Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Личность преступника
План 1.Понятие личности преступника как основного и важнейшего звена механизма преступного поведения. 2.Задачи и значение ее изучения. 3.Соотношение понятия личности преступника со смежными понятиями (субъект преступления, подсудимый, осужденный).
Контрольные вопросы:
1.Личность как система взаимных черт, свойств, признаков и качеств участника и носителя общественных отношений. 2.Уровни криминологического изучения личности преступника – индивидуальный, групповой, уровень совокупной характеристики личности преступника. 3.Соотношение социального и биологического в личности преступника. 4.Дискуссии и проблемы. 5.Основные черты криминологической характеристики личности преступника. Структура личности преступника. 6.Социально-демографические признаки, потребностно-мотивационная сфера личности, социально-ролевая характеристика личности. 7.Уголовно-правовая характеристика личности преступника. 7.Классификация (типология) преступников. Критерии типологии: а) по глубине и стойкости криминогенной мотивации и взаимосвязанных с ней убеждений, ценностных ориентиров; б) по характеру и содержанию мотивации преступного поведения. 8.Практическое значение классификации преступников.
Практические задания:
Задача № 1 Гражданин П. начал убегать из дома с 11-летнего возраста, занимался кражами продуктов и вещей, в связи с этим находился на профилактическом учете в милиции. В возрасте 14 лет он был привлечен к уголовной ответственности за кражу из квартиры. После освобождения из колонии в первый же месяц вместе с гр. Н., с которым познакомился во время отбывания наказания, гр. П. совершил кражу и грабеж. Отбыв 5 лет лишение свободы, он устроился работать на завод. В один из рабочих дней он избил бригадира за то, что тот обозвал его преступником, за это гр. П. был осужден к 8 годам лишения свободы. В колонии он нарушал режим, уклонялся от труда, принимал участие в драках с другими осужденными, которые встали на путь исправления. Используя криминологическую типологию, обоснуйте тип личности преступника.
Задача № 2 Гражданин Ф. вел непорядочный образ жизни: долго не задерживался ни на одном месте работы - его увольняли за многочисленные прогулы; систематически пьянствовал, в результате чего был признан хроническим алкоголиком, непристойно вел себя в общественных местах. Жена с несовершеннолетним сыном оставили его, поскольку он систематически конфликтовал, обижал их, продавал общее имущество с целью приобретения спиртного. Гражданин Ф. подозревался также в хищении продуктов из магазина, но за недоказанностью дело было прекращено. В 2011 г. гр. Ф. во дворе своего дома совершил в нетрезвом состоянии правонарушение: выкрикивал нецензурные слова, приставал к жителям дома, обижал их. В связи с этим он был задержан милицией. Гражданин Ф. был привлечен к административной ответственности за мелкое хулиганство. Можно ли считать гр. Ф. преступником? Дайте определение личности преступника.
Задача № 3 В городе, в котором проживает 360 тыс. человек, за год совершено 42 тысячи преступлений, в которых принимало участие 38 тыс. человек. Ранее судимые составляют 9%, несовершеннолетние – 13%, женщины – 15%. Определить уровень преступности в городе и сколько человек (в абсолютных цифрах) ранее судимых, несовершеннолетних, женщин принимало участие в совершении преступлений.
Задача № 4 В N-м городе численностью 100 тысяч человек за 2 месяца было совершено 350 преступлений, производство по уголовным делам которых закончилось приговором; 25 преступлений, по которым виновные лица были освобождены от уголовной ответственности и наказания по амнистии; 75 преступлений, по которым виновные лица были освобождены от уголовной ответственности и наказания в связи с заменой уголовного наказания принудительными мерами воспитательного характера и мерами общественного воздействия; 100 преступлений, по которым обвиняемые были освобождены от уголовной ответственности вследствие недоказанности участия в совершенных преступлениях; 55 преступлений производство по уголовным делам которых было прекращено за отсутствием события преступления; 55 нераскрытых преступлений, относительно которых в установленном порядке были получены сообщения. Каков абсолютный уровень или состояние преступности?
Задача № 5 За 2011 год в городе Загорье было совершено 940 преступлений. Из них: по ст. 185 УК Украины - 280; ст. 159 УК - 18; ст. 185 УК - 316; ст. 115 УК - 46; хулиганство 296; другие преступления составили 25%. В совершении преступлений принимали участие 1120 человек: несовершеннолетних – 64 человека; ранее судимых - 284 человека, из них рецидивисты - 94 человека; в нетрезвом состоянии - 140 человек; состоянии под админнадзором - 52 человека. В городе проживает 570 тысяч человек. Определить: уровень, структуру, коэффициент и динамику преступности; коэффициент и структуру преступности активности этих лиц.
Тестовые задания
1.Личность преступника: 1. совокупность социально-значимых качеств лица, признанного виновным в совершении преступлений, которые по взаимодействии с внешней средой привели к преступному поведению; 2. физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, вменяемое; 3. физическое лицо, способное при совершении преступления отдавать себе отчет в своих действиях, руководить ими; 4. лицо, которое совершает действия, противоречащие нормам морали и права и квалифицируемые как преступления; 5. все вышеперечисленное.
2.Криминологическое исследование личности преступника начинается с момента: 1. совершения лицом преступления; 2. признания в качестве обвиняемого; 3. регистрация преступления; 4. возникновение преступного замысла; 5. признания лица виновным в совершении преступления.
3.Личность человека и личность преступника - это: 1. одно и тоже; 2. понятия не совпадают; 3. личность человека понятие более широкое нежели личность преступника; 4. личность преступника - это особый вид личности; 5. все вышеперечисленное.
4.Назовите основные компоненты личности человека: 1. Социальный статус личности с социально-демографической характеристикой; 2. наличие высшего образования; 3. социальные функции личности; 4. нравственно-психологические характеристики; 5. природные данные.
5.Криминология изучает личность преступника для того, чтобы: 1. Выяснить, какие характерные черты и свойства той или иной личности формируют общественное, преступное поведение; 2. выработать меры по профилактике и предупреждению преступных проявлений; 3. установить принципы и условия преступности; 4. понять мотив преступного поведения; 5. Правильно квалифицировать содеянное преступником.
6.В Криминологии характеристика личности преступника проводится: 1. Количеству совершённых преступлений; 2. образовательно-культурному уровню; 3. по социально-демографическим признакам; 4. нравственно-психологическим свойствам; 5. уголовно-правовой характеристике.
Тема 6. Причины и условия совершения конкретных преступлений План 1.Понятие причин и условий совершения конкретного преступления. 2.Классификация причин и условий совершения конкретного преступления. 3.Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. 4.Мотивация преступного поведения – система мотивов, побудитель к преступлению и его регулятор как одна из главных причин преступного поведения.
Контрольные вопросы: 1.Функции криминогенной мотивации: отражательная, побудительная, регулятивная, контрольная. 2.Роль условий неблагоприятного формирования личности: организационных, управленческих, культурно-воспитательных и др. 3.Объективные и субъективные обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье, ближайшем окружении, быту, школе, трудовых коллективах. 4. Источники формирования негативных социально-психологических и нравственных признаков личности. 5.Понятие и роль конкретной жизненной ситуации в механизме совершения конкретного преступления. 6.Элементы криминогенной ситуации. 7.Виктимологический аспект механизма совершения конкретного преступления. 8.Виктимность как совокупность свойств личности и социального статуса потерпевшего. 9.Классификация потерпевших по социально-демографическому, профессиональным и социально-правовым признакам. 10.Значение провоцирующего и иных видов виктимного поведения потерпевших как условия совершения преступления.
Практические задания: Задача № 1 Проранжируйте по значимости ниже перечисленные факторы преступности и аргументируйте свою позицию: 1) отступление от норм социальной справедливости в разных сферах общественной жизни; 2) обострение межнациональных отношений; 3) негативное влияние «массовой культуры» через средства массовой информации; 4) изменения уголовного законодательства и правоприменительной практики; 5) усиление миграционных процессов; 6) изменение полово-возрастного состава населения; 7) изменение форм и отношений собственности; 8) обесценивание денежных накоплений населения, инфляция; 9) эффективность правохранительной деятельности, которая проявляется в показателях раскрываемых преступлений; 10) изменение уровня потребления алкоголя; 11) рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций; 12) ослабление семейных связей, увеличение количества разводов; 13) усиление социального и другого неравенства между людьми; 14) расширение межгосударственных связей, деловых и туристских контактов; 15) изменение структуры и характера производства в городе, массовая безработица, недостаток квалифицированных работников. Задача № 2 На территории города за 9 месяцев было совершено 140 краж из квартир граждан. Изучая уголовные дела, возбужденные по этим преступлениям, было установлено, что в 25% краж, преступники проникали в помещения через форточки, которые были открыты; в 45% - отпирали замки входных дверей и в 30% - путем выставления оконного стекла и выбивания дверей. Определить причины и условия, способствующие совершению квартирных краж.
Задача № 3 Следователь органа внутренних дел, расследуя уголовное дело по факту кражи личного имущества, направил директору завода, где работал обвиняемый, постановление о принятии мер к устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Определите, какой документ должен направить следователь и каково его содержание? Задача № 4 Определите, какие из перечисленных в задании 1 обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.
Тестовые задания 1.Назовите факторы, обусловливающие преступное поведение: 1. Личность преступника; 2. стихийное бедствие; 3. внешние неблагоприятные обстоятельства; 4. отсутствие работы; 5. болезнь.
2.Суть социологической теории, принцип преступности: 1. Существуют прирождённые преступники; 2. общество в целом - источник преступности; 3. преступность возникает в процессе взаимодействия групп общества; 4. источник преступности - агрессивная и эгоистическая наука человека; 5. источник преступности - условие формирования и жизнедеятельности личности преступника.
3.Конкретная жизненная ситуация в Криминология классифицируется: 1. По источнику возникновения криминогенной ситуации; 2. по времени совершения преступления; 3. по содержанию криминогенной ситуации; 4. по характеру криминогенной ситуации; 5. по способу совершения правонарушения.
4.По характеру виктимное поведение может быть: 1. Легкомысленным; 2. провоцирующим; 3. конфликтным; 4. мужественным; 5. трусливым
5.По источнику возникновения криминогенная ситуация: 1. Созданная самим преступником; 2. возникшая по воле других лиц; 3. созданная стихийными событиями 4. смешанного происхождения; 5. Все вышеперечисленное.
6.По характеру воздействия на действующее лицо, криминогенные ситуации могут быть: 1. Экстремальными; 2. провоцирующими; 3. благоприятствующими; 4. затрудняющими; 5. нейтральными. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 499. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |