Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наречие. Разряды наречий по значению и способу образования. Степени сравнения наречий. Степени качества. Образование наречий.




Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий.

Нар. - часть речи, в кот. входят слова, обозначающие признак действия, состояния, качества, предмета или др. признака - быстро, легко, обыкновенно, вприпрыжку, сильно, наяву и т.д. Это неизменяемые слова, не выражающие никаких грамматич. значений, не обладающие никакими грамматич. категориями, короче, никакие. Отличить их можно по специфическим суффиксам - -о, -е, -ски, - ьи, -ому, -ему (+ по-). С другими словами сочетаются примыканием. В предложении выступают гл. обр. в функции обстоятельства, именной части сказуемого, реже в кач-ве несогласованного определения (кофе по-варшавски)

По словообразовательной структуре соотносятся со всеми знам. част. речи, при этом могут быть производными от них (мотивированными) и непроизводными.

По лексическому значению делятся на

1. Обстоятельственные - дополняют слово, к кот. примыкают указанием на — время - вчера, нынче, днем, всегда, весной, сейчас — место - везде и всюду, назад, издали, навстречу, сбоку — причину - сгоряча, спьяну, сослепу — цель - нарочно, специально, в шутку, назло

2. Определительные - характеризует знаменательное слово со стороны

— кач-ва - медленно, глупо, надежно, торжественно

— количества, т.е. степени проявления признака -

                     — неопред. кол-во - много, мало, примерно

                     — определ. кол-во - вдвое, трижды, дважды

— образа и способа действия - врассыпную, вперемешку, вслепую, навзничь, пешком, шагом

— сравнения и уподобления - по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной

— совокупности - вдвоем, втроем, всенародно, сообща 

 Нар. с суффиксом -о, образованные от качеств. прил., образуют степени сравнения, по образу и подобию своих прародителей:

1) Сравнительная степень выражается

— синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е - интереснее, дольше, сильней, громче. В семье не без удода, так что некоторые мерзкие наречия образуют сравн. степ. не как нибудь, а супплетивно, то бишь меняя основу - хорошо - лучше, много - больше, мало - меньше

— аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия - более сильно, более гнусно, более мерзко и т.д.

2) Превосходная степень выражается

— синтетически: с помощью суффиксов -ейш-, -айш- - покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в СРЯ.

— аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой нар. - наиболее противно, наиболее стрёмно, наиболее хреново и т.п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике.

— сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетич. формой сравнит. степ. - лучше всех, больше всего

Нар. в формах степеней сравнения в предложении являются обстоятельствами образа действия - “Она была хороша, она была лучше всех...”

Есть на свете наречия знаменательные, если они образованы от знаменательных слов. А есть еще нар. местоименные. Они не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так), места действия (там, здесь, тут, туда), время действия

 

Деепричастие. Образование деепричастий, их значение, употребление. Переход деепричастий в другие части речи.

 Деепричастие. Образование деепричастия. Ошибки в употреблении деепричастий.

 Дееприч. - неизменяемая форма гл., обозначающая действие, кот. выступает как признак другого действия. Совмещает в себе признаки глагола - катег. вида, способность управлять синтаксически, способность определяться наречием, возвратность / невозвратность и признаки наречия - отсутствие словоизменения, тип связи примыкание, общая синтаксическая функция определения и второстепенного сказуемого.

Деепр. несов. вида образуются от основы наст вр. глаголов нес вида. + суффикс -а- (-я-) - читая, крича. Не образуются от глаголов, не имеющих гласного звука в основе наст.вр. (ждать, лгать, рвать, тереть - мчаться искл.); от глаголов на -чь; от гл. нес. вида с суффиксом -ну- (блеснуть, гаснуть, мокнуть); от гл. с чередованием з-ж, с-ш, х-ш конечных согласных основы инфинитива и основы наст.вр. (вязать - вяжут, писать - пишут, пахать - пашут); от гл. бежать. гнить, ехать, лезть, петь, стыть.

Деепр. сов. вида образуются от основ инфинитива глаг. сов. вида + суффикс -в, -вши (после гласных), -ши (после согласных) - прочитав, написавши, принесши.

Действие, называемое деепричастием, всегда производится тем же лицом или предметом, кот. производит основное действие, выражаемое глаг. - сказуемым. Предложения. в кот. это нарушается - гадость, мерзость и речевая ошибка.

Категория состояния

Слова кат сост.— несклоняемые и неспрягаемые слова, обозначающие состояние природы или человека, иногда с модальной окраской и выражением оценки - “Мне грустно потому, что весело тебе” Называют: 1) состояние природы и обстановки - “В горнице моей светло”, “Он страдал, если за окном темно”, “Пусто в доме который вечер, который вечер проливной приговор” 2) оттенки физического и внутреннего состояния человека - “Я повторяю десять раз и снова, никто не знает, как же мне хреново”, “И от мысли, что Ивану тоже плохо, Сидору вдруг стало хорошо”, 3) модальные оттенки - “Не надо бегать по коридорам!”, “Мама, можно я нарву ландышей?” 4) временные и пространственные отношения -“Пора, брат, пора!”, “Далеко - далеко беззаботные дни”, “Еще не поздно, а день уже прожит” 5) слуховые и зрительные ощущения - “Мне сверху видно все, ты так и знай”, “Седьмой, мне тебя не слышно, почему молчишь?” 6) оценку - “Грех смеяться над больными”, “Ты - свободная птица, но мне тебя жаль”

По происхождению большинство слов кат. сост. соотносится с др. частями речи - 1. с сущ. - грех, стыд, позор, пора. 2) с нар. на -о - холодно, жарко, интересно, трудно, больно. Только слова нельзя, можно, надо, жаль ни с кем не соотносятся. Гордые.

Слова на -о - единственные из всех слов кат. сост. могут изменяться по степеням сравнения (сравнит. степень - аналогична синтетической форме сравн. степени этой группы наречий) - тепло - теплее

В безличном предложении являются сказуемыми и, как главный член предложения, не вступают в подчинительные связи с другими словами, хотя могут иметь при себе зависимый инфинитив - стыдно сказать, Могут управлять сущ. со значением субъекта в форме дат. пад. - “Мне сладостно, что мы — врозь” - или существительным с предлогом в форме род. (далеко до дома), твор. (за дверью пусто) при обозначении пространственных отношений.

                       










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...