Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сознание. Человек и его сознание.




Материя.

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители материалисты отождествляли материю, с каким – либо конкретным видом вещества: Фалес – с водой; Анаксимен – с воздухом; Гераклит – с огнем; Демокрит - атомами;Аристотель – под материей понимал совокупность четырех стихий (начал) - огня, воды, воздуха и земли.

Все они объявлялись материальными началами и причинами вещей; из этих начал вещи возникают, из них состоят и в них, погибая, превращаются. Сами же материальные начала остаются неизменными. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов веществ предпринял Анаксимендр, который первоосновой всего существующего считал «апейрон» - бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.

В средневековой философии вопрос «Откуда появилась материя – вещество?» стал центральным. Средневековые философы отрицали саму возможность вечного существования материи, ибо вечность - это атрибут Бога. Только он пребывает неизменно выше и вечно. Поэтому проблема материи решалась как проблема отношения природы и Бога в плане творения.

В философии Нового времени (XVII -XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п.   

По Ф. Бэкону, материя – это совокупность частиц, а природа - совокупность материальных те; Гольбаха, Дидро – это система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения; Фейербах – это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

По мере развития философии и науки понятие материи постепенно становится более абстрактным

В диалектико-материалистической философии материя (по определению, данным В. И. Лениным, и являющимся общепризнанным в материализме) есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копирует, фотографирует, отображает нашими ощущениями, существуя независимо от них. Т.е. существует вне нашего сознания, неисчерпаема (люди открывают все новые и новые свойства природных тел и процессов), материя выступает гарантом существования мира (как и понятие «бытие» или Бог).

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации (содержание материи не хаотично, оно упорядоченно). В структуре материи можно выделить два крупных основных блока (уровня): неорганическую (неживую природу) и органическая материя (живая природа).Неорганическая природа: 1.элементарные частицы;2.атом;3.химический элемент;4.молекула; 5.планеты;6.планетные системы; 7.звезды; 8.галактики; 8.галактики.Органическая природа (биосфера): 1.доклеточный уровень; 2.клетка; 3.многоклеточные организмы; 4.популяция; 5.биоценоз; 6.биогеоциноз.

Современная наука не только выделяет типы материальных систем, но и раскрывают их связь и взаимодействие. По этому критерию выделяют три уровня строения материи: макромир (пространственные величины выражающиеся в миллиметрах, сантиметрах…, а время в секундах, минутах, часах, годах); микромир (пространственная размерность, которая исчисляется до 10-8 – до 16-16 см, а время жизни от бесконечности до 10-24 сек.); мегамир (мир огромных космических масштабов, расстояние в котором измеряется световыми годами /скорость света 300000 км/с/, а время миллионами и миллиардами лет).

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называются атрибутами. К ним относятся движение (любые взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий; поэтому движение есть изменение вообще; движение существуют в различных формах: физической, химической, биологической, биологической, социальной); пространство (форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей); время (форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем).

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

 

 

Диалектика.

Диалектика (греч. – вести беседу, спор) – учение о развитии в философии (наиболее общих законах развития природы, общества и познания т основанный на этом учение универсальный метод мышления и действия.)

В истории философии сложились три основные формы диалектики:

А) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельный наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

Б) логико-гносеологическая (немецкая классическая) которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубока Гегелем, но на идеалистической основе;

 В) материалистическая, основы, которой были заложены к. Максом и Ф. Энгельсом.

Объективная диалектика- это развитие реального мира (природы и общества).

Субъективная диалектика – это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) – отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, как внешнего мира, так и самого мышления.

Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) – это, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, устная диалектика», не доходящая до диалектики самых реальных предметов, не отражающая их.

Объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам – законам диалектики. Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой образует структуру диалектики Ее элементы – это категории, законы и принципы, которые в своем единстве, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках.

Категории диалектики - формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практике. Основные категории мышления – материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причины и следствия и др.

Важными элементами диалектики являются ее принципы – принципы объективности, всесторонности, конкретности, единства противоположностей, детерминизм и др.

Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны и различия между ними относительные.

Основные функции диалектики:

1.Онтологическая: нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.

 2. Гносеологическая: изучение закономерностей познавательного процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.

3. Логическая: исследование всеобщих форм мышления, принципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности.

4. Методологическая: разработка на основе всеобщих объективных законов действительности системы универсальных регулятивных принципов, направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

5. Мировоззренческая – определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех его элементов.

6. Праксеологическая (социально – преобразующая) – не только «объяснение» мира, но и участие в его изменение.

 Законы диалектики.

Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой образует структуру диалектики Ее элементы – это категории, законы и принципы, которые в своем единстве, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках.

Категории диалектики - формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практике. Основные категории мышления – материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причины и следствия и др.

Связь и взаимодействие определенных категорий выражают законы диалектики. К основным законам развития относят закон единства и «борьбы» противоположностей (закон диалектического противоречия), закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).

Закон единства и «борьбы» противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания.

Сознание. Человек и его сознание.

В философии Нового времени, начиная с Декарта (XVII в.), считали, что сознание – особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. В сознании человека происходит почти мгновенное связывание в целостный образ того, что он увидел, услышал, почувствовал, пережил, подумал. Сознание предполагает умение человека направить свое внимание внутрь себя и одновременно с этим обнаруживать характеристики мира, возникшие как результат отношения к миру. В акте сознания человек видит мир и себя в мире, понимает, что все содержание его духовности связано с объективным миром.

В первобытном обществе человек решал преимущественно проблемы выживания и самозащиты. Поэтому все свое внимание он обращал в основном на окружающий его мир, т.е. постоянно пребывал как бы «вне себя». Он непрерывно искал глазами опасность, напрягал слух и держал свое тело в готовности или защищаться, или быстро убегать.

Чтобы обратить внимание внутрь себя, надо было отвлечься от внешнего мира, потерять над ним контроль, а это могло стоить жизни. Поэтому вначале человек не знал самого себя.

Античный человека также жил вещами, философствовал о Космосе, о внешнем мире. Древние греки не научились еще сосредоточиваться на своем внутреннем мире, а потому идеи, ими, относились преимущественно к реальности. Душа не была для них интимным видением самих себя. Они считали, что душа есть не только у человека, но и у животных, минералов, небесных светил и т.д.

Можно утверждать, что человек не всегда знал сознание. Для этого ему надо было открыть себя, обратиться к себе. Открытие субъективности и есть предпосылки открытия сознания. Субъективность – это внутренний мир каждого человека, его «Я», включающий поток меняющихся чувств, впечатлений, переживаний, мыслей, побуждений, убеждений, идей и т.д. Сознание предполагает знание человеком самого себя, размышления о себе, проникновение внутрь себя. Оно включает в себя не только способность мгновенно устанавливать связь между тем, что человек увидел, почувствовал, услышал, подумал и т.д., но и знание о содержание этой связи. Сознание работает по формуле: «Я вижу, что я вижу», «Я мыслю, что я мыслю», «Я чувствую, что я чувствую».

Умение «смотреть внутрь себя» формировалось под влиянием христианской культуры (через молитвы, общение с Богом).

Однако можно ли жить без обращения «внутрь себя»? Например, греческий философ Плотин считал, что в повседневной жизни состояние сознания не обязательно; Ф. Ницше, что жизнь была бы вполне возможна и без того, чтобы видеть себя как бы в зеркале; Э. Ильенков, что сознание – двуликая способность человека, с одной стороны, оно чудо из чудес, с другой, тяжелый кресс, ибо в нем дана вся боль мира; русская религиозная философия утверждала, что сознание – это проклятый дар людям в наказание за первородное грехопадение, оно открывает людям возможность испытать все муки души, но сознание помогает выйти на путь искупления, без которого не было бы и самого человека как такового.

Обретая сознание, человек оказался в ситуации постоянного жизненного выбора жизненных путей, поступков и т.д.

Например, он вынужден выбирать между общественными и личными интересами, своим достоинством и необходимостью поступать им. При этом каждый должен сделать выбор сам, взять на себя ответственность за принятое решение. Такой выбор называется свободным, т.е. совершенный человеком в соответствии с его желаниями, интересами, намерениями. Примером свободного выбора является вера: верить можно в Бога, в добро, в любовь, в коммунизм и т.д. При этом нет никакой внешней гарантии, что выбор сделан им верно, ведь никто не доказать, что Бог существует, но никто и не опроверг. Человек обречен на выбор. К сожалению, следует констатировать, что массовая ориентация современной молодежи на секс – показатель вполне определенного выбора между природным и духовным началом в человеке. Сделать выбор часто очень трудно, соответственно бывает легче, если выбор делает кто-то другой за них. Так люди чувствуют себя спокойнее: они ни за что не отвечают, совесть их не беспокоит), побежали - и я побегу; все воруют у государства – и я буду.

Сознания нет без самосознания. Самосознание – способность человека оценивать себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль. При этом возникает либо чувство удовлетворения или, наоборот, неудовлетворенности собой. Оно – центр нашего сознания. Самосознание есть одновременно и самовоспитание. Нормальный ход духовного становления человека возможен только при том условии, если личность совершает самостоятельную работу собственного воспитания и перевоспитания. Работа над самим собой всегда мучительна, ибо личность как бы судит себя, выносит себе приговор и выбирает свой жизненный путь (правда не всегда адекватно).

Условия возможности создания сознания:

-выделение человеком своего тела из окружающих предметов (например, глаз не видит того, что происходит в нем самом, а видит только предмет);

-выделение человеком себя самого из сообщества других людей (применение, приблизительно с 3 лет, личных местоимений «Я»), сказав о себе «Я», человек отделяет себя от других людей, заявляет о том, что с этим «Я» надо считаться.

Вся жизнь человека – это постоянное развитие и совершенствование человеческого «Я».

Существование сознания является очевидными для каждого, кто знает о своем «Я» и его состояниях. Менее очевидным является бессознательное - совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании.

В сознании четко внешний мир и отражения его в образе. В бессознательном отражаемая реальность и ее переживания человеком сливаются (отсутствуют самосознание, рефлексия).

Современная наука выделяет следующие особенности бессознательного:

1. усвоение отдельным человеком поведения и привычек, типичных для той социальной группы, к которой он принадлежит (не осознавая этого).

2.наличие не осознаваемых человеком побудительных мотивов деятельности.

3.человек многое делает в жизни автоматически, не задумываясь: ходит, пишет и т.д.

4.Неосознаное восприятие, когда на поведение человека воздействуют такие раздражители, которые лежат за порогом его ощущений (экстрасенсы).

Много места в своих работах проблемам бессознательного уделяли Б. Спиноза, К. Марс, австрийский врач З. Фрейд (человек не является хозяином в собственном доме; бессознательное, или «Оно» живет в человеке, этой силой управляет либидо – психическая энергия сексуальных влечений.

Сознание и бессознательное составляют единое пространство духовной жизни индивида. Сознание есть надводная часть айсберга, тогда как большая, подводная глыба может быть образом бессознательного.

 Познание. Его сущность и формы.

Сознание – это осознанное бытие. Иначе говоря, оно представляет собой выражение человека к своему бытию. Знание – это объективная реальность, данная в сознании человека, которой в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – это процесс приобретения и развития знания, его постоянного углубления и расширения, такое взаимодействие объекта и субъекта познания, результатом которого является новое знание о мире.

Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека – а если может, то каким именно образом, - решается в рамках такой философской науки, как теория познания (гносеология). Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, возможности познания и критерии его истинности.

Однако есть ученые – агностики, которые отрицают принципиальную возможность познания объективного мира, но не сам факт познания, выявление его закономерностей и постижение объективной истины (философы Юм и И. Кант).

В отличие от агностиков сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в достоверности получаемых знаний, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются только на отрицательном результате.

В основе всех материалистических теорий познания лежит положение о том, что познание – это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть сам по себе, вне человеческого сознания (Бэкон, Локк, Спиноза, Чернышевский).

В диалектико-материалистической философии познание понимается как сложный диалектический процесс активного творческого отражения действительности, который осуществляется человеком как социальным существом в ходе изменения им этой действительности, т.е. в ходе практики.

Теоретико-познавательные проблемы разрабатываются во всех направлениях современной философии.

Изучение проблем теории познания имеет важное актуальное значение. Без самого общего представления о том, как они становились и решались, трудно ориентироваться в современном мире, где познавательная деятельность людей занимает одно из центральных мест. Такие категории, как «истина», «заблуждения», «теория», «метод» и др., позволяют более глубоко и всесторонне осмыслить развитие современной науки и техники, роль знаний в жизни людей и ряд других сложных проблем.

Практика – активно чувствительная – предметная материальная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности (природы и общества).

С введение практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действую на его органы чувств, а потому, что он сам активно воздействуют на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфическая форма человеческой деятельности, в ходе которой изменяется и он сам.

В процессе практики человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («второй природой»). Практика и познание – две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Практика - целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии.

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания (астрономия вызвана потребностью мореплавания);

2.Практика выступает как основа познания), а пронизывает все стороны, формы и т.д.);

3.Практика является целью познания (осуществляется для того, чтобы направлять и регулировать деятельность людей);

4.Практика представляет собой решающий критерий истины (позволяет отделить истинные знания от заблуждений).

По вопросу о роли, месте и соотношении чувствительного и рационального в процессе познания в истории философии существует две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты(чувство, ощущения) 1) считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств;   2) ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины (Юм, Локк, Гоббс и др.); 3) Формы чувственного познания – ощущения, восприятие, представление. Рационалисты (разум, мышление), 1)опирались, прежде всего, на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины невыводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщения, а могут быть почерпнуты только из самого мышления (Гегель, Декарт и т.д.)   2) разум признавался единственным источником достижения истины;     3) Формы мышления – понятие, суждение, умозаключение.

Непосредственная цель познания в любой его форме – истина, путь к которой обычно сложен, труден противоречив. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны, моменты единого процесса познания. Заблуждение это знания, не соответствующие своему предмету, не совпадающие с ним.Заблуждение следует отличать ото лжи – преднамеренного искажение истины в чьих-то корыстных интересах – и связанной с этим передачей заведомо ложного знания – дезинформации. А истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадает с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Истина есть процесс, а не некий однообразный акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяется категория абсолютного (выражающая устойчивое, неизменное в явлениях) и категория относительного (отражающая изменчивое, переходящее). Абсолютная истина (полное, исчерпывающее знание о действительности в целом) и относительная истина (выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания) – два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Между ними нет «китайской стены», это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных его сторон, моментов имеет свою специфику.                  

 

Социальная философия

 Природа человека.

Размышление о том, кто есть человек, всегда были основными для философии. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широк. Аристотель в нем видел «разумное животное», Б. Франклин – животное, делающее орудие труда, Ф. Ницше – «больное животное». Человека боготворили и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность.

Особенно очевидно это стала в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек.

Человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вместе с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие о его сущности. Оно является центральным для философии антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека (возникла в XVIII – XIX в.). Причем не только как философское учение о человеке, но и как особый специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.

Понятия «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различны по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то одном, главном качестве человека, отличающем его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человека способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаясь над миром, да и над самим собой.

Человек разумный сформировался около 50 тыс. лет назад в Восточной Африке в силу ряда причин, о которых до сих пор идут горячая дискуссия среди антропологов, биологов, экологов (в результате изменения климата, колебания радиационного фона планеты, воздействия ближнего Космоса и т.д.).

Для философского осмысления данного процесса наиболее важен факт увеличения объема мозга и черепа в процессе эволюции. Этот процесс носил название «цефализация», и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления, и трудовой деятельности.

Именно способность к труду, к производству и тем самым к созданию человеческого общества является важной отличительной чертой человека.

Материальное производство создает мир культуры, т.е. природных объектов, измененных рукой человека в целях удовлетворения его потребностей. В ее объектах воплощается творчество человека, его физические и духовные способности. Такое производство обозначается понятием «предметно-практическая деятельность», под которой понимается целесообразный труд, реализующий в сознании продукта, полезного для человека. Огромную роль в этом процессе сыграло развитие языка как специфически человеческого канала общения и основы для успешной предметно-практической деятельности. Без названия предметов и явлений, без их обозначения невозможно было бы развитие производства и общения и тем самым социальности той «ткани», которая объединяла первобытных людей и разделяла «наших» и «чужих», вредное и полезное.

Однако материальное производство имеет и другую сторону – производство и воспроизводство самого человека, т.е. деторождение, воспитание, социализацию человека и все, что связано с этими процессами.

Существенную роль в процессе социализации сыграл переход от эндогамной организации животного стада к брачно-семейным отношениям. А пищевые и половые запреты (табу), вероятно, являлись древнейшими формами регуляции поведения человека. Табу были универсальными запретами, которые касались всех членов рода – мужчин и женщин, сильных и слабых, старейшин и детей. Нарушение табу влекло за собой немедленную смерть.

Говоря о становлении моральной регуляции поведения человека, о «проясняющемся» его сознании, нельзя не остановиться на отношении к смерти как важнейшей вехи жизни. В сознании первобытного человека очень рано произошло разделение мира на мир реальный и потусторонний, земной и сверхъестественный. Это видно по ритуальным погребениям уже в эпоху палеолита. Культ умерших был практически у всех народов, равно как и наделение, душой всех предметов материального мира. Особо надо остановиться на проблеме отношения первобытного человека к убийству. В первобытных общинах существовал строжайший запрет на убийство сородича, что вовсе не исключало убийство чужака, иноплеменника. Достаточно распространено было людоедство, жестокое насилие и коварство. С другой стороны, в большинстве культур Востока был рано освещен принцип неприменения зла всему живому и абсолютный отказ от убийства. Человек как бы выступал в двух обликах - «зверя» и «ангела», между которыми шла постоянная борьба. Одной из самых отличительных черт первобытной общины была забота о старых и больных сородичах, что необъяснимо с точки зрения биологической целесообразности. Но, как показывает история, там, где общество становилось на путь «устранения лишних ртов» и селекции людей по принципу выживания сильнейшего, там рано, или поздно наступала деградация (Спарта, где убивали слабых младенцев не дала миру ни одного гения, кроме полководцев, а Афины прославили античность именами). Современная антропология подтверждает гипотезу, что в первобытном обществе выживали не самые сильные, а самые умные и самые заботливые.

Двойственность человека, его принадлежность одновременно и к миру природы, и к миру общества осознавалась, очевидно, уже на самых ранних этапах человеческой истории в понятиях «тела и духа». Телесность человека рассматривалась как его причастность к природе, земле, праху. Недаром христианство и ислам рассматривают человека как прах земной, который Бог наделил душой. Каждая эпоха, каждая цивилизация по-своему понимала специфику человеческого тела и соотношения тела и духа.

Телесные качества всегда привлекали пристальное внимание, ибо по ним отличали «своих» от «чужих». Прежде всего, это относится к расе (их три - европеоидная, негроидная и монголоидная, а также австралоидная и американоидная). Суть расовых различий заключается в том, что группы людей населяющих разные регионы планеты, в процессе адаптации к условиям окружающей среды приобрели специфические анатомо-физические признаки (цвет кожи, разрез глаз, группы крови, особенности кожного рисунка на кончиках пальцев и др.). В гораздо большей степени человеческая телесность дифференцирована по полу. Отличительные признаки мужского и женского начала настолько очевидны, что служат, как правило, первой приметой незнакомого человека. Своеобразной приметой культуры конца XX в. стало стремление к унификации пола, к бисексуальности, в котором ряд западных антропологов видят будущее человечества.

Однако только и тело, и дух в равной степени характеризуют человека, поэтому считать, что он обречен на вечную борьбу «низких» влечений

 Тела с высоки духовными порывами, было бы искажением природы и сущности человека.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...