Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура современного общества
В последние годы привлекает к себе внимание “этнический парадокс”, проявляющийся практически во всех странах мира. Суть его состоит в том, что мировая экономика все более и более обретает глобальный характер и целостность, что заставляет все страны включаться в единый процесс. С другой стороны, растет национальное самосознание, идет борьба (или война) за национальную независимость и суверенитет, обостряются многие старые конфликты в многонациональных государствах. Для того чтобы адекватно оценить понятие “национальное самосознание”, “национальная идея”, “национализм”, “патриотизм”, “интернационализм” и т. п., необходимо определить исходные термины. Следует различать понятия “популяция” и “этнос”. В первом заключен в основном природно-биологический смысл, ибо популяция — это проживающие на одной территории сообщества особей, связанных единством генофонда и кровно-родственными связями. Понятие “этнос” более глубокое и несет в себе важное мировоззренческое содержание. Происхождение этноса является одной из самых интересных проблем современной науки. Л. Н. Гумилев выдвинул концепцию пассионарности. Ее суть — в направленном воздействии энергии Космоса на определенные популяции, которые, получив энергетический заряд, включаются в длительную (около 1000—1200 лет) эволюцию, проходящую ряд ступеней — от взлета до упадка. Этим объясняются многие исторические явления, особенно массовые переселения народов, экспансии, войны и т. д. Этнос имеет три уровня организации: • семья; • группы (общины, анклавы, служители культа, национальная интеллигенция); • субэтносы (расовые группы, хозяйственно-культурные группы, языковые группы и пр.). На базе этносов формируется феномен национальной культуры, которая сохраняется даже при гибели этноса или растворении его в других этносах. Триада “популяции — этнос — культура” обеспечивает действие механизма биологической и социальной преемственности. Для философского анализа сущности этноса важно прежде всего то, что в этнической принадлежности современный человек часто находит последнее убежище от неразрешимых проблем современного мира. На данном этапе развития мировой цивилизации все большее значение приобретают процессы метизации разных этносов и формирование новых крупных наций (например, латиноамериканской). В принципе, только сам человек, действуя свободно, может отнести себя к тому или иному этносу или нации. Все попытки зафиксировать это на государственном уровне так или иначе приводят к дискриминации). Трудно переоценить значение патриотизма, любви к Родине, к своей земле и своему народу, ощущения себя частью богатого и славного целого. Эта любовь плодотворна тогда, когда сочетается с признанием того же чувства у человека другой национальности и не сопровождается идеями национальной исключительности. В этом смысле каждый народ — “избранный Богом” или историей. Национализм же означает превышение меры национального самосознания, переход грани (часто тонкой и трудноуловимой), разделяющей социальную норму и социальную патологию. Каждый человек, кроме национально-классовой структуры общества, включен в поселенческую структуру (например, город, село, пригород), культурную среду, семью, профессиональную группу и т. д. В целом создается сложное и уникальное переплетение “силовых линий” социальной структуры, тем более что человек в течение жизни может менять классовую принадлежность, профессию, место жительства и т. д. Но половые, этнические и культурные особенности принадлежат к устойчивым элементам структуры. Для современности наиболее важные изменения в социальной структуре общества обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, это переход к урбанистическому (городскому) образу жизни более половины населения планеты, в том числе и в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Это в корне меняет сложившееся ранее представление о движущих силах развития общества, поскольку на первый план выходит человек, его сознание, мышление и творчество. Во-вторых, еще в 60-е гг. XX в. был отмечен переход к информационной модели развития стран западной цивилизации, где стирается грань между производством и потреблением, где деятельность человека связана прежде всего с информацией и знаниями как основным ресурсом развития. Итак, общество — определенный этап эволюции живого, подчиненного законам, общим для всего сущего и специфичным именно для данной системы. Изучение этих законов показало их необычайную сложность, многозначность, вероятность, несводимость к механическому детерминизму. Человек, рождаясь в определенном обществе и в определенную эпоху, застает сложившуюся систему общественных отношений, котирую он не может игнорировать. Он сможет и должен определить свое место и роль в этой жизни, найти в ней свое предназначение как существа живого и действующего. Власть объективных закономерностей общества не является чем-то фатальным, и в этом смысле история — движение человечества к свободе и гуманизму в отношениях людей и их сообщества. Особенно очевидно это сегодня, когда человечество должно