Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕСТВО КАК УСЛОВИЕ И ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ




Термины “общество”, “общественный”, “социальный” широко распространены, хотя они весьма многозначны и неясны, несмотря на то, что еще в XIX в. возникла наука социология, имеющая своим предметом исследование общества. В этом же столетии общество называли и растением, и живот­ным, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой.

Сторонники натурализма выводили общественное уст­ройство из природных закономерностей (географическая сре­да, климатические условия и пр.) и особенностей человека как существа естественного и живого (раса, пол и пр.). Великие ци­вилизации древности (индийская, китайская, египетская, Двуречья) возникали в устьях великих рек, расцвет мно­гих государств был связан с освоением Мирового океана, а низкие темпы развития ряда стран были обусловлены во многом их отгороженностью от внешнего мира.

Сторонники идеализма сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривали в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым стано­вится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идео­логии, которая выполняла роль скелета общественного устройства.

К. Марксом была разработана концепция материалис­тического понимания истории, суть которой составляет положение о способе производства, который складывает­ся объективно, т. е. независимо от воли и сознания лю­дей. Сторонники материализма утверждают, что связы­вают людей в “социальный организм” не общая идея или об­щий Бог, а производительные силы и производственные отношения

При всем огромном разнообразии природно-климатических условий, в которых протекала деятельность пер­вобытных сообществ (равно как и современных прими­тивных общин, сохранившихся еще в ряде регионов), ос­новным “двигателем” истории было разделение труда. Человеческий труд как фактор, не только удов­летворяющий телесные потребности (пища, одежда, жилище и пр.), но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает как основа всей историй).

Для философского анализа общества центральным воп­росом является анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности, поскольку это во многом определяет отно­шение человека к миру и другому человеку. Выделяют несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности. Во-первых, это поддержание собственного существова­ния, направленное на выживание индивида. Во-вторых, это продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради поддержания жизни детей). В-третьих, это необходимость удовлетворения самой потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия. Такой труд перестает быть необходимостью, а является свободной игрой твор­ческих сил человека.  В-четвертых, это борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или ради помощи людям.  Рассмотрение этого вопроса приводит к анализу по­нятий собственности и эксплуатации, труда и капитала.

Под собственностью понимается способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов. Понятие “собственность” возни­кает тогда, когда у человека появляется право распоря­жаться принадлежащими ему вещами, включая и продук­ты духовного производства. Собственность распространя­ется и на личную жизнь человека, его телесные и духовные силы. История учений о собственности показывает, что по­чти у всех народов существовали мифы и утопии о золо­том веке, когда ни у кого не было частной собственно­сти, имущество считалось общим и это порождало мир и согласие, добрые нравы и уверенность в будущем.

 В узком смысле слова эксплуатацию можно определить как форму социального паразитизма, когда человек (или группа людей) живет за счет другого (других). Следует различать экономическую форму эксплуатации и ее неэкономические формы. К последним могут быть отнесены такие явления, как расизм, национализм, т. е. то или иное ущемление прав людей другой расы, нации и пола. Можно говорить и о том, что нынешнее поколение людей эксплуатирует ресурсы Земли, загрязняя среду обитания будущих поколений (жизнь за счет детей и внуков). Однако основная форма эксплуатации складывалась в дея­тельности людей по поводу производства материальных благ.

Веками социалисты-утописты, апелли­рующие к науке, пытались построить каркас будущего общества без эксплуатации, где были бы реализованы иде­алы свободы, равенства и братства. У всех трех мировых религий (буддизм, христианство и ислам) есть свой ду­ховный путь достижения тех же благородных целей. Со­временные футурологи, описывая модели будущего, де­лают упор на средства и методы преодоления эксплуата­ции, на обретение человечеством подлинной свободы. Вопрос этот крайне сложен, но современная НТР мо­жет способствовать тому, чтобы труд миллионов людей перестал быть проклятием и приобрел черты творческого процесса. В обозримой перспективе человечество может преодолеть основную форму эксплуатации — экономи­ческую, если найдет в себе силы для решения глобальных проблем современности, а также старых как мир проблем отношений полов, рас, наций и т. д.

В определенном смысле мировая экономика стоит на пороге новой Реформации, поскольку существующие эко­номические модели (даже в самых высокоразвитых стра­нах) близки к своему исчерпанию. Человечество уже не может исходить только из своих эгоистических интересов и бесконечно расширять производство. Точка опоры чело­века и общества находится не внутри их, а вовне, что оп­ределяется логикой развития сложной системы, входящей как фрагмент в еще более сложную систему Космоса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...