Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предназначение человека, смысл его жизни.




Рассматривая эту сложную проблему, надо отметить, что существует два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни и смерти:

1.объективистский (Б. Спиноза, П. Гольбах, Гегель) – в основе которого лежит представление об изначальном Миропорядке, при котором уже заранее предначертаны все акты любой общественной и личной судьбы, «расписаны» все события мировой истории;

 2.субъективистский (Протогор: «Человек – мерило всем вещам», Паскаль: «Человек – творец самого себя» и др.).

разумеется, в «чистом виде» эти подходы характеризуются полярными позициями, и, но в реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия и с миром своих субъективных творческих потенций.

Великий немецкий философ Иммануил Кант сформулировал еще в конце XVII в. четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:

· Что я могу знать?

· Что я должен знать?

· На что я смею надеяться?

· Что такое человек?

Попытаемся, если не ответить, то обозначить пределы ответов на кантовские вопросы для человека начала XXI в.

1.Итак, что может знать человек и как ему распорядиться своим знанием? На первый взгляд может показаться, что любой современный школьник знает больше, чем прославленные мудрецы прошлого. Тем не менее, величайшие мыслители нашего времени Толстой, Ганди, Фрейд, Сахаров и т.д. испытывали глубочайшее неудовлетворенность уровнем знания человечества, видели, что познание не только не принесло ему счастья, но и поставило на край пропасти. Прорыв к неизведанным глубинам познания, к сфере бессознательного и интуитивного чреват новыми потрясениями для человечества. Ученые Рассел и Эйнштейн осознав возможность самоуничтожения человечества в результате открытий в области термоядерной энергии, выступили с призывом: «Помните, что вы люди, и забудьте обо всем остальном». В сознании людей нашего поколения все более и более утверждается идея о том, что сам по себе научно-технический и технологический прогресс, само познание и знание еще не гарантирует счастливое будущее, и необходима выработка человеческой, гуманистической меры самого прогресса.

2.Вопрос о том, что должен делать человек принадлежит к числу важнейших. В истории человеческой мысли можно найти разные походы к определению смысла и содержания деятельности человека. Среди них есть идеал недеяния, т.е. отказ от деятельности, от активного не вмешательства в жизнь (Китай, Индия). С другой стороны, в XVIII – XIX вв. в европейской мысли сформировался подход, в основе которой лежали идея активного преобразования, переделки природы, общества и человека на базе рационального метода познания мира.

Эта проблема имеет и важное моральное значение, ибо в поступках, прежде всего, нужно видеть определенную моральную цель («золотое правило нравственности» не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе, работы И. Канта). Человек также не может посягать на целостность Природы, не может в ней «хозяйничать» по своему произволу. Необходим переход от безудержной экспансии к созидательному самоограничению во всех сферах деятельности.

3. Еще более сложнее ответить на третий вопрос: на что я смею надеяться? Суть вопроса проста – можно ли надеяться на собственный разум, волю, труд, солидарность людей или же надо уповать на авторитет Творца, Бога, Космического разума, т.е. надчеловеческую силу? Люди всегда поклонялись носителям тайны, чудотворцам, ибо в ним видели надежду на спасение, если не в земном мире, то в небесном. Однако свободомыслие и атеизм предлагали в качестве альтернативы надежду человека на самого себя, свои силы, на групповую солидарность. В реальной жизни люди более всего связывали свои надежды с той социальной группой, к которой они себя относили. Прежде всего, это этнос, нация, группа единоверцев или семейный клан. В последние годы получило распространение мнение, что жителям Земли можно надеяться на помощь внеземных цивилизаций, пришельцев из Космоса.

4.Четвертый вопрос: что такое человек, как бы резюмируется первыми тремя, вбирая в себя все основные вопросы бытия и существования человека. Человек – уникальное создание Вселенной. Продукт Природы, плод биологической эволюции. А также человек – существо общественное, создающее в ходе своего исторического развития особый тип общности, принципиально отличный от стаи и стада. Человек не имеет заранее определенной жесткой программы жизнедеятельности, а реализует себя в той или иной степени свободы, руководствуясь теми или иными нравственными запретами и предписаниями. Человек в своей деятельности выходит за рамки утилитарных потребностей, круг повседневных забот, преодолевая даже самые трудные времена ограниченность своего существования. Человеческая жизнь не имеет какого-либо заранее заданного смысла. Смысл создается человеком, творится им каждый миг и поэтому есть глубокий смысл в сентенции: «Живи так, как будто через пять минут ты умрешь».

 

 Человек и Космос

Важнейшим аспектом проблемы человека является выяснение его места и роли в природном Универсуме и Космосе. Под природой понимается совокупность всего сущего в материальном мире и противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и цивилизации.

Экологический кризис, поставивший под вопрос выживание и дальнейшее развитие человечества, заставляет по-новому взглянуть на природы и ее эволюцию. Ряд исследователей считают, что наша Земля – это «живая планета Гея», способная регулировать физические условия в масштабе всего организма планеты. Планета сейчас «больна» человеком, и речь должна идти об исцелении от «человекоцентризма», о переентации всей жизни человечества на спасение Земли по принципу выведения «счастья человека», из «счастья планеты» (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Швейцер).

Образ природы в религии основан на понимании роли и места человека в природе как «тварного» существа, призванного не изменять природу по своему усмотрению на основании гордыни разума, а жить в гармонии с «Божьим миром», относиться к природе с благоговением, беречь и приумножать ее ресурсы. В высшей степени это относится к живой природе, к нашим «братьям меньшим», в духе принципа «неприменения зла живому» и «благоговения перед жизнью». Все природные явления и процессы воспринимаются как символические и сакральные. Для человека гораздо важнее «быть», а не «иметь».

Поэтому при анализе отношения человека к природе следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, с другой стороны, принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры. Человеческое поведение определяется не инстинктами, а является актом свободной воли. Последние обстоятельства несет в себе возможность хищнического отношения к природе, что вызвало современные экологические кризисы.

Выход человечества в ближний Космос, в Макромир, по-новому поставил многие традиционные философские проблемы. Макромир – та часть единого материального мира, которая представлена звездами, галактиками, планетами другими космическими телами: изучается астрономией и космологией. В современных представлениях о макромире имеются модели «ветвящихся», параллельных вселенных; разработана гипотеза «Большого взрыва» и нестационарных процессов, идущих во Вселенной. Человечество все более соотносит свое развитие с ритмами и закономерностями Космоса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...