Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек перед лицом глобальных проблем




Кроме проблем каждой цивилизации, человечество стоит перед острой необходимостью решения общепла­нетарных проблем. Уже в конце XX в. появились первые грозные призна­ки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации и установки на покорение при­роды. Смог, над крупными городами, вырубка лесов и на­ступление пустынь, истощение почвы и бассейнов многих рек, снижение количества рыбы и диких зверей — все это волновало людей уже в начале ХХ в. Чтобы понять суть взаимоотношений человечества с природой, следует от­казаться от взгляда на природу как на простой источник сырья для развития материального производства. Особое внимание мировой общественности эти проблемы привлекли после второй мировой войны. В 50 — 60-е гг. появилось множество публикаций и док­ладов международных сообществ (Римский клуб и др.), которые зафиксировали нарастающую тревогу человече­ства.

Бесспорно, первой и главной глобальной проблемой чело­вечества, угрожающей самому существованию природы и общества, является угроза термоядерной катастрофы. Взрывы первых атомных бомб летом 1945 г. поистине ста­ли рубежом в истории человечества. Не сразу пришло осознание того факта, что если до сих пор человеческий дух смирялся с существованием индивидуальной смерти, а возможно, и бессмертия (и загробной жизни), то сейчас может погибнуть сразу или за короткий отрезок времени все человечество. Крупнейшие умы XX в. (А. Эйнштейн, Б. Рассел, Ф. Жолио-Кюри и др.) осознали это и призва­ли все человечество забыть о том, что разделяет людей, объединиться во имя выживания всех.

 Расчеты, проведенные в 70—80-е гг., показали, что при взрыве нескольких ядерных зарядов на­ступит состояние, названное “ядерной зимой”, когда тучи пыли и дыма закроют Солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Чер­нобыльская катастрофа 1986 г. окончательно открыла мил­лионам людей глаза на сущность ядерной опасности.

Ядерная энергия — тот джинн, который, будучи выпу­щен из бутылки, уже не может быть туда загнан. Челове­честву придется очень долго сосуществовать с источни­ками ядерной энергии, исключив войну с применением оружия и поставив под жесткий международный контроль все ядерные электростанции и другие установки. Это требует огромных материальных затрат, ибо накоплено ог­ромное количество ядерного оружия, взрыв которого спо­собен многократно уничтожить все живое на Земле. Дру­гого пути для решения данной глобальной проблемы не существует, тем более что с каждым годом увеличивается опасность ядерного терроризма.

Не менее грозная проблема — экологическая катаст­рофа, надвигающаяся на планету. В настоящее время человечество произ­водит отбросы органического происхождения в объеме, в 2 тыс. раз большем, чем объемы отходов остальной био­сферы. Очевидно, что нарушение этого равновесия поро­дило целый комплекс сложнейших проблем. Человек, в отличие от всего живого, не связан жестко экологически­ми условиями своего бытия, он в определенном смысле шел всегда против природы, не приспосабливаясь к ней, а изменяя ее в соответствии со своими потребностями. В этом и состоит философский смысл экологической пробле­мы

Демографическая проблема стала глобальной уже до­статочно давно. В 1987 г. родился пятимиллиардный житель планеты, а темпы роста сейчас таковы, что каж­дую секунду число людей на Земле увеличивается на три человека.

Ситуация с народонаселением в мире характеризуется глубоким противоречием: в целом про­исходит достаточно интенсивный рост населения в ряде стран (Китай, Индия), предпринимаются энергичные меры для его ограничения, а в ряде регионов и стран про­исходит депопуляция, что порождает огромные трудно­сти для экономического и социального развития.

По образному выражению учёных, Земля сейчас “бо­леет человеком”, и вполне закономерно ожидать в ско­ром будущем демографического коллапса, т. е. достаточ­но резкого снижения численности населения. Оно может быть вызвано глобальным голодом, истощением ресурсов полезных ископаемых и почвы, непригодностью воды для питья, тепловым перегревом поверхности, распростране­нием СПИДа и т. д.

Сегодня на повестку дня мирового сообщества выдвига­ется задача не только немедленного мира, но и союза всех сил: правых и левых, консерваторов и радикалов, науки и религии, христиан и мусульман, черных и белых и т. д. Все то, что ведет к обострению политических, нацио­нальных, религиозных, идейных и других противоречий и тем самым мешает решению глобальных проблем, дол­жно быть решительно осуждено. Настает время для ду­ховной революции в масштабах человечества, которая мо­жет обеспечить максимальную жизнестойкость нашей цивилизации. Глобальные проблемы настоящего вобрали в себя ре­гиональные и местные проблемы прошлого. Как ни пара­доксально, но люди часто спотыкаются на тех же истори­ческих “ухабах” и, уповая на сугубую индивидуальность каждого момента, не хотят или не могут применить исто­рический опыт. Проблема духовного наследия сейчас чрезвычайно важна, ибо темпы развития мира в настоя­щее время значительно возросли.

Идея всечеловеческого братства родилась в истории давно, но всегда оставалась утопией. Ее побеждали расовая и наци­ональная нетерпимость, классовые антагонизмы, вообще любое противопоставление “своих” и “чужих”. С трудом она воспринимается и сейчас, поскольку мир продолжа­ют раздирать острейшие противоречия и конфликты. Но, не преодолев этих коллизий, человечество не сможет решить глобальных проблем. По образному сравнению, нас ждут либо братские объятия, либо братские могилы.

Современное поколение не может не думать о будущих детях и внуках, которым предстоит дальше нести эстафету истории. К сожалению, наша цивилизация во многом живет за счет будущего, исчерпывая невосполнимые ресурсы (нефть, газ), загрязняя воду, воздух и почву своими несовершенными технологиями, консервируя многие архаичные социальные структуры, сея семена на­циональной и религиозной ненависти, которые будут давать всходы еще столетия. Сейчас мы проедаем будущее наших потомков и в физическом, и в духовном смысле.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...