Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛЬНОСТИ И ПРИМЕР ИХ РАСЧЕТА




Для оценки деятельности компаний, различающихся по размерам и характеристикам, необходим сравнительный анализ прибыли. Для этой цели обычно используется показатель прибыли на продажи (ROS), получаемый путём деления чистой прибыли на объём продаж (например, 13/330 = 3,9 %). Он особенно полезен для сравнения компаний, имеющих разную величину и сходную структуру. Однако не следует полагаться на данный показатель в тех случаях, когда объёмы инвестиций сравниваемых компаний различаются.

Для анализа финансовой деятельности компании наиболее часто используется показатель нормы возврата инвестиций (ROI), позволяющий сравнивать прибыль и объём инвестиций, необходимых для её получения. Выделяют три показателя прибыльности:

1. Доход на акционерный капитал (ROE) = Чистая прибыль/Акционерный капитал*100 %

Данный показатель интересует, прежде всего, акционеров компании, поскольку акционерный капитал (и резервы) наиболее очевидно представляют их участие в делах компании.

2. Прибыль на активы (ROA) =Чистая прибыль/Активы*100 %

Показатель (ROA) имеет особое значение для менеджеров компании, задача которых заключается в получении прибыли на все фонды, на все инвестированные в компании средства акционеров или кредиторов.

3. Прибыль на используемый капитал (ROCE) = Чистая прибыль/Чистые активы*100 %

Используемый капитал (нетто-активы) включает в себя основной капитал и чистые текущие активы (текущие активы за вычетом краткосрочных обязательств). Из балансового отчёта следует, что чистые активы равняются сумме акционерного капитала компании и долгосрочной задолженности.

Таблица 1. Отчёт о прибылях и убытках компании «АРС».

Показатели Млн. руб.
Объём продаж 330
Переменные издержки -235
Валовая прибыль 95
Постоянные издержки:  
Производство -28
Продажи и управление -53
Операционная прибыль 14
Платежи по процентам -1
Чистая прибыль до налогообложения 13

                                                                                   

Таблица 2. Балансовый отчёт компании «АРС». (млн. руб.)

Активы     Пассивы  
Оборотные активы:   200 Краткосроч-ные обязательст-ва 105
Товарные запасы 80   Долгосроч-ные обязательст-ва 55
Дебиторская задолжен-ность 70   Акционер-ный капитал 150
Прочее 50      
Основные фонды   110    
Баланс   310 Баланс 310

В нашем примере чистая прибыль компании (до налогообложения) составляет 13 млн. Компания «АРС» имеет следующие показатели: ROS = 3,9 %, ROE = 8,7 %, ROA = 4,2 %, ROCE = 6,3 %.

Необходимо отметить, что в финансовом менеджменте используются различные варианты рассмотренных нами показателей. Нередко, особенно при исчислении показателей ROS, ROA, ROSE, используют операционную прибыль, а в ROE – чистую прибыль после уплаты налогов. Некоторые аналитики предпочитают рассматривать показатели инвестиций не на конец года, а их среднее значение за период или сравнивать прибыль текущего года и инвестиции предшествующего периода. Несмотря на всё разнообразие цифр, оно не влияет на задачи менеджеров по руководству деятельностью компании, на их действия, направленные на увеличение прибыльности.

РОСТ, КАК ЦЕЛЬ КОМПАНИИ.

Четыре из пяти опрошенных фирм ставят на второе место после получения прибыли задачу увеличения товарооборота или активов компании. Данная цель может быть достигнута как за счёт новых капиталовложений, так и путём слияний и поглощения компаний. При достижении высокой скорости роста приобретения начинают играть главную роль в процессе дальнейшего развития фирмы. Некоторые компании чрезмерно увлекаются вопросами роста и увеличения своих размеров.

Существует несколько аргументов «за» подобного рода политику. Многие менеджеры убеждены в наличии непосредственной связи между размерами компании и уровнем её прибыли. Они считают, что до тех пор, пока фирма не станет крупнейшей в своём бизнесе, она остаётся уязвимой перед атаками конкурентов. Многие усматривают связь между размерами фирмы и заработной платой её управляющих. Размер предприятия во многом определяется стремлением его руководителей к престижу и самоуверенностью менеджеров, которые подкрепляются принципами бухгалтерского учёта. Во многих странах его общепринятые методы допускают исключение стоимости приобретённых активов из отчёта о прибылях и убытках, что способствует искусственному раздуванию прибыли и доходов на акцию, а также сокрытию истинной стоимости поглощений и слияний. В противоположность росту за счёт внешних источников развитие компании на основе внутренних ресурсов капиталовложений оказывается менее привлекательным, поскольку темпы роста в таком случае ограничены и все инвестиции подлежат отражению в отчёте о прибылях и убытках.

Рост компании, безусловно, важен, однако лозунг «Развитие ради развития», в сравнении с компанией под знаменем «Прибыль ради прибыли», оказывается ещё более опасной стратегией, в чём на собственном горьком опыте убедилась большая часть следовавших ей фирм. И действительно, специальная компьютерная программа, разработанная с целью определения причин крушения компаний в 1980-е гг., обнаружила, что слишком быстрый рост объёма продаж – предвестник неминуемого банкротства. Нетрудно понять почему.     Ускоренный рост, предполагающий неожиданные возможности, скрытые угрозы и перестройку организационной структуры, практически неуправляем. Более того, сверхбыстрый рост неминуемо влечёт за собой высокие финансовые риски, поскольку фирма вынуждена во всё большей мере прибегать к использованию заёмных средств. Наконец, поскольку на фондовом рынке цена предложения акций обычно превышает их реальную стоимость как минимум на 50 %, фирма-покупатель должна ставить своей целью колоссальное увеличение эффективности деятельности объединённой компании. На практике многие из таких фирм проводят лишь поверхностный анализ синергизма потенциального слияния. Сделки часто заключаются лишь исходя из предположения, что быстрый рост рынка, инфляции, постоянно возрастающая цена активов превратят дорогую покупку в действительно ценное приобретение.

Реальная стоимость стратегии роста становится очевидной только тогда, когда радужные прогнозы «лопаются как мыльные пузыри». Инвесторы осознают, что они вложили деньги в предприятие, которое выходит из-под контроля менеджмента, превращается в хаотический набор производств и утрачивает все перспективы в основных направлениях деятельности, что мгновенно находит адекватное выражение в обесценении капитала акционеров. Естественно, в подобных случаях моральное состояние и материальная заинтересованность сотрудников компании резко снижаются, акционеры яростно требуют от фирмы выполнения обязательств по выплате дивидендов, а кредиторы – возвращения займов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...