Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 7. Причины и условия преступности
План 1. Понятие причин преступности. 2. Классификация причин и условий преступности. 3. Развитие взглядов криминологов на причины преступности. 4. Понятие условий преступности.
Контрольные вопросы: 1.Системный подход к исследованию причин и условий преступности. 2.Классификация причин и условий преступности: по механизму действия на преступность; по уровню (преступность в целом, причины и условия различных групп преступлений; причины и условия конкретных преступлений), по содержанию. 3. Причины и условия преступности ближайшие и отдаленные, внутренние и внешние. 4.Условия, которые формируют, способствуют, интенсифицируют действие причин совершения преступлений. 5.Причины и условия преступности на современном этапе развития нашего государства. 6.Связь причин и условий преступности с противоречиями экономических отношений, несбалансированностью хозяйственного механизма, недостатками экономического планирования и распределительных отношений. 7. Конкурентная борьба, безработица, имущественные детерминанты. 8. Причины преступности и нравственное состояние общества, отсутствие необходимых моральных ценностей и установок (внедрение антикультуры, антиискусства, психологии вседозволенности и моральной свободы). 9. Причины и условия преступности в странах СНГ и наиболее развитых странах мира.
Практические задания: Задача № 1 За 6 месяцев текущего года в городе совершено 46 краж из различных объектов, в которых хранятся товарно-материальные ценности. При проверке состояния объектов, а также на основе анализа осмотра мест происшествий установлено, что сторожевая охрана на 32 объектах отсутствует, 12 объектов не оборудованы сигнализацией, на 18 объектах (на окнах) отсутствуют решетки. На всех объектах отсутствуют химические ловушки. Определить условия совершения преступлений. Какие необходимо принять меры для нейтрализации, устранения этих условий.
Задача № 2 На территории города М за 6 месяцев было совершено 320 квартирных краж. Анализируя уголовные дела, возбужденные по этим преступлениям, было установлено, что в 25% преступники проникали в помещение через форточки, которые были отперты; в 45% отпирали замки входных дверей и в 30% - путем выставления оконного стекла и выбивания дверей. Определить причины и условия, способствующие совершению квартирных краж. Задача № 3 Объясните, каким образом обстоятельства, которые перечислены в задании 1, влияют на преступность в целом, на отдельные ее структурные части и совершение конкретных преступлений.
Задача № 4 Приведите примеры причин по уровню функционирования, содержания, сущности, природе, по источнику возникновения, а также по часовой и пространственной принадлежности.
Задача № 5 Какие факторы играют решающую роль в тенденции роста преступности в Украине на современном этапе?
Задача № 6 Что является первичным: причины или условия? Объясните и обоснуйте свою точку зрения с приведением соответствующих примеров (ситуаций). Тестовые задания 1.Классификация причин и условий преступности в криминологии осуществляется: 1. По внешним признакам; 2. по близким признакам; 3. по отдельным признакам; 4. по составу преступления; 5. по благосостояния населения.
2.Назовите критерии по которым в Криминологии классифицируются причины и условия преступности: 1. По механизму действия; 2. состоянию здоровья преступника; 3. по содержанию; 4. уровню образования; 5. материальному благосостоянию
3.«Малые» группы - это: 1. Ближайшее окружение человека; 2. общность людей на сравнительно небольшой территории; 3. группировка преступных лиц, создавших преступную ситуацию; 4. общественные и самодеятельные организации; 5. общность людей, связанных кровно.
4.Виктинология - это: 1. Учение о правосознании; 2. наука о насильственных преступлениях; 3. наука об общественной безопасности; 4. учение о жертве; 5. наука о раскрытии преступления.
5.Причинами и условиями преступности среди несовершеннолетних являются: 1. длительная безнадзорность; 2. излишняя оценка и строгость родителей; 3. конфликты в семье; 4. несогласованность родителей в вопросах воспитания; 5. несовершенство закона.
6.Явления, формирующие причину совершения преступления и создающие возможность её действия, называют: 1. Условиями преступности; 2. отрицательным комплексом личности; 3. фактическими обстоятельствами совершения преступления; 4. конкретной жизненной ситуацией; 5. экономическими детерминантами
Тема 8. Предупреждение преступности План 1. Понятие предупреждения преступлений. 2. Классификация мер предупреждения преступлений. 3. Требования, которым должны отвечать предупредительные меры. 4. Основания применения предупредительных мер. 5. Субъекты предупредительной деятельности.
Контрольные вопросы:
1.Требования, предъявляемые к предупредительным мерам: законность, социальная и экономическая обоснованность, прогрессивность, системность, конкретность, комплексность и эффективность. 2.Классификация мер предупреждения преступности. 3.Уровни и формы предупредительной деятельности: общая, особенная и индивидуальная профилактика, выделяемая по объему и направленности применения предупредительных мер. 4.Виды (этапы) индивидуальной профилактики в зависимости от стадии искаженных ориентаций и черт личности и выражающего их поведения, а также момента начала предупредительной работы. 5.Законодательные органы и органы исполнительной власти как субъекты профилактики. Специфика профилактической деятельности, осуществляемой Народным Советом, иными представительными органами, органами исполнительной власти. 6.Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности. 7.Правовые основы профилактической деятельности. 8.Роль общественных организаций в профилактике преступности. 9.Участие органов местного самоуправления в возрождении и развитии и различных форм этой деятельности.
Практические задания: Задача № 1 Дайте обоснованный ответ на следующие вопросы: 1. Назовите правовую основу профилактики алкоголизма, наркомании, проституции и СПИДа. 2. Составьте типичный «портрет» преступника-наркомана с указанием его основных черт. 3. В чем заключается специфика профилактики проституции и СПИДа? 4. В чем проявляется связь наркомании с преступностью? 5. Какие последствия наркомании и алкоголизма для общества, семьи, личности? 6. Назовите стадии алкоголизма и наркомании. 7. В чем заключается отличие алкоголизма от пьянства? 8. Определите факторы общего и специального характера, которые непосредственно предопределяют негативные социальные явления? 9. Какую роль в формировании девиантного поведения и приобретении негативных привычек играет микросреда, в которой находится лицо в разные периоды своей жизни?
Задача № 2 Работники отдела борьбы с незаконным оборотом наркотиков одного из районов г. Киева во время проведения операции «Допинг» провели оперативную закупку относительно приобретения наркотических средств у гражданина С. Последний продал им 20 граммов кокаина на общую сумму 1500 долларов США. Гражданин С. был сразу задержан работниками милиции и против него возбудили уголовное дело по ст. 307 КК Украины «Незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Правильны ли действия работников отдела борьбы с незаконным оборотом наркотиков? Каким основным нормативно-правовым актом разрешено проведение операции относительно приобретения наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров - оперативной закупки?
Задача № 3 60-летний гражданин Ж. в течение последних пяти лет находится на учете с диагнозом «наркомания». От добровольного лечения Ж. отказывается и постоянно дебоширит дома. Жена гражданина Ж. неоднократно обращалась в милицию с жалобами на мужа. Участковый инспектор милиции, обслуживающий территорию, на которой проживает гражданин Ж., вместе врачом-наркологом собрали и направили в суд соответствующие документы относительно отправки гражданина Ж. на принудительное лечение от наркомании в специализированное лечебное учреждение органов здравоохранения. Суд вынес решение о направлении гражданина Ж. на принудительное лечение от наркомании в специализированное лечебное учреждение органов здравоохранения сроком на один год. Правомерно ли решение суда? Каким законом предусмотрено направление на принудительное лечение больных наркоманией?
Задача № 4 В N - м городе численностью 10 тыс. человек в течение 2 месяцев за совершенные преступления привлечено к уголовной ответственности и осуждено к разным мерам уголовного наказания 350 человек; 25 преступников освобождены от уголовной ответственности и наказания в связи с заменой уголовного наказания принудительными мерами воспитательного характера и мерами общественного воздействия; 100 обвиняемых были освобождены от уголовной ответственности вследствие не доказанности их участия в совершенных преступлениях; 55 обвиняемых освобождены от уголовной ответственности вследствие отсутствия события преступления; 55 лиц находятся под следствием. Каков абсолютный уровень или состояние преступности? Тестовые задания 1.Назовите мероприятия общегосударственного по предупреждению преступности: 1. Экономические; 2. деятельность органов МВД, судов и прокуратуры; 3. развитие малого и среднего бизнеса; 4. выполнение бюджета Украины; 5. мероприятия по охране труда.
2.Предупреждение преступности - это: 1. Система мер, предпринимаемых обществом для того, чтобы сдержать рост преступности и снизить уровень посредством устранения причин и условий; 2. ликвидация преступности; 3. решение общесоциальных проблем общества правоохранительными органами государства; 4. система государственных и общественных мер, направленных на устранение криминогенных детерминант и на коррекцию поведения лиц, склонных к совершению преступлений; 5. реализация государственных программ по борьбе с преступностью
3.Субъекты профилактики преступности: 1. государственные органы; 2. общественные и самодеятельные организации; 3. трудовые коллективы; 4. отдельные граждане 5. все вышеперечисленные.
4.По характеру предупредительные меры делятся: 1. правовые; 2. идеологические; 3. исторические; 4. дореволюционные; 5. технические
5.Определите классификацию причин и условий преступности по уровню в криминологии: 1. Общесоциальные; 2. Конкретные; 3. Специальные; 4. Совершения различных видов (групп) преступлений; 5. Совершение конкретных преступлений.
6.Укажите характеристику причин и условий преступности в криминологии: 1. По направленности; 2. По механизму действия; 3. По глубине их действия; 4. По уровню; 5. Все вышеперечисленное. Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью План 1. Криминологическая информация. 2. Прогнозирование в криминологии. 3. Методы криминологического прогнозирования. 4. Криминологическое планирование. Контрольные вопросы:
1.Понятие криминологического прогнозирования, значение для определения состояния, структуры и динамики преступности в будущем. 2.Цели и задачи прогнозирования. 3.Виды и сроки криминологического прогнозирования (краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные прогнозы). 4.Прогнозирование индивидуального преступного поведения. 5.Основные методы криминологического прогнозирования и их характеристика: экстраполирования, экспертных оценок, моделирования, анализ, индукция, дедукция и другое. 6.Организационные принципы криминологического прогнозирования. 7.Методика разработки прогнозов преступности. 8.Понятие планирования борьбы с преступностью, ее цели, задачи и значение. 9. Условия эффективности криминологического планирования. 10.Виды криминологических планов. Организационные вопросы планирования борьбы с преступностью. 11.Особенности криминологического планирования в области, районе и на отдельном объекте.
Практические задания: Задача № 1 Группе ученых и практических работников было поручено подготовить долгосрочный прогноз о преступности в области. В их распоряжение предоставлялись такие данные: 1) статистические данные и результаты выборочных исследований не менее чем за 5 предыдущих лет, характеризующих состояние и тенденции социальных процессов, которые стали интенсивно влиять на преступность; 2) статистические данные и результаты выборочных исследований, характеризующих уровень, структуру и динамику преступности не менее чем за 5 предыдущих лет в целом, а также по видам, по контингенту преступников, по территориальному распределению, по объекту посягательства, по мотивации и способам и т. д.; 3) статистические данные, характеризующие объем, структуру, тенденции практики применения мероприятий профилактики и уголовно-правовых мероприятий за тот же период; 4) проект данных о предполагаемых на прогнозируемый период изменениях, которые состоялись за 5 предыдущих лет, в правовой регуляции, организации и ресурсном обеспечении борьбы с преступностью и их влияние на состояние преступности; 5) анализ данных о новых видах преступлений, новых формах и способах преступных действий. Каким методом прогнозирования в этом случае следует пользоваться? Достаточно ли этих материалов для построения прогноза криминолога? Задача № 2 Индивидуальное прогнозирование должно исходить из психологии личности и ее прошлой деятельности. Осуществлять индивидуальное прогнозирование преступного поведения можно лишь относительно лиц, которые в прошлом уже совершили преступления или допускали антиобщественное поведение. Роль индивидуального прогнозирования заключается именно в том, чтобы из отмеченного контингента лиц определить тех, к которым необходимо принимать индивидуальные меры пресечений с целью недопущения совершения ими преступлений в будущем. Определите, на основе каких данных можно осуществить индивидуальное прогнозирование, какие методы прогнозирования при этом следует применять. Задача № 3 Планирование является одной из форм координации предохранительной деятельности как в отдельном регионе, так и в государстве в целом. Базой криминологического планирования является прогноз, данные о преступности, процессах, влияющих на нее и состояние борьбы с ней. При этом специалисты оценивают существующие возможности влияния на прогнозируемые неблагоприятные тенденции преступности и закладывают в план (программу) соответствующие мероприятия, стремясь разрушить или смягчить их и, напротив, стимулировать позитивные для общества тенденции. Для правильного и эффективного составления плана профилактики преступности определите основные этапы криминологического планирования. Покажите, на каком этапе планирования используется криминологический прогноз. Задача № 4 На молокозаводе наиболее распространенными правонарушениями были посягательства на государственную собственность. Из 520 членов коллектива на протяжении одного года к уголовной ответственности было привлечено 12 лиц за хищение государственного имущества. На большинство же работников, задержанных при осмотре с похищенной продукцией, были наложены административные, дисциплинарные и другие взыскания. Было решено на данном предприятии изучить причины и условия хищений и других правонарушений и разработать мероприятия по их предотвращению. Какие сведения нужны для выяснения причин и условий совершения преступлений?
Задача № 5 Возможно ли утверждать, что целью криминологического исследования на отдельном объекте является: изучение причин и условий совершения преступлений рабочими данного объекта; обобщение наиболее эффективных форм и методов борьбы с преступлениями, которые применяются администрацией; получение сведений о наиболее типичных причинах и условиях совершения преступлений в городе; разработка комплексной системы мероприятий, направленных на предотвращение преступности в районе; мобилизация общественности города, на территории которого расположено предприятие, на усиление борьбы с преступностью; организация проверки эффективности работы правоохранительных органов на отдельном объекте; проверка эффективности предупредительной работы администрации завода. Тестовые задания 1.Под прогнозирование понимается: 1. Разработка программ по борьбе с преступностью; 2. научное предвидения развития преступности; 3. процесс получения, обработки и анализа информации с целью определения будущего состояния преступности; 4. планирование расследования конкретного преступления; 5. установление истины по совершённому преступлению.
2.К целям криминологического прогнозирования относятся: 1. установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем; 2. выбор оптимального пути развития деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; 3. принятие длящихся управленческих решений, разработка общей концепции борьбы с преступностью; 4. обеспечение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов; 5. все вышеперечисленное.
3.Характерные черты профилактики преступности: 1. криминогенная детермированность и обусловленность; 2. насильственность и обязательность; 3. непосредственность и необратимость; 4. системность и комплексность; 5. всё вышеперечисленное.
4.Классификация мер профилактики по объёму: 1. демографические, политические, правовые; 2. идеологические, материальные, социальные; 3. организационные, отношенческие, технические; 4. общегосударственные, региональные, частные; 5. общие, особенные и индивидуальные.
5.Прогноз – это: 1. программно – целевой подход к профилактике преступности; 2. выявление причин и условий конкретного правонарушения; 3. нацеленность деятельности участников профилактики на необратимое сокращение преступности и качественное повышение правовой активности граждан; 4. вывод и о возможности наступления тех или иных процессов в будущем; 5. мнение, излагаемое по определённому вопросу группой экспертов.
6.Назначение прогнозирования: 1. формирование целей и задач борьбы с преступностью; 2. планирование деятельности по борьбе с преступностью; 3. стимулирование позитивных тенденций преступности; 4. ослабление негативных явлений, предполагаемых в будущем; 5. все вышеперечисленное.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 738. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |