Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Основные принципы организации фармацевтической помощи населению, розничное звено фармацевтической деятельности.




Организация деятельности аптечных организаций по обеспечению фармацевтической помощью населения Республики Казахстан.

2. Цель:Ознакомление студентов с основными принципами организации фармацевтической помощи населению, ее розничным звеном и организацией работы аптечных организаций.

3. Задачи обучения:формирование знаний по принципам оказания фармацевтической помощи населению через различные аптечные организации.

4. Форма проведения:консультации преподавателя, студентами тем дисциплины,презентации тем рефератов, самостоятельное изучение, контроль знаний,тестирование.

5. Задания по теме:составить конспектпо основным принципам фармацевтической помощи населению и аптечным организациям.

Раздаточный материал.

Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Согласно Конституции РК, общепризнанными правилами и нормами международного права определены основные принципы охраны здоровья граждан Казахстана:

· соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

· приоритет профилактических мер;

· доступность медико-социальной помощи;

· социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья

Согласно определению Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ), под фармацевтической помощью понимает­ся философия практики общения с пациентом и обществен­ностью в аптеке как первом звене многоуровневой системы здравоохранения. Принципы этого общения положены в ос­нову концепции надлежащей аптечной практики, утвержден­ной Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1996 году. Содержание фармацевтической помощи во многом определяется правовыми, экономическими и другими условиями внешней среды. Основными критериями, используемыми для оценки качества фармацевтической помощи, являются: эффект от применения товаров аптечного ассортимента (эффективность, безопасность, улучшение характеристик качества жизни и др.); уровень квалификации специалистов фармацевтической отрасли; своевременность; доступность товаров по цене и наличию в ассортименте.

Истоки формирования концепции фармацевтической помощи лежат в глубокой древности и берут свое начало от египетско­го слова фармаки (перевод – «дарующий исцеление или безо­пасность») и греческого фармакон (в переводе – «лекарство»). Впервые понятие «фармацевтическая помощь» (англ. – phar­maceutical саге) стали использовать за рубежом в начале 70-х годов XX века для характеристики содержания деятельности фар­мацевтов в больницах и клиниках.

Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Статья 66. Виды фармацевтической деятельности

1. Фармацевтическая деятельность включает профессиональную деятельность физических лиц, получивших высшее или среднее профессиональное фармацевтическое образование, а также юридических лиц, осуществляющих деятельность в области здравоохранения.

2. Фармацевтическая деятельность включает следующие виды:

1) производство лекарственных средств;

2) производство изделий медицинского назначения;

3) производство медицинской техники;

4) изготовление лекарственных препаратов;

5) изготовление изделий медицинского назначения;

6) оптовая реализация лекарственных средств;

7) оптовая реализация изделий медицинского назначения;

8) оптовая реализация медицинской техники;

9) розничная реализация лекарственных средств;

10) розничная реализация изделий медицинского назначения;

11) розничная реализация медицинской техники.

 

Статья 67. Производство лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники

1. Производство лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники - фармацевтическая деятельность, включающая совокупность всех работ, необходимых для серийного выпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, связанных с приобретением сырья, материалов и полуфабрикатов, технологическим процессом, в том числе с осуществлением одной из его стадий, хранением, реализацией произведенной продукции, а также всеми видами сопровождающего их контроля.

2. Производство лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники осуществляется в соответствии с правилами производства и нормативными документами по стандартизации субъектами в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, получившими лицензию на право производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Статья 68. Изготовление лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения

Изготовление лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, имеющими соответствующую лицензию на изготовление лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом. Изготовленные лекарственные препараты подлежат внутриаптечному контролю в порядке, утвержденном уполномоченным органом.

Статья 69. Оптовая и розничная реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники

1. Оптовая реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, получившими соответствующую лицензию на оптовую реализацию в аптечных складах, складах изделий медицинского назначения и медицинской техники.

