Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия истории и методы исторических исследований




Филосо́фия исто́рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.

Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784).

Основные вопросы, которые рассматриваются в философии истории: – что заставляет развиваться человеческое общество? – есть ли направление у истории, если есть, то какое? – насколько наша история определяет настоящее и будущее? – чего ждать людям в будущем? – имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей, или в истории господствует непостижимая судьба?

Важнейшие системы философии истории: – теологическая философия истории (движущая сила истории – Бог); – метафизическая философия истории (движущая сила – трансцендентальная закономерность, т. е. судьба); – идеалистическая философия истории (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека); – натуралистическая философия истории (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями); – материалистически-экономическая философия истории (движущая сила – экономические отношения). Как наука философия истории возникла в Новое время, этот термин ввел великий мыслитель Вольтер. Предпосылкой появления философии истории стала база христианства с его новаторской общечеловеческой устремленностью.

Историческая реальность характеризуется рядом общих черт, и поэтому можно выделить и основные методы исторического исследования. По определению академика И.Д. Ковальченко к числу основных общеисторических методов научного исследования относятся: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный. При использовании того или иного общеисторического метода применяются и другие общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, объяснение и т. д.), которые выступают в качестве конкретных познавательных средств, необходимых для реализации подходов и принципов, лежащих в основе ведущего метода. Вырабатываются также необходимые для проведения исследования правила и процедуры (исследовательская методика) и применяются определенные орудия и инструменты (техника исследования).

 

Специфика языка в исторической науке

В сфере исторической науки язык также инструмент познания прошлого во временном и пространственном измерении, фактор достижения исторической истины. Язык является основополагающим понятием в методологии истории, раскрывающей пути и приёмы изучения человеческой истории. Без его невозможно воспринять и осмыслить ни концептуальные установки, ни методы исторического познания. В условиях практико-ориентированного подхода к образовательному процессу в высшей школе значение этого фактора неизмеримо возрастает, особенно в сфере обучения истории.

Исследование языка науки в настоящее время одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. Это объясняется следующими причинами:

1. Язык является одним из важнейших факторов развития и функционирования современного информационного общества, поскольку именно он предоставляет понятия и категории для приложения и интерпретации информационного общества на основе новых информационных технологий, новых форм социальной организации, нового информационного тезауруса.

2. В современном информационном обществе происходит возрастание роли искусственного языка и знаковых систем. Развитие ЭВМ, информационно-коммуникативных технологий, потребность общения человека и машины обусловили распространение и развитие искусственного языка - единственного, понятного и человеку, и машине.

3. Наука вступила в новый - постнеклассический — этап своего развития, а значит, происходит трансформация и развитие языка науки. Современная наука характеризуется междисциплинарностью, следовательно, форма фиксации и выражения научного знания всё более усложняется. Объем научно-технической информации возрастает, поэтому возникают трудности её логической обработки. Язык науки постоянно обогащается, так как быстро развиваются наука и техника. И в языке науки, и в речи учёного все больше используется терминов, номенклатурных наименований, иных специальных слов. Их исследованием занимаются представители различных областей знания: философии науки, науковедения, языкознания, терминоведения1 и др. В связи с этим, требуется анализ современного состояния языка науки. Но чтобы разобраться в природе и сущности процессов, происходящих в современном языке науки, нужно обратиться к истории представлений о языке в философии и языкознании.

4. Главная тенденция развития современной науки - укрепление взаимовлияния между различными науками, а значит требуется выявление единых приёмов и способов описания в естественных, гуманитарных и технических науках. Роль последних из них постоянно увеличивается в жизни общества, а между тем почти отсутствует литература, которая анализирует особенности языка именно технических наук.

5. Отсутствует единая теория языка науки. Сегодня существует множество подходов и уровней его анализа: философский, науковедческий, частнонаучный, но нет единого философского анализа языка науки, который, во-первых, должен четко разграничить вышеприведённые уровни, во-вторых, представить их как нечто единое целое.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...