Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Личность преступника




      План

1.Понятие личности преступника как основного и важнейшего звена механизма преступного поведения.

2.Задачи и значение ее изучения.

3.Соотношение понятия личности преступника со смежными понятиями (субъект преступления, подсудимый, осужденный).

 

Контрольные вопросы:

 

1.Личность как система взаимных черт, свойств, признаков и качеств участника и носителя общественных отношений.

2.Уровни криминологического изучения личности преступника – индивидуальный, групповой, уровень совокупной характеристики личности преступника.

3.Соотношение социального и биологического в личности преступника.

4.Дискуссии и проблемы.

5.Основные черты криминологической характеристики личности преступника. Структура личности преступника.

6.Социально-демографические признаки, потребностно-мотивационная сфера личности, социально-ролевая характеристика личности.

7.Уголовно-правовая характеристика личности преступника.

7.Классификация (типология) преступников. Критерии типологии: а) по глубине и стойкости криминогенной мотивации и взаимосвязанных с ней убеждений, ценностных ориентиров; б) по характеру и содержанию мотивации преступного поведения. 8.Практическое значение классификации преступников.

 

Практические задания:

 

Задача № 1

Гражданин П. начал убегать из дома с 11-летнего возраста, занимался кражами продуктов и вещей, в связи с этим находился на профилактическом учете в милиции. В возрасте 14 лет он был привлечен к уголовной ответственности за кражу из квартиры. После освобождения из колонии в первый же месяц вместе с гр. Н., с которым познакомился во время отбывания наказания, гр. П. совершил кражу и грабеж. Отбыв 5 лет лишение свободы, он устроился работать на завод. В один из рабочих дней он избил бригадира за то, что тот обозвал его преступником, за это гр. П. был осужден к 8 годам лишения свободы. В колонии он нарушал режим, уклонялся от труда, принимал участие в драках с другими осужденными, которые встали на путь исправления.

Используя криминологическую типологию, обоснуйте тип личности преступника.

 

Задача № 2

Гражданин Ф. вел непорядочный образ жизни: долго не задерживался ни на одном месте работы - его увольняли за многочисленные прогулы; систематически пьянствовал, в результате чего был признан хроническим алкоголиком, непристойно вел себя в общественных местах. Жена с несовершеннолетним сыном оставили его, поскольку он систематически конфликтовал, обижал их, продавал общее имущество с целью приобретения спиртного. Гражданин Ф. подозревался также в хищении продуктов из магазина, но за недоказанностью дело было прекращено.

В 2011 г. гр. Ф. во дворе своего дома совершил в нетрезвом состоянии правонарушение: выкрикивал нецензурные слова, приставал к жителям дома, обижал их. В связи с этим он был задержан милицией. Гражданин Ф. был привлечен к административной ответственности за мелкое хулиганство.

Можно ли считать гр. Ф. преступником? Дайте определение личности преступника.

 

Задача № 3

В городе, в котором проживает 360 тыс. человек, за год совершено 42 тысячи преступлений, в которых принимало участие 38 тыс. человек. Ранее судимые составляют 9%, несовершеннолетние – 13%, женщины – 15%.

Определить уровень преступности в городе и сколько человек (в абсолютных цифрах) ранее судимых, несовершеннолетних, женщин принимало участие в совершении преступлений.

 

Задача № 4

В N-м городе численностью 100 тысяч человек за 2 месяца было совершено 350 преступлений, производство по уголовным делам которых закончилось приговором; 25 преступлений, по которым виновные лица были освобождены от уголовной ответственности и наказания по амнистии; 75 преступлений, по которым виновные лица были освобождены от уголовной ответственности и наказания в связи с заменой уголовного наказания принудительными мерами воспитательного характера и мерами общественного воздействия; 100 преступлений, по которым обвиняемые были освобождены от уголовной ответственности вследствие недоказанности участия в совершенных преступлениях; 55 преступлений производство по уголовным делам которых было прекращено за отсутствием события преступления; 55 нераскрытых преступлений, относительно которых в установленном порядке были получены сообщения. Каков абсолютный уровень или состояние преступности?

 

Задача № 5

За 2011 год в городе Загорье было совершено 940 преступлений. Из них: по ст. 185 УК Украины - 280; ст. 159 УК - 18; ст. 185 УК - 316; ст. 115 УК - 46; хулиганство 296; другие преступления составили 25%.

В совершении преступлений принимали участие 1120 человек: несовершеннолетних – 64 человека; ранее судимых - 284 человека, из них рецидивисты - 94 человека; в нетрезвом состоянии - 140 человек; состоянии под админнадзором - 52 человека. В городе проживает 570 тысяч человек.

Определить: уровень, структуру, коэффициент и динамику преступности; коэффициент и структуру преступности активности этих лиц.

 

Тестовые задания

 

1.Личность преступника:

1. совокупность социально-значимых качеств лица, признанного виновным в совершении преступлений, которые по взаимодействии с внешней средой привели к преступному поведению;

2. физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, вменяемое;

3. физическое лицо, способное при совершении преступления отдавать себе отчет в своих действиях, руководить ими;

4. лицо, которое совершает действия, противоречащие нормам морали и права и квалифицируемые как преступления;

5. все вышеперечисленное.

 

2.Криминологическое исследование личности преступника начинается с момента:

1. совершения лицом преступления;

2. признания в качестве обвиняемого;

3. регистрация преступления;

4. возникновение преступного замысла;

5. признания лица виновным в совершении преступления.

 

3.Личность человека и личность преступника - это:

1. одно и тоже;

2. понятия не совпадают;

3. личность человека понятие более широкое нежели личность преступника;

4. личность преступника - это особый вид личности;

5. все вышеперечисленное.

 

4.Назовите основные компоненты личности человека:

1. Социальный статус личности с социально-демографической характеристикой;

2. наличие высшего образования;

3. социальные функции личности;

4. нравственно-психологические характеристики;

5. природные данные.

 

5.Криминология изучает личность преступника для того, чтобы:

1. Выяснить, какие характерные черты и свойства той или иной личности формируют общественное, преступное поведение;

2. выработать меры по профилактике и предупреждению преступных проявлений;

3. установить принципы и условия преступности;

4. понять мотив преступного поведения;

5. Правильно квалифицировать содеянное преступником.

 

6.В Криминологии характеристика личности преступника проводится:

1. Количеству совершённых преступлений;

2. образовательно-культурному уровню;

3. по социально-демографическим признакам;

4. нравственно-психологическим свойствам;

5. уголовно-правовой характеристике.

 

Тема 6. Причины и условия совершения конкретных преступлений

План

1.Понятие причин и условий совершения конкретного преступления.

2.Классификация причин и условий совершения конкретного преступления.

3.Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. 4.Мотивация преступного поведения – система мотивов, побудитель к преступлению и его регулятор как одна из главных причин преступного поведения.

 

Контрольные вопросы:

1.Функции криминогенной мотивации: отражательная, побудительная, регулятивная, контрольная.

2.Роль условий неблагоприятного формирования личности: организационных, управленческих, культурно-воспитательных и др.

3.Объективные и субъективные обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье, ближайшем окружении, быту, школе, трудовых коллективах.

4. Источники формирования негативных социально-психологических и нравственных признаков личности.

5.Понятие и роль конкретной жизненной ситуации в механизме совершения конкретного преступления.

6.Элементы криминогенной ситуации.

7.Виктимологический аспект механизма совершения конкретного преступления. 8.Виктимность как совокупность свойств личности и социального статуса потерпевшего. 9.Классификация потерпевших по социально-демографическому, профессиональным и социально-правовым признакам.

10.Значение провоцирующего и иных видов виктимного поведения потерпевших как условия совершения преступления.

 

Практические задания:

Задача № 1

Проранжируйте по значимости ниже перечисленные факторы преступности и аргументируйте свою позицию:

1) отступление от норм социальной справедливости в разных сферах общественной жизни;

2) обострение межнациональных отношений;

3) негативное влияние «массовой культуры» через средства массовой информации;

4) изменения уголовного законодательства и правоприменительной практики;

5) усиление миграционных процессов;

6) изменение полово-возрастного состава населения;

7) изменение форм и отношений собственности;

8) обесценивание денежных накоплений населения, инфляция;

9) эффективность правохранительной деятельности, которая проявляется в показателях раскрываемых преступлений;

10) изменение уровня потребления алкоголя;

11) рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций;

12) ослабление семейных связей, увеличение количества разводов;

13) усиление социального и другого неравенства между людьми;

14) расширение межгосударственных связей, деловых и туристских контактов;

15) изменение структуры и характера производства в городе, массовая безработица, недостаток квалифицированных работников.

Задача № 2

На территории города за 9 месяцев было совершено 140 краж из квартир граждан. Изучая уголовные дела, возбужденные по этим преступлениям, было установлено, что в 25% краж, преступники проникали в помещения через форточки, которые были открыты; в 45% - отпирали замки входных дверей и в 30% - путем выставления оконного стекла и выбивания дверей. Определить причины и условия, способствующие совершению квартирных краж.

 

Задача № 3

Следователь органа внутренних дел, расследуя уголовное дело по факту кражи личного имущества, направил директору завода, где работал обвиняемый, постановление о принятии мер к устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Определите, какой документ должен направить следователь и каково его содержание?

Задача № 4

Определите, какие из перечисленных в задании 1 обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.

 

Тестовые задания

1.Назовите факторы, обусловливающие преступное поведение:

1. Личность преступника;

2. стихийное бедствие;

3. внешние неблагоприятные обстоятельства;

4. отсутствие работы;

5. болезнь.

 

2.Суть социологической теории, принцип преступности:

1. Существуют прирождённые преступники;

2. общество в целом - источник преступности;

3. преступность возникает в процессе взаимодействия групп общества;

4. источник преступности - агрессивная и эгоистическая наука человека;

5. источник преступности - условие формирования и жизнедеятельности личности преступника.

 

3.Конкретная жизненная ситуация в Криминология классифицируется:

1. По источнику возникновения криминогенной ситуации;

2. по времени совершения преступления;

3. по содержанию криминогенной ситуации;

4. по характеру криминогенной ситуации;

5. по способу совершения правонарушения.

 

4.По характеру виктимное поведение может быть:

1. Легкомысленным;

2. провоцирующим;

3. конфликтным;

4. мужественным;

5. трусливым

 

5.По источнику возникновения криминогенная ситуация:

1. Созданная самим преступником;

2. возникшая по воле других лиц;

3. созданная стихийными событиями

4. смешанного происхождения;

5. Все вышеперечисленное.

 

6.По характеру воздействия на действующее лицо, криминогенные ситуации могут быть:

1. Экстремальными;

2. провоцирующими;

3. благоприятствующими;

4. затрудняющими;

5. нейтральными.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 442.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...