Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии
План 1. Понятие криминология и его предмета 2 Система курса криминологии и ее соотношение с другими науками. 3. Методология криминологической науки. 4.Криминология как социально-правовая наука, учебная дисциплина, нормативная отрасль предупреждения преступлений. Контрольные вопросы: 1.Общая характеристика пяти компонентов (групп) предмета криминологии: преступности, личности преступника, причин и условий преступности, предупреждения преступности, жертвы преступления. 2.Место криминологии в системе юридических наук. 3.Криминология и уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, уголовно-исполнительное право. 4.Использование в криминологии уголовно-правовой статистики. 5.Связь криминологии с социологией, психологией, психиатрией, педагогикой, экономическими науками. 6. Значение математических знаний для решения задач, стоящих перед криминологией (количественные измерения преступности, построение логических и математических моделей преступного поведения и др.). 7.Система курса криминологии. Характеристика Общей и Особенной части. 8.Задачи и функции криминологии как отрасли законодательства. Аналитическая, прогностическая, экспертная, нормотворческая, правоприменительная, международная функции криминологии. Практические задания: Задача № 1 Криминология изучает ряд социальных явлений, процессов, закономерностей, связанных с преступностью, борьбой с ней. Эти социальные явления в совокупности характеризуют предмет криминологии. Раскрыть понятие социальных явлений, входящих в предмет криминологии и раскрыть их содержание.
Задача № 2 Разработайте программу и организационный план изучения преступности на территории вашего города (района) по следующим видам преступлений: - преступность несовершеннолетних; - квартирные кражи; - грабежи, разбои; - преступления, связанные с наркотиками; - хулиганство; - нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Программа должна содержать: - обоснование выбора и описание объекта исследования; - определение предмета, цели и задач исследования; - формулировка основных гипотез исследования; - перечень необходимой криминологической и другой информации и указание источников ее получения; - разъяснение методов сбора каждого вида информации. Организационный план должен предусматривать: - материально ресурсное обеспечение исследования; - последовательность проведения исследовательских мероприятий; - размещение и распределение ролей между участниками исследования; - сроки осуществления основных этапов исследования; - разработку рабочего инструментария исследования (анкеты, опросные листы, бланки формализированного изучения документов, сценарии наблюдения и эксперимента и т. д.). Задача № 3 Изучая личность несовершеннолетних правонарушителей, исследователи установили, что около 20% из них воспитывались в неполных семьях (без одного или двух родителей). Достаточно ли этих данных для вывода о том, что неполная семья является одним из криминогенных факторов формирования личности преступника? Что такое контрольная группа и каким требованиям она должна отвечать при таких условиях? Задача № 4 Составьте опросник для стандартизированного интервью по изучению общественного мнения о мероприятиях по усилению борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, проституцией. Тестовые задания 1.Криминология - это: 1. Социально - правовая наука; 2. Прикладная наука; 3. Исторически переходное явление; 4. Система правовых норм; 5. Не наука.
2.Предмет криминологии: 1. Способы, с помощью которых раскрываются закономерности изучаемых явлений; 2. Система государственных и общественных мер; 3. Уголовное судопроизводство; 4.Преступность, личность преступника, меры предупреждения; 5.Квалификация преступления.
3.Криминология изучает: 1. Преступность, виды преступлений, отдельные преступления; 2. Способы расследования преступлений; 3. Принципы и условия преступности; 4. Конкретные наказания уголовно-наказуемых деяний; 5.Результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью. 4.Криминология тесно связана с: 1.Уголовным правом; 2.Гражданским правом; 3.Судебной статистикой; 4.Земельным законодательством; 5.Финансовым правом.
5.Кто из учёных древнего мира интересовался принципами преступности: 1.Платон; 1. Цицерон; 2. Лукреций; 3. Аврелий;
6.Объект криминологии: 1. Общественные отношения, связанные с преступностью и др. правонарушениями; 2. Принципы и условия преступности; 3. Личность преступника; 4. Профилактика и предупреждение преступности; 5. Назначение наказаний по совокупности преступлений
Тема 2. История и современное состояние криминологии в Украине План 1. История развития криминологии в СССР. 2. Криминологические учреждения. 3. Криминологические теории в зарубежных странах.
Контрольные вопросы: 1.Этапы развития криминологии. 2.Криминологические исследования в первые годы существования Советского государства. 3.Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений в 20-е годы. 4.Создание отдела моральной статистики. 5.Кабинеты по изучению преступности и преступников. 6.Создание Государственного института по изучению преступности и преступника (1925 г.). 7.Задачи, возложенные на этот институт. 8.Научные труды сотрудников этого института. 9.Причины существенного сокращения научных криминологических исследований в конце 30-х годов. 10.Криминологические научные учреждения в нашей стране в современный период. Завершение в 60 – 70-х годах теоретических основ криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. 11.Основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией. 12. Связь научных учреждений и юридических вузов с практическими органами в проведении криминологических исследований и реализации их результатов.
Практические задания: Задача № 1 Для изучения процесса социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, избирательно было изучено 300 лиц. Определите возможную ошибку репрезентативности такого исследования, если известно, что на протяжении года после освобождения около 20% освобожденных опять совершают преступление.
Задача № 2 В НИИ КНУВД было проведено сравнительное обследование 450 подростков-рецидивистов и 450 законопослушных молодых людей, во время которого обнаружены характерные черты преступников в экспериментальной деликвентной группе. Какой метод был использован научно-исследовательским учреждением? Что составляет содержание этого метода?
Задача № 3 Какие данные и из каких источников нужно получить, чтобы сделать достоверную оценку ущерба от хозяйственных преступлений? Дайте обоснованный ответ. Задача № 4 Составьте анкету для экспертного опроса специалистов относительно оценки уровня латентности хозяйственных преступлений.
Тестовые задания
1.Криминология как наука сформировалась: 1. В 17 веке; 2. В первой половине 18 века; 3. В первой половине 19 века; 4.Во второй половине 19 века; 5.В середине 20 века.
2.В составе какой науки находилась криминология до образования её как самостоятельной науки: 1. Криминалистики; 2. Философии; 3. Социологии; 4.Уголовного права; 5.Судопроизводство.
3.В какие годы Криминология как самостоятельная дисциплина, стала преподаваться в высших учебных заведениях: 1. В 20-е годы; 2. В 30-е годы; 3. В 40-е годы; 4. В 50-е годы; 5.В 60-е годы.
4.Первые попытки выявления связи преступности с системой общественных отношений относятся к: 1. V в. до н. э. 2. I в. до н. э 3. IV в. до н. э 4. XVI в. до н. э 5. XVII в. до н. э
5.В особенную часть Криминологии входят: 1. Профилактика и предупреждение преступности; 2. Личность преступника; 3. Экономическая преступность; 4. Принципы и условия преступности; 5. Задачи Криминологии.
6.Кто является основоположником антропологических исследований в Криминологии. 1. Аристотель; 2. Платон; 3. Галль; 4. Ломброзо; 5. Энгельс.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 668. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |