Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.
Понятие личности относится к числу сложнейших человекознании. Начинать изучение проблемы личности надо с индивида — неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, усматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Гораздо содержательнее другой термин — “индивидуальность”, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, “случайный индивид”, затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений. Становление личности происходит в процессе социализации, т. е. усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д.). Остановимся на структуре и составных элементах личности. Прежде всего, выделяют физическую личность, или “физическое Я”. Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут также быть отнесены одежда и “домашний очаг”. Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела, она вырастает из системы социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т. д. формируют социальную структуру личности. Духовная личность — ядро нашего “Я”. Это внутренние состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о “душе” является квинтэссенцией личностного развития. Выделение физической, социальной и духовной личности (как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. В человеке все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле, его функциях, этапы расширения обогащения социальных связей, пики духовной активности. Бывает, что какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Возраст, тяжелые испытания, болезни и т. п. могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации. Выделяют несколько крупных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип — деятели (охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и индустриальные рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, политики и менеджеры и т. д.). Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода, и его историческую память (летописание), всегда пользовался огромным авторитетом (Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухаммед — либо считались посланниками богов, либо обожествлялись сами. Мыслители имеют единственное оружие – слово).Третий тип — люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как “трещина мира” проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные |прогнозы и прорицания мудрецов. Четвертый тип — люди, избравшие делом своей жизни милосердие. Альберт Швейцер и Федор Петрович Гааз, Анри Дюнан и Мать Тереза, тысячи их последователей истории и современности — живые примеры служен” людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Разумеется, большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. При этом важно понять одно: выбор личностного пути и поля деятельности — результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы, а, по словам Гегеля, истинная природа человека “есть свободная духовность”. Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин “свобода” употребляется, прежде всего, в значении “свобода от”, т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета, ограничений и т. д. Свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра и красоты. Существеннейшей характеристикой свободы является ее внутренняя определенность. Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды его быть личностью и иметь свободу для ее реализации. Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов. Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в скит, в свой, “мир”, чтобы там реализовать себя. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей — нации, класса, группы людей и т. д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека, при котором он выступает “винтиком” социальной системы. Таким образом, свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Не зря в западной философской мысли (Э, Фромм) анализировалось явление “бегства от свободы”, особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Эта проблема — как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке, — стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систему ценностей. Ценности и их виды Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей. Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от возраста, пола расы и нации, происхождения и т. п., возникло и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества. Понятие ценности человека — универсальное, и его нельзя сводить к “полезности” человека для общества. Попытки делить людей на “нужных” и “ненужных” порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека и общества. История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний помыслов многих личностей становятся очевидными спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих трудов исторических деятелей как бы непрерывно возрастает, то же время немало примеров, когда время развенчивав дутые авторитеты. Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает все — от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы “неорганическое тело” человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты. Вещный мир стал “второй природой” человека, и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало перековать “мечи на орала”. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. Представление о том, что есть “мирный” атом, в корне отличающийся от “военного”, рухнуло после чернобыльской катастрофы. Людям постоянно приходится оценивать новые явления в жизни общества и человека и соотносить их с традиционными системами ценностей. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей. Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает Речь прежде всего идет о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей. Одна из наиболее древних — гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, философских школах киников (Диоген с его девизом “быть нагим и одиноким”), а также в грубоуравнительных тенденциях “казарменного коммунизма”. В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, И. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна, Ортега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов — П. Флоренским, С. Булгаковым, Н. О. Лосским, Вл. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Л. П. Карсавиным, Н.Ф. Федоровым и др. Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли нечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека, и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций “благоговение перед жизнью” (А. Щвейцер), “заслужи любовь ближнего” (Г. Селье), “цели для человечества” (А. Печчеи), “путь ненасилия” (М. Ганди), “ноосфера” (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов. В начале XXI в. величайшей личностной и социальной ценностью становится ответственность человека за свои деяния и поступки. Трагедия 11 сентября 2001 г. потрясла мир и показала всю опасность глобального терроризма. Становится все более очевидно, что личностный выбор каждого человека должен быть сопряжен с величайшей ответственностью не только за Судьбу своих родных и близких, но всего человечества в целом.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 175. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |