне все это понятно, но практически...

Клер — Один из основных принципов практики психосинтеза состоит в том, что, пребывая в какой-то одной из конфликтующих субличностей, конфликт разрешить невозможно, ибо каждая из них считает себя правой. Разрешение конфликта становится возможным только в том случае, если мы находимся здесь (топает ногой), в центре.

Егор — То есть вы хотите сказать, что истина лежит где-то посредине?

Клер — Нет, не посредине. Из центра я могу видеть ядро, сущностное качество каждой из этих частей. Допустим, что речь идет действительно о конфликте между сексуальностью и стремлением к научной деятельности. В основе сексуальной части лежит творчество, но не исключено, что в основе второй части также лежит творчество. Возможно, сущность этих частей одна, просто формы проявления ее различны. Пребывая в центре, я получаю возможность видеть, каким образом эта сущность может быть выражена с наибольшей полнотой в различных своих формах.

Кэрол — Спасибо, что вы посвятили нас в свою проблему. Я понимаю логику ваших сомнений в разрешении ситуации, и я могла бы продолжить теоретическое обсуждение данного конфликта. Но мой реальный опыт свидетельствует, что таким путем разрешить конфликт действительно невозможно. Будучи психотерапевтом-практиком, я утверждаю, что внутри вас есть решение этого конфликта, хотя, возможно, вы не сможете обнаружить его посредством логического рассуждения. Именно поэтому мы и занимаемся здесь опытной, практической работой, а не просто читаем лекции.

Так, например, когда вы входите в состояние расширенного сознания, в которое некоторые из вас смогли войти на горе, вам являются ваши собственные ответы – происходит естественная интеграция. Мудрое существо на горе – это наша собственная внутренняя мудрость, знающая, как осуществить интеграцию. Ибо интеграция – естественный процесс, который происходит в нас постоянно. В течение всей нашей жизни мы совершенно естественно интегрируем различные наши конфликтующие части. Но когда какая-то наша часть по той или иной причине, – например, в результате подавления, – останавливается в своем росте, она как бы отпадает от целого и утрачивает способность к естественной, непроизвольной интеграции. В таком случае нам приходится с ней работать, обращаясь за советом к нашей внутренней мудрости.

"Внутренней мудростью" мы называем представленный в нас всеобщий эволюционный принцип повышения уровня организации. Мы можем видеть, что повсюду в природе, в особенности в живой природе, наблюдается это стремление к самосовершенствованию, самоинтеграции, более эффективным формам организации. Клетки объединяются, чтобы сформировать орган, органы объединяются, чтобы сформировать человеческий организм, люди объединяются в группы и так далее. Так что, как видим, этот эволюционный принцип пронизывает всю вселенную...










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...