Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Реформа здравоохранения в некоторых странах мира.




2. Цель:Ознакомление студентов с реформами здравоохранения в некоторых странах мира.

3. Задачи обучения:формирование знаний по реформам здравоохранения в некоторых странах мира

4. Форма проведения:консультации преподавателя, студентами тем дисциплины,презентации тем рефератов, самостоятельное изучение, контроль знаний,тестирование.

5. Задания по теме:составить конспектпо реформам здравоохранения в некоторых странах мира

Раздаточный материал.

РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ МИРА

Республика Казахстан твердо выбрала рыночный путь развития экономики. В настоящее время складываются новые экономические отношения во всех сферах, в том числе и в здравоохранении. Можно считать, свершившимся фактом полный отход от модели «Семашко», формирование отношений «покупатель-продавец» медицинских услуг. В стране сформирована основа новой инфраструктуры здравоохранения, ориентированной на рыночные взаимоотношения как внутри системы так и вне системы. Развивается частный сектор, определены ответственность и полномочия государственного сектора здравоохранения.

Дальнейшее развитие системы охраны здоровья будет происходить в соответствии со стратегией развития Казахстана до 2030 года, стратегией ВОЗ «Здоровье для всех в 21 столетии» и Государственной Программой «Здоровье народа», утвержденной Указом Президента РК. Успех реформирования будет зависеть от состояния макроэкономики, направлений социальной политики государства.

Опыт стран, обладающих хорошо развитыми службами здравоохранения, свидетельствует о том, что проблемы, возникающие в секторе здравоохранения, ее реформирование не могут быть разрешены без участия государства (Правительства). Многие правительства европейского региона проводят в настоящее время анализ своих систем здравоохранения, а также оценку применяемых подходов по реформированию финансирования, организации, управления и оказания медицинской помощи.

Основной причиной проведения реформирования в этих странах является требование общественности, населения, улучшить контроль за расходами я повысить эффективность и результативность системы, с обеспечением доступности и справедливости в распределении возможности получения медицинской помощи не зависимо от социально-классовой принадлежности. Меры по реформированию здравоохранения оценивают не только с точки зрения экономики, но и способности улучшения здоровья населения.

Существуют две основные формы организации системы здравоохранения:

1. Основанная на государственной поддержке и финансирования из налоговых источников (Великобритания, Ирландия, страны южной Европы Греция, Испания, Португалия, Италия, Австралия, Канада, Скандинавские страны и т.д.).

2. Основанная на системе социального страхования (Австрия, Бельгия, Франция, Голландия, Люксембург, Германия, Швейцария, Япония и т.д.).

Изучение и сопоставление этих двух систем не всегда корректно, но оно позволяет выделить сильные и слабые стороны организации здравоохранения и его финансирования. В первой группе .стран медицинские услуги предоставляемые в рамках государственной системы, рассматриваются как общественное благо, которым пользуются все граждане, обеспечивается принцип солидарности и расходы на медицинское обслуживание равномерно перекладываются с пожилых, бедных и больных на молодых, богатых и здоровых. Во второй группе стран, ориентированных на рыночные концепции медицинское обслуживание рассматривается как товар, который можно покупать и продавать. Эта концепция делает акцент на эффективность.

Во многих работах приведены данные сравнительного анализа по выделению средств на развитие здравоохранения по отношению к валовому внутреннему продукту. В странах Западной Европы этот показатель колеблемся от -5,7% в Греции, до 9,9. % в Швейцарии. Причем в первой группе колеблется от 6 -7,5 % (Ирландия, Дания, Швеция, Англия), во второй группе стран от 8 до 10% (Израиль, Германия,

Австрия, Франция и т.д.).

         Особняком стоят США, где преимущественно частная форма организации здравоохранения наиболее сильно выражена и расходы на здравоохранение составляют около 14% ВВП а уровень и качество медицинской помощи, ее доступность и справедливость значительно низке чем в Западной Европе. В стране более 1300 медицинских страховых компаний, большинство застрахованньгх объединены в три группы:

-прямая оплата за медицинские услуги (25%);                     

-Health maintenance organizations, HMO (20%);  

- Preffered Provider organizations PPO (46%).

страхования Medicare - система медицинского страхования лиц пожилого возраста и Medicaid - -система медицинского страхования лиц с низким доходом. Принципиально важно, что около 40 миллионов американцев не включены ни в одну из программ и не имеют доступа к медицинской помощи.

Основная проблема здравоохранения США это рост затрат на медицинские услуги. Попытки администрации США реформировать систему здравоохранения, улучшить доступность и обеспечить справедливость распределения ресурсов путем введения обязательного медицинского страхования потерпели неудачу. Конгресс США отверг так называемый «план Клинтона».

