Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы демографической истории




Методы демографии делятся на общенаучные и демографические, отражающие специфику воспроизводства населения как самовозобновляемой совокупности людей, определяется особыми качественно-количественными характеристиками, процессами их функционирования и развития, формам воспроизводства.

Поскольку те или иные условия существования и развития человека динамические, что предопределяет воспроизводства населения одного типа другим, то в методологии демографического исследования важное место принадлежит принципа историзма. Причем, исторический подход важен при изучении не только предмета демографии, но и эволюции самого демографического знания. В демографии широко применяются общенаучные методы исследования - научной абстракции и восхождение от абстрактного к конкретному, сравнения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, выдвижение гипотез и их проверки, экстраполяции и моделирования.

Собственные методы демографии соответствуют предмету демографического познания, в частности, биологической и брачной структуре населения и зависимых от пола и возраста характеристик демографических процессов. Таковыми являются:

- метод когорт, что применяется при изучении того или иного процесса на протяжении поколения. Задача этого метода заключается в получении данной когорты населения характеристик демографических процессов, подвергаются исследованию.

- метод поперечного анализа, который иначе называют методом условного или гипотетического поколения. С его помощью изучения демографических процессов базируется на интерпретации показателей частоты демографических событий, полученных на интервалах продолжительности соответствующих демографических состояний для сравнительно непродолжительного периода времени (как набора последовательности частот таких событий в течение жизни поколений).

- методы стандартизации демографических коэффициентов, позволяющих при сравнении демографических коэффициентов искать влияние структурных особенностей демографических групп, которые сравниваются. Сравнение общих демографических коэффициентов для характеристики того или иного демографического процесса может дать искаженную картину, если не учитывать влияние различных сравниваемых совокупностей по полу, возрасту, состоянию в браке, уровню образования и т.д.

- методы демографического моделирования является в настоящее время наиболее распространенным приемом анализа и прогнозирования процессов демовідтворення. Они описывают изменение населения в целом или его компонентов роста. Метод моделирования заменяет собой метод эксперимента, который в демографии далеко не всегда возможен.

 

Методы интеллектуальной истории

Интеллектуальная история — история интеллектуалов, то есть история людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.

В настоящее время принципиальным признается учет взаимодействия между движением идей и их исторической средой - теми социальными, политическими, религиозными, культурными контекстами, в которых идеи рождаются, распространяются, развиваются. Историки уже давно отмечают близость исследовательских полей интеллектуальной истории и культурной истории (Н. Е. Barnes), и особенно новой культурной истории. При выстраивании культурного контекста интеллектуальной истории становится внутренней частью культурной истории, а культурная история служит внешней стороной интеллектуальной истории, поэтому историки должны обращать внимание на эти обе стороны - на внутреннюю и внешнюю (D. R. Kelley).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...