2. Розничная реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, получившими соответствующую лицензию на розничную реализацию в аптеках, аптечных пунктах, передвижных аптечных пунктах, магазинах оптики, магазинах медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Аптечная организация: организация здравоохранения, осуществляющая фармацевтическую деятельность по изготовлению и розничной реализации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения (аптека, аптечный пункт, магазин медицинской техники и изделий медицинского назначения, магазин оптики).

Основной целью деятельности аптечных организаций яв­ляется удовлетворение наиболее эффективным способом спроса потребителей фармацевтической помощи и поддержание рентабельности деятельности. Основным поставщиком лекарственных препаратов населению является аптечная сеть. Существует много различных форм аптечных организаций.

Таблица 1. Классификация предприятий розничной торговли товарами аптечного ассортимента

Классификационный признак   Вид предприятия розничной торговли
Форма собственности Частное Государственное
Организационно-правовая форма дея-тельности коммер-ческих организаций Хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной и дополнительной ответственностью) Хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) Унитарные предприятия (государственные)
Организационный тип Аптека Аптечный пункт Аптечный магазин
Обслуживаемый контингент Аптечные Больничные Межбольничные
Характер товарного ассортимента Универсальные Специализированные Профильные
Месторасположение Городские и сельские аптеки Аптеки, расположенные в деловых, торговых центрах, в спальном районе и т.п.
Наличие производст-венной функции Производственные Непроизводственные
Режим работы Обычный режим Дежурные Круглосуточные
Степень кооперации Аптечные сети Ассоциации

 

Максимальным спектром функций розничного звена фар­мацевтического рынка обладает аптека, обслуживающая насе­ление. Аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации – «Ап­тека»; организационно-правовой формы и формы собствен­ности; фирменного наименования организации; местона­хождения; режима ее работы, адресов и телефонов. Разрешена розничная торговля только лекарственными средствами, зарегистрированными в РК.

Главной задачей аптечной организации является обеспечение населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента. Аптека - учреждение здравоохранения, на которое возлагаются следующие основные задачи:

- оказание населению высококачественной и безотказной помощи путем изготовления и отпуска лекарственных препаратов по рецептам;

- отпуск населению лекарственных препаратов, разрешенных к продаже без рецепта:

- обеспечение медикаментами и другими изделиями лечебно-профилактические учреждения 

- распространение среди населения информации о лекарственных средствах (их фармакологическом действии, показаниях к применению, способах применения, противопоказаниях и др.).

- оказание в необходимых случаях неотложной первой помощи гражданам.

Каждая аптека должна иметь соответствующую аппаратуру, оборудование и инструментарий, а также новейшую научную и справочную литературу по фармакологии, списку лекарственных препаратов, используемых в РК.

Особенности розничной торговли лекарственными средствами:

- фармацевт должен предоставить покупателю информацию о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

- товары аптечного ассортимента должны пройти предпродажную подготовку (распаковка, сортировка, проверка качества по внешним признакам, наличие информации о товаре и его изготовителе);

- продажа лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Кодексом РК «О

здоровье народа и системе здравоохранения» и рядом нормативно-правовых документов МЗ РК.

 

Литература

Основная:

1.Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Дополнительная:

1.Багирова В.Л. Управление и экономика фармации.- Москва: Медицина,2004.-С.720.

2.Организация и экономика фармации. Под редакцией Косовой И.В.- М.: Издательский центр

«Академия», 2004.-С. 25-60.

Контроль.

Вариант 1

1. Определение понятия «Фармацевтическая помощь».

2. Основные принципы лекарственного обеспечения здоровья граждан РК.

Вариант 2

1. Дать определение понятию «Обращение лекарственных средств».

2. Аптеки, виды, характеристика каждого вида.

Вариант 3

1. Виды аптечных организаций по обслуживанию населения, характеристика

2. Перечислить субъекты фармацевтической деятельности.

Вариант 4

1. Дать определение понятию «лекарственные средства»

2. Аптечный пункт, аптечный магазин, характеристика каждого вида.

Вариант 5

1.Перечислить задачи аптеки.

2. Кто имеет право заниматься фармацевтической деятельностью?

Вариант 6

1.Виды аптечных организаций.

2.Дать определение «розничной торговле»

Вариант 7

1.Задачи «дежурной аптеки»

2.Перечень товаров, продаваемых в аптеке.

Вариант 8

1.Виды аптек, задачи.

2.Особенности торговли лекарственными средствами.

Вариант 9

1.Задачи аптеки готовых форм.

2.Ассортимент товаров, продаваемых в аптеке.

Вариант 10

1. Дать определение понятию «Фармацевтическая помощь».

2. Перечислить субъекты фармацевтической деятельности.

 

 1.Тема: Нормативно-правовое обеспечение фармацевтической службы.

2. Цель:Ознакомление студентов с нормативно-правовыми документами работы фармацевтических организаций.

3. Задачи обучения:формирование знаний по нормативно-правовому обеспечению фармацевтических организаций для качественного и бесперебойного обслуживания населения.

4. Форма проведения:консультации преподавателя, студентами тем дисциплины,презентации тем рефератов, самостоятельное изучение, контроль знаний,тестирование.

5. Задания по теме:составить конспектпо основным документам работы фармацевтических организаций.

Раздаточный материал.

Государственный стандарт Республики Казахстан. Надлежащая аптечная практика.

Основные положения. Термины и определения.
  В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями, используемые в области применения настоящего стандарта:
Аптечная организация: Организация здравоохранения, осуществляющая фармацевтическую деятельность по изготовлению и розничной реализации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения (аптека, аптечный пункт, магазин медицинской техники и изделий медицинского назначения, магазин оптики).

Документация: Совокупность документов, подтверждающих все операции, проводимые аптечной организацией.

 Товары аптечного ассортимента: Продукция промышленного производства, предназначенная для лечебных, лечебно-профилактических, лечебно-диагностических и оздоровительных целей, распространяемая преимущественно аптечными организациями.

 Фармацевтическая услуга: Сфера деятельности аптечной организации, в которой удовлетворяется конкретная потребность пациента или медицинской организации.

Фармакотерапия: Лечение больного (болезни) лекарственными средствами.

 Ответственное лицо за качество: Лицо, ответственное за обеспечение качества при осуществлении деятельности аптечной организации.


 Общие положения


4.1 Настоящий стандарт регламентирует основные требования, предъявляемые к работе аптечных организаций и направлен на укрепление здоровья, рациональное применение качественных, безопасных лекарственных препаратов человеком, с целью достижения максимальной терапевтической пользы с минимальными проявлениями неблагоприятных воздействий.
4.2 Положения настоящего стандарта направлены на обеспечение взаимосвязи врача, пациента и фармацевта, позволяющие оптимизировать использование лекарственных средств и оценить результаты лечения.
Определяющим элементом является проявление заботы фармацевта о благополучии пациента и принятия на себя части ответственности за результат лечения.
4.3 Розничная реализация лекарственных средств осуществляется аптечными организациями на основании лицензии на фармацевтическую деятельность, выданную в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4.4 Аптечные организации должны соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании фармацевтической деятельности, связанной с розничной реализацией лекарственных средств.
4.5 Розничная реализация лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
4.6 Приобретение, хранение, реализация и уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с законодательством Республика Казахстан.
4.7 Аптечные организации в своей работе должны руководствоваться санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, правилами охраны труда и техники безопасности, противопожарными правилами и другими требованиями, установленными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
4.8 Организация работы по розничной реализации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения должна гарантировать и обеспечивать их надлежащее качество и качество обслуживания населения.

Основные принципы и требования
5.1 Настоящий стандарт представляет собой комплекс требований, способствующих качественному предоставлению фармацевтических услуг.
5.2 Главными направлениями настоящего стандарта являются:
- отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения надлежащего качества;
- предоставление достоверной информации;
- пропаганда рационального назначения лекарственных препаратов и правильного их использования;
- партнерские, доверительные взаимоотношения с работниками здравоохранения (врачами) по вопросам фармакотерапии;
- надлежащее предоставление фармацевтических услуг.
5.3 Основными требованиями надлежащей аптечной практики являются:
- ориентация на пациента в целях сохранения здоровья человека;
- содействие рациональному назначению и надлежащему использованию лекарственных средств;
- ориентирование каждого элемента фармацевтической услуги на отдельную личность;
- соблюдение профессиональной этики и конфиденциальности;
- оказание качественных фармацевтических услуг;
- наличие квалифицированного персонала, владеющего основами фармакологии, фармакотерапии и деонтологии;
- наличие соответствующего оборудования, помещений и других необходимых условий, обеспечивающих надлежащее продвижение качественных лекарственных средств до потребителя, включая хранение, учет и реализацию;
- наличие соответствующего помещения, оборудования и специальной литературы для оказания консультативной и информационной помощи населению и проведения диагностического тестирования;
- взаимодействие аптечной и медицинской организации, подразумевающее взаимное доверие и конфиденциальность во всех вопросах, относящихся к фармакотерапии, укреплению здоровья, профилактики заболеваний населения и фармаконадзора;
- образовательные программы для систематического повышения уровня знаний персонала;
- наличие надлежащей документации;
- обеспечение мероприятий по системе закупок лекарственных средств, изделий медицинского назначения и товаров аптечного ассортимента, обнаружению и предотвращению распространения фальсифицированной фармацевтической продукции.

6 Пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний
6.1 Пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний - одно из направлений выполнения требований надлежащей аптечной практики по рациональному использованию лекарственных препаратов (включая минимизацию злоупотребления ими и неправильного их использования), санитарному просвещению населения и профилактики заболеваний.
6.2 Профилактика заболеваний заключается в принятии мер по улучшению качества жизни, уменьшению риска возникновения заболевания, выявлению симптомов заболевания на ранней стадии, предотвращению рецидивов заболевания.

7 Обеспечение рационального применения рецептурных лекарственных препаратов
7.1 Обеспечение рационального применения рецептурных лекарств - деятельность, связанная с реализацией населению лекарственных препаратов, хранением, назначением и применением.
7.2 Деятельность персонала по обеспечению и рациональному применению лекарственных препаратов включает в себя:
- наличие достаточного количества квалифицированного персонала;
- соблюдение правил выписывания рецептов, технологии изготовления лекарственных форм, проверке соответствия прописанных доз возрасту больного, норм единовременного отпуска, совместимость выписанных лекарственных препаратов [14, 15];
- соблюдение технологии изготовления и обеспечение качества лекарственных препаратов[15,16];
- осуществление отпуска рецептурных препаратов по рецептурным бланкам установленного образца;
- возможность приобретения пациентом выписанного лекарственного препарата в соответствующие сроки и по доступной цене;
- обеспечение надлежащего отпуска лекарственного препарата с соответствующей маркировкой и упаковкой;
- предоставление пациенту объективной информации о лекарственных препаратах доступными понятиями и советы по их применению.

8 Влияние на назначение и использование лекарственных препаратов
8.1 Аптечная организация осуществляет деятельность, связанную с оказанием влияния на назначение и использование лекарственных средств и направленную на сотрудничество врача и фармацевта в системе обеспечения качества фармакотерапии пациенту.

9 Самолечение
9.1 Деятельность, связанная с самолечением направлена на консультирование пациента по самостоятельному приему лекарственных препаратов и предоставлении лекарственной помощи при лечении заболеваний и состояний, при которых возможно самостоятельное лечение.

10 Помещения и оборудование
10.1 Аптечные организации по характеру деятельности подразделяется на:
- аптеку с правом изготовления лекарственных препаратов, по рецептам врачей, по требованиям или заявкам медицинских организаций, организаций просвещения и социального обеспечения, стандартным прописям; внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями; фасовки лекарственных средств и лекарственного растительного сырья, а также осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов, в том числе гомеопатических препаратов, изделий медицинского назначения, других товаров аптечного ассортимента населению;
- аптеку готовых лекарственных препаратов, без права изготовления лекарственных препаратов, осуществляющую реализацию населению готовых лекарственных препаратов, в том числе гомеопатических препаратов, изделий медицинского назначения и товаров аптечного ассортимента;
- аптеку медицинской организации (больничная, межбольничная) с правом изготовления лекарственных препаратов и обеспечения лекарственными средствами по требованиям без права розничной реализации населению;
- аптечный пункт, осуществляющий реализацию населению готовых лекарственных препаратов, в том числе гомеопатических препаратов, изделий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента.
10.2 Аптека розничной реализации подразделяется на:
- аптеку с правом изготовления лекарственных средств (далее по тексту аптека с правом изготовления);
- аптеку готовых лекарственных препаратов.

12.  Прием, хранение и реализация
11.1 В аптечной организации должно быть предусмотрено отдельное помещение или специально оборудованное рабочее место, предусмотренное для приемки товара, обеспечивающее сохранение его качества и количества и не допускающее порчи и смешения с другой однородной продукцией.
11.2 Аптечная организация должна получать лекарственные препараты из организации, имеющей лицензию на оптовую реализацию.
11.3 Приемка лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и товаров аптечного ассортимента производится по количеству, качеству, комплектности и включает следующие этапы:
- проверка сопроводительной документации, характеризующей партию продукции (товаротранспортная накладная, счет-фактура, документ подтверждающий качество продукции - сертификат соответствия, санитарно-гигиеническое заключение);
- проверку соответствия серии лекарственного средства с серией указанной в сопроводительной документации;
- визуальную проверку поступившей продукции (бой, брак);
- проверку на соответствие маркировки, упаковки действующему законодательству Республики Казахстан;
- проверку соблюдения условий транспортирования.

12 Персонал
12.1 Для выполнения основных функций штат аптечной организации должен быть укомплектован достаточным количеством квалифицированного персонала, способного на должном уровне решать профессиональные задачи в соответствии со своими должностными обязанностями, в случае применения приборов назначается ответственное лицо за состояние средств измерений.
Персонал аптечной организации должен соответствовать квалификационным требованиям в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
12.2 Ответственное лицо за качество, должно иметь высшее фармацевтическое образование и практический опыт работы.

13 Стандартные операционные процедуры (СОП)
13.1 На все виды работ, влияющих на качество лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также качество деятельности аптечной организации в целом, должны быть составлены стандартные операционные процедуры (СОП).

14 Документация
14.1 Форма и содержание документации, в зависимости от ее категории и вида, регламентируется руководителем организации и действующим законодательством Республики Казахстан.
14.2 Хранение документов осуществляется на бумажных и/или на электронных (магнитных) носителях.

15 Самоинспекция
15.1 Аптечной организацией должны регулярно проводиться самоинспекции (внутренние проверки) на соответствие требованиям действующего законодательства Республики Казахстан и настоящего стандарта.
15.2 Самоинспекция проводится с целью выявления недостатков по выполнению требований действующего законодательства по фармацевтической деятельности и надлежащей аптечной практики и вынесения рекомендаций проведения корректирующих действий.
15.3 Самоинспекция проводится лицом или независимой группой из числа сотрудников данной аптечной организации, независимыми от лиц, непосредственно осуществляющих проверяемую деятельность. В обязанности группы входят объективная оценка выполнения требований надлежащей аптечной практики, действующего законодательства и контроль за осуществлением корректирующих действий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 792.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...