В странах Центральной, Восточной Европы в среднем выделяется около 6% от ВВП: От 3,5% в Румынии до 8% в Словении и Хорватии, Чехии. В странах СНГ, этот показатель составляет менее 4 %. В Казахстане за Последние 5 лет расходы на здравоохранение колебались oт 2 до 3,7% от ВВП.

Следующей проблемой реформирования является состояние общественного здоровья. Для улучшений основных показателей здоровья необходимо применение межсекторального подхода, а также усиление общественного здравоохранения в рамках общей системы охраны здоровья населения. Успех здесь может быть достигнут при переносе акцента с лечебной помощи на профилактическую, со специализированной на первичную медицинскую помощь. Необходимо также изменение структур служб здравоохранения с целью более эффективного реагирования на потребность населения. С этой точки зрения первая - система имеет преимущества - исходя из следующих критериев оценки - справедливость, доступность адекватность, защита интересов пациента. Вторая система имеет преимущества  с точки зрения Kiakpo и микроэкономической эффективности, распределения ресурсов, свободного выбора врача и медицинского учреждения.           

    Страны Европейского региона выработали ряд стратегий проведения реформ на различных уровнях системы здравоохранения:

-изменение роли государства и рынкам сфере оказания медицинских услуг;

-децентрализация и передача полномочий на более низкие уровни управления и привлечение частного сектора;

 

-большая свобода выбора для граждан медицинских работников и учреждений;

-изменение и усиление роли системы общественного здравоохранения.

В странах Западной, Центральной и Восточной Европы и ряде стран СНГ под влиянием экономических, социальных, демографических, управленческих, технологических и идеологических факторов приступили к пересмотру роли государства в секторе здравоохранения. Упрощение этой проблемы до лозунга «Государство или рынок» не способствует решению проблемы.

На практике наблюдаются тенденции в первой группе стран, перемещения государственных функций и полномочий на местные уровни власти и даже с передачей некоторых функций частному сектору. В некоторых случаях принималось решение использования рыночных стимулов в государственном секторе здравоохранения: внутренний рынок, государственная конкуренция, рынок учреждений здравоохранения и «квазирынок». Такой плановый рынок сыграл важную роль в реформе здравоохранения Великобритании, Скандинавских стран, а также в ряде стран ЦВЕ и СНГ.

Во второй группе стран, в которых государственные органы играли незначительную роль в секторе здравоохранения, число регулирующих и контролирующих функций государства возросло.

Децентрализация - это основной элемент в реформировании здравоохранения во многих Европейских странах. Она считается эффективным способом медицинского обслуживания, обеспечением более оптимального распределения ресурсов, уменьшении различий в состоянии здоровья населения. Децентрализация придает ЛПУ гибкость и эффективность, способствует вовлечению населения в процесс выработки принятия решения. При проведении децентрализации необходимо обеспечить баланс между централизацией и децентрализацией с обеспечением контроля над ключевыми элементами системы здравоохранения, такими как финансирование, установление медицинских стандартов и нормативов.

Приватизация - это крайняя форма децентрализации. Преимущества - внедрение рыночных стимулов, повышение эффективности и качества управления, привлечение частного капитала. Недостатки - отказ от социального характера служб здравоохранения, дискриминация отдельных групп населения, резкий рост стоимости услуг.

В дополнение к равенству, доступности, эффективности и результативности организаторы здравоохранения в Европейских странах ставят пятую цель -предоставление пациентам больших полномочий и возможностей в плане выбора врача и медицинского учреждения, участие в процессе принятия медицинских решений. К этому же и относится право выбора страховщика. Наиболее комплексный подход к вопросу о правах граждан реализуется в Нидерландах и Финляндии, Великобритании.

В Казахстане законодательство предоставляет гражданину право выбора врача и ЛПУ.

Возрастающая роль системы охраны общественного здоровья

Понятие общественного здоровья и общественного здравоохранения означает укрепление здоровья и профилактика болезней путем организованных усилий общества, межсекторальных действий, участия населения, усиление профилактической деятельности и переориентация служб здравоохранения. Определяющим является то, что ключевые факторы, формирующие состояние здоровья находятся вне сектора здравоохранения. Понимание этого фактора лежит в основе всех национальных программ Европейского региона. Стратегии развития здравоохранения Казахстана учитывает указанный фактор, что в, значительной мере приближает национальную программу реформ к стратегии ВОЗ.

Стратегия реализации политики

ВОЗ определяет ряд стратегий реализации политики реформ.

К первой стратегии относится реформа нацеленная на решение проблемы недостаточности ресурсов, основным направлением здесь является сдерживание общих расходов.

Вторая стратегия это реформа в системе финансирования, с целью обеспечения финансовой устойчивости и всеобщего охвата за счет ОМС.

Третья стратегия определение приоритетов здравоохранения и обеспечение эффективного распределения ресурсов между производителями медицинских услуг.

Четвертая стратегия реформ оказание влияния на производителя медицинских услуг с целью обеспечения высококачественной и экономически эффективной медицинской помощи.

Указанные стратегии наиболее полно и системно реализовывались в Испании, Нидерландах и Скандинавских островах.

В Казахстане имеется попытка реализации системного подхода в реформировании и охвата всех указанных стратегий. В целом Казахстанскую модель реформирования можно определить как смешанную, имеющую больше черты бисмаркской системы, но и элементы бевэриджской системы.

   В Казахстане, как и во всех странах, бывшего СССР произошли беспрецедентные политические и экономические изменения, а также медико-демографические сдвиги в составе населения, в том числе резкое снижение рождаемости, рост показателей общей смертности младенческой смертности ухудшения уровня здоровья населения. Большую озабоченность вызывает состояние окружающей среды, наличие регионов экологической катастрофы, санитарное состояние населенных мест, водоемов, водоводов, отсутствие сбалансированного питания и другие проблемы.

    Эти социально-экономические изменения предопределяют необходимость разработки научно обоснованной Государственной политики в области охраны здоровья населения.

Несмотря на то, что, по мнению многочисленных экспертов, система здравоохранения оказывает влияние на здоровье населения лишь в 8-10%% на наш взгляд качественные изменения в системе здравоохранения могут более существенно повлиять как на здоровье населения так и на развитие экономики, социальной сферы в целом в силу следующих причин:

- здравоохранение представляет собой одну из наиболее крупных по численности отраслей в экономике страны (в Казахстане это около 10% работающих)

- развитие здравоохранения оказывает непосредственное влияние на производственный
сектор, повышает или понижает производительность труда, сокращает или
увеличивает число не выходов на работу по болезни,

- вложение средств в инфраструктуру здравоохранения не менее важно для
экономического развития страны, чем капиталовложения в другие отрасли;

- укрепление материально - технической базы здравоохранения может иметь и
политическое значение.

  В целом реформирование системы здравоохранения должно решать следующие важнейшие задачи:

- улучшение состояние здоровья населения,

- повышение качества и оказание медицинской помощи;

- обеспечение доступности для населения основных видов медицинской помощи.

- рациональное использование имеющихся ресурсов;

  Таким образом, целью реформы здравоохранения в Казахстане является повышение качества, доступности предоставляемой населению медицинской помощи, улучшение ее эффективности. Ее достижение возможно при условии реализации комплекса правовых, экономических, структурных, технологических, кадровых и других мер, которые формируют следующие основные направления преобразований здравоохранения в рамках общей стратегии развития и становления республики, как суверенного государства.

  Основные направления реформы здравоохранения Казахстана:

- совершенствование организации и управления системой здравоохранения и кадровая
политика;

- развитие и совершенствование технологий лечебно- профилактической помощи,
включая первичную медико-санитарную помощь; изменение системы финансирования и экономических отношений в здравоохранении;

- совершенствование системы медицинского страхования.

   Целью реформирования системы финансирования здравоохранения является обеспечение стабильного функционирования и постоянного развития отрасли. Активно внедряемая система обязательного медицинского страхования и ее новая форма в Казахстане решает и другую задачу - введение реальной ответственности работодателей, государственных властных структур и самих граждан за состояние общественного здоровья и за проведение мероприятий, направленных на его сохранение и укрепление.

 

7.Литература:

основная:

1. Указ Президента Республики Казахстан от 6 сентября 1995 года № 2454 «О Конституции Республики Казахстан», см. также дополнения.

2. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».- Астана, 2009.

3. Кульжанов М.К. Реформа здравоохранения в некоторых странах мира.

4. Кульжанов М.К.Новые подходы к финансированию здравоохранения в контексте общей стратегии реформирования здравоохранения Казахстана

5. Кульжанов М.К.Состояние здравоохранения Республики  Казахстан и проблемы ее реформирования.







Дополнительная: 

1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации.- Москва: Медицина,2004.-С.720.

2. Организация и экономика фармации. Под редакцией Косовой И.В.- М.: Издательский центр

«Академия», 2004.-С. 25-60.

Контроль.

Вариант 1

1. Причины проведения реформирования здравоохранения.

2. Дайте определение понятию «традиционная медицина».

Вариант 2

1.Роль профилактики в системе здравоохранения.

2. Дайте определение понятию «лекарственный формуляр».

Вариант 3

1. Казахстанская модель реформирования системы здравоохранения.

2. Дайте определение понятию «здравоохранение»

Вариант 4

1. Система оплаты труда медицинских работников.

2. Роль государства и рынка в сфере оказания медицинских услуг.

Вариант 5

1. Роль системы охраны общественного здоровья.

2. Дайте определение понятию «традиционная медицина».

Вариант 6

1. Состояние общественного здоровья.

2. Дайте определение понятию «диагностика»

Вариант 7

1. Дайте определение понятию «лекарственный формуляр».

2. Существующие формы организации системы здравоохранения в отдельных странах мира.

Вариант 8

1. Дайте определение понятию «здоровье».

2. Стратегия проведения реформ здравоохранения.

Вариант 9

1. Дайте определение понятию «организация здравоохранения»

2. Казахстанская модель реформирования системы здравоохранения.

Вариант 10

1. Дайте определение понятию «здоровье».

2. Стратегии ВОЗ (4) реализации политики реформ здравоохранения

 

 

Тема – Рубежный контроль 2

2. Цель:Проверка усвоения студентами программного материала по перечисленным темам.

3. Форма проведения:консультации преподавателя, презентации тем рефератов, самостоятельное изучение студентами тем дисциплины. Контроль по вариантам вопросов

Контрольные вопросы.

Вариант 1

1. Основные принципы лекарственного обеспечения здоровья граждан РК.

2. Дайте определение понятиям «фальсифицированное лекарственное средство»

3. Что определяет Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан?

Вариант 2

1. Аптеки, виды, характеристика каждого вида

2. Дайте определение понятиям «лекарственный формуляр»

3. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников по Кодексу «О здоровье народа и системе здравоохранения»

Вариант 3

1. Виды аптечных организаций по обслуживанию населения, характеристика.

2. . Дайте определение понятию «трудовые отношения».

3. Цель и задачи трудового законодательства Республики Казахстан.

Вариант 4

1. Перечень товаров, продаваемых в аптеке, характеристика, особенности.

2. Дайте определение понятию «профессиональное заболевание».

3. На каких документах основывается трудовое законодательство РК, перечислить

Вариант 5.

1. Особенности торговли лекарственными средствами, примеры.

2. Дайте определение понятию «охрана труда».

3. Персонал аптечной организации, характеристика.

Вариант 6

1. Ассортимент товаров, продаваемых в аптеке, харктеристика.

2. Дайте определение понятиям «срок годности лекарственного средства»

3. Какие виды аптеки розничной реализации Вы знаете?

Вариант 7

1. Перечислить субъекты фармацевтической деятельности, характеристика

2. Дайте определение понятиям «лекарственный препарат»

3. Как подразделяются аптечные организации по характеру деятельности?

Вариант 8

1. Требования, предъявляемые к аптечным организациям.

2. Дайте определение понятиям «срок годности лекарственного средства»

3. Роль аптеки в процессе самолечения пациентов.

Вариант 9

1. Укажите основные требования надлежащей аптечной практики.

2. Дайте определение понятию «социальное партнерство».

3. Перечислите информационные материалы, размещаемые в торговом зале

Вариант 10

1.Порядок реализации лекарственных средств населению.

2. Дайте определение понятию «охрана труда».

3. Требования к уборке помещений, уходу за аптечным оборудованием.

Литература

основная:

1. Аканов А.А., Камалиев М.А. Система здравоохранения Республики Казахстан: современное состояние, проблемы, перспективы.-www.vestnik.metnet.ru/ Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения».

2. Государственной программы реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы.- /www.kazembassy.by/econom/zdravoohranenie.html. Указ «О Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы» от 13.09.2004 г.

3. Указ Президента Республики Казахстан от 6 сентября 1995 года № 2454 «О Конституции Республики Казахстан», см. также дополнения.

4. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».

5. Указ Президента РК от 29 ноября 2010 года № 1113 «Государственная программа
развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы».

6. Приказ № 565 от 23 октября 2009 года «Об утверждении Положения о Комитете контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан».

7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 02 октября 2002 года № 1081 года путем преобразования РГКП «Центр лекарственных средств «Дарі-дәрмек».  

8.Государственный стандарт Республики Казахстан «Надлежащая аптечная практика.
основные положения». СТ РК 1615-2006.

9. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 ноября 2009 года № 774 «Об утверждении Номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей»

10. Программа развития фармацевтической промышленности Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Астана, 2010.

11. Стратегический план Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2010 года № 81.

Дополнительная:

1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации.- Москва: Медицина,2004.-С.720.

2. Организация и экономика фармации. Под редакцией Косовой И.В.- М.: Издательский центр

«Академия», 2004.-С. 25-60

 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

КУРС: 2

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...