Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса




В. С. Трусов

 

«КРИМИНОЛОГИЯ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Донецк 2016

Учебно-методические материалы по дисциплине «Криминалогия»для студентов образовательно-квалификационного уровня «Магистр» направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» / Сост.: В.С.Трусов – Донецк: ДонНУ, 2016.

 

Учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями кредитно-модульной системы обучения.

 

Составители:                                                      В. С. Трусов,

старший преподаватель

 

©Донецкий национальный университет, 2016

© В.С. Трусов

 


 


Область применения и место дисциплины в учебном процессе

Учебная дисциплина «Криминология» -одна из важнейших базовых дисциплин уголовно-правового цикла, без изменения и осмысления которой невозможно решить на высоком профессиональном уровне задачи,состоящие перед юристами.

Криминология изучает не только закономерности отдельных преступлений ,индивидуального преступного поведения ,но и преступности как массового преступного поведения. В последнем случае речь идет об одном из наиболее сложных социальных явлений.

Тесно связана с уголовным правом, уголовным процессом, криминалистикой, уголовно-исполнительным законодательством, а также с социологией, психологией, демографией, статистикой и педагогикой .

Нормативные ссылки

Конституция Донецкой Народной Республики от 14.05.14 г. (с изменениями, внесенными Законами от 27.02.15г. №17-IHC, от 29.06.15г.№63- IHC, от 11.09.15г.№92-IHC)
Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики от 19.08.2014 г. (с изменениями, внесенными Законом от 23.09.14 г. №35-I/I)


Структура дисциплины (модуля): (2 курс)

Характериристика учебной дисциплины

Очная форма обучения на базе

Заочная форма обучения на базе

ОСО ОСО

СПО (сокращ.)

ВПО (сокращ.)
Образовательный уровень

Бакалавр

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль

-----

Количество содержательных модулей (тем)

2(18)

Дисциплина базовой/вариативной части образовательной программы*

Профессиональный блок, базовая часть

Формы контроля

Текущий модульный контроль, зачет

 

 

Показатели

Очная форма обучения на базе

Заочная форма обучения на базе

ОСО ОСО   CПО (сокращ.)

ВПО

(сокращ.)

Количество зачетных единиц (кредитов) 2 2  

 

Количество часов 72 72  

 

Год подготовки 2 2  

 

семестр 4 4  

 

Количество часов, в т.ч.      

 

-лекционных 32 8  

 

-практических, семинарских 16 4  

 

-лабораторных      

 

-самостоятельной работы 24 60  

 

в т.ч. индивидуальное задание      

 

Недельное количество часов, в т.ч.      

 

-аудиторных 3    

 

-самостоятельной работы студентов 1,5    

 

           

ОСО - общее среднее образование, СПО - среднее профессиональное образование, ВПО - высшее профессиональное образование, * - в соответствии с ОП (образовательной программой).

 

Описание дисциплины

Цели и задачи

 

Цель Изучение дисциплины «Криминология» имеет своей целью формирование теоретических и практических знаний и умений в области криминологии, усвоение студентами основных правовых понятий, основных проблем науки криминологии, познание закономерностей и выработку научных теорий, концепций и гипотез преступности.

Задачи изучения курса состоят в том, чтобы дать студентам прочные знания о криминологии как науке, о содержании ее предмета, об основных направлениях борьбы с преступностью на современном этапе развития Донецкой Народной Республики. В число задач изучения курса входят: изучение состояния уровня, структуры и динамики преступности в Донецкой Народной Республики, странах СНГ и других зарубежных государствах, способы и методы борьбы с преступностью в этих странах, формы координации научных исследований и обмена опытом по предупреждению и раскрытию преступлений; усвоение студентами криминологической характеристики: рецидивной преступности, преступности несовершеннолетних и молодежи, воинской, коррупционной, женской преступности и др.

При изучении курса особое внимание уделяется усвоению студентами понятий «организованная и профессиональная преступность», ее виды, способы и средства борьбы с нею.

Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующей компетенции в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):

а) общекультурные (ОК):

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

сформировавшееся уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способность анализировать социально значимые и профессиональные задачи (ОК-9);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

б) общепрофессиональные (ОПК):

способность неукоснительно соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законы, а также иные нормативные правовые акты и нормы международного права (ОПК-1);

способность работать на благо общества и государства (ОПК-2);

способность противостоять действиям, нанесшим ущерб интересам государства, общества, физическим и юридическим лицам (ОПК-3);

способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-5);

способность повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6).

в) профессиональные (ПК):

способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

способность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы гражданина (ПК-9);

способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способность давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

а. основные нормативные акты, регулирующие организацию борьбы с преступностью;

б. криминологические понятия и категории, теоретические положения науки;

в. понятия основных количественных и качественных характеристик преступности;

г. методологию, методику и методы, используемые при проведении криминологических исследований;

д. криминологическую характеристику отдельных видов преступлений;

уметь:

а. определить уровень, структуру и динамику преступности на отдельном объекте, в районе, области и Донецкой Народной Республике;

б. применить общенаучные и частнонаучные методы криминологии для осуществления прогнозирования и планирования борьбы с преступностью;

в. правильно оценивать статистическую информацию о количественных и качественных характеристиках преступности;

г. решать конкретные задачи о причинах преступности, способах и средствах ее предупреждения по архивным уголовным делам;

д. определять методику уровня латентной преступности, ее виды, способы определения;

е. находить ответы на все вопросы, связанные с определением и состоянием преступности.

владеть:

а. юридической терминологией;

б. навыками работы с правовыми актами;

в. навыками анализа различных юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

г. навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

д. навыками знаний и мышления, оценки криминологической ситуации;

е. навыками сбора и анализа информации о преступности, лицах, совершающих преступления;

ж. навыками прогноза показателей преступности;

Семинарские (практические) занятия по криминологии проводятся в форме рассмотрения и обсуждения групп проблемных вопросов по темам, решения практических задач, определения правовых оценок конкретных криминологических ситуаций.

Список нормативных актов и литературных источников приведен в конце программы.

К программе прилагается тематика курсовых и дипломных работ.

 

Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса

Курс дисциплины «Криминология»  предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента.

Материал излагается с использованием объяснительно-иллюстративных, эвристических и исследовательских методов преподавания. При проведении лекций для обсуждения материала широко используются раздаточные материалы.

В учебном процессе широко применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, дискуссия, полемика), внеаудиторная самостоятельная работа, проблемное обучение.

Использование в учебном процессе интернет-ресурсов по данному курсу; рассмотрение казусов, максимально приближенных к конкретным ситуациям, требуют разрешения для построения моделей соответствующих общественных отношений и разрешения жизненных спорных практических ситуаций в процессе поиска путей решения сформулированных материальных правовых проблем; тесты, контрольные работы и деловые игры.

Самостоятельная работа студентов предусматривает выполнение индивидуальных заданий, изучение научной, учебной и методической литературы, составление конспектов, защиту докладов, изучение проблемных вопросов и освещение их в тезисах научно-практических конференций и научных статьях.

 

Порядковый номер и тема Краткое содержание темы
  Содержательный модуль 1
Тема 1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии Понятие криминологии. Криминология как социально-правовая наука, учебная дисциплина, нормативная отрасль предупреждения преступлений. Предмет криминологии. Общая характеристика пяти компонентов (групп) предмета криминологии: преступности, личности преступника, причин и условий преступности, предупреждения преступности, жертвы преступления. Место криминологии в системе юридических наук. Криминология и уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, уголовно-исполнительное право. Использование в криминологии уголовно-правовой статистики. Связь криминологии с социологией, психологией, психиатрией, педагогикой, экономическими науками. Значение математических знаний для решения задач, стоящих перед криминологией (количественные измерения преступности, построение логических и математических моделей преступного поведения и др.). Система курса криминологии. Характеристика Общей и Особенной части. Задачи и функции криминологии как отрасли законодательства. Аналитическая, прогностическая, экспертная, нормотворческая, правоприменительная, международная функции криминологии.
Тема 2. История и современное состояние криминологии в Украине Этапы развития криминологии. Криминологические исследования в первые годы существования Советского государства. Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений в 20-е годы. Создание отдела моральной статистики. Кабинеты по изучению преступности и преступников. Создание Государственного института по изучению преступности и преступника (1925 г.). Задачи, возложенные на этот институт. Научные труды сотрудников этого института. Причины существенного сокращения научных криминологических исследований в конце 30-х годов. Криминологические научные учреждения в нашей стране в современный период. Завершение в 60 – 70-х годах теоретических основ криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. Основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией. Связь научных учреждений и юридических вузов с практическими органами в проведении криминологических исследований и реализации их результатов.
Тема 3. Методика криминологических исследований   Понятие методики и методов криминологических исследований. Диалектический и историко-материалистический принципы как методологическая база криминологии. Применение системного метода в анализе преступности, ее причин и условий, личности преступника и разработки мер предупреждения преступности. Система методов криминологических исследований: статистические методы; социологические методы; психологические методы, логико-математические методы; правовые методы. Общенаучные и частнонаучные методы, используемые при проведении криминологических исследований. Уголовная статистика и ее роль в организации борьбы с преступностью. Организация криминологического исследования. Организационно-технический план. Особенность программы и методик криминологического исследования. Анализ результатов криминологического исследования и подготовка выходных документов. Оценка результатов исследования.
Тема 4. Понятие, признаки и измерение преступности Понятие преступности и ее признаков. Основные качественно-количественные показатели преступности: уровень, структура, динамика, характер, география. Методика определения уровня преступности. Индекс или коэффициент преступности и значение этого показателя при изучении преступности. Понятие латентной преступности и ее виды. Причины латентной преступности. Методика определения уровня латентной преступности при оценке показателей преступности. Социальные и правовые явления, влияющие на уровень, структуру и динамику преступности – исторические, политические, общественно-экономические условия жизни общества, изменения в уголовном законодательстве и т.д. Преступность в СССР и УССР в 1917 – 1991 годы. Характерные черты уровня, структуры и динамики преступности в данный период, тенденции ее развития. Региональные особенности преступности в ДНР и государствах СНГ.
Тема 5. Личность преступника   Понятие личности преступника как основного и важнейшего звена механизма преступного поведения. Задачи и значение ее изучения. Соотношение понятия личности преступника со смежными понятиями (субъект преступления, подсудимый, осужденный). Личность как система взаимных черт, свойств, признаков и качеств участника и носителя общественных отношений. Уровни криминологического изучения личности преступника – индивидуальный, групповой, уровень совокупной характеристики личности преступника. Соотношение социального и биологического в личности преступника. Дискуссии и проблемы. Основные черты криминологической характеристики личности преступника. Структура личности преступника. Социально-демографические признаки, потребностно-мотивационная сфера личности, социально-ролевая характеристика личности. Уголовно-правовая характеристика личности преступника. Классификация (типология) преступников. Критерии типологии: а) по глубине и стойкости криминогенной мотивации и взаимосвязанных с ней убеждений, ценностных ориентиров; б) по характеру и содержанию мотивации преступного поведения. Практическое значение классификации преступников.
Тема 6. Причины и условия совершения конкретных преступлений Понятие причин и условий совершения конкретного преступления. Классификация причин и условий совершения конкретного преступления. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. Мотивация преступного поведения – система мотивов, побудитель к преступлению и его регулятор как одна из главных причин преступного поведения. Функции криминогенной мотивации: отражательная, побудительная, регулятивная, контрольная. Роль условий неблагоприятного формирования личности: организационных, управленческих, культурно-воспитательных и др. Объективные и субъективные обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье, ближайшем окружении, быту, школе, трудовых коллективах. Источники формирования негативных социально-психологических и нравственных признаков личности. Понятие и роль конкретной жизненной ситуации в механизме совершения конкретного преступления. Элементы криминогенной ситуации. Виктимологический аспект механизма совершения конкретного преступления. Виктимность как совокупность свойств личности и социального статуса потерпевшего. Классификация потерпевших по социально-демографическому, профессиональным и социально-правовым признакам. Значение провоцирующего и иных видов виктимного поведения потерпевших как условия совершения преступления.
Тема 7. Причины и условия преступности Понятие причин и условий преступности в криминологии. Понятие причинности – одной из форм детерминации как объективной связи между явлениями, одно из которых (причина) порождает другое (следствие). Системный подход к исследованию причин и условий преступности. Классификация причин и условий преступности: по механизму действия на преступность; по уровню (преступность в целом, причины и условия различных групп преступлений; причины и условия конкретных преступлений), по содержанию. Причины и условия преступности ближайшие и отдаленные, внутренние и внешние. Условия, которые формируют, способствуют, интенсифицируют действие причин совершения преступлений. Причины и условия преступности на современном этапе развития нашего государства. Связь причин и условий преступности с противоречиями экономических отношений, несбалансированностью хозяйственного механизма, недостатками экономического планирования и распределительных отношений. Конкурентная борьба, безработица, имущественные детерминанты. Причины преступности и нравственное состояние общества, отсутствие необходимых моральных ценностей и установок (внедрение антикультуры, антиискусства, психологии вседозволенности и моральной свободы). Причины и условия преступности в странах СНГ и наиболее развитых странах мира.
Тема 8. Предупреждение преступности Понятие и значение предупреждения преступности. Предупреждение преступности – многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. Требования, предъявляемые к предупредительным мерам: законность, социальная и экономическая обоснованность, прогрессивность, системность, конкретность, комплексность и эффективность. Классификация мер предупреждения преступности. Уровни и формы предупредительной деятельности: общая, особенная и индивидуальная профилактика, выделяемая по объему и направленности применения предупредительных мер. Виды (этапы) индивидуальной профилактики в зависимости от стадии искаженных ориентаций и черт личности и выражающего их поведения, а также момента начала предупредительной работы. Законодательные органы и органы исполнительной власти как субъекты профилактики. Специфика профилактической деятельности, осуществляемой Народным Советом, иными представительными органами, органами исполнительной власти. Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности. Правовые основы профилактической деятельности. Роль общественных организаций в профилактике преступности. Участие органов местного самоуправления в возрождении и развитии и различных форм этой деятельности.
Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с пре-ступностью Понятие криминологического прогнозирования, значение для определения состояния, структуры и динамики преступности в будущем. Цели и задачи прогнозирования. Виды и сроки криминологического прогнозирования (краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные прогнозы). Прогнозирование индивидуального преступного поведения. Основные методы криминологического прогнозирования и их характеристика: экстраполирования, экспертных оценок, моделирования, анализ, индукция, дедукция и другое. Организационные принципы криминологического прогнозирования. Методика разработки прогнозов преступности. Понятие планирования борьбы с преступностью, ее цели, задачи и значение. Условия эффективности криминологического планирования. Виды криминологических планов. Организационные вопросы планирования борьбы с преступностью. Особенности криминологического планирования в области, районе и на отдельном объекте.
  Содержательный модуль 2
Тема 10. Криминологическая характеристика преступности несовершенно-летних и молодежи Преступность несовершеннолетних лиц, ее состояние, уровень, структура и динамика. Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников. Социально – демографические, социально – психологические и нравственные особенности. Различие по уровню, структуре преступлений несовершеннолетних мужского и женского пола. Причины и условия преступности несовершеннолетних. Роль условий жизни и воспитания, возрастных, особенностей по-зиции окружающих лиц и, прежде всего, антиобщественного поведения взрослых и «досуговых» групп. Криминогенность семьи. Недостатки школьного воспитания. Система специальных и общественных мер предупрежде-ния преступности несовершеннолетних. Субъекты предупреждения преступлений несовершеннолетних. Особенности криминологической характеристики преступности молодежи, ее причины и условия. Формы и методы предупредительной работы среди этой категории правонарушений.
Тема 11. Криминологическая характеристика рецидивной преступности Понятие и общая характеристика насильственных преступлений и хулиганства как особой группы преступлений по криминологической классификации. Уровень, структура и динамика насильственных преступлений и хулиганства. Криминологическая характеристика умыш-ленных убийств, тяжких телесных повреждений и изнасилований. Возрастание уровня «заказных» убийств. Региональные особенности насильственных преступлений и хулиганства. Криминологическая характеристика лиц, совершающих умышленное убийство, тяжкие телесные повреждения, изнасилования и хулиганство. Социально – демографические, социально – психологические и нравственные особенности этих лиц. Причины и условия насильственных преступлений и хулиганства. Мотивационная сфера насильственной преступности. Влияние наркотиков, пьянства и алкоголизма. Особенности предупреждения насильственных преступлений и хулиганства. Ранняя профилактика бытовых конфликтов. Субъекты и объекты предупредительной деятельности. Профилактическое значение соблюдения принципа неотвратимости ответственности за мелкие правонарушения, предшествующие тяжким преступлениям против личности.
Тема 12. Криминологическая характеристика рецидивной преступности Понятие, характеристика и виды рецидивной преступности. Состояние, уровень, структура и динамика рецидивной преступности. Структура рецидивной преступности по видам преступлений, по числу судимостей и интенсивности рецидива, по характеру и размеру ранее отбытого наказания. Криминологическая характеристика личности преступника-рецидивиста. Особенности социально-демографической и социально-психологической характеристик личности рецидивиста. Классификация (типология) рецидивистов. Причины и условия рецидивной преступности. Криминогенная мотивация рецидивистов как причина преступного поведения. Роль факторов пенитенциарного характера, обуславливающих существование рецидивной преступности. Недостатки деятельности правоохранительных органов в процессе раскрытия, расследования преступлений, назначения и исполнения наказания в отношении рецидивистов. Предупреждение рецидивной преступности. Основные пути предупреждения рецидива на стадии расследования преступления и органами исполнения наказания. Система мер постпенитенциарной адаптации, осуществляемые по выходу осужденного на свободу. Профилактическая деятельность органов внутренних дел к ранее судимым лицам.
Тема 13. Криминологическая характеристика экономической преступности Понятие, виды и общая характеристика экономической преступности. Уровень, структура и динамика экономической преступности. Тенденция развития экономической преступности. Криминологическая характеристика лиц, совершающих экономические преступления. Социально-демографическая, потребностно-мотивационнная и социально-ролевая характеристика лиц, совершающих экономические преступления. Причины и условия экономической преступности. Социально-экономический кризис в ДНР как источник экономической преступности. Криминологическая характеристика наиболее опасных видов экономической преступности – взяточничества, хищений собственности, корыстных злоупотреблений властью и др. Предупреждение экономической преступности. Основные меры профилактики социально-экономические, политические, организационно-управленческие и другие объекты, и субъекты предупреждения экономической преступности. Причины и условия преступлений против собственности граждан. Основные направления предупреждения преступлений против собственности граждан.
Тема 14. Криминологическая характеристика организованной преступности Понятие и характеристика организованной преступности. Тенденции и прогноз развития организованной преступности. Уровень, структура и динамика. Признаки организованной преступности. Коррупция как структурный элемент организованной преступности. Виды и формы преступных объединений. Факторы, обуславливающие появление и развитие организованной преступности в ДНР. Криминологическая характеристика личности – участника преступных объединений, и их классификация. Специальные меры предупреждения организованной пре-ступности. Меры социального, экономического и правового характера. Субъекты и объекты предупреждения организованной преступности. Специальные структурные подразделения правоохранительных органов, осуществляющие борьбу С организованной преступностью. Формы взаимодействия органов МВД ДНР с полицейскими службами других стран по координации противодействия организованной преступности.
Тема 15. Криминологическая характеристика женской преступности Понятие и характеристика женской преступности. Состояние, уровень и структура женской преступности. Отличие женской преступности, от преступности, совершаемой мужчинами. Уровень латентности женской преступности. Криминологическая характеристика личности женщины, совершающей преступление. Социально-демографические признаки личности женщин-преступниц. Причины и условия женской преступности. Социально-экономические факторы, обуславливающие женскую преступность. Семейно-бытовая сфера и ее роль в детерминации женской преступности. Мотивация женской преступности. Предупреждение преступности женщин. Объекты и субъекты предупредительной деятельности. Уровни и формы их профилактики.
Тема 16. Криминологическая характеристика коррупционной преступности Понятие и характеристика коррупции и коррупционной преступности. Уровень, структура и динамика коррупционной преступности Коррупционные деяния и другие правонарушения, связанные с коррупцией. Криминологическая характеристика личности, совершающей коррупционные преступления. Причины и условия совершения коррупционных деяний. Социально-экономические условия, способствующие развитию коррупционной преступности. Предупреждение коррупционной преступности. Субъекты и объекты предупреждения коррупции. Правовая основа предупреждения коррупции. Уровни и формы предупредительной деятельности: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный.
Тема 17. Криминологическая характеристика воинских преступлений Понятие и основные виды воинских преступлений. Состояние, уровень, структура и динамика преступлений военнослужащих. Криминологическая характеристика личности, совершающей воинские преступления. Социально-демографические и социально-психологические характеристики личности. Психологические и биологические особенности личности. Причины и условия воинских преступлений. Социально-экономические, культурно-воспитательные детерминанты преступности военнослужащих. Уровни причин совершения преступлений военнослужащими. Основные направления предупреждения преступлений военнослужащими. Субъекты и объекты предупредительной деятельности. Уровни и формы их профилактики.
Тема 18. Криминологическая характеристика неосторожных преступлений Понятие и общая криминологическая характеристика неосторожных преступлений. Уровень, структура и динамика неосторожных преступлений. Виды неосторожных преступлений. Уровень латентности неосторожных преступлений. Криминологическая характеристика личности неосторожного преступника. Причины и условия неосторожных преступлений. Мотивация неосторожных преступлений. Особенности взаимодействия личности и ситуации при совершении неосторожных преступлений. Роль организационно-управленческих нарушений, технических и технологических недостатков производства, отсутствие должного контроля за соблюдением правил безопасности при совершении преступлений. Общие и специальные меры предупреждения неосторожных

 


Тематический план(заполняется согласно учебному плану)

Содержательный модуль 1

Название содержательных модулей и тем

Количество часов

Очная форма

Заочная форма

На базе общего среднего образования

На базе среднего профессионального образования

На базе высшего профессионального образования

всего

в т. ч.

всего

в т. ч.

всего

в т. ч.

всего

в т. ч.

лекции практич. лаборат. СРС индивид. лекции практич. лаборат. СРС индивид. лекции практич. лаборат. СРС индивид. лекции практич. лаборат. СРС индивид.
1.Понятие, предмет, система и задачи криминологии. 4 2 1   1   7 1 -   6                          
2.История и современное состояние криминологии 4 2 1   1   6 - -   6                          
3.Методика криминологических исследований. 4 2 1   1   7,5 1 0,5   6                          
4.Понятие, признаки и измерение преступности. 4 2 1   1   7,5 1 0,5   6                          
5.Личность преступника. 5 2 1   2   7,5 1 0,5   6                          
6, 7. Причины и условия преступности, конкретного преступления. 5 2 1   2   6 - -   6                          
8. Предупреждение преступности. 5 2 1   2   6 - -   6                          
9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. 5 2 1   2   6,5 - 0,5   6                          
10.Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи. 5 2 1   2   3 1 0,5   1,5                          
11. Криминологическая характеристика насильственных преступлений и хулиганства. 4 2 1   1   1,5 - -   1,5                          
12. Криминологическая характеристика рецидивной преступности. 4 2 1   1   1,5 - -   1,5                          
13. Криминологическая характеристика экономической преступности. 5 2 1   2   3 1 0,5   1,5                          
14. Криминологическая характеристика организованной преступности. 5 2 1   2   2,5 1 0,5   1                          
15. Криминологическая характеристика женской преступности. 4 2 1   1   2,5 1 0,5   1                          
16. Криминологическая характеристика коррупционной преступности. 4 2 1   1   1 - -   1                          
17. Криминологическая характеристика воинских преступлений. 4 2 1   1   1 - -   1                          
18. Криминологическая характеристика неосторожных преступлений. 1       1   2 - -   2                          
Итого по содержательному модулю 72 32 16   24   72 8 4   60                          



Темы семинарских занятий

Не предусмотрено

Темы практических занятий

Раздел 1. Общая часть

Тема 1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии

Тема 3. Методика и организация криминологических исследований. (2 ч.)

План

1. Понятие криминологии, как социально-правовой науки, ее предмет, задачи и система.

2. Место криминологии в системе юридических и других наук.

3. Методология, методики и система методов в криминологии.

4. Общенаучные, частнонаучные и конкретно-социологические методы, используемые при проведении криминологических исследований.

5. Понятие, организация проведения программы криминологического исследования, этапы ее проведения.

Тема 4. Преступность и ее основные характеристики

Тема 5. Личность преступника  (2 ч)

План

1. Понятие преступности как социально-негативного явления, ее признаки и виды.

2. Основные качественно-количественные показатели преступности: уровень, структура, динамика.

3. Понятной латентной преступности, ее виды и факторы, обуславливающие ее существование.

4. Современное состояние преступности в Украине.

5. Понятие личности преступника, ее структура и пределы ее изучения в криминологии.

6. Классификация и типология преступников.

Тема 6. Причины и условия преступности и совершения конкретного преступления

Тема 7. Предупреждение преступности (2 ч)

План

1. Понятие причин и условий преступности и их классификация.

2. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления, его элементы и этапы.

3. Виктимология и проблемы борьбы с преступностью.

4. Понятие и значение предупреждения преступности

5. Классификация мер предупреждения преступности.

6. Правовые основы предупреждения преступности.

Раздел 2. Особенная часть

Тема 9. Криминологическая характеристика организованной преступности (2 ч)

План

1. Понятие организованной и профессиональной преступности и ее криминологическая характеристика.

2. Причины и условия организованной преступности в Украине.

3. Криминологическая характеристика личности участника преступных групп.

4. Основные направления предупреждения организованной преступности.

Тема 10. Криминологическая характеристика коррупционной преступности (2 ч)

План

1. Понятие, состояние коррупционной преступности.

    2. Криминологическая характеристика лица, совершившего коррупционные деяния.

    3. Причины и условия коррупционной преступности.

    4. Предупреждения коррупционной преступности.

Тема 11. Криминологическая характеристика рецидивной преступности (2 ч)

План

1. Понятие, состояние и виды рецидивной преступности.

2. Уровень, структура, динамика и география рецидивной преступности.

3. Криминологическая характеристика личности рецидивиста.

4. Причины и условия рецидивной преступности.

5. Предупреждение рецидивной преступности.

Тема 12. Криминологическая характеристика экономической преступности (2 ч)

План

     1. Понятие и общая криминологическая классификация экономических преступлений. 

     2. Криминологическая характеристика лиц совершивших экономические преступления.

     3. Причины и условия совершения преступлений в сфере экономики.

4. Основные направления предупреждения экономических преступлений.

Тема 13. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи (2 ч)

План

1. Криминологические характеристики преступности несовершеннолетних и молодежи.

2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника и молодежи.

3. Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними и молодежью.

4. Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних и молодежи.


 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Пояснительная записка

 

На семинарских занятиях студенты должны иметь рабочие тетради, необходимые нормативно-правовые акты, конспекты лекций, учебную литературу, учебно-методические материалы (сборники тестов и задач).

Для закрепления теоретического материала, на семинарских занятиях используются различные интерактивные методы обучения. Решение задач и тестов заключается в умении студента найти соответствующий нормативно-правовой акт и норму (нормы), что позволяет сделать правильный ответ на поставленный вопрос.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...