Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное регулирование менеджмента в финансово-промышленных группах.




Формирование ФПГ в России регламентируется следующими документами:

· Указом президента РФ от 5.12.1993 г. “О создании ФПГ в РФ”,

    Федеральным законом РФ от 30 ноября 1995 г. “О финансово-промышленных группах”, Постановлением Правительства РФ от16.01.1995 г. “О программе содействия формированию ФПГ”.

 Организация ФПГ в России официально началась в 1993г., когда появился указ Президента РФ «О создании Финансово-промышленных групп в РФ» № 2096 от 5.12.1993г. В нем давалось определение ФПГ, а также рекомендовалось формировать ФПГ для преодоления кризиса в отечественной экономике.

          В настоящее время правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в РФ устанавливаются и регулируются ФЗ «О Финансово-промышленных группах» № 190 – фз от 30.11.1995г. В соответствии со ст.2 ФЗ, ФПГ – это «совокупность юридических лиц, действующих как основное предприятие, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ для реализации инвестиционных и иных программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест …»

 

Структура ФПГ

 
Совет управляющих


2.2.6. Правовое регулирование менеджмента холдинговых компаний.

 

Создание холдинга объективно продиктовано практикой делового оборота. Когда предприятие становится достаточно крупным, осуществляет обширные инвестиционные проекты, возрастает денежный оборот, возникает необходимость создания подразделений компании (определенной иерархии) и дочерних обществ, встает проблема минимизации налоговых и иных обязательных платежей – при такой закономерной для развития бизнеса ситуации холдинг возникает уже как бы сам по себе.

Холдинг представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним контроля и управления.

По характеру деятельности холдинги разделяются на чистые и смешанные.

Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам.

Смешанные холдинги могут выполнять различные функции, связанные с предпринимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.

В настоящее время существует как минимум три типа холдинговых структур: интегрированные промышленные компании, конгломераты, банковские холдинги. Их особенностью является то, что в них участвует государственный капитал. В отраслях являющихся естественными монополистами, такой контроль себя оправдывает. Государство почти во всех индустриально развитых странах регулирует либо назначает тарифы на электроэнергию. Кроме того, оно принимает решения о национализации или приватизации, разукрупнении или слиянии естественных монополий. Поэтому государственный контроль над этими отраслями объективно обусловлен.

В России можно отметить такие крупнейшие вертикально интегрированные компании, как ЛУКОЙЛ, ЮКОС, РАО «Газпром», которые имеют большое количество дочерних обществ.

В той или иной форме холдинговая организация корпоративной деятельности сейчас характерна для ряда российских предприятий малого и среднего бизнеса.

Холдинг может быть создан либо в результате вычленения определенной организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ, при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих обществ.

С помощью конструкции холдинга может быть решен целый ряд задач: эффективное управление подчиненными предприятиями, организация проведения согласованной производственной и сбытовой политики, в то же время отсутствие специального правового регулирования (которое имеется в странах Запада) не позволяет реализовать потенциал указанной структуры максимально полно.

Законодательство РФ не содержит общего понятия холдинга, однако в нормативно-правовых актах РФ имеются его специальные определения. Так, во Временном положении «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. №1392 (в ред. от 26.03.2003 №370) указано: «Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий».

Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются «дочерними».

Статья 4 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-1 дает определение банковского холдинга: «Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций)».

Функционирование холдинговых систем на рынке имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями:

- возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя;

- экономия на торговых, маркетинговых и прочих услугах;

- использование преимуществ диверсификации производства;

- единая налоговая и кредитно-финансовая политика;

- возможность варьирования финансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинговой системы;

- каждое предприятие, войдя в холдинговую систему и получив акции холдинга в обмен на переданную ему свою долю акций, становится экономически заинтересованным в эффективной деятельности всех субъектов холдинга.

Органы управления холдинга.Высшим органом управления холдинговой компании является общее собрание его акционеров, а ее исполнительным органом – правление.

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью холдинга и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

Как правило, правление, состоящее из директоров дочерних компаний, направляет политику и контролирует деятельность холдинговой системы в целом в соответствии с теми пакетами акций, которыми оно владеет.

Советы директоров дочерних предприятий назначаются руководством холдинга и действуют в качестве их доверенных лиц.

В ведении головной компании холдинга находятся вопросы выработки стратегии, формулировка целей развития, осуществление координационных и коммуникационных связей между субъектами холдинговой системы, единое финансовое руководство в целях оптимального распределения и использования ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторская деятельность, управление всеми видами ресурсов. Тактические вопросы деятельности компании, находятся в ведении ее дочерних обществ, имеющих самостоятельность в принятии решений, касающихся их оперативной деятельности на рынке.


Практическая работа 1. «Правовое регулирование менеджмента коммерческих предприятий».

 Используя законы России, Указы президента, постановления правительства, материалы лекции, подготовьте краткие реферативные сообщения в электронной форме (на дискете) о правовом регулировании менеджмента в вышеперечисленных основных видах коммерческих предприятий и их хозяйственных объединений, а также их основных видах деятельности (продажи, поставки, снабжение и сбыт, работа с налоговыми и другими государственными органами, внешнеэкономическая, охранная, издательская и прочие лицензируемые виды деятельности). Обязательно укажите в форме ссылок конкретные правовые акты, их разделы и страницы, которые вы использовали для описания законодательного регулирования менеджмента и тех или иных сторон деятельности коммерческих предприятий. В своих рефератах представьте организационные схемы коммерческих предприятий с описанием распределения компетенции в их органах управления, определённого законами, Указами президента, постановлениями правительства России, другими законодательными актами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...