Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. Подготовительные упражнения




макришны о единстве всех религий и присутствии Бога в человеке, и, собрав все эти потоки в единую могучую реку, единую очищающую и спасительную Гангу, излить ее на мертвую жизнь материалистического человечества... чтобы осуществилось духовное воскрешение человечества и Сатьюга (Эра Водолея) на время возратилась в мир» (Шри Ауробиндо. Йога и ее цели [50, с. 118]).

«О Адам, Мы не дали тебе ни истинного местопре­бывания, ни свойственного тебе облика, ни соответ­ствующей тебе обязанности: ты получишь и сохранишь то местопребывание, тот образ, то занятие, какие сам изберешь по собственному желанию. Природа, закон­ченная в остальном, принудила тебя оставаться в рамках предписанных нам законов, но ты, не побуждаемый ровно никакими стремлениями, сам, по собственному суждению, предпишешь себе свой закон, во власть кото­рого Я поставил тебя. Я поставил тебя в середине мира, чтобы ты лучше мог наблюдать оттуда за всем тем, что происходит в этом мире. А для того, чтобы ты сам, как бы свободный и почтенный пластик и скульптор, мог нарядить себя в такую форму, в которой ты лучше всего выглядел бы, Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным. Ты можешь выродиться в низшее существо, к которому принадлежит животное, но в то же время, по своей собственной воле, ты можешь и возродиться до Существа Высшего, к коему принадлежит Божество. О великая либеральность Бога-Отца, о вели­чайшее и удивительнейшее счастье человека! Кому дано иметь то, что захочет, быть тем, чем пожелает?» (Пико де ла Мирондола).

«Бог пребывает в сердце каждого верующего» (изре­чение Магомета).

105


Арт-терапия

«Дух, сокровенное Я, всегда пребывающее в сердце человека» (Иветашвара-упанишада).

«Непроявленный Господь, сокровенный Учитель, на­полняющий все сердца и направляющий их изнутри, куда бы я ни взглянул, всюду Ты еси» (Бхарон Гуру).

«Как сияющее Солнце светит, проявляя все вещи в пространстве наверху, внизу и между ними, так и Еди­ный, Всеславный, Всеблагой Бог царит над всем, что существует и что изошло от Него» (Шветашватара-упа­нишада).

«Во власти Бога и Восток, и Запад; куда ни обратись вы, везде вы встретите Лицо Бога, ибо Бог вездесущий и всеведущий» (Коран 2:109).

«Подобно тому, как от горящего пламени на тысячу ладов исходят подобные же искры, так и из Неразруши­мого, о любимый, рождаются различного рода существа и затем возвращаются к Нему...

От Него рождаются Дыхание, Разум и все Чувства, Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, опора их всех...

От Него различными путями рождены Лучезарные, Садхи, Люди, Животные, Птицы» (Мундака-упанишада).

«Человек, знающий свои прежние обители, видящий и небо и ад, достигнувший уничтожения рождений, такого человека я называю Брахмана» (Вазеттха-сутра).

«Верные не умирают; может быть, они переносятся из мира тленного в мир вечных существований» (изречение Магомета).

106




Глава 3. Подготовительные упражнения

«Исток начала есть оборотная сторона конца — в этом познается объяснение смерти и рождения» (Чжоу-цзы).

«От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь множе­ство... став таким образом Мудрым, спокойным, сдержан­ным, бесстрастным, выносливым, собранным, он видит Я в Едином, он видит Единого во всем; и грех не имеет силы над ним, он преодолевает всякий грех; и грех не сжигает его, он сжигает всякий грех. Свободный от греха и от страсти, он приобщается природе Брахмана; таков мир Брахмана» (Брихадараньяка-упанишада 4, 4, 22).

«Всем нам предстоит вернуться к Богу» (Коран 5:53).

«Это единое всемирное Сокровенное Я всех существ становится отдельным индивидуальным „я" для каждой формы» (Катха-упанишада 5, 10).

«Яумер как минерал и стал растением.

Я умер как растение и снова явился в животном.

Я умер как животное и стал человеком,

зачем же мне бояться? Разве смерть прекращала мой рост? В будущий раз я умру как человек, Чтобы выросли у меня крылья ангела. И ангелов также я должен опередить, Ибо все погибнет, кроме Его Лица. Я должен вознестись над ангелами; Я стану тем, что недоступно воображению. А затем да стану я ничто, ибо струна арфы Во мне поет: „Воистину мы вернемся к Нему"».

(Джалал-ид-Дин- Руми)

107



Арт-терапия

«Мое сердце может принять любую форму:

Для монаха оно станет монастырем,

для идолов — храмом,

Для газелей — пастбищем,

для правоверного — Каабой,

Оно может стать свитком Торы и Кораном.

Моя вера — любовь;

куда бы ни сворачивали ее верблюды,

Любовь остается моей религией и верой».

(Ибн аль-Араби)

«К дверям возлюбленной подошел человек

и постучал. Его спросили: „Кто там?" Он ответил: „Это я".

Ему сказали: „Здесь нет места для Меня и Тебя". Дверь осталась запертой. После года уединения и лишений этот человек вернулся и постучал снова. Его спросили: „Кто там?" Человек сказал: „Это Ты". Дверь открылась перед ним».

(Джалал-ид-Дин-Руми)

«Где бы ты ни был и в каком бы состоянии ни нахо­дился, всегда старайся быть влюбленным» (Джалал-ид-Дин-Руми).

Читая вышеприведенные отрывки, вы могли по­чувствовать отклик в виде приятной теплой вибрации в области сердца, легкого прохладного ветерка в области горла, слабого давления в центре лба либо покалывания в районе макушки головы. Эти ответные реакции вашей

108


Глава 3. Подготовительные упражнения

энергоинформационной системы на чтение возникли в результате активации соответствующих центров системы на содержащийся в текстах энергоинформационный по­тенциал.

При определенном уровне развития внимательности к реакциям центров на взаимодействие с внешними энерго­информационными источниками вы сможете прочувство­вать их реакцию на разные музыкальные произведения, живопись и т. д.— любой объект или процесс, на котором вы сфокусируете внимание. В практике нашего метода мы начнем развивать эту чувствительность, анализируя рисунки, получающиеся у нас во время медитативного рисования.

Сейчас в результате чтения мы задали необходимый положительный настрой в работе высших энергетических центров, о котором говорил Шри Ауробиндо в цитате, открывающей эту главу.

«Семь основных точек силы в тонком теле действуют как янтры во внутреннем медитативном опыте Кундали­ни-йоги. Они визуализируются как геометрические фи­гуры, как колеса (чакры) или лотосы, расположенные на вертикальной оси тонкого тела, Сушумне, которая строго соответствует спинному и головному мозгу. Помимо того что чакры в целом воплощают весь психокосмос, каждая из них ассоциируется со звуковой вибрацией, элементом, цветом, божеством и животным символом (табл. 2). Эти внутренние янтры означают фазы духовного шествия Кундалини Шакти, энергии, которая пробуждается в медитации для восхождения по Сушумне, чтобы соеди­ниться с Сахасрарой чакрой. Они обозначают семь стадий йогической садханы и составляют механизм, через кото­рый адепт достигает синтеза своей психики с миром. Над каждой из внутренних чакр можно медитировать или не­зависимо, или с помощью внешней янтры» [14, с. 79].

109


Арт-терапия

Таблица 2

 

Чакра Местоположение чакры Число лепестков Соответствующий элемент Мантра Божество
Сахасрара Над головой 1000 Блажен­ство Парама Шива
Аджна Между бровями 2 Ум Ом Шамбху
Вишуддха Горло 16 Эфир Хам Сада Шива
Анахата Сердце 12 Воздух Ям Иша
Манипура Солнечное сплетение 10 Огонь Рам Рудра
Свадхистхана Пупок 6 Вода Вам Вишну
Муладхара Основание спины 4 Земля Лам Брахма

В западноевропейском оккультизме энергетические центры считались расположенными не по центральной оси тела, а в местах, соответствующих нервным центрам физического организма, с которыми эти чакры связаны, т. е. в селезенке, солнечном сплетении, сердце, щитовид­ной железе и гипофизе (рис. 13).

Таким образом, чакры являются связующими актив­ными элементами между тонкими телами человека и соответствующими им уровнями макрокосмоса. Кроме «горизонтального» обмена энергоинформационными по­токами на каждом из семи уровней чакры обеспечивают вертикальный обмен между уровнями по центральному



110


Глава 3. Подготовительные упражнения


Рис.13. Расположение чакр по системе западноевропейского оккультизма

каналу — Сушумне, проходящему вдоль позвоночника. Состояние гармонии, целостности, слияния макро- и микрокосмоса происходит в случае, когда энергетические центры идеально осуществляют обмен как по горизон­тальным, так и по вертикальным связям.

«Земля (муладхара чакра — первый центр) становится тонкой и растворяется в Воде (свадхистхана чакра — вто­рой центр); Вода растворяется в Огне (манипура ча­кра — третий центр); Огонь также исчезает в Воздухе

111


Арт-терапия

(анахата чакра — четвертый центр); Воздух поглощается Эфиром (вишуддха чакра — пятый центр), и Эфир раство­ряется в авидье (аджна чакра — шестой центр), которая исчезает в великом Брахмане (сахасрара чакра — седьмой центр)» [14, с. 81].

В Евангелии от Фомы Иисус, возможно, говорит об этом процессе: «Когда вы сделаете два (сансару и нирва­ну) одним (слияние по вертикали в системе чакр), когда вы сделаете внутреннее, как внешнее, и внешнее, как внутреннее (тождество микро- и макрокосмоса; слияние по горизонтальным связям), и верх, как низ (верхние центры активны так же, как нижние), и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, так что мужчина перестает быть мужчиной, а женщина — женщиной (гармонизация иньской и янской энергии; баланс активности и пассив­ности в работе центров), тогда вы войдете в Царство Небесное» [5, с. 253].

Что же мешает чакрам быть идеальными проводниками и каким образом можно гармонизовать их работу? В на­шем методе предлагается следующая гипотеза.

Энергетический центр, являясь активным элементом энергоинформационного обмена между микро- и макро­космосом, обладает свойством накопления энергоинфор­мационного потенциала — своеобразного аналога памяти о всех видах взаимодействия, в которых центр принимал участие. Можно сказать, что любой вид активности че­ловека на всех уровнях (движение, ощущение, эмоция, чувство, мысль, интуиция) оставляет свой след, который можно представить в виде устойчивого вибрационного (волнового) процесса. Он продолжает существовать и после момента своего образования, находясь в контакте с соответствующим энергетическим центром, его по­родившим или воспринявшим его извне. Назовем такое образование солитоном. Солитоны бывают положи-

112


Глава 3. Подготовительные упражнения

тельной и отрицательной полярности. Для поддержания существования этого вибрационного процесса необхо­дима энергия. Эту энергию солитон может отбирать от энергетического потока, протекающего через чакру, и тем самым снижать эффективность ее работы (отрицательный солитон) либо потреблять необходимую для самоподдер­жания энергию из окружающей энергетической среды (положительный солитон), что приводит к повышению энергообеспечения как чакры, так и соответствующего тела в целом. Отрицательные солитоны образуются в результате деструктивной активности человека на всех уровнях как в макро, так и микрокосмосе: физическое действие, направленное на разрушение, отрицательная эмоциональность, негативизм и цинизм в мышлении, атеизм и т. д. Положительные солитоны образуются при всех видах созидательной, творческой активности человека, носящей доброжелательный эмоциональный характер и соединенной с бескорыстной незаинтересо­ванностью творца в конечном результате творческого процесса (принцип недеяния в даосизме и дзэн). Соли­тонные структуры обладают свойством объединения по принципу подобия. Поэтому если вы являетесь источни­ком негативной активности, то на ваш негативизм, как на призыв, будут притягиваться отрицательные солитонные образования. Объединяясь, они создадут мощную «вам­пирическую» структуру, отнимающую у вас физические, энергетические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные силы в зависимости от того, какой вид нега­тивизма вы создали в начале. Крупные отрицательные солитонные образования, создаваемые годами, приводят к серьезным заболеваниям и в конечном итоге к смерти. И наоборот, мощная положительная солитонная струк­тура помогает значительно расширить как качество, так и количество решаемых человеком задач. Что и демон-

113







Арт-терапия

стрируется мастерами, работающими на разных уровнях: физическом — спортсмены, энергетическом — мастера восточных единоборств, эмоциональном — актеры, ин­теллектуальном — ученые, интуитивном — философы, духовном — посвященные адепты эзотерики (рис. 14).

В холотропной терапии Станислава Грофа некоторым аналогом солитонных образований является система конденсированного опыта (СКО).



Отрицательный Солитон


Положительный Солитон






Н е б

ы

Т и е


Рис. 14. Схема энергоинформационного обмена между микро- и макрокосмосом


114


Глава 3. Подготовительные упражнения

«Система конденсированного опыта может быть опреде­лена как особая констелляция (звездное сгущение) вос­поминаний, состоящих из конденсированного опыта (связанных с ним фантазий) различных жизненных пе­риодов индивидуума. Воспоминания, принадлежащие к отдельной системе конденсированного опыта, имеют по­хожую основную тему или содержат подобные элементы и связаны с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. Наиболее глубокие слои этой системы представлены живыми и красочными воспоминаниями из младенческого и детского периодов. Более поверхност­ные слои такой системы включают память более поздних периодов вплоть до настоящей жизненной ситуации. Каждая СКО имеет основную тему, проникающую через все слои и представляющую собой их общий знамена­тель; природа этих тем варьируется в большей степени от одной СКОконстелляции к другой. Различные слои одной системы могут, например, содержать все воспоми­нания о столкновениях индивидуума с унизительными ситуациями, разрушившими его уважение к себе. В дру­гих случаях общим элементом может оказаться тревога, переживаемая относительно шокирующих и пугающих событий, чувство клаустрофобии или удушья, вызванное различными безвыходными ситуациями, где не было воз­можности ответить и защитить себя или бежать, а также интенсивное ощущение вины и моральной ошибки, вы­зываемое множеством отдельных ситуаций. Переживание эмоциональной депривации и одиночества в различные периоды развития — другой мотив многих СКО-кон­стелляций. Столь же часто встречаются основные темы, изображающие секс как опасный и отталкивающий, или темы, включающие в себя агрессию и насилие. Особенно важными являются СКО, вкратце представляющие и кон­денсирующие столкновения индивидуума с ситуациями,

115


Арт-терапия

ставящими под угрозу выживание, здоровье и целост­ность тела. Чрезвычайно большой эмоциональный заряд, которым наделена СКО (о чем часто свидетельствует весьма мощная реакция, сопровождающая раскрытие этих систем в сеансе ЛСДтерапии), оказывается суммой эмоций, принадлежащих ко всем составляющим СКО воспоминаниям определенного вида.

Индивидуальные системы конденсированного опыта имеют фиксированные отношения с определенными за­щитными механизмами и связаны со специфическими клиническими симптомами. Детальные взаимозависимо­сти между индивидуальными частями и аспектами СКО в большинстве случаев не противоречат фрейдистскому образу мышления; новым элементом с теоретической точки зрения является понятие организующей динамиче­ской системы, интегрирующей компоненты в отдельную функциональную единицу. Структура личности обычно содержит большое число СКО. Их характер, общее число, размер и интенсивность в большой степени варьируются от одного человека к другому.

В соответствии с основным качеством эмоционального заряда мы можем различать отрицательные СКО (кон­денсирующие неприятные эмоциональные переживания) и положительные СКО (конденсировавшие приятные эмоциональные переживания и положительные аспекты прошлой жизни индивидуума). Хотя есть и определенная взаимосвязь, и перекрывание, отдельные СКО могут функционировать относительно независимо. В сложном взаимодействии с окружением они селективно влияют на восприятие субъектом самого себя и мира, на его чувства и способность формировать идеи и даже на многие со­матические процессы» [15, с. 51].

Все религиозные системы предлагают человеку кодекс поведения (морально-этические и физиологические ре-

116


Глава 3. Подготовительные упражнения

комендации), выполнение которого исключает возмож­ность образования мощных отрицательных солитонных структур.

В предлагаемом методе разработана последовательность упражнений, позволяющая вывести мощные отрицатель­ные солитонные образования из энергетической системы человека, растратив их энергоинформационный потенциал в процессе создания медитативного рисунка. Следующим этапом метода, после гармонизации и очищения тонких структур человека, является обучение созданию медитатив­ных графических и живописных изображений, несущих в себе энергоинформационный потенциал положительных солитонных структур. Данные изображения можно ис­пользовать в созерцательной медитативной практике в качестве инструмента процесса самотрансформации и раскрытия сознания, а также для самооздоровления. Этот этап подробно описан в пятой главе.

Человек начинает процедуру медитативного рисо­вания, находясь в состоянии безмолвия разума — мен­тальной тишины, в результате которой энергетический потенциал отрицательного солитона будет растрачен, а информационный компонент солитона выведен из си­стемы человека в виде образа, содержащегося в рисунке. Последовательная очистка всех уровней тонкой струк­туры человека приводит к гармоничному энергоинфор­мационному обмену как по горизонтальным связям, так и по вертикальным. В результате этой работы возрастает жизненная энергия и повышается творческая активность. Открываются новые возможности самораскрытия в ис­кусстве, науке, спорте и т. д. Раньше у человека не хватало на это ни энергии, ни способности восприятия идей, «нисходящих» с ноуменальных уровней Бытия.

Важно отметить, что, как показал опыт практики ме­тода, медитативная графическая активность позволяет

117






Арт-терапия

достаточно быстро научиться входить в состояние без­молвия разума и находиться в нем необходимое время для достижения поставленной перед медитацией цели. Это объясняется тем, что, выполняя подготовительные упражнения, человек все глубже погружается в свои внутренние пространства, перенося точку фокусировки сознания из внешнего мира во внутренний. Этот этап является аналогом стадии пратьяхара в восьмиступен­чатой йоге Патанджали (стадия отключения чувств от внешнего мира). Затем человек, выполняя определенные рекомендации, начинает медитативное рисование. Этот процесс погружает его еще глубже во внутреннее про­странство за счет особого ритма движений и дыхания, а также их завораживающей спонтанности. В процессе рисования внимание концентрируется на кончике пера ручки, что является подобием выполнения стадии дхарана (концентрации внимания на одном объекте — внешнем или внутреннем) в йоге Патанджали, и, как следует из положений йоги, правильное выполнение этих двух сту­пеней автоматически переводит сознание человека на сле­дующую стадию дхьяна (состояние однонаправленности сознания — безмолвия разума). Способность уверенно удерживать сознание в состоянии дхьяна через некото­рое время приводит к переходу сознания в состояние самадхи (вершина йогической практики — растворение сознания в Абсолюте). Поскольку в нашем случае, за­нимаясь медитативным рисованием, человек находится в состоянии дхьяна почти все время, пока рисует, а у опыт­ного рисовальщика этот процесс может длиться часами, то он получает очень хорошую тренировку в овладении динамическим состоянием безмолвия разума.

Эта способность чрезвычайно полезна в практических аспектах нашей жизни, когда любое совершаемое нами действие будет выполняться в процессе спонтанной и

118


Глава 3. Подготовительные упражнения

не противоречащей природе вещей активности (прин­цип недеяния в дзэн). Во время этого процесса человек является идеальным проводником воли Абсолюта (Дао) и, следовательно, находится на пути выполнения своего глобального предназначения.

Теперь перейдем к детальному описанию упражнений и техник, лежащих в основе метода.

Рис. 15. Улыбка Бодхисатвы


119


С первых минут практики вы должны создать пра­вильный настрой с помощью так называемой улыбки Бодхисатвы. Бодхисатвы — посланцы Будды, принявшие обет помочь достигнуть Просветления всем существам этого мира и лишь после этого вступить в состояние окончательного освобождения — Нирваны. Цель техники в появлении на вашем лице улыбки, подобной улыбке Бодхисатвы (рис. 15). Для этого внимательно рассмотрите


Арт-терапия

изображение Бодхисатвы и, подойдя к зеркалу, улыбни­тесь подобным образом. Это несложно, поскольку эта улыбка самая естественная и потому легко возникает у любого искреннего человека. А искренность — необхо­димое условие практики нашего метода.

Перед началом практических упражнений вы должны подготовить место для практики — это чистая, гладкая поверхность стола и удобный стул с прямой спинкой. В начале практики потребуется лист чистой белой бумаги и набор обыкновенных цветных шариковых ручек. Вы можете помочь себе в создании атмосферы, способству­ющей проведению медитации, с помощью любимой вами медитативной музыки и ароматических благовоний (музыка используется только на стадии подготовительных упражнений, поскольку ее звучание на стадии очистки может привести к тому, что человек визуализирует в ри­сунке музыку вместо работы с солитонной структурой).

Подготовительные упражнения начинаются с сустав ной гимнастики. Она выполняется сидя на стуле.

— Вначале мы открываем «энергетические врата», рас­положенные в суставах пальцев рук.

— Для этого вращайте одновременно большими пальца­ми рук навстречу друг другу.

— При этом палец правой руки двигается по часовой стрелке, а левой — против нее.

— Ладони при этом неподвижны. Почувствуйте тепло в суставах пальцев.

— Поменяйте направление движения пальцев.

— Теперь сгибайте и разгибайте большие пальцы в их первом сочленении.

— Представьте, как через кончики пальцев в них затекает энергия света и тепла.

— После этого начните сгибать большие пальцы во вто­ром суставе — там, где они присоединяются к ладони.

120










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...