Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.




Понятие личности относится к числу сложнейших человекознании. Начинать изучение проблемы личности надо с индивида неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, усматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Гораздо содержательнее другой термин — “индивидуальность”, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематически это выг­лядит так: человек выступает сначала как особь, “случай­ный индивид”, затем как социальный индивид, персони­фицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообра­зие социальных связей и отношений.

Становление личности происходит в процессе социали­зации, т. е. усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д.).

Остановимся на структуре и составных элементах личности. Прежде всего, выделяют физическую личность, или “фи­зическое Я”. Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической лично­сти могут также быть отнесены одежда и “домашний очаг”.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела, она вырастает из системы социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т. д. фор­мируют социальную структуру личности.

Духовная личность — ядро нашего “Я”. Это внутренние состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осозна­ваться во всей полноте, но так или иначе забота о “душе” является квинтэссенцией личностного развития.

Выделение физической, социальной и духовной лич­ности (как и соответствующих потребностей) носит дос­таточно условный характер. В человеке все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов кото­рой может на разных этапах жизни приобретать домини­рующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле, его функциях, этапы расширения обогащения социальных связей, пики духовной активно­сти. Бывает, что какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность лич­ности на данном этапе ее развития. Возраст, тяжелые ис­пытания, болезни и т. п. могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации.

Выделяют несколько крупных типов личности, кото­рые прослеживаются на всем историческом пути разви­тия человечества. Первый тип — деятели (охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и индустриальные рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, политики и менеджеры и т. д.). Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по сло­вам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы сорев­новаться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода, и его историческую память (летописание), всегда пользовался огромным авторитетом (Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джи­на, Христос и Мухаммед — либо считались посланниками богов, либо обожествлялись сами. Мыслители имеют единственное оружие – слово).Третий тип — люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как “трещина мира” проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные |прогнозы и прорицания мудрецов. Четвертый тип — люди, избравшие делом своей жизни милосердие. Альберт Швейцер и Федор Петрович Гааз, Анри Дюнан и Мать Тереза, тысячи их последователей истории и современности — живые примеры служен” людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков.

Разумеется, большинство людей сочетают в себе призна­ки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. При этом важно понять одно: выбор личностного пути и поля деятельности — результат сво­бодного волеизъявления человека. Поэтому личность не­мыслима вне свободы, а, по словам Гегеля, истинная при­рода человека “есть свободная духовность”.

Свобода — это способность человека действовать в со­ответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин “свобода” употребляется, прежде всего, в зна­чении “свобода от”, т. е. отсутствие внешнего принужде­ния, гнета, ограничений и т. д.

Свобода есть не­что большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более суще­ственна внутренняя свобода, “свобода для”, свобода в выбо­ре истины, добра и красоты. Существеннейшей характеристикой свободы является ее внутренняя определенность. Человек не примет никакое об­щественное устройство, если оно не учтет выгоды его быть личностью и иметь свободу для ее реализации.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений лич­ности и общества по поводу свободы и ее атрибутов.

Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда че­ловек вступает в открытый и часто непримиримый конф­ликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в скит, в свой, “мир”, чтобы там реализовать себя. В-третьих, чаще всего, чело­век адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением об­рести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, что­бы обрести новый уровень свободы.

Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей — нации, класса, группы лю­дей и т. д. Это является гарантией от тоталитарного по­давления прав человека, при котором он выступает “вин­тиком” социальной системы.

Таким образом, свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Не зря в западной фило­софской мысли (Э, Фромм) анализировалось явление “бегства от свободы”, особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Эта проблема — как соотнести свободу и равенство, не при­водя к подавлению и уравниловке, — стоит перед каж­дым обществом и государством. Решая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систему ценностей.

Ценности и их виды

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отно­шение формируется в процессе человеческой деятельно­сти, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.

Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от возраста, пола расы и нации, происхождения и т. п., возникло и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.

Понятие ценности человека — универсальное, и его нельзя сводить к “полезности” человека для общества. Попытки делить людей на “нужных” и “ненужных” порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека и общества. История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний помыслов многих личностей становятся очевидными спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих трудов исторических деятелей как бы непрерывно возрастает, то же время немало примеров, когда время развенчивав дутые авторитеты.

Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает все — от древнейших пира­мид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы “неорганичес­кое тело” человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты. Вещный мир стал “второй природой” человека, и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека.

Вещи сами по себе в ценностном отношении нейт­ральны, хотя человечество в течение тысячелетий меч­тало перековать “мечи на орала”. Ценностное отноше­ние возникает только в том или ином социальном кон­тексте. Представление о том, что есть “мирный” атом, в корне отличающийся от “военного”, рухнуло после чер­нобыльской катастрофы. Людям постоянно приходится оценивать новые явления в жизни общества и человека и соотносить их с традиционными системами ценностей. В полной мере это относится и к системе духовных ценно­стей.

Духовные ценности — это своеобразный духовный капи­тал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возраста­ет Речь прежде всего идет о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других систе­мах ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе сча­стья и справедливости, любви и ненависти, смысле жиз­ни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы цен­ностей. Одна из наиболее древних — гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и кри­терий поведения человека.

 Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, философских школах киников (Диоген с его девизом “быть нагим и одиноким”), а также в грубоуравнительных тенденциях “казарменного коммунизма”.

В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, И. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна, Ортега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов — П. Флоренским, С. Булгаковым, Н. О. Лосским, Вл. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Л. П. Карсавиным, Н.Ф. Федоровым и др. Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли нечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека, и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций “благоговение перед жизнью” (А. Щвейцер), “заслужи любовь ближнего” (Г. Селье), “цели для человечества” (А. Печчеи), “путь ненасилия” (М. Ганди), “ноосфера” (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отра­жает современный этап развития общечеловеческих иде­алов.

 В начале XXI в. величайшей личностной и социаль­ной ценностью становится ответственность человека за свои деяния и поступки. Трагедия 11 сентября 2001 г. по­трясла мир и показала всю опасность глобального терро­ризма. Становится все более очевидно, что личностный выбор каждого человека должен быть сопряжен с вели­чайшей ответственностью не только за Судьбу своих род­ных и близких, но всего человечества в целом.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...