вновь осознать себя единым субъектом, способным не только на выживание, но и на дальнейшее развитие, выход в Космос и обретение новых горизонтов. КУЛЬТУРА Понятия “культура” прочно входит в арсенал обществоведческой и гуманитарной мысли. Латинский термин “культура” означает возделывание, обработку, воспитание, развитие, поклонение. Эти понятия относились и к земледелию, и к животноводству, и к человеку. К настоящему времени насчитывается множество определений культуры. В самом широком смысле слова культура — это то, что создано и создается человеком (материального и духовного), в отличие от природных вещей и явлений. Культура — это природа, обработанная особым, человеческим, образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Она не сводится к вещам, воспроизведенным человеком, а распространяется на общественные отношения и продукты духовного производства. Говоря о кризисе современной культуры, следует остановиться на наиболее важных формах этого кризиса. Суть этой формы — в болезненном и порой трагическом разрыве естественнонаучного знания и гуманитарной культуры. Классическое естествознание (физика, химия, биология) всегда отличалось строго объективным подходом Занимаясь естественнонаучным познанием, люди тем самым приобретают особый тип мышления и отношения к миру, который может быть определен как технократический. В его основе лежит идея “овладения” миром с помощью науки и техники, “покорения” природы, “переделки” человека на базе рациональности. Наука не может заниматься отдельным человеком, его субъективным миром; ее сфера — это область массовых явлений, статистических закономерностей. С другой стороны, представители гуманитарного знания сосредоточены именно на человеке, его духовном мире, на том, что не поддается описанию и объяснению в строгих терминах логики. Эта установка формирует особый, гуманитарный, тип мышления, в корне отличающийся от технократического. В конце 60-х гг. нашего столетия появился термин “контркультура”, под которым понималась форма протеста против стереотипов и ценностей, сложившихся в индустриальных обществах Запада. Контркультура была частью молодежного движения и выражалась в умонастроениях, стиле жизни, формах художественного творчества. В ее основе лежала идея “великого отказа” (термин ввел философ Г. Маркузе) от ценностей традиционного общества, научно-технического прогресса и образа жизни. Сторонники этого движения (например, хиппи, панки и т. п.) пытались создать “новую философию жизни”. Существование параллельных форм культуры (наряду с официальной) было отмечено в 60—70-е гг. и в СССР, и в восточноевропейских странах (секты, андеграунд в искусстве и т. п.). Идеологи этих направлений резко критиковали “массовую культуру”, оглупляющую человека, и рационализм как установку жизни, свойственную в основном людям старшего поколения. Под массовой культурой понимаются разнообразные явления в сфере общения людей, связанные современными средствами коммуникации (радио, телевидение, видеотехника, телексы, Интернет и т. д.). В результате появляется так называемый “одномерный” человек, у которого утрачена цельность и деформирован внутренний мир. Контркультура, резко осуждая этот тип, призывает к восстановлению целостности человеческой личности. Бунт “детей” против “отцов” был направлен на поиск новых идеалов и ценностей, которые будут “работать” при крахе современной техногенной цивилизации. На основе этих молодежных движений появилось и получило интенсивное развитие движение “зеленых”, направленное на спасение человечества от надвигающейся экологической катастрофы. Нельзя не упомянуть становление “экранной” (“компьютерной”) культуры. Последняя в принципе отличается от традиционных тем, что происходит в режиме диалога и осуществляет синтез понятийного и чувственного. Компьютер в начале XXI в. воплощает в себе не только высшее достижение человеческой мысли, но и наиболее совершенный продукт цивилизации, овладение которым (а не только его обслуживание) требует фундаментальной общекультурной подготовки. В этом смысле можно понять людей, которые считают Интернет смертью культуры человека. В преодолении кризиса культуры начала XXI в. крайне важно учитывать то, что названо академиком Д. С. Лихачевым “экологией культуры”. Соблюдение правил “экологической безопасности” позволяет, не нарушая взаимодействия разных слоев, пластов, стилей и направлений в культуре, обеспечить ее естественную эволюцию, которую сравнивают с ростом дерева. Главное — обеспечить питательную почву для культуры, беречь и сохранять уникальность каждой человеческой личности и среды ее обитания. Политическая система не должна вмешиваться в жизнь культуры, навязывая ей какую-либо систему идей в качестве доминирующей и подавляя все остальные. В этой связи необходимо остановиться на проблеме национального и общечеловеческого в культуре. Очевидно, что каждый народ, даже самый малочисленный, создает свою неповторимую и уникальную национальную культуру. О ней можно судить по таким материальным и духовным явлениям, как организация производства и быта, одежда, архитектура, прикладное искусство, народное творчество, язык, литература и пр. Этнические характеристики в этих видах и продуктах культурной деятельности человека видны наиболее ярко. Огромную роль в этом играют и национальные религии. Культура каждого народа — это, в переносном смысле слова, своя Вселенная, которая порождена общим потоком человеческой истории и в этом отношении открыта всем влияниям. Общечеловеческое (интернациональное) в культуре не может развиваться в ущерб национальному своеобразию, ибо в каждой этнической культуре есть элементы общецивилизованных материальных и духовных ценностей. Не зря ряд крупнейших историко-культурных памятников считается достоянием всего человечества, а не только данного народа. Осознание этого обстоятельства чрезвычайно важно, поскольку в умах многих людей процесс интернационализации культуры ассоциируется с утратой национального своеобразия, его унификаций, а затем и гибелью. Нередко это связывается с целенаправленным действием каких-то враждебных сил, которые пытаются таким образом поработить народ, отнять у него самое ценное — национальную культуру. Наш век принес неклассическую (модернистскую) модель культуры с центральной идеей диалога разных культур, иррациональности жизни человека, приоритета его внутреннего мира с переживанием различных состояний. Это отразило суть резких изменений всех сторон бытия и сознания человека. Не случайно, что в конце XX в. рождается постмодернистская модель культуры, где разумность мира вообще ставится под сомнение, а культура не укладывается ни в какие теоретические схемы. Образом постмодернистского мира является так называемая “ризома” (термин, обозначающий переплетение корней растений), когда личность охотно принимает все разнообразие культур и одинаково ровно относится ко всем проявлениям в жизни, не стесняясь быть непохожей на других. Культура нашего времени становится достаточно всеядной, не утрачивая, однако, свободы в самоопределении. Иногда ее характеризуют как “тектуру”, т. е. гибрид культуры и высоких технологий современности.
Понятие цивилизация. Понятие цивилизации является одном из наиболее употребляемых в философии, истории и других науках гуманитарного цикла. Оно родилось во Франции в середине XVIII в. и обозначало идеальное устройство человеческого общества. Этимологически термин восходит к латинскому слову “цивилис” — городской, что говорит о тесной связи цивилизации с городским типом культуры. Часто термин “цивилизация” выступает синонимом термина “культура”, ибо обозначает особый этап в развитии культуры (однако представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия). Главное в цивилизации — непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса. Такое представление о цивилизации основано на успехах и достижениях научно-технической революции в странах Запада и на постулатах либеральной демократии. В философской мысли XIX—XX вв. наибольшим признанием пользовалась концепция так называемых “локальных цивилизаций” (Данилевским, Шпенглером, Тойнби). Все народы в этой концепции делятся на первобытные и цивилизованные, а последние — на определенные культурно-исторические типы (от 8 до 21). Особый интерес здесь представляет феномен “Вызов — и — Ответ”, когда спокойное развитие сменяется критической ситуацией. Она в свою очередь побуждает цивилизацию к росту, вплоть до “надлома” и “смутных времен”. Авторы этой концепции пытались преодолеть европоцентризм в понимании цивилизации, что нашло позже развитие у К. Ясперса. Он выдвинул идею об “осевой” культуре середины 1 тыс. до н. э. которая дала ряд великих имен в разных концах планеты: Конфуций, Лао-Цзы в Китае; Будда и авторы Упанишад в Индии; Заратустра в Персии; Илия, Исайя и Иеремия в Палестине; Гомер, Парменид, Гераклит, Сократ, Платон в Греции; Нума в Риме. Есть и другие представления о цивилизации, основанные, в частности, на поисках внеземных цивилизаций, которые гипотетически характеризуются как высокоразвитые сообщества гуманоидов, овладевших законами времени и пространства, материи и духа. В конце XX в. оформилась, особая отрасль знания — цивилизационные исследования, целью которых является попытка охватить все, что накоплено наукой за предшествующие годы, дать прогноз обозримого будущего мировой цивилизации. Раскрывая содержание этих исследований, надо сказать, что часть ученых придерживается традиционного представления о цивилизациях как локально-исторических образованиях, имеющих в своей основе специфический социокультурный код. Эти ученые развивают идеи М. Вебера и А. Тойнби в отношении того, что для каждой цивилизации важен прежде всего духовно-религиозный код деятельности. Если же цивилизации не навязывают иные ценности (например, образ жизни людей западной цивилизации), наступает реакция отторжения, подобно тому, что бывает и при пересадке чужеродной ткани. Это отчасти объясняет феномен малой эффективности применения новейших технологий в цивилизациях, культурный архетип которых не воспринимает новации. Далее нужно отметить и развитие людей современной глобалистики, подоплекой которой является обострение глобальных проблем и необходимость их решения в масштабах всей планеты. С