Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модальн.слова. Междометия и звукоподраж слова.
Междомет. — часть речи, включающая в себя неизменяемые слова и сочетания слов, кот. непосредственно выражают наши чувства, эмоции и волеизъявления, не называя их, чем существенно отличаются от знаменательных частей речи. Не имея номинативной функции, междомет. являются только речевыми знаками, словами - сигналами, употребляемыми для кратчайшего выражения реакции человека. Но при этом за каждым междомет. закреплено его содержание — каждое междомет. выражает определенное чувство, состояние или волеизъявление (ФУ - презрение, НУ! - побуждение, ОЙ! - испуг,удивление,сожаление. Междометия не имеют ни лексич., ни грамматич. значений, не являются членами предложения и синтаксически с ними не связаны. От служебных частей речи отличаются тем, что не выражают отношений между словами в предложении, не служат для связи между ними, не вносят в предложение добавочных смысловых оттенков. По составу междомет. делятся на производные и непроизводные. 1) Непроизводные (первообразные) - состоят из одного или двух - трех звуков, иногда повторяющихся - а!, вау!, ого, эх, ой, тьфу, ай-ай-ай, дзинь и т.п. Они не имеют фонетических и семантических связей ни с одной из знаменательных частей речи. 2) Производные (непервообразные) - образованы от полнозначных слов, теряющих свою номинативную функцию и произносимых с сильной эмоционально - экспрессивной окраской - батюшки, блин, караул, господи боже. Сюда так же входят 1. фразеологизмы - боже упаси 2. глагольные междомет: БАХ!, глядь, бряк, шмыг…3. вокативные (призывные) междомет., образованные от обиходных названий соответствующих домашних животных - кис-кис, цып-цып, гули-гули. По значению междомет. делятся на три разряда: 1) эмоциональные - выраж эмоции и эмоц оценки: — удовлетворение - ага! браво, о! ура и т.п. — неудовлетворение - фу, блин, тьфу, ой ё, эх, ох и т.п. — удивление - ну и ну, вот это да. При этом в зависимости от выражаемых эмоций местоимения могут входить в разные группы. Междомет., обслуживающих сферу отрицательных эмоций больше, чем междомет. с положительной оценкой. 2) императивные (повелительные) - выражающие волеизъявления: — команды - айда, вон, тсс, ну,— призывы откликнуться - алло, эй, ау, караул и т.п. 3) междомет. этикета - выражения приветствия, пожелания, благодарности, извинения - здравствуйте, салют,простите. Синтаксические функции междомет. 1) М могут выступать в кач-ве эквивалента предложения, в этом случае они характеризуются самостоятельной интонацией - “Ни фига себе!” - сказал я себе 2) как вводное слово (поскользнулся и бац! - растянулся) 3) В кач-ве члена предложения, когда междомет. замещает собой ту или иную словоформу (А она все ох да ох). Для междомет. глагольного (прыг, скок, хвать и т.п.) и звукоподражательного (бах, бам, хрясь, бац и т.п.) типа функция сказуемого является преимущественной, при этом они уподобляются глаголам одноактного способа действия (типа прыгнуть, цапнуть, стукнуть, трахнуть Междомет. являются принадлежностью устной речи. Они теснейшим образом связаны с интонацией и жестом Нередко, вбирая в себя знач неск слов, междомет. повышают лаконизм фразы - “То ли еще будет, ой-ой-ой” Большинство междомет. стилистически окрашено, поэтому их использование сообщает контексту тот или иной стилистический тон - грубоватый, непосредственный, восторженный, возвышенный и т.п. Звукоподр. слова - являются воспроизведением звуков, издаваемых людьми, животными и неживой природой. От предыдущего пункта отличаются тем, что межд. хотя бы чувства и волеизъявления выражают, а они используются исключительно как экспрессивно - стилистическое средство отображения действительности. Могут употребляться изолированно и в составе предложения, выполняя функции различных его членов - “Бум! - грохнуло сзади”, “Он ей на ушко все шу-шу-шу да шу-шу-шу”, “Кукареку разнеслось над деревней”, “Тик-так, тик-так стучали часы на стене” Модальные слова. Модальность - категория, выражающая отношение сообщения к реальности, устанавливаемое говорящим. А модальные слова - это выделившиеся в самостийную часть речи неизменяемые слова и выражения, с помощью кот. говорящий оценивает свое высказывание или отдельную его часть с точки зрения их отношения к объективной действительности: наверно, видимо, возможно, быть может. Они полностью лишены номинативной функции, не являются членами предложения, не связаны грамматически с другими словами в предложении и выделяются интонационно, а на письме, соответственно, пунктуационно - “Может быть, это только мой бред, может быть, жизнь не так хороша, может быть, я так и не выйду на свет, но я летал, когда пела душа” В предложении выступают в роли вводных слов и словосочетаний. Могут употребляться и в кач-ве слов - предложений, чаще всего в диалогической речи. “Ах, Фунтик, ты со мной согласен? — Конечно!” По происхождению - мод. сл. образовались за счет перехода в эту группу: 1) сущ. - правда, факт 2) крат. прил. - бесспорно, несомненно, верно, возможно 3) крат. прич. - видимо, вестимо 4) сл. катег. сост. - очевидно, понятно, видно 5) глаг. - кажется, разумеется, думается 6) словосоч. - в самом деле, должно быть, по всей вероятности. По отношению к соотносительным словам мод. сл. выступают как грамматич. омонимы. По значению делятся на 1) мод. сл. со значением утверждения реальности сообщаемого - конечно, безусловно, разумеется, вне всякого сомнения, “Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на сундуке и плакала навзрыд” 2) Со значением предположительности сообщаемого - возможно, наверно, пожалуй, кажется, небось, “Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была” Иногда к мод. сл. относят также вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности - типа к счастью, к сожалению, к величайшему изумлению; слова со значением пояснения или ограничения - кстати, впрочем, в частности, в общем и целом; слова, указывающие на порядок мыслей и их изложения и способ оформления - во-первых, наоборот, однако, итак, следовательно, короче Но дамы Рахманова и Суздальцева хором против этого восстают, мотивируя, что это неоправданно и ваще.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |