Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 3. Подготовительные упражнения
макришны о единстве всех религий и присутствии Бога в человеке, и, собрав все эти потоки в единую могучую реку, единую очищающую и спасительную Гангу, излить ее на мертвую жизнь материалистического человечества... чтобы осуществилось духовное воскрешение человечества и Сатьюга (Эра Водолея) на время возратилась в мир» (Шри Ауробиндо. Йога и ее цели [50, с. 118]). «О Адам, Мы не дали тебе ни истинного местопребывания, ни свойственного тебе облика, ни соответствующей тебе обязанности: ты получишь и сохранишь то местопребывание, тот образ, то занятие, какие сам изберешь по собственному желанию. Природа, законченная в остальном, принудила тебя оставаться в рамках предписанных нам законов, но ты, не побуждаемый ровно никакими стремлениями, сам, по собственному суждению, предпишешь себе свой закон, во власть которого Я поставил тебя. Я поставил тебя в середине мира, чтобы ты лучше мог наблюдать оттуда за всем тем, что происходит в этом мире. А для того, чтобы ты сам, как бы свободный и почтенный пластик и скульптор, мог нарядить себя в такую форму, в которой ты лучше всего выглядел бы, Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным. Ты можешь выродиться в низшее существо, к которому принадлежит животное, но в то же время, по своей собственной воле, ты можешь и возродиться до Существа Высшего, к коему принадлежит Божество. О великая либеральность Бога-Отца, о величайшее и удивительнейшее счастье человека! Кому дано иметь то, что захочет, быть тем, чем пожелает?» (Пико де ла Мирондола). «Бог пребывает в сердце каждого верующего» (изречение Магомета). 105 Арт-терапия «Дух, сокровенное Я, всегда пребывающее в сердце человека» (Иветашвара-упанишада). «Непроявленный Господь, сокровенный Учитель, наполняющий все сердца и направляющий их изнутри, куда бы я ни взглянул, всюду Ты еси» (Бхарон Гуру). «Как сияющее Солнце светит, проявляя все вещи в пространстве наверху, внизу и между ними, так и Единый, Всеславный, Всеблагой Бог царит над всем, что существует и что изошло от Него» (Шветашватара-упанишада). «Во власти Бога и Восток, и Запад; куда ни обратись вы, везде вы встретите Лицо Бога, ибо Бог вездесущий и всеведущий» (Коран 2:109). «Подобно тому, как от горящего пламени на тысячу ладов исходят подобные же искры, так и из Неразрушимого, о любимый, рождаются различного рода существа и затем возвращаются к Нему... От Него рождаются Дыхание, Разум и все Чувства, Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, опора их всех... От Него различными путями рождены Лучезарные, Садхи, Люди, Животные, Птицы» (Мундака-упанишада). «Человек, знающий свои прежние обители, видящий и небо и ад, достигнувший уничтожения рождений, такого человека я называю Брахмана» (Вазеттха-сутра). «Верные не умирают; может быть, они переносятся из мира тленного в мир вечных существований» (изречение Магомета). 106 Глава 3. Подготовительные упражнения «Исток начала есть оборотная сторона конца — в этом познается объяснение смерти и рождения» (Чжоу-цзы). «От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь множество... став таким образом Мудрым, спокойным, сдержанным, бесстрастным, выносливым, собранным, он видит Я в Едином, он видит Единого во всем; и грех не имеет силы над ним, он преодолевает всякий грех; и грех не сжигает его, он сжигает всякий грех. Свободный от греха и от страсти, он приобщается природе Брахмана; таков мир Брахмана» (Брихадараньяка-упанишада 4, 4, 22). «Всем нам предстоит вернуться к Богу» (Коран 5:53). «Это единое всемирное Сокровенное Я всех существ становится отдельным индивидуальным „я" для каждой формы» (Катха-упанишада 5, 10). «Яумер как минерал и стал растением. Я умер как растение и снова явился в животном. Я умер как животное и стал человеком, зачем же мне бояться? Разве смерть прекращала мой рост? В будущий раз я умру как человек, Чтобы выросли у меня крылья ангела. И ангелов также я должен опередить, Ибо все погибнет, кроме