одной стороны, стало очевидно, что от этого не может уйти ни одна цивилизация современности, с другой стороны, ясно, что нельзя смотреть на эти проблемы только с позиций западного мира. Мир стал многополюсным, и потому необходимо понимать, что цивилизации многозначны, и они сами должны идти навстречу друг другу. Основой для такой “встречи цивилизаций” могут быть всеобщие коды духовной и материальной жизни людей на планете. Универсальность символов, разумеется, не отмеряет специфики трактовки этих понятий в рамках каждой цивилизации. Известно, например, как по-разному трактуются понятия свободы, прав человека, власти и т. п. в разных странах. Развивая эту мысль, нужно сказать, что есть два течения в осмыслении феномена целостности мира. Сторонники одного (Н. Моисеев и др.) считают, что в XXI в. возникнет единая планетарная цивилизация с общечеловеческим Разумом, Памятью и Духовным миром. Другие полагают, что будущая, “метацивилизация” будет своеобразным “общим знаменателем” разных культур и цивилизаций, которые сохранят своеобразие во всем обозримом будущем. Запад — Восток - Россия Чтобы уяснить суть этой проблемы, следует обратиться к традиционной дихотомии Запад — Восток. Правильнее будет говорить о взаимодействии цивилизаций западного и восточного типа. Характеризуя основные черты цивилизации Запада, нужно указать на такие существенные признаки: • идея преобразования мира; • природа — неиссякаемая кладовая ресурсов; • ценность власти, силы и господства над природой и обществом; • ценность научной рациональности. Это предполагает: антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства могут не совпадать, а цель науки — истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества. Восток, например, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек вовсе не является венцом творения. Его задача — “недеяние”, а не насилие над природой, поскольку средства понимаются как развертывание содержания цели. Главное — обеспечить стабильность и предсказуемость, так как познание — это прежде всего путь нравственного совершенствования. Отсюда вытекает важность фигуры Учителя и наша сопричастность к Космосу. Сравнив характеристики цивилизаций Востока и Запада, следует подчеркнуть, что особое значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, поскольку именно в этом большинство ученых усматривает залог успеха человечества. Данная проблема анализировалась многими выдающимися деятелями культуры или в аспекте конфронтации, или в аспекте примата Запада (Р. Киплинг) либо Востока (Мао Цзэдун). В России эта проблема приобретала форму диалога славянофилов и западников. Постепенно вызревала идея о том, что культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации. Кроме того, следует упомянуть о реальных процессах взаимопроникновения восточной и западной цивилизаций в современном мире. Это Япония и другие страны Юго-Восточной Азии, где осуществлен синтез ряда западных и восточных моделей развития при сохранении культурной идентичности. Наконец, вспомним, что русское национальное самосознание рождалось в попытках осмыслить место России в дихотомии Запад — Восток. Если Запад представлялся для России чем-то достаточно монолитным в духовном отношении, хотя и различающимся по линиям католицизма и протестантизма, то с Востоком дело обстояло сложнее. Для России, по словам Соловьева, всегда был выбор — быть Востоком Ксеркса или Христа, т. е. мусульманским или христианским. Этот культурно-религиозный выбор имеет не только историческое, но и глубокое философское значение. В этой связи нужно выделить особенности российского типа культуры, среди которых: интравертность; этно-центризм; мессианизм; монументализм; иррационализм; этатизм в сочетании с правовым нигилизмом; патернализм. Это определяет своеобразные формы российской цивилизации. Они обусловлены рядом географических условий (огромное пространство, плохие коммуникации), типом производства (преимущественно аграрно-ремесленное, “догоняющее” другие страны) и политическими институтами (деспотическая власть, опирающаяся на бюрократию, произвол власти и роль насилия в истории и т. д.) Среди цивилизованных норм следует назвать: • примат государства и общества над человеком; • легкая взаимозаменяемость людей и правовой нигилизм; • симбиоз власти и собственности; • преимущественно экстенсивное ведение хозяйства. Из этого должен последовать вывод, что Россия представляет собой особый промежуточный тип цивилизованного развития с элементами как западной, так и восточной цивилизаций. Крайне характерным для нее является так называемый “мобилизационный” тип развития, что предполагает чрезвычайные меры для достижения экстраординарных целей. В свою очередь это определило цивилизационные черты человека российской культуры. Он характеризуется как мессианский (“иоанновский”) человек, чутко различающий добро и зло, ищущий “божьей правды”, терпеливо сносящий удары судьбы, пытающийся обрести гармонию. Для него характерен ценностно-рациональный тип мышления с ориентацией на “соборность”, “общее дело”, “традицию” и т. д. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |