Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей




На этом этапе решаются следующие задачи:

- выявление уровня знаний и навыков детей;

- определение программ обучения, адекватных их возможно­стям.

Следует помнить, что не все категории аутичных детей смогут пройти все три этапа диагностической процедуры за один прием. Дети первой и второй групп (по О. С. Никольской) не проявляют себя так, чтобы было возможно изучение их экспериментально-познавательных процессов. В силу этих обстоятельств третий этап диагностики этих детей растягивается на некоторое продолжи­тельное время, когда им приходится несколько раз приходить к специалисту для продолжения исследования.

В целом процедура диагностического обследования когнитив­ной сферы ребенка должна возникнуть естественно, плавно пе­рейдя из стадии установления контакта с ребенком в игру с ним.

Некоторые из заданий могут быть предложены ребенку в виде тестовых, например, корректурная проба, шифровка, математи­ческие задачи и др. Могут быть предъявлены также проективные методики «Рисунок семьи», «Рисунок человека», САТ. Основная же часть диагностической процедуры должна быть построена в виде продолжения игры с ребенком. Здесь следует обязательно учитывать характер предлагаемых пособий, предметов, дидакти­ческих игр и реакцию ребенка на них.

Хорошо работающий ребенок может неожиданно прекратить выполнение задания не из-за возникшего переутомления или пресыщаемости, а из-за собственной неадекватной реакции на предъ­явленный ему для работы предмет — немотивированного страха перед ним. В этой связи лучше предварительно положить некото­рые пособия и тестовые задания (например, бланки корректур­ной пробы) в разных местах кабинета, чтобы ребенок к ним по­степенно привык и чтобы они не казались ему чем-то новым и неизвестным. Прекрасно, если специалисту удастся в своем каби­нете организовать с ребенком игру под названием «Путешествие в сказочную страну». Перемещаясь от одного предмета к другому, ребенок будет ненароком наталкиваться на специально разложен­ные диагностические пособия, необходимые для обследования. Специалист постепенно и очень осторожно руководит этим процессом, обыгрывая каждый необходимый предмет и тестовое задание. Можно выложить несколько пособий, предназначенных для изучения какого-либо одного процесса, учитывая специфические потребности и избирательность ребенка. Следует обязательно ори­ентироваться на информацию матери и близких о предпочтениях ребенка в выборе игрушек или предметов для организации его деятельности.

Чтобы объективно оценить нарушения аффективной сферы, целесообразно проводить наблюдение с целью определения дина­мики ее развития. Осуществляя динамическое наблюдение, спе­циалист должен обязательно оценивать степень возрастания или убывания проявлений аутистических признаков у ребенка. Так же важно вести наблюдение за изменением способов адаптации, используемых ребенком.

Критерием позитивной динамики в развитии ребенка являет­ся возникновение в его психической деятельности признаков аф­фективных механизмов более высокого уровня организации эмо­ционально-волевой сферы. Одновременно при этом изменяют­ся, а точнее, упрощаются способы компенсаторнрй аутостиму­ляций.

В случае регресса поведение ребенка изменяется в худшую сто­рону. Он становится более замкнутым и отрешенным; имеющиеся связи и контакты с окружающим миром нарушаются. Ребенок переходит в группу детей с более элементарной и ригидной орга­низацией эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер. При оценке динамики развития аффективной сферы специалисту следует ориентироваться на характеристику вариантов аути-стического дизонтогенеза.

При определении диагностического инструментария специа­листу желательно опираться на известные в диагностической прак­тике комплекты и наборы диагностических методик и тестовых заданий, обязательно учитывая при этом возраст ребенка. В при­ложениях 4.3 и 4.4 представлены образцы характеристики и за­ключения по результатам изучения аутичных детей.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите задачи и особенности психолого-педагогического изуче­ния детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

2. Какие этапы включает психолого-педагогическое изучение аутичного ребенка?

3. На какие особенности развития необходимо обратить внимание при изучении анамнеза ребенка с эмоциональными нарушениями?

4. Каковы основные параметры наблюдения за поведением и деятель­ностью аутичного ребенка?

5. Какие особенности развития ребенка с эмоциональными наруше­ниями должны быть отражены в характеристике и психологическом за­ключении?

Литература

Основная

Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицына. — СПб., 1997.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возра­сте. - М., 2003.

Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.

Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997.

Дополнительная

Питере Т. Аутизм: От практического понимания к педагогическому воздействию. — СПб., 1999.

Ткачева В. В. Психолингвистические аспекты особенностей формиро­вания личности аутичного ребенка // Современная логопедия: Теория, практика, перспективы: Материалы Международной научно-практиче­ской конференции 12—14 сентября 2002 г. — М., 2002.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...