Его Лица. Я должен вознестись над ангелами; Я стану тем, что недоступно воображению. А затем да стану я ничто, ибо струна арфы Во мне поет: „Воистину мы вернемся к Нему"». (Джалал-ид-Дин- Руми) 107 Арт-терапия «Мое сердце может принять любую форму: Для монаха оно станет монастырем, для идолов — храмом, Для газелей — пастбищем, для правоверного — Каабой, Оно может стать свитком Торы и Кораном. Моя вера — любовь; куда бы ни сворачивали ее верблюды, Любовь остается моей религией и верой». (Ибн аль-Араби) «К дверям возлюбленной подошел человек и постучал. Его спросили: „Кто там?" Он ответил: „Это я". Ему сказали: „Здесь нет места для Меня и Тебя". Дверь осталась запертой. После года уединения и лишений этот человек вернулся и постучал снова. Его спросили: „Кто там?" Человек сказал: „Это Ты". Дверь открылась перед ним». (Джалал-ид-Дин-Руми) «Где бы ты ни был и в каком бы состоянии ни находился, всегда старайся быть влюбленным» (Джалал-ид-Дин-Руми). Читая вышеприведенные отрывки, вы могли почувствовать отклик в виде приятной теплой вибрации в области сердца, легкого прохладного ветерка в области горла, слабого давления в центре лба либо покалывания в районе макушки головы. Эти ответные реакции вашей 108 Глава 3. Подготовительные упражнения энергоинформационной системы на чтение возникли в результате активации соответствующих центров системы на содержащийся в текстах энергоинформационный потенциал. При определенном уровне развития внимательности к реакциям центров на взаимодействие с внешними энергоинформационными источниками вы сможете прочувствовать их реакцию на разные музыкальные произведения, живопись и т. д.— любой объект или процесс, на котором вы сфокусируете внимание. В практике нашего метода мы начнем развивать эту чувствительность, анализируя рисунки, получающиеся у нас во время медитативного рисования. Сейчас в результате чтения мы задали необходимый положительный настрой в работе высших энергетических центров, о котором говорил Шри Ауробиндо в цитате, открывающей эту главу. «Семь основных точек силы в тонком теле действуют как янтры во внутреннем медитативном опыте Кундалини-йоги. Они визуализируются как геометрические фигуры, как колеса (чакры) или лотосы, расположенные на вертикальной оси тонкого тела, Сушумне, которая строго соответствует спинному и головному мозгу. Помимо того что чакры в целом воплощают весь психокосмос, каждая из них ассоциируется со звуковой вибрацией, элементом, цветом, божеством и животным символом (табл. 2). Эти внутренние янтры означают фазы духовного шествия Кундалини Шакти, энергии, которая пробуждается в медитации для восхождения по Сушумне, чтобы соединиться с Сахасрарой чакрой. Они обозначают семь стадий йогической садханы и составляют механизм, через который адепт достигает синтеза своей психики с миром. Над каждой из внутренних чакр можно медитировать или независимо, или с помощью внешней янтры» [14, с. 79]. 109 Арт-терапия Таблица 2
В западноевропейском оккультизме энергетические центры считались расположенными не по центральной оси тела, а в местах, соответствующих нервным центрам физического организма, с которыми эти чакры связаны, т. е. в селезенке, солнечном сплетении, сердце, щитовидной железе и гипофизе (рис. 13). Таким образом, чакры являются связующими активными элементами между тонкими телами человека и соответствующими им уровнями макрокосмоса. Кроме «горизонтального» обмена энергоинформационными потоками на каждом из семи уровней чакры обеспечивают вертикальный обмен между уровнями по центральному 110
Рис.13. Расположение чакр по системе западноевропейского оккультизма каналу — Сушумне, проходящему вдоль позвоночника. Состояние гармонии, целостности, слияния макро- и микрокосмоса происходит в случае, когда энергетические центры идеально осуществляют обмен как по горизонтальным, так и по вертикальным связям. «Земля (муладхара чакра — первый центр) становится тонкой и растворяется в Воде (свадхистхана чакра — второй центр); Вода растворяется в Огне (манипура чакра — третий центр); Огонь также исчезает в Воздухе 111 Арт-терапия (анахата чакра — четвертый центр); Воздух поглощается Эфиром (вишуддха чакра — пятый центр), и Эфир растворяется в авидье (аджна чакра — шестой центр), которая исчезает в великом Брахмане (сахасрара чакра — седьмой центр)» [14, с. 81]. В Евангелии от Фомы Иисус, возможно, говорит об этом процессе: «Когда вы сделаете два (сансару и нирвану) одним (слияние по вертикали в системе чакр), когда вы сделаете внутреннее, как внешнее, и внешнее, как внутреннее (тождество микро- и макрокосмоса; слияние по горизонтальным связям), и верх, как низ (верхние центры активны так же, как нижние), и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, так что мужчина перестает быть мужчиной, а женщина — женщиной (гармонизация иньской и янской энергии; баланс активности и пассивности в работе центров), тогда вы войдете в Царство Небесное» [5, с. 253]. Что же мешает чакрам быть идеальными проводниками и каким образом можно гармонизовать их работу? В нашем методе предлагается следующая гипотеза. Энергетический центр, являясь активным элементом энергоинформационного обмена между микро- и макрокосмосом, обладает свойством накопления энергоинформационного потенциала — своеобразного аналога памяти о всех видах взаимодействия, в которых центр принимал участие. Можно сказать, что любой вид активности человека на всех уровнях (движение, ощущение, эмоция, чувство, мысль, интуиция) оставляет свой след, который можно представить в виде устойчивого вибрационного (волнового) процесса. Он продолжает существовать и после момента своего образования, находясь в контакте с соответствующим энергетическим центром, его породившим или воспринявшим его извне. Назовем такое образование солитоном. Солитоны бывают положи- 112 Глава 3. Подготовительные упражнения тельной и отрицательной полярности. Для поддержания существования этого вибрационного процесса необходима энергия. Эту энергию солитон может отбирать от энергетического потока, протекающего через чакру, и тем самым снижать эффективность ее работы (отрицательный солитон) либо потреблять необходимую для самоподдержания энергию из окружающей энергетической среды (положительный солитон), что приводит к повышению энергообеспечения как чакры, так и соответствующего тела в целом. Отрицательные солитоны образуются в результате деструктивной активности человека на всех уровнях как в макро, так и микрокосмосе: физическое действие, направленное на разрушение, отрицательная эмоциональность, негативизм и цинизм в мышлении, атеизм и т. д. Положительные солитоны образуются при всех видах созидательной, творческой активности человека, носящей доброжелательный эмоциональный характер и соединенной с бескорыстной незаинтересованностью творца в конечном результате творческого процесса (принцип недеяния в даосизме и дзэн). Солитонные структуры обладают свойством объединения по принципу подобия. Поэтому если вы являетесь источником негативной активности, то на ваш негативизм, как на призыв, будут притягиваться отрицательные солитонные образования. Объединяясь, они создадут мощную «вампирическую» структуру, отнимающую у вас физические, энергетические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные силы в зависимости от того, какой вид негативизма вы создали в начале. Крупные отрицательные солитонные образования, создаваемые годами, приводят к серьезным заболеваниям и в конечном итоге к смерти. И наоборот, мощная положительная солитонная структура помогает значительно расширить как качество, так и количество решаемых человеком задач. Что и демон- 113 Арт-терапия стрируется мастерами, работающими на разных уровнях: физическом — спортсмены, энергетическом — мастера восточных единоборств, эмоциональном — актеры, интеллектуальном — ученые, интуитивном — философы, духовном — посвященные адепты эзотерики (рис. 14). В холотропной терапии Станислава Грофа некоторым аналогом солитонных образований является система конденсированного опыта (СКО).
Н е б ы Т и е Рис. 14. Схема энергоинформационного обмена между микро- и макрокосмосом 114 Глава 3. Подготовительные упражнения «Система конденсированного опыта может быть определена как особая констелляция (звездное сгущение) воспоминаний, состоящих из конденсированного опыта (связанных с ним фантазий) различных жизненных периодов индивидуума. Воспоминания, принадлежащие к отдельной системе конденсированного опыта, имеют похожую основную тему или содержат подобные элементы и связаны с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. Наиболее глубокие слои этой системы представлены живыми и красочными воспоминаниями из младенческого и детского периодов. Более поверхностные слои такой системы включают память более поздних периодов вплоть до настоящей жизненной ситуации. Каждая СКО имеет основную тему, проникающую через все слои и представляющую собой их общий знаменатель; природа этих тем варьируется в большей степени от одной СКОконстелляции к другой. Различные слои одной системы могут, например, содержать все воспоминания о столкновениях индивидуума с унизительными ситуациями, разрушившими его уважение к себе. В других случаях общим элементом может оказаться тревога, переживаемая относительно шокирующих и пугающих событий, чувство клаустрофобии или удушья, вызванное различными безвыходными ситуациями, где не было возможности ответить и защитить себя или бежать, а также интенсивное ощущение вины и моральной ошибки, вызываемое множеством отдельных ситуаций. Переживание эмоциональной депривации и одиночества в различные периоды развития — другой мотив многих СКО-констелляций. Столь же часто встречаются основные темы, изображающие секс как опасный и отталкивающий, или темы, включающие в себя агрессию и насилие. Особенно важными являются СКО, вкратце представляющие и конденсирующие столкновения индивидуума с ситуациями, 115 Арт-терапия ставящими под угрозу выживание, здоровье и целостность тела. Чрезвычайно большой эмоциональный заряд, которым наделена СКО (о чем часто свидетельствует весьма мощная реакция, сопровождающая раскрытие этих систем в сеансе ЛСДтерапии), оказывается суммой эмоций, принадлежащих ко всем составляющим СКО воспоминаниям определенного вида. Индивидуальные системы конденсированного опыта имеют фиксированные отношения с определенными защитными механизмами и связаны со специфическими клиническими симптомами. Детальные взаимозависимости между индивидуальными частями и аспектами СКО в большинстве случаев не противоречат фрейдистскому образу мышления; новым элементом с теоретической точки зрения является понятие организующей динамической системы, интегрирующей компоненты в отдельную функциональную единицу. Структура личности обычно содержит большое число СКО. Их характер, общее число, размер и интенсивность в большой степени варьируются от одного человека к другому. В соответствии с основным качеством эмоционального заряда мы можем различать отрицательные СКО (конденсирующие неприятные эмоциональные переживания) и положительные СКО (конденсировавшие приятные эмоциональные переживания и положительные аспекты прошлой жизни индивидуума). Хотя есть и определенная взаимосвязь, и перекрывание, отдельные СКО могут функционировать относительно независимо. В сложном взаимодействии с окружением они селективно влияют на восприятие субъектом самого себя и мира, на его чувства и способность формировать идеи и даже на многие соматические процессы» [15, с. 51]. Все религиозные системы предлагают человеку кодекс поведения (морально-этические и физиологические ре- 116 Глава 3. Подготовительные упражнения комендации), выполнение которого исключает возможность образования мощных отрицательных солитонных структур. В предлагаемом методе разработана последовательность упражнений, позволяющая вывести мощные отрицательные солитонные образования из энергетической системы человека, растратив их энергоинформационный потенциал в процессе создания медитативного рисунка. Следующим этапом метода, после гармонизации и очищения тонких структур человека, является обучение созданию медитативных графических и живописных изображений, несущих в себе энергоинформационный потенциал положительных солитонных структур. Данные изображения можно использовать в созерцательной медитативной практике в качестве инструмента процесса самотрансформации и раскрытия сознания, а также для самооздоровления. Этот этап подробно описан в пятой главе. Человек начинает процедуру медитативного рисования, находясь в состоянии безмолвия разума — ментальной тишины, в результате которой энергетический потенциал отрицательного солитона будет растрачен, а информационный компонент солитона выведен из системы человека в виде образа, содержащегося в рисунке. Последовательная очистка всех уровней тонкой структуры человека приводит к гармоничному энергоинформационному обмену как по горизонтальным связям, так и по вертикальным. В результате этой работы возрастает жизненная энергия и повышается творческая активность. Открываются новые возможности самораскрытия в искусстве, науке, спорте и т. д. Раньше у человека не хватало на это ни энергии, ни способности восприятия идей, «нисходящих» с ноуменальных уровней Бытия. Важно отметить, что, как показал опыт практики метода, медитативная графическая активность позволяет 117 Арт-терапия достаточно быстро научиться входить в состояние безмолвия разума и находиться в нем необходимое время для достижения поставленной перед медитацией цели. Это объясняется тем, что, выполняя подготовительные упражнения, человек все глубже погружается в свои внутренние пространства, перенося точку фокусировки сознания из внешнего мира во внутренний. Этот этап является аналогом стадии пратьяхара в восьмиступенчатой йоге Патанджали (стадия отключения чувств от внешнего мира). Затем человек, выполняя определенные рекомендации, начинает медитативное рисование. Этот процесс погружает его еще глубже во внутреннее пространство за счет особого ритма движений и дыхания, а также их завораживающей спонтанности. В процессе рисования внимание концентрируется на кончике пера ручки, что является подобием выполнения стадии дхарана (концентрации внимания на одном объекте — внешнем или внутреннем) в йоге Патанджали, и, как следует из положений йоги, правильное выполнение этих двух ступеней автоматически переводит сознание человека на следующую стадию дхьяна (состояние однонаправленности сознания — безмолвия разума). Способность уверенно удерживать сознание в состоянии дхьяна через некоторое время приводит к переходу сознания в состояние самадхи (вершина йогической практики — растворение сознания в Абсолюте). Поскольку в нашем случае, занимаясь медитативным рисованием, человек находится в состоянии дхьяна почти все время, пока рисует, а у опытного рисовальщика этот процесс может длиться часами, то он получает очень хорошую тренировку в овладении динамическим состоянием безмолвия разума. Эта способность чрезвычайно полезна в практических аспектах нашей жизни, когда любое совершаемое нами действие будет выполняться в процессе спонтанной и 118 Глава 3. Подготовительные упражнения не противоречащей природе вещей активности (принцип недеяния в дзэн). Во время этого процесса человек является идеальным проводником воли Абсолюта (Дао) и, следовательно, находится на пути выполнения своего глобального предназначения. Теперь перейдем к детальному описанию упражнений и техник, лежащих в основе метода.
С первых минут практики вы должны создать правильный настрой с помощью так называемой улыбки Бодхисатвы. Бодхисатвы — посланцы Будды, принявшие обет помочь достигнуть Просветления всем существам этого мира и лишь после этого вступить в состояние окончательного освобождения — Нирваны. Цель техники в появлении на вашем лице улыбки, подобной улыбке Бодхисатвы (рис. 15). Для этого внимательно рассмотрите Арт-терапия изображение Бодхисатвы и, подойдя к зеркалу, улыбнитесь подобным образом. Это несложно, поскольку эта улыбка самая естественная и потому легко возникает у любого искреннего человека. А искренность — необходимое условие практики нашего метода. Перед началом практических упражнений вы должны подготовить место для практики — это чистая, гладкая поверхность стола и удобный стул с прямой спинкой. В начале практики потребуется лист чистой белой бумаги и набор обыкновенных цветных шариковых ручек. Вы можете помочь себе в создании атмосферы, способствующей проведению медитации, с помощью любимой вами медитативной музыки и ароматических благовоний (музыка используется только на стадии подготовительных упражнений, поскольку ее звучание на стадии очистки может привести к тому, что человек визуализирует в рисунке музыку вместо работы с солитонной структурой). Подготовительные упражнения начинаются с сустав ной гимнастики. Она выполняется сидя на стуле. — Вначале мы открываем «энергетические врата», расположенные в суставах пальцев рук. — Для этого вращайте одновременно большими пальцами рук навстречу друг другу. — При этом палец правой руки двигается по часовой стрелке, а левой — против нее. — Ладони при этом неподвижны. Почувствуйте тепло в суставах пальцев. — Поменяйте направление движения пальцев. — Теперь сгибайте и разгибайте большие пальцы в их первом сочленении. — Представьте, как через кончики пальцев в них затекает энергия света и тепла. — После этого начните сгибать большие пальцы во втором суставе — там, где они присоединяются к ладони. 120 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 182. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |